Предмет: | Начальные классы |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 4 класс |
Автор: | Бикмулина Светлана Валентиновна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 66.63 Kb |
Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Основы Православной культуры
Учитель: Бикмулина Светлана Валентиновна
Тема урока: Православная молитва
*помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговор человека с Богом;
*как форма возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать, что такое православие; кто такие святые; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»;понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию; развивать умение вести диалог, делать самостоятельные выводы.
Воспитывающая: воспитывать доброту, терпение, умение благодарить; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
рассказ, компьютерная презентация: «Православная молитва», беседа; запись молитвы «Отче наш», гр. Гвадалахара «Молитва».
Продолжительность урока — 40 мин.
2.Постановка цели и задач урока.
2. Постановка цели и задач урока.
1) Звучит запись молитвы в исполнении гр. «Гвадалахара». После прослушивания проводится беседа с детьми по вопросам:
-Кто знает, что мы сейчас слушали?
-Почему вы решили, что это молитва?
-Чем отличается молитва от песни?
-Кто может своими словами сказать, что такое молитва?
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Слайд 1.
— Многие были в церкви (узнается у детей с предыдущих уроков) и что вы там видели?
— Что они делают возле икон?
— Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
— Прочитайте на слайде. Слайд 2.
*что значит слово «благодать»
4. Первичное усвоение новых знаний.
Класс разделен на 4 группы. У каждой группы на столах лежат карточки с номерами.
— Ребята, возьмите карточку с №1.
-Какое написано слово? ( Православие)
— Подумайте и напишите, что может значить это слово? (Обсуждение в группах, ответы детей.)
— Прочитайте и сравните. Слайд 3
— Православие — умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
— Одним из слов в определении было слово молиться. А что оно значит?
— Возьмите карточку с №2 и подберите синонимы к слову молить (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молить.
— Молить – значит просить, благодарить, славить.
— Кого мы можем просить, благодарить и славить?
— Как православные люди называют Бога? (своим Господом.)
— Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой, то есть с молитвой.
-Возьмите карточку с №3. Запишите свое определение (обсуждение в группах, ответы детей.) На карточке написано слово молитва.
-Вывод. Молитва – это живая связь человека с Богом.
Молитва – средство, способ общения верующих с Богом! Слайд 5
Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.
— Когда мы давали определение слова молить, мы использовали три слова. Какие это слова? (просить, благодарить, славить)
— Кто догадался, какие виды молитв есть?
-Найдите карточку с №4. Прочитайте, какие молитвы у вас записаны.
молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – славословие, молитва – покаяние. У каждой группы своя молитва.
— Посовещайтесь в группах и напишите, что они означают?
*Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, становясь старше, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.
*Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.
— За то можно благодарить Бога?
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
*Молитва – покаяние. Это произвольно, своими словами сказанное обращение к Богу с желанием измениться и раскаяться в своих грехах.
— А где может человек молиться?
Православный человек может молиться в беде и в радости, в одиночестве и с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке.
_ А что же такое благодать? Слайд 7
— Если человек молится искренне и правильно, то он, говорят, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). А люди, которые изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. Слайд 8
— А для чего нужна молитва в жизни?
-Чего же не хватает человеку, чтобы правильно молиться? ( Слов молитвы)
-Мы сегодня познакомимся с самой известной молитвой «Отче наш».
Прослушивание молитвы в записи.
— Что вы можете сказать об этой молитве?
— Возьмите карточку под №5. Найдите слова, значение которых вам непонятно и с помощью учебника объясните их.
Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).
Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.
Слово «иже» означает «который».
«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на ангелов. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.
«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.
«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».
«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. Насущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.
«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.
«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа. Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.
-Чтение молитвы детьми. Слайд 10
— А сейчас стали более понятны слова?
— Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока?
— На все ли вопросы мы ответили?
— С какими новыми словами вы познакомились?
— Что больше всего вас затронуло в нашем уроке?
— Выскажите ваше мнение об уроке и соберите букет из цветов, которые у вас есть. Каждая группа собирает букет на своем столе.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: синие, красные и желтые. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — синий, а если было все равно, то — желтый».
МАОУ Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина
Конспект урока по предмету ОРКиСЭ (модуль ОПК) на тему:
«Православная молитва».
Учитель музыки и ОПК
Высшей категории
Ефименко Валентина
Ивановна
2016 г.
Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи:
познакомить с понятием «молитва», видами православных молитв и их содержанием;
развивать интерес к православной культуре;
воспитывать уважение к чувствам верующих людей;
Оборудование:
1.Учебник А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».М., Просвещение,2012 г.
2.Христианская литература: «Молитвослов», «Библия».
3.Мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Вход под музыку « Любовь святая» Г Свиридова.
— Где может звучать эта музыка?
— Какой образ мы представляем?
— Почему она красивая?
8. Занятие на тренажере. (Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева. Урок 4 . Православная молитва.) 9. Рефлексия.
-К каким видам относятся молитвы, изображенные на слайдах № 10 – 13?
-Какая самая известная?
-Почему её ещё называют Господней молитвой?
-Что вам понравилось на уроке, показалось особенно интересным?
-О чём хотели бы узнать больше?
10. Домашнее задание. (Слайд №18)
Подумайте и нарисуйте в тетрадях, что способствует молитвенному настроению.
11. Исполнение песни «Дорогою добра».
12. Итог. (Слайд №19)
На листочке поставьте звездочку определенного цвета.
Использованные источники:
http://kuraev.ruhttp://lib.rus.ec/a/87524 HYPERLINK «http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html» http://new-ico
n.org.ru/text_OtcheNasch.html
Толковый молитвослов для детей.
А. Мороз, Т. А. Берсенева «Добрые уроки – наставления.»
- urok_opk_pravoslavnaya_molitva
Размер файла: 22 kB Загрузок: 4
Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов
Урок №1 Россия – наша Родина
Урок № 2 Культура и религия
Урок № 3 Человек и Бог в православии
Урок № 4 Православная молитва
Урок № 5 Библия и Евангелие
Урок № 6 Проповедь Христа
Урок № 7 Христос и Его крест
Урок № 8 Пасха
Урок № 9 Православное учение о человеке
Урок № 10 Совесть и раскаяние
Урок № 11 Заповеди
Урок № 12 Милосердие и сострадание
Урок № 13 Золотое правило этики
Урок № 14 Храм
Урок № 15 Икона
Урок № 16 Творческие работы учащихся
Урок № 17 Подведение итогов
Урок 18 Как христианство пришло на Русь
Урок 19 Подвиг
Урок 20 Заповеди блаженств
Урок 21 Зачем творить добро?
Урок 22 Чудо в жизни христианина
Урок 23 Православие о Божием суде
Урок 24 Таинство Причастия
Урок 25 Монастырь
Урок 26 Отношение христианина к природе
Урок 27 Христианская семья
Урок 28 Защина Отечества
Урок 29 Христианин в труде
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.Франсуа МориакПравославнаямолитва Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.Франсуа Мориак ГОВОРИТЬсообщатьпроситьбеседоватьпоучатьболтатьславитьобъяснятьтребоватьзаявлятьблагодаритьворчатьмолитьМОЛИТЬМОЛИТЬСЯКак вы думаете, почему
Молитва -обращение верующего к Богу.Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
ПРАВОСЛАВИЕ – умение правильно славить Бога, то есть молиться Виды молитвыМолитва-просьба Молитва- благодарениеМолитва-славословие
Молитва – просьба: «Подай, Господи!» Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха… Но,мудрея,человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
Молитва – благодарение за всякое благодеяние Божие.МОЛИТВА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ПО ИСЦЕЛЕНИИ ОТ БОЛЕЗНИБЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ЛЮБОВЬ БОЖИЮ И МОЛИТВА ОБ УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ К БОГУБЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬ БОЖИЮ В ОПАСНОСТЯХ И СОХРАНЕНИЕ ОТ ВРЕДАМОЛИТВА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ПО ПОЛУЧЕНИИ ПРОСИМОГО
Молитва – славословие В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» Это интересно!Самая краткая молитва: «Господи, помилуй!» Из всех молитв, какие знаю, Пою в душе иль вслух читаю, Какою дышит дивной силой Молитва «Господи, помилуй». Одно прошенье в ней, не много! Прошу лишь милости у Бога, Чтоб спас меня Своею силой, Взываю «Господи, помилуй». О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви . Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар).Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся Вера, надежда, ,любовь, называются святые.
В минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души, как бремя, скатитсяСомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко. М. Ю. Лермонтов Проведи линии соответствия. просительныемолитвыблагодарственные молитвыпокаянные молитвы«Аллилуйя!»«Подай, Господи!»«Господи, помилуй!»«Слава Богу!»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.— Молитва — это сила. «Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы».Мысли вслух: 1. Что значит слово «молиться»?2. Что означает слово православие?4. Что главное должно быть в молитве? 5.Нужно ли учиться молиться?Вопросы для повторения 3. Для чего люди учатся молиться постоянно? Собери пословицыБогу молиться – вперёд пригодится. Молитва – полпути к Богу.Молитва места не ищет. Лихо думаешь – не молись. Свет в храме- от свечи, а в душе- от молитвы. С молитвой в устах, с работой в руках.
style.rotation П. А. Вяземский (1792-1878)Молитва Ангелу-ХранителюНаучи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьемЧувства черствые смягчи!Да во глубь души проникнутСолнца вечные лучи,Да в груди моей забьютсяБлагодатных слез ключи!Дай моей молитве крылья,Дай полёт мне в высоту;Дай мне веры безусловнойВысоту и теплоту!Неповинных, безответныхДай младенцев простоту,И высокую, святуюНищих духом чистоту! Молись, дитя, мужай с летами!И дай Бог, в пору поздних летТакими ж светлыми очамиТебе глядеть на Божий свет! И вновь тогда из райской сениХранитель Ангел твой сойдётИ за тебя, склонив колени,Молитву к Богу вознесёт. И.С.Никитин
- molitva
Размер файла: 7 MB Загрузок: 0
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?
Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?
Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)
YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.
Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.
Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.
Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.
Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;
не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.
Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.
Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.
Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает
Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения
Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.
Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.
Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.
Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.
Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.
Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.
Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.
Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.
Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.
За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.
Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих
Видео (кликните для воспроизведения). |
Предлагаемая разработка представляет собой поурочный план по модулю «Основы православной культуры» (учебное пособие: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.).
У обучающихся данного класса ведётся учебный курс «Истоки», поэтому в урок не включено знакомство с понятиями «святые», «праведная жизнь», «Священное Предание». Дети уже знакомы с ними.
Тема урока: Православная молитва
Цели урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православной молитве и ее роли в жизни православных верующих
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с понятием «молитва» и видами молитвы,
объяснить особенности православной молитвы» Отче наш»,
способствовать развитию у обучающихся представлений о роли молитвы в жизни православного человека.
Ожидаемые результаты
Формирование представления о молитве в православной культуре.
Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры (в контексте урока – понимание роли молитвы в жизни православного верующего).
Оборудование: Карточки, интерактивная доска, проектор.
— Наш урок я начну такими словами:
Какой огромный этот мир,
Как велика ты матушка – Земля!
А в этом мире разве мы одни?
Прислушайтесь
Рядом с человеком есть мир:
Разумный и духовный, его не видим мы.
Но чувства, мысли, убеждения,
Влияют на поступки и наше поведение.
— На прошлом уроке мы говорили о вере православных людей в Бога.
Как вера в Бога может влиять на поступки и мысли человека?
Итог: Верующий человек чувствует Бога, и все свои поступки сверяет с его заветами. Православный человек во всем возлагает надежду на Бога. Надежда на то, что Бог вразумит, защитит и спасет, рождается во время прямого обращения к Господу.
-Сегодня мы поведём разговор о молитве.
Запишем тему: «Православная молитва»
Музыка
слайд 1
Я расскажу вам историю, к которой мы будем на уроке возвращаться.
Однажды к священнослужителю подошла женщина и спросила: «Есть ли у вас молитва от порчи, сглаза, бессонницы. » Затем она назвала длинный список нужд и проблем. Женщина считала, что по поводу каждой проблемы есть особая, кем-то составленная молитва. Священнослужитель в ответ поинтересовался: «А вы знаете, что такое молитва? Если вы считаете, что молитва это всего лишь обычай или обязанность, которую вам нужно ежедневно выполнять, то дела ваши плохи!»
«Так что же такое молитва?» недоумённо спросила женщина.
_Почему так сказал священник?
Слайд 4
— На уроке мы узнаем:
К кому обращаются верующие в молитвах?
Какие бывают молитвы?
Где могут молиться люди?
Какая молитва считается правильной.
Это план работы, он у вас есть на карточке и в конце урока вы поставите значки по каждому этапу. (приложение 1)
Д.з. — на карточке (приложение 2)
3.1. Работа в парах.
Карточки!
— Что означает слово Православие?
Ответ детей: умение правильно славить Бога, то есть молиться.
— Слово «славить» происходит от «словить» — «говорить слово»
— Подберите синонимы к слову «говорить».
После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде.
— Выберите слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу
Проверка: (порядок выбора – просить, славить, благодарить, молить)
— Наши предки из всех слов, для обращения к Богу, выбрали слово «молить» т.к. оно включает в себя и просить, и славить, и благодарить.
Люди называют Бога своим Господом (Господином), поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой – молитвой.
-Сформулируйте определение: что такое молитва?
Итог: Молитва – это обращение человека к Богу.
С молитвой православный человек может обратиться и к Божией Матери, и к святым, и к ангелу.
Слайд 8.
Просмотр видеосюжета.
(5 мин)
Организация чтения с комментариями.
— Случай о силе молитвы описан в сказке Андерсена «Снежная Королева» По пути в Чертог Снежной королевы, Герда, в минуты опасности, читала молитву. И тогда из тумана выделялись ангелочки, превращаясь в огромных ангелов. Они расчистили ей путь и согрели.
Кто такие ангелы?
Откройте с.14.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое. да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Итак, первое, в молитве – оказание почтения, благодарения и уважения Богу Отцу,
Затем просьба Его воли для своей жизни, чтобы Он направлял по правильному пути.
После этого в молитве говорится Господу о своих нуждах, просится восполнить их и помочь решить проблемы.
Затем просьба прощения у Бога, раскаяние перед Ним в своих грехах, и просьба о защите.
— С какими видами молитв познакомились? Все прослеживаются в молитве «Отче наш».
Почему эту молитву называют ещё Господней?
Ответы детей: Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос.
Итог: «Отче наш» — самая главная молитва из всех:
1.Ее дал миру Сам Бог. Значит, и нужно молиться.
2.Эта молитва самая распространенная среди христиан.
3.Самое важное – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание всех молитв – как и о чем нужно молиться.
Теперь главная молитва христиан стала вам понятной. Вы сможете объяснить её смысл своим близким. Таблица вам в этом поможет.
Слайд12
У детей распечатка (приложение 2)
Выбери верный вариант (варианты):
Сравните свои ответы:
Ответы: 1.1 – В; 1.2 – А, Б, Г, Д, Ж, З; 1.3 – Г; 1.4 – В ; 1.5 – Б
— Кто выполнил без ошибок?
Слайд 29
Рефлексия
Посмотрите в план урока.
Вспомните всё, о чём мы на уроке говорили и поставьте напротив каждого пункта разноцветные значки.
Я рада, что тема «Молитва» отклик в ваших сердцах.
Итог: — Я надеюсь, что за эти минуты вы стали чуточку мудрее, а может чуточку добрее.
Пусть у вас всё получается,
А душа добром и любовью наполняется.
Пусть разум будет и будет терпение,
И пусть будет благословение.
Слайд 31
1.Радзиевская С. «Православный храм» РООССА
2.Ушакова Е.Ю. Методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
3.Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М., АПКиППРО, 2010.
Чудный мирКакой огромный этот мир,Как велика ты матушка – Земля!А в этом мире разве мы одни?Прислушайтесь, что говорит религия.Рядом с человеком есть мир невидимый,Разумный и духовный, его не видим мы.Но чувства, мысли, убеждения,Влияют на поступки и наше поведение.И если совесть с разумом не рядом,То получается невежество и зло,А где добро, любовь, отрада,Там хорошо, там людям повезло.Кто дал такие нам дары,Что можем верить и любить?Кто создал этот чудный мир, Где так прекрасно жить?
Умение правильно славить БогаВерующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. А как люди могут беседовать с Богом, чтобы он их услышал? (Молиться).Слово православие – что оно может обозначать? (Умение правильно славить Бога, то есть молиться).
Что такое молитва?Молитва – это обращение к Богу, беседа с богом. Но обращение может быть разным. В зависимости от этого и молитвы могут быть разными.
Молитва-просьба Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья или успеха.
О чем просит человек.Часто человек просит о различных материальных благах, особенно в молодости. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Человек просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Есть просьбы о духовных дарах. Верующий просит у Бога прибавления ума или любви. А ещё о том, чтобы Бог давал человеку ощутить свою близость. По просьбе, с которой обращается человек, уже можно многое о нём понять.- Как вы думаете, а когда чаще всего человек обращается к Богу? (В минуты жизни трудные.)
М. Лермонтова «Молитва» В минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко –И верится, и плачется,И так легко, легко…
Главная молитва христианКакую молитву мог читать М. Лермонтов, такую чудную, от которой легко на сердце? (Отче наш)Отче наш — образец любой молитвы, с которой мы должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва — самая главная из всех. Эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей Русской церкви.
Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем, От всей души, всем помышленьем Мы Божью милость и любовь?
Молитва-благодарениеЕсли наши родные или близкие сделают что-то доброе для нас, мы их благодарим. Какие слова благодарности вы можете вспомнить?А всегда ли мы благодарим Бога за то, что он исполнил наши пожелания? Наверное, не всегда. Поэтому, следующий вид молитвы встречается более редко, чем молитва-просьба. Это молитва, в которой выражается наша благодарность Богу. И называется она молитва-благодарение.
Молитва-славословиеСамая высокая молитва – молитва — славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, и за всё благодарит Господа: за дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца… И за всё, за всё, что создал Господь. Переходя к славословию, в православных храмах поют «Аллилуйя» (Слава Богу!). В этой молитве человек не думает о своей пользе, а только благодарит Господа.
Что такое благодатьЕсли человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать. Люди, которые под действием благодати изменялись так, что из их сердец струится вера, надежда, любовь, называются святые. Например, святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и другие. На Руси издавна молились стоя, с поклоном и даже на коленях.
Священное ПреданиеПравославные люди убеждены, что Бог общается с людьми не только через Библию, но и через Свою благодать. Для православных слова и поступки святых очень значимы. Действие Божьей благодати, воплощенное в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых, называется Священное Предание (слово «предание» в русском языке означает то же самое, что и слово «традиция» в латинском языке).
Краткие молитвыГосподи, благослови! (Эта молитва мы произносится при начале каждого дела)Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Слава Богу! (Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу) Господи, помилуй. (Эта молитва произносится в минуту опасности).
Делаем выводМолитвы, о которых мы говорили сегодня на уроке – правильные, то есть такие, где молятся за добро и желают добра.А о чём же нельзя молиться? (Нельзя желать людям зла).
Владимир Диксон «Стихотворение – молитва».За всех людей — моё моленье,За всех зверей — моя мольба,И за цветы, и за каменья,И за плоды, и за хлеба.За всё, что в дольный мир родится,За всё, что на земле живёт,За рыбу — в море, в небе — птицу,За дым долин, за снег высот.За братьев близких и любимых,За недругов и за врагов,За тишину полей родимых,За ласку глаз, за ласку слов.
- 3254721-2-pravoslavnaya_molitva
Размер файла: 2 MB Загрузок: 0
3 команда
Задание: Соединить текст с картинкой
659716287264«Хвалите имя Господне…».
00«Хвалите имя Господне…».
-75501585090Подай, Господи!»
00Подай, Господи!»
388683590805«Господи, помилуй»
0«Господи, помилуй»
1591457280084«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
00«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…»
-579462235389 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
00 «Спаси, Господи, люди Твоя…»
483708940493«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
00«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
3254082162951«Аллилуйя!»,
00«Аллилуйя!»,
7. Творческая работа учащихся.
На доске, на ватмане, изображен куст с горшком. Каждому ученику раздается трафарет розы. На нем нужно написать одну из добродетели человечества и раскрасить эту розу. После чего приклеить на ватман, на понравившееся место.
8. Итог урока
— Молитва – это обращение верующего человека к Богу.
— Крестимся мы правой рукой, складывая первые три пальца вместе.
— Существует три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва – славословие.
— Мы познакомились с самой главной православной молитвой «Отче наш», узнали, как она появилась и что означает.
— И напоследок, мне бы хотелось рассказать Вам еще одну притчу.
В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
— Что же ты летаешь туда – сюда?
— Я ношу богу послания, которые начинаются «Помоги Господи…» А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Спасибо, Господи…»
- 0007e233-333e25fc
Размер файла: 1 MB Загрузок: 1
по модулю «Основы православной культуры»учебник «Основы православной культуры 4-5 кл» Кураева А.В., издательство «Просвещение», 2010).
Учитель ОРКСЭ Лебедева Надежда Львовна
Урок 4. Православная молитва
Цель урока: подвести детей к пониманию роли православной молитвы в жизни православного человека.
Задачи: — узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
— дать представление о разных видах молитв;
— познакомить с молитвой «Отче наш».
Художественно-педагогическую (нравственную) идея урока:
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы
Формы и методы: беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, рассказ, показ презентации
Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?
Как же объяснить значение этих слов? Откройте учебники на стр. 14-15. Читаем и заполняем графы таблицы (на доске и в тетради)
Отче
Отец
Да святится имя Твое
имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое
«я готов исполнять Твою волю»
Да будет воля Твоя
человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим
прости нас, как мы прощаем тех, кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение
сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого
защити от зла
Домашнее задание
— Есть выражение «знать, как «Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей или других старших, что, по их мнению, вы должны знать как «Отче наш».
Итог урока, рефлексия
— Кто запомнил, что такое молитва? Какова роль молитвы в жизни православного человека?
-Какая молитва самая известная у христиан?
— Сядем в кружок. Представьте, что вам надо объяснить смысл молитвы «Отче наш» человеку, которому она не знакома. Объясните ее содержание.
— Отметьте на градуснике настроения ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке (дружелюбно, тепло, приятно, прохладно, холодно).
Список использованной литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – основы православной веры в презентациях
http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/ — православие и мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – азбука веры
Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики», Кострома, 2010.
А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл», издательство «Просвещение», 2010.
13 PAGE * MERGEFORMAT 14215
- 000909be-6e215736
Размер файла: 276 kB Загрузок: 0
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Автор публикации: Абрамова Л.Т.
Урок №4 модуль «Основы православной культуры»
Тема «Православная молитва»
Учитель ОПК Абрамова Л.Т. 26.09.2016г.
Технологическая карта урока.
Название предметного модуля
Название раздела
ОРКСЭ. Модуль « Основы православной культуры»
Методическая информация
Содержание темы урока
Что такое православие? Что означает слово «благодать»? Кто такие святые? Обращение к Богу называется молитвой. Молитва-просьба, благодарение, славословие, Благодать-дар Божий. Святые-люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. Священное Предание. Молитва «Отче наш» на старинном церковнославянском языке. Это интересно: «помилуй» — краткая молитва. Однокоренные слова: милость, миловать, милостыня. Неправильно желать зла и боли другим людям.
Методы и приемы реализации содержания урока
беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, ИКТ, работа с диском к учебнику.
Возраст обучающихся:
Целевые ориентиры:
Цель: формирование представления о нравственных критериях духовного мира, традициях православной культуры.
-сформировать у учащихся представление о православии, благодати, святых, молитве «Отче наш».
-расширить кругозор обучающихся;
-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Целевой ориентир на личностный результат:
В оспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры
Целевой ориентир на метапредметный результат:
самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля. Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения. Расширение кругозора; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.
Целевой ориентир на предметный результат:
формирование представления о молитве в православии, благодати, святых, молитве «Отче наш» в культурных традициях православия. Бережное и уважительное отношение к культуре православия.
Планируемые результаты:
Иметь представление о молитве, благодати, святых, молитве «Отче наш» Расширить кругозор; развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.
Личностный результат
В оспитание и нравственное самовоспитание с позиций православной культуры
Метапредметный результат
Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения, осознанность поведения и самоконтроля.
Предметный результат
— Формирование представления о православии, молитве, благодати, святых, «Отче наш».
Материально-техническое оснащение
доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику, презентация « Молитва» диск к учебнику А. Кураева.
Конспект занятия (образовательной деятельности ) Предыдущая тема: Человек и Бог в православии
I .
Вводная часть
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Давайте поговорим о слове «Молитва». Как вы понимаете значение этого слова? В каких случаях оно употребляется?
Мотивация деятельности обучающихся
Поразмышляем. А какие взаимоотношения связывают человека и Бога? Вспомним сказку «О мертвой царевне и 7 богатырях». Девица молвила. Молва. Молвить, говорить. Подберем однокоренные слова к слову «Молитва». Молить кого? Молиться кому?
Целеполагание
Тема урока «Молитва». Подумайте, что вы хотите узнать сегодня на уроке? Формулирование личностной цели обучающимися.
II .
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
Что означает слово «Молитва»? «Православие»? Найдем в учебнике.
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Рассмотрим иллюстрации стр 12 стр. 13. Работа в группах. О чем говорится в тексте учебника? Работа с текстом: смысловое чтение. Главная мысль текста. Что произвело на вас особое впечатление?
Запись слов в тетради. Православие, молитва: просьба, благодарение, покаяние. Святые, благодать — добрый дар, Священное Предание, «Отче наш»
Работа с учебником. Стр.15 рубрика «Это интересно». Краткая молитва «Помилуй».
Применение и закрепление обучающимися нового знания
Работа с диском к учебнику. Рабочая тетрадь — выполнение заданий.
III .
Заключительная часть
Рефлексия деятельности обучающихся
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
— Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:
Сегодня для меня было самым интересным…
Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям.
Вывод: Православный человек может молиться в беде и радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух. Он может молиться на любом языке, везде: в храме, дома, на природе, в автобусе.
Что означает слово «Помилуй».
Спасибо! Молодцы. Запомните материал урока. Живите в мире со всеми и с собой.
6.Домашнее задание:
IV .
Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся
Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.),
Творческий вечер Н.И. Акисовой. В ДК «Юность»
1. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2012. – 95 с.А.В. Кураев
Видео (кликните для воспроизведения). |
2.Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.