13 августа 2017 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святая Православная Церковь чтит память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Ташкента совершил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополии Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Михаил Котляров, иеромонах Михаил (Столяров), протодиакон Александр Несин, диакон Михаил Межовиков, диакон Александр Аношкин, диакон Рустик Ковалев.
«Сегодня мы слышали Евангельское повествование, как Господь исцелил бесноватого, который бесновался в новолуние, — сказал в своем архипастырском слове владыка Викентий. – Этим, как толкует святитель Иоанн Златоуст, враг рода человеческого скрывает свое бесстыдство и свое ухищрение, именно в новолуние он совершает такие бесовские действия, чтобы скрывать себя: и скорбь и болезнь, наводящие на бесноватого, лунатика, перелагать на луну. Тем самым он поношает творение Божие, а себя прикрывает в злодеяниях.
Но ученики, апостолы Христовы, не смогли исцелить этого бесноватого и Господь, исцеляя, говорит Своим ученикам, что: «Этот род изгоняется молитвою и постом».
Пост и молитва имеют большую силу для исцеления наших страстей, болезней душевных и телесных, избавления от беснования, бесовской силы, которая мучает тех людей, которые подвергли себя каким-то тяжелым грехам, греховным делам.
Пред нами, дорогие братья и сестры, Успенский пост. Сегодня заговенье, а с завтрашнего дня начинается кратковременный, двухнедельный пост. В это время Святая Церковь предлагает нам, чтобы мы постом и молитвою исцеляли свои страсти, недуги душевные и телесные.
Пресвятой Богородице была возвещено Сыном Ее возлюбленным через Архангела Гавриила о скором Её отшествии из этого мира. Она усугубила молитву, усугубила пост и стала усердно молиться, готовясь к отшествию из этого мира, чтобы потом помогать всем нам в нуждах, печалях и скорбях. Так, по примеру Божией Матери делали многие святые угодники Божии, которые сподобились откровения от Бога, знать их день кончины. К этому дню святые угодники готовились постом и молитвою, подражая тем самым Пресвятой Богородице.
Мы слышали как несколько лет назад, сильно проповедовалось, что в такое-то время, в такой-то час будет кончина мира. И вот люди готовились к этой кончине не постом и молитвою, а развратом и наслаждениями греховными, утопая в грехах и пороках, наслаждениях греховных. Вот пример того, как грешные люди готовятся к вечной жизни, и как православные святые люди готовятся к отшествию из этого мира.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, тоже в эти дни пред Успением Божией Матери постимся и молимся. Мы усугубляем молитву и пост для того, чтобы Пресвятая Богородица, Господь наш Иисус Христос, помогали в нашей жизни, и мы избавились от многих наших греховных привязанностей, страстей, пороков, которые удаляют от Бога. Только постом и молитвою мы можем освободиться от плена греховного, рабства греха.
Нам с вами предлагается немного времени, чтобы мы могли подумать о своей душе, самом себе, видеть себя и усердно поститься и молиться. И тем самым зная свои слабости и немощи, молиться, чтобы Господь простил, помиловал, исцелил, искоренил наши страсти, немощи, греховные привязанности и смог бы нам дать возможность достойно встретить праздник Успения Божией Матери».
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Код баннера Ташкентской епархии:
Мы, современные христиане, страдать за Христа не желаем. Мы желаем только наслаждаться и довольствоваться всякими благами земными. Господь не запрещает пользоваться земными благами, но нужно иметь границу, чтобы не приводить устремление нашего сердца к удовольствиям и наслаждениям, находящимся за пределами нравственности и духовности. Нам нужно посмотреть на себя и увидеть, куда мы пошли, не преступаем ли мы границу нравственной и духовной жизни.
Как бороться с проявлениями бесовской агрессии в нашей жизни? Какие горы может передвигать верующий человек? Почему даже апостолам не всегда удавалось исцелять людей? На эти вопросы отвечает воскресное евангельское чтение десятой недели по Пятидесятнице (Мф. 17:14-23).Искал ответы на вопросы протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Удивительная особенность евангельских историй заключается в том, что они не только не устаревают по прошествии веков и тысячелетий, но ещё и открывают свои новые грани при каждом внимательном изучении.
Так, например, самая известная фраза нынешнего воскресного чтения — слова о том, что род бесовский изгоняется молитвой и постом. На эту тему написано немало толкований и произнесено огромное количество проповедей. Однако если обратить внимание и на другие детали этой истории, то можно открыть для себя немало подробностей, обычно ускользающих от нас.
Рассмотрим пять ключевых фраз рассказа об исцелении бесноватого отрока, приведенных в Евангелии от Матфея.
Начинается воскресное чтение с того, что Иисус Христос с тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — спускались с горы, где произошло Преображение Господне (Мф. 17:1-13). Событие Преображения (праздник, отмечаемый 19 августа по новому стилю) имело огромное значение: Христос явно показал ученикам Свою Божественную природу.
«Хорошо нам здесь быть», — радостно воскликнул Пётр на горе, передавая в этих словах истинное счастье пребывания с Богом. И вот, всё ещё радуясь и внутренне ликуя, Господь и три апостола вновь перенеслись с небес на грешную землю. Они столкнулись с человеческим горем и проявлением бесовской злобы. У некоего человека страдал от беснования сын. Он корчился в муках и судорогах, скрежетал зубами и пускал изо рта пену — поистине, отвратительная и отталкивающая картина.
За несколько часов Господь с учениками пережили диаметрально противоположные чувства: только что на горе Иисус Христос был прославлен и назван Сыном Божиим — и вот Он уже на земле заботится о судьбе несчастного отрока и погружается в самую сердцевину боли и греха.
Это наглядный пример для каждого из нас. Христианин — не тот, кто только мысленно парит в небесах, мечтая о высоких идеалах и светлых одеждах. Христианин призван обращать внимание и на заботу о ближних, не чуждаясь закатывать рукава и оказывать практическую помощь тем, кто ждёт от нас сострадания.
Страх, вызванный чернотой ночи и мертвенным сиянием луны, — любимый образ художников и поэтов, создающих произведения на мистические темы. Когда отец отрока сообщает Господу, что его сын беснуется в новолуние, это кажется естественным: по представлению многих, силы зла и должны активизироваться в полночь.
Однако задумаемся, каким образом луна виновна в болезни человеческой? По словам святителя Николая Сербского, внушая такую мысль, злой дух целится своими стрелами в три направления: в человека, во всё творение Божие и в Самого Бога. Ведь новолуние вызывает судороги далеко не у каждого человека. Значит, виновна не луна.
Злой дух хочет внушить мысль, что страдания человеку приносит природа. А она — это создание Божие. Поэтому и виновным в страданиях сына его отец может считать Бога.
Но «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы», — говорит нам апостол Иоанн (1 Ин. 1:5). Поэтому Он не может быть источником зла и страданий. Наоборот, сдерживая злых духов, Господь не даёт им возможность уничтожить весь род человеческий. Зачастую проблемы и болезни в итоге идут на благо человеку. Болея, люди очищаются от греха, освобождаются от власти диавола и приближаются к Господу Богу.
Две крайности — бросания в огонь и воду — также проявления бесовской силы. Не случайно героем истории стал именно отрок, то есть подросток или молодой человек. Подобные метания из крайности в крайность характерны для юношеского возраста. И отрок, живший две тысячи лет назад, и современные подростки в этом похожи. Казалось бы, совсем недавно, в 8-10 лет, наши мальчики и девочки с удовольствием ходили в храмы, занимались в воскресных школах. Но вот им исполняется 12 лет — в храм они приходят всё реже. А после 14-16 лет подростков в церкви практически не встретишь.
Юношество — возраст, особо подверженный страстям и соблазнам. Родители и учителя для подростков уже не авторитетны. Смартфоны, социальные сети, компьютерные игры имеют для них гораздо большую привлекательность, чем чтение книг и выполнение домашних заданий. Вчерашние отличники могут скатиться на самое социальное дно, вызывая у взрослых лишь осуждение и раздражение.
Важно помнить, что беснование — это не только пускание пены и издавание ужасающих звуков. Бесы действуют хитро и изощрённо, поэтому и проявление бесовской агрессии может быть разным. Задача родителей — не бояться этого, не опускать руки, не прекращать молиться и бороться за своих детей. Именно так и поступил отец из евангельской истории.
«Приведите его ко Мне сюда», — сказал Христос. Мы тоже должны всегда приводить своих детей к Богу.
Обвинение в неверности и развращённости прозвучало из уст Иисуса Христа как ответ на известие о том, что апостолы не смогли самостоятельно избавить от власти бесов этого отрока. К кому были обращены эти слова? Чей род назван неверным? На этот счет есть несколько толкований.
Первая мысль — это обвинение в адрес апостолов, ведь именно к ним приводил отец бесноватого сына в тот момент, когда Христос был на горе. Значит, у апостолов не хватило веры и силы, чтобы преодолеть власть бесов.
Святые Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский и некоторые другие придерживались другого мнения. Они считали, что Господь обвинил отца юноши и тех книжников и фарисеев, которые собрались, чтобы посмеяться над учениками Христовыми.
Согласно третьей точке зрения, «род неверный» — это бесы. Когда-то они были ангелами, а потом извратили свою природу и стали носителями зла.
И, наконец, четвёртая группа толкователей Священного Писания считает, что в широком плане «род развращенный» — это всё человечество, то есть и мы с вами. Развращённость — отпадение от Бога, а неверие — слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек. На протяжении тридцати трех лет абсолютно безгрешный и непорочный Иисус Христос жил среди людей, видя все проявления греха и пороков. Царь царей пришёл на землю, чтобы пострадать от рук человеческих и вывести человечество из рабства греху.
Говоря о силе веры, Спаситель приводит в пример горчичное зерно: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).
Хотя зёрнышко горчицы имеет диаметр всего лишь около миллиметра, но оно влияет на вкус пищи. Из него потом может вырасти большое растение. Так и наша вера способна влиять на окружающий мир. И пускай мы не передвигаем в пространстве горы и скалы, но сдвинуть с места горы собственного греха, лени и беззакония — для человека задача более важная, чем перекраивать географический ландшафт.
Молитва и пост — два духовных крыла, помогающих человеку взлететь к небесному Иерусалиму. Пост усмиряет тело, укрощает блуд и иные страсти, а молитва наполняет душу благодатью Святого Духа.
Чтобы бороться с бесами, ученики Христовы, а значит и все мы, должны молитвенно просить у Бога помощи в укреплении веры; отказываться от собственного «я» и ставить Божьи заповеди и идеалы на первое место в жизни. Тогда и с горами греха начнем справляться, и детям покажем правильные нравственные идеалы, и всевозможные мистические новолуния, сглазы и порчи уже не будут над нами довлеть.
От одного из греческих священников слышал комментарий на слова Спасителя «Сей род ничем, только молитвою и постом», что в первоначальном греческом тексте были слова «верою и молитвою». Прошу Вас ответить, насколько правомочно это утверждение. Если возможно – прокомментировать с греческого и еврейского текстов. Заранее благодарен.
Слова Спасителя молитвою и постом (Мф.17:21) приводит также евангелист Марк (9:29). Ни в одном древнем греческом манускрипте слова верою и молитвою не встречаются. В некоторых рукописях Евангелия от Матфея отсутствует 21-й стих целиком. Однако в тех рукописях, в которых этот стих имеется, там написано именно так, как в Славянской и Русской Библии. Подтверждается это и толкованием святителя Иоанна Златоуста (ок. 347-407). Он пользовался древним греческим текстом, а не русским. В Беседе 57-й на евангелиста Матфея читаем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст.21), присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте».
Слова Иисуса Христа, которые приводит евангелист Марк: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29), имеются в древнейших греческих манускриптах: Александрийском (4 в.), Ефремовском (ок. 5 в.), Вашингтонском (кон. 4 — нач. 5 вв.), Кодексе Безы (кон. 4 – нач. 5 в.).
О сличении русского и еврейского текстов речи быть не может, потому что Евангелие от Матфея на еврейском языке до нас не дошло, а Евангелие от Марка написано на греческом.
Украинская Православная Церковь, Донецкая епархия
г.Донецк, пр.Ковпака — 4а, тел: +38 (071) 342-03-12
+38 (062) 385-43-07
Снова и снова за воскресной Литургией Господь открывает нам Свою волю через Евангелие. Как говорили святые отцы, когда мы молимся, мы говорим с Богом, а когда читаем Евангелие, Господь говорит с нами. Господь открывает какую-то истину каждому слушающему через Свое Слово. Кто-то услышит слова утешения, предостережения, обличения, найдет нечто новое, или получит ответ на какой-то свой вопрос, который может и не задать вслух.
Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали рассказ о человеке, который обратился к Иисусу Христу с просьбой об исцелении бесноватого сына, — проповедует клирик храма иерей Владимир Валиков. — Он говорит: «Помоги мне, сын мой в новолуние беснуется». В новолуние, то есть в новый месяц сын этого человека начинал страдать от нападок беса, который его начинал мучить. И больной отрок предпринимал попытки самоубийства. По словам отца, его сын уже бросался в огонь, пытался утонуть, то есть всячески пытался уйти из жизни. И к этому подстегивал его дьявол.
Отец всячески пытается бороться с ним. В Евангелии описано, что он уже водил сына к ученикам Христа. Но они не смогли исцелить его. И тогда отец пошел спрашивать помощи у самого Господа. Господь выслушал мольбу родительскую и исцелил юношу. Тогда уже ученики обращаются к Господу с вопросом, почему у них не получилось исцелить этого юношу, когда других людей исцелить получалось.
Апостолы к тому времени уже не один день ходили по земле и исцеляли людей. Господь дал им силу Духа Святаго. И они ходили, и изгоняли бесов. Радостные приходили они к Иисусу, рассказывая, что даже бесы им повинуются. Почему же они оказались бессильны в этот раз? Вера их не была еще совершенной. Нужно сказать, что исцеление совершается двумя встречными потоками – Божественной Благодати и направленной к ней свободной воли человека. И Господь говорит им : «Сей род изгоняется молитвой и постом». Это высказывание Христа лежит в основе всей православной жизни.
Почему православные постятся? Для того, чтобы сила вражия не могла одолеть человека. Каждый человек, который одержим страстью, является в каком-то смысле бесноватым, является одержимым злым духом. Человек, который, например, и дня не может прожить бес мяса, не является ли подвластным бесу чревоугодия? Или человек, который не может кого-то не осудить, не является ли одержимым бесом злословия? А скольких людей улавливает липкий бес блуда и пьянства?! И сколько еще таких исчадий адовых, которые проявляются в греховных страстях, наклонностях и привычках?
Как часто мы пренебрегаем постом, нарушая его, как часто мы забываем молиться. Но иногда мы соблюдаем пост и молимся, но должны мы задуматься над тем – как это происходит. Не превращается ли наш пост просто в диету, не превращается ли наша молитва в простое произнесение слов при том, что мысли наши далеко от нас. Конечно же, так не может быть изгнана никакая страсть из наших душ. Но только лишь искренняя вера, искренняя наша молитва, тот пост, который заповедан нам Святой Церковью, точное исполнение его, не только хранение себя от вкушения какой-то скоромной пищи, но и хранение наших чувств, глаз и ушей, языка от того, чтобы услышать что-то плохое, от того, чтобы увидеть что-то непотребное. Вот это настоящий пост, тот пост, который поможет изгнать из нас наши страсти, избавиться от наших греховных привычек.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пост с верой придает нам сил возвыситься к небу, приблизиться к Богу и сбросить цепляющихся за нас злых духов. И святитель Василий Великий говорит, что, сколько отнимешь от тела, столько придашь душе. Будем помнить о том, что в таком юном возрасте, как мы слышали сегодня, возможно беснование человека. Задумаемся о том, почему это происходит. А происходит это по нашим собственным грехам, когда наши дети, видя наш собственный пример, видя какие-то наши греховные поступки, видя нашу нравственную нечистоту, становятся такими же, и мы отражаемся в их душах, как в зеркалах.
Поэтому будем помнить, что наш благой пример сможет из наших детей взрастить настоящих христиан, чуждых грехам, близких Богу и святым угодникам. Только лишь наша молитва, наша искренняя вера и горячая любовь к Богу может воспитать их не такими как тот бесноватый отрок из сегодняшнего Евангелия, а настоящими православными христианами. Да поможет нам в этом Всемилостивый Господь и Пречистая Его Матерь и святые угодники Божии, чтобы всегда помнить о том, что необходимо соблюдать пост всесторонний, а не только в пище.
Сейчас долгое время не будет поста, до 28 ноября. Если мы не успели в чем-то исправиться, научится воздержанию в прошедший Успенский пост, то Церковь заботливо предлагает нам каждую среду и пятницу наверстать упущенное. Не будем пренебрегать этими спасительными днями, которые являются для нас островками благочестия, когда мы можем приблизиться к Богу. Да поможет нам в этом Господь».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Сей род лукавый, бесовский изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:21), — эти слова Господь сказал Своим ученикам, когда те не смогли изгнать беса из отрока, которого привел к ним его отец. Что значат эти слова?
После того, как Христос одним словом исцелил отрока, апостолы спросили Его: «Раньше бесы повиновались нам, и больных мы исцеляли, и другие великие чудеса творили. А этого отрока не смогли избавить от власти беса. Почему мы не смогли этого сделать?». И Господь говорит им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Эти слова обращены не только к апостолам, но — через Евангелие, в веках — и к каждому из нас, потому что если по молитве и трудам поста изгоняется бес из другого человека, то тем более злой дух не может приблизиться к тому, кто сам соблюдает пост и молитву.
И тут возникает вполне оправданный вопрос: «А что значит такой, изгоняющий бесов, пост? Каким он должен быть? И какой должна быть молитва, чтобы бес не приближался к человеку?»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Что такое пост? Это очень актуально для нас с вами, поскольку мы вступаем в строгий Успенский пост. Пост — прежде всего воздержание, при чем не только от особого рода пищи (мясной, молочной, яиц и — в строгий пост — рыбы). По своей сущности пост — это воздеражание от излишеств, которые расслабляют нашу плоть, делают её дебелой и открытой для воздействия на неё темных сил. Другими словами, пост (как мы поём об этом в великопостных песнопениях), — воздержание наших глаз от того, чтобы не смотреть, куда не нужно, языка — чтобы не говорить то, что не следует говорить, и даже то, что следует, говорить умеренно, не растекаясь в многословии. Также пост — это воздержание наших чувств, эмоций.
То есть пост — определенная мера для человека в его проявлениях внутри и вовне, в мире. Если человек воздержан в чувствах, словах, во всех своих проявлениях, то находится в состоянии поста. Как говорит один из наших прихожан, если же человек Великим постом с услаждением выпил чай или с удовольствием поел жареную картошку, он уже согрешил (чувствует, что согрешил), потому что сделал это невоздержанно.
Что такое молитва, которая изгоняет бесов или не допускает их войти в человека? Господь заповедал нам: «Непрестанно молитесь».
Что означает эта непрестанная молитва? Или: какой должна быть постоянная молитва, о которой говорит Господь? Молитва, мы знаем, бывает славословная, покаянная, просительная и благодарственная… Но бывает ещё и внутренняя молитва. Мы знаем Иисусову молитву, которую многие из нас навыкли творить, и она, как ручеек, течет в нашем сердце. Наверное, это и есть та самая непрестанная молитва.
Молитва также может быть безмолвной — когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни и даже не произносит слов Иисусовой молитвы, поддерживает безмолвную молитвенную связь, состояние внутреннего предстояния перед Богом, Его всевидящим оком. Человек ощущает, что Господь видит его, смотрит на него. Это тоже есть молитва. Та самая непрестанная молитва, на которую указывает нам как на заповедь («Непрестанно молитесь») Господь.
В свете всего этого возникает естественный вопрос: «Если человек не постится и не молится, то бесы входят в такого человека?» Святые отцы говорят, что да, в таком случае злые духи беспрепятственно входят в сердце. И лукаво прячутся от человека и наущают его на творение злых дел, при чем так, что он воспринимает внушенные ведущие к греху мысли как свои собственные.
Поэтому, братья и сестры, вступая в Успенский пост, давайте слова, которые сегодня нам говорит Святая Церковь, — «Сей род изгоняется только молитвой и постом» — глубоко насадим в своем сердце. Вооружимся постом и молитвой против этого лукавого рода, по своей зависти, злобе и гордыни не хотящего покаяться и влекущего нас к погибели. Господь дал нам великое оружие, доступное каждому из нас. Воздержание (пост), молитва — это то, что, как огнем, отгоняет от нас с вами бесов.
Пускай эти слова будут всегда в нашей памяти, хотя бы в ближайшие дни Успенского поста. Аминь.
Протоиерей Владислав Софийчук. 13 августа 2017 г.
Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21
Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом — молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.
Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир — это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.
Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.
Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»
Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.
Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).
Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.
Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.
Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.
Преподобный Иоанн Лествичник
«Как преклонить на милость Господа? — спрашивает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает. — Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».
Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», — взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — которая из благого сердца исходит».
Глава добродетелей — молитва, их основание — пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.
Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.
Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.
Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.
Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.
Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.
Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.
Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига — незлобие и кротость.
Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.
Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.
Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.
25 августа 2019 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Ташкента. Накануне вечером было отслужено Всенощное бдение. За Богослужением также почиталась память преподобного Максима Исповедника.
Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Спиридон (Поздеев), протодиакон Александр Несин.
По окончании Литургии митрополит Викентий обратился к верующим со своим архипастырским словом, в котором, по сложившейся традиции, владыка раскрыл смысл евангельского повествования, прочитанного за Литургией.
В этот день был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (17:14-23): «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились».
В своей проповеди архипастырь сказал: «Святитель Иоанн Златоуст толкует так это евангельское место, что враг рода человеческого дьявол специально совершает свои козни в новолуния, чтобы люди думали, что в этом виноват не он, дьявол, а виновата луна. На самом деле она ни в чем ни виновата, это творение Божие дано нам для освещения ночью. А он это делает для того, чтобы скрыть свое злодеяние. Господь говорил своим ученикам причину, почему невозможно было им исцелить этого бесноватого: такое исцеление возможно постом и молитвой. Постом и молитвой можно исцелить болящего, страждущего этим беснованием. Постом и молитвой сам бесноватый может исцелиться от беснования.
Причина этих беснований, в основном, заключается в том, что человек отпадает от праведного пути по заповедям Божьим. И тогда дьявол имеет силу над этим человеком, и он совершает злое дело. Если же человек живет по заповедям Христовым, живет церковной жизнью, по воле Божьей, живет добродетельно, то, конечно, дьявол не имеет власти над этим человеком. Дьявол знает, что Церковь – эта та благодать и сила Божия, которая окружает человека, и он не имеет к нему доступа. Поэтому он пытается отклонить человека от церковной жизни. Но мы, верующие во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа должны понимать эти козни вражьи. Враг рода человеческого пытается нас обмануть, и многие люди, к сожалению, поддаются этому искушению, не ходят в церковь, чтобы о нем не говорили, что он сумасшедший.
Поэтому нам с вами нужно, дорогие братья и сестры, быть более мудрыми, чтобы тем самым противостоять дьявольской силе, которая различными путями нас обманывает, чтобы мы не ходили в церковь и не исполняли волю Божию. Он понимает, что человек, находящийся в Церкви, исповедующийся и причащающийся, недоступен для дьявольского искушения».
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Многие уже осознали и прочувствовали, что употреблять наркотики (никотин, этанол и другие) дальше нельзя, и даже пробовали бросить, и не раз, и, к сожалению, отчаялись в этой борьбе.
Между тем, все не так безнадежно. Человек часто изнемогает в каком-либо деле, если делает его не так. Хочу предложить вам действенный способ борьбы с наркоманией, описанный в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
«…Капитан, смотря на меня, спросил: Видно, ты любишь читать Библию? Я от радости не мог ничего на сие ответить, только плакал. Он продолжал: Я сам, брат, аккуратно читаю каждый день Евангелие. При сем расстегнул мундир и снял маленькое Евангелие киевской печати, все окованное серебром.
Сядь-ко, я расскажу тебе, что к этому меня привело. Да подайте ка нам ужинать!
Мы сели за стол, капитан начал рассказывать: Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне; знал службу и любим был начальством, как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я по несчастию и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь; когда не пью, то исправный офицер, а как закурю, то недель шесть в лежку. Долго терпели мне, наконец, за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь, и не брошу пить, то угрожали строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я СКОЛЬКО НИ СТАРАЛСЯ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ, И СКОЛЬКО ОТ СЕГО НЕ ЛЕЧИЛСЯ, НИКАК НЕ МОГ ПОКИНУТЬ МОЕЙ СТРАСТИ, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собою делать.
В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой то монах, с книжкой для сбора на церковь. Кто, что мог, – подали. Он, подошедши ко мне, спросил: «что ты такой печальный?» Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе.
Вставши поутру, и расположившись идти за вином, подумал: прочту главу из Евангелия, – что будет? Прочел и не пошел. Опять захотелось вина; я еще стал читать и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех Евангелистов, то и страсть к питию совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка…Со сладостию я выслушал сии речи капитана, да и сказал ему: такой же пример видел и я: в нашем селе на фабрике один мастеровой был очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но по несчастию тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал по 33 Иисусовых молитвы, в честь Пресвятой Троицы, и по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять, и вскоре совершенно кинул пить…»
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Мф. 7:7,8)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!«Сей род не исходит иначе, только молитвой и постом.» В сегодняшнем Евангелии мы слышали как Господь говорит нам о том, что в жизни бывают люди, которые до такой степени открывают свое сердце для вселения в него зла, что их жизнь становится злом. Помышления их только о грехе, и они всю свою волю, все свои чувства, расположения отдают противнику Божиему, т.е. дьяволу, и становятся одержимыми, бесноватыми. Дьявол реальным образом, через своих слуг — духов тьмы, — живет в человеке.
Вот о таком человеке сегодня мы слышали. Это евангельское повествование идет сразу за повествованием о Преображении Господнем. Когда на Фаворе были ученики Христовы, они видели Его во славе, видели эту побеждающую красоту вечности, видели это сияние преображенного человека, то, чем мы были когда-то, чем мы могли бы быть и то, чем мы может быть будем по воскресении. Это все было открыто святым апостолам. Но когда они сходили с этой Фаворской горы, где видели этот нетварный свет, где видели прикровенное бытие будущего века, то видят в долине то зло, ту бездну греха, в которую сошел Христос. Сошел, чтобы раз и навсегда это мировое зло, человеческие грехи и страсти исправить, искоренить, дать новый образ жизни, показать то, к чему призван человек.
Наша молитва бывает услышана только тогда, когда мы в скромности думаем о самих себе что наша духовная жизнь еще только начинается, что мы только пытаемся идти этим путем. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно себя мерить ни с кем. Не надо думать о том, кто хуже нас, в чем мы в духовной жизни продвинулись больше других. Надо, наоборот, взирать на тех людей, которые добрее, скромнее, сострадательнее, молитвеннее нас. Вот с таких людей и надо брать пример. Как мудрая пчела берет с одного цветка, с другого и так приносит нектар в свой улей, в свою сокровищницу и потом питаема им бывает целый год. Вот так и мы должны глядеть на то лучшее, что есть у других и брать пример с них. Святые отцы говорят нам, что если мы не молимся Богу как последние грешники, наша молитва не бывает услышана. Надо стараться в эту меру последнего грешника придти.
Отец Иоанн Крестьянин в одной из проповедей сказал, что сейчас люди в храм Божий не входят, а вваливаются. Надо обязательно помнить свои первые дни когда мы пришли в храм Божий, как мы тихо, кротко, смиренно переступили порог. Мы не смотрели тогда, кто и как молится, кто во что одет, кто где стоит, какое у него поведение и все прочее. Была у нас в мыслях только душа и Бог. А потом мы стали об этом забывать. Эти первые дни нашего прихода в церковь надо помнить, помнить нашу скромность и смирение, которые поначалу были у каждого. А потом стали все как бы свои, дом Божий стал простым домом для некоторых. Поэтому вот этот страх Божий, которой начало всякой премудрости, надо всегда помнить и о потере его переживать. Такая неблагоговейная, некая наглая жизнь между людьми предосудительна, тем более когда мы перед Богом ведем себя без страха и разсуждения.
Надо еще просить и вымаливать милость Божию, чтобы Господь открыл свою волю о нас. Каждого из нас Господь призвал к вечности, каждому из нас дал ум, дал руки, ноги, здоровье не для того, чтобы мы только сами этим пользовались. Если нам это дано, то мы все это должны приумножить, молиться и просить у Господа чтобы Он открыл, в чем мы можем послужить своим ближним, чем можем послужить Богу и Церкви Божией.
Невеликое дело, если каждый из нас отстал от больших грехов, привычек и пристрастий. Господь нам через псалмопевца Давида говорит: «уклонись от зла и сотвори благо». Надо помнить притчу о безумном слуге, который сокрыл талант господина своего. То, что мы имеем в своей жизни, это и есть наш талант, который мы должны приумножить, должны что-то сделать ради неба, ради вечной жизни. У каждого свои таланты: кто-то может писать, кто-то ухаживать за больными людьми, кто-то может служить в защиту Церкви, кто-то может послужить охраной Церкви, исполняя свой воинский долг, заботясь о тех людях, которые стоят за его спиной. Сейчас у нас в России действительно страшные времена в том смысле, что лукавый без конца борется за то, чтобы Святую Православную веру затоптать, чтобы нас сделать не Божиими людьми, а людьми, которые будут думать только о своем чреве, о тряпках, о деньгах. Этот образ жизни нам навязывается изо дня в день через телевизор. Вот с этим и нужно бороться.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господь говорит, что если мы будем иметь веру с зерно горчичное и скажем горе сей сдвинуться, будет по слову нашему. Какие же горы мы должны двигать? Не те внешние горы, потому что нет у нас такой веры. Но нам Господь дает власть и силу двигать горами каменных человеческих сердец наших родных и близких. Многие приходят и говорят, что услышал Господь молитву их, муж через 15 лет покрестился, через 20 лет стал пить меньше, а через 18 лет мы с ним повенчались. Так вот в нашей жизни может быть реальное чудо, и не все столько ждут и терпят, все еще впереди. Господь милосердный и любящий Отец даст нам когда-нибудь веру сдвинуть эти каменные сердца и привести их к Богу, к вечности и к блаженной жизни. Аминь.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.