Вопрос: Образ мусульманина, совершающего намаз на молитвенном коврике, прочно закрепился в общественном сознании. Однако почему в молитве используется коврик, какую цель этим преследуют, и можно ли обойтись без него?
Одной из особенностей общины (уммы) Пророка Мухаммада ﷺ является возможность совершать молитву в любом месте на Земле. Предыдущим общинам это было запрещено. Верующие предыдущих общин имели право молиться только в храмах. А когда человек попадал туда, где нет культовых сооружений, ему не оставалось другого выбора, кроме как отказаться от молитвы. При этом для пророков требования были ещё строже, им предписывалось молиться только в специально отведённом для имама месте (михрабе). Но милостью Всевышнего, из-за любви к Пророку Мухаммаду ﷺ , весь земной шар сделан местом для намаза.
Посланник Божий ﷺ в одном из своих хадисов изрёк: «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Так почему же мусульмане молятся на коврике? Делается это только с целью соблюдения чистоты. Одним из условий намаза является отсутствие на месте его совершения что-либо из нечистот (наджас). К таковым относится кровь, моча, кал, гной и т.п. К нечистотам относится и слюна собаки.
Но не всегда место, где мы собираемся помолиться, бывает чистым, даже дома. К примеру, испражнения малыша могут испачкать выстеленный на полу ковёр. А чтобы его очистить от наджасы требуется промыть загрязнённое место проточной водой, что не всегда получается сделать. Поэтому стелют сверху молитвенный коврик, ограждая тем самым место молитвы от грязи.
Иногда стелют коврик в эстетических целях, чтобы не испачкать одежду, к примеру, совершая намаз на улице, особенно в дождливую погоду. Но в принципе, молиться можно где угодно, лишь бы это место было чистым от нечистот.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Ислам – религия наднациональная и поэтому всеобщий для мусульман атрибут – молитвенный коврик имеет разные названия в зависимости от народа, исповедующего праведную веру.
Татары называют коврик «намазлык», арабы – «саджжада» (سجادة), иранцы «джай-намаз». Любопытно, что в своем арабском варианте это слово – однокоренное с другим арабским словом – мечеть (масджид). Это неудивительно, ведь коврик для молящегося дома мусульманина становится особым пространством, своеобразной малой, своей собственной, мечетью.
Отправляясь на «чужую» территорию, например, посещая дом христианина, мусульмане предпочитают садиться на свои саджады. Таким образом, они как бы остаются на «своей территории».
Интересно, что слова «саджада» не упоминается в Коране. Правда, в сборниках хадисов есть упоминания о так называемых «хумрах», с помощью которых защищали лица от жары либо холода земли. Регулярное использование ковриков началось с X—XI веков.
Вообще, использование коврика для молитвы необязательно, но практически полезно. Коврик защищает верующего от пыли и грязи, а ведь чистота – одно из важнейших требований Всевышнего.
Поскольку коврик является религиозным атрибутом, ему оказывается особое «уважение». Так, если мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, коврик полагается класть на седло, предназначенное для мужчины.
В качестве молитвенного коврика можно использовать шкуры чистых животных, предметы одежды, ткань или бумага. Предпочитаемые размеры коврика: от 0,4 до 0,6 метров по ширине и от 1 до 1,5 метра по длине.
Сегодня большое количество мусульман во всем мире подвергается давлениям и угнетениям. Во многих странах предпринимаются различные действия, направленные на ограничение и препятствование поклонению верующих.
Наиболее яркие примеры — кровавые события в штате Аракан в Мьянме, массовые убийства в Синьцзяне (Китае), аресты мусульман, запрет исламской литературы и возведения мечетей в России и т.д.
На этот раз под угрозой оказались вещи, предназначенные для поклонения мусульман, а именно коврики для молитвы (намазлыки). Ими пользуются миллионы людей как минимум пять раз в день.
Враги Ислама со знанием дела пустили в производство молельные коврики со скрытыми недопустимыми для мусульман изображениями. На первый взгляд, такой намазлык ничем не отличается от других, однако если приглядеться, то можно заметить на нем фигуру свиньи, креста или же других неподобающих символов, пишет timeturk.com.
Такое явление называется техникой «Сублиминальных/подсознательных знаков, сообщений». Ее суть заключается в том, что в любой объект/элемент встраивается скрытый визуальный образ. Он не виден человеческому глазу, не слышен человеческому уху, однако действует на человеческое подсознание, посылая ему определенные сообщения, знаки, звуки.
Эта техника широко используется в визуальных средствах массовой информации: в рекламных роликах, в фильмах.
Итак, внимательно рассмотрите свой коврик, не видите ли Вы, что-нибудь подозрительное?
Примеры некоторых «оскверненных» молитвенных ковриков.
1. Если присмотреться, можно увидеть на ковре священника
5. Масонские символы (пентаграммы, символы freemasson, египетские пирамиды, всевидящее око)
Для совершения намаза мусульмане в обязательном порядке используют ковры. Ими всегда застелены полы мечетей. Такие же коврики только гораздо меньшего размера являются и индивидуальной вещью каждого представителя этого религиозного течения. Почему же ковры так необходимы мусульманам?
Молитвенные коврики, предназначенные для индивидуального пользования, бывают абсолютно разных размеров и расцветок. Однако основные тенденции для такого рода изделий все же можно проследить. Как правило, на коврике выткана арка с 2-мя колоннами или михраб. Острие этой арки при молитве должно быть направлено в сторону Мекки.
Стандартный молитвенный коврик имеет не больше 60 сантиметров в ширину и не больше полутора метров в длину. Подобный размер коврика не случаен: покрытие именно такой величины позволяет совершать поклоны, не выходя за его пределы.
Согласно исламскому учению, когда-то все мусульмане молились исключительно в храмах. Однако Всевышний сделал так, что теперь любое место на планете может являться местом для совершения намаза. «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» – так сказал посланник Аллаха (аль-Бухари, 328; Муслим, 521).
Именно потому, что мусульманин вправе молиться там, где его застанет время, отведенное для намаза, и появились индивидуальные коврики.
Зачем же нужны такие коврики? Дело в том, что мусульмане уделяют огромное внимание гигиене. Правила и нормы по соблюдению чистоты даже присутствуют в религиозных текстах. Для всевозможных нечистот в исламе существует специальный термин наджас. К наджасу не следует прикасаться без крайней на то необходимости. Моча, кал, сперма, рвота, кровь, менструальные выделения, гной и даже собачья слюна – все это наджас.
Наджас можно смыть только с помощью проточной воды. Понятно, что в походных условиях сделать это будет крайне проблематично. Да и место, которое кажется чистым на первый взгляд, может и не быть таковым. Для того, чтобы случайно не соприкоснуться с наджасом, мусульмане и стелют молитвенный коврик.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.
Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.
Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.
А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.
Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.
Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.
Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.
Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.
Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.
Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.
Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?
Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.
Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.
Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.
Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.
Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.
И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).
А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.
Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.
Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.
На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.
Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.
Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.
В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.
В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Молитвенный коврик, саджжа́да (араб. سجادة , намазлык (тат. намазлык ), джай-намаз (перс. جانماز ) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращённого в сторону киблы.
Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира [1] . Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами [2] .
В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина, предпочитали садиться на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям [3] .
Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.
В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т. п [3] .
Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли [4] . Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков, не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI веках [3] .
В суфизме существует ряд мистических интерпретаций, связанных с термином саджада.
- Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности (силсила).
- Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
- Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.
Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов [5] .
Панегирик талисман, созданный с соблюдением всех требований древнейших традиций, связывает его хранителя необычайно близко с Создателем. Амулеты Святой Земли веками хранили, и продолжают укреплять, могущество семей и властные дома, в которых хранятся… Святые реликвии от набожных Мастеров с молитвами Великих Праведников и светлой Памятью мудрых Отцов, от чистого сердца и с Именем Б*жьим — на Ваше вечное хранение*.
لا إله إلا الله ومحمد رسول الله
Саджада – молитвенный коврик, постелив который мусульманин отгораживает себя от внешнего мира, временно отделяет себя от мирской суеты. На нем обычно изображение ниши или арки, остриём касающейся Мекки.
При молитве следует расстелить саджаду лицом в сторону Мекке (кибла), одному общему центру поклонения для верных, соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону.
Если имеется в виду самый ранний этап развития мусульманства, то развернуть саджаду и проделать тоже-самое, следует лицом к Иерусалиму. Мухаммад* 13 лет призывал в Мекке людей к принятию Ислама. Во время молитвы он направлял лицо в сторону Иерусалима.
Существует определённый набор изобразительных элементов, позволяющих легко отличить молитвенный коврик от обычных. Некоторые из этих элементов являются почти обязательными, другие встречаются реже. На каком-то ковре может быть изображён только один, но существенный образ; на другом могут присутствовать много образов. Все зависит от фантазии и желания автора и заказчика.
Самый главный изобразительный элемент молитвенного коврика, по которому он почти всегда безошибочно узнаётся, – это мехраб, специальная арка в мечети, указывающая направление во время молитвы.
Второй важный изобразительный элемент – специальные надписи. Как правило, это цитаты из Корана, молитвы, отдельные фразы, имеющие особый смысл. В верхней части ковра в рамочке очень часто появляется фраза «Великий Аллах (Б*г) велик». К этому месту прикасаются лбом во время молитвы и поэтому многие называют этот участок ковра алтарем. Вообще надписи располагаются так, чтобы на них нельзя было наступить во время молитвы.
Часто изображаются чётки, в последнее время становятся все более популярными изображения знаменитых мусульманских мечетей, например, Ай-Софи или Сулеймания.
Молитвенный коврик можно назвать «микромоделью» мечети.
Нередко на молитвенном коврике бывают отмечены те семь частей тела, которыми молящийся прикасается к ковру во время молитвы. Это ступни, колени, ладони и лоб. Особенно часто встречается изображение кистей рук.
Часто на молитвенном коврике изображаются те предметы, которыми пользуются во время молитвы. Это одновременно и их изображение, и указание места, на котором они должны находиться. Эти предметы, хранят завёрнутыми в коврик, что очень удобно.
Мусульманин расстилает коврик, направляя верхнюю часть изображённого на нем мехраба в сторону Каабы (это направление называется киблой), раскладывает предметы по своим местам, становится в указанном месте – и он готов к совершению ритуала.
Молящийся использует гребёнку, которой расчёсывает бороду, зубочистку из волокнистого дерева с размочаленным концом, для которого используются определённые сорта дерева, мешочек с благовониями, лепестками роз, создающими вокруг приятный аромат.
Некоторые мусульмане обязательно используют спрессованный кусочек священной земли (Мекки), который бывает разной формы и на котором тоже бывают специальные надписи. Его располагают в верхней части ковра и именно к нему прикасаются головой во время молитвы.
Некоторые мусульмане считают: молитвенный коврик связан со своим хозяином и коврик мудреца несет в себе определённую энергию. Такие коврики очень ценились и передавались по наследству как носители особой благодати своих хозяев. Ведь мусульманин совершает молитву пять раз в день. Если он находится в пути, то обязательно берет с собой молитвенный коврик. Это то пространство, которое сакрализуется после произнесения первых молитвенных формул, это то, что отделяет мусульманина от обычного мира не только физически, но и духовно, это место его общения с Б*гом.
Вот фрагмент поучения средневекового теоретика Кабуса, которое он написал для своего ученика:
«Если не изучишь ты её по предписанию веры, то изучи хоть на основании здравого смысла, ибо молитва дает много выгод. Первое то, что всякий, кто выполняет пять обязательных молитв, у того всегда тело и платье будут чистые, а чистота во всяком случае лучше грязи. Второе то, что молящийся далек от осуждения [других] и гордыни, ибо суть молитвы положена в смирении, а коль скоро ты приучишь природу к смирению, тело тоже последует за природой. А затем мудрецам известно, что кто хочет уподобиться каким-нибудь людям, тому надо с ними видеться… По признанию всех разумных мужей, нет власти и мощи сильнее мощи ислама и нет веления действительнее велений его. Следовательно, если хочешь всегда быть мощным и счастливым, ищи общество обладателя власти и будь покорен им и не ищи сопротивления ему, дабы не стать несчастным и грешником».
Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защита молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира [1] . Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами [2] .
Видео (кликните для воспроизведения). |
В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди посещая дом христианина предпочитали садится на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям.
Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.
В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т.п..
Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли [3] . Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI вв..
В суфизме существует ряд мистических интерпретаций связанных с термином саджада.
- Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности (силсила).
- Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
- Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.
Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов [4] .
До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием — с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.
У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?
Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта — это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.
Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны — суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.
Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу — главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.
Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду — ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.
Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.
И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.
Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, — это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.
До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.
Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката — суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.
Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище — сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат — это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.
Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.
У нас каждый найдет важный атрибут для совершения молитвы, подходящий именно ему.
Совершать обряд молитвы можно где угодно, но обязательно это делать на чистом месте, для этого используется коврик. Магазин «Ак мечеть» предлагает вам купить намазлык с традиционным орнаментом. У нас разумные цены за качественные товары. Покупайте для себя, для родных или на подарок.
Важный атрибут для совершения мусульманского ритуала молитвы намаз (или салят) – это коврик с традиционным рисунком в виде орнамента. Его считают не только предметом для молитвенного ритуала, но и символом семьи, поэтому его следует содержать в чистоте и почете. У разных народностей, исповедующих ислам, он называется по-разному. Вот некоторые его названия:
- Намазлык у татар;
- Арабы называют его саджжада однокоренным словом с масджид (мечеть);
- Среди жителей Ирана распространено название джай-намаз.
Мусульмане придают этому предмету особое значение. Для молящегося его небольшое пространство сопоставимо с собственной мечетью. Повсеместно использоваться намазлыками стали с X-XI вв. основное его предназначение – защитить человека, возносящего молитву к Аллаху, от грязи во всех ее проявлениях.
Есть варианты ручной работы – это целые произведения искусства. Сегодня распространены фабричные варианты намазлыка, который часто называют михраби. Такие коврики изготавливаются на жесткой основе, а для ворса использовались различные материалы (как натуральные, так и синтетические).
В ассортименте нашего интернет-магазина «Ак мечеть» есть различные молитвенные коврики. Широкий выбор цветов и художественного оформления, каждый покупатель сможет найти здесь то, что давно искал. Все товары этой категории – это качественные изделия турецкого производства.
Все модели намазлыков выполнены из мягкого велюра. Этот материал приятный на ощупь, что делает процесс молитвы более приятным. Не мнется и не истирается на протяжении длительного времени, что продлевает срок их службы.
Молитвенные коврики имеют стандартные размеры, достаточные для удобного расположения на нем и совершать суджуд (земные поклоны). Его размеры позволят его легко размещать в багаже, т.к. в сложенном виде намазлык не занимает много места. Это удобно для верующих, которые часто путешествуют, но не хотят нарушать традиции совершения молитвы (а по правилам молиться следует не менее 5 раз).
Оформление намазлыков выполнено в традициях, не перечащих постулатам мусульманства. Узоры, которые вы видите на товарах этой категории в нашем магазине, напоминают фрески из мусульманских мечетей. Изображенные мотивы выполнены в насыщенных красках, что придает рисункам объемности, поэтому атрибуты кроме прямого своего предназначения выполняют еще и эстетическую роль.
У нас каждый покупатель найдет, что приобрести соразмерно со своим доходом и предпочтением. Есть более плотные варианты велюровых намазлыков, но стоят они немного дороже. У нас есть и эконом-варианты – это коврики также из велюра, но немного тоньше и легче, от чего его стоимость порядком ниже. Различие в цене и плотности изделий ни коем образом не уменьшает его важности для каждого мусульманина.
Молельный коврик для намаза, необходимая вещь каждого верующего человека. Мусульманин, как минимум, в день делает пять обязательных молитв. И каждый свой земной поклон Богу старается совершить именно на ковре. Ведь сидя или стоя на ковре приятнее и теплее, нежели на голом полу или на земле. Каждый хочет свой личный коврик. Обычно у верующих дома лежат более плотные коврики, а в дорогу или командировку стараются брать какой нибудь компактный, легкий коврик для молитвы, которую не трудно и быстро где-нибудь расстелить. Коврик для намаза можно еще найти в мусульманских регионах, в магазинах или киосках, находящихся обычно рядом с мечетью. Но есть и города где отсутствуют мечети, да и мусульман мало. В таких то городах проблемно где-либо найти коврик для намаза. Но не проблема, так как детально рассмотрев и почитав описания коврика, купить его в нашем интернет-магазине. Все ради вас!
Фиолетовый молельный турецкий коврик. Размер коврика: Длина 110см, ширина 68см. ..
Во время молитвы частенько можно наблюдать, как ребенок повторяет поклоны за родителями. И делать он..
Красивый молельный коврик зеленого цвета. Размеры коврика 110-68см. Производитель: Турция ..
Красивый турецкий коврик, на котором приятно читать намаз ..
Молитвенный коврик из полиэстэра размерами 70см*110см. Украшен цветочками, орнаментом и Каабой. Плет..
Коврик из плотной ткани, с цветочками роз. Ткань: 70% хлопок, 30% полиэстер. Размер: ..
Портативный коврик который легко складывается и умещается в карман. Отлично подходит для туристическ..
Намазлык черный, с узором из роз. Размер коврика 110 — 68см ..
Красивый коврик хорошего качества. Отлично подойдет для подарка любому! Производство: Турция Матер..
Коврик молельный турецкий зеленого цвета для детей. Особенности: плотный, размеры коврика 35 ..
Молитвенный коврик размером 75см на 120см отлично впишется в любой интерьер. Читать намаз на таком к..
Плотный намазлык хорошего качества. Цвета: красный, зеленый, коричневый, синий. Размер коврика 75см*..
Наверно, каждый ребенок повторял какие-либо движения за родителями. Когда родители во время намаза д..
Намазлык с изображением знаменитой мечети из Казани «Куль-Шариф» ..
Намазный коврик с зеленоватым оттенком. Размеры коврика 110-70см ..
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.
Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.
Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.
А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.
Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.
Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.
Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.
Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.
Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.
Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.
Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?
Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.
Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.
Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.
Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.
Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.
И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).
А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.
Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.
Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.
На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.
Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.
Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.
В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.
В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.