Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Дирижеру хора. Псалом Давида, когда пророк Нафан пришел к нему, после того, как Давид согрешил с Вирсавией ,
потому что я сознаю свои беззакония,
и грех мой всегда предо мной.
Против Тебя Одного я согрешил
и в Твоих глазах сделал зло.
Ты справедлив в Своем приговоре
и безупречен в суде Своем.
грешным зачала меня моя мать.
Но Ты желаешь истины, сокрытой в сердце,
так наполни меня Своей мудростью.
Очисти меня иссопом , и буду чист;
омой меня, и стану белее снега.
Дай мне услышать веселье и радость;
пусть порадуются кости, Тобой сокрушенные.
Отврати лицо от моих грехов
Сотвори во мне чистое сердце, Боже,
и обнови во мне правый дух.
и не лиши меня Твоего Святого Духа.
Верни мне радость Твоего спасения
и Духом владычественным поддержи меня.
Тогда я научу нечестивых Твоим путям,
и грешники к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровопролития, Боже,
и язык мой восхвалит праведность Твою.
Жертва Тебе неугодна – я дал бы ее,
всесожжения Ты не желаешь.
Жертва Богу – дух сокрушенный;
сокрушенное и скорбящее сердце, Боже,
Сотвори Сиону добро по Своей благосклонности;
заново возведи стены Иерусалима.
Тогда будут угодны Тебе предписанные жертвы,
тогда приведут быков к Твоему жертвеннику.
b) 50:9: Иссоп – по всей вероятности, один из видов майорана, распространенный в Израиле. Это растение использовалось священниками для кропления (см. Лев. 14:4-7; Чис. 19:18) и было символом очищения от греха в иудейской культуре.
1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Читать тексты псалмов 26, 50, 90 удобно в современном русском переводе. Чтобы защитить себя от напастей и бед, распечатайте текст двадцать шестого, пятидесятого и девяностого псалмов и носите его с собой.
Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь?
Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, оскорбители мои и враги мои, то сами они изнемогли и пали.
Если выстроится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, на Него я уповаю.
Одного просил я у Господа, и сего (только) взыщу: чтобы жить мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его. Ибо Он сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей, на скалу вознес меня.
И ныне, как только Он возвысил голову мою над врагами моими, я обошел и принес в скинии Его жертву хвалы и восклицания. Буду петь и воспевать Господу.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взывал, помилуй меня и услышь меня. Тебе сказало сердце мое: Господа взыщу. Взыскало Тебя лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.
Не отврати лица Твоего от меня и не уклонись во гневе от раба Твоего, будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель Мой! Ибо отец мой и мать моя оставили меня, а Господь принял меня.
Руководи мной, Господи, в пути Твоем и наставь меня на стезю прямую врагов моих ради.
Не предай меня на волю притеснителей моих, ибо восстали на меня свидетели неправедные, и солгала неправда себе самой.
Верю, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Живущий помощью Всевышнего, под кровом Бога Небесного водворится. Скажет он Господу: «Заступник мой, прибежище мое, Бог мой! Уповаю на Него!» Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от слова мятежного;
Плечами Своими оградит Он тебя, под крылами Его безопасен будешь; щитом покроет тебя истина Его.
Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днем, Беды, во тьме приходящей, недуга и беса полуденного. Падет возле тебя тысяча, и много тысяч вокруг тебя, тебя же ничто не коснется;
Но ты будешь смотреть очами твоими и воздаяние грешникам узришь. Ибо ты сказал: «Господи, Ты упование мое!» Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Не постигнет тебя зло, и язва не приблизится к шатру твоему; Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих.
На руках понесут тебя, да не преткнется о камень нога твоя. На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея.
«На Меня (Господа) уповал он, и Я избавлю его; осеню его, ибо он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; посещу его в скорби, извлеку его из бед и прославлю его; Долголетием одарю его и явлю ему спасение Мое!».
Текст 50 псалма на русском языке удобно читать в современном переводе. Читайте псалом 50 каждый день в трудных ситуациях и для защиты от колдовства, злых людей.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня, Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.
Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.
Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.
Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся. Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.
Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:
Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; всесожжения не угодны Тебе. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалиму: Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Псалтирь — одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 — это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.
Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после прелюбодеяния с Вирсавией.
Другие псалмы царя Давида:
Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.
Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.
Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.
Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.
1. Начальнику хора. Псалом Давида,
2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18. ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Видео (кликните для воспроизведения). |
20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Для того чтобы лучше понять смысл текста, следует толковать построчно, прослеживая мысль Давида и учитывая культурно-исторический аспект:
Чтобы лучше понять, смысл данной песни можно посмотреть несколько фильмов, где его исполняют:
Или послушать проповедь о покаянии игумена Нектария на основании данного текста.
Псалом 50 является самым распространенным священным текстом, который регулярно читается. При этом его можно читать самостоятельно в моменты острой нужды и раскаяния, как утреннюю или вечернюю молитву, как часть канона Богородице или канона Ангелу-Хранителю. Регулярно читают в храмах на богослужениях перед Причащением.
Читайте также интересные статьи:
Чтение данной песни как бы приводит человеческий дух в состояние сокрушения и покаяния о совершенном грехе. Человек просит Бога помиловать его и даровать ему обновленную совесть и вернуть сердце в состояние благоволения и спокойствия.
- в моменты сокрушения и печали;
- во время тяжести от совершенных грехов;
- перед Причастием;
- для очищения души;
- каждый вечер, как молитву-прощение за день, полный грехов.
Важно! Следует помнить, что Псалтирь — это книга, наполненная мудростью и полная переживания человека о его взаимоотношениях с Господом. Читать ее полезно для наставления и улучшения отношений с Небесным Отцом.
Надписание псалма указывает на повод написания — обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и Урией, а все содержание — покаянная молитва.
Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою (3-6). Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения (7-14). Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятней внешних жертв (15-19).
1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (см. 2 Цар XII:10-14). Такой приговор над собою Давид считает вполне заслуженным им («Господь праведен в приговоре и чист в суде»), так как его грех есть оскорбление Бога, требующее возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его заповедях, пред людьми.
Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением — на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни.
Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
8. «Внутрь меня явил мне мудрость», т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. — «Вот, Ты возлюбил истину». Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
9-14. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные (Лев XIV:6, 7, 49-52), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем.
О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12 ст. ), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Духом Святым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). — «Дай мне услышать радость и веселие» — дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. — «Духом владычественным» — то же, что и Духом Святым (14). «Утверди» — сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
15. Очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
20-21. Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во бремя плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.
Этот псалом, как и 37-ой, называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, входя в состав малого повечерия, полунощницы и третьего часа. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и то чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся Ему. Сила выраженного в нем смирения и глубина покаяния содействовали такому широкому употреблению псалма.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+EnterМногократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня, Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.
Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.
Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.
Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.
Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.
Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:
Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее;
всесожжения не угодны Тебе.
Жертва Богу — дух сокрушенный;
сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион;
воздвигни стены Иерусалиму: Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому. Аз — я. Выну — всегда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.
Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе — он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.
От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана — наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».
Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния — глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».
Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,—даже самый большой грех, — духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».
Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».
50-й псалом царя Давида и текст молитвы Символ веры читают в самых отчаянных ситуациях. Особенно эффективно чтение текста пятидесятого псалма и Символа веры при пропаже: молитвы помогут быстрее найти потерянную вещь.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Молитва Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, И жизни будущаго века. Аминь.
В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов
К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришёл Давид в дом Авимелеха».
1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.
1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?
2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.
3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.
3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.
4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.
5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.
5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.
6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:
6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:
7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.
7 «Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею».
8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.
8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.
9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.
9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.
Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день. Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.
Псалом 50: Сладкий аромат покаяния
Александр Макларен однажды сказал: «Алхимия божественной любви может извлечь сладкий аромат покаяния и восхваления из скверны греха». Пример этого – Псалом 50. Как мы видим из заголовка, он был написан Давидом после того, как пророк Нафан смело изобличил его в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве Урии. В результате полного осознания своего греха, из сокрушенного и смиренного сердца Давида изливается поток раскаяния.
Мы можем перефразировать его исповедь следующим образом:
50:3 Помилуй меня, Боже! Прошу Твоей милости! Я заслуживаю наказания. Но Ты – Бог щедрот, и на этом основании я прошу: не относись ко мне так, как я заслуживаю. Твои щедроты обильны, поэтому я осмеливаюсь просить, чтобы Ты изгладил мои ужасные преступления перед Твоим святым законом.
50:4 Омой меня, как можно тщательнее, от всех случаев, когда я отходил от Твоего праведного пути, очисти меня от тех ужасных грехов, которые я совершал.
50:5 Боже мой, я публично сознаю, что нарушил Твой закон. Мой грех был известен всем, пусть и покаяние мое будет всем известно. Вина за грех мой преследует меня днем и ночью, я больше не могу этого выдержать.
50:6 Теперь я ясно вижу, что согрешил Тебе, Тебе единому. Да, я понимаю, что согрешил и против Вирсавии, и против ее верного мужа, Урии – Боже, прости мне предательство этого храброго воина. Но я понимаю, что прежде всего я согрешил против Тебя. Я нарушил Твой закон. Я поступил против Твоей воли. Я обесчестил Твое имя. Поэтому я признаю, что Ты прав, а я не прав. Ты будешь справедлив, какой бы приговор Ты ни вынес, и никто не сможет оспорить Твое решение.
50:7 Господи, я грешен. Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Говоря это, я не хочу опозорить свою мать или смягчить свою собственную вину. Я имею в виду не только то, что я совершал грехи, но и что я греховен по самой своей природе.
50:8 Ты ненавидишь грех и любишь правду в сердце человека, так что теперь я прихожу к Тебе и прошу: научи меня мудрости.
50:9 Ты велел использовать иссоп и проточную воду для церемониального очищения прокаженного (Лев. 14:1-8). Так вот, Господи, я морально прокаженный. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
50:10 Согрешив, я утратил способность петь. Я давно уже забыл, что такое радость и веселие. Позволь мне снова услышать музыку ликования. Когда я был отступником, мне казалось, что Ты искалечил меня, сокрушив мои кости. Я больше не мог танцевать для Тебя на священных праздниках. Исцели эти переломы, чтобы я мог вместе с Твоим народом славить Твое имя в танце.
50:11 Боже мой, молю Тебя: отврати лицо Твое от грехов моих, заслуживающих осуждения и кары. Изгладь последние признаки моего вопиющего беззакония. Как меня угнетают мысли о нем!
50:12 Оглядываясь назад, я понимаю, что все мои проблемы начались с моих мыслей. Мои мысли осквернились. Я лелеял греховные помыслы, пока не согрешил. Теперь я прошу Тебя: сердце чистое сотвори во мне. Я знаю: если источник чист, поток, изливающийся из него, также будет чистым. Да, Господи, обнови мою внутреннюю сущность, чтобы я в будущем мог стойко противостоять греху.
50:13 Не оставляй меня, Господи, не изгоняй из Своего присутствия. Я не выдержу мысли о разлуке с Тобой, о том, что Дух Твой Святой может быть у меня отнят. В это время, в которое я живу, Ты отнимаешь Своего Духа у непокорных людей. Ты поступил так с Саулом (1 Цар. 16:14) – и я дрожу при мысли о последствиях этого. Пожалуйста, Господи, убереги меня от такой судьбы!
50:14 Как я уже говорил, я перестал петь. Я не утратил душу, но утратил способность к пению. Я не утратил спасение, но потерял радость спасения. Теперь, когда я пришел к Тебе с покаянием, исповедью и желанием оставить грех, молю о том, чтобы порванные струны снова были восстановлены. Я молю не только о том, чтобы Ты вернул мне радость спасения Твоего, но и чтобы Ты Духом владычественным утвердил меня. Иначе говоря, я хочу, чтобы Твой Дух пробуждал во мне желание повиноваться Тебе и угождать во всем. Тогда я удержусь на пути праведном.
50:15 Когда я буду прощен, я буду решительно свидетельствовать перед другими беззаконниками, рассказывать им о путях Твоего прощения и мира. Когда они услышат, что Ты сделал для меня, они тоже захотят вернуться к Тебе.
50:16 Если Ты избавишь меня от вины за кровопролитие, Боже, весь мир услышит мое свидетельство о Твоем избавлении. Вина за пролитую кровь Урии давит на меня, Боже спасения моего. Очисти Своего раба, и я вечно буду славить Тебя.
50:17 Уста мои запечатаны грехом. Отверзни их Своим прощением, и я посвящу их пению и хвале.
50:18, 19 Господи, я не ищу прощения в обрядах и церемониях. Я знаю, что Ты не формалист. Если бы я думал, что Тебе нужна животная жертва, я принес бы ее. Но всесожжение не радует Твое сердце. Да, Ты учредил жертвы и всесожжения, но это не идеал для Тебя. Я прихожу к Тебе с сердцем сокрушенным – вот нужная Тебе жертва. Ты не презришь это сокрушенное и смиренное сердце, которое я возношу Тебе.
50:20 Теперь, Господи, я хочу помолиться за дорогой Тебе народ, и за себя. Будь к ним благосклонен. Восстанови стены Иерусалима. Без сомнения, мои грехи помешали Твоему делу. Я опозорил Твое имя. Пусть же теперь дело Твое продвигается без помех.
50:21 Если все мы будем близко общаться с Тобой, исповедоваться и каяться в своих грехах, благоугодны будут Тебе наши жертвы правды. Жертвы, свидетельствующие о полной преданности Тебе, обрадуют Твое сердце. Мы возложим на алтарь Твой тельцов, славя Бога, Который прощает грех и беззаконие.
Щедрота — щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
Наипаче — особенно, более всего (паче — более).
Яко — здесь: ибо, потому что.
Выну — всегда, во всякое время непрестанно.
Победиши внегда судити Ти — победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).
Се бо — вот, воистину (се — вот; бо — ибо, потому что).
Иссоп — трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
Кости смиренныя — сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости).
Возрадуются кости смиренныя — здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).
Дух прав — дух праведный, справедливый, правдивый, верный.
Утроба — здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
Устне — губы, рот (двойственное число от устна — губа).
Всесожжение или всесожегаемая — жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике.
Ублажи — благотвори, осчастливь.
Сион — гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.
Для просмотра нажмите на заставочную картинку.
Для просмотра видео ролика требуется установленный Flash проигрыватель. Для пользователей устройствами от компании Apple, есть возможность просмотра ролика, установив дополнительный сервис или браузер, поддерживающий проигрывание flash роликов.
Псалом 50: иеродиакон Герман (Рябцев):
Скачать MP3Видео (кликните для воспроизведения). |
1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.