Творить Иисусову молитву

На данной странице вы найдете детальное описание: творить иисусову молитву - подобранную специально для Вас!

Слепец, по имени Вартимей, сидел у края дороги, вблизи ворот Иерихона. Услышав шаги приближающихся людей, он спросил: «Кто это?». Ему ответили: «Идет Иисус Назарянин». Вартимей стал громко взывать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Некоторые из окружавших Христа пытались заставить его замолчать, но он кричал все громче. Тогда Христос остановился и велел позвать его. Слепец сбросил с себя верхнюю одежду и быстро подбежал к Иисусу. Чего ты хочешь от Меня? — спросил Спаситель. Тот ответил: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя,— тотчас слепец прозрел и стал благодарить и славить Бога.

Слепец взывал ко Господу словами: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Когда он приблизился к Спасителю, то уже назвал Его Учителем, а после прозрения славил как Сына Божиего. Здесь толковники видят указание на молитву Иисусову. Господь сказал: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Братия и сестры, уже святые апостолы заповедали своим ученикам совершать непрестанно Иисусову молитву. Ученик апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец (по преданию, тот ребенок, которого взял Христос на руки, когда сказал: таковых есть Царствие Божие. всю жизнь повторял имя Иисуса Христа. И когда он был брошен по приказу императора Траяна диким зверям и голодные львы растерзали тело мученика, то на арене осталось лежать нетронутым его сердце, на котором, как золото, сияло имя: Иисус Христос.

Апостол Марк, положивший начало монашеству в Александрии, также заповедал своим ученикам творить Иисусову молитву. Святой Иоанн Златоуст, говоря о египетской пустыне, восклицал: «Там растут белые лилии безмолвия и алые розы молитвы. Единое занятие у людей и Ангелов — прославлять имя Иисуса Христа».

Братия и сестры, как я сказал, Иисусова молитва заповедана нам нашими Божественными учителями. Иисусова молитва необходима для каждого христианина — это сердце его духовной жизни. Многие аскеты составили поучения о том, как научиться творить Иисусову молитву, как постоянно пребывать и преуспевать в ней. Вам известны два святителя, жившие в XIX веке: Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Поучения о молитве святителя Игнатия пользовались таким уважением во всем православном мире, что даже пустынники с Афона приезжали в Россию для того, чтобы поклониться могиле епископа и взять у него «благословение» на Иисусову молитву.

Вы спросите, как научиться Иисусовой молитве? Святые отцы говорят, что для начала необходимо после утреннего и вечернего правила несколько минут внимательно, неспешно, вслух самому себе читать ее. Затем стараться наполнить этой молитвой весь свой день: читать ее в пути, сидя за трапезой, исполняя свою обычную работу. Эта молитва должна стать непрерывной. Святые отцы сказали: «Меры молитвы нет!». Некоторые из них советовали употреблять при чтении Иисусовой молитвы четки, другие — вначале просто совершать молитву, не думая о числе молитв, а только лишь стараясь углубиться умом в содержание произносимых слов. Святитель Феофан Затворник советовал совершать молитву с земными и поясными поклонами. Святитель Игнатий заповедал тем, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, каждый день медленно, со вниманием прочитывать акафист Иисусу Сладчайшему.

Братия и сестры, святые отцы единодушно заповедали нам Иисусову молитву творить в чувстве покаяния — так, как молился Богу мытарь, как разбойник с креста умолял Господа о прощении своих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Представь себя на судилище, как бы ты просил судию умилостивиться над тобою». В основе Иисусовой молитвы должно быть чувство своей греховности и необходимости

Еще одна наша ошибка: мы заботимся только о молитве, забывая о заповедях Божиих. Между тем вся жизнь человека должна «соответствовать» Иисусовой молитве. Если человек творит Иисусову молитву, но не борется со своими страстями, не отказывается от своих вожделений и грехов, то происходит внутреннее раздвоение, внутренний надрыв, и тогда вместо мира и небесного покоя, которые приносит эта молитва, человек, напротив, чувствует смятение, какую-то внутреннюю неудовлетворенность и раздражительность, потому что он как бы схватился грязными руками за хитон Господень. Иисусова молитва, особенно сердечная,— это распятие на кресте, а ко кресту, можно подойти, только лишь очистив себя от грехов и страстей или стремясь к этому очищению. Поэтому мы, конечно, заблуждаемся, если, занимаясь Иисусовой молитвой, не принуждаем себя творить заповеди Божии, ведь, по мнению святых отцов, вне евангельских заповедей невозможно никакое преуспеяние.

Кроме того, Иисусова молитва, как и всякая молитва, требует определенной аскезы: уединения — хотя бы по временам, отказа от пустых, ненужных разговоров, от соблазнительных развлечений. Если мы ведем тот образ жизни, который принято называть светским, и в то же время стремимся к внутренней, сердечной молитве, то это похоже, по слову Иоанна Лествичника, на то, как если бы мы спали и видели себя во сне идущими по дороге.

Братия и сестры! Каждый православный христианин должен учиться молитве — молитве Иисусовой. Кто творит ее со смирением и покаянием, тот окружен невидимым духовным светом. Преподобный Исихий говорит: «Этот свет осияет человеческую душу, саму душу превратит в свет, и после смерти она пройдет через страшные мытарства, как ослепительная молния».

На нашем сайте www.blagie.ru вы можете ознакомиться с другими материалами, а также заказать для себя и своих близких молитвенную помощь.

Николай Козловцев, Волгоград, Россия
Пытаюсь достучаться до сердец о необходимости помогать ближнему,о важности милосердия и благотворительности.
e-mail автора: [email protected]
сайт автора: личная страница

Прочитано 3690 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 3.2

Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали — это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности

Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Александр Дмуха 2011-03-13 15:18:51
Какая лабуда.

Михаил 2011-03-14 15:02:05
Мешают людям шоры. Видимость не та.
Не обойтись тут без уздечки и кнута.

Виктор 2011-03-14 18:32:26
При творении любой молитвы соблюдайте правила техники духовной безопасности.

ученик 2011-03-17 16:09:53
Николай! Ты хороший православный человек, и пишешь о Великой Православной молитве — но, как ты пишешь. — за Православие обидно. Ты отзывы читаешь?
Молитва Иисусова — это искуство! Человек, через эту молитву, «входит» в дом Бога, в благодать и слёзное умиление. и стоит трепетно, застыв в безмолвии в Духе Божием. Если, кто, хотя бы минутку, побыл в ЭТОМ состоянии. то, всё, чем он дорожил в этой жизни, покажуться ему пустым и никчемным. Переживи это сам, если сможешь, и тебе не захочется об этом говорить. а захочется вернуться в ЭТО, и там остаться. И ЭТО — не каждому, ибо «жатва велика, а жнущих мало».
Те, кто написал тебе отзывы, даже не понимают о чём ты говоришь.
Не занимайся «пропагандой» того, чего сам не знаешь — мой тебе совет, как православный — православному, ибо на это нужен дар и церковное благословение. Аминь.

Публицистика :
Кратко про майдан — Алексей Мочалов
Берегите себя и своё сердце, потому что «из него источники жизни».

Слепец, по имени Вартимей, сидел у края дороги, вблизи ворот Иерихона. Услышав шаги приближающихся людей, он спросил: «Кто это?». Ему ответили: «Идет Иисус Назарянин». Вартимей стал громко взывать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Некоторые из окружавших Христа пытались заставить его замолчать, но он кричал все громче. Тогда Христос остановился и велел позвать его. Слепец сбросил с себя верхнюю одежду и быстро подбежал к Иисусу. Чего ты хочешь от Меня? — спросил Спаситель. Тот ответил: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя,— тотчас слепец прозрел и стал благодарить и славить Бога.

Слепец взывал ко Господу словами: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Когда он приблизился к Спасителю, то уже назвал Его Учителем, а после прозрения славил как Сына Божиего. Здесь толковники видят указание на молитву Иисусову. Господь сказал: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Братия и сестры, уже святые апостолы заповедали своим ученикам совершать непрестанно Иисусову молитву. Ученик апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец (по преданию, тот ребенок, которого взял Христос на руки, когда сказал: таковых есть Царствие Божие. всю жизнь повторял имя Иисуса Христа. И когда он был брошен по приказу императора Траяна диким зверям и голодные львы растерзали тело мученика, то на арене осталось лежать нетронутым его сердце, на котором, как золото, сияло имя: Иисус Христос.

Апостол Марк, положивший начало монашеству в Александрии, также заповедал своим ученикам творить Иисусову молитву. Святой Иоанн Златоуст, говоря о египетской пустыне, восклицал: «Там растут белые лилии безмолвия и алые розы молитвы. Единое занятие у людей и Ангелов — прославлять имя Иисуса Христа».

Братия и сестры, как я сказал, Иисусова молитва заповедана нам нашими Божественными учителями. Иисусова молитва необходима для каждого христианина — это сердце его духовной жизни. Многие аскеты составили поучения о том, как научиться творить Иисусову молитву, как постоянно пребывать и преуспевать в ней. Вам известны два святителя, жившие в XIX веке: Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Поучения о молитве святителя Игнатия пользовались таким уважением во всем православном мире, что даже пустынники с Афона приезжали в Россию для того, чтобы поклониться могиле епископа и взять у него «благословение» на Иисусову молитву.

Вы спросите, как научиться Иисусовой молитве? Святые отцы говорят, что для начала необходимо после утреннего и вечернего правила несколько минут внимательно, неспешно, вслух самому себе читать ее. Затем стараться наполнить этой молитвой весь свой день: читать ее в пути, сидя за трапезой, исполняя свою обычную работу. Эта молитва должна стать непрерывной. Святые отцы сказали: «Меры молитвы нет!». Некоторые из них советовали употреблять при чтении Иисусовой молитвы четки, другие — вначале просто совершать молитву, не думая о числе молитв, а только лишь стараясь углубиться умом в содержание произносимых слов. Святитель Феофан Затворник советовал совершать молитву с земными и поясными поклонами. Святитель Игнатий заповедал тем, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, каждый день медленно, со вниманием прочитывать акафист Иисусу Сладчайшему.

Братия и сестры, святые отцы единодушно заповедали нам Иисусову молитву творить в чувстве покаяния — так, как молился Богу мытарь, как разбойник с креста умолял Господа о прощении своих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Представь себя на судилище, как бы ты просил судию умилостивиться над тобою». В основе Иисусовой молитвы должно быть чувство своей греховности и необходимости

Еще одна наша ошибка: мы заботимся только о молитве, забывая о заповедях Божиих. Между тем вся жизнь человека должна «соответствовать» Иисусовой молитве. Если человек творит Иисусову молитву, но не борется со своими страстями, не отказывается от своих вожделений и грехов, то происходит внутреннее раздвоение, внутренний надрыв, и тогда вместо мира и небесного покоя, которые приносит эта молитва, человек, напротив, чувствует смятение, какую-то внутреннюю неудовлетворенность и раздражительность, потому что он как бы схватился грязными руками за хитон Господень. Иисусова молитва, особенно сердечная,— это распятие на кресте, а ко кресту, можно подойти, только лишь очистив себя от грехов и страстей или стремясь к этому очищению. Поэтому мы, конечно, заблуждаемся, если, занимаясь Иисусовой молитвой, не принуждаем себя творить заповеди Божии, ведь, по мнению святых отцов, вне евангельских заповедей невозможно никакое преуспеяние.

Кроме того, Иисусова молитва, как и всякая молитва, требует определенной аскезы: уединения — хотя бы по временам, отказа от пустых, ненужных разговоров, от соблазнительных развлечений. Если мы ведем тот образ жизни, который принято называть светским, и в то же время стремимся к внутренней, сердечной молитве, то это похоже, по слову Иоанна Лествичника, на то, как если бы мы спали и видели себя во сне идущими по дороге.

Братия и сестры! Каждый православный христианин должен учиться молитве — молитве Иисусовой. Кто творит ее со смирением и покаянием, тот окружен невидимым духовным светом. Преподобный Исихий говорит: «Этот свет осияет человеческую душу, саму душу превратит в свет, и после смерти она пройдет через страшные мытарства, как ослепительная молния».

На нашем сайте www.blagie.ru вы можете ознакомиться с другими материалами, а также заказать для себя и своих близких молитвенную помощь.

Николай Козловцев, Волгоград, Россия
Пытаюсь достучаться до сердец о необходимости помогать ближнему,о важности милосердия и благотворительности.
e-mail автора: [email protected]
сайт автора: личная страница

Читайте так же:  Молитва Святому дионисию
Прочитано 3691 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 3.2
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали — это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности

Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Александр Дмуха 2011-03-13 15:18:51
Какая лабуда.

Михаил 2011-03-14 15:02:05
Мешают людям шоры. Видимость не та.
Не обойтись тут без уздечки и кнута.

Виктор 2011-03-14 18:32:26
При творении любой молитвы соблюдайте правила техники духовной безопасности.

ученик 2011-03-17 16:09:53
Николай! Ты хороший православный человек, и пишешь о Великой Православной молитве — но, как ты пишешь. — за Православие обидно. Ты отзывы читаешь?
Молитва Иисусова — это искуство! Человек, через эту молитву, «входит» в дом Бога, в благодать и слёзное умиление. и стоит трепетно, застыв в безмолвии в Духе Божием. Если, кто, хотя бы минутку, побыл в ЭТОМ состоянии. то, всё, чем он дорожил в этой жизни, покажуться ему пустым и никчемным. Переживи это сам, если сможешь, и тебе не захочется об этом говорить. а захочется вернуться в ЭТО, и там остаться. И ЭТО — не каждому, ибо «жатва велика, а жнущих мало».
Те, кто написал тебе отзывы, даже не понимают о чём ты говоришь.
Не занимайся «пропагандой» того, чего сам не знаешь — мой тебе совет, как православный — православному, ибо на это нужен дар и церковное благословение. Аминь.

И будут одна плоть. — Сергей Сгибнев
Это, скорее, свидетельство чем проповедь. Но меня очень привлекает практическое применение Библии. Я люблю применять и проверять установления нашего Небесного Отца в повседневной жизни. Знаете, кто еще не пробовал, скорее! Это не передать словами. Такая захватывыающая жизнь начинается.

Иисусова молитва для мирянина.

Прерывание другой молитвой.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

За последние 60 дней ни разу не выходила

Слепец, по имени Вартимей, сидел у края дороги, вблизи ворот Иерихона. Услышав шаги приближающихся людей, он спросил: «Кто это?». Ему ответили: «Идет Иисус Назарянин». Вартимей стал громко взывать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Некоторые из окружавших Христа пытались заставить его замолчать, но он кричал все громче. Тогда Христос остановился и велел позвать его. Слепец сбросил с себя верхнюю одежду и быстро подбежал к Иисусу. Чего ты хочешь от Меня? — спросил Спаситель. Тот ответил: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя,— тотчас слепец прозрел и стал благодарить и славить Бога.

Слепец взывал ко Господу словами: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Когда он приблизился к Спасителю, то уже назвал Его Учителем, а после прозрения славил как Сына Божиего. Здесь толковники видят указание на молитву Иисусову. Господь сказал: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Братия и сестры, уже святые апостолы заповедали своим ученикам совершать непрестанно Иисусову молитву. Ученик апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец (по преданию, тот ребенок, которого взял Христос на руки, когда сказал: таковых есть Царствие Божие. всю жизнь повторял имя Иисуса Христа. И когда он был брошен по приказу императора Траяна диким зверям и голодные львы растерзали тело мученика, то на арене осталось лежать нетронутым его сердце, на котором, как золото, сияло имя: Иисус Христос.

Апостол Марк, положивший начало монашеству в Александрии, также заповедал своим ученикам творить Иисусову молитву. Святой Иоанн Златоуст, говоря о египетской пустыне, восклицал: «Там растут белые лилии безмолвия и алые розы молитвы. Единое занятие у людей и Ангелов — прославлять имя Иисуса Христа».

Братия и сестры, как я сказал, Иисусова молитва заповедана нам нашими Божественными учителями. Иисусова молитва необходима для каждого христианина — это сердце его духовной жизни. Многие аскеты составили поучения о том, как научиться творить Иисусову молитву, как постоянно пребывать и преуспевать в ней. Вам известны два святителя, жившие в XIX веке: Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Поучения о молитве святителя Игнатия пользовались таким уважением во всем православном мире, что даже пустынники с Афона приезжали в Россию для того, чтобы поклониться могиле епископа и взять у него «благословение» на Иисусову молитву.

Вы спросите, как научиться Иисусовой молитве? Святые отцы говорят, что для начала необходимо после утреннего и вечернего правила несколько минут внимательно, неспешно, вслух самому себе читать ее. Затем стараться наполнить этой молитвой весь свой день: читать ее в пути, сидя за трапезой, исполняя свою обычную работу. Эта молитва должна стать непрерывной. Святые отцы сказали: «Меры молитвы нет!». Некоторые из них советовали употреблять при чтении Иисусовой молитвы четки, другие — вначале просто совершать молитву, не думая о числе молитв, а только лишь стараясь углубиться умом в содержание произносимых слов. Святитель Феофан Затворник советовал совершать молитву с земными и поясными поклонами. Святитель Игнатий заповедал тем, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, каждый день медленно, со вниманием прочитывать акафист Иисусу Сладчайшему.

Братия и сестры, святые отцы единодушно заповедали нам Иисусову молитву творить в чувстве покаяния — так, как молился Богу мытарь, как разбойник с креста умолял Господа о прощении своих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Представь себя на судилище, как бы ты просил судию умилостивиться над тобою». В основе Иисусовой молитвы должно быть чувство своей греховности и необходимости

Еще одна наша ошибка: мы заботимся только о молитве, забывая о заповедях Божиих. Между тем вся жизнь человека должна «соответствовать» Иисусовой молитве. Если человек творит Иисусову молитву, но не борется со своими страстями, не отказывается от своих вожделений и грехов, то происходит внутреннее раздвоение, внутренний надрыв, и тогда вместо мира и небесного покоя, которые приносит эта молитва, человек, напротив, чувствует смятение, какую-то внутреннюю неудовлетворенность и раздражительность, потому что он как бы схватился грязными руками за хитон Господень. Иисусова молитва, особенно сердечная,— это распятие на кресте, а ко кресту, можно подойти, только лишь очистив себя от грехов и страстей или стремясь к этому очищению. Поэтому мы, конечно, заблуждаемся, если, занимаясь Иисусовой молитвой, не принуждаем себя творить заповеди Божии, ведь, по мнению святых отцов, вне евангельских заповедей невозможно никакое преуспеяние.

Кроме того, Иисусова молитва, как и всякая молитва, требует определенной аскезы: уединения — хотя бы по временам, отказа от пустых, ненужных разговоров, от соблазнительных развлечений. Если мы ведем тот образ жизни, который принято называть светским, и в то же время стремимся к внутренней, сердечной молитве, то это похоже, по слову Иоанна Лествичника, на то, как если бы мы спали и видели себя во сне идущими по дороге.

Братия и сестры! Каждый православный христианин должен учиться молитве — молитве Иисусовой. Кто творит ее со смирением и покаянием, тот окружен невидимым духовным светом. Преподобный Исихий говорит: «Этот свет осияет человеческую душу, саму душу превратит в свет, и после смерти она пройдет через страшные мытарства, как ослепительная молния».

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

По слову святого апостола Павла, христиане должны непрестанно молиться Господу: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но недостаточно просто повторять слова молитвы, необходимо соединить в обращении к Христу ум и сердце. Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы.

Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

Преподобный Паисий Святогорец

«Лучше говорить ее (молитву) полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

«Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое — молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве — вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»

«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».

«Сердце — это радиоприемник, а страсти — помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве «Господи Иисусе Христе», сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой — либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас».

Преподобный Никодим Святогорец

«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».

«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».

«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва – это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами “Господи, помилуй” к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется “умное делание”, “умно-сердечное делание” или “тайная молитва”, “трезвение ума” и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося – только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это – практически невыполнимое условие. И это – не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это – тяжелое духовное упражнение.

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову – называть в ней Иисуса “Боже наш” или “Сыне Божий”. Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен “восходить” христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную – когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень – умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень – творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень – высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Творить Иисусову молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here