Святитель Николай сербский молитва

На данной странице вы найдете детальное описание: святитель николай сербский молитва - подобранную специально для Вас!

Святитель Николай Сербский

Многие этого не знают. Многие об этом спрашивают.

Это нужно знать, но если не знаешь, любого уместно об этом спросить.

Вопрос между тем прост и абсолютно ясно определён в Церкви Христовой на протяжении всей её двухтысячелетней истории. Любая молитва, как самая краткая, так и самая пространная, должна содержать три вещи:

– мольбу о помощи в данном конкретном случае;

Церковнославянские определения этого тройственного содержания молитвы гораздо выразительнее слов сербских и звучат так:

…Нужно всегда быть благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога. И пусть никто не говорит: «Постигла меня беда, разве и за это я должна благодарить Бога?!» Да-да, должна благодарить и за это точно так же, как если получаешь от Бога то, что называешь богатством, счастьем, прибылью, успехом.

Дорогой читатель, ты можешь углубиться в Священное Писание и прочитать там чудесную повесть о многострадальном Иове, которая написана для того, чтобы быть вечным утешением всем страждущим. Из этой книги ты научишься, что надо быть благодарным Богу всегда: и когда Он жалует, и когда забирает, ибо увидишь: даже когда Господь забирает, Он забирает не со зла, не для того, чтобы напакостить человеку, но чтобы помочь человеку через страдания окрепнуть духом и возвыситься душой до небес.

Если и дальше станешь читать Священное Писание, достигнешь того совершенства, что всякое своё страдание сумеешь объяснить. А как только ты его объяснишь, страдание потеряет своё отравленное жало, которым оно жалит тебя, покуда ты его считаешь случайным и бессмысленным.

Когда садовник заботливо окапывает деревья в саду, часто поливает их, порой даже заливает и гноит, он желает своим саженцам добра. Но когда он их подрезает или обламывает и белит – разве в этом случае он меньше желает им добра?

…Что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и всё остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом следует просить только наряду с главным.

Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как и на Небе.

Итак, сначала духовные блага и только потом материальные. Все материальные блага – прах земной, и Господь их легко творит и легко даёт. Даёт их по милости Своей даже тем, кто об этом не просит. Даёт их и животным, и людям. Однако духовные блага Он никогда не даёт без воли человеческой, без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как даёт материальные блага, но даёт их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога.

Любые добродетели, которые люди на земле воспевают, лишь слабая тень неисчерпаемых и непреходящих добродетелей, которые в Боге и от Бога.

Ангелы сознательно славословят Его на небесах день и ночь, воспевая: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея!» Вся сотворённая природа бессознательно прославляет Бога, исполняя Его Закон.

И человеку нет причин отставать от этого хора славословия. Так пусть человек восславит Господа от всей души, пусть славит Его всегда и везде, но особенно тогда, когда возносит молитву свою к Нему. Церковные молитвы всегда завершаются славословием, как, например:

«…яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!», или «…яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно…», или «…яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Таким образом, любая молитва – как пространная, так и кратчайшая – начинается с благодарения Богу, продолжается прошением у Бога помощи или дара и завершается прославлением Бога. Короче говоря, сначала благодарение, затем прошение и в конце славословие.

Чтобы было яснее, давайте рассмотрим здесь одну произвольную молитву, например молитву болящего.

Господи Боже, благий Создателю мой, благодарю Тебя за всё.

Не оставь меня в этот час страдания моего, но как милостивый и человеколюбивый Творец мой прости мне грехи мои и верни мне здоровье.

Да славится пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Здесь, разумеется, речь идёт только о произвольной молитве, которую любой христианин может составить легко и свободно по потребности своей. Однако, кроме личных молитв, необходимо читать молитвы, которым учат нас Евангелие и Церковь, такие как «Отче наш…», «Святый Боже…», «Богородице, Дево…» и другие. Помимо этого, нужно также читать и исповедание веры, то есть «Верую…».

И в каждом случае человек должен приступать к молитве со страхом Божиим, трепетным почитанием и непоколебимой верой, что он находится в присутствии живого Бога, и с упованием на милосердие Божие, которое всегда идёт навстречу молитвам истинных, праведных богомольцев.

По кн. изд-ва «Христианская жизнь», г. Клин, 2006

К святому Николаю обращаются с молитвой о помощи в укреплении веры и защите от сект, в защите от всякого врага себя и своего дома, в даровании сил на борьбу с болезнью, в успехах в учении.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.

Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.

Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.

Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи.

Читайте так же:  Молитва Святой великомученице ирине на русском

И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает.

Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его.

Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Боже, благослови входящего в сей дом, защити и сохрани исходящего из него
И даруй мир в нем прибывающим!

Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным «новым Златоустом». Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем. После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.

Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Миссионерские письма — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Молитвы на озере — святитель Николай Сербский Велимирович
  • В чем причины экономических кризисов? — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Евангелие о Крещении Господа — святитель Николай Сербский Велимирович
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Христианское православное исповедание веры — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Святой князь Владимир – Креститель русских — святитель Николай Сербский Велимирович
  • Вознесение Господне — святитель Николай Велимирович
  • Евангелие о Вознесении Господа — святитель Николай Велимирович
  • «Богородица на смертном одре» — святитель Николай Велимирович

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019

И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.

Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.

Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.

Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает.

Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его.

Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Святитель Николай (Велимирович; 1881-1956), епископ Охридский и Жичский — выдающийся сербский архипастырь и богослов XX столетия. Прожив долгую, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе жизнь, святитель оставил по себе богатейшее духовное и литературное наследие. Одну из наиболее замечательных его книг — «Молитвы на озере»,- представляющую собой удивительно проникновенную, искреннюю беседу человеческой души с Богом, мы предлагаем вниманию читателей. В настоящем издании текст приводится с незначительными сокращениями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

    Навигация по данной странице:
  • Предисловие
Православие и современность. Электронная библиотека.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
© С. Луганская — перевод. 2001

© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001

6. На колени, племена и народы 5

7. Если б мог я из камня 6

8. Господи, помоги мне величать Тебя 7

9. Господи, в вечной любви клянусь Тебе 7

10. Триединый Господи, очисти зеркало души моей 8

11. Господи, свет мой, разгони тьму в сердце моем 9

12. Господи мой Премилостивый, помажь сердце мне елеем милости Твоей 10

13. Господи, любовь моя, помилуй мя 10

14. Господи, обойми мя росой благодати Твоея 11

15. Господи, Свет невечерний, взойди в душе моей 11

16. Господи, во тьме не оставь меня 12

17. Господи, призри на немощь мою 13

18. Господи, отверзи источник слез в душе моей 14

19. Господи, скорей разлучи меня с друзьями моими 15

20. Господи, благослови путь к умершим 16

21. Господи, сокрой меня от все кроме Тебя 17

22. Господи, приими мя в мудрость Твою 17

23. Господи, помоги мне да не замедлю открыть врата Тебе 18

24. Господи, пролейся в душу мою 19

25. Господи, причисли мя к умершим 19

26. Господи, единственное сокровище мое, приими в объятия Твои 20

27. Господи, открой волю Свою через глашатаев твоих 21

28. Господи, Тобою только питаю душу мою 22

29. Господи, в покаянии приими мя 23

30. Господи, единственное воспоминание мое 23

31. Господи, благодарю Тя за сновидение неизреченной Яви Твоей 24

32. Господи, вера моя единственное дело жизни моей 25

33. Господи, прииди, упование мое ожидает Тебя 26

34. Господи, удостой мя любви Твоей 27

35. Господи, веди меня по небесной стезе 28

36. Господи, дай мне следовать за Тобой с твердым упованием 28

37. Господи, вскрой печати души моея 29

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости 30

39. Не плачь дитя, вот придет Господь и все управит 31

40. Господи, молитвой очищаю очи веры моей 32

41. Господи, помоги радостно поститься и радостно надеяться 33

42. Господи, когда голубя кормлю, Тебя угощаю 34

43. Господи, Тебя день и ночь призываю 34

44. Господи, очисти сердце мое от незваных гостей 35

45. Господе, Царю мой, слышу шепот таинственный Твой 36

46. Господи, помоги душе моей покаянием возродиться 37

47. Господи, будь мне судьей неподкупным и советником мудрым 38

48. Господи, отверзи слух души моея 39

49. Господи, укрой душу мою от многих злых очей 40

50. Господи, пробуди душу мою 41

51. Господи, сохрани мя от злых желаний и помыслов 42

52. Господи Трисолнечный, сожги нечистоту ума моего 43

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

53. Господи, обрати меня в слух и послушание 44

54. Господи, не отврати лица Твоего от меня грешного 44

55. Господи, умудри мя Твоею мудростью 45

57. Господи, помилуй нас и Собою веди нас 47

58. Господи, покажи мне свет Твой во сердце моем 48

59. Господи, не оборви во мне нить небесную 49

60. Господи, растопи снега души моей 50

61. Господи, грехи отпусти мне 51

62. Господи, соделай меня воином Жизни 52

63. Господи, от гордости избави мя 53

64. Господи, сердце свое приношу Дародавцу 54

65. Господи, Сыне Божий, Богородицей помилуй нас грешных 54

66. Господи, приими молитвы за нас грешных 55

67. Господи, усынови рабов Своих 56

68. Господи Небесный, приими душу мою как рабу Своею 57

69. Господи, претвори заботы мои в моления 58

70. Господи, помоги мне заново родиться 59

71. Господи, смирением исполни сердце мое 60

72. Господи, избавь душу мою от самообмана 61

73. Господи, управь язык мой да не изречет лжи 62

74. Господи, научи мя прощению 62

75. Господи, благослови врагов моих 63

76. Господи, пробуди все души спящие 64

77. Господи Лучезарный, помоги мне чистотою Своей 65

78. Господи Пресветлый, освети душу мою 66

79. Господи, Ты стоишь у двери сердца моего и ждешь приглашения 67

80. Господи, направь меня на стезю правды 68

81. Господи, сожги мя на алтаре Твоем 69

82. Господи, не дай народу моему в безумии восставать на Тебя, Жизнодавца 70

83. Господи, мудрость моя, паси меня от празднословия безумного 71

84. Премилый мой Господи, удали мя от соблазнителей 72

85. Пребогатый Господи, всели мя в царство Твое 74

86. Господи, благослови могилы праведных 75

87. Господи, помоги душе моей вместить Тебя 76

88. Господи, помоги мне строить на Краеугольном Камне Твоем 77

89. Господи, не дай мне стать тенью осиновой 78

90. Премилый Господи, не дай мне упасть 79

91. Господи мой, утешение праведных и мужество мучеников, помилуй и спаси нас 80

92. Господи, Воскресителю, пробуди спящих песней Твоей 81

93. Господи, утверди во мне образ Твой, чтобы узнал Тебя когда придешь 81

94. Пресвятый Господи, опусти свечу Твою в душу мне 82

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия 83

96. Господи, отверзи врата слезам моим 84

97. Господи, кланяюсь и молюсь Тебе за всех 86

98. Господи Всемудрый, управь очи мои в тайны Книг Твоих 87

99. Господи, прости раба Твоего 88

100. Господи мой и Отче мой, исправь слово мое истиной Твоей 89

Им, избранникам Вечности, ведома тайна нашей православной души, знают они, как богоборческую и мятущуюся славянскую душу сделать святой и христоподобной. Со времен святого Саввы и до наших дней сербское Православие не имело такого мощного и одаренного исповедника как Владыка Николай. На него с молитвенным восхищением и надеждой будут взирать наши потомки, как мы взирали на святого Савву. Будут они удивляться и сожалеть, что не видели того, что мы видим, и не слышали того, что мы слышим. Для них, как и для многих из нас, он станет очагом, у которого отогреваются продрогшие от скептицизма и маловерия души.

Он говорит о Христе, ибо он живет Христом. Он расширяет свою таинственную личность до богочеловеческих размеров, он опытно и лично переживает боговоплощение и рождение Христа в своей душе. Это напоминает нам благодатно опытную христологию святого Макария Великого. Смысл человеческого существования — родить Христа в себе, стать богом, ибо для того Бог стал для человека Хлебом.

Когда свою молитвой напоенную душу он обращает к твари, он закипает жалостью и рыдает сотрясающим все его существо рыданием. Ибо вся тварь больна, изранена и печальна. Воистину, в его слезах кипит печаль всего творения. Воистину, его рыданием рыдают все очи и сердца. Он болеет болезнями всего творения и грустит грустью всякой твари. Се, Господь послал нам Иова, страдающего страданиями всего человечества и всего творения. И еще, он — наш Исайя, прозорливо и вдохновенно осмысляющий страдание вообще и оправдывающий богочеловеческое страдание в особенности.

Мир есть больной, заболевший грехом, ибо грех есть болезнь, и презрение к грешнику есть презрение к больному. Молитвой ухаживает за больным наш лекарь, молитвой лечит и излечивает. Не презирай грешников, но молись за них. Жалей и сострадай всякому творению и не осуждай. Расширь и углуби душу свою молитвой и заплачешь над тайной мира горько и безутешно. Обрати в молитву свое сердце, душу и разум, и они станут горячей неиссякаемой слезой за всех и вся. Преосвященный молитвенник всю душу, сердце и разум свои обращает в молитву, и грехи всех грешников переживает как свои, и боль всякой твари переживает как свою, и кается за все грехи как за свои, плачет и воздыхает.

Молитва расширяет границы человеческой души до пределов Всечеловека, делает человека способным плакать слезами всех плачущих и печалиться со всеми печальными. В дивных молитвах нашего псалмопевца струится душа Всечеловека. Границы времени и пространства исчезают, молитвы дышат небом, в них говорит уже не человек, но Всечеловек.

Его христолюбивой душой мы Христа возлюбили, и пока рабы времени сражаются за тленное земное богатство, наш бесстрашный воин Вечности стоит на страже наших душ, молится, кланяется, плачет и рыдает за всех и вся.

Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность преосвященного владыки Николая.

Святитель Николай (Велимирович; 1881-1956), епископ Охридский и Жичский — выдающийся сербский архипастырь и богослов XX столетия. Прожив долгую, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе жизнь, святитель оставил по себе богатейшее духовное и литературное наследие. Одну из наиболее замечательных его книг — «Молитвы на озере»,- представляющую собой удивительно проникновенную, искреннюю беседу человеческой души с Богом, мы предлагаем вниманию читателей. В настоящем издании текст приводится с незначительными сокращениями.

Владыка О́хридский и Жи́чский, организатор православного народного движения в межвоенной Сербии; видный богослов и религиозный философ, почётный доктор нескольких мировых университетов. Крупнейший сербский духовный автор, сквозь века турецкого владычества над Сербией перекинувший мост к поэтике средневековых сербских стихир, у которых училась образности юная русская литература… Святой, немало молитв вознёсший за Россию, немало страниц посвятивший ей — и ещё Россией не узнанный. Пастырь овчий, которого Бог сделал пастырем человеков.

Никола Велимирович родился в 1880 году в горном селе Лелич в западной Сербии. Один из девятерых детей в крестьянской семье, он был отдан набожными родителями в школу при монастыре «Челие» («Келии»). Затем, окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию, Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора теологии. Тема его доктората была «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчивает философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал ещё в юношеском возрасте. Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он даёт себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной. Церкви. Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг, становясь из Николы — Николаем.

В 1910 г. иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета.

Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти Царской семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского Императора, о чем немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера Николая Второго и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения, — писал владыка Николай в 1932 году. — Это долг любви, которая с завязанными глазами идёт на смерть, спасая ближнего своего. …Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти.

Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошёл на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землёй, что наша свобода и. государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости…»

Во время первой мировой войны о. Николая можно было видеть на боевых позициях: он исповедовал и причащал сербских солдат, и укреплял их дух проповедью. Вес своё жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что сразу по окончании первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

В 1920 году о. Николай был поставлен епископом в О́хрид — древний город в Македонии, лежащий близ одного из прекраснейших в мире озёр — Охридского озера. Здесь, в колыбели славянской письменности, где словно бы ещё жили отзвуки проповедей Кирилла и Мефодия, владыкой Николаем, уже зрелым духовным писателем, были созданы истинные жемчужины его творчества: «Молитвы у озера», «Омилие» «Охридский» пролог и другие.

Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов — факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдалённые концы её, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей.

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдалённых горных сёлах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди. готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей Православной веры, по христианским укладам родной страны, привлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

В 1934 году епископ Николай был назначен владыкой Жи́чской епархии. Духовный центр её, древний монастырь Жи́ча, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии. И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную мировой войной, а если смотреть глубже, — пяти-вековым турецким владычеством на Балканах. Вскоре, трудами и молитвами владыки, множество древних церквей засияли светом, которым сияли они, возможно, ещё в средние века.

Началась вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причём в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…» Вскоре владыка вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау — единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришёл к власти атеистический, открыто антиправославный режим Иосифа Броза (Тито).

Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами — «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию. В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращён коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Смотри, как лужи при лунном свете напоминают чистые зеркала, а дни твоей беззаботности — прозрачные стекла. Но когда скользил ты из одного дня в другой, обманчивые стекла разбивались, как тонкий лед, и ты брел по воде и грязи.

Может ли называться днем время, ограниченное, словно вратами, утром и вечером?

Господи, свете мой, об одном лишь дне тоскует душа моя, истерзанная обманом: о дне, который не закрывается вратами вечера. О дне Твоем, который был и моим днем, когда я был одно с Тобою.

Человек, печалишься ли ты о минувшем счастье твоей жизни? Вспомни былые сладости прошлого: какая из них принесла тебе больше горечи? И вот, с досадой отворачиваешься ты от вчерашнего счастья.

Даны тебе лишь мгновения счастья, чтобы опечалить тебя воспоминанием о том ушедшем истинном счастье, когда ты был под покровом Источника счастья. Даны тебе столетия скорби, чтобы пробудить тебя и вырвать из плена царства лжи.

Господи, Господи, счастье мое единственное, готовишь ли Ты прибежище измученному страннику своему?

Господи, вечная юность души моей, омоешь Ты очи мои, и засияют они светом, ярче солнечного.

Господи, бережно собираешь Ты слезы праведников и, как дождем, мир ими освежаешь.

4. Учили меня старшие

Пока был я отроком, учили меня старшие держаться земного и небесного, чтобы не упасть. Затянулось детство мое, и долго опирался я на посох учителей моих.

Но когда вечность заструилась по мне, ощутил я себя странником в мире, и земля и небо, как хрупкий тростник, рассыпались в руках моих.

Господи, Сила моя, как бессильны земля и небо! Пытаются выглядеть как несокрушимая крепость, но рядом с Тобой испаряются, словно дождевая капля на ладони.

За оградами колючими прячут немощь свою и детей малых пугают.

Скройтесь от меня, солнце и звезды. Отвергнись меня, земля. Не маните меня, друзья и женщины. Чем можете помочь мне вы, беспомощно стареющие и сходящие в могилы?

Дары ваши — яблоки червивые, напитки, утробы многие прошедшие. Одежды ваши — паутина, смешная наготе моей. В улыбках ваших затаилась печаль, утешать в которой меня же позовете, немощные — немощного.

Господи, Сила моя, до чего же бессильны земля и небо! И все зло, что творят под небесами люди, лишь исповедание бессилия их, само бессилие.

Только сильный решается делать добро. Только тот, кто от Твоей воды пьет и от Твоего хлеба питается, наполняется силой добра.

Только у сердца Твоего почивающий чувствует отдых. Только пашущий у ног Твоих насладится плодами труда своего.

Минуло детство мое, питавшее меня страхом и неведением, пропала надежда моя на земное и небесное. Теперь на Тебя одного взираю и Твоего взгляда держусь, колыбель моя и воскресение мое.

5. Конец пути

Вот еще немного, еще немного, и путь мой окончится. Еще немного поддержи меня, Господи — Победитель смерти, на пути, возводящем к Тебе. Ибо, чем больше приближаюсь я к Тебе, тем сильнее люди тянут меня вниз, в свою бездну. Чем больше наполняется бездна, тем тверже надежда их, что они одолеют Тебя. Воистину, чем полнее бездна, тем Ты дальше от нее.

Как глупы слуги древа познания! Не Тобой меряют они силу свою, а количеством своим. Закон правды не Твоим именем освящают, но числом своим судят о нем. Путь большинства для них есть путь истины и справедливости. Древо познания превратилось в древо преступлений, глупости и леденящей тьмы.

Мудрые мира сего познали все, кроме того, что они — слуги сатаны. Настанет день последний, наступит и ликование для сатаны из‑за жатвы обильной. А колосья- то все пусты. Но по глупости своей сатана меряет числом, а не полнотой.

Один Твой колос, Господи — Победитель смерти, стоит всей жатвы сатаниной. Ибо ты не числом меряешь, а полнотой Хлеба Жизни.

Тщетны увещевания мои безбожникам: обратитесь к Древу Жизни и познаете больше, чем хотите познать. Из древа познания сатана строит вам лестницу в ад.

От безбожников слышу издевки: хочешь ты с помощью Древа Жизни обратить нас к своему Богу, Которого мы никогда не видели.

Воистину, никогда вам не увидеть Его. Свет Господень, от которого Серафимы затеняют очи свои, навсегда испепелит зеницы ваши.

Среди всех, в прахе земном живущих, горстка малая тех, что в Бога верят. О горы, о озера, разделите радость мою о том, что и я иду среди этих редких, тихих, самых презренных!

Никола Велимирович был одни из 9 детей в крестьянской благочестивой семье, жившей в Лелич (Сербия). Родился мальчик 5 января 1881 года по новому стилю. С самого раннего дества родители приучали сына к молитвенному предстоянию перед Богом. Такому воспитанию также способствовало присутствие мальчика на службах в монастыре Челие, куда отец и мать неоднократно водили его. В эту же обитель он вскоре был отправлен для научения грамоте, в чем отличился успехами.

После окончания гимназии в Валево Никола отправился в духовную семинарию. Как одного из лучших учеников его оттуда отправляют в швейцарский Берн. Здесь будущий святитель защитил докторскую диссертацию. Ему было тогда всего 28 лет. Позже следует учеба в Оксфорде на философском факультете. Теперь Никола становится еще и доктором философских наук. Вернувшись в Сербию, молодой ученый и богослов начинает преподавать в своей альма-матер в Белграде.

Заставшая врасплох неожиданная болезнь заставляет Николу Велимировича пересмотреть свое отношение к жизни. Он дает обет Богу, что при выздоровлении примет монашеский чин и посвятит полностью остаток земной жизни служению Творцу. После выздоровления Никола не стал долго ждать с обещанным — вскоре он принял постриг с именем Николай и был рукоположен во священники.

В 1910 году отец Николай поступает в духовную академию Петербурга. Здесь он ведет себя скромно и умалчивает об имеющихся у него ученых степенях. На одном из вечеров ему удается настолько поразить епископа Антония (Вадковского), что последний устраивает позже поездку по русским святыням для сербского иеромонаха.

После обучения в Петербурге, иеромонах Николай возвращается на Родину. Там его застает Первая Мировая война. На фронте отец Николай в первую очередь ведет духовную брань: на его плечах окормление солдат. Здесь он ободряет унывающих, поддерживает страждущих. То жалование, которое выдается ему, он жертвует на нужды своих соотечественников.

Впоследствии отец Николай (Велимирович) предскажет о грядущей еще более масштабной катастрофе.

В 1920 году хиртонисан во епископство и назначен епископом Охридским, в 1934 году — Жичским. Активный и трудолюбивый, владыка Николай ездит по приходам, его интересуют не только отчеты церковные, чутким сердцем он прозревает и горести обычных сербов. Епископ организовывает несколько сиротских приютов на несколько сотен человек, восстанавливает храмы и монастыри. Одной из главных заслуг его на этом поприще считается восстановление Жичского монастыря.

Во время Второй Мировой войны владыка претерпевает большие скорби. Его держат поначалу в заточении, потом отправляют в заключение в Дахау вместе с патриархом Гавриилом. После войны (освобожден был епископ Николай американскими войсками 8 мая 1945 года) владыка так и не смог вернуться на Родину, которую любил горячо всем сердцем до самого последнего вздоха.

Последние годы жизни епископа Николая Велимировича прошли в Америке. Преставился ко Господу он 18 марта 1956 года во время молитвы в русском Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании. Его честные останки вскоре были перенесены в Свято-Саввинский монастырь, что находится недалеко от Чикаго. Лишь в 1991 году святые мощи удалось перенести в Сербию, в родное для святителя село Лелич.

Птицы Твои будят меня на рассвете, шелест озера убаюкивает вечером.

Нет, не птицы рассветные будят меня, и не озеро вечернее убаюкивает меня – Ты, Господи, Которому все голоса подвластны.

Ты даровал птицам голос и озеру шепот полночный. Всякому дыханию даровал Ты голос, во всякое создание заключил звук.

Окружен я разноголосием творений Твоих, словно ученик учителями многими, и вслушиваюсь неустанно в каждый голос от восхода до заката.

Господи, дарующий голоса, говори яснее через глашатаев Твоих!

Солнце говорит мне о сиянии лика Твоего, звезды — о гармонии существа Твоего.

Одним языком говорит солнце, другим говорят звезды, но всякое слово исходит от одного голоса — Твоего голоса, Господи: Ты произнес первое слово, затрепетавшее в глухой тишине и безличии хаоса, и рассыпалось оно на множество звуков, словно грозовая туча на дождевые капли.

Господи, дарующий голоса, говори яснее через глашатаев Твоих!

Одно лишь восклицание вырвалось из груди Богоневесты, когда увидела Она Сына Своего,- один звук, преисполненный любви, которая не могла смолчать. И восклицание Ее отозвалось в сердце Сына, и Дух Святый десницей крепкою разнес его — отклик на любовь Матери — по всем просторам земным. Потому все просторы наполнились голосами Твоими, Песнью и Любовью.

Господи, дарующий голоса, говори яснее через глашатаев Твоих!

Оттого и говорил Ты притчами, Сыне Божий, толкуя все происходящее в притчах о Боге Всевышнем. Словом Ты исцелял и живил, ибо ведал Ты тайну любви. А тайна любви — в тайне Слова. Через все сотворенное, словно сквозь тонкие огненные свирели, лились слова, а через слова — Любовь Небесная.

Господи, дарующий голоса, научи меня слышать о Любви Твоей через глашатаев Твоих!

Любовь моя бодрствует, не утомляется. Тот, Кого люблю и ожидаю, грядет ко мне в окружении свиты небесной. Как же спать мне и как бдение может утомить меня?

Бодрствую, слушая притчи людей и прислушиваясь к притчам тварей бессловесных: не угадаю ли в них тайное послание от любви моей? Не занимают меня притчи ради притч или ради сказателей их, только Тебя ради.

Словно человек потерявший голос и в поисках его слушающий чутко голоса чужие: не отыщется ли свой, он в каждом голосе находит лишь нотки своего, но ни в одном нет всей полноты его.

Словно человек, разбивший хрупкое зеркало и ищущий отражения лица своего в лицах людей, в животных и предметах, он всюду находит черты, сходные с лицом своим, но нигде не видит его в целости.

Вслушиваюсь в многоголосие, наполняющее вселенную, в надежде услышать голос любви своей. Вглядываюсь в образы, населяющие вселенную — от белой гальки на берегу озера до колесницы солнечной, в надежде увидеть образ Любви своей.

И никто не обманывает надежд моих, но каждый в меру знания говорит о Тебе.

Когда людей спрашиваю, ответа от Тебя жду. В голосах тварей бессловесных к Твоему голосу прислушиваюсь. В красоте природы Твоей красоты ищу.

Когда люди задумчивым застают меня, кажется им, что мысли мои о них, я же о Тебе думаю. Когда видят усердие мое, думают, что ради них труды мои, я же ради Тебя тружусь.

Когда природа слышит имя свое на устах моих, кажется ей, что песнь моя о ней, я же о Тебе пою. Когда голубя кормлю, Тебя угощаю. Когда ягненка ласкаю, Тебя ласкаю. Когда солнцу улыбаюсь, улыбка моя сквозь солнце пробивается, пока не встретится с Твоей улыбкой. Когда лилию белоснежную целую, сквозь семь миров посылаю поцелуй к подножию ног Твоих.

Бдение любви моей идет об руку с молитвой веры и постом упования. И никто из них друг без друга не засыпает и не пробуждается.

Все дела ума моего вере служат.

Все дела сердца моего надежде служат.

Все дела души моей любви служат.

Когда голубя кормлю, Тебя угощаю, Любовь моя.

Восстаньте, все творения, послужите Богу Живому, Который заботится о вас.

Поклонитесь и послужите Ему, ибо никто милосерднее, чем Он, не посетит вас в этой юдоли страха и печали.

Приходили рабы и представлялись господами. Пришел Господь и соделался рабом.

Рабы, назвавшиеся господами, спешили подчинить себе всех; Господь, в зраке раба пришедший, спешил послужить всем.

Восстаньте, лилии полевые, и заблагоухайте, ибо имя ваше помянули уста Его святые.

Восстаньте, камни, и поклонитесь Ему, ибо вас касались стопы Его святые.

Взыграй, пустыня, и возрадуйся, ибо тебя Он освятил самыми долгими и сокровенными молитвами.

Восстаньте, пшеница и лоза виноградная, ибо вас благословил Он более всех творений. Восстаньте и благословите Его.

Возрадуйтесь, рыбы, и прославьте Господа, ибо был Он голоден и вы накормили Его.

Взыграйте, вода и ветер, и послужите Ему, ибо вас Он очищал и умирял силою Своею.

Восстань, смоковница, и облачись в шелка, ибо на тебе узрел Он грешника и спас его.

Возрадуйтесь, волы и овцы, и исполнитесь трепета, ибо в ваших ветхих яслях Он родился.

Воспойте, птицы, ибо вас возвысил Он, указав людям в пример.

Взыграй, елей, и разгорись перед престолом Его, ибо, тобою помазанный, возрадовался Он и спас грешницу.

Восстаньте, терн и тростник, и устыдитесь, ибо вы причинили Ему боль.

Восстаньте, железо и дерево, и покайтесь, ибо, пусть невольно, вы принесли Ему муки крестные.

Восстаньте, жители городов, и возрыдайте, ибо вы не поверили Ему.

Восстаньте, старейшины народные, и посыпьте пеплом главы ваши, ибо вы осудили Его.

Восстаньте, нищие, и прильните к Нему, ибо Он — богатство ваше.

Восстаньте, цари, и сложите короны свои к ногам Его: Он один научил вас мудрости о первенстве и старшинстве.

Восстаньте, грешники, и восплачьте пред Ним, ибо только Его рука не кидает в вас камень.

Восстаньте, праведники, и трезвитесь, ибо величайший Праведник спешит к вам.

Взыграйте, звезды, ибо Светоносец ваш идет в гости к вам.

Восстань, вселенная, и воспой гимн Господу, ибо Господь Живой, о тебе пекущийся, вселился в тебя.

Поделиться «Молитвы Святителя Николая Сербского («Молитвы на озере»)»

Святитель Николай сербский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here