Псалом 5 текст молитвы

На данной странице вы найдете детальное описание: псалом 5 текст молитвы - подобранную специально для Вас!

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 5

Этот псалом — молитва Давида, сознающего опасность, которая угрожает ему со стороны бесчестных врагов. Предполагают, что он был написан в атмосфере готовившегося мятежа Авессалома, перед бегством Давида из Иерусалима. Давид готов «ожидать» — в сознании, что Господь есть Бог, у Которого «не водворится злой», Бог, ненавидящий «всех, делающих беззаконие».

Известное сомнение в авторстве Давида может быть вызвано стихом 8, в котором говорится о «храме», не существовавшем при Давиде. Однако употребленным здесь словом хекал называли и скинию (к примеру, в 1-Цар. 1:9; 3:3, где оно тоже переведено как «храм»).

Пс. 5:1. Указание начальнику хора. Надпись свидетельствует об авторстве Давида.

Пс. 5:2-4. Давид подчеркивает, что, едва поднявшись поутру, обращается к своему Господу с горячей молитвой (Внемли гласу вопля моего!) и просит внимательно выслушать ее, вникнув в его сокровенные мысли. Давид начинает свой день с молитвы и выражает готовность ожидать ответа свыше.

Б. Бог, каким видит Его Давид (5:5-8)

Пс. 5:5-7. Это Бог, не терпящий лжи и коварства, противостоящий кровожадным и преступающим закон (применительно к своим конкретным обстоятельствам Давид подразумевал Авессалома и его сторонников, которые плели коварные интриги; «ища души» своего отца, Авессалом совершал беззаконие). Давид выражает уверенность, что Бог не станет покровительствовать нечестивым и злым: они у него «не водворятся», «не пребудут пред очами Его».

Пс. 5:8. Но собственных заслуг Давид не превозносит; путь в дом Господень открыт ему по множеству милости Его, и он войдет в него, чтобы поклониться (здесь евр. слово, означающее «простереться ниц») святому храму Его (скинии) в благоговейном страхе.

В. Молитва о водительстве Божием (5:9-13)

Пс. 5:9. Давид жаждет идти путем праведности и тем более нуждается в водительстве Божием, что окружен врагами, которые злы и коварны: да будет путь его прям и угоден Господу, несмотря на все их козни.

Пс. 5:10-11. Здесь метафоры, выражающие всю меру нечестия врагов Давида, которые распространяют о нем ложь и пекутся не о благе народа, а об удовлетворении тщеславия своего и властолюбия (об интригах и мятеже Авессалома во 2-ой книге Царств).

Гортань их — гроб. Образ демагогических выступлений, выступлений, направленных на совращение народа; те, которые занимаются этим, толкают людей к гибели, ибо, поднимая их «на беззаконие», делают их противниками Божиими, которых Он не потерпит.

Осуди их, Боже и отвергни их (тех, кто полны нечистых замыслов), взывает Давид.

Пс. 5:12-13. Осуждения врагов Давид просит не только в наказание им, но и ради укрепления веры всех уповающих на Господа, для их ликования при мысли о том, что Он покровительствует праведным.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

1 Начальнику хора. Псалом Давида,

2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Псалом № 37 читают в ходе шестопсалмия — он идет вторым по счету. Слова данной песни обращаются к Господу и стремятся выразить не только раскаяние в собственных делах, но и восхвалить Творца за то, что Он подарил. В историческом контексте — это эмоциональный крик Давида к Всевышнему о помиловании его.

Читайте так же:  Молитва от начальства самая

Точной информации об истории написании данного текста нет. В оригинале и синодальном переводе перед песней идет предписание «В воспоминание», при этом в греческом варианте и церковнославянском предписании более пространственное «В воспоминание о субботе». Эта приписка дает читателю понять, что содержание песни наполнено покаянием и составлен как воспоминание о субботе. Но суббота тут не просто день недели, а состояние покоя, который приходит в сердце к человеку во время его невинности и близких взаимоотношений с Господом.

Текст написан в ярких эмоциональных выражениях, что подтверждает крайне изнеможённое и депрессивное состояние Давида в момент написания.

Другие псалмы царя Давида:

Соотносят данный текст с прочими песнями из Псалтири, исследователи приходят к выводу, что он был написан в одном из трех случаев:

  1. Во время преследования Давида царем Саулом, когда невиновный ни в чем юноша бежал со своими людьми в пустыню и долгое время там скрывался от жаждущего мести царя.
  2. После прелюбодеяния с Вирсавией, когда царь Давид потерял ребенка, зачатого в грехе с чужой женой.
  3. Во время бегства от Авессалома и серьезной болезни, которая настигла царя.

Псалом состоит из глубоко прочувствованных жалоб человека, изнемогающего от болезни, которая случилась с ним из-за его собственных беззаконий. Он находится в отдалении от своего Спасителя и изнемогает не только от физической немощи, но и от духовной. Отдельные стихи помогут в целом истолковать песнь:

Начать чтение псалма лучше всего с церковнославянского варианта: это не только поможет лучше понимать язык службы в храме, но и будет отвечать традиции церкви.

Для лучшего понимания псалом можно читать в Синодальном или Современном русском переводе. Греха в этом нет, просто может быть после будет сложнее переключиться в храме на старославянский язык.

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Читайте также интересные статьи:

Читая данный текст можно зажигать свечу перед иконой Иисуса Христа или Спиридона Тримифунтского. В каких случаях его следует читать? Следует помнить, что Библию можно и нужно читать ежедневно с целью научения и наставления духа, при этом не нужны никакие особенные причины. Но можно читать текст как особую молитву в случае:

  1. Необходимости покаяться перед Господом или человеком в определенном проступке.
  2. Испытаний, душевных мук или депрессии.
  3. Тяжелой болезни, для исцеления и укрепления духа и тела.
  4. Проблем на работе.
  5. Финансового кризиса в жизни.

Совет! Всегда следует помнить, что Господь смотрит на сердце человека, а не на его слова, поэтому во время чтения следует наблюдать за своим духом и сердцем в первую очередь.

Надписание в славянской Библии («о наследствующем») указывает на содержание псалма: в нем говорится об участи, уделе, наследии праведников и нечестивых. С евр. языка — «начальнику хора; на духовых инструментах» — надписание говорит о способе музыкального исполнения псалма.

Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Это видно из описания Давидом тех волнений, которые тогда происходили среди евреев: его враги собирались совершить «беззаконие» (6 ст.), возбуждали против Давида народ распространением «лжи» и «льстивыми» обещаниями (10), причем готовился переворот насильственный, с пролитием крови (7). Давид же ходил в храм и молился пред Господом (8), как о наказании беззаконников, так и об «исправлении своего пути» пред Господом (9). Все содержание, таким образом, указывает на начало восстания Авессалома, когда Давид не был удален от храма, видел связь между начинавшимися волнениями и своим преступлением, видел и те средства, какие употреблялись Авессаломом для подготовки восстания.

Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях (2-5), а нечестивых и кровожадных его врагов наказать (6-7). Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий (6-11). Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников (12-13). «Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях (см. 10 ст.). «Уровняй путь — дай мирную и безопасную жизнь».

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

2-3. «Услышь слова» — выслушай, прими мою молитву: «уразумей помышления мои» — внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.

Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его молитва к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля («внемли гласу вопля моего»).

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

4. «Рано услышь», «рано предстану пред Тобою». Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает — окажи скорее помощь. — «Предстану пред Тобою», т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

5. «Не водворится злой» — не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

6. «Не пребудут пред очами» — не будешь наблюдать, оберегать их.

Читайте так же:  Молитва Святой Матроне о возвращении мужа

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

7. «Кровожадного и коварного гнушается Господь». Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом «коварным».

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

8. Под «домом, храмом» нужно разуметь скинию (см. Исх XXIII:19; 1 Цар I:9; 2 Цар XII:20).

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

9. Молитва Давида о наставлении «от Бога правде» указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

10. «Нет в устах их истины» — враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их — пагуба» — они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их — открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

11. «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» — осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

12-13. Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Утренняя молитва является надежным покровов на весь день грядущий. Псалом 5 — слезное обращение к Творцу в час тревог и невзгод, когда проблемы плотным кольцом окружают жизнь молящегося.

В жизни царя Давида редко бывали спокойные дни. С юношества до старости он подвергался гонениям, нападкам врагов и предательству ближних. Родной сын Авессалом готовит восстание против отца и царя Давида, сердце которого разрывается от боли, гнева и несправедливости.

В Псалме 5 Давид в самого начала подчеркивает:

  • свою уверенность в том, что его плач будет услышан Создателем;
  • признание славы и святости Божью;
  • решение постоянно находиться в поклонении;
  • молиться о себе, против вражьих нападок, о народе Израиля.

Важно! В этом псалме отличительной особенностью является рекомендация исполнять песнопение на духовых инструментах, тем самым подчеркивается его важность и сила.

В повелевающем и ободряющем принципе молитвы заложена могущественная молитва, воззвание к Царю царей.

Стихами 2-4 царь буквально кричит к Господу, умоляя Его услышать о создавшейся проблеме, псалмопевец просит Бога снизойти до него.

Другие псалмы царя Давида:

Царь Давид смотрит на Всевышнего, как на Властелина вселенной, и радуется, что Создатель готов выслушать молитву каждого человека, который взывает к Нему.

Псалмопевец называет Творца Царем и Богом, Тем, Кто правит на Небе и земле. Только вдумайтесь, простой, грешный человек, песчинка в человеческом мире имеет право в простой молитве обратиться к Самому Создателю Вселенной со своей просьбой.

В страстной и с верой молитве христиане уверены в том, что:

  • донесенная проблема будет услышана Богом, Его ухо направлено в сторону людей, которые не всегда могут найти взаимопонимание среди себе подобных;
  • их прошение достигнет Бога, и Он даст ответ, после размышлений на добро или зло, ведь без размышлений не может быть крепкой молитва;
  • Бог слышит наш плач и вопли, которые вырываются из груди христиан в минуты великой скорби и отчаяния.

Давид подчеркнул, что он начинает день с молитвы, ибо день, который Господь благословит с утра, будет удачен все опасности и проблемы будут под Его контролем. Творец — Бог, ненавидящий грех, об этом говорит царь в стихах 5-7.

Несмотря на огромное любящее сердце, наполненное чистотой и святостью, Создатель строго судит каждого за грехи. Враги, творящие беззакония, в одно мгновение могут быть уничтожены, как и их процветание, идолопоклонники будут истреблены с земли.

Далее псалмопевец обещает жить в поклонении Всевышнему, воздавая Ему честь и хвалу, в благоговении пребывая в молитве, как в одиночестве, так и в храме.

Поиск святости и справедливости вызывает желание постоянно находиться в присутствии Божьем. Интересно воззвание о том, что Давид просит Божьего наставления ради врагов.

Как часто в наших сердцах возникает гнев, суд, желание отомстить с особой жестокостью. Решая решить проблему по собственной воле, мы часто при этом впадаем в грех. Безгранична милость Творца к любящим Его с послушанием и терпением.

В каждое ситуации, взяв за пример псалом 5 Давида, христиане должны отдавать себя на Божье водительство, тогда ответ Создателя будет на добро просимому и на гнев врагам. Давид молится за врагов своих, зная, что они поступили неправедно.

Лжецы, льстецы, люди, держащие «камень за пазухой», религиозники, выдающие себя за праведников, находятся рядом с нами постоянно, и только воля Божья способна изменить ситуацию.

Множество нераскаянного нечестия — прямой путь в преисподнюю. Давид подчеркивает, что враги выступили не только против него лично, грешники возмутились против Всевышнего, они достойны наказания. Наказание грешников — ответ на молитвы и укрепление веры во всемогущество и справедливость Отца.

Псалмом 5 начинается первый час утрени, после благодарственной молитвы о прошедшей ночи.

Текст этой песни — молитвы можно читать в любой сложной жизненной ситуации, будь то семейная проблема или болезнь, финансовый кризис или элементарная сплетня.

Читайте также интересные статьи:

Читая прошение Давида на утрени, христиане тем самым ставят Божью защиту на весь от искушений, вражеских нападок, непредвиденных проблем и духовного падения.

1 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.

1 Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой,

2 Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

2 внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи.

Читайте так же:  Молитва Киприану и устиньи

3 Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя.

3 Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать.

4 Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй,

4 Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не поселится при Тебе творящий зло,

5 ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие.

5 не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие.

6 Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

6 Ты погубишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь.

7 Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

7 Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём.

8 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.

8 Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой.

9 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху.

9 Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали.

10 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

10 Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи.

11 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

11 И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.

12 Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

12 Ибо Ты благословишь праведника, Господи; как оружием благоволением Ты оградил нас.

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника. Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

И возрадуются все, уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

В богослужениях православной церкви очень широко используется Псалтирь. Псалом 5 входит в последование вседневных часов (ежедневное краткое богослужение). Ради удобства, часы в современной практике соединяются с другими службами. Но для самостоятельного чтения, изучения, данное молитвенное обращение к Богу доступно в любой момент. Каковы обстоятельства и цель написания, в каких случаях принято читать текст — расскажем в этом материале.

Многие главы Псалтири имеют надписание, в данном случае — «о наследствующем», что обозначает тему, которой посвящена эта глава Писания. Она повествует о том, какое наследство Господь приготовил грешным и праведным. Далее следует комментарий, предназначенный руководителю хора — псалом 5, по замыслу автора, должен исполняться на духовых инструментах.

Хотя царь Давид был весьма благочестивым человеком, избранником Божиим, и он не был избавлен от последствий грехопадения своего грехопадения (прелюбодеяния). Семейная жизнь его была полна трагедий. Например, собственный сын Авессалом (он был по счету третьим) сначала лишил жизни своего брата (Амнона), затем поднял восстание против отца. Именно об этом периоде мы читаем в древних строках.

Накануне переворота царь ощущал беспокойство, очень много молился, прося защиты у Господа. Авессалом был очень приятной внешности, силен и смел, но в душе его зрел мятеж. Чтобы занять трон отца, он стал распускать о нем несправедливую молву, при этом клеветал и на всех, кто верно служил Давиду.

Несмотря на все коварство своего отпрыска, Давид всячески искал применения с ним, требовал от своих воинов сохранить ему жизнь при любых обстоятельствах (к его великому горю, в итоге Авессалом все равно погиб). Здесь проявляется не только житейская мудрость, но и полное доверие Господу. Ему одному Он вручает наказание и вразумление грешников.

На русском языке лучше знакомиться с этой главой Псалтири в том случае, когда хочется понять всю глубину значения.

После внимательного прочтения 5 псалма, можно изучать толкования святых отцов. Их существует несколько, ведь Псалтирь очень известная библейская книга.

Здесь псалмопевец напрямую обращается к Господу, минуя своих друзей, земных начальников и всех остальных. Хотя Бог и находится вне зоны нашей видимости, Царь Царей все еще открыт для наших прошений. Так было от начала времен, Господь ждет нас и сегодня. Давид показывает верующим пример того, как следует воздавать честь Всевышнему.
  • Бог всегда хочет и может слышать нас, где бы мы не находились.
  • Давид обращается к Господу со всей страстью (вопит), он уверен в том, что получит своевременный ответ.
  • Обещает молиться в любой период своей жизни. Это первое дело, которым земной царь занят с самого утра. Не оставляет он его также за дневными хлопотами.
  • Подкрепив душу молитвой, человек может быть уверен в том, что на протяжении дня сохранит правильный настрой — не забудет Божьих повелений.
  • Автор 5 псалма не требует от Владыки небес конкретных действий, он знает, что Бог примет наилучшее решение.

При вдумчивом прочтении мы можем также узнать о свойствах Иеговы. Он ненавидит беззаконие, потому что оно глубоко противоречит Его святой природе. Он справедлив, поскольку не терпит грешников, не удостоит их Своей милости.

Читайте так же:  Молитва для торговли на соль

Давид описывает себя, своих неприятелей, израильский народ. Несмотря на преследования и клевету, праведник остается верен Богу, стремится быть ближе к Нему. При этом Давид не стесняется своей веры. Он молиться не только наедине, но и на общественные богослужения приходит постоянно. Хороший пример тем, кто молится лишь дома и считает это достаточным.

  • Своих неприятелей царь обличает во лжи. Такой грех отвратителен Богу настолько, что мы видим сравнение их с открытыми гробами. Отступления от воли Творца не являются случайными или разовыми, их было «множество». Поэтому Создатель поступит справедливо, лишая врагов праведника милости.
  • Как правитель, Давид не забывает попросить и о вверенном ему народе Божьем. Он хочет, чтобы души его подданных наполнились радостью, ликованием. И это связано с пребыванием в милости у Господа. Пророк учит каждого молиться не только о своих нуждах, но и за ближних.

Смирение Давида говорит о том, что он имеет перед Богом некие грехи. Поэтому считает, что заслужил наказание. Он не предпринимает активных действий, чтобы защититься. Его средства спасения — только молитва и покаяние. Мудрый царь не просит умертвить своих недоброжелателей. Он лишь желает, чтобы Господь пресек их коварные замыслы. Согласно народной традиции, текст 5 псалма читают при болезнях глаз. Но вы можете произносить его в тех обстоятельствах, которые считаете подходящими.

Сегодня мы говорим о пятом псалме, повествующем об участи (уделе или наследии) праведников и нечестивых, а также о том, какая молитва бывает услышана Богом. Молитвенные слова этого псалма пророка и царя Давида мы ежедневно слышим в церковном богослужении: ими начинается первый из трех псалмов одной из вечерних служб — первого часа , читаемого после Утрени или Всенощного бдения. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву обуреваемой напастями благочестивой души о спасении.

Псалом надписан как « о наследствующем ». Святой Афанасий Великий под этим подразумевает боголюбивую душу или Церковь. Что же она наследует? – Обители Царства Небесного, « ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша » (1Кор.2:9).

Пятый псалом продолжает одну из ключевых тем всей Псалтири – судьба человека верующего и отвергающего Бога. Так или иначе, каждый псалом связан с этой темой. Предыдущие четыре псалма уже разделили людей на две группы. Давайте немного вспомним:

люди Божии (в тексте Твои , потому святой Давид обращается к Богу), на ком благословение Божие (Пс.3,9);

праведные или праведники (в ком есть правда Божия, « в законе Бога их воля и в нем они поучаются» ) (Пс.1, 2 и 6);

нечестивые , губители (Пс.1,1);

сыны человеческие (Пс.4,3), любящие суету и ищущие ложное в своей жизни (лжу) , « поучишася тщетным » (Пс.2,1) — не тому, что хотел бы от человека и заповедал ему Господь (Пс.4,4);

Пятый псалом продолжает: Богу ненавистны в людях беззаконие, лукавство (« лукавнуяй » (Пс.5,5), несправедливость, ложь (« нет в устах их истины , глаголют лжу » (Пс.5,10), зависть, коварство. Вот как это звучит в этом псалме: « сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху» (Пс.5,10).

Пс.5:2-3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Здесь мы остановимся на словах, которые часто будут звучать и в других псалмах. Глагол означает речь , слово , а в молитве — слова, то есть глаголы моя — это слова молитвы моей. Внуши — «возьми» в уши (так звучит усиленная просьба выслушать). Разумей звание значит «познай мой вопль, пойми, в чем состоит моя нужда». Вонми гласу моления моего , т.е. «вникни, обрати особое внимание на мою просьбу». Святая Церковь ставит слова пророка Давида всем христианам в качестве примера и образца покаяния и молитвы. Все мы молимся Богу, но каков плод нашей молитвы? Слышит ли Господь ее? Внемлет ли ее словам?

Не слышит Господь Бог молитву :

— когда молящийся развлекается мыслями в молитве (разбегаются в разные стороны);

— если не сознаем своих слов или не понимаем того, о чем молимся;

— когда молимся с бессердечием и холодностью, так что молитва не может взойти горе .

Не разумеет Бог просящего (не выполняет просьбы):

— когда не знаем сами, чего просим или нет силы прошения – тщания в молитве);

— когда просим неполезного для своей души;

— когда мы недостойны того, чтобы быть услышанными (по недостатку смирения, по сотворении греха и отсутствии сокрушения о нем).

Вот о чем напоминают слова молитвы св.царя Давида.

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день вставать на молитву: утром, в полдень и вечером (Дан. 6:10, 13). Поэтому и св.Давид, считавший молитву самой главной и первейшею обязанностью своей к Богу, говорит: заутра , т.е. прежде нежели приступлю к какому-либо делу и прежде чем возглаголю что-либо и к кому-либо, т.е. прежде чем развлекутся мои мысли житейскими заботами, предстану пред Тобою, Господи. «Великой похвалой усердию» называет эту привычку святой Афанасий Великий!

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Продолжая молитвенную беседу, пророк говорит о том, что продолжит разговор с Богом в Его святом храме (в то время — скиния Божию, где хранился Ковчег Завета и которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом (1 Цар. 1:9). И снова нам образец: зайду туда с поклоном и в страхе Божием – в благоговении пред Богом.

Пс.5:9-10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой…

Здесь как бы звучит текст самой молитвы в храме: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на стезю правды Твоей и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез то избегать всех грехов, столь ненавистных Тебе. И что интересно, святой Давид просит сделать это еще и ради своих врагов: может, одумаются?!

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

А если нет (не одумаются), то пророк просит суда Божия на нечестивых: осуди их праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам; не дай успеха их коварным и злобным замыслам. Изрини их — отвергни их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам.

Пс.5:12-13 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Бога . Его благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Читайте так же:  Молитва о крепкой семье Матроне

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 50

Немного других псалмов из Псалтыря могут сравниться с этим по своей популярности среди верующих всех веков. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы. Из вступительной надписи мы узнаем, что царь Давид создал его под воздействием тяжких мыслей о совершенном им грехе прелюбодеяния и убийства (2-Царств 11). Тогда Давид нарушил сразу несколько заповедей из Десятисловия.

Верующие видят утешение в том факте, что если Бог простил Давиду его тяжелый грех, то значит и они могут надеяться на прощение своих согрешений. Поэтичный язык особенно живо передает все напряжение решающего момента в псалме. Для Давида таким моментом было то, когда его грех предстал перед ним во всем его отталкивающем безобразии. Не будучи в состоянии ни «отвернуться» от него ни оправдаться в нем, царь от всего сердца покаялся (2-Царств 12:13а).

Поскольку псалом посвящен лишь исповеданию греха и ничего не говорит о его прощении (хотя, судя по историческому повествованию, оно последовало немедленно; 2-Царств 12:13б), его рассматривают как глубочайшее размышление о важности покаяния. Согрешившему верующему необходимо получить Божье прощение, если он хочет с чистым сердцем продолжать свое служение Господу.

Главная мысль Псалма 50 сводится к тому, что и самый тяжелый грех может быть прощен человеку, который обратится к Богу с мольбой о прощении и о нравственной «реабилитации». Но для этого надо принести Богу «дух сокрушенный» (стих 19), уповая на Его сострадание и милость.

Пс. 50:3-4. Обращаясь к Богу, Давид уповает на Его великую милость и сострадание (по-русски передано как «множество щедрот»). Уже первые три слова стиха 3 «Помилуй меня, Боже» звучат как законченная молитва; в них содержится признание того, что Давид не заслуживает прощения, и только по милости Божьей (по Его милосердию) оно может быть даровано.

Из истории царя Давида мы знаем, он согрешал и падал также, как любой человек, но, обладая чуткой совестью и обостренным нравственным чувством, Давид всегда строго судил самого себя, страдая от осознания того, что своими согрешениями он прежде всего оскорбляет Бога (стих 6). Поэтому в нем была искренняя жажда очищения и омовения от греха. «Изгладь… многократно омой… очисти» — умоляет он.

Пс. 50:5-6. «Грех мой всегда предо мною» — говорит Давид. Возможно, в этих словах подразумевалось то, что почти целый год прошел прежде, чем Давид покаялся в совершенном им зле (напомним, что младенец, рожденный Вирсавией, умер через неделю после покаяния Давида; 2-Царств 12:13-18). Может быть, все это время Давид как-то оправдывал самого себя, ведь свое «беззаконие» во всей его неприглядности он осознал лишь после того, как пророк Нафан прямо указал на него царю, назвав вещи своими именами. Только после этого Давид признал, что согрешил, и подчинился Божьей воле, приняв Его справедливый приговор.

Пс. 50:7-8. В стихе 7 Давид образно говорит о своей изначальной нравственной несостоятельности как причине своих согрешений на протяжении жизни. Во второй части стиха 8 Давид подразумевает обличение себя пророком Нафаном: лишь благодаря пророку, посланному Богом, он осознал всю мерзость своего согрешения. Он говорит Господу: «Ты… внутрь меня явил мне мудрость» — т. е. довел до моего сознания соделанное мной.

Пс. 50:9-11. Покаявшись, царь просит Бога простить его. Снова звучат слова мольбы: «омой… изгладь». Трава иссоп, или точнее, сок этого растения, служила непременным компонентом в ритуале очищения от греха посредством крови (Лев. 14:6-7,49-52; Евр. 9:22). Давид молит Господа о нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега, и наполнило бы его радостью восстановления свои отношений с Богом (стих 10). Сравните образное выражение в конце стих 10 с подобным выражением в Псалме 6:3. «Кости… сокрушенные» и «радующиеся» символизируют эмоциональное состояние человека во всей его глубине.

Пс. 50:12-14. Давид просит Бога о внутреннем духовном обновлении, о новом сердце. В стихе 13 он молит, чтобы Господь не отверг его и не отнял от него Духа Своего Святого Возможно, Давид вспомнил, как был отстранен от царства Саул — в ветхозаветных писаниях это было представлено именно как отнятие от него Святого Духа.

Согласно новозаветному учению (Иоанна 14:16; Рим. 8:9) Святой Дух, Который входит в верующего в момент спасения (т. е. уверования в Иисуса Христа), уже не покидает его. Но по причине своего согрешения христианин может быть устранен от общения с Господом и служения Ему (1-Кор. 9:27).

В стихе 14 Давид просит возвратить ему радость спасения Божьего, которую он может испытывать лишь через осознание, что Бог спас его (в значении «очистил», «простил»). Утверди меня в следовании путями, угодными Тебе, Духом Твоим Святым.

Обещание прославлять Бога (50:15-19):

Желания Давида «учить не знающих закона Божьего» и «возвещать Господу хвалу» не могут осуществиться прежде, чем Бог простит его, так что косвенно здесь тоже содержится просьба о прошении.

Пс. 50:15. «Научу беззаконных путям Твоим», стану обращать к Тебе нечестивых. Давид исполнен намерения возвещать людям, как благ Господь, в частности, по отношению к кающимся грешникам. Но прежде чем исполнить свое намерение он сам должен быть прошен.

Пс. 50:16-17. «Избавь меня от кровей» — подразумевается убийство Урии.

Пс. 50:18-19. Давид сознает, что для примирения с Богом недостаточно простого принесения Ему на алтаре жертвенных животных (Псалом 39:7). Их бы он дал, как и прежде давал во множестве. Но жертва, наиболее угодная Богу — это смирение кающегося, его сокрушенный дух. С таким духом и приходит Давид к Богу.

В ветхозаветное время каждый, кто согрешил, как Давид, должен был услышать слово Божьего прощения от священника или пророка. Только после этого кающийся допускался к богопоклонению и принесению мирной жертвы. Верующие новозаветной поры находят это «слово прощения» в данном нам Слове Божьем, где оно записано на вечные времена: это кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от греха (1-Иоанна 1:7). Однако и новозаветному верующему нужно иметь «дух сокрушенный» и всеми силами, с помощью Божьей, уходить от соблазна самонадеянности и самоуверенности. Ему необходимо постоянно признавать перед Богом свою нужду в духовном обновлении и очищении (1-Иоанна 1:9).

Молитва о благоволении Божьем (50:20-21):

Пс. 50:20-21. Многие полагают, что эти стихи — позднейшее дополнение к Псалму 50, так как они не согласуются с темой этого псалма. Здесь подразумевается, что стены Иерусалима разрушены, и на Божий алтарь больше не возлагают тельцов. Эти обстоятельства не соответствовали времени Давида. Скорее всего, стихи 20-21 появились в годы вавилонского пленения. Вдали от родной земли евреи могли прибегать к Псалму 50 как к покаянной молитве, присоединяя к ней просьбу о восстановлении Иерусалима и храма.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 5 текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here