На священном полотне изображается будущий апокалипсис (конец света), который осуществит во время своего Второго пришествия Сын Божий. На православной иконе также демонстрируется последний суд над человеческим родом, сюжет чудесного воскресения от рук Спасителя, сцены мучений в областях ада и блаженства в раю. Православная Церковь утверждает, что эти предзнаменования относятся к каждому, ибо любое деяние имеет свою причину и следствие согласно моральной окраске поступка.
Священнослужители заботятся о спасении душ своей паствы и часто напоминают ей о Страшном суде.
Сюжет конца света с древнейших времен передается при помощи изобразительных средств, отчасти и потому, что Единый Господь лично предсказывал Второе пришествие Сына в красочных визуальных образах. Бог говорит: солнце и луна перестанут давать земле свое сияние, звезды упадут с небосвода; именно тогда человек увидит знамение о скором и очередном пришествии Мессии, весь люд восплачет и узрит Христа, сияющего славой и могуществом.
Далее, Христос соберет собственное войско ангелов, развеивающих темноту и страх звуками труб, и произойдет апокалипсис.
Именно покаяние есть обязательное условие для достижения Небесной обители, гордыня же и другие пороки приведут к усугублению горестного и страждущего положения всякого неверующего.
В Православии XI-XII столетия вопрос покаяния — это настоящая духовная практика для народа, а не обычная тема богословских трактатов. Идея смирения перед справедливой волей Господа проскальзывает в трудах знаменитых христианских святителей, в летописях. Авторы иконы Божьего суда преследуют ту же цель, они пытаются склонить людей к покаянию, которое дарует прощение всех грехов. И человек вскоре задумывается о том, что ожидает душу после кончины земного бытия, что произойдет после суда и воскресения.
Возникает моральная дилемма: остаться привязанным к конечным богатствам материального существования или пренебречь всем низменным и отдать собственное эго во власть Того, кто распоряжается всем и дарует все.
Однако сложность при рассмотрении этой темы состоит в том, что икона дает представление о событиях, которые только должны произойти. Обычному человеку легче ориентироваться на прошлое, потому что опыт является подтверждением содеянного. Именно здесь, в вопросах воскресения, суда и вечной жизни у престола Господа, человеку приходится полностью полагаться на веру и Священные рукописи. Смиренное и покаявшееся мировоззрение мистическим образом постигает то, что не способен видеть невежественный разум, ограничивший себя условными рамками.
Важно! Значение иконы с изображением Страшного суда состоит в стремлении показать будущие события Второго пришествия. Здесь дается понять, что тело и все материальное подвержено уничтожению, но бессмертная душа способна избавиться от страданий, совершив истинный выбор.
Вспоминая об этой иконе, сторонники Православия пытаются донести до мирян мысль о личном покаянии. Они добавляют, что Единый Бог бесконечно милосерден как извечный Отец, а также справедлив в качестве Судьи, который воздает каждому по его свершениям. Поэтому человек должен проанализировать собственное мировоззрение и помнить об ответственности за личную деятельность, не злоупотребляя высшим добром.
Церковь внушает идею об исправлении и покаянии, пока еще существует возможность и не настал Страшный суд.
В центральной части композиции находится Спаситель, пришедший судить мир, рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель, которые желают оправдать человечество. У ног святых располагаются первые люди Адам и Ева. По обе стороны от центрального фрагмента — 12 апостолов, держащие в руках открытые писания. За ними стоят Небесные стражники во главе с архистратигом Михаилом. Войско вскоре призовет человечество на суд звуком труб. Ниже апостолов демонстрирует грешный народ, идущий на суд.
-
В верхней части композиции чаще находится образ Бога Саваофа, который сбрасывает с небес своих ярых ненавистников в демоническом обличии. Небо здесь представлено в виде развернутого свитка и символизирует пришедший конец света.
Великая икона символически повествует православному народу о Втором пришествии Спасителя и Его суде над всеми грешниками. Композиция составлена из нескольких сюжетов, повествующих о главных воззрениях христианского учения. Икона призвана напомнить человеку о важности покаянии, которое является главным основанием для достижения Царствия Небесного.
Неискушённому в иконописи человеку может показаться, что все образы в православии скучны и однообразны. Обычно есть какой-нибудь святой анфас, в руке у него книга или свиток, а другой же этот человек делает жест благословения.
Но в действительности встречаются довольно сложные сюжеты, которые по изощрённости символики и композиции готовы конкурировать с известными произведениями Иеронима Босха. Икона Страшный Суд — из их числа.
Сюжет иконы восходит к пророчествам Нового Завета и демонстрирует зрителю Суд Божий, который должен состояться в конце всех времён. В представлении широкой аудитории этот образ тесно связан с последней книгой Библии «Откровение Иоанна Богослова».
Но описание последних дней нашего мира присутствует в других околохристианских источниках, которые не включены в канон. В основном это апокрифическая литература в духе Апокалипсиса.
Конечно, Страшный Суд — не единственная тема последней книги Священного Писания. Напротив, о нём заходит повествование лишь в 20 главе. Но это едва ли не кульминационное событие в Библии, так что значимость его для верующего человека сложно переоценить.
«Страшный суд» Лавра Преподобного Афанасия
Сперва Страшный Суд в качестве художественного мотива появился на фресках в аллегорической форме. На них изображались овцы и козлища, которых «сортировали». Такая живопись известна с IV века. Лишь к VIII веку утвердились более масштабные композиции, проработанность которых позволяла ощутить глобальность Библейского события.
Византийская традиция утвердила Страшный Суд в качестве типичной настенной росписи. В этой форме данный сюжет и сохранился в Восточной и Западной Церквях.
С X–XI веков сформирован канон изображения Страшного Суда на Руси.
Было бы несправедливо сказать, что икона Страшный Суд основана только на Апокалипсисе. Напротив, базой для её сюжета послужили и многие другие письменные источники:
- Евангелия.
- «Слова» Ефрема Сирина.
- «Жития Василия Нового».
- Апокриф «Хождение Богородицы по мукам».
- Видение пророка Даниила, описанное с 10 по 12 главы его книги.
Сформированная масштабная икона Страшный Суд могла произвести сильное впечатление на зрителя. Все изображённые на ней ужасы имели шанс при помощи страха отвратить грешника от неправедной жизни.
Но такой задачи перед собой художники не ставили. В основе образа лежала совершенно иная идея. Страшный Суд — это призыв покаяться. Это событие — не приговор, а дверь в новый мир, лучший, когда всем воздастся за добрые дела и грехи.
При этом православный человек не обречён жить с грузом своих проступков. Он имеет возможность покаяться, и именно к этому склоняет верующего икона Страшный Суд.
Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)
Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:
Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.
Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.
Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.
Для некоторых образов иконы требуется отдельное толкование:
- Тёмные и чёрные фигуры — черти.
- Человек в руках сатаны — душа Иуды.
- Длинная зелёная змея — ветхозаветный змей-искуситель.
- Полуобнаженная женщина — земля.
- Мужчина и женщина недалеко от Иисуса Христа — Адам и Ева.
- Группа из четвёрых ангелов — самые известные из архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.
- Взлетающие фигуры — воскресшие люди.
- Медведь, грифон, лев, рогатый зверь — земные царства, которые погибнут.
- Книга — это книга, в которой записаны все добрые и злые поступки каждой души.
- Белый и серый зайцы — правда и неправда, соответственно. К христианству не имеет отношения. Символ пришёл из славянской культуры.
Икон и фресок с изображением Страшного Суда довольно много. Некоторые известные находятся:
В церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.) — одна из самых старейших.
В Кирилловом монастыре в Киеве (XII век) — самая древняя из русских.
В Успенском соборе Владимира — её писали Андрей Рублёв и Даниил Чернов. Увидеть её можно лично, а не на фото, если отправиться по адресу: ул. Большая Московская ул., 56, Владимир, Владимирская область.
Фреска из Успенского собора города Владимира
Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.
Самое логичное решение — прочесть перед ней молитву «Отче наш», либо специальную — о спасении души.
Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1
Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.
Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?
Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!
У праведных лица хорошие,
На главах власы, как лунь светла;
А у грешных лица все черные,
У грешных власы словно стрелы стоят.
Праведные идут,— все стихи поют
Херувимские и серафимские,
Величают Христа, Царя Небесного,
Пресвятую они Матерь Богородицу,
Величают они Михаила-архангела:
«Не возможно ли, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?»
Отвечает Михайло-архангел,
Свет, им чудотворец:
«Проходите, рабы крещеные, души верные,
Уготовали вы царство небесное!»
А грешные идут,— слезно плачут,
Плачут они и рыдают,
Ко Михаилу-архангелу причитают:
«Не возможно ли нас, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?
И дайте нам годы урочные,
Столько годов, сколько в море песку?»
Отвечает им Михайло-архангел,
Свет чудотворец:
«Отойдите, злые, окаянные!
Белый свет вам на волю дан был,
Сами вы себе место уготовали,
Место— муку вечную и тьму кромешную!»
Рече Михайло-архангел чудотворец:
«Ангели вы мои, архангели!
Берите прутья железные,
Гоните вы злых, окаянных,
Гоните вы в реку огненну,
Засыпьте и песком и хрущобою,
Завалите доскою чугунного:
Не чул бы я от них ни писку, ни
вереску, Ни зубного бы от них скрежетания!»
Они идут да слезно плачут,
Отцу-матери причитают,
Ко сырой земле припадают:
«Почто вы нас, отцы-матери, породили?
Краше бы нас на родинах растоптали!
Ко страху Божьему вы нас не учили!»
У праведных лица хорошие,
На главах власы, как лунь светла;
А у грешных лица все черные,
У грешных власы словно стрелы стоят.
Праведные идут,— все стихи поют
Херувимские и серафимские,
Величают Христа, Царя Небесного,
Пресвятую они Матерь Богородицу,
Величают они Михаила-архангела:
«Не возможно ли, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?»
Отвечает Михайло-архангел,
Свет, им чудотворец:
«Проходите, рабы крещеные, души верные,
Уготовали вы царство небесное!»
А грешные идут,— слезно плачут,
Плачут они и рыдают,
Ко Михаилу-архангелу причитают:
«Не возможно ли нас, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?
И дайте нам годы урочные,
Столько годов, сколько в море песку?»
Отвечает им Михайло-архангел,
Свет чудотворец:
«Отойдите, злые, окаянные!
Белый свет вам на волю дан был,
Сами вы себе место уготовали,
Место— муку вечную и тьму кромешную!»
Рече Михайло-архангел чудотворец:
«Ангели вы мои, архангели!
Берите прутья железные,
Гоните вы злых, окаянных,
Гоните вы в реку огненну,
Засыпьте и песком и хрущобою,
Завалите доскою чугунного:
Не чул бы я от них ни писку, ни
вереску, Ни зубного бы от них скрежетания!»
Они идут да слезно плачут,
Отцу-матери причитают,
Ко сырой земле припадают:
«Почто вы нас, отцы-матери, породили?
Краше бы нас на родинах растоптали!
Ко страху Божьему вы нас не учили!»
Опубликовано 24 февраля, 2014 — 12:05 пользователем editor
Радуйся, богоборцев лукавых обличителю;
Радуйся, богопротивнаго нечестия искоренителю.
Радуйся, мир Божий в себе стяжавый!
Акафист прп. Амфилохию Почаевскому
Православная Церковь называет предпоследнее воскресенье перед Великим постом неделей (воскресеньем) о Страшном Суде, напоминающее нам о скоротечности нашей жизни, грядущей кончине и Суде Божием. В этом году оно особенно трепетно и печально в связи с событиями на Украине. Вся Русская Православная Церковь сотворила молитву о спасении братского украинского народа от братоубийственной смуты.
За богослужением воспоминается предсказание Господа Иисуса Христа о Своём Втором славном Пришествии, когда люди всего мира и всех времён воскреснут для нелицеприятного суда. Праведники получат награду, а грешники справедливое воздаяние.
Евангельское чтение нынешнего воскресного дня — слова Господа (Мф. 25: 31–46):
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Господь указывает каждому необходимость милосердия и деятельной любви. Праведный суд Божий наградит нас или осудит главным образом за то, имеем ли мы любовь к людям вокруг или нет, творим мы добро или нет.
Для спасения совершенно недостаточно только избегать творения зла. Если человек не творит добро — это тоже зло, уничтожающее наши души, созданные для труда и милосердия, а не для безделья и самолюбия.
Исполняя Божий завет о любви, полнота Русской Православной Церкви вознесла горячие и искренние молитвы о спасении народа Украины от гражданской войны и братоубийства.
Вечером в субботу за богослужением был прочтён акафист святому преподобному Амфилохию Почаевскому — небесному заступнику Почаевской Лавры и всей Украины.
Особенно горячо священство и прихожане нашего храма молились о спасении от разграбления вооружёнными Святой Почаевской Лавры — духовного центра Православия на Западе Украины.
Потому что вечером накануне, 21 февраля из Лавры поступило сообщение о том, что к стенам монастыря подъехали три автобуса вооружённых неизвестных в масках.
Милостью Божией по молитвам Пресвятой Богородицы, Чей чудотворный образ хранит монастырь, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Лавра была спасена от разграбления.
Утром воскресенья на Божественной Литургии было оглашено обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями на Украине с призывом сотворить общую братскую молитву об упокоении погибших в братоубийственных столкновениях и о спасении от войны украинского народа.
Вот молитвы, вознесённые на литургии:
«О еже (то есть помолимся Господу о том, чтобы) милостивым оком призрети на люди земли украинския и сотворити ю непреобориму от распри творящих, молим Тя, Милосердый Господи, услыши и помилуй.
О еже просветити светом своего богоразумия мысли ожесточением помраченных, верных же Своих в стране Украинстей укрепити и невредимых соблюсти, молим Тя, Всесильный Творче, услыши и помилуй.
Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды, мздоимства, кровопролития и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в людех земли Украинския, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй».
Заупокойная молитва о погибших:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих в братоубийственной смуте на Украине убиенных и о еже (и чтобы) проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному».
Священство и прихожане нашего храма горячо помолились о братской стране, совершив особые молитвословия, во время Божественной литургии и после неё во время воскресного молебна, обратив свои молитвенные воздыхания к святым Почаевской обители — хранителям и заступникам не только Украины, но и всего православного мира.
Молитва от обольщения Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави мя от обольщения близ грядущего богомерзскаго злохитростнаго антихриста и укрый мя от коварных сетей его и от всех козней его в сокровенной пустыне Твоего спасения. И подаждь ми, Господи, крепость и помощь благодатную, дабы не убояться мне страха дьявольскаго паче страха Божия, дабы не отпасти мне от исповедания имени Твоего Святаго и от Святой Твоей Церкви и не отречься от Тебе, как Иуда. Подай мне Господи, помучиться и пострадать, и умереть за веру православную, и не отступиться, и не принять печати антихристовой, и не поклониться ему. Даждь ми, Господи, день и ночь плач о грехах моих и помилуй мя в час Страшнаго Суда Твоего. Господи, помилуй и пощади. Аминь.
Плач грешника
Оплачьте наготу мою, возлюбленные братья мои. Прогневал я Христа порочной жизнью своей. Сотворил Он меня и дал мне свободу, я же злом воздал Ему. Господь сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил Имя Его. Я же, несчастный, сделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня! Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на великом суде Своем, чтобы прославлял я благость Твою. Злые дела, какие я сделал перед Господом, отлучают меня от всех святых. Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. Если бы я подвизался вместе с ними, то, подобно им, был бы и прославлен. Но был я расслаблен и служил страстям, потому и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны. Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, неотступно молю, Спаситель мой, отврати очи Твои от нечестия моего, страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прславлял я благость Твою.
Покаянная молитва (Читается каждый день после вечерних молитв)
Господи, Господи! Вот я весь пред Тобою, великий грешник. Я очень много согрешил даже и в сегодняшний день. Умилосердись надо мною, Господи, изгони из меня гнев, гордость, раздражение, осуждение, самолюбие и все прочие страсти, а всели в сердце мое смирение, кротость, великодушие и всякую добродетель. Господи, помоги мне исполнять волю Твою, поставь меня на истинный путь спасения.
Научи меня, Господи, совершать заповеди Твои и приносить покаяние чистосердечное с сокрушением и слезами. Господи! Прости мне согрешения мои, которыми оскорбил я благость Твою.
Помилуй меня, истлевшаго в беззакониях, и милосердием Твоим прости меня, грешнаго. Аминь.
Молитва о чадах
Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов! Господи, помилуй нас с детьми нашими, да не увлекутся они духом времени, соблазнами мирскими, да не поддадутся какой-нибудь страсти, какому-нибудь пороку, сотвори, чтобы дети наши были полезными членами и через то счастливыми здесь, на земле, чтобы удостоились блаженства на небеси!
Молитва родителей за детей
о. Иоанна (Крестьянкина)
Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою, и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию; ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатию Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным; удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их, яко же Ты сам хочеши, и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже Отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения твои и уставы Твои. И исполнять всё это! Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице
Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Моление матери о больных детях
О, Матерь милосердная! Ты видишь жестокую скорбь, терзающую мое сердце! Ради той скорби, которою пронзалась Ты, когда страшный меч прошел в душу Твою при горьком страдании и смерти Божественнаго Сына Твоего, молю Тебя: помилуй бедное дитя мое, болящее и увядающее, и если не противно то воле Божией иего спасению, исходатайствуй ему здравие телесное у Всемогущаго Твоего Сына, Врача душ и телес, Который исцелял всякую болезнь и всякую немощь, сжалившись над слезами матери, рыдавшей о потере единственнаго сына, возбудил его от смерти и отдал ей его. О, Любвеобильная Матерь! Воззри, как побледнело лицо моего детища, как горят от недуга все жилы его, и умилосердись над ним, да не похитит его смерть на заре жизни, но да спасется оно Божией помощью и послужит с радостию сердца Твоему Единородному Сыну, Господу и Богу своему. Аминь.
Молитва против голода
Во плоти Ангел, Пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу в годину глада напитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель будь.
Молитва о прекращении ссоры
Господи Иисусе Христе, Боже наш, заповедь новую давший учеником Твоим, чтобы любили друг друга! Приими молитву сию в отпущение грехов всех нас, рабов Твоих. Иссякшую в нас любовь обнови Духом Твоим Святым, чтобы, исполняя Твои заповеди, мы позаботились не о своих земных благах, но о славе Твоей и о пользе ближняго. Ибо Ты – наш Руководитель и Спаситель, и Тебе славу возносим со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва на брань блуда
Господи Боже правды, крепосте моя и помоще, и прибежище мое в день злый, Ты спасаеши во время скорби, спаси мя, яко внидоша воды до души моея, углебох в тимении глубины, и несть постояния,.от лица врага насильствующа: яко погна душу мою, попра в землю живот мой, во всю нощь поборя оскорби мя. Благоволи, Господи, еже избавити, мя от руки беззаконнующа и обидяща, яко не согрешу Тебе: зане страх смертный нападе на мя, и покры мя тма. Доколе воззову, Господи, и не услышиши; возопию к Тебе обидимь, и не спасаеши; призри с небесе, Господи, и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея:где есть множество щедрот Твоих, по милости Твоей,яко претерпел еси нас; Господи, суди обидящыя мя, не буди яко человек спяй и яко муж, не могий спасати.
Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва на всякую немощь
Владыко Вседержителю, Врачу душ и телес, смиряяй и возносяяй,наказуяй и паки исцеляяй, брата нашего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы: и исцели его, воставляяй от одра и немощи,запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу: и аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости Твоего ради Человеколюбия. Ей Господи, пощади создание Твое во Христе Иисусе, Господе нашем, с нимже благословен еси, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
У праведных лица хорошие,
На главах власы, как лунь светла;
А у грешных лица все черные,
У грешных власы словно стрелы стоят.
Праведные идут,— все стихи поют
Херувимские и серафимские,
Величают Христа, Царя Небесного,
Пресвятую они Матерь Богородицу,
Величают они Михаила-архангела:
«Не возможно ли, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?»
Отвечает Михайло-архангел,
Свет, им чудотворец:
«Проходите, рабы крещеные, души верные,
Уготовали вы царство небесное!»
А грешные идут,— слезно плачут,
Плачут они и рыдают,
Ко Михаилу-архангелу причитают:
«Не возможно ли нас, батюшко,
Михайло-архангел, помиловать?
И дайте нам годы урочные,
Столько годов, сколько в море песку?»
Отвечает им Михайло-архангел,
Свет чудотворец:
«Отойдите, злые, окаянные!
Белый свет вам на волю дан был,
Сами вы себе место уготовали,
Место— муку вечную и тьму кромешную!»
Рече Михайло-архангел чудотворец:
«Ангели вы мои, архангели!
Берите прутья железные,
Гоните вы злых, окаянных,
Гоните вы в реку огненну,
Засыпьте и песком и хрущобою,
Завалите доскою чугунного:
Не чул бы я от них ни писку, ни
вереску, Ни зубного бы от них скрежетания!»
Они идут да слезно плачут,
Отцу-матери причитают,
Ко сырой земле припадают:
«Почто вы нас, отцы-матери, породили?
Краше бы нас на родинах растоптали!
Ко страху Божьему вы нас не учили!»
Воскресение мертвых является важным условием полноты и совершенства Божьего суда. Отцы и учители Церкви единогласны в мнении о том, что суд будет полным и совершенным, только если перед ним предстанет весь человек, а если цельный человек состоит из души и тела, то их он и должен явить перед судом. До Страшного суда над душой, отделенной от тела, совершается Богом частный суд. После частного суда определяется место пребывания души до всеобщего Воскресения мертвых.
Человеколюбивый Бог предупредил людей о Суде над миром еще во времена пророков. Когда же Богочеловек пришел на землю, то это предупреждение прозвучало еще определенней. Потом учение о Страшном суде было проповедано Апостолами и всеми святыми отцами. Церковь включила его в Символ веры: «и паки грядущего со славою судити живым и мертвым».
Господь нам открыл, что когда Он придет во славе Своей, сопровождаемый святыми Ангелами Своими, и сядет на престоле славы Своей, то соберутся перед Ним все народы (Мф. 25; 31-32). Тогда «откроется все небо», откроются настежь врата «небесных сфер», и сойдет Единородный Сын Божий, в окружении «тысяч и мириадов Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов и прочих сил». Это пришествие будет полно великого ужаса и произведет такое потрясающее впечатление, что и сами Бесплотные Силы придут в изумление, увидев то, чего дотоле не видели, как сказано: Силы Небесные поколеблются (Мф. 24; 29).
Святитель Григорий Богослов в слове «На Святое Крещение» говорит, что Господь в Своем славном явлении больше не будет плотью, но не будет и бесплотным. Он придет таким образом, как лишь сам Он знает, в боговидном теле, так, чтобы Его видели и те, кто распял Его и проткнул на кресте. Преподобный Симеон Новый Богослов так пишет об этом: Страшный День Господень «называется так не потому, что это самый последний день из этих дней, но потому, что Владыка и Бог всяческих, Господь наш Иисус Христос, тогда просияет сиянием Его Божества, и солнце померкнет от сияния Господа и совершенно не будет видимо, и звезды погаснут, и все видимое сложится как книга, то есть отступит, чтобы дать место своему Творцу, и будет один Он — вместе и день и Бог; и Он, сегодня невидимый для всех и пребывающий в свете неприступном, тогда явится всем таким, Какой Он есть во славе Своей, и исполнит все своим собственным светом, и для святых Его наступит день невечерний, нескончаемый, полный всяческой радости».
Второму Пришествию будет предшествовать знамение Сына Человеческого (Мф.24; 30), то есть Крест, «несомый святыми Ангелами и сверкающий, как молния». Перед этим знамением придет «Михаил Архангел, трубя и пробуждая усопших от Адама до скончания века». Это, конечно, не значит, что воскрешение мертвых есть дело ангельских сил; воскрешение мертвых — это дело силы Слова Божия.
Когда умолкнет последняя сверхъестественная труба, то все, кто будет жив тогда, изменятся так же, как изменятся и мертвые, которые воскреснут. Тело же изменится потому, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15; 50). Но прежде мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15; 52), потом сделаются нетленными и те, кто будет тогда жив.
К праведникам в День Судный Судия обратится с благосклонным и светлым взором и скажет ласковым голосом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф. 25; 34). Все эти святые, как некое всемирное воинство, совершают через века свой путь на небо, чтобы унаследовать нескончаемую жизнь.
Райское блаженство несравнимо ни с какой святой радостью настоящего мира. Ибо все радости земной нашей жизни омрачаются страхом, страданием и грехом. И пока носим плоть, мы находимся в опасности. Но там мы навсегда освободимся от всего этого. Там нам не будет грозить опасность встретить гнев Судии. Именно эта радость вечного освобождения и обретения всежеланного рая исполнит нашу душу невыразимым весельем, которое в настоящей жизни мы не можем себе представить. Апостол Павел говорит: «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9).
В 21 и 22 главах Апокалипсиса апостол Иоанн описывает вечный город праведников Новый Иерусалим, как невесту, приготовившуюся к браку; как место, где Бог вечно обитает вместе с людьми, живущими в божественном блаженстве в обителях многих. Небесный Град нерукотворен, он всегда полон света и прекрасен, надежно защищен навек и предоставляет счастливейшее существование своим обитателям. Его жители пьют от «воды жизни», питаются от плода «древа жизни»; и всегда видят лик Агнца Христа. Там нет храма, потому что весь этот город есть обиталище Вседержителя Бога и Агнца. В «граде будущем» (Евр. 13; 14), в граде «Бога живого», в торжествующем соборе и «церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12; 22-23), в наследстве нетленном, чистом, неувядаемом, хранящемся на небесах для верных (1 Пет. 1; 4), Господь будет пить вместе с нами «новое вино» (Мф. 26; 29) на великой вечере спасенных. Там Господь «препояшется и посадит» праведных, и, «подходя, станет служить им» (Лк. 12; 37).
Евангелист Иоанн пишет об этом так: «. еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3; 2). Святой Симеон Новый Богослов, размышляя о «пребеспредельном преизобилии преизбыточествующей славы» прославленных святых в Будущем Веке, замечает: «Христос будет видим всеми и Сам будет видеть бесчисленные мириады и пристально озирать всех, так что каждому будет казаться, что Он смотрит именно на него и что он услаждается Его беседой. Более того, каждый будет объят Его любовью, так что никто не будет огорчен тем, что Христос пренебрег им или не заметил его. Сам Христос будет и венцом, венчающим головы всех святых. И не меняясь, не становясь иным, чем он есть, Он явится инаковым каждому человеку, будет уделять Себя каждому, как подобает и как он этого достоин».
Статья диакона Андрея Кураева “Страшный Суд” была написана специально для 8-го номера журнала “Фома”, но, по разным причинам, в номер не вошла. Потом она выходила в отдельной брошюре из серии “Библиотечка журнала “Фома” и в газете Анонс-приложение к журналу “Фома” (в сокращении), после чего в редакцию стали поступать просьбы о переиздании полного текста статьи, что мы с радостью делаем.
Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной? [3]
Многие иконы олицетворяют память не о конкретной личности, а о каком-то событии, которое уже произошло или было отражено в древних писаниях Ветхого или Нового Заветов.
Икона «Страшный суд» — это скорее образ показательный. Он нужен не для молитв, а для того, чтобы напоминать людям о том, что их ждет в конце времен. Существует также так называемая неделя о Страшном суде — третья из четырех недель подготовки к Великому посту.
О Великом суде, или о Страшном, как принято говорить, в Библии написано довольно подробно. В первом веке нашей эры было первое пришествие Иисуса Христа, которое ознаменовало собой спасение всех людей от первородного греха. Это было начало начал. Завершится все пришествием вторым, когда власть в мире возьмет дьявол со своими приспешниками. То будут темные времена, но человечество освободится от этой тюрьмы навсегда, когда Мессия придет во второй раз.
Никто не знает, когда это будет. Может, через сто лет, может, через тысячу, но это произойдет. Готовиться к Страшному суду нужно при жизни каждому человеку, стараясь не оставлять без внимания ни один грех, совершенный специально или случайно. Практически в каждом храме есть изображение Страшного суда, потому что это то, чего стоит бояться грешникам. Как говорит Святое Писание, каждый человек, когда-либо живший на Земле, будет воскрешен, и грехи его будут оценены Господом. Воздастся по заслугам всем. Во всех храмах есть этот образ, напоминающий о конце времен и начале вечной жизни в раю или аду.
Вариантов исполнения иконы существует великое множество. Самый популярный и распространенный из них — это новгородский вариант, датируемый 15 веком. На этой иконе изображены все великие святые, пророки, ангелы, архангелы, Бог Отец, Иисус Христос, Матушка Заступница. В нижней части образа есть изображение ада, падших ангелов, а также самого дьявола в обличье змея. Он побежден и пленен ангелами.
Есть виды икон, где изображены битвы между ангелами и демонами, где есть сатана, держащий людей и свирепствующий в аду. Есть похожий на новгородский вариант образ, где более явно показан сам суд, когда люди разделяются на две половины. По левую руку от Христа — ад, куда идут грешники, а по правую — рай, где светло и людей приветствуют ангелы и счастливые светлые души.
Это больше мотивационный образ, нежели защитный или молитвенный. Он помогает людям помнить о том, куда может привести греховный образ жизни и отсутствие веры. Этот образ создает особый ореол вокруг себя. Не нужно воспринимать его как негативный, ведь каждый человек совершал в жизни плохие поступки. Перед этой иконой можно молиться о спасении души, читать «Отче наш». Эта молитва как нельзя лучше отображает смысл иконы. Эта икона — напоминание о том, что возмездие неотложно, необратимо и ожидаемо всегда. Никто не знает, когда начнется Великий суд, поэтому эта икона нужна дома, чтобы понимать всю серьезность положения человечества.
«Милостивый Господь наш, Царь Небесный, в нужный час с Небес спустившийся. Озари наши души светом своим, дабы зачать в нас искру любви и покаяния. Помоги очистить наши души от скверны, которую копим мы в себе годами на протяжении всей жизни. Помоги нам встретить суд Твой Великий с честью и с бесстрашием, яко же мы и будем олицетворением чистоты пред Тобой, потому что грехи наши растворятся в добре и миролюбии. Аминь».
У этой иконы нет дня почитания, но особый смысл она приобретает именно в период подготовки к Великому посту, в третью неделю о Страшном суде. В сам пост эта икона напоминает нам о том, что должно стать нашей целью, а именно об избрании правильного пути в жизни.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конечно, эта икона может стать вашим символом веры, символом богобоязненности. Она есть почти в любом храме в виде росписей на стенах или обычных икон. Ее можно назвать одной из самых распространенных, потому что она есть везде, а также олицетворяет смысл жертвы Иисуса Христа и необходимость самого пришествия в целом. Читайте перед ней молитвы и вдохновляйте себя на это. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.