Молитва андрею критскому когда читать

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва андрею критскому когда читать - подобранную специально для Вас!

Святитель Андрей Критский — великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всея вселенныя озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и разсевается мрак и разливается свет. Мы славим Крест, и с Распятым возносимся, дабы, оставив долу землю вместе с грехом, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает тягостную скорбь.

Сколь же важно видеть самый образ Креста? Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх. Так важно стяжание Креста! Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что я под сокровищем разумею золото, или маргариты и драгоценные камни Индии, чем прельщаются люди плотские, преданные суетности? Нет. Лучшее и драгоценнейшее из всех сокровищ, и по имени и по качеству, по всей справедливости есть, по мнению моему, Крест, на котором, чрез который и в котором утверждено и воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то но истекли бы из ребра потоки безсмертия — кровь и вода, очищающия мир, рукописание греха не было бы раздрано, нам не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, не отверзся бы для нас рай, пламенное, обращающееся оружие не отступило бы от Едема, и разбойник не сделался бы обитателем рая.

Что я говорю? Если бы не было Креста, то и Христос не был бы на земле. А если бы не был Христос на земле, то не было бы и Девы, и втораго рождения Христова, Бог не вочеловечился бы, не было бы ни Младенца, ни яслей, ни пелен, ни обрезания осмодневнаго, ни воскормления, ни послушания родителям, ни возрастания телеснаго, ни явления в мире; не было бы ни крещения, ни чудес, ни Иуды предателя, ни судии Пилата, ни толпы Иудеев, с воплем требующей распять Неповиннаго. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест — великое и драгоценное стяжание! Великое потому, что чрез него явлены великия благодеяния, тем более великия, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною. Драгоценное, поелику Крест служит знамением страданий Христа и Его победы. Страданий: ибо Он добровольно вкусил на нем смерть. Победы: ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира.

Крест — укротитель богатых, промыслитель о бедных, заступник вдовиц, покровитель и питатель сирот. Крест — честь правителей, крепость Владык, победа вождей, печать девства, союз супружества. Крест — хранитель градов, оградитель жилищ, посредник друзей, отмститель врагам, противник супостатам, преследователь язычников, оборонитель от варваров, блюститель тишины. Крест — царь любви, умиритель мира, союз твари, определитель границ любви — высотою неба, глубиною земли, длиною и широтою вселенныя. Кратко сказать: Крест — глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес.

Благословенно древо, из котораго устроен ковчег, таинственно спасший мир от потопления. Благословенно древо, от котораго разбойник вкусил, и удостоился райскаго наслаждения. Благословенно древо, от коего прародитель Адам не вкусил прежде, поспешив вкусить от древа познания, почему и пременил жизнь на смерть, — и котораго качество познал уже после, когда пришел в раскаяние, за что и воззван в прежнее состояние. Благословенно древо, могуществом котораго мышцы гордых ослабляются, выи врагов преклоняются, варвар отступает, и скиф бежит, тогда как никто не гонит его. И так в настоящий день вместе со мною возвысьте гласы свои, и сокровищу Креста принесите с поклонением изречение Писания. Сокровищем же Креста я называю Христа Сына Божия. К сему-то сокровищу и должно наипаче обратиться нам с словами Писания: — Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един (Пс. 85:9).

Андрей Критский, святитель

Христианское чтение, 1839 год, часть III, 307.

Святитель Андрей Критский — великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Святитель Андрей Критский — великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Об этом-то великий между царями Богоотец Давид пророчественно воспел: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84:11). Говоря так, не разумеет ли он милость, которую, по благоволению Отца, явил к нам Сын – Податель милости, из сожаления к нам сделавшийся подобным нам во всем, исключая грех, чтобы изгладить преступление наше, возставить нас от падения и разрушенное снова исправить? Что такое истина, как не то, что Его явление людям не было каким-либо призраком? Не вид только человеческий, как некоторые говорят, Он принял на Себя; но движимый человеколюбием и снисходя к человекам, Непостижимый, по самой истине, усвоил Себе существо человеческое и обожил в Себе воспринятую Им общую нашу природу. Его смотрение не было призраком: так как Он, при неизменяемости Своего Божества, имел истинное тело.

Читайте так же:  Молитва заговоры на алкоголизм

«Господь с Тобою»: с Тобою благодать и истина, Господь закона, но Отец благодати и источник истины. Не бойся, Мария! Господь с Тобою, Властитель всякoго начальства, Сын Отца светов, который в вечности родился от Него, но во времени воплотился от Тебя, который на небе весь в недрах Отца, а на земле весь с Тобою во чреве Он с Тобою и в Тебе. Невместимый по естеству, вселившись в Твою утробу, вместился в Тебе. Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, – благодать, которой не получила Сарра, которой не испытала Ревекка, которой не познала Рахиль; Ты обрела благодать, которой не удостоилась ни славная Анна, ни Фенанна, еe соперница. Ибо хотя они из безчадных сделались матерями, – но вместе с безчадием потеряли девство; а Ты, став Матерью, сохранила и девство Свое невредимым. Итак, не бойся; Ты обрела благодать у Бога, – благодать, какой никто, кроме Тебя, не обретал от вечности.

В чем же состоит это преимущество благодати у Бога? Ты обрела благодать у Бога; «и се, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус» (Лк. 1:30–31). О чудо! Сперва Ангел разрешает Еe сомнение, а после объясняет самое дело. И смотри, что производит его краткая речь: прогоняет страх, предвозвещает благодать, объясняет зачатие, предсказывает рождение и назначает имя раждаемому. Но здесь еще не конец словам его. Чтобы показать великое могущество Младенца, он тотчас присовокупил: «Он будет велик, и наречется Сыном Вышнeго, – и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, – и воцарится над домом Иаковлевым во веки и царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32–33). Видишь, как он изгнал из Девы страх? Как ободрил дух Еe? Назвав имеющeго родиться Сыном Всевышнeго и наименовав Давида Его отцoм, Он вдруг возвысил ум Еe, как видно из последующeго.

Смотри, какой разум имеет Дева! Она, услышав сие, и зная непреложность высочайшей власти воли Божией, сказала Ангелу: как это будет, когда Я не знаю мужа? Ты обещаешь Мне – говорит Она – что-то странное; ты возвещаешь Мне то, что превосходит естество: Я браку не причастна, – Я обручилась жениху, но браком не сочеталась; Я знаю только в Иосифе обрученника, но не мужа; со Мною живет жених, но не разделяя брачнoго ложа. Как будет сие, когда Я не знаю мужа? Неужели природа одну Меня сделает Материю без брака? Неужели Я одна, вопреки природе, покажу новый для неe образ рождения? Бракосочетания не было; сообщения с мужем Я не имела; Иосифа Я не познала; Я признавала в нем Своего защитника, но не мужа. Итак, каким образом это будет со Мною?

Посему «раждаемое будет свято и наречется Сын Божий»: тот предвечный Младенец, который от Святаго Духа, чрез Святаго Отца, непостижимо образовался, поистине будет Святым и назовется Сыном Всевышнeго, как Слово, совечное Всевышнему. Таким образом ясно показано Деве, – кто, от кого и каким образом зачался в Еe чреве, – показано и то, что имеющий родиться от Неe будет Сын Божий.

Но чтобы яснее и точнее показать силу своих слов, Ангел указывает на зачатие Елисаветы, как-бы так говоря: кто мог разрешить (неплодную) утробу в старости, сверх чаяния, тот, без сомнения, может сделать и Деву чревоносящею. Потом присоединяет: потому что нет ничего невозможнoго для Бога (Лк. 1:37). Дева, услышав это, особенно же будучи озарена в уме светом обитающeго в Ней и проникнута радостью о благовестии, совершенно успокоилась и, как Писание говорит о Давиде, явилась радостною в душе с красотою очей; потому что радовалась чуду и приняла приветствие с удовольствием. Да и сказанное Ей исполнено было неизреченной радости. Гавриил весьма удобно и весьма ясно убедил Деву принять чудо, сказав: нет ничего невозможнoго для Бога.

«И отшел от Нея Ангел» – сказано (Лк. 1:38) – то есть, по исполнении порученнoго ему дела. Отoшел Ангел, но Господь не отступил от Неe. Тот ограничен, хотя и бестелесен, – а этот неограничен, хотя в теле и во чреве Девы; тот возвестил грядущeго, раждаемoго от Девы, для спасения людей; а этот, приняв существо наше, преобразил в Себя, возвратив природе нашей образ Божий и первое достоинство, непослушанием прародителей потерянное, и после сего возсел на небесах, «превыше всякаго начальства, и власти, и силы. и всякаго имени, каким именуются в нынешнем веке и в будущем» (Еф. 1: 21–22). Ему слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Отцем и с пресвятым животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак святителю Андрею Критскому, глас 2-й

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Молитва первая святителю Андрею Критскому о даровании покаяния

Молитва вторая святителю Андрею Критскому о личном прощении

О великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь! Подскажите, какие молитвы надо читать во время Великого Поста? Канон Андрея Критского разделен на 4 дня недели (его по частям надо читать в 1-ю неделю Поста?), утренние и вечерние молитвы надо читать или их заменять другими молитвами?

Есть особые молитвы, которые читаются именно во время Великого поста. Прежде всего, это «Молитва Ефрема Сирина», которая читается почти на каждом Богослужении. Ее можно найти в любом православном молитвослове и читать всякий раз при выполнении своего домашнего молитвенного правила.

Канон Андрея Критского, согласно богослужебному уставу, читается в храме на первой и пятой седмицах Великого поста.Если Вы будете в храме на богослужениях с понедельника по четверг первой седмицы (когда канон прочитывается по частям) и в среду вечером пятой седмицы (когда канон прочитывается полностью), то Вам нет необходимости в эти же дни дублировать чтение дома.Но в течение всей Четыредесятницы, дома Вы можете читать этот канон.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет такого обычая регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

Во время поста недостаточно читать молитвы дома, это духовный труд всей Церкви, и вне Церкви его нельзя провести полноценно. Поэтому при возможности необходимо бывать на богослужении в храме.

Читайте так же:  Приворот на парня молитва

Ответ на этот вопрос прочитали 1056 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Как молиться на чтении канона покаянного Андрея Критского – на коленях или стоя?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! И так, и так – в зависимости от фрагментов канона. Сам канон читают стоя, а “Душе моя, душе моя” (после Песни 6) читают, стоя на коленях.

Также с земными поклонами на службе, во время которой совершается чтение канона, читают молитву преподобного Ефрема Сирина.

Когда Вы будете в храме, то увидите, как молятся, и просто следуйте за людьми. Самое главное – постарайтесь вчитаться в текст канона и войти хотя бы немного в то расположение духовное, в котором и о котором писал преподобный Андрей Критский. “Канон Андрея Критского — не только откровение о падении человека, но и напоминание о его достоинстве и красоте. Именно в отпадении от первозданного образа, в ниспадении с высоты и заключается трагедия человека. И мы плачем об утраченной «первой одежде», но надеемся на исцеление: «Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег» (пер.: Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыко, в купели слез моих, молю Тебя, и убели, как снег, одежду плоти моей)” читать далее

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

С островом Крит связаны имена двух великих святых Церкви: преподобномученика Андрея и святителя Андрея. Они не были современниками, но жили в пределах одного столетия. Первый пострадал, защищая иконы, а второй стал замечательным гимнографом, поэтом составителем покаянного канона Андрея Критского.

Родиной святого Андрея Критского был город Дамаск. Здесь он родился в 660 году от благочестивых родителей, отца звали Георгий, а мать Григория. Андрей был воспитан в православии, а жизнь его складывалась следующим образом:

  • святой Андрей не произнес ни одного слова до семи лет, но после причащения он начал говорить и впоследствии стал одним из самых прославленных песнописцев;
  • когда Андрею исполнилось 14 лет, родители отправили его в Иерусалим и там по достижении соответствующего возраста он принял монашество;

На Критской кафедре святитель прославился как чуткий и заботливый пастырь. Строил дома для сирот и престарелых. Также построил храм Влахернской Божией Матери. Много проповедовал, а по его молитвам Бог берег остров от набегов арабов и засухи, регулярно посылая обильные дожди.

Это не часто встречающееся сочетание хорошего администратора и великого поэта в святителе Андрее в полной мере находили основу, и он стал образцом именно такого идеала. Святитель Андрей Критский стал одним из защитников икон, для этого он приезжал в Константинополь. После этой поездки он тяжело заболел и умер в 740 году.

Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.

Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:

  • канон в Вербную Неделю;
  • трипеснцы для всех дней Страстной недели;
  • четверопеснец в Великую Субботу;
  • каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
  • канон на Преполовение Пятидесятницы.

Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.

У него есть некоторые особенности.

  1. Тропари это припевы к библейским текстам.
  2. Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
  3. Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
  4. В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста.

Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:

  • на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
  • и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
  • чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.

Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.

Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.

Читайте так же:  Чудотворная молитва о выздоровлении

Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.

Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.

Об преподобномученике Андрее Критском известно еще меньше чем о святителе:

  • родился он в начале VIII века на острове Крит, неизвестно кто были его родители, какое он получил воспитание и образование;
  • но остается факт, который состоит в том, что святой был монахом в местечке Кастрон, и жил спокойной, молитвенной жизнью монаха, созерцая Божественные энергии перед иконами, если бы не начавшееся гонение на иконы;
  • как только он узнал о начавшихся гонениях против тех, кто почитает иконы, тотчас отправился в Константинополь, где открыто, обличил императора Константина V Копронима в том, что он впал в ересь.

Преподобный Андрей Критский по приказу императора был брошен в темницу, при этом он был жестоко избит слугами императора. Страдания святого преподобномученика Андрея Критского продолжились на следующее утро, когда преподобного повели на казнь, снова избив. Но он умер еще до того, как был доставлен к месту казни, от раны на ноге, нанесеной каким-то торговцем-иконоборцем с помощью ножа. Мученическая смерть святого последовала около 767 года.

Святые мощи святителя Андрея Критского первоначально были погребены в церкви св. Анастасии, затем перенесены в Константинополь, здесь они пребывали в монастыре, который был освящен в честь самого святого Андрея. После турецкого господства от св. мощей святителя осталась только правая рука, которая находится в храме г. Аркалохори, на острове Крит.

После смерти тело прмч Андрея Критского было сброшено в яму, куда сваливали трупы преступников. Только через три месяца, христиане извлекли мощи святого из ямы и положили их в храме св. апостола Андрея в местечке Криси.

Святые мощи сейчас почивают в этом храме, но только теперь городок стал частью Константинополя, а сам храм уже освящен в честь прп Андрея Критского.

Память святителя Андрея Критского 4 июля. Что касается преподобномученика Андрея Критского, то день памяти его долгое время не был определен, как и год мученической кончины. Но теперь день памяти Андрей Критского определен как 17 октября.

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х.

Перевод: Христову Церковь ты возрадовал, лирой языка твоего искусно воспевая, богословием же славу Восхваляемой Троицы всем ясно показал, потому и мы тебя, как объясняющего тайны Божии, воспеваем, Андрей, пастырь Критский, и величаем память твою, прославляя Христа, удивительного во святых Своих ( Пс.67:36 ).

Вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Услы́ши смире́нную моли́тву раба́ твоего́ (и́мя). Приклони́ милосе́рдие Бо́жие ко мне́ и помози́ ми́ в ско́рби мое́й (содержа́ние проше́ния). Да изба́вит Всеми́лостивый Госпо́дь на́с от бе́д и напа́стей и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святитель Андрей Критский – автор Великого покаянного канона, читаемого в дни Великого поста. Будучи немым от рождения, он получил разрешение своей немоты и дар слова после молитв и приобщения Святых Тайн. Ему молятся о даровании покаянного чувства, об исцелении от немоты.

Великое повечерие первой седмицы Великого поста. Чтение Великого покаянного канона святого Андрея Крицкого

В храме святого благоверного князя Александра Невского во время Великого повечерия с понедельника по четверг (3-6 марта 2014 г.) в 18.00 совершается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Это глубокий покаянный плач, раскрывающий человеку всю бездну греха, потрясающий душу раскаянием и надеждой, настраивающий на молитвенный труд и путь покаяния и исправления.

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрени в четверг пятой седмицы того же поста — полностью.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2).

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие» (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5).

Если у вас возникло желание лучше узнать церковные традиции, то нельзя обойти стороной и великий покаянный канон Андрея Критского. Это довольно объемное произведение, написанное в 8 веке н.э. Таким образом, этому удивительному канону уже больше 12 веков. По традиции, его читают во время Великого поста.

Я соблюдаю пост и выполняю все необходимые предписания не так давно – всего несколько лет. Но могу сказать, что за то время, пока читаешь покаянные молитвы Андрея Критского, в душе становится светлее, ощущаешь себя ближе к Богу, лучше осознается идея покаяния.

Я чувствую себя намного лучше и спокойнее, приходит понимание всех совершенных грехов и справедливости всех событий, которые происходили в моей жизни. Могу сказать, что читать канон Андрея Критского не всегда просто – сложно дается понимание церковнославянского языка, не всегда понятны образы, которые использует автор в своем произведении.

Читайте так же:  Странник молитва Иисусова

Но то спокойствие и уверенность в любви Бога ко мне, которые приходят в результате чтения канона, очень важны для меня. Канон – большое произведение, его читают не торопясь, с осознанием всей серьезности задачи – повторяя проникновенные слова святого Андрея, почувствовать себя ближе к Богу.

Андрей Критский родился в конце 7 века н.э. Известно, что его родители были христиане и воспитывали Андрея в глубокой вере. Но в семье было большое несчастье – ребенок рос немым. Маленький Андрей не произносил ни одного слова! Все изменилось после первого причастия – мальчик начал говорить, а впоследствии даже стал одним из самых известных и красноречивых ораторов своего времени.

После чуда, которое произошло с мальчиком, он начал очень серьезно изучать богословские науки. Его будущее было предопределено – он решил связать свою жизнь с Богом. В 14 лет он уходит в монастырь, ведет очень строгую жизнь, постоянно молится.

Андрей заслужил большое уважение и любовь со стороны братии, впоследствии стал архидиаконом. За свою жизнь святой написал большое количество произведений церковной литературы – около 70 канонов, из которых самым известным и объемным является Великий покаянный канон.

Автор канона в итоге получил сан архиепископа одного из городов на острове Крит, поэтому и остался в истории как Андрей Критский.

Великий покаянный канон – особое произведение. Он относится, скорее, к жанру философских размышлений о смысле жизни, значении греха и возможности его преодоления.

В каноне Андрей Критский напоминает нам о грешниках, о которых известно из истории и из Библии. Также он рассуждает о жизни известных праведников, о примере их судьбы для всех ныне живущих.

Читая или слушая об этих персонажах, мы поневоле задумываемся: а какова наша роль в жизни? Что хорошего сделали мы? Вспоминаются все проступки, осознаются грехи.

Канон представляет собой настоящий вопль к Богу о милости. И во время Великого поста эти слова очень созвучны настрою верующих. Благодаря эмоциональности канона, читающие также настраиваются на проявление эмоций – любви к Богу, покаяния, проявления горя из-за тяжести собственных грехов.

Поскольку Покаянный канон является особым произведением, то для его чтения в церкви предназначены строго определенные службы. Произведение читается дважды:

  • с понедельника по четверг первой недели поста (в начале вечерних служб),
  • в четверг пятой недели (на утренней службе).

На первой неделе священник читает канон, стоя в центре храма, в самом начале службы. Во время чтения необходимо делать земные поклоны (для них отводятся время между основными частями произведения). В этот период канон читается по частям (текст разделяется на 4 части, для служб с понедельника по четверг).

В четверг на пятой неделе (на утрене) текст канона читается полностью.

Многие считают, что в Великий пост главное – это не есть мясную и жирную еду. Но это далеко не так! Многим людям, которые имеют проблемы со здоровьем, священники разрешают есть именно ту еду, которая будет полезной для больных. Главное в период Великого поста совсем не диета.

Великий пост – это период, когда мы собираем все свои духовные силы, когда мобилизуем все помыслы на духовную работу. В это время происходит отказ от повседневных привычек и бытовых забот, мы обращаемся к вечности, думаем о будущей вечной жизни.

Во время семи недель напряженной внутренней работы человек вовлекается в общение с Богом, и это происходит именно благодаря молитве. В том числе благодаря покаянной молитве Андрея Критского.

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского:

  • помогает осознать свои грехи,
  • дает надежду на вечную жизнь в Боге,
  • учит нас проникновенной беседе с Богом,
  • помогает не совершать грехов в будущем.

Великий покаянный канон читается во время Великого поста дважды – с понедельника по четверг на первой неделе (по вечерам) и в четверг пятой недели утром. Истинно верующим желательно посетить богослужения в эти дни, потому что это действительно особые моменты в нашей жизни.

Если у вас нет возможности посетить богослужения, во время которых читается Покаянный канон Андрея Критского, то вы можете прочитать текст канона дома.

Не забывайте, что чтение покаянных молитв во время поста – очень важное и полезное для спасения души дело!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Читайте так же:  Молитва для благополучия в доме и семье

Предварительные замечания

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста – полностью.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: “Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога”. Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. “Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть” (Песнь 2).

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: “Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою” (Песнь 6).

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: “Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие” (Песнь 3). “Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога” (Песнь 5).

Святой Андрей Критский
Великий покаянный канон

Канон Андрея Критского написан от первого лица, что дает верующим представление об описываемых событиях через призму чувств и впечатлений. Он относится к церковной гимнографии и считается удивительным произведением, прославляющим события Ветхого и Нового заветов.

Основная тема канона – душевное раскаяние и путь к небесной жизни. Автор этого текста – святой Андрей, – великий богослов и архидиакон в храме Святой Софии. Преподобный Андрей писал церковную поэму в преклонном возрасте, размышляя о вечной жизни, прощении, о добре и о зле.

Текст включает в себя двести пятьдесят песен, которые называются тропарями (обычные каноны содержать их не более тридцати), что делает это произведение уникальным.

Читают этот канон частями во время Великого поста: на первой неделе с понедельника по четверг на вечерних службах и на пятой неделе в среду к вечеру. На первой седмице при чтениях в среду и четверг добавляют тропари в честь Марии Египетской.

После каждой песни канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Слова песнопения пронизаны чувством вины за грехи и желанием покаяться в содеянных злодеяниях и получить прощение Небесного Творца. Весь текст разделен на четыре части, которые постепенно настраивают верующих на духовный лад, готовят к сознательным лишениям поста. Канон исполняется хором, и после каждого тропаря прихожане совершают земной поклон.

По церковному уставу весь текст канона читается на первой седмице: по одной части за одно богослужение (по дням недели), так как сразу выдержать чтение полного произведения крайне трудно. На пятой седмице канон зачитывается снова, но уже в полном объёме за одну службу, потому как считается, что к этому времени души прихожан достаточно окрепли, и они готовы к этому испытанию и покаянию.

В наши дни легко найти канон на русском языке, например, приобрести в церковной лавке любого православного храма, что позволит читать его и дома, например, если нет возможности посетить церковь.

Рожденный в христианской семье в городе Дамаск, Андрей был немым вплоть до возраста семи лет.

В один из дней его семья отправилась на причастие в храм и там, после принятия Святого Христова Таинства, Андрей чудесным образом обрел голос и заговорил. Именно тогда мальчик избрал церковный путь и стал изучать богословие и Святое Писание.

Уже в четырнадцать лет Андрей был пострижен в монахи в монастыре Саввы Освященного, он соблюдал строгий распорядок и вел спокойный целомудренный образ жизни.

Спустя годы, Святой Андрей был призван служить архидиаконом при церкви Святой Софии в Константинополе, тогда он уже славился как богослов и гимнописец. Более того, он также писал и музыку к церковным молитвам.

Умер Святитель на острове Милитина, а мощи его доставили в Константинополь.

В Православной церкви существует Святой с именем Андрей Критский, преподобномученик, день памяти которого совершается 30 октября.

Не стоит путать этого Святого преподобномученика с епископом и святителем Андреем Критским, автором Великого Покаянного Канона.

Молитвы святителю Андрею Критскому, а также тропарь, который читается в день памяти Святого — 17 июля.

Святитель Андрей Критский является автором Великого Покаянного канона, читаемого во время Великого поста, Пасхального канона, читаемого на Светлой Пасхальной неделе, и Канона Святым мученикам 1400 младенцам, убиенных во времена и по приказу царя Ирода.

Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) составил на основе Покаянного канона святителя Андрея Критского — Акафист покаянный.

Текст не применяется для богослужений и предназначен для молитв дома. Данный акафист помогает привести в порядок мысли, молитвенные прошения, образы. Это уже не хвалебная песнь — первоначальное назначение акафиста, а покаяние через молитву.

Великий пост – это важное время в жизни всех православных христиан, это период, когда нужно просить о помощи и милости свыше, когда следует прощать своих близких и просить прощения самому.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святитель Андрей создал произведение, которое сконцентрировало в себе все нужные слова и чувства, испытываемые верующими в момент покаяния. Это великое слово, посредством которого человек касается Божественной благодати.

Молитва андрею критскому когда читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here