Созерцательная молитва православие

На данной странице вы найдете детальное описание: созерцательная молитва православие - подобранную специально для Вас!

Встав утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.

Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол. 3, 16) Слова: псалмами, славословием и духовными песнями определяют молитву словесную, молитвословие, а слова во благодати воспевая в сердцах ваших Господу — молитву внутреннюю, умно-сердечную.

Чувство к Богу и без слов есть молитва. Слово поддерживает и иной раз углубляет чувство.

Храните этот дар бывшей вам милости Божией. Как? Более всего смирением, приписывая все благодати, себе же ничего. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится и, если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда — плач и вопль многий. Второе — чувствуя себя землею и пеплом, будьте так, как теперь, то есть ни к чему не обращаясь без нужды ни мыслью, ни сердцем. Все с Господом. Мало-мало умалится внутреннее горение, тотчас спешите его восставить в силе. Господь близ. С соболезнованием и страхом обращаясь к Нему, тотчас получите.

Молитва имеет разные степени. Сначала она есть только словесная молитва, но вместе с нею должна идти, ею разогреваться и поддерживаться молитва ума и сердца. Умно-сердечная молитва получает затем самостоятельность и является то делательной, напрягаемой своими усилиями, то самодвижной, находящей. В последнем виде она есть то же, что показанные влечения внутрь пред Бога: бывает современна им и из них развивается. Когда потом состояние, в котором бывает душа во время тех влечений, станет постоянным, тогда умно-сердечная молитва становится непрестанно действующей. При этом прежние временные влечения перерождаются в состояние созерцания, при которых и из которых тогда раскрывается и созерцательная молитва. Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцательный, так что их уже будто нет в нас.

У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва.

Сначала важно определить значение «созерцательной молитвы». Созерцательная молитва – это не только глубокие размышления во время молитвы. Библия указывает нам молиться умом (1 Коринфянам 14:15), поэтому, очевидно, что молитва включает размышления. Тем не менее, молиться умом – это не то, что начала обозначать созерцательная молитва. Она постепенно обретает популярность вместе с ростом нового церковного движения – движения, включающего многие небиблейские идеи и практики. Созерцательная молитва является одной из них.

Созерцательная молитва, также известная как «центрирующая молитва», является практикой, где молящийся сосредотачивается на слове и повторяет его снова и снова на протяжении упражнения. Хотя созерцательная молитва по-разному осуществляется в различных группах, практикующих ее, существуют определенные сходства. Она заключается в избрании священного слова как символа ваших намерений принять Божественное присутствие и действие. Обычно молящийся данной молитвой удобно усаживается с закрытыми глазами, кратко и тихо представляя священное слово. Когда мысли начинают отвлекать, он осторожно возвращается к священному слову.

Хотя это может показаться невинным упражнением, этот тип молитвы не имеет библейского основания. Фактически, он противоположен библейскому описанию молитвы. «Ни о чем не беспокойтесь. Но если есть у вас в чем-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу» (Филиппийцам 4:6). «В тот день вы Меня ни о чем не спросите. Говорю вам истинную правду: если Имя Мое призовете, даст Отец вам все, что попросите! До сих пор вы еще ни о чем не просили, призвав Мое Имя. Так просите – получите, и наполнит вас радость!» (Иоанна 16:23-24). Эти и другие тексты четко говорят о молитве как о сознательном общении с Богом, а не эзотерической, мистической медитации.

Созерцательная молитва, по замыслу, делает ударение на достижении мистического опыта с Богом. Мистицизм, тем не менее, является исключительно субъективным явлением и не базируется на истине или фактах, в то время как Божье Слово было дано нам, чтоб мы основывали свою веру и свою жизнь на Истине (2 Тимофею 3:16–17). Наши знания о Боге основываются на фактах, а вера в экспериментальные знания вне библейских писаний выводит человека за пределы стандарта, которым является Библия.

Созерцательная молитва не отличается от медитативных упражнений восточных религий и культов Нового века. Самые рьяные ее сторонники указывают на открытую духовность среди приверженцев всех религий, поддерживая идею, что спасение обретается многими путями, хотя Христос сам заявил, что спасение доступно лишь через Него (Иоанна 14:6). Созерцательная молитва в том виде, в котором она практикуется современным молитвенным движением, противоречит библейскому христианству, и ее следует избегать.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 230).

Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно устную молитву, и молящийся в созерцании изумевает, цепенея телом (прп. Исаак Сирин, 58, 07).

и такой мере выше , в какой совершенный человек выше несовершенного отрока (прп. Исаак (Сирин, 58, 07).

Блаженны те, которые всегда имеют отверстым мысленное око душевное и во время каждой молитвы своей видят свет, потому что они стали равночестны с Ангелами. Если же они таковы, еще в сей находясь жизни, еще будучи связаны телесною плотин), то каковыми же будут они по Воскресении, после того как восприимут духовное оное и нетленное тело? Всеконечно, они будут тогда не Ангелам только подобны, но Самому Владыке Ангелов, Христу Господу, как написано: вемы, яко, егда явится, подобии Ему будем (1 Ин. 3, 2) (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 58).

Не в определенное время и не в определенном месте совершается таинство молитвы. Предел молитвы есть неподвижное пребывание ума в Боге. (прп. Никита Стифат, 93, 134).

. Находит дух молитвенный, но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и не властна править собой. в отечниках пишется, что кто то стал на молитву перед своей вечерней трапезой, а опомнился уже утром (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 241).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Что такое созерцательная молитва?

Сначала важно определить значение «созерцательной молитвы». Созерцательная молитва – это не только глубокие размышления во время молитвы. Библия указывает нам молиться умом (1 Коринфянам 14:15), поэтому, очевидно, что молитва включает размышления. Тем не менее, молиться умом – это не то, что начала обозначать созерцательная молитва. Она постепенно обретает популярность вместе с ростом нового церковного движения – движения, включающего многие небиблейские идеи и практики. Созерцательная молитва является одной из них.

Читайте так же:  Как обрести покой в душе молитвы

Созерцательная молитва, также известная как «центрирующая молитва», является практикой, где молящийся сосредотачивается на слове и повторяет его снова и снова на протяжении упражнения. Хотя созерцательная молитва по-разному осуществляется в различных группах, практикующих ее, существуют определенные сходства. Она заключается в избрании священного слова как символа ваших намерений принять Божественное присутствие и действие. Обычно молящийся данной молитвой удобно усаживается с закрытыми глазами, кратко и тихо представляя священное слово. Когда мысли начинают отвлекать, он осторожно возвращается к священному слову.

Хотя это может показаться невинным упражнением, этот тип молитвы не имеет библейского основания. Фактически, он противоположен библейскому описанию молитвы. «Ни о чем не беспокойтесь. Но если есть у вас в чем-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу» (Филиппийцам 4:6). «В тот день вы Меня ни о чем не спросите. Говорю вам истинную правду: если Имя Мое призовете, даст Отец вам все, что попросите! До сих пор вы еще ни о чем не просили, призвав Мое Имя. Так просите – получите, и наполнит вас радость!» (Иоанна 16:23-24). Эти и другие тексты четко говорят о молитве как о сознательном общении с Богом, а не эзотерической, мистической медитации.

Созерцательная молитва, по замыслу, делает ударение на достижении мистического опыта с Богом. Мистицизм, тем не менее, является исключительно субъективным явлением и не базируется на истине или фактах, в то время как Божье Слово было дано нам, чтоб мы основывали свою веру и свою жизнь на Истине (2 Тимофею 3:16–17). Наши знания о Боге основываются на фактах, а вера в экспериментальные знания вне библейских писаний выводит человека за пределы стандарта, которым является Библия.

Созерцательная молитва не отличается от медитативных упражнений восточных религий и культов Нового века. Самые рьяные ее сторонники указывают на открытую духовность среди приверженцев всех религий, поддерживая идею, что спасение обретается многими путями, хотя Христос сам заявил, что спасение доступно лишь через Него (Иоанна 14:6). Созерцательная молитва в том виде, в котором она практикуется современным молитвенным движением, противоречит библейскому христианству, и ее следует избегать.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240–241)

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147)

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132)

Только одна черта из высказанных Сперанским 2 кажется неистинною или неистинно выраженною. «Форма, – говорит он, – созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли». Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228)

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, – созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим. (15, 215)

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего – к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344–345)

Молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву – О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника – игумен Феофан (Крюков).

Речь идет о книге святителя Феофана «Письма о духовной жизни», составленной по поводу писем графа М.М. Сперанского. – Прим. сост.

Это искушение становится явным тогда, когда служение, имеющее целью привести других к Богу, самого служителя уводит от Бога, уводит от молитвы. Эта опасность появилась не в наши дни, она родилась вместе с христианством. Уже апостолы, почувствовав, что социальное служение начинает преобладать над благовестием, заявили: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» [i] (Деян 6, 4).

Читайте так же:  Молитва о помощи о заступлении

Некоторые современные попытки достичь созерцательной молитвы страдают тем, что мы заранее недооцениваем трудности и слишком быстро ожидаем успеха. Все ценное и поистине великое требует времени, терпения и упорного труда. Духовные достижения, которые находятся в тесной связи со всем образом жизни человека, совсем не воспринимаются как результат собственных усилий. Когда же, наконец, почти к нашему собственному изумлению, мы достигаем определенных высот, это воспринимается как подарок. Человеку вдруг дается то, к чему он так долго и безуспешно стремился. Следует ожидать, что во время молитвы проявится похожая закономерность: из опыта веры мы знаем, что христианская молитва становится возможной только благодаря действию Божьей благодати. Обучение молитве и дальнейшие упражнения в ней играют достаточно ограниченную роль.

Многие святые, которых Господь возвел на вершины молитвы, подарили христианскому миру подробные руководства к молитвенному деланию. Как учителя молитвы они призваны воспитывать учеников. Некоторые, однако, испытывают страх перед объемными книгами, считая, что не имеют ни сил, ни необходимости изучать столь серьезную литературу, и даже не предполагают, сколь много при этом теряют. Книги святых написаны словно огнем, они какие угодно, но только не скучные. Своей самобытной силой они полностью захватывают читателя. Это переживают верующие, которые знакомятся с трудами св. Терезы Авильской [v] или св. Терезы из Лизье [vi] , св. Иоанна Креста [vii] или св. Франциска Сальского [viii] либо впервые берут в руки «Подражание Христу» [ix] . Некоторые уже давно приобрели «Подражание Христу» и несколько раз принимались за чтение, но каждый раз, впадая в уныние, откладывали в сторону. Для книг, написанных святыми, для восприятия разговора человека с Богом душа должна быть подготовлена. Не каждую минуту мы можем понимать язык огня.

Книга духовных упражнений св. Игнатия [x] в сравнении с трудами мистиков, напротив, кажется слишком сухой и трезвой. И только при ближайшем рассмотрении открывается ее богатство. Прежде всего, это книга упражнений, и только благодаря тренировке мы постигаем ее мудрость, вернее, достигаем того, что является целью книги: встречи с Богом. Также и Священное Писание не дает теоретического учения. В нем Господь чаще всего говорит: делай это или то. И именно в действии происходит встреча с высшей Мудростью. Так и эта краткая «Школа молитвы» может принести плоды, только если вы сами будете молиться. Свет познания сопутствует действию, а не пустым раздумьям. Только в действии формируется восприятие нового Света.

Псалмы также являются боговдохновенными и потому на все времена актуальными молитвами. Они содержат еще не совершенное благочестие Ветхого Завета, они говорят с нами образами и выражениями давно минувших дней и повествуют о великих делах и событиях жизни древнего избранного народа: о войнах, голоде, храмовых торжествах, страданиях в изгнании, прошениях за царя и победном ликовании. Все это несет в себе скрытый, обращенный к новому народу Божьему смысл, но этот смысл еще только должен открыть для себя молящийся христианин. Именно молящийся псалмами подвергается опасности твердить лишь заученные формулы, подобные «многословию язычников». В конечном итоге, каждая молитва коренится в личной встрече с Богом, и эта встреча — встреча без слов. Поэтому в нашей книге мы ограничимся именно этой свободной, внутренней (созерцательной) молитвой.

Действительно ли польза и награда созерцательной мо­литвы стоят дисциплинированных усилий и времени, необ­ходимого для того, чтобы познать их? Не верьте слепо моим словам. Единственный способ достоверно узнать это — от­правиться в путешествие лично. Если вам нужно дальнейшее ободрение, рассмотрите следующие преимущества созерца­тельной молитвы 13 .

1. Посредством созерцательной молитвы Дух вырывает корни эгоцентризма и становится источником нашей сознательной деятельности.

2. Созерцательная молитва помогает нам познавать присутствие Божье. Понимая это, мы обретаем силу встречать противостояние и противоречие без чувс­тва страха. Постоянное познание Божественной любви спасает нас от необходимости человеческого подтверж­дения и признания. Оно поправляет наши негативные чувства и низкую самооценку.

3. Такая форма преобразующей молитвы развивает совсем иное отношение к чьим-либо чувствам; она помещает их в абсолютно другие рамки. Многие из наших негативных пе­реживаний уходят корнями в ощущение собственной без­защитности. Мы стремимся построить свою империю, особенно когда чувствуем, что нам что-то угрожает. Однако, когда вы вновь и вновь утверждаетесь благодаря Божьему любящему присутствию, вы больше не боитесь, что вас отвергнут или обманут. Смирение возрастет, когда вы станете зрелыми в Божьей щедрой любви.

4. Созерцательная молитва проводит нас выше разговор­ного уровня в общении с Ним. Это делает Бога более ре­альным для нас.

5. По мере того как увеличивается наше доверие Богу и познание Его любви, мы меньше боимся, что будет вы­явлена наша темная сторона. Мы имеем право ходить во свете, «подобно как Он во свете. и кровь Иисуса. очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7). (Истина такова, что Бог всегда знает наши темные стороны, любит нас все время и сейчас посвящает нас в Свою осо­бенную тайну.)

6. Внутренняя тишина созерцательной молитвы настоль­ко глубоко очищает все наше естество, что эмоциональ­ные комплексы начинают смягчаться. И система орга­низма понемногу удаляет эти ядовитые токсины. Бре­мена спадают с плеч, а твердыни разрушаются.

7. Хотя мы можем пережить великий внутренний мир, это не является целью. Цель — даже не союз с Богом в молитвенном переживании. Молитва преобразует нас, и наша целостность с Богом переносится в другие аспек­ты повседневной жизни. Мы ждем не переживаний, а пос­тоянного пребывания в единстве с Богом.

8. Созерцательная молитва дает нам возможность об­щаться с другими в свободе духа, потому что мы больше не преследуем эгоцентрических целей, а воспринимаем реальность такой, какая она есть, сквозь призму Его Бо­жественной любви.

9. Союз с Богом помогает нам преодолевать большие испы­тания. Бог не сотворил нас подобными Ему только для того, чтобы просто смотреть на нас! Он хочет, что­бы мы изливали аромат Христа повсюду, куда бы мы ни пошли.

10. Созерцательная молитва учит нас терпению, ожида­нию Бога, силе внутренней тишины и делает нас чувс­твительными к нежным движениям Духа в повседневной жизни и в служении.

11. Созерцательная молитва освещает источник нашей преданности Богу и укрепляет ее. Она приводит нас в

соприкосновение с Божественной жизнью, обитающей в нас, и это помогает применять на практике все духов­ные дисциплины.

12. Эта Божественная жизнь наполняет нас 24 часа в сут­ки. Большую часть времени мы не видим, не ощущаем, не высвобождаем ее. Поэтому мы запираемся в своих крепос­тях, устанавливая преграды на пути Божьего присутс­твия и любви.

13. Созерцательная молитва помогает нам познавать, переживать и высвобождать Его жизнь через нас. Мы учимся пребывать в Нем, все глубже погружаясь в Его ис­целяющую любовь.

14 Как утверждала мадам Гийон, «именно поэтому Бог по­сылает огонь на землю. Он уничтожает все, что нечис­то в вас. Ничто не может противостать силе этого огня. Он пожирает все. Его мудрость сжигает всю нечис­тоту в человеке с единственной целью: сделать его при­годным для Божественного союза» 14 .

Читайте так же:  Молитвы мученику Трифону чтобы найти работу

Я говорю о медитации, ибо это то новое, что осталось сокрытым в те давние года, хотя состояние созерцания, медитативного покоя, присутствовало в нас. Состояние, при котором всё земное уходило, или на время отстранялось, и в силу входило желание общения с Вышними Мирами. Этому сопутствовала медитация, хотя этот термин не применял я в те года ввиду возможного неприятия.

Каждый временной поток предполагает общение на доступном языке, языке, который будет приемлем в этот час в этом пространстве. И посему практика созерцания, практика благоговейного молчания как дарение своей любви, высших чувств из сердца, присутствовала у нас, но не была обозначена определённым термином по причине возможного неприятия и после – обвинения во внедрении чужеродных направлений.

Я объяснял практику молитвенного созерцания, когда молитва плавно переходит в состояние безмолвия, когда дыхание становится определяющим для возникновения момента единения. Именно к моменту единения устремлена практика медитации. Без уяснения этого вы не сможете постичь великое таинство – христианское размышление о Творце, осуществляемое через сердечный центр, через покои души. Христианская медитация направлена на единение с Высшими Духовными Силами Космоса, с Творцом Вселенной, ибо через Него вы имеете чистое соединение с Ядром Вселенной, Высшим Разумом, Абсолютом.

Отчего я не призываю вас медитировать на Ядро Вселенной? Ибо такая медитация предполагает долгую подготовку, подготовку на всех уровнях. Такая медитация предполагает ваше полное раскрытие и достаточно мощный потенциал. Но то, что предлагаю вам я, не менее мощно, но более приближено к вам. Эта практика предполагает прохождение через канал любви для раскрытия души и её высшего потенциала, ибо я предлагаю вам подключиться к Величайшему Обладателю энергии любви, войти в чистый поток Света посредством раскрытия своего сердца, ибо космическая энергия любви имеет преображающее свойство. Она создаёт условия для блаженного, истинного восприятия мира, условия для нашего общения.

Но отчего это так трудно даётся? Отчего нет мгновенного результата? Ибо нет соответствующей сонастройки, или, скажу иначе, нет глубинной веры в Творца. Такая вера есть стимул для восстановления истинной связи с Богом, такая вера предполагает устойчивое равновесие в душе.

А каким образом его достичь? Как достичь равновесия, если вокруг много ситуаций для проявления эмоций? Но тут кроется основное заблуждение – все ситуации спровоцированы вами, они указывают вам на этические недоработки, они говорят, что в вас, внутри, существует конфликт, что ваше тело не в норме, ваше энергетическое поле страдает. Вот тут и должна помочь медитация. Она должна уравновесить все центры, ибо некоторые из них бьют фонтаном, а другие находятся в постоянной спячке.

Что может разбудить их? Что может дать вам возможность ощутить блаженство гармонии через равновесие всего внутреннего потенциала? Только медитация как момент раскрытия интуитивного видения, момент познания себя как космической сущности. Конечно, разбалансированному человеку трудно, очень трудно понять, о чём я говорю. Но человеку, ступившему на путь познания, прежде всего себя, своих возможностей и умений, через принятие всех космических Законов, уже доступно то, о чём я толкую.

Видео (кликните для воспроизведения).

Я говорил о дыхании, и теперь настал момент поговорить об этом подробнее, но это лишь начало нашего подробного разговора на эту тему.

Дыхание человека соответствует его состоянию. Спортсмен имеет иное дыхание, чем спящий младенец. А я призываю вас принять на считанные минуты удлинённое дыхание, или максимально увеличенный вдох.

Для чего это? Состояние медитации как полного отключения от забот и тревог этого мира предполагает, конечно, сонастройку через молитву, очищенное поле, остановленный мыслепоток, через выраженное дыхание. Выраженным я его называю потому, что именно на нём первоначально фиксируется внимание. Увеличенный вдох – это возможность принять энергию очищения, прану, ту, что способна конденсировать и совершать прорыв. Наполнение праной происходит через воззвание к Высшим Силам, через молитву, через подключение к чистому потоку. При обращении к Творцу вы призываете Силы Света содействовать вам, при обращении ко мне я имею возможность также создавать защиту через энергии Творца. При обращении ко мне в чистом потоке происходит мгновенная сонастройка и подключение Сил, сопутствующих мне.

Я не призываю вас молиться мне, обожествлять, превозносить и так далее. Я объясняю механизмы воздействия. Я объясняю, что в христианстве, несомненно, должна присутствовать практика безмолвия как возможность сонастройки с Миром Невидимым.

В чём суть христианской медитации?

Суть медитации заключается в молитвенном искании: оно начинается с какого-то священного текста или образа и исследует волю, знаки и присутствие Бога.

Нельзя «читать» святые образы и тексты, как читают заметки в газете, которые меня непосредственно не затрагивают. Следует размышлять над ними, то есть возносить своё сердце к Богу и говорить Ему, что я сейчас полностью открыт навстречу Богу, открыт тому, что Бог через прочитанное и увиденное хочет сказать мне. Наряду со Священным Писанием есть много текстов, которые приводят к Богу и пригодны для молитвенных размышлений.

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio – размышление) – духовное упражнение, в котором человек должен найти себя (и Бога). Медитации практикуются в различных религиях и культурах. Христианство знает и ценит много разнообразных медитативных упражнений, однако отвергает те практики, которые обещают соединение с Богом или Божественным в результате определённой медитационной техники.

«Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества слов, но от усердия нашей души» (Св. Иоанн Златоуст).

Чего христианин может достичь благодаря медитации?

Христианин ищет в медитации тишины, чтобы ощутить близость Бога и обрести мир в Его присутствии. Он надеется ощутить Его присутствие как незаслуженный дар Его благодати; но он не ожидает, что это будет результатом какой-то определённой техники медитации.

Медитация может быть важным подспорьем для веры, и для укрепления и становления человеческой личности. Однако техники медитации, которые обещают познание Бога или даже соединение души с Богом, являются обманом. Многие люди из-за таких лживых обещаний уверены, что Бог покинул их, потому что они Его не чувствуют. Но Бога нельзя заставить снизойти к человеку какими-то определёнными методами. Он отдаёт Себя нам тогда и так, когда и как Он этого пожелает.

Что такое внутренняя или «созерцательная» молитва?

Созерцательная молитва – это любовь, молчание, слушание слова Божия и присутствие перед Богом.

Для созерцательной молитвы необходимы время, решимость и прежде всего чистое сердце. В ней смиренное и нищее существо предает себя Богу, и благодаря вере в любовь и стремлению всем сердцем искать своего Господа обретает перед Ним свое подлинное лицо. Внутреннюю молитву также часто называют молитвой сердца и созерцанием.

«Не многознание насыщает душу и даёт ей удовлетворение, а созерцание и оценка вещей» (Св. Игнатий Лойола).

«Я смотрю на Него, а Он на меня» — ответ крестьянина Арсскому Кюре, когда тот спросил его о молитве.

См. также ККЦ 2709–2719, 2724

Почему молитва иногда похожа на борьбу?

Духовные учителя всех времён описывали возрастание в вере и в любви к Богу как духовную борьбу за жизнь или смерть. И эта битва происходит в духовной жизни человека. Оружие христианина – молитва. Мы можем пасть от нашего себялюбия, потерять себя в ничтожных делах – или обрести Бога.

Читайте так же:  63 псалом это великая молитва

Часто человек, желающий молиться, должен сначала побороть свою апатию, недостаток воли. Еще отцы-пустынники сталкивались с духовным безразличием и унынием (акедия). Нежелание искать Бога является большой проблемой в духовной жизни. К тому же и дух времени не видит в молитве никакого смысла, а наш загруженный график не оставляет ей места. Поэтому следует также бороться с искусителем, предпринимающим всё, чтобы отвратить людей от обращения к Богу. И если бы Бог не хотел, чтобы мы обрели Его в молитве, мы бы никогда не выиграли эту битву.

«Пока мы живём, мы боремся, пока мы боремся – это признак того, что мы не побеждены и что в нас живёт благой Дух. И если смерть застанет тебя не победителем, то хотя бы признает тебя борцом» (Св. Августин).

Может быть, молитва – это разговор с самим собой?

Молитву отличает именно переход от Я к Ты, от сосредоточения на самом себе к решительной открытости. Кто действительно молится, может узнать, что говорит Бог – и что Он часто говорит совсем не так, как мы этого хотим и ожидаем. Опытные молитвенники рассказывают, что часто человек завершает молитву не таким, каким он её начал. Иногда ожидания оправдываются: был печален – обрёл утешение; не было доверия – обрёл новые силы. Но может случиться и так: я хотел забыть о заботах, а оказался в ещё большем беспокойстве; хотел, чтобы оставили в покое, а вместо этого я получил новую задачу. Истинная встреча с Богом, которая всегда происходит в молитве, может в корне изменить наши представления как о Боге, так и о молитве.

«Молиться – значит больше слушать, чем говорить. Созерцать – значит больше быть созерцаемым, чем смотреть самому» (Карло Каретто (1910–1988), итальянский писатель, мистик, монах конгрегации Малых братьев Евангелия).

Что делать, если я вижу, что молитва не помогает?

Молитва не стремится в первую очередь к успеху, в ней мы ищем воли Бога и стремимся к близости с Ним. Как раз в кажущемся молчании Бога скрывается приглашение сделать следующий шаг – к полной самоотдаче, безграничной вере, бесконечному ожиданию. Молясь, мы должны предоставить Богу полную свободу говорить, когда Он захочет; давать нам то, что Он захочет, и дарить себя, как Ему угодно.

Мы часто говорим: я молился – и это не помогло. Может быть, мы молимся недостаточно интенсивно. Так, святой Арсский Кюре (св. Иоанн Мария Вианней) спросил как-то раз своего жаловавшегося на неудачу собрата: «Ты молился – ты воздыхал .. . а постился ли ты, бодрствовал ли ты?» А может быть и так, что мы просим у Бога что-то недолжное. Святая Тереза Авильская однажды сказала: «Молись не о лёгком бремени, молись о крепком хребте!»

«Все трудности в молитве от того, что мы молимся, как будто Бога здесь нет» (Св. Тереза Авильская).

«Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. ПрОсите, и не получаете, потому что прОсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4,2-3)

Что делать, если во время молитвы ты ничего не чувствуешь или, более того, ощущаешь нежелание молиться?

Рассеянность во время молитвы, чувство внутренней пустоты и сухости, даже нежелание молиться – всё это известно каждому молящемуся. В этом случае сохранение верности уже само по себе становится молитвой.

Даже св. Тереза из Лизьё долгое время не могла ощутить любовь Бога. Незадолго до её смерти к ней ночью пришла её сестра Селина. Она увидела, что руки Терезы сложены для молитвы. «Что ты делаешь? Ты должна попробовать заснуть», – сказала Селина. «Я не могу. Я слишком сильно страдаю. Но я молюсь», – ответила Тереза. «И что ты говоришь Иисусу?» – «Я ничего не говорю Ему. Я Его люблю».

«Лучшее лекарство от духовной сухости состоит в том, чтобы поставить самих себя в положение нищего в присутствии Бога и святых. И, как нищий, идти от святого к святому и просить о духовной милости с той навязчивостью, с которой нищие на улицах просили бы о подаянии» (Св. Филипп Нери (1515–1595), итальянский священник, выдающийся церковный деятель).

Может быть, молитва – это бегство от действительности?

Кто молится, не бежит от действительности; он скорее открывает глаза на реальность в целом. От самогO Всемогущего Бога он получает силу, чтобы справиться с действительностью. Молитва словно заправочная станция, где мы бесплатно получаем энергию на весь долгий путь и трудные вызовы. Молитва не выводит за пределы реальности, но, скорее, глубже погружает в неё. Молитва не отнимает время, а удваивает оставшееся время, наполняет его внутренним смыслом.

«Духовность христиан не может заключаться ни в бегстве от мира, ни в деятельности, которая меняется с каждой новой модой. Проникнутая Святым Духом, духовность способна преображать мир» (Св. Иоанн Павел II).

«Исполняйтесь Духом… благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Хриса» (Еф 5, 18–20).

Издание задумано как продолжение книги «О молитве Иисусовой: Поучения свт. Феофана Затворника» (М., «Даниловский благовестник», 2001).

«Делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней», – писал святитель Феофан. «Чего ищут молитвою Иисусовою? Того, чтоб канул в сердце благодатный огонь и началась непрестанная молитва, чем и определяется благодатное состояние».

Мысли и наставления святителя Феофана о непрестанной молитве, извлеченные из его творений и писем, составляют содержание нашей книги. Что есть непрестанная молитва? Каковы степени восхождения к ней и условия достижения ее? Что такое соединение ума с сердцем? Как согласовать «неотходное к Богу чувство» и наши повседневные дела? Каким должно быть молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву? Какие опасности подстерегают человека на пути стяжания непрестанной молитвы? – В предлагаемой книге читатель найдет ответы на эти и другие важные вопросы духовной жизни.

«Извольте все сие сообразить, и взять в руководство, и почаще прочитывать, чтобы поновлять в памяти, как должно действовать» Свт. Феофан Затворник

Видео (кликните для воспроизведения).

Созерцательная и деятельная молитва

61.Стоит лишь искренно и с покаянием начать творить молитву Иисусову, Христос незамедлительно услышит тебя и освободит от греха.

62.Как в темную комнату проникает солнечный свет, так молитва Иисусова проникнет в твою сердечную клеть и изгонит из нее всю греховную тьму умным Светом нетварной Жизни.

63.Тело не может быть нашим убежищем от смерти, ибо оно само есть смерть.

64.Найди Христа в своем сердце непрестанным молитвенным призыванием Его Святого имени и обретешь истинное прибежище от греха и смерти.

65.Если ты пребываешь в помыслах – ты находишься в узах и оковах мысленного врага.

66.Если ты разрубишь узы и оковы мысленного врага духовным мечом непрестанной Иисусовой молитвы – ты обретешь Свободу во Христе и вечную Жизнь Царства Божия.

67.Одна дурная мысль свергает нас с Небес, и одна искренная сердечная молитва поставляет нас пред входом в Царство Небесное.

68.Как бы ни были безчисленны и злобны помыслы, духовный меч непрестанной молитвы уничтожит их все до одного и приведет тебя к недвижимому камню Веры и Спасения – Христу.

69.Недвижимый камень веры и Спасения обретается в чистом сердце человеческом, соединившимся со Христом в бесконечной Любви.

70.Прилагая предельные усилия к очищению сердца от помыслов, желаний и страстей, ты несомненно узришь в нем Христа, Который станет твоей неотъемлемой Жизнью во веки.

71.Если отделишь всецело сердце от мира – это и будет созерцательная молитва.

72.Отсечение всякой привязанности к миру и соединение сердца со Христом – это созерцательная молитва.

73.Созерцательная молитва – есть пребывание в умном свете сердца, которое отрешено от всех помышлений и волнений.

74.Деятельная молитва – это очищение сердца от помыслов, желаний и страстей; созерцательная молитва – это Спасение души и вхождение в Царство Божие.

75.Деятельная молитва соединяет ум и сердце; созерцательная молитва соединяет сердце навечно со Христом.

76.Деятельная молитва закладывает духовный фундамент Спасения; созерцательная молитва – возводит небесный храм Спасения, в который входит Небесный Первосвященник и Царь – Христос.

77.Созерцательная молитва – это безмолвная молитва, выше слов и ума.

78.Созерцательная молитва – это совершенное забвение мира сего в Божественном свете.

79.Познав в своем сердце Христа, и войдя в свет Царства Божия, забудешь о себе, пребывая со Христом в молитвенном созерцании.

80.Созерцательная молитва – это непрекращающееся общение со Христом.

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь подспорье к ней – Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге. – Дело не в словах, а в вере и чувстве. – Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. – Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее. – Существо дела – установиться в памяти Божией. – Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе. – Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати. – Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит.

Молитва, которая сама молится. – Она – от благодати и чистой совести. – Она – чувство к Богу неотходное, не имеющее нужды в словах. – Священное Писание заповедует непрестанно молиться.

Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце. – Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в себе. – Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в памяти Божией. – Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем. – Секрет духовной жизни: нельзя стать в сердце без болезненных исканий. – Три силы души потребны для непрестанной молитвы.

К невозможному Бог не обязывает. – Священное Писание не заповедует ничего невозможного. – Работа не должна отвлекать от Бога. – Труд телесный иногда отклоняет от Бога. – Дела лучше не начинать, когда молитва идет. – Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать. – Непрестанно молиться – долг всех. – Как согласить дела и постоянное внимание Богу. – Как могли Апостолы непрестанно молиться. – Так повелевает делать Сам Господь.

Три степени молитвы. – Умная молитва в силе, когда приходит влечение внутрь. – Переход от умной к сердечной молитве – когда сердце исполняется любовью к Богу. – Умная молитва переходит в умно-сердечную с зарождением теплоты и влечения внутрь. – Умная молитва, согревая сердце, вводит его в умно-сердечную молитву. – Самодвижная молитва сама собой стоит и действует. – Чем более согревается сердце, тем самодвижнее умно-сердечная молитва. – Два рода самодвижной молитвы – произвольный и несвободный. – Отличие умно-сердечной молитвы от духовной в самодействии. – Умно-сердечная молитва переходит в непрестанную, когда влечения внутрь делаются постоянными. – Главное условие восхождения к непрестанной молитве – очищение сердца от страстей.

Молитва находящая и молитва созерцательная. – Созерцание выше деятельности. – Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего. – Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам. – Молитва чистая дается одному из тысячи, а созерцательная – в родех и родех едва одному. – Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века.

Правило непрестанно молиться. – Прямой путь к непрестанной молитве. – Общее правило – с утра возгреть теплоту и не делать ничего, что ее расстраивает. – Пример дневного правила с непрестанной молитвой. – До непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися молитвованиями. – Потомить себя, чтобы получить память о Боге. – Два приема привлечь ум к сердцу. – Пока идет вхождение ума в сердце, ничего другого не делать. – Страх Божий доведет до цели. – Что значит “зажечь беду вокруг себя”. – Богомыслие пролагает путь к непрестанной молитве. – Богомыслие – ключ молитвы непрестанной. – Правило всякое хорошо, которое держит душу в благоговении перед Богом. – Правило должно быть в вашей собственной воле. – Все правила могут оставлять лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною.

Естественные плоды Иисусовой молитвы. – Слезы – мера преуспеяния. – Навык всегда держать внимание на Господе не даст скорбеть. – Внимание в сердце и теплота – естественные действия молитвы. – “Болячка” в сердце – натуральное дело. – Когда человек все делает с полным сознанием и вниманием. – Первое дарование уму – собранность внимания в молитве. – Далее – неотступность хождения пред Богом. – Теплота настоящая и теплота натуральная. – Огонек приходит всегда почти через Таинства. – Сердечная молитва – дар благодати, подаваемый через Таинства. – Сердечная молитва никогда не преждевременна. – Облагодатствованный ум всегда бывает собран, быстропонятлив и сообразителен, озарен истиной. – Внутренняя светлость, прогнание недоброго, дерзновение в молитве, духовный огнь в сердце. – Память Божия, созерцание совершенств Божиих, ревность по Богу, страх Божий. – Чистая любовь – венец совершенства в богоугождении.

Тайна непрестанной молитвы в любви ко Господу. – Богомыслие и коротенькая молитва питают сердечные чувства. – Любовь не дает и на минуту забыть любимого Господа. – Стоять умом в сердце значит зажечь в нем огонь, который Господь пришел вовреши на землю. – Начните умственный подвиг и все увидите сами. – Ложные состояния – не укор истине, но призыв к отрешению от всего. – Монахам удобнее, но и мирянам не невозможна жизнь в Боге. – Плоды непрестанной молитвы приуготовляют душу к будущему лицезрению Бога.

Созерцательная молитва православие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here