Когда Креститься при молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: когда креститься при молитве - подобранную специально для Вас!

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

Вопрос: сколько раз надо креститься перед входом храм

Ответ: Здравствуйте. Обычно перед входом в храм крестное знамение совершают трижды с поясными поклонами. Подробнее о крестном знамении и поклонах вы можете прочесть здесь

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
В начале пения или чтения «Верую».
На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.
При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
При словах «Честнейшую Херувим. ».
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
При окончании пения или чтения каждой стихиры.
На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
По окончании пения «Тебе поем. ».
После «Достойно есть. » или задостойника.
При возгласе «Святая святым».
При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Каждый верующий приходящий в церковь крестится и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».
Крестное знамение ( т.е. изображение знака креста), является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры. Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа. Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он — есть Бог и человек.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается обычно при словах (словословии) :
— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы ,
— словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
— Когда священник благословляет верующих, произнося слова «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения.

Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии ; «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди Имя Господне» совершаются по 3 поясных поклона, только на «Аллилуиа» при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах «Сподоби, Господи» как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

Читайте так же:  Молитва во исполнение желания

КРЕСТЯТСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ:
— При входе в храм и при выходе из него — три раза.
— При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
— На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», совершается поясной поклон.
— При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся»
— При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
— При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
— При словах «Честнейшую Херувим».
— При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
— Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)— по три раза.
— При взывании к Господу, Божией Матери или святым.
— На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТЯТСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ:
— В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
— В начале пения «Достойно и праведно есть».
— После слов «Тебе поем».
— После слов «Достойно есть»
—При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
—При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
— В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.
— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
— В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ совершается:
При словах священника
— «Мир всем»
— «Благословение Господне на вас»,
— «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
— «И да будут милости Великаго Бога»
— При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

КРЕСТЯТСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ:
— В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.
— В начале Символа Веры «Верую».
— На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
— В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО:
— Во время псалмов.
— Вообще во время пения.
— Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ:
В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

Во время церковной службы православными принято креститься и кланяться. Это связано с несколькими аспектами службы. Во-первых, крестное знамение, которым человек осеняет

себя, освящает и защищает наше тело и душу. То как складываются пальцы в это время имеет символическое значение: три пальца — триединство Святой Троицы и два — равнозначность божественной и человеческой сущностей Господа нашего Иисуса Христа. Во-вторых, крестное знамение и связанный с ним поклон — это социальный акт, высказывание, подчеркивающее исповедание веры, почтение, благоговение человека перед тем или иным объектом или фактом. В этом плане для участия в службе в качестве полноправного христианина необходимо знать когда надо креститься и как в это время кланяться.

1.Креститься без поклонов полагается:

  • в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, апостола, паремий;
  • в середине шестопсалмия при словах аллилуия;
  • при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую…И во единаго Господа Иисуса Христа…И в Духа Святаго…»;
  • на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых святых;
  • допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже…»и при отпусте.

2. Креститься с поясным поклоном полагается:

3. Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме особых дней (к таким, например, относятся дни от Пасхи до Пятидесятницы):

  • на Литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…»;
  • после возгласа «И сподоби нас, Владыко…»;
  • при первом и втором явлении Святых Даров;
  • кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе Святая Святым.

В дни Великого Поста многие поясные поклоны заменяются земными:

  • при входе и выходе из храма;
  • на славах при чтении кафизмы – три поклона;
  • на каждом припеве Песни Богородицы;
  • на «Достойно…»;
  • на великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;
  • на вечерне и часах при пении тропаря;
  • на Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…»- три поклона;
  • на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.

4. При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном (поясным или земным, в зависимости от значимости святыни для поклоняющегося) дважды, легко приложиться устами, после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.

5. Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.

6. Преклонение головы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.

7. Поясной поклон без крестного знамения:

  • при словах «Мир всем»;
  • при словах «Благословение Господа нашего…буди со всеми вами»;
  • при словах «И да будут милости Великого Бога …со всеми вами»;
  • при словах диакона…»и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);
  • при словах священника Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии своем…кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество. священноархимандритство) твое да помянет Господь Бог во Царствии своем всегда и ныне и присно и во веки веков».

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся преклоняя голову; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не нужно креститься, а только преклрнять голову. Лишь в Светлую пасхальную Седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе!».

8. Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах Свет Христов…и при перенесении Святых даров во время пения Ныне Силы Небесныя…

9. Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: Паки и паки, преклонше колена…помолимся, а также Великим постом при пении «Да исправится…»

По уставу не положено совершать поклонов в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной Седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до Сподоби, Господи…на вечерни в самый день праздника.

Читайте так же:  Молитва всем Святым на каждый день

КОГДА И КАК НУЖНО КРЕСТИТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ПОКЛОНЫ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ

КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ И ПОЧЕМУ?
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

КРЕСТИТЬСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ СЛЕДУЕТ:

1) В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2) В начале пения или чтения «Верую».
3) На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
4) В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ НАДО:

1)При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2) При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3) При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4) При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
5) При словах «Честнейшую Херувим. ».
6) При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7) Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8) Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9) При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10) На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТИТЬСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ (встаем на колени и касаемся лбом пола):
1) В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза (в будни)
2) В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем» (в будни).
3) На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. » (в будни).
4) По окончании пения «Тебе поем. » (в будни).
5) После «Достойно есть. » или задостойника (в будни).
6) При возгласе «Святая святым» (в будни).
7) При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш» (в будни).
8) При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9) В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
10) В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона (в будни).

Обратите внимание, что в воскресные дни земные поклоны в храме запрещены.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ:
1) При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
2) При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

1) В дни воскресные,
2) В дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Вопрос: сколько раз нужно креститься в церкви на молитве и дома?

Ответ: Уставом Православной Церкви предусмотрены правила совершения крестного знамения без поклона и крестного знамения, сопровождающегося поясным или земным поклоном. Краткий свод их следующий:

1. Крестное знамение полагается:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

в начале и при окончании чтения Священного Писания; в начале чтения или пения стихиры, тропаря или псалма; при словах «аллилуиа» В средине шестопсалмия; при чтении и пении Символа веры — при словах: «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго»; на отпусте при словах «Христос, истинный Бог наш», «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при поминовении празднуемых святых и на диаконском прошении «Спаси, Боже».

«Для христиан Крест — величайшая слава и сила, ибо вся наша сила — в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша-в смирении Бога» (преподобный Симеон Новый Богослов). Крестное знамение нужно изображать на себе правильно: соединив вместе кончики трех первых пальцев правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а прижатые к ладони два остальных пальца — в знамение того, что Иисус Христос есть не только Бог, но и Человек. Сложенные вместе три пальца полагаем на лоб (чтобы Господь просветил наш ум, мысленно говоря: «Во имя Отца»), затем — на грудь (чтобы Господь освятил сердце и чувства, со словами «и Сына»), и наконец — на правое и левое плечо — для освящения нашей деятельности (со словами «и Святаго Духа. Аминь»).

2. Крестное знамение сопровождается поясным поклоном:

при каждом прошении на ектениях; при словах священника или чтеца, воздающих славу Богу или Святой Троице; при чтении или пении «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «аллилуиа» на кафизмах и после псалмов на часах; по окончании пения стихиры, тропаря или псалма; при произнесении имени Пресвятыя Богородицы на прошении «Спаси, Боже»; при пении на утрени песни Богородицы, на каждом припеве, при слове «Величаем»; при окончании отпуста; при окончании Символа веры; на литургии при возгласах «Станем добре . », «Победную песнь . », «Приимите, ядите . », «Пийте от нея . », «Твоя от Твоих . »; при возгласах «Господу помолимся» и «Ко святому . помолимся»,’ предваряющих какое-либо моление.

Читайте так же:  Молитвы на благополучную дорогу

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после прикладывания к святыне.

При прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновре­менно с совершением крестного знамения.

3. Преклонение главы без крестного знамения совершается при возгласах священника:

«Мир всем»; «Благословение Господне на вас . »; «Благодать Господа нашего . буди со всеми вами»; «И да будут милости Великаго Бога . со всеми вами»; а также при словах диакона «И во веки веков» перед Трисвятым.

Не принят в Русской Православной Церкви обычай складывать вместе ладони при общем благословении священником мирян в храме и, тем более, целовать их.

Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир, а также певцам при пении; они должны перекреститься до пения или после него. Не следует креститься подходя ко Святой Чаше, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу; руки должны быть сложены на груди крестообразно — правая рука поверх левой. По принятии Святых Таин, неспешно, с благоговением облобызать край Чаши и до принятия теплоты не креститься и не кланяться.

Преклоняют главу во время чтения Святого Евангелия за богослужением и на Великом входе.

На Великом входе при словах «И вас всех, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем» отвечаем с поклоном «священство (или протоиерейство, или иеромонашество, или игуменство, или священноархимандритство, или архиерейство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» (при патриаршем служении: «Святительство твое . »).

4 .Крестное знамение сопровождается коленопреклонением (кроме дней особых, указанных ниже):

на литургии при возгласе «Благодарим Господа»; на преложении Св. Даров — при окончании пения «Тебе поем»; после пения «Достойно есть» или задостойника-земной поклон; при пении «Отче наш»; при первом и втором изнесении Святых Даров — для причастия и после него. Причастники совершают при последнем появлении Святых Даров поясной поклон. Кто еще не успел принять теплоту, должен повернуться к Чаше лицом, выражая этим благоговение к Святыне.

Не возбранено также совершить земной поклон на возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста, по указанию Типикона, Часослова и Постной Триоди, земные поклоны полагаются:

при чтении кафизм на утрени — три поклона (на кафизмах часов и вечерни совершаем поклоны только поясные); на каждом припеве песни Богородицы на утрени, на «Достойно есть»; на великом повечерии при возглашении «Пресвятая Владычице Богородице . » и следующих за ним; на вечерне и часах при пении покаянных тропарей; на изобразительных при пении «Помяни нас, Господи . », в конце — З поклона; на молитве св. Ефрема Сирина.

С вечерни в пятницу до вечерни воскресной великопостные поклоны отменяются, кроме особых поклонов за литургией Преждеосвященных Даров; такие коленопреклонения установлены за литургией Преждеосвященных Даров при возглашении «Свет Христов . » И при перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы небесныя . », а также при пении «Да исправится молитва моя . ».

По Уставу не положено коленопреклонений во все дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления, от утрени Четвертка Страстной седмицы (кроме поклонов пред Святой Плащаницей) до вечерни Пятидесятницы, когда по Уставу положено читать особые коленопреклонные мо­литвы, во все двунадесятые праздники до отдания (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в день причастия Святых Таин. Поклоны прекращаются от входа на вечерне на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный Устав возбраняет во время общественного богослужения совершение особых поклонов, кроме установленных, а также продолжительное стояние на коленях, нарушающие чин и порядок богослужения. Если в храме во время богослужения тесно, то лучше не совершать коленопреклонений; чтобы не нарушать молитвенной сосредоточенности рядом стоящих.

По традиции православные христиане при входе в храм про себя или очень негромко читают стихи псалма «Вниду в дом Твой . » (Пс. 5, 8-9). Затем 50-й и 90-й псалмы (с. 70 и 76). Верующий должен входить в храм неспешно, тихо, с благоговением,’ ибо храм-это дом Божий, жилище Царя Небесного. Шум, разговоры и смех оскорбляют святость храма и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона со словами: «Боже, милостив буди мне, грешному» (поклон), «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (поклон), «Создавый мя Господи, прости мя» (поклон,). Затем совершается поясной поклон на обе стороны людям, прежде вошедшим в храм.

Сотворив три поясных поклона с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сынe Божий, помилуй мя грешнаго», внимай начавшемуся богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Такие же молитвы с поклонами полагаются и по отпусте, то есть по окончании службы.

Проект очень нуждается в вашей молитвенной и благотворительной поддержке!

Как правильно креститься? Мы никогда не задумывались на эту тему. Пока инок Спасо-Преображенского монастыря города Мурома не указал нам на то, что мы неправильно осеняем себя крестным знамением. В монастырской церкви Сергия Радонежского для православных христиан есть памятка о том, как правильно крестится.

На добрую память и в назидание, инок вручил нам памятку, напечатанную на простом листе формата А-4. Копия нечёткая, некоторые места читать очень трудно, последний абзац текста и вовсе прочитать невозможно. Тем не менее, многое, написанное в наставлении, например, как правильно креститься, мы считаем очень полезным. С некоторыми выводами не совсем согласны, но судить о них не смеем.
Мы приводим наставления почти целиком, за исключением последнего абзаца. Прочитать его не представляется возможным. В перепечатке текста мы сохранили оригинальную орфографию и пунктуацию. Авторские примечания выделили цветом и курсивом .

«Вся сила в крестном знамении. Крест есть символ победы над диаволом! И не только. При правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы накладываем на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь подаваемая сердцем проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного, всё сгорает!
Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста».

Слова Блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966)

Креститься нужно не спеша, благоговейно, со страхом и с небольшим пристукиванием, чтобы тело ощущало. Этого пристука очень боится диавол.
– Икона есть живой человек. Когда молишься перед иконой, надо смотреть на образ, изображённый на ней.
– Голова чуть приподнята. Смотреть на икону.
– Пока не наложишь крестное знамение, взгляд от иконы не отводить.
– Страшно накладывать крестное знамение с опущенной головой.
– Правильно поставить ноги – пятки вместе, сохранить благодать.
– Молясь или находясь в храме, в землю смотреть нельзя.
– Страшный грех держать руки на животе или за спиной.
– В Церкви нужно молиться, креститься, поклоны ложить. Оплакивать грехи.
– Кто в церкви не молится, не крестится и не делает поклоны – тот истукан.
– Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается.
– Опускаем руку, и только затем делаем поклон!
– Шептать молитву нельзя – бес шепотом молится! Молятся вслух или про себя. Если про себя, тогда молитва идёт от сердца!

Читайте так же:  Молитвы от порчи сглаза проклятия

+ Мизинец и безымянный палец туго прижать к ладони. Сын Божий ради нашего спасения приклонив небеса сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были слитно соединены два естества – Божие и человеческое. Ладонь – земля.
Схимонахиня Сепфола говорила, что крепко пальцы прижимать надо, чтобы не было пространства между ладошкой и последними двумя, чтобы враг не пробежал в душу и сердце.

+ Правильно сложить три первых пальца – кончики пальцев равны. Очень важно кончики указательного среднего и большого пальцев выровнять – равенство Лиц Божественных, как бы берём щепотку соли со стола.
Три перста – это Пресвятая Троица. Большой палец не сгибаем! (как на рисунке)!


+ Правой рукой накладываем трехперстие на Чело – центр лба с пристуком. Бог Троица пребывает на небе /Во Имя Отца…/ Нужно не просто касаться чела, а крепко прижать соединенные в трехперстие персты к челу. Блаженная Пелагея говорила, что нужно пристукивать, как бы мячиком, чтобы почувствовало тело.

+ Затем ведём прямую линию на небольшом расстоянии от тела до пуповины – чуть выше пупка на 1-2 см и также твердо касаемся соединенными перстами чрева. /..и Сына../ Если наложить на грудь, то крест будет перевернутый!
Сие символизирует сошествие на землю и воплощение Христа. Из чрева Богоматери родился Спаситель. Пуповина символизирует главу праотца Адама. Нижний рог Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, находился над главой Адама. И Кровь Христа, стекая из ран, омыла в лице Адама всё Человечество.

+ Далее десницу наносим на плечевой сустав правой, а затем левой рук. /..и Святаго Духа…/ На сустав, а не в ямку! И спереди, а не сверху! Опускаем руку /…Аминь./ И с опущенной рукой делаем поклон. Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается, бросается под ноги и попирается (тяжкий грех)!
Праведные станут по правую руку на страшном суде, а грешники станут по левую сторону.

Не ленитесь дотягивать руку до суставов, переносите руку по прямой, все перпендикулярно с пристуком… От этого зависит здоровье, познание истины, спасение, помощь и сила в жестоких мучениях и легкая смерть.

Блаженной Пелагеей Рязанской было сказано крестнику (р.Петру) ехать в Киев в пещере Киево-Печерской Лавры найти мощи св.преп.Спиридона и посмотреть на кисть его руки (троеперстное сложение), что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Поезжайте и убедитесь! Об этом говорится в акафисте преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу. Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

В памятке кондак приведён не полностью, до слов “осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу”. Мы полностью привели кондак.
Последнее предложение первого листа памятки прочитать не смогли.

Земной поклон в 25 раз Дороже поясного. В годовые праздники и воскресные дни, молитва Богу принимается особой любовью. Серафим Саровский почил в день воскресный, стоя на коленях, т.е.он молился на коленях в воскресный день. Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23.30 до 03.00) в любое время года и хоть три поклона перед сном надо делать каждый день с молитвой. Запомните, что ТРИ или более З.П. делаются строго обязательно: перед Иконами Пресвятой Троицы, Спасителя, Животворящего Креста и Божией Матери, Плащаницами Спасителя, Божией Матери, исповедью и Причастием, перед Мощами Угодников Божих. Нельзя находиться в церкви с короткими рукавами, т.к. у воинов забивавших гвозди в Тело Спасителя были засучены рукава.

Женщинам коротко стриженым, в брюках, крашеным нельзя подходить к мощам и заходить в церковь. Только за одно ношение брюк женщины пойдут в ад – схим.Нила. За косу Богородица будет вытаскивать женщин из ада! А если коротко стриженая? Недопустимо ношение шорт как мужчинам, так и женщинам.

Нельзя сжигать (кремировать) тела усопших, т.к. это даже не грех, а само служение сатане. Худо будет всему роду.

Недопустимо нахождение идолов и собак в доме. Уходит благодать и оскверняются иконы. Человек не допускается до причастия. После собак дом нужно освятить. Жабы с монетами – мамона (грех суеверия и сребролюбия). Велико кормить голубей за усопших и за живых. Даже можно помочь самоубийцам! Пелагея предупреждала, что читать 15 Кафизму нельзя ((Пс. 105, 106, 107, особенно 108). Принесёт великие беды. При чтении Псалтири 15 Кафизма заменяется на 20 Кафизму (т.е. 20 Кафизма читается 2 раза). Наивысшая по усопшим 20 Кафизма.
Поля запрещала смотреть телевизор, говоря, что это чудовище оказывает страшное воздействие на человека, губит народ. Телевизор – икона антихриста. Через телевизор он является в каждый дом.

Последний абзац прочитать не представляется возможным. Надеемся, что самые важные сведения находятся в начале памятки.
Подробнее о встрече и иноком Спасо-Преображенского монастыря г.Мурома.

Запись от священника Константина Пархоменко Дорога в храм

Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, другие молитвы. Есть особая молитва на этот счет: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Читайте так же:  Читать все молитвы Николаю Чудотворцу

Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм. Перед входом в храм следует благоговейно перекреститься и поклониться (можно трижды). По старинной практике, можно положить земные поклоны, то есть встать на колени и коснуться лбом земли. Но сейчас чаще всего употребляются поясные поклоны, земные можно встретить только кое-где в монастырях.

Войдя в храм, нужно также совершить поклон (или три), потом пройти к иконе, лежащей на середине храма (праздничной), и поцеловать ее. Даже если в храме есть чудотворная икона или мощи, мы сначала прикладываемся к иконе праздника, лежащей на аналое, в середине храма, а потом идем к другим иконам. Когда мы совершаем поклон при входе в храм, хорошо (хотя это и не обязательно) произнести: Боже, очисти мя, грешнаго. Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. Так же мы и выходим из храма после окончания богослужения.

Поведение во время богослужения Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.

Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.

Как правильно прикладываться к святыне Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон. Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители. Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.

Особые случаи В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, – еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.

Благословение священника По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся. Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку. Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.

Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.

Прикладываемся к иконам Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон. Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно. Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния. Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых – в руку. Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик. Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.

Проверьте свои знания А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:

В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать? Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.

У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову? Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно. На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.

Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим», на всенощном бдении? Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим» такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.

Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать? Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.

…Когда я написал этот очерк, я подумал: чем не новая тема к нашему проекту «Откровенный разговор»? Чем не тема, которая тоже может вызвать ваши вопросы, мнения, комментарии?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться. Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.

Когда Креститься при молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here