Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так.
Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель. Христос — Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради — ради молитв или по молитвам.
Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой. Земное имя Его – Иисус, то есть Спаситель, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, то есть принял тело и душу человеческую — родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен — стал Богочеловеком. И вместо того чтобы нам страдать и мучиться за грехи, Он по любви к нам, Его детям, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, победив смерть и грех и дав нам жизнь вечную. Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас, Своим заступничеством пред Своим Сыном.
Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слава — хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.
Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
В христианском слове «молитва» соединяются два понятия: молитва, как состояние души, и — молитва, как сформулированный текст: устный или в напечатанной форме. И то, и другое является молитвой. И то, и другое — безотрывно от духовного пути. Ни то, ни другое не может полноценно существовать вне религии. Рассказываем: что такое молитва в христианстве, какие бывают молитвы и как правильно молиться.
С одной стороны, под словом «молитва» мы привыкли понимать сформулированный текст. Например «Отче наш…», или «Символ веры», или просто «Господи, помилуй» (наверное, самая короткая молитва, которая есть в христианстве). Есть более известные молитвы, есть менее. Есть те, которые считаются «обязательными» для христианина, и их нужно знать наизусть, а есть те, которые менее известны. Есть книга, в которой собраны основные молитвы — молитвослов — и без него трудно представить дом христианина.
Но всякая молитва окажется просто текстом и словами, а сама духовная жизнь превратится в выхолощенный ритуал, если во время чтения не будет молиться душа. Именно такое молитвенное состояние души, — ее обращение к Богу, ее соприкосновение с Вечностью, что незримо присутствует вокруг человека и внутри него, — и есть молитва в исконном смысле.
«У меня ушла молитва», — говорят иногда христиане. Это не значит, что они перестали читать молитвенные тексты. Это значит, у них ушло то самое внутреннее богосозерцание, то самое живое богообщение и упование на Господа: та самая основа всех основ. В такие периоды христиане продолжают читать молитвы, и ждут «когда Молитва вернется».
Что такое молитва? Это возможность души хотя бы на время соединиться с Господом, который некогда создал ее. Говорить с ним обо всем и всегда — и в радости, и в скорби, и в любви, и в моменты искушений.
Это двоякий вопрос. В первую очередь (или правильнее сказать — поначалу) люди молятся, когда им плохо: страдания, болезни, неурядицы. Только оставшись наедине с обстоятельствами, которые «сильнее его», человек начинает говорить с Господом. Он пробует молиться или своими словами — «Господи, помоги», — или уже готовыми текстами, которые вобрали в себя все самое главное, самое точное и самое богоустремленное, что есть в христианской традиции.
Молитва — это не заклинание и не мантра, а богообщение. Как и религия — это не магия, а живая жизнь.
Святые учат, что в идеале («новичку» это представить трудно, поэтому речь именно об идеале), общение с Богом должно происходить не по поводу, а постоянно — ибо таково естественное состояние природы человека: общаться с Богом и Вечностью. Именно со-бытие с Богом, память о Нем и таким образом молитва ему дает человеку настоящие неиссякаемые внутренние силы, которые будут преумножаться по мере продвижения по духовному пути.
Но непрестанная молитва это даже не умение, а — дар, который дается человеку со временем, когда тот будет «готов» к нему. Готов — не в смысле начал «желать» этого, — а в смысле, что все состояние души и духа его в состоянии принять этот вечный Дар — не умалив его и не «испортив».
Понятие «правильно» это человеческое понятие. Нельзя сказать, что такое правильно молиться, как нельзя объяснить, как правильно любить сына. Мы знаем, как правильно его воспитывать, но любовь — это то, что не укладывается в описания и рецепты.
Тоже самое и молитва. За тысячелетия в Церкви сложилось понимание о том, как правильно способствовать молитве — но не более того. А появление внутри человека самой молитвы — это от его стараний и от Благодати, которая вне человеческого ведения.
Главное в молитве — регулярность. Поначалу, и это естественно, регулярные утренние и вечерние молитвы будут восприниматься, как какое-то правило, которое нужно соблюдать, потому что «так велели». Но постепенно — скорее, с годами, — это правило естественным и чудесным образом выльется в нечто необходимое для человека. В нечто, не сделав которое, он будет чувствовать себя не целостно и не полноценно. И это не будет «привычкой» или «зависимостью», какое бывает у человека от привычек и зависимостей, а будет свидетельством того, что молитва в нем не только ожила, но и начала Жить в нем. И Душа человека не только соприкоснулась с молитвой, но начала сопребывать с ней.
Это состояние, когда не только слова человека, но Ум его начинает непрестанно молиться — как бы Жить молитвой.
Но непрестанная молитва, о которой мы только что говорили, это цель дальняя — если не сказать долгосрочная. В основе духовного пути христианина — молитвы, которые читаются в храмах и дома — в молитвословах.
Почему надо молиться ими, а не, допустим, своими словами?
Своими словами можно и нужно молиться время от времени — чтобы духовная жизнь (особенно поначалу) не сводилась к механическому книжничеству.
Однако, общепринятые молитвы это необходимая основа. В них предельно глубоко и истинно сформулированы те движения души и духа, которые бывают в человеке или которые в человеке в идеале быть должны: благодарность, любовь, смирение, простота духа.
В какой-то степени, молитвы в молитвослове гарантируют: что, молясь этим текстом, человек молится «правильно». Все мысли, которые озвучивают тексты молитв, исконны и истинны для духовной жизни.
Основные и самые необходимые молитвы собраны в Молитвослове. Они — каркас для самой здоровой духовной жизни.
Молитвослов на церковнославянском языке. Страница с началом утренних молитв.
Если говорить об основных молитвах, которыми пользуется христианин, то, как мы и говорили — они собраны в молитвословах. Разные молитвословы могут незначительно отличаться по содержанию — включать в себя те или иные молитвы, или обходиться без них, но вот, что есть обязательно во всех молитвословах.
- Молитвы утренние: читаются сразу после сна (или, по крайней мере, перед началом дел — например, по пути на работу, если по семейным обстоятельствам правило нельзя было прочитать дома).
- Молитвы на сон грядущий: читаются перед сном — в идеале: буквально перед самым сном. И утренние молитвы и вечерние — достаточно длинные, поэтому начинающим можно читать их не все, а только основные или самые близкие по духу молитвы. Главное — регулярно, каждый день.
- Последование Святому Причащению. А это молитвы, которые обязательны к прочтению в полном несокращенном виде. Их читают те, кто готовится к Причастию.
- Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Молитвы, которые читают после Причастия. Про них верующие забывают чаще всего.
- Акафисты Иисусу Сладчайшему, Покаянный канон, Канон ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю: включаются во все молитвословы. Все они (не считая Акафиста Иисусу Сладчайшему) также считаются обязательными для тех, кто готовится к Причастию.
Наряду со всем сказанным, есть молитвы, которые, как подразумевается, должен знать на память каждый христианин. Это не имеет ничего общего с экзаменационной повинностью. Знать их наизусть — это, скорее, естественно для человека, который живет духовной жизнью, поскольку в этих молитвах либо изложены основы веры («Символ веры»), либо предельно точно сформулированы основные наши упования ко Христу, Божией Матери или Ангелу Хранителю.
Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете
«Главное в молитве — чувство к Богу из сердца. Чувство к Богу и без слов есть молитва, однако слово поддерживает и иной раз углубляет чувство. Домашнее правило может изменяться — и по времени, и по длительности и по составу молитв. Одно следует иметь во внимании: чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души» (Святитель Феофан Затворник).
«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа» (преподобный Силуан Афонский).
«Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дает нам благодать — молиться с миром, неразвлекаемо». (святой. Праведный Иоанн Кронштадтский)
Когда череда неприятностей настигает человека, он оказывается в затруднительной ситуации из которой, как часто кажется, нет выхода, он обращается к молитве. Вкладывая в свои слова всю боль и отчаяние, мы подсознательно находим нужные слова, которые становятся последним оплотом, приносящим облегчение.
А задумывался ли кто-нибудь над тем, что такое молитва? Молитва – это монолог, идущий из самого сердца и адресован он Господу. Если человек говорит, что он не умеет молиться или не понимает смысла молитв, значит либо он безразличен ко всем окружающим, либо просто в жизни еще не наступил момент, когда появилась необходимость обращения к Богу. Когда молитва идет из глубины души, из самого сердца, она понятна своим смирением и умением на время отвлечься от всего окружающего.
Язык общепринятых молитв, которые церковь предлагает своим прихожанам, непонятен, потому что это молитвы, пришедшие к нам из глубины веков в неизмененном состоянии. Из Святого Писания до нас дошли разные молитвы утренние и вечерние, для каждодневного прочтения и для особых случаев. А для того, чтобы научиться лучше понимать их, стоит хоть иногда посещать храм. Там, где царит особенная атмосфера люди могут чувствовать себя ближе к Богу и понимание смысла молитв приходит само по себе, даря ощущение покоя и умиротворения.
А для того, чтобы в полной мере осознать смысл, который несут разные молитвы, нужно иногда пытаться читать их текст на церковнославянском языке. Древний язык, конечно, сильно изменился, но смирение поможет вам понять настоящий смысл молитвы. Прочтение молитвы без ее понимания, автоматическое произнесение звуков не принесет вашей душе облегчения. Молитва должна исходить из самого сердца, иначе она теряет всякий смысл.
И если слова молитвы остаются непонятными, не нужно произносить заученные до автоматизма звуки, замените их понятными словами, главное, чтобы сознание ваше было нацелено на общение с Богом.
Сегодня я хочу поговорить с тобой, дорогой читатель, на очень важную тему «как правильно молиться» и что такое «правильная молитва«, исходя из личного многолетнего опыта. Множество людей на земле просят и не получают ожидаемое от Бога. Многие, разочаровавших, прекращают молиться, так и не вкусив, как благ Господь.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе: что же такое «правильная» и «неправильная» молитва.
Молитва – это диалог с Богом . Диалог предусматривает двухстороннюю связь просящего в молитве и отвечающего на молитву. Если связь односторонняя, то это уже не диалог, а монолог. Так бывает у людей, когда родитель взывает с увещеванием к своему неразумному чаду, а оно его не слышит вследствие глухоты душевной. Это, как разговор двух людей на разных языках. Диалог же всегда предусматривает один общепонятный язык. Так и при общении с Богом мы должны руководствоваться правилами общения на одном языке. Что же это за язык общения?
В основе «правильной» молитвы лежит любовь человека к Богу, основанная на полном доверии Его Слову, записанному в Священном Писании. А Слово Его говорит, что Бог пожертвовал самым дорогим, что у Него есть – Своим Единородным Сыном, отдав Его на крест ради прощения наших грехов и восстановления взаимоотношений со своим творением. Только любовь и доверие являются тем связующим звеном взаимопонимания между человеком и Богом. Посудите сами: когда встречаются два взаимно любящих человека, они понимают друг друга с полуслова. Они дарят друг другу самое лучшее – самих себя. Они могут доверить друг другу самые сокровенные желания своего сердца. Мать, склоненная над кроваткой младенца, прекрасно понимает его несвязный лепет и его нужду, потому что любит. Младенец полностью доверяется своей матери во всем, потому что она мать.
Когда мы научимся полностью доверять Богу свою жизнь и все, что есть у нас, наша молитва становится тем самым детским лепетом, язык которого прекрасно понимает наш Отец Небесный.
Бог желает, чтобы наша молитва исходила из всего нашего естества – духа, души и тела.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. (1-е Коринфянам 14:15)
Бог есть Дух. Человек возрожденный связан своим духом с Духом Божьим. Бог говорит к нашему сердцу посредством Святого Духа, живущего в нас. Он вкладывает в наше сердце желания молиться по Его суверенной воле. Это желание Отца из глубины нашего духа распространяется в наш разум для осмысления и принятия решения. Обладая свободой выбора, мы можем принять это послание от Бога или отвергнуть. Принимая от Бога, мы тем самым соглашаемся с Ним, выражая полное доверие своему Отцу Небесному. Мы начинаем молиться по Его воле и получаем добрые плоды. Отвержение же – знак нашего недоверия и недостатка любви. Многие люди спотыкаются именно на этом рубеже, больше возлюбив видимое, чем невидимое, тем самым подвергая сомнению любовь Божью. Молитвы таких людей идут от ума, заполнены плотским вожделением и мечтаниями. Они не в воле Божьей и не имеют плода.
Также Писание говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» 1Кор.6:19
Желание Бога Отца, чтобы и тело наше прославляло Бога во всем. Бог желает полноты молитвы, проявляемой во всем нашем естестве – духе, душе и теле. Это в идеале. Такое молитвенное состояние человека подобно благодатному огню, охватившему все внутренние помещения жилого дома и вырвавшемуся наружу. Это есть наивысшее проявление воссоединения человека с Богом. Где бы ни находился такой человек, что бы ни делал, в нем идет процесс непрестанной молитвы всем его естеством. Велики плоды такой молитвы, и велико воздаяние такому молитвеннику!
1. Любовь к Богу и полное доверие Его Слову.
2. Молитвы по Его суверенной воле, в частности: молитвы прославления и поклонения Богу; молитвы благодарения; молитвы за всех человеков; молитвы за власти и начальства; молитвы за врагов и гонителей наших; молитвы за духовных наставников наших; молитвы за себя.
3. Стремление к полноте молитвы в духе, душе и теле.
4. Непрестанность молитвы (выполнимо при достижении полноты молитвы).
5. Постоянство в молитве — это выработка в самом себе доброй привычки молиться в определенное время, как правило, утреннее и вечернее.
6. Не покаянный грех – сильное препятствие к успешной молитве. Требуется своевременное очищение души покаянием.
7. Непрощение людей – сводит на нет все молитвенные старания.
Я не склонен давать какие-то готовые рецепты правильной молитвы, потому что каждому человеку Бог влагает в сердце индивидуальную молитву, но эти принципы, описанные выше, фундаментальны, так как основаны на Слове Божьем и являются волеизлиянием Отца нашего.
Исходя из всего написанного, ты сам сможешь сделать выводы, дорогой читатель, что такое «неправильная» молитва» и применить их в своей молитвенной жизни.
Бог да дарует всем нам укрепляющую благодать Святого Духа для успешного построения своего молитвенного храма для Господа.
Обязательно посмотри видеоролик!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email
Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.
Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.
Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.
По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.
Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.
Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.
Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.
В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.
Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.
В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.
Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.
- Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
- Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
- В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.
У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.
Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.
Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.
Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.
Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.
Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.
Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,
- утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.
Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.
В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.
Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.
По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.
На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.
Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.
Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.
Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.
Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.
В православном молитвослове обычно содержатся
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.
Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.
Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.
Для людей, верующих в Бога, молитва имеет особое значение. Эти тексты позволяют обращаться к Всевышнему или Святым. В своё обращение молящиеся вкладывают слова благодарности, просьбы или восхваления. И, казалось бы, каждый знает, что такое молитва и осознаёт всю степень её важности. Но при этом мало кто может объяснить суть молитвы и правила, которым должен следовать каждый, кто её произносит.
Несмотря на многообразие значений этого слова, религиозная суть молитвы подразумевает обращение к Творцу, Святым или к Покровителям. Помимо того, что происходит посыл, молитва очень эффективно развивает вашу Душу. Произнесённая по всем правилам молитва, безусловно, не пройдёт незамеченной для человеческой судьбы.
Читая молитву, недостаточно простого произношения слов. Направляя своё обращение к Богу, мы раскрываемся перед Создателем. Читающий должен искренне верить в произнесенное. В его словах не должно быть корыстных или эгоистических желаний. Иначе они просто не будут услышаны Творцом. Душа читающего откроется и будет чиста, только при условии отсутствия грязных помыслов.
Не стоит ждать ответа буквально, ведь молитва — это не моментальный магический ритуал. Бог говорит с людьми знаками, которые появляются в их жизни. Происходящие события могут сказать куда больше, главное уметь распознать их. Пример более чем очевидный, но больной, молящий об исцелении, начинает день за днём чувствовать, что болезнь отступает и тем самым понимает, что его молитва была услышана и что в какой-то момент он становится здоровым. Конечно, всегда найдётся группа людей, которые будут опровергать божественность данного события и твердить о несуществовании сверхъестественного. Это их право, но отрицать, что случаи чудесного исцеления происходят невозможно.
Помимо того, что человеку необходимо раскаяться и признать совершенную ошибку, ему очень важно не допустить повторного её возникновения. И не обязательно произносить чётко установленный текст. Обращение к Богу может быть и в свободной форме. Помните, что главное в молитве – чистота помыслов.
Первой ступенью к началу молитвы покаяния является осознание своего греха. Человек должен понять какая черта была им переступлена и почему её нельзя пересекать. Вторым этапом должно стать признание вины перед тем, кем вы виноваты и, конечно, перед Всевышним. Здесь важна откровенность перед самим собой.
Далее следует произнести молитву. В момент чтения человек должен испытывать раскаяние в содеянном. И завершающим этапом становится отречение от возможности повторения греха. Произнося слова молитвы, следует придерживаться некоторых не гласных правил:
- Читающий молитву присаживается на колени, либо остаётся стоять во весь рост, но слегка наклоняет голову вперёд;
- Ладони молящегося должны быть сложены вместе, либо правая десница прикладывается в область сердца;
- Слова не должны быть произнесены машинально. Каждое из них должно быть наполнено раскаянием за содеянное. Не забывайте и о благодарности за то, что пройдя путь очищения души от греха, вы приобрели бесценный опыт;
- Откройтесь создателю целиком. Говорите всё, что считаете нужным сказать. Когда речь идёт о молитве, то не бывает ограничений по количеству слов или времени обращения.
Но не стоит принимать правила за строгие непоколебимые законы. Не все имеют возможность занять нужную позу или говорить вслух. Даже человек, идущий по оживленной улице, иногда чувствует необходимость обратиться к Богу. И для этого не должно быть препятствий. Важны лишь чувства, которые вы испытываете.
Молитва может быть прочитана из книги или же произнесена в свободной форме. Обилие информации во всемирной паутине делает доступным множество молитв. Правда иногда остаётся неизвестным их происхождение. Но не всех это волнует. Люди говорят « Окей Гугл » и просят молитву, которая принесет удачу или осыплет золотом. Конечно такие “ мониторные ” чтения не будут ни кем услышаны. Отдавайте предпочтение печатной версии молитвы или хотя бы сверяйтесь с печатным изданием.
Произнося текст молитвы, отбросьте все лишние и отвлекающие чувства, даже если вы пытаетесь помолиться в великий праздник. Чрезмерная импульсивность или эмоциональность свидетельствует о не полной искренности обращения или понимания молитвы. Человек может чувствовать возвышенность при обращении к Богу, однако самообман выливается в наигранное заблуждение.
Также не принято закрывать глаза. Это способствует отвлечению от сути произносимого. Читая молитву, обратите взор на образ. Он поможет сформировать и направить вашу мысль.
Как уже было сказано, молитва подразумевает просьбу, покаяние, хвалу, но никогда условие. Не будет услышана и молитва подразумевающая сделку. «Ты мне вот это, а я за это буду хорошим. » На такие просьбы не стоит ждать ответа.
Нет места в молитве и радости за чужую беду. Помните, что Творец учит прощать. Так же нет смысла просить Бога послать наказание кому-либо за содеянное. Эти просьбы недопустимы.
Прежде чем начать молитву, хорошенько подумайте о том, что вы хотите сказать. Ведь это не просто набор бессмысленных слов. Каждое произнесенное слово будет иметь значение для вашей судьбы. Запомните главный принцип молитвы – она должна идти от сердца. Не обязательно идти в храм. Обратиться к Богу можно и дома. Главное — что это должно быть искренне.
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.