В наше время совершение утреннего намаза в мечети с джамаатом стало подвигом, хотя для наших праведных предков это было обычным, само собой разумеющимся делом. Праведники, зная о ценности утренней молитвы, старались ни в коем случае не упускать ее. Многие из нас отдают предпочтение мирским делам, которыми мы занимается до глубокой ночи, а затем не можем проснуться на утренний намаз вовремя. Мы ищем себе оправдания, мол, мы совершаем намаз дома с женой, с детьми; или же до мечети идти далеко.
Мы умудряемся найти оправдания тому, что мы проспали джамаат-намаз, даже в таких случаях, когда, казалось бы, уже не может быть никакого оправдания, и продолжаем не ходить в мечеть. Мы бьем себя в грудь, говоря, что будем в армии имама Махди, но мы даже не можем быть в армии имама нашей мечети, посещая намаз. Мы думаем, что готовы отдать жизнь ради Ислама, лишиться всего мирского ради Ислама, но человек, не готовый оставить сладкий сон ради Аллаха, никогда не отдаст жизнь ради Аллаха.
Как бы там ни было, хочу напомнить, прежде всего себе, а потом и тем, кто прочитает эту статью, о пользе, которую мы получаем от посещения коллективной утренней молитвы.
Совершая утреннюю молитву в джамаате, человек получает такую пользу, какой не получит от совершения других молитв. Каждой такой пользы достаточно для того, чтобы побудить здравомыслящего человека отбросить лень и сон, покинуть свою постель и дом, отправиться в мечеть.
Итак, человек, совершивший утреннюю молитву в джамаате:
1. удостоится покровительства Аллаха;
Человек совершивший утренний намаз в джамаате, находится под покровительством Аллаха, и любой, кто покусится на него, выступит против Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Передают со слов Джундуба бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فَهُوَ فِي ذِمَّةِ اللَّهِ
«Совершающий утреннюю молитву находится под защитой Аллаха». (Муслим)
2. получит награду, подобную награде тому, кто выстаивал всю ночь в поклонении;
От Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк сказал:
من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله
«Совершивший ночной намаз в джамаате подобен тому, кто провёл половину ночи в поклонении. А совершивший утренний намаз в джамаате подобен проведшему в поклонении всю ночь» (Муслим).
3. очищается от лицемерия;
Каждый мусульманин должен бояться оказаться в числе лицемеров. Боялись этого даже такие великие сподвижники, как Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). А посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорил:
ليس صلاة أثقل على المنافقين من الفجر والعشاء، ولو يعلمون ما فيهما، لأتَوهما ولو حبوًا .
«Нет для лицемеров намазов тяжелее, чем утренний и ночной. Если бы они знали награду за эти намазы, они бы пришли на них даже ползком…» (Бухари, Муслим).
4. получит полноценное сияние в Судный день;
От Бурайды Аль-Аслями (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:
بشِّرِ المشَّائين في الظُّلَم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة
«Обрадуй тех, кто ходит в мечеть в темноте, тем, что в Судный день им будет дано полное сияние» (Абу Дауд, Тирмизи).
5. удостаивается свидетельства и похвалы ангелов;
يتعاقبون فيكم ملائكةٌ بالليل، وملائكةٌ بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرُجُ الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربُّهم — وهو أعلم بهم -: كيف تركتم عبادي؟ فيقولون: تركناهم وهم يصلُّون، وأتيناهم وهم يصلون
«Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех из них, кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. Ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллах, знающий о положении людей лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моих рабов?». Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились». (Бухари, 530).
6. получит награду, как за принятый хадж и умру;
Все мы знаем, насколько важными видами поклонения являются хадж и умра, и как велико воздаяние за них, если Всевышний Аллах примет их. Однако Всевышний Аллах предоставил нам шанс получить такую же награду за более легкий поступок. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن صلى الغداة في جماعة، ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين، كانت له كأجر حجة وعمرة تامة، تامة، تامة
«Кто совершит утренний намаз в джамаате, затем сядет поминать Аллаха до восхода солнца и потом совершит два ракаата намаза, тот получит вознаграждение, подобное награде за хадж и умру, совершенные полноценно, полноценно, полноценно» (Тирмизи).
7. получит добычу, превосходящую все мирские добычи;
От Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) однажды отправил сподвижников в поход в сторону Неджда, и те вернулись быстро и с большой добычей. Тогда один из сподвижников, который не был в этом походе, сказал: «Мы не видели похода, который завершился бы так быстро и принёс столько добычи». Пророк ﷺ на это сказал:
ألا أدلُّكم على قوم أفضل غنيمة، وأسرع رجعة؟ قوم شهدوا الصبح، ثم جلسوا يذكرون الله حتى طلعت عليهم الشمس، فأولئك أسرع رجعة، وأفضل غنيمة
«Указать ли вам на тех людей, которые быстрее возвращаются из похода и получают больше добычи, чем эти? Это люди, которые присутствовали на утреннем намазе, а затем остались сидеть до восхода солнца. Поистине, они быстрее всех возвращаются из похода и с самой лучшей добычей» (Тирмизи).
8. получит награду и за суннат-намаз, совершаемый до утреннего намаза;
От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
ركعتا الفجر خيرٌ من الدنيا وما فيها
«Два ракаата (ратибат-намаза) перед утренним намазом лучше, чем весь этот мир и все, что в нем находится» (Муслим).
Если сунна-намаз, совершенный перед утренним намазом имеет такую ценность, что уж говорить о самом утреннем фарз-намазе, ведь за любой фарз положено больше награды, чем за сунну.
9. спасётся от Ада и получит радостную весть о Рае;
Кто же не желает спастись от Ада и попасть в Рай? Поистине, Всевышний Аллах по Своей милости дарует нам Рай даже за легкие поступки. От ʻУммара ибн Рувайба передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لن يلج النارَ أحدٌ صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها
«Не войдет в Ад тот, кто совершит намаз перед восходом и перед закатом», то есть утренний и предзакатный намаз (Муслим).
10. сможет лицезреть Всевышнего Аллаха в Судный день;
Самая большая награда, которая ожидает обитателей Рая, это лицезрение Аллаха. И самым большим наказанием будет не увидеть Аллаха в Судный день. А тот, кто совершает утренний намаз в джамаате, сможет получить эту великую награду. От Джарира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается:
كنا جلوسًا عند رسول الله — صلى الله عليه وسلم — إذ نظر إلى القمر ليلة البدر، فقال أمَا إنكم سترَون ربَّكم كما ترَون هذا القمر، لا تُضَامُّون في رؤيته، فإن استطعتم ألا تُغلبوا على صلاةٍ قبل طلوع الشمس وقبل غروبها، فافعلوا
«Однажды ночью, когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ , он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его [не будете испытывать при этом никаких затруднений]. И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов перед восходом солнца и перед закатом его, то делайте это”» (Бухари, 554, Муслим 632).
Под словами «…чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов» в данном случае подразумеваются наущения шайтана, сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба здоровью или жизненным интересам человека. То есть нам следует пресекать причины, которые могут помешать присутствовать на джамаат-намазе.
Если мы не совершаем утренний и ночной намаз в джамаате, это уже повод испытывать страх за себя, за то, что мы можем оказаться в числе лицемеров.
namazvdom   |   09.01.2016
1. Совершение утреннего намаза равноценно молитве на протяжении всей ночи. Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, свидетельствует: «Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершил ночной намаз (иша) с джамаатом будто молился половину ночи. Тот же, кто совершил утренний намаз (фаджр) с джамаатом будто молился всю ночь». (Муслим, 260/656).
2. Совершивший утренний намаз удостаивается покровительства Всевышнего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершающий утренний намаз находится под защитой Всевышнего, и Он ничего не потребует от вас за Свою защиту». (Муслим, 261/657).
3. Человеку, который имеет привычку совершать утреннюю молитву в мечети с джамаатом, в Судный день будет дарован нур (сияние). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обрадуй идущих в темноте ночи на намаз в мечеть полным сиянием в Судный день». (Ибн Маджа, 781).
4. Совершающий утренний намаз в мечети с джамаатом непременно войдёт в Рай. Ведь наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вошёл в Рай тот, кто совершал Аль-Бардайн». (Бухари, 548/549). (Аль-Бардайн — утренний и послеполуденный намазы).
5. Предпочтение утреннего намаза сну облегчает удел. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон в утреннее время лишает удела». (Джами’ ас-Сагир, 5129). Суть сказанного в том, что переиод между наступлением утренней молитвы и восходом солнца, является временем зикра (поминания) Всевышнего. Имам Ибн Кайим относительно этого сказал: «Утренний сон лишает бараката по причине того, что это время распределения удела».
6. Совершение утренней молитвы лучше, чем владение всем миром. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Два раката утреннего намаза лучше этого мира и всего того, что в нём есть». (Муслим, 96/725).
7. Совершающий утренний намаз удостаивается свидетельства ангелов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех из них, кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам и Аллах, знающий о положении людей лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моих рабов?». Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились». (Бухари, 530).
8. Всевышний дарует Своё благословение и изобилие человеку, который совершает утреннюю молитву. Ведь не кто иной, а сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз, обратившись ко Всевышнему, воскликнул: «О Аллах! Благослови утро моей общины!». (Тирмизи, 1230).
Физические способы:
— Рано лечь спать.
— Поставить будильник так далеко, чтобы до него нельзя было дотянуться рукой.
— Пить на ночь много воды, чтобы ночью хотелось бы встать в туалет.
— Договориться с каким-либо другом или членом семьи, чтобы они пробудили вас.
Моральные способы:
— Перед сном представлять, что вы встаёте и совершаете намаз.
— Убеждать себя, что утренний намаз — это встреча с Аллахом, которую нельзя пропустить.
— Внушать себе, что когда прозвенит будильник, надо тут же встать, а не откладывать подъём с мыслью «я полежу только пять минут и встану…»
Духовные меры:
— Наполнить сердце мыслями о значении утреннего намаза, любви к нему и страхом пропустить его.
— Возносить обильные дуа к Аллаху, чтобы он не дал вам проспать этот намаз.
— Искренне раскаиваться, когда не получается встать на утренний намаз, и при первой же возможности возместить его.
— Быть далеким от других грехов и ошибок, раскаиваться в них и просить у Аллаха наставить вас на прямой путь.
Да дарует нам всем Аллах возможность легко вставать на утренний намаз и всегда совершать его! Амин.
1047 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Вошёл в рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время.[296] (Аль-Бухари; Муслим)
1048 — Сообщается, что Абу Зухайр Умара бин Рувайба, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Никогда не войдёт в огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода”, — имея в виду утреннюю и послеполуденную молитвы. (Муслим)
1049 — Передают со слов Джундуба бин Суфйана,[297] да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Совершающий утреннюю молитву[298] находится под защитой Аллаха, смотри же, о сын Адама, чтобы Аллах ничего не потребовал от тебя за Свою защиту![299] (Муслим)
1050 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех (из них), кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и Аллах, знающий о (положении людей) лучше (ангелов), спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” , — а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились.” (Аль-Бухари; Муслим)
1051 — Сообщается, что Джарир бин Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:
— (Однажды) ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его![300] И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения молитв[301] перед восходом солнца и перед закатом его[302], то делайте (это).” (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:
— … он посмотрел на луну в четырнадцатую ночь (месяца)…
1052 — Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву. (Аль-Бухари)
О ДОСТОИНСТВЕ ХОЖДЕНИЯ В МЕЧЕТИ ПЕШКОМ.
1053 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в раю каждый раз, как он (делает это). (Аль-Бухари; Муслим)
1054 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Когда кто-нибудь совершает очищение[303] в своём доме, а потом отправляется в один из домов Аллаха для совершения чего-либо из предписанного Аллахом[304], за один из сделанных им шагов с него снимается (бремя) его прегрешений, а за другой степень его возвышается.[305] (Муслим)
1055 — Сообщается, что Убайй бин Ка`б, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Был среди ансаров один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше (этого человека), но тем не менее он не пропускал ни одной общей молитвы. (Однажды) кто-то сказал ему: “Купил бы ты себе осла и ездил на нём в темноте и в сильную жару!”, — на что он дал такой ответ: “Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь обратно к себе домой!”[306], — и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах собрал для тебя всё это!”[307] (Муслим)
1056 — Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
— (В своё время) участки земли вокруг мечети пустовали и (люди из племени) бану салима захотели переселиться поближе к ней. Когда известие об этом дошло до пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал им: “Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети.” Они сказали: “Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это.” Тогда он сказал: “О бану салима, (оставайтесь) в своих домах, ибо следы ваши записываются, (оставайтесь) в своих домах, ибо следы ваши записываются!”[308], — и тогда они сказали: “Не принесло бы нам радости наше переселение!” (Этот хадис приводит Муслим, что же касается аль-Бухари, то он приводит сходный по смыслу хадис, передавая его со слов Анаса.)
1057 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Поистине, наибольшую награду за совершение молитвы получит тот из людей, кому приходится проходить (наибольшее расстояние до мечети), а награда дожидающегося молитвы, чтобы совершить её вместе с имамом, будет больше награды того, кто совершает молитву, а потом засыпает. (Аль-Бухари; Муслим)
1058 — Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Порадуйте тех, кто ходит в мечети во мраке (ночи), вестью о совершенном свете в День воскресения.[309] (Абу Дауд; ат-Тирмизи)
1059 [310] — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (своих сподвижников): “Не указать ли вам на то, посредством чего Аллах стирает грехи и возвышает степени?” Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” Он сказал: “Это — полное совершение омовения /вуду/, невзирая на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это будет для вас рибатом.” (Муслим)
1060 — Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Если вы увидите, что человек постоянно появляется в мечетях, то засвидетельствуйте[311], что он обладает верой, ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Только те будут населять[312] мечети Аллаха, кто уверует в Аллаха и в Последний день … ”[313] ” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)
«Сады праведных» имама ан-Навави. ГЛАВА 206. О ДОСТОИНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УТРЕННЕЙ /ДУХА/ МОЛИТВЫ, РАЗЪЯСНЕНИИ ТОГО(, КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЕЁ РАК’АТОВ СЧИТАЕТСЯ) НАИМЕНЬШИМ, НАИБОЛЬШИМ И СРЕДНИМ, И ПОБУЖДЕНИИ К НЕУКЛОННОМУ ЕЁ СОВЕРШЕНИЮ. Хадисы №№ 1139-1142
206 – باب فضل صلاة الضحى وبيان أقلها وأكثرها وأوسطها ، والحث عَلَى المحافظة عَلَيْهَا
О ДОСТОИНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УТРЕННЕЙ /ДУХА/[1] МОЛИТВЫ, РАЗЪЯСНЕНИИ ТОГО(, КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЕЁ РАК’АТОВ СЧИТАЕТСЯ) НАИМЕНЬШИМ, НАИБОЛЬШИМ И СРЕДНИМ, И ПОБУЖДЕНИИ К НЕУКЛОННОМУ ЕЁ СОВЕРШЕНИЮ.
[1] Так именуется определённый период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня.
Видео (кликните для воспроизведения). |
1139 – عن أَبي هريرة — رضي الله عنه — ، قَالَ :
أوْصَانِي خَلِيلي — صلى الله عليه وسلم — بِصِيَامِ ثَلاَثَةِ أيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ ، وَرَكْعَتَي الضُّحَى ، وَأنْ أُوتِرَ قَبْلَ أنْ أرْقُدَ . متفقٌ عَلَيْهِ .
«Мой любимейший друг[1] дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю /духа/ молитву в два рак’ата и совершать витр перед сном». Этот хадис передали Ахмад (2/258, 265, 271, 277, 311, 392, 402, 459, 489, 497, 499, 505, 526), аль-Бухари (1981), Муслим (721), Абу Дауд (1432), ат-Тирмизи (760), ан-Насаи (3/229), ад-Дарими (1/339, 2/18-19), Ибн Хузайма (2/227), аль-Байхакъи (3/47), ат-Таялиси (2392, 2396, 2447, 2593), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (3/100).
См. «Сахих ан-Насаи» (1676), «Сахих Ибн Хузайма» (1223), «Ирвауль-гъалиль» (459).
Отдавать предпочтение совершению витра перед сном желательно лишь тем, кто не уверен, что сможет встать ото сна ночью, если же человек уверен в этом, то лучше (совершить витр) в конце ночи.
[1] «Халиль» – здесь имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
1140 – وعن أَبي ذَرٍّ — رضي الله عنه — ، عن النَّبيِّ — صلى الله عليه وسلم — ، قَالَ :
(( يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلاَمَى مِنْ أَحَدكُمْ صَدَقَةٌ : فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأَمْرٌ بِالمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ ، وَنَهْيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَيُجْزِىء مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِن الضُّحَى )) رواه مسلم .
«(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку столько раз, сколько есть суставов (в его теле). Каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата (добровольной дополнительной молитвы) утром /ад-духа/». [1] (Муслим 720)
1141 – وعن عائشة رضي الله عنها ، قالت :
كَانَ رسولُ اللهِ — صلى الله عليه وسلم — يُصَلِّي الضُّحَى أرْبَعاً ، وَيَزِيدُ مَا شَاءَ الله . رواه مسلم .
«Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дополнительную утреннюю молитву /духа/ в четыре (рак’ата), добавляя к ней столько (рак’атов), сколько было угодно Аллаху». Этот хадис передали Ахмад (6/95), Муслим (719), Ибн Маджах (1381), Ибн Хиббан (2529).
См. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4959), «Сахих Ибн Маджах» (1143).
1142 – وعن أُمِّ هَانِىءٍ فاختة بنت أَبي طالب رضي الله عنها ، قالت :
ذَهَبْتُ إِلَى رَسولِ اللهِ — صلى الله عليه وسلم — ، عَامَ الفَتْحِ فَوَجَدْتُهُ يَغْتَسِلُ ، فَلَمَّا فَرَغَ مِنْ غُسْلِهِ ، صَلَّى ثَمَانِيَ رَكَعَاتٍ، وَذَلِكَ ضُحىً. متفقٌ عَلَيْهِ . وهذا مختصرُ لفظِ إحدى روايات مسلم.
«(Однажды) в год завоевания Мекки я отправилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (, но оказалось, что) он был занят полным омовением, закончив которое он совершил молитву в восемь рак’атов, и это было утром /духа/». Этот хадис передали аль-Бухари (357), Муслим (336), ан-Насаи (1/126), Ибн Хиббан (1188). См. «Сахих ан-Насаи» (225).
Здесь в сокращённом виде приводится одна из версий Муслима.
На пути в Дубай мой муж остановился у небольшой мечети, куда и поспешил, чтобы своевременно успеть совершить намаз.
Оставшись сидеть в автомобиле, я увидела странную фигуру, приближавшуюся из-за квартала маленьких домов, находившихся неподалёку. Мне не сразу удалось распознать, что это был мужчина, ползущий по направлению к мечети. На его руках были надеты резиновые сандалии. Было видно, что передвигаться ему приходится с немалым трудом, таща своё тело по каменистой дороге.
На улице стояла обычная для лета Арабских Эмиратов 50-ти градусная жара (по Цельсию), и немудрено, что мужчина почти обливался потом. К тому времени, когда ему, наконец, удалось добраться до входа в мечеть, он весь насквозь промок; мне было видно, как даже с его лица стекали струйки пота.
Многие из других людей, спешивших на молитву, очевидно, постоянно видели его здесь, так как почти не обращали на беднягу никакого внимания. Лишь один мужчина, увидев его, зашёл в ближайшую лавку и купил там прохладительный напиток. А войдя в мечеть, он протянул его обессилевшему от жары и тяготы передвигания покалеченному мужчине, и сел возле него.
Через открытое окно мне даже удалось услышать, как вошедший предложил безногому мужчине помочь добраться до молитвенного зала, расположенного на втором этаже, но тот поблагодарив, категорично отказался, сказав, что привык делать это сам. Он был весьма обеспокоен тем, что может опоздать к началу молитвы и поэтому, не теряя драгоценного времени на разговор, продолжил свой воистину необычайно трудный путь — путь к молитве, проделанный, чтобы поклониться Создателю Всех Миров.
Я не видела, как ему удалось взобраться по ступенькам. И, будучи бессильна хоть как-то ему помочь, я расплакалась. Тут мне вспомнились слова нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему), «Для многих (лицемеров) выполнение утреннего и ночного намаза с коллективом непомерно сложно. Если бы они только знали, какое благословение содержится в этих молитвах, то они несомненно явились бы, даже если для этого им бы пришлось ползти.»
О АЛЛАХ, этот увиденный мною мужчина — он ведь действительно полз, несмотря на сильную жару и трудную раскалённую дорогу. Для него это не было сложно. Да благословит Аллах тех, кто прикладывает (такие) усилия, чтобы Аллах был ими доволен.
И да поможет нам Аллах осознать наши недостатки и покаяться, посылая в назидание на нашем пути таких необыкновенных богобоязненных людей.
Господь, в это утро я хочу поблагодарить Тебя за этот новый день и за время, которое Ты даешь мне. Я добровольно отдаю это время в твое распоряжение, потому что оно принадлежит Тебе, и я хочу использовать его для Твоей славы. В течение всего дня наполняй меня Твоей любовью и руководящей силой, чтобы я был движим Твоим плодотворным присутствием. Пожалуйста, покажи мне, что Ты хочешь сделать через меня сегодня.
Господь, помоги мне использовать часы и минуты этого дня в соответствии с Твоими желаниями. Руководи моими мыслями, чувствами, словами и делами. Покажи мне то, что действительно является важным и помоги мне с желанием выполнять это, а также помоги мне выполнять срочные дела с любовью, мудростью и вовремя. Дай мне сегодня видение и силы, чтобы избежать зла, а также всего, что может противоречить Твоим планам в отношении моего дня!
Дай мне мир и спокойствие, чтобы ни внешние, ни внутренние силы не воздействовали на меня. Напротив, обнови меня так, чтобы мои взаимоотношения с Тобой могли быть постоянными, и чтобы со своей стороны я не проявил никакой неверности!
Помоги, чтобы я не был причиной потери чьего-то драгоценного времени из-за моей недисциплинированности и неуважения к ближнему.
Дай мне иметь детскую веру, чтобы чувствовать себя в безопасности с Тобою, и духовную твердость, которая основана на постоянном общении с Твоим Сыном. Прошу Тебя, дай мне испытать могущественное и сильное вдохновение через Духа Святого, который может защитить меня от иллюзий и хаотично бессмысленных действий. Пусть Дух Святой избавит меня от лени, бездействия и пустоты.
Господи, дай, чтобы этот день в моей жизни мог стать следующим шагом по дороге в вечность, которая видна на горизонте, и дай мне счастливо и спокойно завершить этот день.
О достоинстве утренней и послеполуденной молитв
1047 Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вошёл в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время .[1679] (Аль-Бухари; Муслим)
1048 Сообщается, что Абу Зухайр Умара бин Рувайба, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода», — имея в виду утреннюю и послеполуденную молитвы . (Муслим)
1049 Передают со слов Джундуба бин Суфйана,[1680] да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Совершающий утреннюю молитву[1681] находится под защитой Аллаха, смотри же, о сын Адама, чтобы Аллах ничего не потребовал от тебя за Свою защиту.[1682] (Муслим)
1050 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех (из них), кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и Аллах, знающий о (положении людей) лучше (ангелов), спрашивает их: «В каком (положении) оставили вы рабов Моих?», — а они отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились». (Аль-Бухари; Муслим)
1051 Сообщается, что Джарир бин Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) ночью, когда мы находились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он посмотрел на полную луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его![1683] И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения молитв[1684] перед восходом солнца и перед закатом его,[1685] то делайте (это)». (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:
…он посмотрел на луну в четырнадцатую ночь (месяца)…
1052 Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву. (Аль-Бухари)
Краткое утреннее молитвенное правило
Песнь Пресвятой Богородице
Молитва ко Пресвятой Троице
От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Молитва первая, святого Макария Великого
Молитва к Ангелу хранителю
Молитва ко Пресвятой Богородице
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха
Некоторые из нас испытывают трудности при подъеме на утренний намаз, забывая о том, какие благословения и награды он в себе таит. В этой статье представлены несколько достоинств этой благословенной молитвы.
В Коране Аллах говорит: «Клянусь временем утреннего намаза» (89:1).
Утреннее время – это особенное время, когда лицемер отличается от верующего, когда проявляется истинность веры, любящий своего Господа, оставляя свои желания, встает, чтобы предстать перед Аллахом Всевышним. Это время, когда сердце особенно смиренно перед Создателем.
1. 2 сунна ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть».
Пророк Мухаммад (мир ему) из всех сунна-намазов выделял именно утренний, и сам никогда не пропускал утренний сунна-намаз, за исключением во время путешествий.
В хадисе сказано: «Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха».
Того, кто прочитает утренний фард-намаз, Аллах будет оберегать и защищать от любого вида вреда на протяжении всего дня до наступления следующего фаджра.
3. Прочитавший утренний намаз подобен тому, кто читал намаз всю ночь.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!»
В хадисе сказано: «Не войдет в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката».
Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
В хадисах сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».
6. Поминание Аллаха после утреннего намаза дает награду подобную за совершение хаджа и умры.
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Утренний намаз и время рассвета предоставляет верующему множество благословений и наград, само время намаза, время до него и после обладает добродетелью. К тому же: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днем. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
Уильям Макдональд
Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
(Пс.5:4,5)
В заголовке Псалма 5 сказано: «Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида».
Поскольку немало псалмов начинается с подобных заголовков, нам следует еще раз отметить, что многие библеисты считают эти заголовки составной частью богодухновенного текста. В отдельных переводах Библии такие заголовки (по примеру древнееврейского оригинала) приведены как первые стихи следующих за ними псалмов. Некоторые ученые считают, что в действительности каждый такой «заголовок» представляет собой дополнение к псалму, идущему, наоборот, перед ним; однако убедительных свидетельств на этот счет не имеется.
Главная проблема в связи с заголовками псалмов сводится к тому, что значение их зачастую неясно. В Пс.5, например, они характеризуют инструментальный аккомпанемент, но в иных случаях, видимо, указывают мелодию другой песни, на мотив которой можно петь данный псалом. Скажем, для Пс. 56 заголовок гласит: «[На мелодию] Не погуби». Возможно, здесь указывается название хорошо известной в то время песни. В ряде случаев предположения о значении настолько сомнительны, что авторы перевода НКИ решили давать просто транслитерацию древнееврейских слов. Например, перед Пс.15 написано «Песнь («Миктам») Давида». К счастью для нас, чтобы воспринимать поэзию и содержание псалмов, не требуется знать точный смысл их заголовков.
Псалом 5 это утренняя молитва, в которой Давид размышляет о том, как отличается отношение Бога к праведным и нечестивым.
В начале псалма Давид просит Бога не только услышать его слова, но также проникнуть в его помышления. Это вполне обоснованная просьба. Святой Дух способен воспринимать наши мысли с такой же легкостью, как произносимые нами слова.
Псалмопевец далее просит Бога, кроме проникновения в его мысли, внимать гласу вопля его. Здесь подразумевается нечто большее, нежели то, что можно выразить словами; это интонации, само звучание глубоко прочувствованной и искренней речи.
Обращаясь к Господу «Царь мой и Бог мой!», Давид показывает, как он ценит свои близкие, дружеские, личные отношения с Господом. Словами «ибо я к Тебе молюсь» он выражает свою убежденность в том, что истинный Бог только Тот, Кому он молится: «К Тебе и только к Тебе». Таким образом, в этих взаимоотношениях Бог не только личный Бог Давида, но и единственный Бог для него.
Давид молился не от случая к случаю, а постоянно. Каждый день рано утром Господь слышал его голос. Каждый день рано утром этот раб Божий совершал свое жертвоприношение, состоящее из прославления Бога и молитвы, и весь день ждал, как проявит Себя Господь. Мы слишком часто не ждем от Бога ответа. «Мы упускаем многие ответы», говорит Ф. Б. Майер, «потому что считаем утомительным ждать возвращения кораблей на причалах».
Уверенность Давида, всегда помнящего о своих врагах, крепнет в молитве, воспевающей святость и праведность Бога. Для верующих открываются пути к престолу благодати. Совсем не так с безбожными. Бог не может терпеть никакого беззакония. Зло не может пребывать с Богом. Нечестивые не будут удостоены аудиенции у этого Царя. Он ненавидит всех творящих зло вот истина, опровергающая распространенный сегодня миф о всепрощающей любви Бога, якобы не способного на ненависть! Святость Бога требует, чтобы Он наказывал всех лжецов и отвращался от всякого убийства и коварства.
В отличие от своих нечестивых противников, Давид имеет непосредственный доступ в святую обитель Господа по множеству Его неисчерпаемой милости и благодати. С глубоко благоговейным чувством Давид, как все благочестивые иудеи, поклоняется, обратившись лицом к святому храму. Поскольку сам храм был выстроен лишь после смерти Давида, этим словом здесь, надо полагать, обозначается скиния, как и в 1 Цар. 1:9; 3:3; 2 Цар. 22:7.
Встревоженный угрозами со стороны врагов, Давид просит Господа проявить Свою справедливость, благополучно проведя его через окружающие опасности и расчистив для него путь.
Далее псалмопевец приводит веские основания, почему Бог должен поддержать Своего праведного слугу и покарать его нечестивых противников. Ни единому их слову нельзя верить. Их сердце, все их помыслы и побуждения окончательно испорчены, это прямая пагуба. А гортань их словно открытый гроб, дышащий смрадом тления и готовый поглотить свои жертвы. Они опытные и коварные льстецы.
Их ждет справедливая участь. Они должны понести бремя своей вины. Их злые замыслы должны обратиться против них самих. Безграничность их нечестия требует их осуждения. Главный их грех в том, что они возмутились, восстали против Господа Бога.
А пока Бог совершает суд над Своими врагами, пусть Его друзья возрадуются, пусть у них всегда будет причина ликовать благодаря тому, что они обретут в Боге свою Крепость, надежную и несокрушимую. Пусть все, кто любит Иегову, прославляют Его как своего безупречного Защитника! Не может быть никаких сомнений в том, что Бог благоволит к праведнику; Бог окружит его Своим благоволением, как щитом защиты.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.