Благословен Бог наш:
Царю Небесный:
Трисвятое по Отче наш:
Псалом 103-й.
Бог Господь: глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/ всякаго бо ответа недоумеюще,/ сию Ти молитву, яко Владыце,/ грешнии, приносим, помилуй нас.
Иже древле в Вавилоне гордыя языки поразивый, Господи,/ праведнаго Твоего прещения избави ны./ Пощади грешныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию;/ не предаждь нас погибели от дел рук наших,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови погибающим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
И ныне, Богородичен:
Милосердия двери отверзи нам,/ Благословенная Богородице,/ надеющиися на Тя, да не погибнем,/ но да избавимся Тобою от бед,/ Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Господи, услыши молитву мою, и вопль мой. Апостол к Римляном, зачало 98 (глава 8, 22-27). Аллилуиа, глас 4: Боже, ущедри ны и благослови ны. Стих: Просвети лице Твое на ны, и помилуй ны.
Евангелие от Матфеа, зачало 100.
Помилуй нас, Боже:
Еще молимся о Великом Господине:
Еще молимся о богохранимей стране нашей:
Сотворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.
Делом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй.
Да не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй.
Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй.
Услыши ны, Боже:
Молитва о благостоянии мира
Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!
Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.
Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.
Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.
Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. Аминь.
Ина молитва
Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.
Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вор веки веков. Аминь.
Премудрость.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Прочая и обычный (малый) отпуст.
Поделиться «Чин краткаго молебнаго пения о сохранении творения Божия»
Чин краткого молебного пения о сохранении творения Божия, совершаемый в первое воскресенье сентября в День молитвы о Божьем творении.
Благословен Бог наш:
Царю Небесный:
Трисвятое по Отче наш:
Псалом 103-й.
Бог Господь: глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/ всякаго бо ответа недоумеюще,/ сию Ти молитву, яко Владыце,/ грешнии, приносим, помилуй нас.
Иже древле в Вавилоне гордыя языки поразивый, Господи,/ праведнаго Твоего прещения избави ны./ Пощади грешныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию;/ не предаждь нас погибели от дел рук наших,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови погибающим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
И ныне, Богородичен:
Милосердия двери отверзи нам,/ Благословенная Богородице,/ надеющиися на Тя, да не погибнем,/ но да избавимся Тобою от бед,/ Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Господи, услыши молитву мою, и вопль мой. Апостол к Римляном, зачало 98 (глава 8, 22-27). Аллилуиа, глас 4: Боже, ущедри ны и благослови ны. Стих: Просвети лице Твое на ны, и помилуй ны.
Евангелие от Матфеа, зачало 100.
Помилуй нас, Боже:
Еще молимся о Великом Господине:
Еще молимся о богохранимей стране нашей:
Сотворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.
Делом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй.
Да не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй.
Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй.
Услыши ны, Боже:
Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!
Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.
Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.
Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.
Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. Аминь.
Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.
Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрость.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Прочая и обычный (малый) отпуст.
Священный Синод решением от 13 июля 2015 года утвердил в первое воскресенье сентября во всех храмах совершать чин молебного пения о Божьем творении, а пастырям посвящать свою проповедь заботе о Божьем творении.
Молебное пение носит сугубо покаянный характер и священники просят принять наше покаяние и послать во время благопотребно все, что нужно в данный момент и умирить стихии, чтобы творения Божии не страдали.
В Никольском храме с. Мансурово в воскресенье служение молебна возглавил настоятель храма протоиерей Вадим Сорокин. В проповеди священнослужитель подчеркнул, что Господь создал для нас удивительный и прекрасный мир, который мы должны сохранять, а не разрушать. Многолетний опыт трудов прихожан Никольского храма доказывает, как можно изменить некогда запущенную и засоренную территорию в «отблеск рая на земле». На территории храма удалось соблюсти главный принцип садово-паркового искусства русских монастырей – стремление к красоте и простоте, искусное сочетание полезного и идеального, учет функционально-пространственной и эстетической взаимосвязи церкви с природой.
6 сентября по решению Священного Синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви впервые будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия». С чем связано такое решение комментирует ответственный по взаимоотношениям Церкви и Общества Каменской епархии иеромонах Гавриил (Горин):
— Как известно, на своем заседании 13 июля 2015 г. в Санкт-Петербурге Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял постановление об учреждении дня особой молитвы о Божием творении. Отныне ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия».
Исстари Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди ответственного и рачительного отношения человека к творению Божию — окружающему нас миру.
Тема экологии не раз поднималась на Общецерковных форумах и собраниях различного уровня. Так в частности она получила свое развитие в следующих документах: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». И наконец, свое концептуальное оформление, она получила в документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», принятом Архиерейским Собором 2013 года.
Поэтому логичным развитием экологической тематики является принятие Священным Синодом в июле этого года нового практико ориентированного документа «Методические рекомендаций об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности» и учреждение дня общецерковной молитвы «О сохранении творения Божия».
В вышеуказанных методических рекомендациях четко сформулировано, как отношение Церкви к окружающему миру, так и к современным экологическим проблемам, а также определен формат церковного участия в природоохранной деятельности и дан ответ на вопрос: почему Церковь говорит об экологии?
Согласно текста документа, во-первых, читаем: «Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его, владычествовал в нем. После грехопадения Земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами. С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон».
Во-вторых, «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества … неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».
В-третьих, «Вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах».
И наконец, в-четвертых, документ прямо отвечает на поставленный вопрос о том, что общего у Церкви и экологии. Наше участие в природоохранной деятельности — это и есть забота о творении Божием, это есть естественное проявление нашей христианской веры и жизни по ней.
В ряде Поместных Церквей практика совершения подобных молебствий уже существует. С этого года и мы сможем приобщиться к этой общеправославной молитве «О сохранении творения Божия».
(13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви. Совершается после Литургии).
Диа́кон: Благослови́, влады́ко… (Начало обычное)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Три́жды)
Хор: Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас;/ вся́каго бо отве́та недоуме́юще,/ сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим:// поми́луй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И́же дре́вле в Вавило́не го́рдыя *язы́ки [народы] порази́вый, Го́споди, пра́веднаго Твоего́ *преще́ния [гнева] изба́ви ны./ Пощади́ гре́шныя лю́ди Твоя́,/ я́же стяжа́л еси́ Твое́ю Кро́вию;/ не преда́ждь нас поги́бели от дел рук на́ших,/ ино́го бо, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́мы,/ и воззови́ погиба́ющим:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам,/ благослове́нная Богоро́дице,/ наде́ющиися на Тя да не поги́бнем,/ но да изба́вимся Тобо́ю от бед:// Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.
Проки́мен и чте́ние Апостола:
Чтец: Бра́тие, ве́мы бо, я́ко вся тварь с на́ми совоздыха́ет и сболе́знует да́же доны́не: не *то́чию [только] же, но и са́ми (мы) нача́ток Ду́ха иму́ще, и мы са́ми в себе́ воздыха́ем, *всыновле́ния [усыновления от Бога] *ча́юще [ожидающе], избавле́ния те́лу на́шему. Упова́нием бо спасо́хомся. Упова́ние же ви́димое, несть упова́ние: е́же бо ви́дит кто, что и упова́ет? А́ще ли, его́же не ви́дим, наде́емся, терпе́нием ждем. *Си́це [так] же и Дух спосо́бствует нам в не́мощех на́ших: *о чесо́м [о чем] бо *помо́лимся [молиться], я́коже подоба́ет, не ве́мы, но Сам Дух хода́тайствует о нас воздыха́нии неизглаго́ланными. Испыта́яй[ющий] же сердца́ *весть [знает], что есть мудрова́ние Ду́ха, я́ко по Бо́гу *припове́дует [жалуется, вопиет] о святы́х.
Иере́й: От Ма́тфе́я Свята́го Ева́нгелия чте́ние.
Хор: Сла́ва, Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Сотвори́вый мир и вся, *я́же [что] в нем, Го́споди, приими́ покая́ние на́ше и во вре́мя *потре́бно [необходимое] посли́ земли́ дождь и благорастворе́ние возду́хов [благоприятный воздух], умири́ стихи́и, да грех на́ших ра́ди не му́чается и не стра́ждет тварь, мо́лим Ти ся, услы́ши и ми́лостивно поми́луй.
Дело́м[ам] го́рдых проти́вящийся, Го́споди, дела́ рук на́ших испра́ви, да не обратя́тся на главы́ на́ша (дела наши) и не погубя́т *ны [нас] беды́ и напа́сти, но при́зри на *смире́ние [уничижение] на́ше и низпосли́ благода́ть и мир, мо́лим Ти ся, услы́ши и ми́лостивно поми́луй.
Да не стра́ждет творе́ние Твое́, Го́споди, лихои́мств и беззако́ний ра́ди на́ших, но да сохрани́тся неврежде́нно от всех наве́т вра́жиих, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.
Еще́ мо́лимся о е́же не помяну́ти беззако́ний и непра́вд люде́й Свои́х и отврати́ти от нас весь гнев Свой, пра́ведно на ны дви́жимый, и не погуби́ти мир сей гла́дом, жа́ждею и ины́ми беда́ми, но сохрани́ти его́, и нас пощади́ти, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.
Иере́й: Услы́ши ны, Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́ и су́щих в мо́ри дале́че, и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Диа́кон: Го́споду помо́лимся.
МОЛИТВА о благостоя́нии ми́ра:
Иере́й: Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю, сотвори́вый не́бо и зе́млю со все́ю *ле́потою [красотою] их, просвети́вый день све́том со́лнечным и нощь *уясни́вый [озаривший] заря́ми [отблесками] о́гненными, вся́кия тва́ри Тво́рче; созда́вый от земли́ челове́ка, отпа́вшаго же (его) и преда́вшаго Тя *назда́вый [воссоздавший] *па́ки [вновь] Честно́ю Кро́вию Единоро́днаго Сы́на Твоего́!
При́зри [милостивно, любовно взгляни] с Небесе́, Бо́же, и виждь, *я́ко [как] се́тует земля́, и древеса́ и *бы́лие [трава] изчеза́ют, зве́рие и ско́ти, и пти́цы небе́сныя погиба́ют за нече́стие живу́щих на ней (людей). Сего́ ра́ди в покая́нии припа́даем и вопие́м Ти, да не погуби́ши мир Твой и нас со беззако́ньми на́шими, но да́руй обраще́ние безу́мным сыно́м челове́ческим и спасе́ние им, и тва́ри им покоре́нной.
Благослове́н еси́, Го́споди, пото́пом омы́вый при Но́и грех челове́ческий! Да́руй нам пото́ки сле́зныя и омове́ние скверн на́ших, да обрати́мся от злых дел, хище́ний и непра́вд на́ших, во е́же храни́ти *достоя́ние [наследие, имение] Твое́.
Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю, при Ло́те попали́вый[ший] ме́рзости Содо́мския и Гомо́ррския и очи́стивый[ший] Зе́млю Обетова́нную от скверн их! Да́руй исправле́ние извраще́нным и *стропо́тным [кривым, развращенным] умо́м[ам] и сердца́м челове́ческим, да позна́ют путь Твой.
Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю, И́же прише́ствием Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́ обнови́вый и очи́стивый всю тварь! Да́руй, да уве́руют лю́дие всем се́рдцем и просла́вят Тя, и Единоро́днаго Сы́на Твоего́, и Уте́шителя Ду́ха Свята́го, да челове́ки и стихи́ями и все́ю тва́рию сла́вится пречестно́е и великоле́пое И́мя Святы́я Тро́ицы во ве́ки веко́в.
Иере́й: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Хор: Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Иере́й: Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, Упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́.
Хор: Сла́ва, и ны́не. Го́споди, поми́луй. (Трижды) Благослови́.
Иере́й: Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Помимо дня молитвы о Божьем творении как восточные православные, так и западные католические, протестантские церкви приняли решение посвятить молитве о сохранении творения и установлению устойчивого миропорядка период с 1 сентября о 4 октября. Это время было названо Периодом творения. Дата 4 октября была выбрана не случайно: это день памяти св. Франциска Ассизского в католической церкви. Именно св. Франциск в западной христианской традиции считается покровителем экологов. Он также известен благодаря Гимну брату Солнцу. В 2015 г. Папа Римский Франциск официально учредил 1 сентября как всемирный день молитвы о сохранении Божьего творения.
Так, христианские церкви востока и запада вместе празднуют День молитвы о Божьем творении и по сегодняшний день. Ежегодно 1сентября православные церкви востока слышат послание Патриарха Константинопольского на начало Нового церковного года, в котором особо подчеркивается роль христианства в сохранение природы. А в 2015 г. появилось и первое послание папы Франциска на 1 сентября, что стало также традицией для западных христиан.
В связи с тем, что в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви дата 1 сентября ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября. В этот день во всех храмах Русской Православной Церкви совершается чин молебного пения о сохранении творения Божия. Также Священный Синод постановил Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября посвящать проповедь заботе о Божьем творении.
В Беларуси День молитвы о Божьем творении на протяжении многих лет вспоминается во время семинара, посвященного этому Дню. Инициатором проведения подобных семинаров было Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви (ОМБПЦ). Последние несколько лет семинар проводится совместно с направление «Церковь и охрана окружающей среды» Центра экологических решений. Мы призываем все епархии проводить такие семинары и актуализировать проблемы экологии среди молодежных братств, мотивируя их принимать участие в церковно-экологической деятельности. Инициация и участие в церковно-экологической деятельности – это один из видов социального церковного служения.
Поделиться «Что такое День молитвы о Божьем творении»
13 июля 2015 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
В заседании принял участие митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода.
Члены Священного Синода имели суждение об установлении дня особой молитвы о Божием творении (журнал № 41).
Священный Синод постановил:
1. Определить ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.
2. Утвердить представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.
3. Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября посвящать проповедь заботе о Божием творении.
Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.
Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.
Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата — 1 сентября — в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, поэтому совмещение двух значимых дней было признано неуместным. Помимо этого, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.
Такое решение было принято на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года. В заседании принимал участие митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. История празднования дня творения в православных церквях начинается с 1989 г., когда Константинопольский Патриарх Дмитрий I предложил 1 сентября сделать особым днем молитвы о сохранении творения Божия. В его послании от 1 сентября 1989 г. говорилось: «Поэтому настоящим Патриаршим посланием мы просим весь христианский мир совместно с Матерью Христовой Церковью, Вселенским Патриархатом, ежегодно в этот день возносить молитвы и мольбы к Создателю всего и в благодарение за великий дар творения, и с просьбою о сохранении и защите творения». В 1992 г. 15 марта в празднование Торжества Православия Предстоятели всех Поместных Православных Церквей также обратились с призывом посвятить 1 сентября — день начала церковного года, молитве о спасении творения Божия.
Однако дата 1 сентября в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся. Поэтому на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября. В этот день во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершаться чин молебного пения о сохранении творения Божия. Также Священный Синод постановил Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября посвящать проповедь заботе о Божием творении.
Среди определяющих документов по теме экологии стоит упомянуть «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. Важный документ также был принят на Архиерейском Соборе 2013 г.: «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».
Поделиться «Праздник Творения. Первое воскресенье сентября будет днем особой молитвы о Божием творении»
6 сентября 2015 г. в Никольском храме п. Добринка клирик иерей Михаил Шершнев отслужил молебен о сохранении творения Божия.
Настоятель храма и благочинный Добринского ЦО протоиерей Александр Адоньев произнес проповедь о значении молитвы для сохранения окружающей среды.
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил (журнал № 41) день особой молитвы о Божием творении.
Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.
В особых молитвах и песнопениях этого молебна говорится о покаянии за те грехи неправильного, варварского, хищнического отношения к творению Божию, которые совершило человечество, и говорится о сохранении этого творения, ныне переживающего вместе с человечеством, и в значительной степени именно благодаря его грехам, многие и многие страдания.
Многие спросят: почему Церковь говорит об экологии? Разве это не часть светских дискуссий и дебатов, к которым верующие люди, согласно позиции некоторых общественных деятелей и некоторых публицистов, не должны иметь отношение? В документе очень ясно говорится, что наше участие в заботе о творении Божием, наши суждения по экологически значимым темам — это часть нашей веры и часть нашей жизни по вере. Наша экологическая озабоченность прямым образом проистекает из того, что мы христиане, из того, что мы хотим именно как христиане жить, говорить, действовать.
И Церковь, конечно же, понимает, что экологические проблемы нельзя разрешить лишь мелкими делами, отдельными экологическими акциями — субботниками и иными локальными поступками. Все эти поступки очень хороши, и их нужно осуществлять, но нужно и называть — прямо, пророчески, иногда обличительно — те глобальные общественные и экономические тенденции, которые порождают экологический кризис. Говорить о причинах важно. Мы не можем своими малыми делами их устранить, но мы можем их назвать и добиться того, чтобы наш голос был достаточно слышим.
Вот что об этом говорится в документе, принятом Священным Синодом: «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательства, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».
Мы должны говорить правду о том, что является причиной нынешних экологических проблем — это человеческий грех, неправедно устроенная общественная система, в рамках которой материальные блага, часто в значительной степени превышающие по своему объему и характеру то, что реально нужно человеку, объявляются единственной ценностью, а прекрасный созданный Богом мир, в том числе живые существа, населяющие этот мир, объявляются чем-то малозначимым. При этом иногда лицемерно обращается внимание на локальные экологические проблемы, которые могут быть выгодно использованы против того или иного государства или использованы в коммерческой борьбе, но очень мало говорится о глубинных причинах экологического кризиса.
В связи с этим, кстати, в документе сказано следующее: «Существует большое многообразие форм экологической и природоохранной деятельности, однако не всегда Церкви уместно в них участвовать. Для отдельных представителей политической элиты или лиц, стремящихся войти в эту социальную категорию, экологические акции могут быть лишь инструментом общественного позиционирования и манипулирования рейтингами популярности у населения».
Будем надеяться, что вместе нам удастся не просто сказать, что христиане думают об экологическом кризисе и о путях его преодоления, но и сделать что-то для того, чтобы Божие творение — окружающая нас природа, животные, растения, и весь созданный Богом мир — чувствовали не только скорбь от совершаемого нами греха, но и наше участие в жизни природы, участие, облегчающее страдания и наполняющее Божие творение полнотой бытия.
День особой молитвы о Божием творении появился в церковном календаре в прошлом году, он был утвержден решением Священного Синода от 13 июля 2015 года. В решении сказано, что в первое воскресенье сентября во всех храмах необходимо совершать чин молебного пения, а пастырям посвящать свою проповедь заботе о Божьем творении.
В Свято-Вознесенском Архиерейском подворье в воскресенье после поздней Литургии служение молебна возглавил клирик подворья протоиерей Александр Филькин. Вместе с ним за богослужением молились прихожане храма, пришедшие в этот день в храм.
Бог создал для нас этот удивительный и прекрасный мир, который нас окружает. Красота и порядок устройства мира должна была напоминать нам о Боге. Адамово грехопадение привело в этот мир тление, результатом которого являются болезни и смерть. В наше время человечество в своем стремлении изменить мир изрядно изменило природные условия. Загрязнения, техногенные катастрофы, вырубки лесов приводят к необратимым изменениями на планете Земля. Но если человек страдает справедливо за свои грехи, то безгрешные твари Божии: животные, рыбы, растения — терпят страдания безвинно. Молебное пение носит сугубо покаянный характер и священнослужители просят от лица всей Церкви принять наше покаяние и послать во время благопотребно все, что нужно в данный момент и умирить стихии, чтобы творения Божии не страдали. В молитве, которая произносится в конце молебна, есть такие слова:
«Посмотри с Небес, Боже, как сетует земля, как исчезают леса и трава, как звери и птицы небесные погибают, за нечестие людей, живущих на земле, и сего ради в покаянии припадаем и вопием, да не погуби мир Твой и нас со беззакониями нашими, но даруй обращение безумным сынам человеческим и спасение им и твари им покоренной».
В этот же день в соборе состоялась панихида, в которой были помянуты жертвы террористических актов.
6 сентября, ПРАВМИР: Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает День особой молитвы о сохранении созданной Богом природы.
Напомним, что в июле этого года Священный Синод Русской церкви учредил День особой молитвы о Божием творении. В качестве ежегодного дня особой молитвы об окружающей среде избрано первое воскресенье сентября.
Во всех храмах и монастырях в этот день будут совершаться особые молебны о сохранении созданной Богом природы.
Кроме того, Церковь призывает прихожан и духовенство к проведению экологических акций и мероприятий, направленных на проповедь бережного отношения к природе и окружающему миру.
Как сообщает РИА «Новости», в Москве сегодня пройдет субботник в лесопарке в районе Кунцево, организованный Церковно-общественной природоохранной организацией. Для наведения порядка и чистоты в зеленом массиве приглашаются все желающие, акция начнется в 16:00.
Кроме того, ко Дню особой молитвы о Божием творении Русская православная церковь приурочила акцию, в рамках которой при некоторых столичных храмах и в церковных вузах будут установлены специальные контейнеры для сбора использованных батареек. Затем эти контейнеры вывезут на утилизацию.
Такое решение принято на заседании Священного Синода РПЦ 13-го июля 2015 года (Журнал №41).
Священный Синод утвердил две молитвы о благосостоянии мира — более пространную и краткую. Тексты обеих молитв можно скачать по ссылке:
В день молитвы о Божием творении иерархам Церкви и священнослужителям рекомендовано посвящать свои проповеди проблемам заботы об окружающей среде.
Русская Православная Церковь не впервые занимается вопросами экологии. В конце XX — начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».
Установить день особой молитвы о Божием творении было предложено на заседаниях Высшего Церковного Совета от 17 февраля и от 25 июня 2015 года.
Днем особой молитвы о Божием творении было решено признать первое воскресенье сентября.
6 сентября во всех храмах Щелковского церковного округа были отслужены молебны о Божием творении.
В Троицком соборе города Щелково молебен в сослужении духовенства собора совершил благочинный церквей Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был установлен День особой молитвы о Божием творении, который отныне будет отмечаться ежегодно в первое воскресенье сентября, когда вся полнота Русской Церкви во всех храмах и монастырях будет совершать особые молитвы о сохранении созданной Богом природы.
В обращении к прихожанам отец Андрей отметил, что помимо молитвы необходимо организовывать и проводить на местах экологические акции, направленные на проповедь бережного отношения к природе и окружающему миру. Сохраняя заповедь Божию о хранении и возделывании мира, данного в удел человеку, Церковь призывает общество сделать конкретные шаги для постепенного исправления тяжелой экологической ситуации.
6 сентября в воскресение в нашем храме проводилось торжественное Богослужение. В этот день в храме собрались наши прихожане чтобы воздать молитвы ко Господу. Особенно торжественно было от того, что в этот день Святая Церковь празднует память Святителя Петра , митрополита Московского.
По благословению Святейшего Патриарха этот день был объявлен днем особого моления о Божием творении. Святая Церковь напоминает своим чадам об ответственности за данной нам Богом Природе. О том, что мы должны заботится о окружающей среде. Относиться с должным вниманием к экологии. Мы отслужили молебен , за которым молились о помощи Божией в сохранении живой природы на Земле.
После Богослужения настоятель храма поздравил просфорницу храма Александру с днем рождения. Весь приход пел многая и благая лета нашей Александре.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На трапезе разрешается рыба.
На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».
Видео (кликните для воспроизведения). |
На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение. Побеждаются естества уставы. » (до отдания).
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.