11 сентября усекновение главы Иоанна предтечи молитва

На данной странице вы найдете детальное описание: 11 сентября усекновение главы иоанна предтечи молитва - подобранную специально для Вас!

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл осмотрел деревянные храмы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Архангельской области
В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре
В канун дня памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Соловецком монастыре

День мученической смерти Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.

Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царем Иродом Антипой — сыном Ирода Великого, отдавшем приказ об избиении вифлиемских младенцев.

Иоанн обличал царя Ирода в том, что тот при жизни своего брата Филиппа женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народного гнева, но в угоду ей посадил пророка в темницу. Иродиада же не удовольствовалась подобным наказанием Иоанна. Ее раздражало, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления пророка и во многом поступал по его словам.

В темнице св. Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но ему не хотелось при гостях изменять своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а та отнесла ее своей матери Иродиаде.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Сохранилось предание, что Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37—41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст.ст.).

Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст.ст.).

В дальнейшем отцы Церкви в проповедях, а также в богослужебных текстах, посвященных смерти Иоанна, достаточно часто используют приём антитезы. С одной стороны у Иоанна Предтечи целая палитра добродетелей: смирение, любовь к Богу и людям, молитва, пост, нищета, строгий образ жизни, чистота помыслов, твердое стояние в истине, дар пророчества, девство; а с другой стороны у семьи Ирода набор греховных поступков и порочный образ жизни: гордость, злоба, любовь к временной жизни, пьянство, танцы, невоздержание, безумные клятвы, роскошь и богатство, ложь, блуд. Величайший пророк Иоанн умирает ради истины, а беззаконник Ирод убивает ради лжи праведника.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, — сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне. Юношеские годы провел в пустынях недалеко от Хеврона, где жил в пещерах, ведя суровую подвижническую жизнь, Подготовив себя к служению Христу, в пятнадцатый год царствования императора Тиверия выступил на служение в качестве Предтечи Мессии — Предшественника Иисуса Христа.

Явился он на реке Иордан, куда перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя крещение и покаяние во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключилась в том, что прежде чем получить внешнее омовение души, люди должны были нравственно очистится, получить омовение души внутреннее, приготовить путь Господу в сердцах своих.

Предтеча говорил о нравственной подготовке людей к принятию духовного высшего крещения от Иисуса Христа. Другую сторону проповеди составляло учение о приближении царства Божия. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан сам Иисус (см. Крещение Господне).
Умер Иоанн насильственной смертью.

Читайте так же:  Молитва Святому Киприану от порчи и колдовства на русском языке

За обличения свои в незаконной жизни Ирода Антипы Иоанн был заключен в темницу и, по требованию Саломеи, наученный матерью ее Иродиадой, Ирод велел отрубить голову Иоанну. После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии, глава тайно сокрыта во дворце Ирода Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее.

Злобно надругавшись над головой пророка, она сокрыла ее в глубоко в землю во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода, которая тайно откопала голову, вложила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской.

В IV веке гора эта перешла во владение богатому христианину Иннокентию, который стал строить на горе храм и откопал сосуд с головой Иоанна Крестителя. От главы той произошли чудесные исцеления. Так произошло первое обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя.
Через многие годы Иннокетий перед своей смертью, боясь, чтобы святыня вновь не была поругана, сокрыл ее в том же месте, где обрел.

Со временем храм Иннокентия разрушился. А глава Ионна чудесным образом оказалась сокрытой в пещере близ Емессы, где вскоре был основан монастырь. Настоятелю этого монастыря Маркеллы в 452 году в сновидении явился сам Иоанн и указал место сокрытия своей главы. Она была перенесена в Константинополь. Так произошло второе обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя. Тогда и был установлен праздник в этот день.
Молитва КРЕСТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ:

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Евангелие от Матфея 14:1-13

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,

28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

14 Царь Ирод, услышав [об Иисусе], — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся, благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго гре́х ми́ра и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Предте́чево сла́вное усекнове́ние смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное, да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нное уби́йство испроси́вши: не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́, но притво́рный, привре́менный.

Читайте так же:  Молитва под твою милость прибегаем

Пляса́ учени́ца вселука́ваго диа́вола, и главу́ твою́, Предте́че, мзду́ взя́т. О, пи́ра, испо́лнена крове́й! Лу́чше бе́ не кля́тися, Ироде беззако́нне, лжи́ вну́че. Аще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́лся: лу́чше бе́ солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ Предте́чеву усе́кнути. Но мы́ Крести́теля, я́ко в рожде́нных жена́ми бо́льша, досто́йно чту́ще, ублажа́ем.

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл осмотрел деревянные храмы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Архангельской области
В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре
В канун дня памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Соловецком монастыре

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.

Служба в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи бденная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Примечание. «Ве́́домо же бу́́ди, я́́ко а́́ще случи́́тся пра́́здник си́́й в Неде́́лю, предваря́́ет вся слу́́жба воскре́́сна на вече́́рни и на у́́трени, и на Литурги́́и» (Типикон, 29 августа, «зри»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и Предтечи, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Рождеству́ сотворя́ему…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3.

На литии стихиры Предтечи, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Беззако́ннаго дея́ния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Воспо́йте, лю́дие…»1 .

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Предте́че Спа́сов…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во. »2 .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3 .

Полиелей. Величание Предтечи: «Велича́ем тя, Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я твоея́ главы́ усекнове́ние», и избра́нный псалом4 . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 5-й: «Хода́тая согла́сно зако́на…», ин седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 4-й: «Све́тлую твою́ па́мять. »; седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 5-й: «И́же от ложе́сн проро́ка…», ин седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 4-й: «Ны́не яви́ся. ». «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Предте́ча, ве́рнии. », «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее…»5 . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Предтечи (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 5-й; седален Предтечи, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й, светилен Предтечи. «Слава» – ин светилен Предтечи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и Предтечи, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – евангельская стихира 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки Предтечи и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Предтечи, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи; кондак воскресный. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Предтечи.

Апостол и Евангелие – дня и Предтечи.

Примечание. 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил к богослужебному использованию чин Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании (см. в приложении «Богослужебных указаний») и восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 29 августа (ст. ст.), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, рекомендовав архиереям и духовенству в этот день совершать Молебное пение о страждущих недугом винопития.

Примечание. «На трапе́́зе утеше́́ние бра́́тии, кроме́́ сы́́ра и яи́́ц и ры́́бы яди́́м два́́жды днем, а́́ще среда́́ или́́ пято́́к» (Типикон, 29 августа). Рассуждение Типикона о трапе́́зе в этот день см. в гл. 48, 29 августа, «зри».

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–62, 782.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

4 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

5 При пении седальнов Минеи после ипакои допустима следующая схема: седален Предтечи по 1-м стихословии (по выбору), седален Предтечи по 2-м стихословии (по выбору); «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Предте́ча, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее…».

11 сентября — это важный день для православия. За всю историю существования праздника на Руси, он вобрал в себя множество народных традиций и примет. Люди не только молятся Богу в этот день, но и проводят обряды и читают заговоры.

11 сентября — день усекновения главы Иоанна Предтечи или, как его еще называют, Крестителя. Этот день имеет огромное значение для всех верующих, потому что данная личность сыграла очень большую роль в становлении библейской истории. День усекновения главы не менее важен, чем рождество Иоанна Крестителя, которое тоже отмечено красным цветом в православном календаре.

Читайте так же:  Молитвы перед молитвой по соглашению

Иоанн Креститель проповедовал христианство, то есть поддерживал Иисуса Христа. Он встретил его на 33-м году жизни прямо перед событиями страстей христовых. Спаситель пришел к Предтече не просто так. Ему нужно было, чтобы тот совершил обряд крещения, который совершается со всеми христианами в мире. Иисус Христос окунулся в реку Иордан, освятив все воды земли. По сути, это не Иоанн крестил сына Божьего, а он сам послужил тому, чтобы водой крестили всех людей, живших тогда и всех, кто жил бы после этого, то есть нас с вами.

ЗА свою веру Иоанн Креститель был казнен усекновением головы, поэтому этот день не является праздником, а является днем воздержания и строжайшего поста. Предтеча провел в темнице почти год, после чего умер мученической смертью от рук Ирода.

На Руси этот день назывался Головосек или Иван Постный. Появился праздник после прихода христианства на Русь. Дело в том, что люди мало знали в то время о Боге, поэтому додумывали что-то свое. Библейская история была искажена и не всем понятна, поэтому родилось много альтернативных названий праздников, а традиции приукрашены.

Поскольку это народно-церковный праздник, то и обряды тоже имеют двойственное начало, разделяясь на народные и православные. Среди церковных обрядов можно выделить следующие:

  • Чтение молитв святому Крестителю. Существует чудотворная икона Иоанна Предтечи. Если она у вас есть, то в этот день можно помолиться перед ней. Если нет, то можно сделать это перед любой другой иконой. Хорошей молитвой будет вот эта: «Память праведного с похвалами, тебе же достаточно свидетельства Господнего, Предтеча: показал себя воистину пророком честнейшим, потому что крестил Бога нашего Иисуса Христа. За истину пострадал, радуясь, благовестил еси и сущим во аде Бога, являвшегося плотью, забравшего грехи мира и даровавшего нам великую милость». Читаемые молитвы в честь святого избавляют от головных болей других недугов.
  • Соблюдение строгого поста. По мнению священнослужителей, если вы соблюдаете пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи, то вам удастся добиться прощения многих грехов. Нельзя не только есть животную пищу, но и смотреть телевизор, предаваться греху, пить алкоголь и устраивать праздники. Желательно больше молиться.

Обряды и заговоры народные:

Как вы уже заметили, в 11 сентября сплелись традиции церковные с традициями народными. Их нельзя разделить, поскольку они сосуществуют уже почти тысячу лет. Живите добром в этот день не делайте никому подлостей, ибо грешить вдвойне опасно в постное время.

Ознакомьтесь также с традициями и приметами на Иоанна Предтечу 11 сентября. В этот день много примет, о которых могли не знать. Почти все они связаны с мученической смертью святого за свою веру в Бога. Удачного вам дня и не забывайте нажимать на кнопки и

Тропарь, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Тропарь праздника, глас 2:
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

В па­мять усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост, как вы­ра­же­ние скор­би хри­сти­ан о на­силь­ствен­ной смер­ти ве­ли­ко­го Про­ро­ка.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря прп. Саввы Освященного. В нем говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи посвящён памяти мученической кончины «величайшего из рождённых женами». Ежегодно отмечается Православной церковью 11 сентября.

Праздник относится к числу Великих и всегда, в какой бы день не попадал, сопровождается строгим постом в который запрещается есть не только мясо и молочную пищу, но и рыбу.

Накануне праздника совершается всенощное бдение, стихиры для которого были написаны Иоанном Дамаскином и патриархом Константинополя Германом I. На Великой вечерне читаются паремии — отрывки из книг Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На утрене поются два канона.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи келейно принято читать одну-единственную молитву, с целью не только вспомнить победу Крестителя Господня над беззаконием, но и укрепить свою веру во Христа и выбрать верный жизненный путь.

Молитва не слишком велика по объёму и читать её можно в любое время праздничных суток, не опуская, естественно, ежедневное молитвенное правило. Тропарь, глас 4-й

От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу. Кондак, глас 5-й

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный. Величание

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение. Молитва

История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи связана с евангельским повествованием о жизни Иоанна после Крещения Христа. В Евангелиях от Матфея и Марка сказывается о том, что после произошедшего события он продолжил своё пророческое учение, обличая грехи и пороки. Под обличение попал и Ирод Антипа-четвертовластник, сын Ирода Великого, незаконно женившийся на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. Согласно закону Моисея, Иоанн обличал беззаконное смешение, являющееся нарушением седьмой заповеди: не прелюбодействуй, о чём и говорил открыто Ироду.

Ирод обличения своего не потерпел и посадил Иоанна в тюрьму, оставляя его на время в живых, поскольку простой иудеиский народ почитал Иоанна и считал величайшим пророком. По другой версии, заточил святому он не со злобы, а чтобы защитить его от гнева Иродиады, имеющей очень мстительный нрав.

Год томился Иоанн Предтеча в темнице, ожидая своей участи. И вот наступил день рождения Ирода. Много гостей пришло на пир: вельможи, старейшины, тысяченачальники. Была среди них и дочь Иродиады Саломея, которая стала танцевать перед гостями. Зрелище настолько понравилось Ироду, что он поклялся своей падчерице выполнить всё, что она попросит. Саломея обращается за советом к своей матери, и та, не долго думая, велит принести её голову Иоанна на блюде. Опечалился Ирод, потому что во многом слушал Иаонна и поступал по его словам — но, выполнил данную Саломеи клятву: Иоанну Крестителю отрубили голову и вручили её дочери Иродиады.

Читайте так же:  Молитва на защиту семьи от злой родни

По преданию, после смерти уста Иоанна вновь заговорили, продолжив обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Разгневанная Иродиада исколола язык пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом. Боясь, что если главу и тело святого погребут вместе, Иоанн воскреснет, закопала она главу в нечистом месте, откуда та была выкопана женой Хузы — домоправителя Иродова. Тело же святого в ту же ночь взяли ученики его и погребли в Севастии.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — праздник очень древний: он впервые появляется в церковном календаре города Александрии уже в IV веке. В 414 либо 415 году в Иппоне блаженный Августин делает поучения на праздник. К этому времени Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечался уже по всему христианскому миру.

В Русской Православной церкви 11 сентября также служит днём поминовения павших воинов, отдавших свои жизни за Отечество. Поминовение было установлено в 1769 году во время Русско-турецкой войны.

Как только не называют праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в народе: Иван-пост, Репный праздник, Полетовщик. С давних пор этот день считался началом осени, а также временем когда можно избавиться, помолившись святому, даже от самой сильной головной боли.

Праздник окружён множеством самых разных поверий. Считалось, что в этот день нельзя водить хороводы и петь песни. Нельзя есть круглые фрукты и овощи, а также употреблять что-либо красного цвета, потому что «это голова и кровь святого Иоанна». Также старались прятать в домах все острые предметы и не подавать яства на блюдах. В общем делали всё чтобы избежать воспоминаний о мучениях святого.

Придерживаться этих обычаев или нет — личное дело каждого, хотя церковью считается, что суеверия мало того, что не имеют никакого основания, так ещё и оскорбляют христианскую веру: сравнение кочана капусты или арбуза с честной главой Иоанна Предтечи — недопустимо. ***

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября в 2011 году

Все же до чего христианство парадоксально для стороннего взгляда!

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову… И добро бы за веру, за проповедание Христа грядущего, а то ведь, если, по человеческому рассуждению вдуматься, из-за того, что вмешался в семейные дела царя. Ну, казалось бы, какое ему дело до того, с кем живет Ирод? Проповедовал бы себе покаяние да крестил бы народ, учеников бы воспитывал, а теперь… Вот вам, пожалуйста, и результат его пророческой деятельности, «по плодам», как говорится…

Если бы мы услышали подобные речи об Иоанне Крестителе, они показались бы нам, по меньшей мере, странными. Но не столько потому, что мы мудрее того, кто это сказал бы, а потому, что знаем: Иоанн Предтеча прославлен в лике святых, он и в преисподней продолжал нести свое служение, проповедуя грядущего вслед за ним Спасителя. А тогда, почти две тысячи лет назад, все выглядело по-другому.

Это мы сейчас горазды, например, осуждать апостолов за малодушие после взятия Христа под стражу и, тем более, после Его крестной смерти. Нам легко: мы-то знаем, что было дальше. А что пережили ученики Иоанновы? Евангелие не рассказывает нам об этом ничего, кроме того, что они забрали его тело и похоронили (Мф. 14; 12). Но ничего не говорится об их колебаниях, об искушениях, которые их посещали. А ведь и они люди.

Как это было дико! Неожиданно и глупо, по человеческим меркам, все получилось: их учитель нес великое служение, он обличил царя в неправде (что это было со стороны св. Иоанна не «вторжением в чужую личную жизнь», а естественным продолжением его проповеди покаяния – этого ученикам объяснять не надо было). Было бы понятно, если бы царь велел обезглавить его за дерзость, так ведь нет: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6; 20).

Стать жертвой придворной интрижки. Быть обезглавленным по причине легкомыслия подвыпившего царя, бездумно давшего безумное обещание, и по тщеславию не посмевшего отказаться? Попасть во власть какой-то глупой, жестокой девчонки, разгорячившей своим танцем кровь Ирода? Умереть и даже по смерти подвергнуться надругательству торжествующей злодейки – ее матери? – как это все… мелко! Как это все, на первый взгляд, несопоставимо с его служением… После такой славы, такого непререкаемого авторитета (фарисеи боялись, что народ их побьет камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было от людей, а не с небес (Лк. 30 – 33)), и такая нелепая смерть!

Да, именно так. Только не смерть его нелепа, а мы… Предтеча Господень обличает мир не только словами, не только своей праведной, аскетичной жизнью и, соответствующим ей, внешним видом, но и самой смертью.

Его смерть нелепа. Нет, не смерть его нелепа, а наша жизнь с ее предпочтениями, пристрастиями, страхами. Вся абсурдность ситуации, когда жизнь и смерть пророка зависят не столько от царя, сколько от тех, кто умеет им манипулировать, играя на самых примитивных его чувствах и слабостях – это обличение абсурдности нашей жизни, нас с вами. Громадные по значимости события нередко происходят от чьих-то капризов и подлейших нравов. Не стоит всякий раз искать в решениях «сильных мира сего» солидных мотивов: «большие» люди зачастую руководствуются мелочными, низменными основаниями, но последствия их решений, продиктованные будь то трусостью или глупостью, жадностью, завистью или мстительностью – масштабны в силу их высокого положения.

Однако имеет ли это отношение к нам – «простым смертным»? Если мы не цари, не правители, не олигархи, то в чем обличение именно нашей жизни? А в том, что или мы, «соработники у Бога» (1 Кор. 3; 9) в Его правде, или мы соучастники маразма мира сего. В зависимости от того, чем живем, какие ценности исповедуем. Причем под «исповеданием» следует понимать не одну лишь декларацию своей приверженности тем или иным идеалам, но образ мыслей и действий.

Но как мы норовим свою приверженность миру сему прикрыть мнимой «ревностью по Бозе»! Вспомним, как еще недавно было взбудоражено общество психозом по поводу штрих-кодов и грядущего клеймения на лоб и десницу. Оставив в стороне лозунг «жидомасонство – это либерализм плюс всеобщая микрочипизация», обратим внимание, что в технических средствах нуждается только «кровь и плоть», но «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 12).

Читайте так же:  Молитва чтобы вернуть любимую женщину

Согласно святоотеческому мнению, «начертание» на лоб – это обмирщенный, лукавый образ мыслей, а на руку – соответствующий образ действий. И вот это наиболее серьезно, потому что будут вживлять чипы, не будут – пока мы суетимся по этому поводу, отвлекаясь на неактуальное, на нас мало-помалу безо всяких ультрасовременных технологий проступают печати антихристовы: в искажении учения Христова и ложном благочестии.

Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его – призыв к покаянию. Призыв обличающий, т.е. выявляющий, вскрывающий абсурдность подоплеки как «исторических решений», так и культа «богатых и знаменитых», а равно и ненависти к слою преуспевающих – продиктованной банальной завистью, усиленно прикрываемой реверансами в сторону добродетелей бескорыстия и нестяжательства – все это единое пространство суеты, поглощающей человека, подчиняющей себе его волю, пригибающей к земле его дух (в том числе и под предлогом возвышенных идеалов).

«Что всуе мятемся?» – вздыхаем мы с прп. Андреем Критским. Пожалуй, в этих словах – весь смысл постничества. Дни, посвященные памяти Иоанна Крестителя, всегда постные. Но аскетизм Предтечи не исчерпывается простотой и жесткостью жизни. Это лишь средство. Цель – освобождение от суетного: прельщающего, неволящего, мертвящего.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.

И́род, Предте́че, беззако́нновав,/ жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю,/ е́йже покланя́ющеся, весели́мся;/ Ироди́я же пла́чет и рыда́ет,// и И́род, и пляса́вшая.

Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.

Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн.

Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему.

Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:

— Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

— А что мне при этом делать?

— Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине — и Господь постучится в сердце.

11 сентября усекновение главы Иоанна предтечи молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here