1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Псалом 16 входит в ряд песней, которые были написаны царем Давидом в те времена, когда на престоле Израиля еще сидел Саул и искал его смерти. Те песни отличаются отчаянием, которое просматривается сквозь строки, ведь против псалмопевца тогда ополчились все сторонники и приближенные Саула и найти помощь можно было только в Господе.
Надписание текста свидетельствует о том, что псалом был написан рукой самого Давида, это подтверждает оригинал на иврите и греческий перевод Псалтыря.
Другие псалмы царя Давида:
По своему содержанию псалом 16 является молитвой к Богу с просьбой избавить автора от испытаний. Точно так же, как и в текстах этого периода, в 16 песни автор объясняет слушателям и читателям свою невиновность.
Большое количество песен этого периода позволяет сделать вывод, что гонения имели продолжительный характер — Саул не желал отступать и преследовал своего слугу долго и упорно.
Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма — это обращение к Всевышнему:
Читая в храме псалом на церковнославянском языке, христианин должен понимать, что это прекрасная молитва:
Вначале следует проанализировать свою жизнь, ведь Давид подтверждает, что вел праведный образ жизни и не держал зло на своего врага. Он полностью отрицает свою вину, потому что уверен, жил праведно и исполнял закон Божий. Затем он призывает следить читателей за своими словами и жизнями, не давая греху места. Далее он излагает свою проблему — преследование врагами и только потом просит Бога помочь.
Читайте также статьи о православии:
Для того чтобы понять лучше молитву Давида необходимо читать псалом на русском языке:
1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Можно использовать толкования святых отцов или профессора Лопухина. Читать текст рекомендуется:
- во время тяжелых испытаний;
- когда необходимо защититься от врагов и преследований;
- во время неприятностей и проблем;
- для защиты.
Читать текст можно и без всяких причин — для наставления и укрепления в вере.
1 Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, 5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 6
И этот псалом был, предположительно, написан в обстоятельствах становившегося все более очевидным заговора против Давида, возглавленного Авессаломом. Некоторые полагают, что Пс. 6 был Давиду навеян мыслями о связи между восстанием против него собственного сына и преступлением, некогда им совершенным: убийством Урии ради обладания женой его, Вирсавией. Снова и снова кается Давид в этом преступлении перед Господом и молит Его о снисхождении.
А. Молитва об облегчении в страданиях (6:1-4)
Пс. 6:1. Указание начальнику хора. Надпись об авторстве Давида.
Пс. 6:2. Сознавая тяжесть некогда совершенного им греха, Давид молит, чтобы, наказывая его, Господь смягчил гнев Свой.
Пс. 6:3-4. Он жалуется на свое крайне тяжелое состояние — как физическое (кости мои потрясены), так и моральное (душа моя сильно потрясена), и молит об исцелении и помиловании. Господи, доколе не пошлешь мне облегчение? — вырывается из уст его.
Б. Молитва об избавлении от смерти (6:5-6)
Пс. 6:5. Обратись в этом стихе значит «оборотись, повернись (ко мне, к моим страданиям) лицом». Спаси меня… Господи, молит Давид, не по заслугам моим, но по милости Твоей.
Пс. 6:6. А еще потому, что в смерти нет памятования о Тебе. Физическое и душевное состояние Давида таковы, что он уже видит себя «у входа в шеол». Но обитающие в сумрачных глубинах «шеола» лишены возможности славить Бога, исполнять заповеди Его, служить Ему и слагать в Его честь гимны хвалы. Давид же, любящий Господа, хотел бы продолжать свое служение Ему и ради этого тоже просит избавить его от смерти.
Пс. 6:7-8. Жалоба на крайнюю душевную усталость, на то, что от слез, которые заставляют его проливать враги его, он почти ослеп.
В. Радостная уверенность в избавлении (6:9-11)
Пс. 6:9-11. Очевидно, Давид получил какой-то благоприятный знак свыше, ибо на смену отчаянию его и печали приходит радостная уверенность в том, что услышал Господь голос плача его, его моление, и ответит на него. Врагам лучше бы отказаться от своего «предприятия» и «удалиться» от Давида, устыдившись, теперь же (мгновенно), ибо сейчас он уверен, что Авессалом и его сторонники будут посрамлены и потерпят поражение.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 50
Немного других псалмов из Псалтыря могут сравниться с этим по своей популярности среди верующих всех веков. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы. Из вступительной надписи мы узнаем, что царь Давид создал его под воздействием тяжких мыслей о совершенном им грехе прелюбодеяния и убийства (2-Царств 11). Тогда Давид нарушил сразу несколько заповедей из Десятисловия.
Верующие видят утешение в том факте, что если Бог простил Давиду его тяжелый грех, то значит и они могут надеяться на прощение своих согрешений. Поэтичный язык особенно живо передает все напряжение решающего момента в псалме. Для Давида таким моментом было то, когда его грех предстал перед ним во всем его отталкивающем безобразии. Не будучи в состоянии ни «отвернуться» от него ни оправдаться в нем, царь от всего сердца покаялся (2-Царств 12:13а).
Поскольку псалом посвящен лишь исповеданию греха и ничего не говорит о его прощении (хотя, судя по историческому повествованию, оно последовало немедленно; 2-Царств 12:13б), его рассматривают как глубочайшее размышление о важности покаяния. Согрешившему верующему необходимо получить Божье прощение, если он хочет с чистым сердцем продолжать свое служение Господу.
Главная мысль Псалма 50 сводится к тому, что и самый тяжелый грех может быть прощен человеку, который обратится к Богу с мольбой о прощении и о нравственной «реабилитации». Но для этого надо принести Богу «дух сокрушенный» (стих 19), уповая на Его сострадание и милость.
Пс. 50:3-4. Обращаясь к Богу, Давид уповает на Его великую милость и сострадание (по-русски передано как «множество щедрот»). Уже первые три слова стиха 3 «Помилуй меня, Боже» звучат как законченная молитва; в них содержится признание того, что Давид не заслуживает прощения, и только по милости Божьей (по Его милосердию) оно может быть даровано.
Из истории царя Давида мы знаем, он согрешал и падал также, как любой человек, но, обладая чуткой совестью и обостренным нравственным чувством, Давид всегда строго судил самого себя, страдая от осознания того, что своими согрешениями он прежде всего оскорбляет Бога (стих 6). Поэтому в нем была искренняя жажда очищения и омовения от греха. «Изгладь… многократно омой… очисти» — умоляет он.
Пс. 50:5-6. «Грех мой всегда предо мною» — говорит Давид. Возможно, в этих словах подразумевалось то, что почти целый год прошел прежде, чем Давид покаялся в совершенном им зле (напомним, что младенец, рожденный Вирсавией, умер через неделю после покаяния Давида; 2-Царств 12:13-18). Может быть, все это время Давид как-то оправдывал самого себя, ведь свое «беззаконие» во всей его неприглядности он осознал лишь после того, как пророк Нафан прямо указал на него царю, назвав вещи своими именами. Только после этого Давид признал, что согрешил, и подчинился Божьей воле, приняв Его справедливый приговор.
Пс. 50:7-8. В стихе 7 Давид образно говорит о своей изначальной нравственной несостоятельности как причине своих согрешений на протяжении жизни. Во второй части стиха 8 Давид подразумевает обличение себя пророком Нафаном: лишь благодаря пророку, посланному Богом, он осознал всю мерзость своего согрешения. Он говорит Господу: «Ты… внутрь меня явил мне мудрость» — т. е. довел до моего сознания соделанное мной.
Пс. 50:9-11. Покаявшись, царь просит Бога простить его. Снова звучат слова мольбы: «омой… изгладь». Трава иссоп, или точнее, сок этого растения, служила непременным компонентом в ритуале очищения от греха посредством крови (Лев. 14:6-7,49-52; Евр. 9:22). Давид молит Господа о нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега, и наполнило бы его радостью восстановления свои отношений с Богом (стих 10). Сравните образное выражение в конце стих 10 с подобным выражением в Псалме 6:3. «Кости… сокрушенные» и «радующиеся» символизируют эмоциональное состояние человека во всей его глубине.
Пс. 50:12-14. Давид просит Бога о внутреннем духовном обновлении, о новом сердце. В стихе 13 он молит, чтобы Господь не отверг его и не отнял от него Духа Своего Святого Возможно, Давид вспомнил, как был отстранен от царства Саул — в ветхозаветных писаниях это было представлено именно как отнятие от него Святого Духа.
Согласно новозаветному учению (Иоанна 14:16; Рим. 8:9) Святой Дух, Который входит в верующего в момент спасения (т. е. уверования в Иисуса Христа), уже не покидает его. Но по причине своего согрешения христианин может быть устранен от общения с Господом и служения Ему (1-Кор. 9:27).
В стихе 14 Давид просит возвратить ему радость спасения Божьего, которую он может испытывать лишь через осознание, что Бог спас его (в значении «очистил», «простил»). Утверди меня в следовании путями, угодными Тебе, Духом Твоим Святым.
Обещание прославлять Бога (50:15-19):
Желания Давида «учить не знающих закона Божьего» и «возвещать Господу хвалу» не могут осуществиться прежде, чем Бог простит его, так что косвенно здесь тоже содержится просьба о прошении.
Пс. 50:15. «Научу беззаконных путям Твоим», стану обращать к Тебе нечестивых. Давид исполнен намерения возвещать людям, как благ Господь, в частности, по отношению к кающимся грешникам. Но прежде чем исполнить свое намерение он сам должен быть прошен.
Пс. 50:16-17. «Избавь меня от кровей» — подразумевается убийство Урии.
Пс. 50:18-19. Давид сознает, что для примирения с Богом недостаточно простого принесения Ему на алтаре жертвенных животных (Псалом 39:7). Их бы он дал, как и прежде давал во множестве. Но жертва, наиболее угодная Богу — это смирение кающегося, его сокрушенный дух. С таким духом и приходит Давид к Богу.
В ветхозаветное время каждый, кто согрешил, как Давид, должен был услышать слово Божьего прощения от священника или пророка. Только после этого кающийся допускался к богопоклонению и принесению мирной жертвы. Верующие новозаветной поры находят это «слово прощения» в данном нам Слове Божьем, где оно записано на вечные времена: это кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от греха (1-Иоанна 1:7). Однако и новозаветному верующему нужно иметь «дух сокрушенный» и всеми силами, с помощью Божьей, уходить от соблазна самонадеянности и самоуверенности. Ему необходимо постоянно признавать перед Богом свою нужду в духовном обновлении и очищении (1-Иоанна 1:9).
Молитва о благоволении Божьем (50:20-21):
Пс. 50:20-21. Многие полагают, что эти стихи — позднейшее дополнение к Псалму 50, так как они не согласуются с темой этого псалма. Здесь подразумевается, что стены Иерусалима разрушены, и на Божий алтарь больше не возлагают тельцов. Эти обстоятельства не соответствовали времени Давида. Скорее всего, стихи 20-21 появились в годы вавилонского пленения. Вдали от родной земли евреи могли прибегать к Псалму 50 как к покаянной молитве, присоединяя к ней просьбу о восстановлении Иерусалима и храма.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 16
Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.
А. Молитва праведника (16:1-5)
Пс. 16:1-2. Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу — Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней — неотложна. Услышь о правом деле (о «правде») моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.
В стихе 2 он просит, чтобы «приговор» (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.
Пс. 16:3-5. Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее «однажды ночью», что было им воспринято как испытание, «искушение» свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.
И в делах — во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, — действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать «на путь притеснителя», но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.
В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)
Пс. 16:6-7. Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: «Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них».
Несмотря на частичное разночтение, и «противящиеся» и «восстающие» вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.
Пс. 16:8-10. Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.
Пс. 16:11-12. В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним («низложить его на землю»). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам («скимн» — молодой лев), подстерегающим свою добычу в «укрытии» и набрасывающимся на нее внезапно.
Пс. 16:13-15. Предупреди их… Господи (стих 13), то есть «не дай осуществиться их замыслам». Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.
Вынужденно ведя «кочевой» образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, 10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Надписание указывает на исполнение под аккомпанемент струнных инструментов.
Псалом написан вероятнее всего во время только что начинавшего подготовляться восстания Авессалома. Последнее, покоясь ближайшим образом на властолюбивых замыслах, являлось вместе с тем и выражением суда Божия на Давиде за совершенное им преступление с Вирсавией и Урием: как разрушивший семейное счастье другого, он должен понести сам наказание в своей семье. Давид видел связь своего преступления с этим восстанием и в большинстве псалмов из этого времени он, изображая себя преследуемым незаслуженно народом (см. IV Пс 2 ст. ), кается пред Богом в своем грехе и просит о снисхождении к нему, что видим мы и в этом псалме.
Давид молит Бога о снисхождении к нему и помиловании ввиду тяжких душевных и физических своих страданий (2-8). В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны (9-11).
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
2. «Не в ярости обличай и не в гневе наказывай». Давид глубоко сознавал свою виновность пред Богом, и тяжесть совершенного им преступления так давила его, что он молит Бога только о снисхождении по Его великой многомилости, а не потому, чтобы Давид признавал за собой какие-либо заслуги пред Богом.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
3-4. Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей весь его организм («кости мои потрясены» см. XXVII Пс 6-7 ст. ) и душевные, в сознании своих грехов пред Богом.
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
6. Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там «нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога — значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (см. кн. Иова XII:12-14 ст. ; III:13-20). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
8. Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены («иссохло от печали око мое»); «обветшало от всех врагов моих», сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями («от врагов»).
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
9-11. Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь
В конец, в песнях, о осьмом, Псалом Давиду.
Что значит надписание в конец, о том было уже говорено прежде (см. Пс.4 и 5.). В песнех же надписан настоящий псалом потому, что в нем содержатся песни и величания, составленные пророком во славу Божию,—и затем моление его об осьмом, то есть о будущем веке. Седьмой же, это есть век настоящий, так как он седмицами измеряется, из седмиц составляется и в седмицах повторяется; а будущий век называется осьмым, как следующий за настоящим—седьмым. Свою молитву относительно будущего века пророк возносит здесь к Господу—не от собственного только своего лица, но и от лица всех нас, как к будущему общему нашему Судии. Написан этот псалом после того, как пророк подвергнулся тем тяжелым испытаниям, которые были ниспосланы на него Богом за некоторые его грехи.
Исцели мя, Господи, яко смятошася (потряслись) кости моя. Скорбь от испытаний во мне, говорит, сильна до такой степени, что она доходит до моих костей, и даже их она потрясла, не смотря на то, что они лишены чувствительности. Этим пророк хотел изобразить самую крайнюю степень, которой достигла испытываемая им душевная скорбь. Или также: под костями можно разуметь силы и способности ума, которыми он сопротивляется испытаниям.
Ст. 4. И душа моя смятеся (возмущена) зело—не перенесши т.е. силы скорбей. Выражение это особенно прилично тем случаям, когда кто-нибудь бывает возбуждаем к безрассудному какому либо гневу или постыдной страсти. Ибо тогда диавол, с силою устремляясь на нас, подобно сильному ветру, волнующему море, старается возмущать и тело наше и нашу душу, тогда как тело, так и душа наша приходят в расстройство, обуреваются и не сохраняют своего собственного назначения и порядка.
И Ты, Господи, доколе. Это голос—не человека ропщущего на Бога, а человека томимого скорбями. Я, говорит пророк, долго оставался как бы в некоторою забвении у Тебя, Господи; а между тем я находился в таком состоянии, что сильно нуждался в Твоей помощи. Потому что к тем, которые бывают искушаемы от своих собственных грехов, Господь не тотчас поспешает на помощь, по великому своему смотрению. Во время, говорит, благоприятно услышах Тя. Напротив к тем, которые бывают искушаемы по причини козней лукавого, Господь скоро спешит с своею всесильною помощью. Еще ти глаголющу, говорится в Писании, реку: се Аз.
Ст. 5. Обратися ко мне, Господи, избави душу мою. Хотя Ты, Господи, и отвратил лице Твое от меня за мои грехи, но обрати, говорит, его снова ко мне и избавь меня от скорбей моих.
Спаси мя ради милости твоея. Прошу, говорит, я этого—не за собственные добрые дела, ибо их у меня нет; но по милости Твоей.
Ст. 6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе (Ибо умерший не вспоминает Тебя). Смертию здесь пророк называет грех, так как он есть виновник смерти; ибо сначала явился в мир грех, а за ним уже явилась и смерть, как его следствие. И так, говорит пророк, тот, кто творит грех, в то самое время не помнит уже о Боги, как бы опьяневший от этого греха и ослепленный им. Или же: пророк называет здесь смертию время кончины, когда человек вместе с жизнь утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно.
Во аде же кто исповестся (исповедается) Тебе? Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом—за нею наступает уже собственно время воздаяния.
Ст. 8. Смятеся от ярости (помутилось от раздражания) око мое. Разумеется помутилось око души пророка, т.е. ум. Ибо, зная праведный гнев Твой против грешников в день суда, я, как бы так говорит он, пришел в сильное беспокойство. Ум же пророк назвал оком, как нельзя более кстати; так как он действительно служит для человека вождем на всех путях его жизни. Так ум наш и видит, ум и слышит. Некоторые, впрочем, толкователи думают, что возмутилось у пророка его телесное око, когда сам он разгневался на своих врагов, ибо это именно свойственно, как они говорят, тем людям, которые бывают сильно разгневаны кем-нибудь.
Обетшах во всех (обветшал я среди всех) вразих моих. Точно какое-нибудь ветхое платье забросили, и презирают, говорит, меня мои враги; а между тем они боялись меня в прежнее время, пока я не согрешил. Или: обетшах, иначе говоря: состарился и сделался слабее, чем каковым был прежде—в молодости; так как именно под старость люди становятся слабее силами.
Ст. 9. Отступите, от мене вcu делающие беззаконие. Зная, что Господь уже явит ему свою помощь, пророк ободряется духом и, устрашая своих врагов, видимых и невидимых, приказывает им, чтобы они бежали прочь от него.
Ст. 10. Яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. В этом именно пророк полагает причину своего собственного ободрения и трусости и бегства его врагов. Или: все приведенные слова употреблены здесь в собственном значении, как это можно встретить и в других местах. Или, наконец: так как бывает, что люди плачут или от бедности или от других каких-либо несчастий, то пророк, прибавляя к словам глас плача слово моление, хочет отличить этим способом от первого вида плача плачь свой, явившийся у него на помощь его молению; а к этому последнему слову добавляет опять слово молитва, которое свидетельствует о высшей степени молитвенного напряжения в пророке.
Ст. 11. Да постыдятся и смятутся вcu врази мои. Пророк молит Бога, чтобы скорее наступало то, что должно обозначать близкий конец его бедствий. И как не останутся постыженными тогда враги его, когда увидят они вдруг, что оказываются тщетными все их надежды на то, будто пророк, лишенный Божия благоволения, будет для них теперь легко победимым; а постыженные таким образом как не устрашатся снова его.
Да возвратятся и устыдятся зело вскоре (весьма скоро). Очутившись в таком положении, они отступят, говорит, назад. Выражение устыдятся указываете на сильный стыд. Далее, слова зело вскоре составляют как бы общее добавление к первым, в которых высказывается только одно желание; а здесь выражается молитва пророка о том, чтобы это желание его исполнилось как можно скорее и его враги потерпели бы то, чего они заслуживают. Некоторые, впрочем, толкователи псалмов думают, что в приведенных выше словах пророка содержится скорее молитва, но не зложелание какое-либо по отношению к его врагам; именно, говорят они, пророк молится за своих врагов, чтобы они, совещающиеся на злое, почувствовали сначала стыд, потом страх от того, что сам Бог есть его помощник; чтобы они отстали от собственного их нечестия и таким образом соделались бы лучшими.
Псалом 6 (на церковнославянском) В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду |
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя.
И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?
Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея.
Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.
Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:
услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.
Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Псалом 6 (на современном русском)
К исполнению, по образу гимнов, о дне восьмом. Псалом Давида
Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
Помилуй меня, Господи, ибо немощен я, исцели меня Господи, ибо сотряслись кости мои,
и душа моя смутилась сильно; и Ты, Господи, доколе?
Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.
Ибо нет среди мёртвых того, кто помнит Тебя, а во аде кто прославит Тебя?
Устал я от стенания моего; каждую ночь омывать буду ложе моё, слезами моими постель мою орошать.
Смутилось от гнева око моё: я состарился среди всех врагов моих.
Отступите от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего,
услышал Господь моление моё, Господь принял молитву мою.
Да постыдятся и смутятся все враги мои, да обратятся вспять и устыдятся очень скоро.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Psalm 6 ( in Church )
In the end , in pesneh about osmom , A Psalm of David
Lord, let not thy rage rebuke me in thy wrath below chasten me .
Have mercy upon me , O Lord, that am infirm , heal me, O Lord, that my bones smyatoshasya .
And my soul crumpling exceedingly : and thou, O Lord , how long?
Please , Lord, deliver my soul : save me for Thy mercy.
Yako innumerable death pominayay thee: in the hell is someone ispovestsya you?
Wearied my sighing , isms nosch just in my bed , with my tears my bed dip .
Pulverize fury : mine eye , obetshah all my vrazeh .
Depart from Me , all ye doing iniquity , Thou Lord on hearing the voice of my weeping :
on hearing my supplication Lord , Lord my prayer pleasant.
Let them be confounded and smyatutsya TNI at once mine, let them return and be ashamed exceedingly soon .
Glory to the Father and to the Son and to the Holy Spirit, now and ever and unto ages of ages. Amen
Psalm 6 ( in modern Russian )
Follow up in the image of the hymns of the day of the eighth. A Psalm of David
Lord, do not rebuke me in thy wrath and not punish me in thy wrath .
Have mercy on me , O Lord, for I am weak , heal me , Lord , for my bones shook ,
My soul is greatly embarrassed ; and thou, O Lord , how long?
Return, O Lord, deliver my soul: save me for thy mercy .
For there among the dead one who remembers you, and in hell who glorify thee ?
I am tired of my moaning ; every night I will wash my bed , my bed with my tears to irrigate .
Fainted from the wrath of my eye , I am old amongst all my enemies .
Depart from me , all ye that work iniquity , for the Lord heard the voice of my weeping ,
Lord heard my prayer , the Lord accepted my prayer .
Let them be ashamed and embarrassed all my enemies , but turned back , and be ashamed very soon.
Glory to the Father and to the Son and to the Holy Spirit, now and ever and unto ages of ages. Amen
1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
2 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя.
2 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я, исцели меня Господи, ибо сотряслись кости мои,
3 И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?
3 и душа моя смутилась сильно; и Ты, Господи, доколе?
4 Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея.
4 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.
5 Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?
5 Ибо нет среди мёртвых того, кто помнит Тебя, а во аде кто прославит Тебя?
6 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
6 Устал я от стенания моего; каждую ночь омывать буду ложе моё, слезами моими постель мою орошать.
7 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.
7 Смутилось от гнева око моё: я состарился среди всех врагов моих.
8 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:
8 Отступите от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего,
9 услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.
9 услышал Господь моление моё, Господь принял молитву мою.
10 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.
10 Да постыдятся и смутятся все враги мои, да обратятся вспять и устыдятся очень скоро.
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя. Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе? Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое. Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.
Пс.6:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Пс.6:3–4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?
Пс.6:5 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея.
Обратися значит: поворотись лицом ко мне, не отвращайся от меня. Выражение это взято от тех, которые, разгневавшись, отвращаются и не хотят смотреть на прогневавших или провинившихся. Как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела, так и Бог, взирая на человека благоволительным оком, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Поэтому у псалмопевцев, как и вообще у священных писателей, нередко употребляются выражения: обратися, обрати лице Твое на ны, и наоборот: отвратися, отврати лице Твое от грех моих, первое – в смысле благоволения, милостивого расположения, а второе – в смысле негодования, ярости и гнева. Душа моя, говорит пророк, потрясена, скорбит и мучится; воззри же на меня, Господи, милостивым Твоим оком и избави душу мою от угнетающей ее скорби; и спаси меня от угрожающего мне за грехи мои вечного осуждения, спаси не ради моего недостоинства, но ради милости Твоея.
Пс.6:6 Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?
По русскому переводу: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Слово поминаяй означает деятельное памятование о Боге, или хождение пред Богом, угождение Господу. Ад (от греч. – «не видеть») собственно означает темное место, а в переносном смысле – гроб, могилу, вообще состояние по смерти. Исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена, какая только возможна в настоящей жизни, при благодатных средствах Святой Церкви. Таким образом, смысл изречений сего стиха может быть выражен так: спаси меня, Господи, милостью Твоей: ибо я боюсь, как бы смерть не предварила Твоего милосердия, милости прощения грехов моих,– так как по смерти невозможно благоугодить Тебе; смерть низводит во ад, а во аде уже нет места покаянию.
Пс.6:7 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
По русскому переводу: «Утомлен я воздыханиями моими (происходящими от сильной скорби о содеянных грехах), каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». Как глубоко раскаяние Давида! Есть предание, что он всю жизнь, следующую за грехопадением, проводил в постоянных слезах. И за такое слезное покаяние он получил достойное утешение от Господа, рекшего: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Мф. 5:4 ). Господь простил ему грехи, возвратил прежнее благоволение, не отнял от него Духа Святого, сопричислил его к лику святых угодников Своих. А Святая Церковь Христова поставляет его одним из первых образцов покаяния для всех грешников, ищущих обращения и спасения.
Пс.6:8 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.
Слово смятеся в переводе с еврейского читается так: «потемнело», «повредилось». Под словом око – «глаз», здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. Обетшах во всех вразех значит – я обветшал, устарел, ослабел, изнемог от врагов моих. Под врагами разумеет как грехи свои, так и вообще всех тех, которые привлекают ко греху, как-то: демонов, злых человеков и проч. А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость.
Пс.6:9–10 Отступите от Мене , вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.
До сих пор пророк выражал в различных образах свое бедственное состояние, происходящее от великой скорби о грехах; теперь он выражает свою великую радость и торжество над врагами. Яко услыша Господь – на основании этих слов можно предположить, что Давид каким-нибудь образом свыше был утешен и извещен о прощении ему Господом грехов его; глас плача моего – слова эти значат собственно не голос, не звуки плачевного вопля, а душевное расположение, слезные и плачевные прошения. Обрадованный и утешенный милостью Божией, Давид торжественно объявляет, что Господь не отверг, а услышал его слезное покаяние, что молитва его была благоприятна Богу, а потому он смело может теперь сопротивляться врагам своим, которых и гонит от себя, говоря: отступите, удалитесь от меня все, делающие беззаконие.
Пс.6:11 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Этими словами пророк заканчивает псалом, выражая еще раз торжество над врагами своими и желание того, чтобы они устыдились своей позорной деятельности и возвратились с погибельного пути на путь правый, ведущий к покаянию и спасению. «Да будут, – говорит, – постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно».
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.