Дзен буддизм молитва

На данной странице вы найдете детальное описание: дзен буддизм молитва - подобранную специально для Вас!

Очень сходен с техникой индийской йоги, из которой он и произошел. Здесь есть и та же поза, и методика дыхания, и повторение священного имени в сочетании с другими приемами, свойственными только дзен. Цель этих приемов такая же, как и в йоге: исключить рациональное мышление и достигнуть состояния спокойной безмолвной медитации, проникнуть в “центр собственного существа,”

“лишенные образов и звуков созерцания,” в “глубокое и прекрасное царство психической жизни,” в “глубокую внутреннюю тишину.” Достигнутые таким образом ощущения несколько напоминают ощущения наркомана.

В наш больной век становится возможным и такое противоречивое явление, как “христианский дзен.” Его проповедники говорят об обновлении христианства, они лепят к своему учению наставления православных отцов-подвижников, говорят, что и они ведут также к состоянию “созерцательного безмолвия и покоя,” рекомендуют желающим повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации.

Какое множество в сегодняшнем мире введенных в заблуждение, искренно считающих себя пророками, несущими собратьям своим благо, не догадывающихся, что влекут их к психической и духовной погибели!

Из всех современных восточных учений дзен, возможно, — самое интеллектуально-изощренное учение: его идеи о сочувствии и о любви к “космическому Будде,” быть может, — самый высокий религиозный идеал, которого может достигнуть человеческий разум, но без Христа. Трагедия дзен в том и заключается, что в нем нет Христа, а значит — нет спасения, и сама его изощренность и трезвость препятствуют последователям этого учения искать спасения во Христе.

Дзен фактически не имеет теологического фундамента, он опирается на “опыт,” и таким образом впадает в то заблуждение, что и индуизм: если нечто действует и приносит “мир” и “гармонию,” значит оно истинно и хорошо! Дзен обращается к тонкой гордыне тех, кто полагает, что может сам себя спасти и поэтому не нуждается ни в каком спасителе, кроме самого себя.

В последнее время уже появляются новые дзен-буддистские монастыри, где очень серьезно и глубоко изучают эту религию. Даже обсуждение “духовных” вопросов дзен-монахами удивительно напоминает дискуссии между серьезными православными мирянами и монахами, воззрения их выглядят убедительно искренними. Казалось бы, такой дзен-буддизм может дать сегодня почти все новообращенному религиозному искателю наших дней, за исключением Христа, Истинного Бога и вечного спасения, которое лишь Он один может даровать.

Возвращаясь к конечной цели распространения в наши дни восточных культов — созданию универсальной религии, дзен здесь, видимо, должен сыграть немалую роль. Итак, пусть нам послужит предостережением: религия будущего будет не просто культом или сектой, но могучим и глубоким религиозным течением, которое будет абсолютно убедительно для ума и сердца современного человека.

Буддисты говорят: мы ни за что не молимся, мы никому не молимся. Так что же представляет собой буддистская молитва?

Большинство буддистов не молятся кому-нибудь или за что-нибудь. Напротив, они стремятся освободиться от желания воздействовать на происходящее, позволяя потоку жизни идти своим чередом.

В буддизме взгляды на молитву разнятся от школы к школе. Например, в Тхераваде молитвы практикуются, но они не адресованы кому-либо конкретно. В Махаяне и тантрическом буддизме молятся буддам и бодхисатвам. Однако являются ли они реальными существами, отдельными от нас?

Прикоснуться к сути буддистской молитвы вам поможет описание трёх видов молитв, практикуемых буддистами.

Высшая реализация – это безграничное сострадание и целостность. Когда буддисты соединяют свои ладони, то это не просто пара рук, соединяющихся вместе. Соединяя руки в молитве, буддисты ощущают нежное прикосновение самого Будды. Его руки нежно поглаживают внешние стороны наших ладоней, помогая им соединиться. Так Будда учит нас безграничному состраданию и целостности. Мы понимаем, что всё, что нам нужно, находится между нашими ладонями. Великое сострадание пробуждается здесь и сейчас.

Многие учителя говорят: молитесь. Но в религиях, отрицающих личностного бога или богов, это порождает вопрос: кому и за что молиться? Можно сказать, что буддисты молятся себе, но себе бесконечному, не ограниченному физическим телом, а также рождением и смертью. Буддисты не молятся за достижение чего-либо материального. Они молятся за открытие своего сердца или разума таким позитивным качествам, как ясность и сострадание. Они молятся за безграничное расширение сострадания и мудрости для себя и других.

В этой молитве достигается освобождение от ограничений, налагаемых нашими индивидуальными предпочтениями в этом мире. Это означает, что мы молимся за безусловное пробуждение, свободное от предпочтений нашего эго. Эта молитва сопровождается состоянием благоговения и смирения. Мы позволяем жизни дотрагиваться до нас и ощущаем желание двигаться вперёд с чувством сострадания и любви.

Считается, что дзену невозможно научить. Можно лишь помочь ищущему увидеть собственную природу. Надеемся, вам помогут постичь дзен цитаты, которые мы подобрали для вас. Даже если какие-то из цитат и афоризмов покажутся непонятными — не страшно. Ведь дзен-буддизм предполагает интуитивное понимание собственной природы.

В котле с кипящей водой нет холодного места.

Что невыразимо в словах, неистощимо в действии.

Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке.

Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом.

Прямые речи лучше покрасневшего лица.

Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу.

Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истиным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей.

Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся.

Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге.

Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.

Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды.

Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу.

Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше.

Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое.

Великий муж, который мечтает подняться выше неба, не будет идти там, где уже прошел Будда.

Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.

В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей.

Где много глины, будды велики.

Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу.

На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности.

Где кончаются дороги мысли — там начинай внимать. Где слова перестают выражать — там начинай созерцать.

Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть.

Читайте так же:  Молитва от зависти и проклятий

Искать мудрость вне себя — вот верх глупости.

Дзен-буддизм — это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзен-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге. Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны, учение дзен делало акцент на методе, а не на доктрине. Так, по дзен, истина — непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом. Дзен-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов, призванных пробудить интуицию (неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой), использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником.

Главный приём, с помощью которого наставник добивался эффекта — ориентация на шок, так называемая шоковая терапия .

«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние куски мрамора или камня. В историческом отношении Дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзен-буддизм — это ценнейший дар Азии миру.

Дзен связал своё происхождение как с даосизмом, так и с буддизмом, и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой, лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать, что такое «путь освобождения».

Признаки, отличающие Дзен(Чань)-буддизм от других направлений буддизма, трудно различимы. Дзен обладает вполне определённым и присущим только ему духом. Хотя само слово Дзен (дхиана) означает медитацию, другие школы буддизма придают медитации больше значения. Но характерной особенностью для Дзен является то, что для Дзен вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации.
Принцип Дзен: «нечего больше сказать» — не оригинален также, как и убеждение в том, что истина невыразима словами. Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы:

Знающие не говорят,
Говорящие не знают.

Дух Дзен обладает определённой прямотой.
В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия.
В Дзен же всегда присутствует такое ощущение, будто пробуждение — нечто вполне естественное, почти осязаемое, и которое может произойти в любой момент.

Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзен: он указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы.
Суть Дзен-Буддизма — это особое откровение без посредства Св.Писаний, независимость от слов и букв, прямой контакт с духовной сущностью человека, постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Дзэн — одно из самых удивительных порождений восточного духа. Поэтому каждый, кто действительно пытается понять буддистскую доктрину, пусть даже до некоторой ограниченной степени — то есть путем простого отказа от различных западных предрассудков — дойдет до пределенных глубин под эксцентричным покровом индивидуального саториального опыта или почувствует серьезные трудности, которыми философская и религиозная западная мысль пренебрегает вплоть до сегодняшнего дня. При внимательном изучении Дзэнских текстов нельзя избежать впечатления, что, несмотря на переполняющие их причуды, сатори, на самом деле, совершенно естественная вещь.

Однажды император попросил Мастера Сосана прийти во дворец и помолиться за него. Сосан пришел, но молиться отказался. Он сказал:
— Это невозможно. Есть несколько вещей в жизни, которые каждый должен делать сам. Например, если Вы хотите обнять женщину, я не могу сделать это за Вас, от Вашего имени. Или если Вы должны посморкаться, Вам самому прийдется сделать это. Я не могу сделать этого за Вас, это не поможет. То же самое в отношении молитвы.
Как я могу молиться за Вас? Вы молитесь, и я буду молиться.
Сказав это, он закрыл глаза и погрузился в глубокую молитву.

Здравствуйте! » Буддизм — это религия без Бога, изощренная философия смерти и духовного самоубийства. Цель буддизма утилитарна: освобождение человека от страдания, которое индийский мудрец отождествляет с бытием. В своем безудержном панкритицизме бытия буддизм дошел до возможного для человеческой мысли предела и остановился, как зачарованный, над пропастью небытия. Моста между двумя берегами — временем и вечностью — для буддизма не существует. Учение буддизма отрицает богообщение как преодоление человеческой ограниченности через выход в абсолютное бытие и застывает на уровне философского скептицизма. Для буддизма жизнь — это смерть, а смерть — это жизнь. Проповедь Сакья-Муни звучит как реквием над могилой обреченного мира» Архимандрит Рафаил (Карелин). Вразуми Вас Господь!

ДЗЕН-БУДДИЗМ
(взгляд дилетанта)

Есть такой писатель – Дайсэцу Тайтаро Судзуки – интерпретатор дзен для Запада. Но и он слишком сложен для того, кто делает только первые шаги на Пути.

Прежде всего – усвоим некоторые термины.

ДХАРМА (кит. – «фа», яп. – «хо») – 1). долг, закон, учение. 2). вещь, элемент бытия. 3). вселенская буддистская Реальность.

ДЗЕН (кит. — «чань», от «чань-на», транслитерация санскритского слова «дхьяна», означающего «медитация») – буддистская школа Махаяны, возникшая в Китае, практикующая медитацию в позе лотоса и использующая КОАНЫ для достижения просветления = «САТОРИ».

НИРВАНА – (от корня «ва» — ветер) – состояние безветрия, затишье.

Будда уклонялся от ответа на вопрос: «Будет ли существовать Совершенный после смерти?» Либо это неважно, либо непередаваемо человеческими словами в принципе.
В йоге главное, это достижение чудесных сверхестественных способностей, а в дзен – освобождение из круга «рождений-смертей».
Первые шесть стадий развития позволяют овладеть четырьмя дхьянами и достигнуть уровня
АРХАТА = мудреца. Начиная с седьмой ступени он продолжает совершенствование как БОДХИСАТВА = воплощение Будды.

Школа Серединного Пути создана Нагарджуной, величайшим мыслителем II в. до н.э. в Южной Индии.

Лао-цзы (Старец-учитель) родился в 574 и умер в 499 г. до н.э.
Он знаменит своим трактатом «Дао-дэ дзин» (Трактат о Пути и Добродетели).
«Заполненность ненужным – ненужна».
«Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное».

Будда Шакья-муни (принц Сиддхартха Гаутама) родился в 556 г. умер в 476 г. до н.э.
«Мало знающий человек стареет как вол: у него разрастаются мускулы, знание же не растет».

Дзен ничему не учит – он указывает Путь.

В Дзен нет Бога – есть Учителя.

Нет ничего другого, на чем бы Дзен так сильно настаивал, как на достижении свободы, т.е. свободы от всех неестественных помех и условностей.

Читайте так же:  Молитва до Матронушки

Когда император У из династии Лян попросил Бодхидхарму поведать святую истину буддизма, мудрец ответил: «Беспредельная пустота и ничего святого».

Мы никогда не рождались и никогда не умрем.
Мы даём имя какой-то вещи, а потом начинаем думать, что это имя и есть сама вещь, забывая, что оно служит лишь условным знаком, изобретенным для удобства.

Будда добился сатори лишь через 6 лет глубоких размышлений и строгого аскетизма.

ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ БУДДАМИ.

Как лёд невозможен без воды, так Будда без живого человека.

Поиски природы Будды, по словам наставника Бо-чжана: «Это похоже на то, как если бы кто-то ездил на быке в поисках этого быка».

1. Как звучит хлопок одной ладони?
2. Как выглядело твоё лицо за девять месяцев до твоего рождения?

Коан служит тем толчком, который помогает выйти за пределы рассудка, исчерпав все имеющиеся психические силы. Когда коан решен, он подобен камню, которым стучат в ворота. После того, как ворота открыли – камень выкидывают.
Все учения древних буддистов и даосов – это комментарии к вашему личному озарению.

Для интересующихся темой даю две ссылки на книги Хоффа Бенджамена:
«Дао Винни Пуха» (см. https://www.chitalnya.ru/work.php?work=33069 ) и
«Дэ Пятачка» (см. https://www.chitalnya.ru/work.php?work=33070 ).

Рейтинг работы: 34
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 1778
© 10.10.2009 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2009-112503

Татьяна Долинина 25.07.2010 05:48:57
Отзыв: положительный
Ну а теперь уж не шутя

Спасибо за серию философских эссе (и ряд рецензий к печатным изданиям в том же стиле), в которых — помимо разысканий истины — содержится немало ценных данных.
Их можно читать как собственные литературные дневники — с набором фактов, цитат и параллелей.

Я только вступилась бы за йогу. «Йога» — это прежде всего «единение» — с Источником, и тесно связана с философией Адвайты, не-двойственности (Человек=Будда =Атман. в общем «ты как хочешь это назови»), поэтому по сути, и по цели — это такой же путь, как Дзэн и Дао (ну или другой, но тоже путь) 🙂 «Сиддхи» же (чудесные способности) — это что-то вроде побочных эффектов — и первоисточники и комментаторы наперебой взывают, что стремиься к их достижению может только безумец 🙂

От благодарного читателя
Большое дело делате (Opus Magnum в самом деле)

Имя самого большого раздела моей странички: «Библиотека для ленивых». В коротком ознакомительном слове для читателей я уже писал о цели, которую ставил перед собой, приступая к этой работе.
Чтобы создать ритуал (и не рушить Традицию) — две ссылки:

Всего вам доброго, Татьяна.

Я изначально ознакомилась с целью создания на вашей страничке «Библиотеки для ленивых», и всерьез сочла это делом полезным – своего рода просветительством.

За очередные ссылки спасибо. Генона и «Эликсир» могу употребить в собственной невиртуальной библиотеке 🙂

Для того, чтобы получить ответ самому, необходимо прочитать все те книги, которые я рекомендовал Константину Шаповалову (смотрите комментарий от 20.12.2009. 11:45:42).
Успехов вам.

В Токио, в эру Мейдзи, жили два известных учителя, различных по характеру. Один из них, Унто, учитель из школы Сингон, тщательно соблюдал все заповеди Будды. Он никогда не пил возбуждающих напитков и не ел после 11-ти часов утра. Другой учитель, Тандзан, профессор философии императорского университета, никогда не соблюдал заповедей. Он ел, когда хотел, спал, когда хотел, даже днем.
Однажды Унто навестил Тандзана, который в это время пил вино, даже к капле которого не должен был прикасаться язык буддистов.
«Приветствую тебя, брат,- сказал ему Тандзан.- Не хочешь ли выпить?»
«Я никогда не пью»,- важно сказал Унто.
«Кто не пьет, тот даже не человек»,- сказал Тандзан.
«Неужели ты считаешь меня нечеловеком только потому, что я не пью отравы?- воскликнул Унто в гневе. — Если я не человек, то кто же я?» «Будда»,- ответил Тандзан

Унто показал неосознанность, разгневавшись (что свидетельствеут о недобитом Эго), а Тандзан проявил осознанность, настолько тонко ответив, в лучших традициях мастеров Дзен. То же самое с медитацией. Лучше плохо медировать, чем вместо этого хорошо читать об этом книги.

Дело в том, что мои короткие тексты не являются мудрыми наставлениями Учителя или докладом о собственной эрудиции. Они — всего лишь указатель направления для любопытствующих.
И ни на что большее ни я, ни мои тексты, не претендуем.
А за подробной информацией следует обращаться к иным источникам.

Здравствуйте, Константин!
Благодарю за высокую оценку моего «дайджеста»!
Вам хочу порекомендовать (помимо книги Судзуки) прочитать «Практику Дзен» Сэкиды Кацуки.
Если тема увлечет, то есть «Энциклопедия дзен» Великого мастера Института изучения кунг-фу Вон Кью-Кита, более 30 лет преподававшему в легендарном Шаолине.
«Секреты китайской медитации» Лу Куан Ю (Чарльза Лукаса) — Киев,»Полиграфкнига», 1994.
«Практика Дзен» Чжан Чжэнь-Цзы — Красноярск, 1993.
«Основы медитации» Ю.Л. Каптена.
Думаю, что этих книг вполне хватит для серьезного понимания темы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Большое спасибо, подсказали путь. Макулатуры сейчас много — поди, сориентируйся.

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.

Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).

Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма

«Сатори – душа дзен и без него ничего не существует». (Д. Т. Судзуки)

Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.
Читайте так же:  Молитва илье пророку о дожде

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

Дзен – ветвь буддизма. Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.

Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

Дзен-буддизм, а сокращённо – дзен, естественным образом отпочковался от истоков – буддизма. Это произошло вследствие того, что когда-то давно нашлись люди, которые сказали «хватит трепаться попусту! Даёшь чистую практику!». Традиционно в изучение буддизма входит изучение сутр – историй о событиях с просветлёнными мастерами; поклонение Будде, молитвы, распространение учения путём цитирования изречений и т.д.

И вот некоторые действительно искушённые в практике люди сказали: стоп! Эти все действия не приводят ни к чему! Имеет значение лишь практика, а не разговоры или молитвы. Уж не помню, как звали этих добрых людей и кто считается основателем дзен, да и это не особо важно, так как одним из постулатов является «отбрось всё, за что держишься и к чему привязан! Встретишь Будду внутри себя – убей его!».

Цель дзен — отключить ум, а вернее поставить его в такие условия, в которых он сам отключится. Одним из направлений практики является размышления над коанами. Это выражения, не имеющие логического решения, такие как: «как звучит звук хлопка одной ладони?», «кто Я?», «где был я до рождения?» и другие. Одно из направлений, но отнюдь необязательное. Для многих людей подобные выражения являются интересными и они судорожно пытаются употреблять их в повседневной жизни ради красного словца, думая, что это является показателем их развитости.

В последнее время множество людей по достоинству оценили все прелести истинной практики дзен, проявлениями результатов которой можно назвать такие эффекты, как ощущение лёгкости, чувство свободы и радости, умиротворённость, способность не терять фокусировки внимания длительное время, улучшение здоровья и другие. Дзен становится популярным. Если ранее это была более экзотика, то сейчас реальная потребность в практике.

Читайте так же:  Молитва на успешное лечение

И не идёт здесь речь о какой-то религии и прочих подобных факторах. Да, изначально дзен формировался с уклоном на религию, и большинство людей так считают до сих пор. На самом деле, практиковать дзен может человек любой религии или без наличия оной. Ведь он вращается вокруг работы с телом и умом, вокруг навыка сфокусированности и сосредоточенности. В прошлом многие христианские монахи, выполняя коленопреклонения и молитвы по тысяче раз в день, достигали определённых эффектов внутреннего безмолвия и это считалось признаком их святости.

Не будем пока о религии и верованиях. Возьмём, к примеру, йогу. Великолепная практика, которую выполняют миллионы людей во всём мире, не углубляясь в её духовную составляющую. Так же предлагаю относиться и к дзен – просто делать и радоваться получаемым результатам.

Здесь сложно описать все нюансы практики дзен , ибо ушло бы на это, минимум, страниц 50. Скажу только, что здесь имеет значение каждая мелочь и деталь касательно позиции тела, состояния ума, регулирования дыхания и работы внимания. Пропустив что-то, на первый взгляд незначительное, не получим желаемого эффекта.

И время-то на это нужно – 1 час в день! А вначале вообще от 15 минут до получаса. Проанализировав, куда мы обычно его спускаем, стоит призадуматься. Особенности практики дзен-буддизма вместе с видео-инструкцией о том, как правильно сидеть в позиции дзен описано и показано в статье как практиковать дзен-буддизм часть 1.

Это, пожалуй, одна из самых лучших и важных практик, которыми стоит заниматься. Если вы подумываете о том, чтобы начать заниматься дзеном, рекомендую записаться в индивидуальное обучение практике дзен.

О работе с мыслями

Практикуете ли вы дзен?

— Привет, сосед, как там ваш малыш?
— Да малыш нормально. А вот на нас недостаток сна сильно сказывается. Плоховато себя чувствую.
— А как Лена?
— Лена — это я! Генка выглядит еще хуже…

Слово «дзен» происходит от санскритского «дхьяна». Культурный обмен между странами привел к тому, что в Японии появился дзен, который был связан с традицией «Вишуддхимагги» через китайскую школу «чань» – медитации. Те изменения, которые претерпел дзен во время своего путешествия во времени и пространстве из Индии 5-го века в Японии сегодняшних дней, более очевидны в его учении, чем в деталях практики.

Доктринальные различия(во многом схоже с различиями буддизма тхеравады и махаяны) выявили.

В наше время западный буддизм привычная вещь. Нисколько не поражаешься, увидев на улицах Амстердама или Лондона европейца, облаченного в желтое одеяние бхикшу (санскр. «нищенствующий монах». – «НГР») или дзэнскую монашескую рясу.

Однако еще лет сто назад (по буддийским меркам срок крошечный) все было иначе.

Как-то мне довелось увидеть фото начала XX века, на котором был запечатлен бритоголовый европеец в буддийской одежде. Им оказался англичанин Аллен Беннет (1872–1923), приятель.

Монах спросил Учителя: «Если бы на десять тысяч миль вокруг на небе не было даже признака облака, что бы вы сказали об этом?» «Я ударил бы небо своим посохом», — ответил Учителя. «Но чем виновато небо?» — заинтересовался монах.

«Тем, — ответил Учителя, — что нет дождя, когда мы его должны иметь, и что нет благоприятной погоды, когда она нужна».

НЕГЭН: Дзэнский монах ударял все своим большим посохом; даже Будда и патриархи не могли избежать этого дзэнского удара. Его посох — это рычаг, с.

Четырнадцать заповедей Ордена Тьеп Хьен являются уникальным выражением традиционной буддистской морали, данным в соответствии с современной проблематикой. Эти заповеди были выработаны не оторванными от жизни монахами, пытающимися отреставрировать традиционные буддистские заповеди.

Скорее они были выкованы в горниле войны и опустошения, которые стали повседневной реальностью для множества жителей Юго-Восточной Азии в течении последних нескольких десятилетий.

Отвечая на разгул ненависти.

Чжиен-юань, мастер, сидел за бумажной ширмой. Монах вошел для сандзэна, поднял ширму и встретил учителя словами:

«Странно». Учитель пристально посмотрел на монаха и сказал: «Ты понимаешь?» «Нет, я не понимаю», — ответил монах.

«До того, как в мире появились семь Будд, — сказал учитель, — было бы то же самое, что и сейчас. Почему ты не понимаешь?»

Позже монах упомянул об этом инциденте Ши-шуаню, учителю дзэна рода Дхармы, кото-рый похвалил Чжиен-юаня, сказав: «Брат Чжиен-юань подобен.

Термин «школа дзен» впервые был использован в конце восьмого века. Прежде того термины использовали термины Ленг Цзя Цунг, Тунг Чан Цунг, Та Ма Цунг, Хо Со Цунг, Ньё Ту Цунг и так далее. Все эти термины представляли буддистские традиции, которые считали сидячую медитацию сутью практики и основой буддизма.

В середине пятого века индийский монах Гунабхадра (394-468 гг.) перевел Сутры Ланкаватару на китайский язык. Его ученики и друзья организовали курсы изучения этого текста и создали школу.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма. Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной. Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно. Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции. Ниже мы попробуем разобраться, что.

«Непосредственно очевидное, всегда доступное, то, что познаваемо, развивающееся, понятное тому, кто мудр».

Эти слова о буддизме. О разработанной Буддой системе практик. О 37 путях просветления, продиктованных им перед своим уходом.

Обо всех тех, кто после него продолжал практиковать и трактовать то, что он принес: о Боддхидхарме, Нагарджуне, Ошо…. О сущности тех школ, что создавались его учениками для разных типов людей.

А еще это о Кашьяпе и дзен-буддизме! Дзен – в переводе с японского.

О буддизме в мире очень много споров. Это очень интересная религия. Моё мнение — главная суть буддизма — это нескончаемый покой, духовное спокойствие и умиротворение.

Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой — в.

Читайте так же:  Сборник молитв Афонский пансофий Афонский

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии.

Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев. В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать.

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V-VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. Укрепившись в XII веке в Японии и став одной из влиятельных школ буддизма. Это учение о просветлении, чья философия больше всего приводит к освобождению и полному просветлению, без лишних слов, а более прямо и практично.

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики.Взято из Википедии

Четыре действия проявляющиеся в проникновении через дела:

  • Не испытывать ни к кому ненависти и отказаться от дурных действий. Адепт знает, что после подобных поступков приходит расплата (бао), найти и постигнуть источник зла, избегать озабоченности по поводу жизненных трудностей.
  • Следовать карме в нынешних обстоятельствах. А обстоятельства созданы мыслями и действиями в прошлом, которые в будущем исчезнут. Следовать с полным спокойствием по своей карме
  • Не привязываться к предметам и явлениям, не иметь стремлений и целей, ведь именно они и есть причина страданий. «Все вещи пусты и нет ничего в них хорошего, к чему бы стоило стремиться».
  • Иметь гармонию с Дхармой и Дао. В Дхарме нет живых существ и она свободна от законов бытия. В Дхарме нет «я», она свободна от ограничений личности. Если адепт понимает и верит в это, его поведение соответствует «жизни в гармонии с Дхармой» Гармония с Дхармой подразумевает также избавление от плохих мыслей и совершения добрых поступков без их обдумывания.

Итак, после Китая это учение распространилось по всей восточной Азии. Где они развивались в основном самостоятельно до сих пор. Так сохраняя единую сущность, они приобрели свои характерные черты в учении и практиках.

В 653 году монах Досё приехал из Японии в Китай, изучать философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. В скорости под воздействием Сюань-Цзяна Досё стал адептом Дзен, и по возращении на родину, возродил школу Хоссё, последователи которой стали также исповедовать Дзен.

В 712 году в Японию приехал наставник, практиковавший Чань северной школы Шэнь-Сю. По приезду он способствовал налаживанию тесных связей между школами Кэгон и Винайна.

В IX веке Японию посетил учитель Чань школы Линьцзи И-кьюн, по приглашению императрицы Такибаны Какико. Сначала он обучал императорский двор, затем стал настоятелем храма Дэнриндзи в Киото, построенный для учения Дзен. Вопреки этому учение не стало распространённым, по причине отсутствия решительных действий от самого И-кьюн и через время он снова уехал в Китай. Это был период застоя Дзен в Японии и некоторых фактов угасания Буддизма в целом.

Храм Дзен

Ситуация поменялась в XII – XIII в.в. В Японии появился Эйсай, с детства практикующий аскетизм будучи монахом в храме тэндайской школы. Впервые посетив Китай, в 1168-ом году, Эйсай был ошеломлён Чаньским учением. После этого он обрёл убеждение, что подобное учение поможет возродиться его нации духовно. В 1187 году Эйсай посетил второй раз Китай, эта поездка увенчалась получением «печати просветления»* от учителя Сюйань Хуайчана школы Линьцзи линии Хуань-луна.

В Японии после этого события Эйсай очень активно начал развивать дзенское учение. Он начинает пользоваться поддержкой некоторых представителей высших властей и вскоре становится настоятелем храма Кэнниндзи в городе Киото, который принадлежал школам Сингон и Тэндай. Здесь он активно начал распространять учение школы. Со временем Дзен в Японии стал самостоятельной школой и крепко закрепился. Более того, Эйсай посадил возле храма семена чая, привезённого из Китая, и написал книгу о чае, в которой описал все известные ему сведения о чае. Таким образом он основал традицию японской чайной церемонии.

Дзен занимал высокое положение в Японии, вследствие поддержки императора, тогда этим учением увлеклись члены самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227—1263) помог приехать в Японию значительному количеству учителям, достигнув при жизни сам большого сатори*.

Кликните по изображению для полного просмотра фото

«Печать просветления»* — документ, подтверждающий наследование Дхармы, выдаваемый наставником в подтверждение о достигнутом учеником просветлении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сатори* — «пробуждение», озарение, просветление; в дзэнской традиции центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают «природой будды», задача адепта состоит в её реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной «недвойственности» (фуни), когда субъект и объект, «я» и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. Сатори должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя Сатори осознается на уровне конкретного индивидуального опыта, который не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение официальной печати — подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает «малое сатори», т.е. неполное и неокончательное, когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и «большое сатори», ведущее к духовному преображению.

Дзен буддизм молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here