Как правильно держать руки при молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: как правильно держать руки при молитве - подобранную специально для Вас!

Как надо стоять на молитве? 06.07.2018 13:04

Все христиане знают, что ко Причастию мы подходим скрестив руки на груди. Такое положение издревле означает осознание собственного недостоинства и состояние сокрушенного сердца. Скрещенные на груди руки означают выражение этого состояния. Очень характерный пример приводит древнегреческий историк Плутарх в своей книге «Сравнительные жизнеописания», рассказывая в главе «Лукулл» про армянского царя Тиграна:

«При нем находилось много царей на положении слуг . когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами – становились по бокам, скрестив руки на груди. Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений».

Прихожане нашего храма также уже знают, что на Шестопсалмии мы стоим тоже со скрещенными руками . Причем при такой позе пальцы рук не должны пребывать в праздности, но должны быть собраны в щепоть как бы для наложения крестного знамения. Аналогично нужны персты складывать при подходе ко Причастию, а также при целовании Евангелия и праздничной иконы на полиелее.

Если подробнее, то на полиелее, например на воскресном всенощном бдении перед целованием Евангелия, необходимо соблюсти следующий ритуал: до целования два поясных поклона с крестным знамением, произнося про себя запев празднику (например, «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), затем перекрестившись, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы, сложенные как для крестного знамения, должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе; после целования – один поясной поклон с крестным знамением.

В каком положении надо держать руки на Шестопсалмии, при подходе ко Причастию, при прикладывании к Евангелию и иконам мы разобрались, но куда девать руки в остальное время на богослужении?

Ответ таков: руки надо держать также скрестив на груди либо на животе. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Такая молитвенная поза означает, как мы писали выше, покорность, а также смирение херувимов, закрывающих пред Господом свой лик крыльями.

Возможны такие варианты скрещивания рук:

— скрестить руки на груди — больше связано с сердцем, сердечностью.

— скрестить руки на поясе — «уменьшенный» вариант, обозначающий, кроме прочего, целомудрие.

А вот некоторые свидетельствуют о том, что держать длительное время во время молитвы руки опущенными вдоль тела («по швам») неудобно, т.к. руки затекают.

Традиция скрещивать руки на молитве идет с востока. На древнем востоке до XX в. руки скрещенные на груди — это жест покорности («слушаю и повинуюсь»). Тема предстояния перед господином со скрещенными руками, очевидно, распространена и на молитву.

Старообрядцы руки скрещивают на груди во время молитвы также в связи с тем, что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У старообрядцев-безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. С необходимостью соблюдать руки в чистоте неоскверненными на молитве, также связано использование подручников.

В 866 году новообращенный в христианскую веру болгарский князь Борис послал обширный запрос в Рим, папе Николаю, по поводу обоснованности некоторых бытовых и церковных обычаев, вводимых у болгар греческими учителями. В частности, по его словам, «греки заявляют, будто те, кто в церкви стоит не со скрещенными на груди руками, совершают величайший грех. греки запрещают принимать причастие, не подпоясавшись. греки запрещают евнухам резать животных, так что, с их точки зрения, тот, кто поел мяса животных, забитых евнухами, совершил тяжкий грех. греки запрещают входить в церковь в тряпичной повязке. » (http://www.sedmitza.ru/lib/text/434793/) и т. д. Все это папа объявляет несущественным. Для нас, однако, важно зафиксировать существовавший в то время в Византии благочестивый обычай стоять в церкви со скрещенными на груди руками. Он нашел отражение и в некоторых византийских миниатюрах.

Изображения святых со скрещенными на груди руками на византийских иконах и росписях — редкость. Так же и в более поздних письменных источниках о подобной молитвенной позе, кажется, ничего не говорится. Зато достаточное количество свидетельств существования этого обычая обнаруживается в допетровской Руси: по всей видимости, русские (в отличие от болгар?) оказались благодарными учениками.

Одно из самых ранних упоминаний — в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.), в связи с усердным молением русского князя: «Приспевшу же дни четвертку августа 27, на память святого отца Пимина Отходника, в той день въсхоте князь великий изыти противу безбожных татар. И поим с собою брата своего князя Владимера Андреевича, и ста в церкви святыа Богородица пред образом господним, пригнув руце к персем своим, источник слез проливающи, моляся, и рече: «Господи Боже наш, Владыко страшный и крепкый, въистинну ты еси Царь Славы. «.

В «Домострое» (XVII в.) сказано так: «В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными — к Богу».

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь Вы знаете как можно держать руки на молитве!

Павел Скороход

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Давайте разберёмся: для чего нам нужен обряд?

Для примера возьмём одно из самых важных церкви таинств — Причастие. Духовенство перед совершением Евхаристии облачается во все священнические одежды. И вот я, как священник — мою руки перед началом первого этапа — Проскомидии. Да не просто мою, а читаю специальную молитву на умовение, которая является важной частью 25-го псалма. В нём пророк Давид открывает нам глубинную суть (с историческим экскурсом) — настроиться на предстояние перед Богом, предстать перед Ним не только с чистыми руками, но и с чистой душой.

Это молитва и мытьё рук — обрядовая сторона предстоящего таинства. Есть у него практическая и духовная составляющая. Предостережение от прикосновения к просфорам грязными руками — это не только профилактика антисанитарии, но и выработка благоговения к совершаемым действиям. Другими словами, обряд — он дисциплинирует христианина.

Так что же такое наши молитвенные правила в этом контексте? Это наше ежедневное богослужение, попытка того самого предстояния перед Богом, обряженная в набор определённых молитв. Да, в идеале нам бы общаться со своим Господом и Спасителем собственными словами, которые должны горячим гейзером бить из самого сердца. Но всегда ли у нас такое горение? Увы.

А вы проведите эксперимент. Встаньте перед образами и попробуйте поговорить с Создателем без молитвослова, своими словами. Надолго вас хватит? А если учесть, что хочется спать, а завтра рано вставать? Признаюсь откровенно, меня ненадолго хватает, всего на несколько минут. Причём, это время будет постоянно сокращаться, потому что я, за короткое время, выговорил всё, что у меня было за душой.

А вы не задавались вопросом: почему у святых получались такие продолжительные молитвы? Ведь именно таковые помещены в наши молитвословы как лекала, схемы, инструкции… Почему у них получалось, а у нас нет?

В этой связи, мне вспоминается одно игровое задание, которым тамада испытывает жениха перед лицом невесты. Вы все его знаете. От жениха требуется назвать максимальное количество добрых эпитетов в адрес своей избранницы — и он перечисляет: красивая, умная, заботливая, хозяйственная… Затем настаёт черёд невесты. И очевидно, чем больше человек любит, тем больше эпитетов он вспомнит.

Другими словами, тот, кто по-настоящему любит — всегда найдёт нужные слова, чтобы выразить свои чувства. Святые — это как раз те, кто полюбил Бога всем своим существом. Поэтому молитвословия текли у них из уст как из рога изобилия. И вот эти эталоны обращений к Господу и помещены в наши молитвословы. Это не просто пустые слова — в каждой молитве реальный опыт встречи подвижника с Богом.

Да, мы, к сожалению, на другой ступени отношений со своим Творцом, поэтому не всегда эти молитвы нас трогают. А когда они замылятся в суете будней, превратившись в набор звуков, тогда вообще — пиши-пропало. А тут ещё и посторонние мысли в сознание стучатся, только открой «форточку» — унесёт сквозняком мечтаний.

Кстати, сделал интересное наблюдение, когда проводил занятия с глухонемыми студентами. Обратил внимание, что у них лица какие-то одухотворённо-светлые по сравнению с их слышащими сверстниками. Поделился своим наблюдением с сурдопереводчиком — и она подтвердила мою догадку. У этих ребят даже словарный запас другой. Примечательно, что органы чувств святые отцы называют дверьми, через которые грех входит в душу. А у этих ребят как минимум одна «дверь» заблокирована. А это значит, в этот проём грех уже не просочится. Вот и нам нужно на молитве становиться глухонемыми… Не получается?

Стоит ли по этой причине отменять обряды и выкидывать молитвословы? Конечно, нет. Нужно просто ежедневно учиться находить для нашего Бога нужные слова. Хорошая новость? Поройся в своём словарном запасе — найди простые, но искренние слова благодарности. Кого-то обидел и чувствуешь, советь кусает? Вспомни, как это делал, когда в детстве, например, разбил любимую мамину вазу или сломал папин фотоаппарат. Найди слова и для Него.

Святые отцы утверждают, что молитва может быть даже без слов. Но для этого нужно для начала запустить молитвенный маятник своего сердца. Поэтому встаём перед образами, берём затёртый до дыр родной молитвослов и пытаемся докричаться до Спасителя.

Справедливости ради надо заметить, что часто сами священнослужители подходящим к кресту, на помазание или под благословение людям протягивают для целования именно запястье руки в поручах. А прихожанам, соответственно, ничего больше не остается, как смиренно приложиться. Даже если кто-то уже привык к этому, не стоит с другим батюшкой поступать так же, считая это верным. Ужасно смотрятся сцены, когда человек начинает хватать священника за руку и тянуть к своим губам его запястье или неестественно изгибать голову, чтобы непременно достать до поручей. А если это происходит у Чаши со Святыми Дарами, так это просто опасно, ведь можно случайно толкнуть и опрокинуть ее.

Еще одной распространенной ошибкой или, лучше сказать, странностью является привычка некоторых прихожан класть правую руку поверх левой, будто испрашивая благословения, когда они подходят к помазанию на полиелее. Это опять же говорит о том, что человек искаженно понимает смысл совершаемых действий. Руки складываются «лодочкой», чтобы принять благословляющую десницу и поддержать ее во время целования. Никакого «магического» значения это положение рук не имеет. Хотя можно услышать от прихожан мнение, что так в раскрытые ладони снисходит благодать Божия. Но это не более чем вымысел, да еще и небезопасный с духовной точки зрения. По той же причине не верно складывать руки таким образом во время богослужения, когда священник подает общее благословение молящимся: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди со всеми вами» или благословляет Святыми Дарами во время пения Херувимской песни, ведь принять благословляющую руку и поцеловать ее в данном случае мы не можем.

Что же касается помазания святым елеем на всенощной и полиелейной службах, то оно символизирует милость Божию к нам, служит внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости совершаемого в этот день церковного праздника, нашей сопричастности Церкви. Помазание также является символом Божьего благословения, и мы лобызаем десницу священника, совершающего помазание, однако в данном случае он держит свою руку на весу, чтобы освященное масло не попало на одежду подходящим людям или на пол, следовательно, складывать ладони «лодочкой» не имеет никакого смысла.

Можно также видеть, что некоторые складывают руки крестообразно на груди не только подходя причащаться, как и положено, но и подходя на помазание или ко кресту. Это тоже не верно. Сложенные на груди руки перед Чашей означают собственно крестное знамение, как бы заменяют его, во избежание того, чтобы случайно не подтолкнуть потир с Дарами. Подходя же ко кресту, осенять себя крестным знамением дополнительно не нужно, а следовательно, и заменять его сложением рук на груди. Неуместно это делать и перед помазанием.

Бытует мнение, что сложенные крестообразно руки символизируют наше смирение, но это уже более поздние смысловые наслоения, не имеющие богословского подтверждения.

Совершенно неправильной будет попытка приложиться к Святой Чаше головой или поцеловать руку священника, держащего Чашу. Мы благоговейно целуем край потира, приняв Тело и Кровь Христовы, мысленно лобызая прободенное ребро Спасителя. Никаких других действий возле Чаши совершать не следует.

Приходит на память услышанный мною полуанекдотичный случай: однажды во время полиелея к архимандриту Макарию (Веретенникову), бывшему тогда ректором Московской Духовной Академии, подошел на помазание в числе прочих выпускник Академии, положив правую руку поверх левой, как на благословение. Его Высокопреподобие отложил кисточку, благословил своего ученика и торжественно произнес: «Поздравляю Вас: за годы учебы в семинарии и Академии Вы так и не научились правильно подходить на помазание».

Так какая ж беда, если кто-то допускает подобные ошибки? Разве это грех? Да не грех. А можно ли считать грехом равнодушие к своей вере, а значит, и ко Христу. Ведь переставая придавать значение таким вроде бы мелочам, мы рискуем превратить это в пагубный навык, а следовательно, духовно обокрасть самих себя и в конечном итоге лишиться главного.

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Молитва в положении стоя выражает готовность человека внимать, указывает на его собранность перед обращением к Господу. Взгляд человека при молитве стоя должен быть обращен только на икону, на молитвенный образ.

Молитва на коленях стоя или сидя выражает покаяние, особенно усиленную мольбу человека. Но нельзя долго стоять на коленях, если это неудобно физически. Иначе вместо обращения к Богу человек будет думать о боли в коленях.

Молитва, сидя на скамье, способствует углублению в свои размышления, внимательности к словам молитвы.

Известно, что от 5 до 20 минут внимательной молитвы в день успокаивают ум человека. Если он молится 20 минут в день, его судьба на этот день становится благоприятной, но новая судьба не создается. Если 40 минут в день, то судьба уже меняется. Если же молится больше 40 минут в день, то появляется знание в сердце, как изменить то, что вызывает беспокойство. А более 1,5 часов молитвы в день не только дают знание как менять судьбу, а еще и силы для изменения!

Самое благоприятное время для молитвы — раннее утро, до 6 утра. В это время молящегося не будут отвлекать посторонние мысли. Чем выше поднимается солнце, тем сложнее будет молиться. Возможно, у вас пока нет мотивации вставать так рано. Но постарайтесь делать это как можно раньше, насколько это для вас возможно. А потом желание вставать пораньше появится само, когда вы увидите и прочувствуете изменения в собственной жизни. Вечером, после захода солнца, тоже очень благоприятно очищать свой разум молитвой, избавиться от негативных последствий прожитого дня. Вечерняя молитва — как энергетический душ, бесценна для нашего сознания!

Чтобы почувствовать силу правильной молитвы, нужно сесть с прямой спиной перед изображением святого человека, иконой или изображением Господа. Можете положить перед глазами священные писания, если так принято в вашей вере. Затем нужно включить звук святого человека, это может быть звук хора или молитвы.

Внимательно слушая звук человека или группы людей, памятующих о Господе, начните повторять молитву. Лучше, если в молитве будет обращение к Господу или его имена. Старайтесь вслушиваться в звук аудиозаписи молящихся и пытайтесь во время молитвы перенять их умонастроение. Существует три настроения, с которыми очень хорошо молиться — тоска по Господу, настроение служения и любовь к Господу. Не беспокойтесь, если поначалу вы не почувствуете ничего особенного. Через некоторое время практики у вас начнут проявляться такие эмоции и чувства. Главное во время молитвы — не давать посторонним мыслям проникать в вашу голову и стараться полностью сосредоточиться на повторении.

Во время молитвы будьте благодарны Господу за то, что у вас есть. Не нужно во время молитвы думать о проблемах, о своих просьбах Господу. Нет никакой нужды в этом, они автоматически разрешатся, если вы постоянно будете практиковать молитву по утрам. Помните, сосредотачиваться нужно на звуке, именно он обладает силой менять судьбу.

Хотел бы выяснить важные для меня (да и для всех остальных) следующие вопросы:

1. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило – мысленно, вслух (шёпотом, громко?) или по памяти?
2. К к какой интонации при этом (в своих молитвах) стремиться (правильно соблюдая все ударения) – церковной? своей собственной?
3. Как молились святые – вслух или мысленно (по памяти)?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемый Валерий, искусство православной молитвы многогранно, обратите внимание на ссылки на тексты о молитве, которые мы публиковали на нашем сайте, чтобы мне просто не повторяться. Очень советую Вам их прочитать. На то, чтобы научиться правильно молиться, у многих верующих уходят годы непрестанного труда.

Каким молитвословам стоит доверять и для чего нужна совместная молитва? Каких результатов молитвы стоит ждать и к кому мы обращаемся в молитве? Об этом и многом другом рассказал «Фоме» протоиерей Павел Великанов.

Что же касается собственно Ваших вопросов, то начинать исполнять молитвенное правило желательно вслух, с естественной громкостью произношения, но чтобы при этом не донимать близких, не готовых разделить Ваш молитвенный труд. Безусловно, все ударения в словах нужно произносить правильно, так, как они написаны. Впоследствии, приобретя навык, можно молиться и про себя и даже по памяти.

Старайтесь молиться неспешно, вникая в слова произнесенных молитв.

Не стремитесь подражать чтецам в храме, молитесь, осознавая, что Вы предстоите пред Всевидящим Богом и Ему говорите слова молитв.

Таким образом, регулярно молясь в храме и исповедуясь одному и тому же священнику, испрашивая его совета, Вы постепенно научитесь правильной молитве.
Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото J. F. Fonseca

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

Почему мусульмане после молитвы вытирают руками лицо?

По некоторым преданиям это является повелением и сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Так по преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Обращаясь с молитвой к Аллаху, раскрывайте свои ладони, и не поворачивайте их тыльной стороной. Закончив молитву, протрите своими ладонями лицо».

В другом предании Благословенная Айша (да будет ею доволен Аллах) поведала, что: «Перед сном Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал, раскрыв руки, суры «Фаляк» и «Нас», а также «Ихлас» и дул в ладони, протирал все тело. Так Он делал по три раза. Когда же Он (да благословит его Аллах и приветствует) болел, то велел мне делать ему тоже самое» (Бухари, Фадаилуль-Кур’ан 14, Тыбб 39, Да’ават 12, Муслим, Салам 50, (2192); Тирмизи, Да’ават 21(3399); Абу Дауд, Тыбб 19).

А праведный халиф Умар (да будет им доволен ) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подняв руки для молитвы, не опускал их, не протерев свое лицо» (Тирмизи, Да’ават, 11)

Некоторые ученые поясняют это действие следующим обоснованием: «Всевышний Аллах никогда не оставляет молитвы без Своего внимания, и наполняет раскрытые перед Ним руки Милостью и Благом. Поэтому лучшим является довести эту милость до своего лица, который является наиболее видной и важной частью тела человека».

Салям алейкум. Скажите, как правильно сложить руки, когда я читаю дуа? И обязательно ли нужно проводить ладонями по лицу, когда заканчиваешь читать дуа? Рахмет. Малика.

Раскрытие ладоней и поднятие их вверх во время произнесения дуа считается удобным положением для выражения просьб и пожеланий. Не стоит понимать раскрытие ладоней вверх тем, что Аллах находится на небесах. Это неверно, так как у Него нет какого-либо конкретного места, Он пребывает везде. Это можно объяснить тем, что небесам принадлежит высота и настоящее величие.

Известно, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) во время совершения дуа часто поднимал руки так, что можно было увидеть белый цвет кожи на его подмышках (Бухари, «Даават», 23).

Что касается второй части вопроса относительно протирания лица и Сунны, то можно найти ответ на него в следующем хадисе. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «При чтении дуа направляйте свои ладони к Аллаху, а не к себе. После того как вы закончите произнесение молитвы, протрите руками лицо» (Ибн Маджа, «Дуа», 13).

Однако известно, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) произносил дуа во время неприятностей и страданий с ладонями, раскрытыми вниз, к земле, о чем также сказано в риваятаях (Ахмад бин Ханбаль, «Аль-Муснад», XVII, 98; Азимабади, «Авнюль-Maбуд», IV, 251).

В риваятах сообщается также, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) мог читать дуа, не поднимая руки (Ахмад бин Ханбаль, «Аль-Муснад», XX, 231).

При обычном произнесении дуа Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал держать руки на уровне плеч и на нормальном расстоянии (Бухари, «Даават», 23).

В риваяте сказано: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) во время чтения дуа держал руки на расстоянии одну от другой. К тому же, его руки располагались на одном уровне, одна не могла быть выше или ниже другой» (Тахтави, «Хасие», 317 – 318).

Отмечается, что возможно также держать руки вместе или рядом друг с другом. Очень важно, чтобы этот момент не вызвал путаницу среди мусульман.

После намаза или совершения дуа в любое другое время считается Сунной поднятие рук и протирание лица ладонями. Однако если же верующий во время молитвы не поднимал руки, то протирать ими лицо не нужно (Ибн Маджа, «Дуа», 13; Тахтави, «Хасие», 318).

Как правильно держать руки при молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Сильная молитва о супружестве

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here