72 псалом текст молитвы

На данной странице вы найдете детальное описание: 72 псалом текст молитвы - подобранную специально для Вас!

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-

3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,

4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так»,- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,

22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей 2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,- 4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.

5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.

6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.

7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.

8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.

9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.

10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.

12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

1 Коль благ Бог Израилев, правым сердцем.

1 Как благ Бог Израилев к правым сердцем!

2 Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя.

2 А у меня едва не пошатнулись ноги, ещё немного – и поскользнулись бы стопы мои,

3 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.

3 ибо я возревновал на беззаконников, видя у грешников мир.

4 Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их,

4 Ибо нет ужаса в смерти их и твёрдости в наказании их.

5 в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран.

5 В трудах человеческих их нет, и с людьми не подвергнутся ударам.

6 Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим.

6 Потому овладела ими гордыня до конца, оделись они в неправду и нечестие своё.

7 Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца.

7 Выйдет, как из тука, неправда их: дошли до произвола сердца;

8 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша.

8 замыслили и заговорили в злобе, произнесли на высокое неправду:

9 Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.

9 подняли к небу уста свои, и язык их прошёл по земле.

10 Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них.

10 Поэтому обратится народ мой сюда, и обнаружится, что дни их полны.

11 И реша: како уведе Бог? И аше есть разум в Вышнем?

11 И сказали они: «Как рассудил Бог! И есть ли знание у Всевышнего?

12 Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство.

12 Вот эти грешники – и процветают они, навек завладели богатством!»

13 И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои,

13 И сказал я: «Так напрасно сохранял я праведным сердце моё, и омывал среди невинных руки мои,

14 и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.

14 и пребывал израненным весь день, и обличал себя до утра».

15 Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, eмуже обещахся,

15 Но если бы сказал я: «Буду так рассуждать!», то стал бы для рода сынов Твоих вероломным.

16 и непщевах разумети: сие труд есть предо мною,

16 И постарался я это понять; это – тяжкий труд для меня,

17 дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.

17 доколе не войду во святилище Божие и не уразумею конца их.

18 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася.

18 Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении.

19 Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое.

19 Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие своё!

20 Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши.

20 Как сновидение пробуждающегося, Господи, во граде Твоём образ их Ты уничтожишь.

21 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася.

21 Когда разгорелось сердце моё, и внутренности мои изменялись,

22 И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе.

22 тогда был я ничтожен и не понимал, стал подобен скоту пред Тобою.

23 И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою,

Читайте так же:  Вратарница угличская неугасимая Свеча молитва

23 Но я постоянно с Тобою; Ты поддержал правую руку мою,

24 и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси.

24 и советом Твоим направил меня, и со славою принял меня.

25 Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?

25 Ибо что мне на небе? И чего я восхотел без Тебя на земле?

26 Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век.

26 Изнемогло сердце моё и плоть моя, Боже сердца моего, и Бог – моя доля вовек.

27 Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе.

27 Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе.

28 Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.

28 А для меня – благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду мою, чтобы возвестить мне все хвалы Твои во вратах дочери Сиона.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

Об исполнении Господом Богом Своих обетований

Помяни, Господи, Давида,
И всю кротость его:
Яко клятся Господеви,
Обещася Богу Иаковлю:
Аще вниду в селение дому моего,
Или взыду на одр постели моея:
Аще дам сон очима моима,
И веждома моима дремание,
И покой скраниама моима:
Дондеже обрящу место Господеви,
Селение Богу Иаковлю.

Се слышахом я во Евфрафе,
Обретохом я в полях дубравы:
Внидем в селения Его,
Поклонимся на место,
Идеже стоясте нозе Его:
Воскресни, Господи, в покой Твой,
Ты и кивот святыни Твоея.

Священницы Твои облекутся правдою,
И преподобнии Твои возрадуются.

Давида ради раба Твоего,
Не отврати лице помазаннаго Твоего.

Клятся Господь Давиду истиною,
И не отвержется ея:
От плода чрева твоего
Посажду на престоле твоем.

Аще сохранят сынове твои завет Мой
И свидения Моя сия, имже научу я,
И сынове их до века
Сядут на престоле твоем.

Яко избра Господь Сиона,
Изволи и в жилище Себе.

Сей покой Мой во век века,
Зде вселюся, яко изволи и.

Ловитву его благословляяй благословлю,
Нищия его насыщу хлебы:
Священники его облеку во спасение,
И преподобнии его радостию возрадуются.

Тамо возращу рог Давидови,
Уготовах светильник помазанному Моему.

Враги его облеку студом,
На нем же процветет святыня Моя.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

Об исполнении Господом Богом Своих обетований

Вспомни, Господи, Давида
И всё сокрушение его:
Как он клялся Господу,
Давал обет Богу Иакова:
Не войду в шатёр дома моего,
Не взойду на ложе моё;
Не дам сна очам моим
И веждам моим — дремания,
Доколе не найду места Господу,
Жилища — Богу Иакова.

Вот, мы слышали о нём в Ефрафе,
Нашли его на полях Иарима.
Пойдём к жилищу Его,
Поклонимся подножию ног Его,
Где станут ноги Его.
Воскресни, Господи, на место покоя Твоего,
Ты и ковчег могущества Твоего.

Священники Твои облекутся правдой,
И святые Твои возрадуются.

Ради Давида, раба Твоего,
Не отврати лица помазанника Твоего.

Клялся Господь Давиду в истине,
И не отречётся её:
От плода чрева твоего
Посажу на престоле твоём.

Если сыновья твои будут сохранять завет Мой
И откровения Мои, которым Я научу их,
То и их сыновья во веки
Будут сидеть на престоле твоём.

Ибо избрал Господь Сион,
Возжелал его в жилище Себе.

Это покой Мой на веки:
Здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

Пищу его благословляя благословлю,
Нищих его насыщу хлебом;
Священников его облеку во спасение,
И святые его радостью возрадуются.

Там возращу рог Давиду,
Поставлю светильник помазаннику Моему.

Врагов его облеку стыдом,
А на нём будет сиять венец Мой.

Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,- 3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; 5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; 7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; 8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; 9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, 11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, 14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так»,- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, 17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, 22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Читайте так же:  Поминальная молитва новопреставленной

28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

В IX–X веках до Рождества Христова известный пророк Давид написал знаменитый «Псалтырь» — молитвенно-благоговейные песнопения, описывающие историю Царствия Божьего, сокращённый вариант Священного Писания.

Псалтырь состоит из Псалмов – наставлений верующих на путь истинный, способствующий смягчению их душ, призывающий к единению. Недаром сам Иисус Христос на последней своей вечере пел псалмы, подчеркивая их значимость. Основная мысль всех песнопений – восхваление Господа Бога, дарующему любому нуждающемуся исцеление и спасение. Псалом 22 – яркое тому подтверждение.

Псалмы Давида, по мнению священнослужителей, имеют чудодейственную защитную силу, не раз помогая сомневающимся и блуждающим в темноте, указывая им путь истинный. 22 Псалом Давида рассказывает о том, как царь, находящийся в пустыне и страдающий от жажды и голода, был практически спасен тремя мужчинами, которые неожиданно принесли ему и еду, и воду.

Псалом 22 учит нас тому, что в любой сложной ситуации всегда найдётся выход, если уповать на Господа своего, верить в его защиту. Сегодня текст Псалтыря переведён на все языки мира, в том числе и на русский язык. Многие из верующих, желая понять глубокий смысл слов Давида, читают текст молитвы Псалома 22 и на церковнославянском языке.

1 Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т
2 На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя.
3 Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́.
4 А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста.
5 Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна.
6 И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.

1 Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2 на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3 душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4 Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5 Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6 И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

  1. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
  2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
  3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
  4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
  5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
  6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Читать Псалом 22 Псалтыря можно в различных ситуациях:

  • перед важным событием, чтобы Господь вселил в вас уверенность;
  • находясь в сомнениях и депрессии – читая медленно, с пониманием строки Псалома 22, вы поймете, что Отец наш обязательно подскажет вам истинный путь;
  • выходя из дома, произнесите глубокомысленные слова молитвы «Господь — Пастырь мой», и этот день будет удачным для вас и окружающих;
  • читайте Псалом ежедневно, а если нет такой возможности, то обязательно произносите молитву в период церковных праздников.

Псалом Асафа

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1-9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10-13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14-15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16-20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21-28).

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

1 ст. представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

6. Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

7. «Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

9. «Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

11. Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить полной чашей», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так»,- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

13-15. «Очищать сердце, омывать в невинности руки, подвергать себя ранам и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Читайте так же:  Молитва перед причастием и исповедью беременным

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

16-17. Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

18-20. Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

25. «Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

27-28. Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть во век» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Я закончил ВУЗ, но работы по специальности не было, и я поехал разнорабочим в село, в бригаду штукатуров. Мы занималась ремонтом сельской школы.

Мы жили в спортзале школы, словно на необитаемом острове. В село почти никто не ходил, разве что за хлебом. У нас не было ни телевизора, ни радио, а мобильные тогда были только у людей состоятельных.

Яркое впечатление того времени: ранняя осень, теплый солнечный день. Мы сидим в спортзале, обедаем. Вбегает приехавший из города коллега, и орет с порога:

— Да ну тебя, заливаешь! — смеемся мы.

— Да нет, честно, доллар упал. И два небоскреба.

Коллеги по работе оказались вполне приличными ребятами. Конечно, все мы были со своими тараканами, но без подлости, воровства и прочих неприятных вещей, которые случаются между малознакомыми, ненадолго собравшимися вместе работягами.

Лишь Витя, смуглый цыган бандитского вида из первой бригады все время доставал меня за то, что я крестился. И хотя делал я это скорее украдкой, но Витя всегда замечал это, и крестное знамение просто выводило это из себя. По природе своей Витя и так был человеком непростым, но, подвыпив, он словно темнел лицом, менялся глазами, становился агрессивным. Как-то я спросил его: а ты сам-то крещеный?

— Конечно! — неожиданно и гордо ответил он, – мать моя крестила меня на перекрестке дорог.

— А во чье имя тебя крестили?

— А вот и нет. Во имя Христово.

Витя тогда едва сдержался. Но за исключением такого неравнодушного отношения

Вити к моей вере, ничего из ряда вон не происходило. Мы трудились себе, спорили, ругались, мирились. Общей темой для разговора был собственный профессионализм и полная профнепригодность начальства. Начальников действительно было немало. К тому же они, как на грех, задерживали зарплату, вызывая в коллективе тихую бузу.

— Жируют на нашем горбу, набивают карманы. На машинах вон каких ездят. А мы тут вкалывай, за гроши. — говорил один.

— Да если бы еще и платили, — вставлял другой.

Глядя на лощеные лица, галстуки в горошек, глядя на начищенные ботинки, аккуратно и брезгливо опускающиеся в коричневое месиво стройки, где копошатся такие же, просто менее хваткие мужики, я чувствовал, почему в нашей стране произошла Революция.

Нас быстро разняли, усадили, и в тот вечер Сергей еще долго угрожал мне расправой. Несмотря на это, я нашел ему место для сна, и даже выдал одеяло, беззлобно объясняя, что не следует говорить малознакомым людям нехорошие слова.

Как я уже говорил, мы жили в спортзале школы. Но, поскольку похолодало, то некоторые ходили ночевать в теплые классы учебного корпуса. В проходе между спортзалом и учебным корпусом, в помещении бывшей раздевалки располагался наш склад. Там хранились краска, инструмент и прочие необходимые для ремонта вещи. Так получалось, что те рабочие, которые ночевали в классах, не могли попасть в спортзал, не пройдя насквозь через склад. Днем склад был закрыт, но на ночь, когда все улеглись и погасили свет, я оставил складские двери открытыми, чтобы утром не было проблем.

Поутру, когда все вернулись в спортзал и сели завтракать, я вновь закрыл склад. Сергей, поев, вдруг по срочным делам заторопился в город. Мы пожали плечами.

— Вчера приехал, сегодня уезжает, — пробурчал мой напарник. — Ну и работник.

— Да пусть едет. От него больше шума, чем толку, — сказал я.

А после обеда приехал бригадир. Он обнаружил, что на складе приоткрыто окно, и исчезло одно полнехонькое 40-килограммовое ведро с краской. Я лишь развел руками. Для меня это было шоком. Одно это ведро стоило столько, сколько я еще и не заработал. Вся бригада клялась мне, что никто его не трогал.

Читайте так же:  Лука крымский молитва о здоровье

Я не знал, кого винить. Я, доверяя бригаде, оставил склад на ночь открытым, хотел облегчить жизнь мужикам. В итоге я подставил себя, влетел на круглую сумму, и к тому же потерял доверие в глазах начальства. Мне и так не платили, а теперь вообще могли послать куда подальше. Да еще бы и должен остался.

Конечно, я думал и о том, что кто-то из бригады смотрит мне в глаза, и врет.

В общем, отпросившись на пару дней отдохнуть, в расстроенных чувствах я поехал домой. Открыв дверь квартиры, я помолился, и наугад раскрыл Библию. Мне открылся 72-й псалом. Да ну, причем тут псалмы, – подумал я, и еще раз, раскрыв и закрыв Священное писание, будто гадательную книгу. Но, к неописуемому моему удивлению, в книге из полутора тысяч тончайших страниц я вновь попал на 72-й псалом. Я начал читать, и ахнул. Как точно он передавал мое состояние!

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою…

Ничего более революционного я не читал с тех пор, как перестал читать анархическую литературу. Я понял, что это знак, и мне нужно «идти в святилище».

На следующий день я поехал в область, к двум дорогим мне монахам. У них я воцерковлялся все время, пока они были в городе. Потом они уехали восстанавливать монастырь. Я рассказал им свои злоключения.

— Я еще слишком зелен и малоопытен, чтобы что-то посоветовать тебе. Но я обещаю, что помолюсь, мы отслужим молебен. Не волнуйся, езжай назад, Господь тебя не оставит.

Конечно, я был несколько разочарован таким ответом. Мне хотелось простого и понятного ответа. Но я был глуп в своем маловерии, я был как скот перед Тобою.

Развязка была совершенно непредсказуема, и наступила она буквально через пару дней. Один из рабочих, который на сельской остановке зацепился языком со случайным местным жителем, узнал, что его соседка видела, как рано утром один из наших рабочих нес ведро с краской.

Нашли соседку, нашли пропажу. По описанию вора мы поняли, что это был Сергей. Он ночью, пока все спали, тихо зашел на склад, открыл окно и выставил наружу краску. Окно он закрывать не стал, чтобы думали, что кто-то влез снаружи.

Так он мне решил отомстить за разбитый нос. А потом уехал, от греха подальше, и больше на стройке не появлялся.

— Мы с ним разберемся, — сказал бригадир.

— Мало ты ему дал, — сказал Витя.

После той драки с Сергеем Витя перестал меня подкалывать, и вообще как-то внутренне переменил ко мне отношение. Мы расстались почти приятелями.

А нашу бригаду тогда действительно обманули, мотивировав это тем, что их, в свою очередь, обманул кто-то наверху. Сейчас те суммы мне кажутся смешными. И уж тем более они не стоят того житейского опыта, который я приобрел. Опыта собственной слабости, опыта маловерия, опыта монашеской молитвы. Слава Богу за все!

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.

Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя, ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.

Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда. Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего».

Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла! А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.

Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе? Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня.

И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святой Израилев! Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.

В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: «се сии грешницы и гобзующии» ( Пс.72:12 )) учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей.

Пс.72:1 . Коль благ Бог Израилев правым сердцем.

Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии.

Читайте так же:  Молитва Преподобным зосиме и Савватию соловецким

Пс.72:3 . Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря , и проч.

Пересказывает, что произвело смущение в душе его, во-первых смущало то, что нечестивые проводят жизнь в глубоком мире, потом смущало и то, что благоденствуют они целую жизнь, и благоденствие их продолжается до самой смерти, даже смерть встречают такую, от какой никто не откажется, если спросить его, желает ли он себе такой смерти. Еще смущался тем, что, если постигает нечестивых за грех какое-либо вразумляющее наказание, то бывает оно не тяжкое, но легкое и удобосносное. Сверх же всего этого смущало его и то, что нечестивые не разделяют трудов человеческих, не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого пропитания, потому что сей труд рук человеческих налагается на людей как бы вместо наказания.

Пс.72:6 . Сего ради удержа я гордыня до конца.

Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными.

Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык. Из чего же это видно? Не из того ли, что и помышляют и говорят они лукавое?

Пс.72:8 . Неправду в высоту глаголаша.

Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога.

Пс.72:9 . Положиша на небеси уста своя.

Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле.

Пс.72:10 . Сего ради обратятся люди Мои семо.

За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие.

И дние исполнени обрящутся в ниx .

Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил «исполнен дней» ( Быт. 25, 8 ), то есть все дни их были исполнены добрых дел.

Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: «како уведе?» вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?

Пс.72:12 . Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство .

Выставляется причина соблазна в тех, которые видят нечестивых «гобзующих», и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии.

Пс.72:13 . И рех: еда́ всуе оправдих сердце мое?»

И я, говорит, видя это, возмутился помыслами, размышляя сам с собою: не будет ли суетен труд мой о добродетели? А труд этот состоит в том, чтобы подвизаться в правде, быть чистым от дела несправедливого, за прежние согрешения наказывать себя исповеданием их, и как бы с сей целью, то есть, чтобы за грехи свои подвергать себя истязаниям, восставать с самого ложа.

Пс.72:15 . Аще глаголах , повем тако: се роду сынов Твоих преступих.

Размышлял я сам с собою следующим образом: если сообщу другим эти пришедшие мне на мысль помыслы (а именно: «еда́ всуе оправдих сердце мое?» ), то сделаюсь для них виновником всякого соблазна. Поступая же так, преступлю заветы сынов Твоих, то есть мужей праведных. А эти заветы Святых состоят в том, чтобы не быть друг для друга виновником соблазна.

Пс.72:16 . И непщевах разумети сие, труд есть предо мною.

Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил я для себя трудность, потому что суды глубоки и неисследимы. По крайней мере, определил я себе надлежащее для познания сего время, и именно – время суда Божия, когда воздашь каждому по делам его ( Рим. 2, 6 ).

Пс.72:18 . Оба́че за льщения их положил еси им злая.

Пророческим духом узнав будущее, я говорю, что причиною жестоких наказаний будет для них лукавство нрава, потому что возвышение обратится для них в падение. И это настоящее богатство их вменится для них как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев.

Пс.72:20 . И во граде Твоем образ их уничижиши.

Град Господень есть вышний Иерусалим; «образ» же «их» – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие, ибо в оное время услышать: «не вем вас» ( Мф. 25, 10 ), как не имеющих на себе небесного Его образа.

Пс.72:21 . Яко разжеся сердце мое, и утробы моя изменишася ,

Пс.72:22 . и аз уничижен, и не разумех .

Поелику «ревнуя поревновах о Господе» ( 3Цар. 19, 10 ), так что и сердце мое и внутренности мои исполнились пламенной ревности, то за это самое сподобился я того, что стал просвещен, и познал творимое с градом Твоим и с образом нечестивых. Но прежде был я, как скот бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла. Однако же, не оставлен я Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же «выну с Тобою» ( Пс.72:23 ), и делал это не своею силою, но по Твоей благодати. Ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои и не поколебались ноги мои в предстоянии Тебе.

Пс.72:25 . Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?

Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.

Пс.72:27 . Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут .

Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть – наслаждаться всегда Твоими песнопениями.

72 псалом текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here