1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: не у нас ли скрывается Давид? Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
Псалом написан по поводу стремления Саула умертвить Давида, описанного в 1 Цар 19 гл. Содержание псалма не противоречит означенному надписанию, а 4-5 ст., где Давид говорит о своей невинности и незаслуженности преследований, прямо подтверждают соответствие надписания обстоятельствам происхождения псалма.
Защити меня, Господи, от незаслуженно нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2-5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6-8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9-14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15-18).
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
3. Под «делающими беззаконие» разумеются враги Давида — сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были «кровожадными», стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
4. Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
6. «Народами», которых Давид молит Бога наказать, называются далее «нечестивые беззаконники». Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа — язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
7. Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки («псы») были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.
8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
8. Враги Давида «изрыгали хулу» на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность («кто слышит?»), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
11. «Бог мой. предварит меня» — предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. — «Смотреть на врагов» — не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
12. «Не умерщвляй их», т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14 ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой», чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
14. «Расточи, чтобы их не было» — не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12 ст. ), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
16. Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Псалтирь — это поэтическая книга, которая включена в Ветхий Завет и содержит 150 глав или псалмов. Псалом — это текст, который написан в стихотворной форме, хотя, конечно, рифма соблюдается в оригинале на древнееврейском языке. В русском языке поэтическая форма, к сожалению, не достигнута и переводчики сохранили для современных христиан лишь смысл текста.
Некоторые тексты были написаны другими авторами, но большинство относят авторству царя Давида, как и 142 псалом, который часто используется в церковных богослужениях.
Написан был Псалтирь на древнееврейском языке и использовался в храмовых служениях и во время поклонения Господу. Со временем книга дополнялась текстами, уже после смерти Давида, но 142 псалом был написан им во времена его семейной трагедии.
Текст песни направлен к Господу, это молитва не царя, а безутешного отца Давида, который пострадал от жадности и честолюбия собственного сына. Авессалом был одним из сыновей царя, он убил своего сводного брата за то, что тот надругался над родной сестрой Авессалома. Но царь простил его и вернул домой, когда тот убежал в страхе от лица царя.
Давид простил Авессалома и вновь приблизил себя к нему, но тот коварно стал собирать войско против отца и тот был вынужден бежать от собственного сына. Текст этого псалма (как и нескольких прочих) был написан во время этого позорного бегства.
Сегодня христиане имеют возможность читать псалом в переводах на более чем 100 языков, в том числе и на русском (Синодальный или современный перевод). Эта песнь охватывает достаточно много тем: воспоминание о благословениях, прошение Господу о защите, собственное раскаяние, просьба о мудрости, уничтожении врагов и наставлении на истинный путь.
Есть несколько выпущенных печатных толкований на весь Псалтирь в целом и конкретно на 142 песнь.
С первой строчки становится понятно, что автор отчаялся и исступленно просит Господа о помощи. Слова «Господи, почему Ты не слышишь меня?» говорят об отчаянии Давида, о том, что он ищет и не может найти ответа. Он зовет Господа, называет Его своим Защитником и Утешителем, говорит о собственном горе, о мраке, в который попал. Он просит Творца о милости и защите, ведь только Бог может уничтожить всех врагов и вновь вознести царя на его престол.
Молящийся четко понимает, насколько он несостоятелен перед Всемогущим Творцом. Псалом ясно отражает мысль, что закон (свод правил евреев) не может спасти человека, но только любовь Бога и милость Его на это способна. В Новом Завете эту же мысль можно проследить у Иисуса Христа, а также в посланиях апостола Павла.
Читая текст можно заметить, как автор от абсолютной уверенности в Господе переходит к отчаянию. Он не сдерживается в выражениях, его душа горюет и кричит. Давид, несмотря на множество чудес, которые сопровождают его жизнь, также переживает и страшиться врагов.
Во время богослужения псалом читается на церковнославянском языке, но для домашнего чтения и изучения используется русский перевод (синодальный или современный). Церковный устав предполагает чтение данного текста на каждой вечерней службе как часть Шестопсалмия. Он читается в группе глав, которые отцы церкви отнесли к покаянным главам.
Совет! Для личного чтения нет никаких особых правил чтения псалма, стоит делать это во время утренних или вечерних молитв.
Читать его можно, если человек:
- окружен врагами;
- находится в проблемах;
- страшится будущего;
- не может противостоять своим врагам;
- отчаивается во время испытаний;
- нуждается в Божьем утешении.
Важно! Читать песнь можно в процессе молитвы или в составе ежедневного молитвенного правила. Главное, сконцентрироваться на тексте и читать искренне, прося Господа о милости.
К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе; когда послал Саул и стерёг дом его, чтобы умертвить его.
1 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.
1 Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня;
2 Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя.
2 исторгни меня от делающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня.
3 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.
3 Ибо вот, уловили душу мою, налегли на меня сильные – не за моё беззаконие, не за грех мой, Господи;
4 Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь.
4 не совершив беззакония я побежал и путь свой направил, восстань навстречу мне и воззри!
5 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие.
5 И Ты, Господи, Боже Сил, Боже Израилев, поспеши посетить все народы, не пожалей всех делающих беззаконие.
6 Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град.
6 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.
7 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша?
7 Вот, они будут разглагольствовать устами своими, и меч в их устах, ибо думают: «Кто нас услышит?»
8 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.
8 И Ты, Господи, осмеёшь их, в ничто вменишь все народы.
9 Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси.
9 Силу мою с Тобой сохраню, ибо Бог заступник мой – Ты.
10 Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих.
10 Бог мой, милость Его скоро встретит меня, Бог мой покажет мне её среди врагов моих.
11 Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи.
11 Не убивай их, чтобы не забыли они закон Твой, рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи.
12 Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.
12 Грех уст их – слово языка их. И да схвачены будут в гордыне своей, и за проклятие и ложь получат весть о кончине.
13 Во гневе кончины, и не будут, и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.
13 Во гневе конец их, и не будет их больше, и узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли.
14 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град.
14 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.
15 Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут.
15 Они рассеются, чтобы поесть, если же не насытятся, то возропщут.
16 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея.
16 А я воспою силою Твоею и возрадуюсь утром о милости Твоей, ибо Ты стал мне заступником и прибежищем в день скорби моей.
17 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.
17 Помощник мой, Тебе буду петь, ибо Бог-Заступник мой – Ты, Бог мой, милость моя.
Надписание этого псалма, составляющее 1-й стих его и указывающее на повод к написанию его, в переводе с греческого читается так: В конец. Не погуби. Давиду в столпописание. Когда послал Саул стеречь дом его, дабы умертвить его. О первой половине этого надписания смотри в объяснении надписаний псалмов 55, 56 и др.
В воспоминание об опасности, угрожавшей ему от руки Саула, и составлен Давидом настоящий псалом, в виде молитвы, в которой он, жалуясь на Саула и его сообщников, просит избавить его от напастей и козней беззаконных и злобных врагов его (ст. 2–3), которые восстали, преследовали и старались уловить его безвинно, потому что никакой обиды не сделал им (ст. 4–5). Далее псалмопевец Давид угрожает врагам своим праведным судом Божиим и изрекает разные прещения и наказания им, выражая в то же время крепкое упование свое на милость Божию, которая никогда не оставляет его без помощи, и за которую он всегда прославляет Бога как своего Заступника и Помощника своими вдохновенными псалмами (ст. 7–18). По мнению св. Афанасия Александрийского и блж Феодорита, псалом этот относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам (лицо которых представлял Саул) и преследуемого их наветами. Благовествует и о призвании всех язычников после того, как Израиль за злочестие будет отринут от жительства по Богу (ст. 6) [3, с. 194–195:6, с. 268].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пс.58:2–4 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.
Пс.58:5 Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь.
Здесь, продолжая выяснять свою невиновность пред царем Саулом, Давид призывает Самого Бога во свидетели и предает себя суду Божию. Они, конечно, как бы так говорит Давид, находят меня виновным, но Ты Сам, Господи, прииди и рассмотри (виждь), в чем заключается моя виновность: без беззакония текох, т.е. без всякой погрешности я вел себя в отношении к Саулу и его друзьям и исполнял исправно (и исправих) все то, что должен был исполнить по обязанности подданного к царю и своему отечеству. Вот, я принужден теперь бегством спасаться от их преследования, прииди же, Господи, чтобы встретить (в сретение мое) и укрепить меня в бегстве, востани на защиту мою и посмотри, какие бедствия я претерпеваю от них
Пс.58:6 И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие.
Пс.58:7–8 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша?
Пс.58:9 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.
Этими словами Давид выразил то, что вся дерзость врагов его, вся злоба и все суетные усилия их к тому, чтобы погубить его, ничтожны пред всемогуществом Бога, для Которого ничего не стоит рассыпать все усилия нечестивых, какие бы они не предпринимали против него: Господь не только посмеется врагам Давида, но если бы и все народы присоединились к ним, Он и тех уничижит, обратит в ничто. «Вси языци» пред величием Бога «яко ничто суть» ( Ис.40:17 ).
Пс.58:10–11 Державу мою к тебе сохраню: яко Ты, Боже, заступник мой еси. Бог мой, милость его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих.
Держава значит: «сила, крепость, могущество». Упомянув в предыдущем стихе о всемогуществе Божием, пред которым все народы вменяются в ничто, псалмопевец и сам смиряется под крепкую руку Божию, исповедуя свою всецелую зависимость от воли Божией и крепкую уверенность в непрестающей к нему милости Божией, предваряющей все его прошения и являющей ему помощь во всех его нуждах. Охраняемый Тобою, говорит он, я удержу крепость мою, ибо Ты стал моим защитником, под Твоим спасительным Промыслом я пребываю цел и невредим, и потому не на свои слабые силы уповаю, но крепость мою к Тебе отношу (державу мою к Тебе сохраню), – и не напрасно на Тебя надеюсь: Ты Бог мой и единственный заступник, Ты от юности моей воспринял меня под Свое покровительство. Милость Твоя предваряла меня и впредь, я уповаю, не попусти мне безвременно погибнуть: явит мне (помощь) на вразех моих.
Пс.58:12 Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи.
Здесь св. Давид в самом себе показывает нам пример терпения. Выражая (выше) пред Богом жалобу на злобу и ярость врагов своих, он умоляет Его, чтобы не истреблены были они до конца (не убий их), опасаясь, чтобы в случае конечного погубления всех нечестивых весь народ еврейский не забыл закона Божия ( Пс.6:6 ), всех милостей и обетовании Его, какие даны были отцам его – Аврааму и его потомству на вечное время ( Лк.1:55 ). Он просит только, чтобы Господь (силою Твоею) рассеял их по разным странам и таким образом низложил бы их гордость (низведи я) и научил смирению.
Пс.58:13–14 Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.
Пс.58:15–16 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут.
Пс.58:17 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея.
Таковая, как бы так говорит Давид, участь постигнет врагов моих и всех нечестивых иудеев. Что же касается до меня, то мне остается только радоваться и прославлять Бога – воспевать силу Его и радоваться о благовременно ниспосланной мне милости Его. Так благодарит Давид за ниспосланное от Бога благодеяние в избавлении его от рук посланных царем Саулом убийц. Хотя он избавлен был от рук злодеев благоразумием жены его Мелхолы, тем не менее он ясно усматривал в этом обстоятельстве действие Промысла Божия, благовременно явившего ему милость Божию, и, воздавал искреннюю благодарность Богу, называет Его заступником своим и единственным прибежищем во время скорби.
Пс.58:18 Помощник мой еси, тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя.
В этом заключительном стихе псалмопевец другими словами продолжает выражать благодарность свою за ниспосланную милость избавления от рук посланных Саулом убийц. Ты, Боже мой, говорит он, помог мне избавиться от злодеев, искавших моей погибели, – Ты Помощник мой, и никого другого я не буду песнословить, кроме Тебя, Ты единственный Заступник мой! Ты, Боже мой, самая милость моя!
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня; 3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных, 4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи; 5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников: 7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города; 8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города; 16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
А.П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом написан по поводу стремления Саула умертвить Давида, описанного в 1 Цар 19 гл. Содержание псалма не противоречит означенному надписанию, а 4-5 ст., где Давид говорит о своей невинности и незаслуженности преследований, прямо подтверждают соответствие надписания обстоятельствам происхождения псалма.
Защити меня, Господи, от незаслуженно нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2-5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6-8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9-14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15-18).
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
3. Под «делающими беззаконие» разумеются враги Давида — сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были «кровожадными», стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
4. Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
6. «Народами», которых Давид молит Бога наказать, называются далее «нечестивые беззаконники». Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа — язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
7. Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки («псы») были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.
8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
8. Враги Давида «изрыгали хулу» на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность («кто слышит?»), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
11. «Бог мой. предварит меня» — предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. — «Смотреть на врагов» — не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
12. «Не умерщвляй их», т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14 ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой», чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
14. «Расточи, чтобы их не было» — не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12 ст. ), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
16. Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
28 октября 2010 года НОВЫЕ СТРАНИЦЫ:
Июль 2010 На сайте «Православные молитвы» публикуется текст молебна о страдающих недугом наркомании и пьянства.
Текст молебна приводится по специальному изданию издательства «Русский пастырь» Сан-Франциско, 2009, с благословения приснопамятного епископа Якутского и Ленского Зосимы. Помощи Божией в борьбе с этими тяжкими недугами!
НА сайте открыт новый раздел — Тоталитарные секты
03-01-10 Открыт новый раздел Тропари и кондаки
26-12-09 Дополнены разделы «Акафисты» и «Молитвы святым»
22-12-09 Добавлены новые страницы в раздел «Акафисты»
20/12/09 Дополнен раздел «Акафисты»
10/12/09 Дополнен раздел «Православная церковь в Якутии» —
09-12-09 Дополнен раздел «Заупокойные молитвы» —
08/12/09 Открыт новый раздел — «Заупокойные молитвы»:
04/12/09 Новые страницы: Молитвословия ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ:
Сайт «Православные молитвы» начал работу 20 апреля 2008 года.
Связь с администратором сайта через Форму обратной связи
Слава:
1. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его.
Комментарии:
Для написания на столпе — святые отцы — свтт. Василий Великий, Григорий Нисский — полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на стоблах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (Втор.10,2-3).
Надписание «да не погубишь» указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий):
когда послал Саул — Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (1 Цар.19, 9-11).
Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.
Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.
Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».
Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?
И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.
Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).
Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.
Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).
Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).
142-й псалом
Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.
101-й псалом
Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».
Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).
История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.
Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.
Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.
Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.
И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…
Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно пpинecy Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня. Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца. Но пopaзит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.