Молитва о даровании молитвы
Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери рассеянный наш ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разжженныя стрелы лукаваго, отторгающия нас от Тебя, угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий нас во время молитвы; осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания нашей грешной жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею, и мыслию, и всею крепостию, и в час разлучения души нашей от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш и помяни нас, егда приидеши во Царствие Твое. Аминь.
Молитва к Богоматери о семье моей
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, и страхования, и диавольскаго наваждения, да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва против вражией силы
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, святителей Василия Великаго и Киприана Карфагенскаго, получивших от Тебя власть изгонять духов нечистых, испепелять вражия козни, заговоры, порчи и наговоры преступных людей, вяжущих своих несчастных жертв сими словами и ввергающих в бездну отчаяния и скорби, умилосердствуй надо мною (имярек), страждущим (-ей), и всели в душу мою благодатную тишину, забвение всех лукавых помыслов, а сердца окрест меня стоящих смягчи, да пребывает мир и любовь в душах наших, да воистину прославится имя Твое святое, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Иллюстрации: портрет Митрополита Мануила (Лемешевского); икона «Благое молчание»
Икона «Ангел Благое Молчание» («Спас Благое Молчание») — одна из сокровенных и глубочайших по своему значению в христианском искусстве. Современные источники сообщают о ней следующее.
«Спас Благое Молчание» — редкое иконографическое изображение Иисуса Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» — каким придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» — это Христос в образе Ангела, до Своего воплощения.
Ангел Великого Совета — таково одно из символических именований Христа согласно библейскому пророчеству, которое гласит: «Вели’ка Совета Ангел — Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам». Образ Христа-Ангела «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» появился в византийской иконописи в первые века христианства. На Руси этот образ получил развитие в иконе «Спас Благое Молчание», на которой Спаситель изображён в виде крылатого ангелоподобного отрока в белой мантии, со скрещёнными на груди руками. Это единственное изображение Христа, где Его голову окружает особый восьмиугольный нимб, знаменующий божественность и непостижимость Творца.
В русском искусстве изображение Спаса Благое Молчание появляется в конце XV века. Особое развитие оно получило в XVIII – XIX веках в искусстве старообрядческих художников — иконах, писанных на дереве, и меднолитых образках.
В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет
услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.
Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.
Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:
«»Ангел Благое Молчание». Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. «Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное», — говорит Зерцало*. «Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. » «Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям». В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.
В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.
Кто же запечатлел Ангела Благое Молчание? Образ Его — писем поморских. Но не только от полуночного моря тайна сия. В ней ясен и покрытый лик вестника Византии. В ней и тайна Креста. Запечатлён Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии — Премудрости Божией. Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно».
Рерих раскрывает духовную суть сокровенного Образа, как бы приоткрывает завесу над тайной его появления. В другом очерке он пишет: «И «Премудрость» Божья мчится на коне огненном, и «Ангел Благое Молчание» тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» (Пламень вещей). Читая эти строки, мы понимаем, что икона, как отражение Божественного начала, и не может явиться иначе, чем путём личного духовного опыта художника. Рерих напоминает о пламенных видениях, явленных светочам духа, которые запечатлевались ими затем в виде Священных образов, и повествует об этом так, как мог сказать лишь переживший эти озарения: «В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его».
В своих стихах и статьях Рерих не раз запечатлеет эти пламенные прикасания Мира Высшего:
. Ты. проходишь в тишине и молчаньи.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и
уводящий.
«Он — всегда жданный, всегда внутренне ощущённый. Он — запечатлённый в глазу и всё же незримый. Он — пламенный и рассеявший тьму.
Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своём несказуемом значении. Он придёт в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце. Он умеет направить на путь кратчайший.
Он идёт неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает — и гром гремит, и сияет молния».
О чём же несёт нам весть пламенный Вестник? О чём предупреждает своим молчаливым ангельским языком? — «Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое», неся людям «весть обновлённого, благословенного мира», и в душе каждого, кто «поймёт и примет его на языке своего сердца», загораются огни Нового Мира.
«Бог есть огонь, согревающий сердца», — говорит преподобный Серафим. Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться чётко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам — этим высшим ростками мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте.
Пламенная мечта — порог Благодати.
Огнь и мысль. Пламенны крылья Софии — Премудрости Божией» (Держава Света).
* «Зерцало Великое» — памятник переводной русской литературы XVII в. религиозно-нравоучительного характера.
СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ. XIX в. Поморское письмо
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
В марте 1999года я оказалась в США в группе победителей конкурса преподавателей из России. Не вдаваясь в детали, замечу, что большинство из нас понимали цель подобных программ – показать прелесть американского образа жизни и мышления, увлечь нас им, чтобы мы затем несли «эту прелесть» дальше. Всё происходило в рамках международного сотрудничества, а для нас, надеюсь, для большинства, — по принципу «Васька слушает, да ест», так как нас уж очень широко ознакомили с историей и культурой страны, что, конечно, интересно.
23 марта (Канун Дня Света) мы стояли перед зданием Конгресса США, когда из него вышли 2 члена Парламента и объявили, что «…конгресс одобрил решение НАТО по поводу бомбардировки Югославии, заявив, что мы свято верим в демократию, а в Югославии были нарушены демократические ценности свободы, нужна наша защита…» и т.д.
Все мы помним наше, российское отношение к этому событию, я была несколько в угнетённом состоянии после такого заявления для прессы, но так как ещё до этого запланировала посещение Библиотеки Конгресса по просьбе товарища – искусствоведа творчества Н.К.Рериха, решила всё же пойти в Библиотеку. У них там собрано очень много материалов по России. Прочитала отдельные рассказы князя Сергея Щербатова «Художник в ушедшей России» о многих известных деятелях культуры России начала 20 века, в том числе и о Н. К. Рерихе. Я только просмотрела книгу,- хороший слог, всё же известный интеллигент писал, довольно красочно написано, но то, что Щербатов написал о Николае Константиновиче, может написать только вражина, ненавидящий Рериха и его идеи.Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!
Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!
Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!
Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!
Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!
В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
7 мая 1908
Валерий Брюсов
Грудь ли томится от зною,
Страшно ль смятение вьюг,—
Только бы ты был со мною,
Сладкий и радостный друг.
Ангел благого молчанья,
Тихий смиритель страстей,
Нет ни венца, ни сиянья
Над головою твоей.
Кротко потуплены очи,
Стан твой окутала мгла,
Тонкою влагою ночи
Веют два легких крыла.
Реешь над дольным пределом
Ты без меча, без луча,—
Только на поясе белом
Два золотые ключа.
Друг неизменный и нежный,
Тенью прохладною крыл
Век мой безумно-мятежный
Ты от толпы заслонил.
В тяжкие дни утомленья,
В ночи бессильных тревог,
Ты отклонил помышленья
От недоступных дорог.
Федор Сологуб
1908
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не кресчатый, восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида), нимб Господа Саваофа.
Спас Благое Молчание. Россия. XIX век. Поморское письмо. Дерево, темпера. 35 х 30 см.
СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ — Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, — в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника — до Своего прихода к людям, до воплощения.
Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Иконография «Спаса Благое молчание» — святоотеческая и достаточно поздняя — не ранее XVI в.
Ангел Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Ангел Великого Совета
Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.
Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. . Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца».
Вся информация об иконах, картинки и стихи об Ангеле Благого Молчания с сайта Православный Форум Апостола Андрея Первозванного.
Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.
Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.
Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.
Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.
Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
- спокойствием;
- покоем;
- освобождением;
- тишиной;
- миром в уединении.
Интересно! Исихазм дарует не только очищение души и духа. В непрестанной молитве, безмолвии и призвании Божьего имени, человек приближается к ангельской жизни, помощником им есть Ангел Благого Молчания, Иисус Христос.
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.
В этом образе соединились воедино:
- Предвечный Логос — Эммануил;
- Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
- жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
- Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.
Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.
Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
- терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
- исцеления от душевных и физических болезней.
Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.
В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.
Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.
Спас Благое Молчание — Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, — в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника — до Своего прихода к людям, до воплощения.
Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Спас Благое Молчание — редкая икона Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким он был на земле, а -«Спас в силах» — таким, каким он придет в конце времен, то «Спас Благое Молчание» — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.
Иконография «Спаса Благое молчание» — святоотеческая и достаточно поздняя — не ранее XVI в.
Молитва о даровании молитвы
Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери рассеянный наш ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разжженныя стрелы лукаваго, отторгающия нас от Тебя, угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий нас во время молитвы; осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания нашей грешной жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею, и мыслию, и всею крепостию, и в час разлучения души нашей от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш и помяни нас, егда приидеши во Царствие Твое. Аминь.
Молитва к Богоматери о семье моей
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, и страхования, и диавольскаго наваждения, да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва против вражией силы
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, святителей Василия Великаго и Киприана Карфагенскаго, получивших от Тебя власть изгонять духов нечистых, испепелять вражия козни, заговоры, порчи и наговоры преступных людей, вяжущих своих несчастных жертв сими словами и ввергающих в бездну отчаяния и скорби, умилосердствуй надо мною (имярек), страждущим (-ей), и всели в душу мою благодатную тишину, забвение всех лукавых помыслов, а сердца окрест меня стоящих смягчи, да пребывает мир и любовь в душах наших, да воистину прославится имя Твое святое, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям. Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Остановимся на нем подробнее.
Впервые икона «Благое Молчание» появилась на Руси в XV веке. Сохранились записи о том, что во времена правления великого князя Ивана III Васильевича этот образ был написан московским живописцем, чье имя не упоминается, и помещен в иконостас Успенского собора. Долгое время он оставался единственным изображением Спасителя, выполненным в столь необычной трактовке. Заметим, однако, что существует мнение, согласно которому образ был привезен в Москву со Святого Афона, где подобная традиция иконографии имела давнюю историю.
Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.
Известно также, что икона «Благое Молчание» входила в число образов, весьма почитаемых старообрядцами, то есть теми, кто, отвергнув реформу, проводившуюся в XVII веке патриархом Никоном, порвал с официальной Церковью. В принятой этими людьми трактовке безмолвие Христа символизирует их собственное вынужденное молчание, явившееся следствием преследований со стороны властей. Принято считать, что среди староверов образ получил распространение уже в начале XVIII столетия.
Остановимся вкратце на художественных и композиционных особенностях иконы «Благое Молчание», фото которой помещено в нашей статье. Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.
Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов. Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.
Согласно установившейся традиции, фигура Спасителя изображается облаченной в белоснежный хитон, цвет которого служит символом чистоты и непорочности. При этом поручи (окаймления рукавов) воспринимаются верующими как узы, стягивавшие Иисуса во время неправедного судилища, учиненного над Ним Понтием Пилатом.
Приковывают к себе внимание зрителя и глаза Спаса. В отличие от прочих образов, где Его взгляд исполнен строгости и печали, на иконе «Благое Молчание» ангел как бы взирает внутрь Себя, готовясь принять все предначертанное Ему Богом-Отцом. Ощущение высочайшей покорности и смирения передается зрителю и скрещенными на груди руками, а также сложенными за спиной крыльями.
Характерно, что православные монахи видят в иконе «Благое Молчание» зримое олицетворения исихизма – лежащей в основе их жизни духовной практики, состоящей из спокойствия, удаления от мира, тишины, покоя и освобождения от плотских страстей. Это помогает инокам еще во плоти приблизиться к ангельской жизни, а данный образ служит им путеводной звездой.
Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир. Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.
Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний. Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.
На этот вопрос невозможно дать односложный ответ, поскольку перед любой иконой, независимо от того, чей образ на ней запечатлен – святого ли угодника Божьего, Пречистой Девы Марии или Самого Спасителя, – можно возносить самые различные молитвы с просьбами о ниспослании благодати для решения всех земных проблем. Важна лишь глубокая вера во всемогущество Творца и искренность наших чувств. Но в то же время сложилась определенная традиция, определяющая тематику прошений, обращенных к тем или иным Небесным Силам. Определенным образом это относится и к молитвам, возносимым перед иконой «Благое Молчание».
Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.
В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.
Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.
Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.
Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.
И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.
Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание. Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.
В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.
Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей
Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.
Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.
Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Тишина великого храма… Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир.
Престарелый священник – и Ангел пред ним, возвестивший о скором рождении того, кто станет великим пророком Израиля, предтечей и крестителем Христа, того, кого Сам Христос назовет величайшим среди рожденных женщиной…
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе; вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк. 1, 19-20).
Молчание Захарии сопровождало явление в мир младенца Иоанна, как знамение от Бога, знак для окружающих, что совершается нечто вышеестественное – и как состояние человеческого сердца, полностью погруженного в высочайшие глубины Богообщения.
Молчание это завершится, когда чудо произойдет, уста старца разверзнутся вновь, когда он даст имя новорожденному. В этом евангельском эпизоде в облике Захарии видится облик праотца Адама, нарекающего имена всему живому, произносящего слова, исполненные смысла и Божественной творческой силы…
Фото: hmiodrag, orthphoto.net
Слово – серебро, молчание – золото, говорит народ. Ему вторят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина о том, что слова суть орудия мира сего, а молчание есть тайна будущего века. В собрании слов преп. Исаака «О Божественной тайне и о духовной жизни» говорится:
По мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию. А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств.
Образ бытия и поведение жизни сей способствует деятельности чувств, а образ грядущей жизни – духовной деятельности. И когда бы ни удостоился человек этого знания, члены его внезапно ослабевают, и ниспадают на него безмолвие и тишина; ибо прекращается в поведении новой жизни всякое пользование чувствами.
Поскольку даже в сем мире не выносят чувства встречи с этой тайной, – хотя, словно в некоем сне, прекращают они свою деятельность в минуту покаяния, даже несмотря на то, что не они встречают тайну, а внутренний человек, – да дарует тебе Бог познать силу будущего века, и ты уже здесь прекратишь всякое участие в настоящей жизни.
То, о чем говорит преподобный – вовсе не умерщвление жизни, как иногда считают не только критики монашества, но и вообще те, кто плохо знаком с христианской подвижнической традицией, с мистикой Православия.
Напротив, это стяжанное в подвиге – но и данное как дар умножение Богоданной духовной жизни в человеке, не бесплотно-интеллектуальной, бесполой и бескровной, как мы порой представляем себе «духовное», но подлинной и цельной, наполняющей всё существо человека в его полноте, возводящее человека из нынешнего его существования в причинно-следственном концлагере греха и смерти – на свободу, на родину, в Царство Божие, на более высокую ступень бытования.
Качество жизни человека в этом Царстве, на этой ступени, качество его жизни теперь уже – с Богом и в Боге, в Его любви, а не в смертельном одиночестве самости, настолько разнится от качества существования в мире сем, что преподобный Исаак главным знаком этого нового качества ставит – молчание, и утихание буйства чувств, шума крови и страстей, и невозможность бренным и ограниченным человеческим языком передать сути этой новой жизни, называя в своих словах его то «гробовым», то есть всецелым, молчанием, то молчанием «различения и рассудительности».
Язык, речь – и место общения человека с Богом и миром, место жизни смыслов, но и место, в котором шум наших греховных страстей, шум суеты мирской, отдаляющей от Бога, наиболее оглушающ. Мы усердно молимся – но нередко забываем: молитва – не только наши слова к Богу (о, сколь часто превращающиеся в глухой монолог!…), но и умение замолчать и прислушаться к Божьему ответу.
Именно для стяжания этой тишины от шума страстей собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники, именно потому и сейчас западные монахи-трапписты строго соблюдают устав преп. Бенедикта Нурсийского, в котором предписаны не только молитва по 11 часов в день, строгий пост и труд, но и обет молчания, прерываемый только для общих Богослужений.
Когда двое любят друг друга, им всегда хорошо вместе, и один из признаков этого – им хорошо вместе молчать… Молчание двоих любящих – не признак равнодушия. Это знак того, что любовь выражают не только славословиями и излияниями чувств, но прежде всего – готовностью служить друг другу делом, жертвенно, отдавать себя всецело.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Недаром на иконе «Спас Благое Молчание» Спаситель, Сын и Слово Божие, Ангел Великого Совета, изображенный еще не родившимся в мир, но уже готовым служить людям, облачен в далматик ангела. Это – знак того, что Бог готов служить нам, и ждет и от нас ответных шагов как проявления нашего доверия Ему и нашей любви, нашей готовности ступить в Его Царство, царство светлого молчания и полноты бытия.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.