Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
В X веке к одному афонскому послушнику в отсутствие старца пришел таинственный гость, монах, назвавшийся Гавриилом. Когда во время службы пришло время величать Богородицу, и послушник начал петь «Честнейшую Херувим. », то гость сказал: «А у нас не так величают Божию Матерь», — и произнес слова молитвы «Достойно есть. », а потом уже «Честнейшую Херувим. ». Послушник попросил гостя записать молитву, но бумаги и чернил в келье не было, и тогда Гавриил начертал молитву пальцем на камне, который стал на время мягким, как воск. Затем гость внезапно исчез.
Когда вернулся старец, то послушник рассказал ему о ночном посещении и показал молитву, написанную на камне. Старец понял, что явившийся гость — архангел Гавриил. Камень с письменами передали в Константинополь, и с тех пор молитва «Достойно есть. » стала частью православного богослужения.
В келье находилась икона, которая с тех пор получила название «Достойно есть» в честь нового песнопения, а впоследствии прославилась чудесами. Однако перед самой той иконой
Действие по глаг. молиться. Итти на молитву.
Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.
В религии: установ-ленный канонический текст произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш»:
Моление, обращенное к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние.* Стоять на молитве — молиться, стоя перед иконами, перед образами. Вашими молитвами (разг. шутл.) — говорится в ответ на вопрос: «Как поживаете?» или «Как ваше здоровье?» в знач. спасибо, ничего как выражение благодарности за участливое отношение.
прил. молитвенный, -ая, -ое. М. дом (то же, что молельня).
Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым.
устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.
обращение верующего к божеству.
Канонизированный текст обращения.
моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.
На их основе можно предложить следующее определение: моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».
Моли́тва может означать:
- Молитва — обращение верующего к Богу , богам , другим сверхъестественным существам, а также канонизированный текст этого обращения.
- Название стихотворения:
- Молитва — стихотворение Лермонтова , написанное им в 1839 году.
- Молитва — стихотворение Анны Ахматовой , написанное ею в Духов день 1915 года.
- Молитва — стихотворение Н. М. Язы́кова .
- Название песни:
- Молитва (Molitva) — песня с сингла «Молитва (Molitva)» сербской поп-певицы Марии Шерифович, победившая в международном конкурсе песни «Евровидение 2007».
- Молитва (Молитва Франсуа Вийона, Франсуа Вийон) — песня Булата Окуджавы .
- Молитва — песня Жанны Бичевской
- Молитва — песня группы Агата Кристи
Встанет Абба из-за верстака, вымоет руки, натянет лапсердак и отправляется в портновскую синагогу на вечернюю молитву.
Герасим смотрел-смотрел, как Аверьян творит молитвы, и решил помолиться сам, считая, что, может быть, его слова, обращенные к покровителю мореходов, будут доходчивей.
Когда Герасим кончил молитву и спрятал образок, Аверьян спросил: — С Николой говорил?
Суфи торжественно выкрикивал утренний азан, сзывая правоверных на первую молитву после сна.
Стоит ли рассказывать кому, мой юный друг, о том, что ты был отуречен и мусульманскими молитвами от азана до азана осквернял свои уста?
Матрена Федоровна с молитвой обдала меня и себя чудесной свежей водой и предложила мне прочесть вслух акафист преподобному Серафиму.
Йоахим снял с головы черную шляпу с широкими полями и, стоя возле отца, напротив урны из алебастра, старался погрузиться в молитву.
Повернувшись к алтарю из адамова дерева, Фудзита почтительно и быстро, словно читающий нараспев молитву священник, заговорил: — О, Идзанаги и Идзанами, чья любовь дала рождение нашим островам, земле, морю, горам, лесам, самой природе — богу огня, богу Луны, богине Солнца Аматэрасу, которая взошла на трон богов Святых Небес, присоединитесь к нам и своему наследнику императору Хирохито, покажите нам путь к уничтожению врага и изгнанию теней страха с лица нашего народа.
И божественный Амон, до которого не долетала с земли ни одна молитва, опустив руки на колени, все больше углублялся в созерцание собственной божественности, а в мире продолжали царить слепой произвол и случай.
Мальчуган знал, что ему не отвертеться от молитвы, и, чтобы поскорее вырваться опять во двор, поднял благоговейно глаза и руки к небу и тоненьким, пискливым голоском затараторил прерывающейся скороговоркой: — Благодарю тебя, добрый бог Амон, за то, что ты сохранил сегодня отца от бед, а маме дал пшеницы на лепешки.
Молитва расшалившегося мальчугана жаворонком взвилась к небу и, трепеща крылышками, поднималась все выше и выше, до самого престола, где предвечный Амон, сложив на коленях руки, углубился в созерцание своего всемогущества.
По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тай-лора, жертвоприношение берет начало в той же анимистической системе, что и молитва.
В продолженье второго антифона священник в олтаре молится внутреннею молитвою.
За то, что мудро средствами целебными Проклятье это Апис победить сумел, 270 Его в молитвах благодарных чествуют.
Но во время молитвы перед мысленным взором Архи снова встало дрожащее сияние освещенного Подземелья — жизнь на месте смерти, и не праведный ужас горел в ее душе, не ненависть к грабителю, а только бесконечное изумление.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: molitva
Задом наперед читается как: автилом
Молитва состоит из 7 букв
Это слово не имеет бесспорной этимологии. Мне представляется более вероятным отражение в нем древнего и.-е. корня mel/mol, осложненного суффиксом d: meld/mold, корень был связан со значением ‘мягкий, нежный’ [36]. Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как *molditi — ‘делать мягким, смягчать, умягчать’, затем в этом слове произошла перестановка (метатеза), оно изменилось в *modliti, от этого глагола образовалось существительное *modlitva. В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском мoлитва. Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (ср. молодая зелень); общеславянское звучание корня этих слов *mold (русское молод, старославянское младъ).
Итак, смысловой переход в слове молить — делать мягким, умягчать > просить (ср. «Он смягчился» — т. е. перестал гневаться, стал добрым, благожелательным) [37].
Есть другое объяснение происхождения слов молить, молитва. Исходным значением этих слов предполагается молить, излагать, возвещать просьбу божеству. Считается возможным сблизить по корню эти слова со словами молва, молвить. Как и в первом объяснении корень сливается с суффиксом d, откуда имеем mold — molditi > modliti (метатеза) [38].
В религиозной лексике глагол молить обычно употребляется в возвратной форме — молиться, отлагательное существительное молитва. Молиться — обращаться к Богу, молитва — обращение к Богу. Надо помнить, что молитва — это не требование (этим она отличается от магического заклинания, заговора), молитва — это смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу, она выражает духовное устремление к Нему. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь. По своему содержанию молитва может быть различной. Она содержит просьбу к Богу о помощи, или прославляет Бога, или выражает благодарность Ему, или наше раскаяние в содеянном грехе и нашу мольбу о прощении.
Молитва может быть выражена своими словами, или готовыми текстами молитв из молитвословов (молитвенников). Молитва может быть и без слов. Слова становятся как бы ненужными: душа в горячем порыве устремляется ввысь, к Богу, такая молитва — безмолвное преклонение перед Богом, в терминологии Западной Церкви она называется адорацией (от латинского adoratiо — поклонение, глагол ad-oro, adoravi, adoratum, are — взывать, молить; чтить, поклоняться).
Молитвенным может быть состояние души при созерцании или восприятии прекрасного, величественного, возвышающего нашу душу — красоты природы, произведений изобразительного искусства, слушания музыки [39].
Сколько времени надо уделять молитве? Каких-либо временных границ здесь не может быть установлено. Молитва может быть очень короткой (вспомним молитву разбойника на кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» (Лк. XXIII, 42)) или же длительной. Но в этих случаях молитва должна быть искренней, быть выражением глубокого душевного устремления к Богу. Молитва без такого устремления, какой бы длительности она ни была, не достигнет Бога. Поэтому наш Господь Иисус Христос предостерегает нас от излишнего многословия, когда молитва лишена внутреннего содержания и выражается только в обилии слов. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. VI, 7 — 8). Молитва, предложенная Иисусом Христом Его ученикам, очень краткая, но в ней сказано о всем том, что нужно человеку.
1) обращение религиозного человека к Богу и прочим сверхъестественным силам, прославляющее их, а также содержащее всевозможные прошения о ниспослании блага и отвращении зла; 2) разработанный и утвержденный церковью или какой-либо конфессии текст такого обращения.
обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестеств. силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. — непременная часть религ. культа, обязат. атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников. Ее истоки лежат в глубокой древности, в наивной вере наших далеких предков в магич. силу слова, с помощью к-рого можно якобы воздействовать на сверхъестеств. силы. М. есть не что иное, как разновидность колдовства, и восходит к перво-бытн. магич. заклинаниям. М. всегда использовалась церковью как эффективное средство эмоц.-психологич. воздействия на верующего.
МОЛИТВА, -ы, ж. 1. В религии: установ-ленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «»Верую»», «»Отче наш»»: 2. Моление, обращенное к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние.* Стоять на молитве — молиться, стоя перед иконами, перед образами. Вашими молитвами (разг. шутл.) — говорится в ответ на вопрос: «»Как поживаете?»» или «»Как ваше здоровье?»» в знач. спасибо, ничего как выражение благодарности за участливое отношение. || прил. молитвенный, -ая, -ое. М. дом (то же, что молельня).
Ударение: моли́тва ж.
- Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым.
- устар. Мольба, горячая просьба о чем-либо
- Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.
МОЛИ́ТВА, молитвы, ·жен.
1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.
2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.
моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славословие, песнопение, глас, богослужение, священнодействие; просьба; кадиш, песнопения, намаз, мезуза, текст, патерностер, поминовение, хутба, отходная, антифон, каддиш, лития, кафизма, ектения, обращение, литания, исихия
1) обращение верующего к божеству.2) Канонизированный текст обращения.
антифон, ектения, исихия, каддиш, кадиш, кафизма, литания, лития, мезуза, моление, намаз, обращение, отходная, патерностер, песнопение, поминовение, священнодействие, текст, хутба
Необходимый признак жизни — дыхание; необходимый признак духовной жизни — молитва. Христианин начинает каждый свой день с молитвы, молитвой его завершает, молится перед едой, перед началом всякого дела, в общем, постоянно, как дышит. Обрести это дыхание и поддерживать его — важнейшая часть нашей жизни.
Одной из самых читаемых книг для православного христианина является молитвослов — сборник молитв, составленных святыми людьми, которые мы каждый день приносим Богу. Иногда людям не очень понятно, как можно молиться чужими словами, да еще по книжке — разве молитва это не воззвание из глубины сердца? Если Бог — это наш небесный Отец, то как можно говорить с Отцом по книжке? Вы же не разговариваете с близкими людьми готовыми словами?
За этими недоумениями стоит определенное верное переживание. Действительно, с одной стороны молитва — спонтанное, естественное обращение к небесному Отцу; как говорит Апостол, «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15)». Нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу своими словами, спонтанно, естественно, как Вы бы обращались к кому-то очень близкому и родному — потому что во Христе Бог и пожелал стать нам близким и родным. Молитва — это всегда личное обращение, а не набор заклинаний.
Но у молитвы есть и другая, не менее необходимая сторона. Молитва — постоянный труд и усилие, требующее неослабевающей дисциплины. Как говорит Апостол, «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2) Сам Господь Иисус в молитве использовал стандартный молитвенник той эпохи — Псалтырь. Даже на Кресте Он обращается к Отцу со словами Псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:2). Святой Апостол Павел наставляет христиан молиться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19)
Молитва «своими словами» естественно вырастает из молитвы словами записанными, и является ее продолжением. Мы не можем обойтись без молитвослова — по нескольким важным причинам.
Во-первых, наша «спонтанная» и «естественная» молитвенная жизнь неизбежно будет угасать. Мы всегда найдем причину, чтобы не молиться — мы слишком спешим, слишком устали, слишком заняты, да, и по правде сказать, нам слишком лень. Удивительно, но такое, кажется, не трудоемкое дело, как молитва, оказывается неподъемным, как только мы за него беремся. Почему? Вернемся к аналогии с дыханием — когда мы здоровы, мы дышим естественно и не думаем об этом. Когда мы больны — дыхание может даваться с трудом, и требовать усилий. А в духовном отношении мы все нездоровы и нуждаемся в исцелении — так что ожидать, что наша молитвенная жизнь наладится сама собою, нет оснований.
Поэтому молитва должна быть (как минимум) правилом — несколько минут утром и несколько минут вечером должны выделяться на общение с Богом. Независимо ни от чего — и говорить тут про «нехватку времени» просто нелепо. Как говорит в одном из своих интервью святейший Патриарх Кирилл, «молитва, это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени». В самом деле, мы не должны молиться в другое, оставшееся от более важных дел время. Мы должны делать другие дела во время, оставшееся от молитвы. Если мы верим в Бога, то крайне нелепо было бы считать что-то другое более важным, чем общение с Ним. Ситуация, когда Творец и Владыка мироздания готов нас выслушать, но у нас находятся более важные дела, поразительна по своей нелепости — но мы ставим себя в нее снова и снова.
Мы чувствуем себя измотанными и забегавшимися, усталыми и раздраженными, и поэтому не молимся — но мы такие измотанные и раздраженные именно потому, что не начинаем наш день с молитвы. Мы должны — как это советуют все учителя молитвы — отложить все, выгородить в своем расписании священное, неприкосновенное время, в которое мы не смеем заниматься ничем своим, а только предстоим перед Богом и взываем к Нему. И пусть земля какое-то время повращается без нас — с ней ничего не случится за эти десять минут.
И тут нам понадобится молитвослов — потому что нам бывает трудно найти слова, мы можем быть слишком сонными, или усталыми, или раздраженными для того, чтобы самим подбирать слова, и нам на помощь приходят святые с их словами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Во-вторых — молитва не есть дело одиночек, даже если человек молится один в глубине пустыни. Молитва всегда вводит нас в общение с Церковью и она всегда есть дело Церкви. Молясь, мы присоединяемся к общему току молитв, восходящих от земли к небу; к тем, кто молится сейчас, к тем, кто молился до этого, в прошедшие века, и к тем, кто еще будет молиться. И молитвы, написанные нашими отцами и старшими братьями в вере — святыми, вводят нас в этот струящийся через века поток. Вера Христова не есть вера отдельно стоящих гордых одиночек, но вера народа Божия, и молясь по молитвослову, мы учимся нашей общей вере, как когда-то учились писать по прописям.
Утреннее и вечернее молитвенное правило в обычном молитвослове довольно длинное — и читать его полностью для человека, только входящего в христианскую жизнь может показаться трудным. Тогда его можно сократить — но очень важно, чтобы мы молились постоянно и упорно, не пропуская ни одного утра и ни одного вечера.
Мы не можем выжить без молитвы — как не можем выжить без дыхания.
Время от Моисея (1550 лет до Р. Х.) до Самуила (1050 лет до Р. Х.) можно назвать первым периодом формирования св. Писания. Боговдохновенный Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: «возьмите сию книгу закона и положите ее по правую сторону ковчега Господа Бога вашего» (Втор. 31:26). Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, — как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он «вписал слова» свои «в книгу закона Божия,» т. е. в Моисееву книгу (Ис. Нав. 24:26). Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он «изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно уже всем известную и до него существовавшую), и положил перед Господом,» т. е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие (1 Цар. 10:25).
В течение времени от Самуила до Вавилонского пленения (589 лет до Р. Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних, как главных авторах еврейской письменности, очень часто говорится в книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних божественных Писаний, выпускать которое дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям — пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р. Х.), с избранными старейшинами, издал книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь-Песней и Екклезиаст.
Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиями тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора ко временам, о которых он повествует.
По отзыву знатоков еврейского языка, самый слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности: месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т. д. месяцами, да и самые книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований, напр. Берешит («вначале» — кн. Бытия), Ве эллэ шемот («и сии суть имена» — кн. Исход), и т. д., как бы в доказательство того, что еще никаких других книг не было, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ко времени Христа Спасителя древнееврейский язык, на котором написан Закон, был уже мертвым языком. Еврейское население Палестины говорило общим для семитических племен языком — арамейским. Христос тоже говорил на этом языке. Те немногие Христовы слова, которые евангелисты приводят буквально: «талифа куми, авва, Елои, Елои, ламма савахвани» — все это арамейские слова. Когда после Иудейской войны прекратилось существование и малых общин иудео-христиан, тогда Священное Писание на еврейском языке совершенно исчезло из христианской среды. Воле Божией было угодно, чтобы, отвергшая Его и изменившая своему назначению, иудейская община оказалась единственной хранительницей Священного Писания на исконном языке, и вопреки своей воле, стала свидетельницей, что все что говорит Христова Церковь относительно древних пророчеств о Христе Спасителе и Божием приготовлении людей к принятию Сына Божия, не измышлено христианами, но является подлинной, многогранно утвержденной истиной.
Книги пророка Моисея или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Исторические книги: книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я, книги Паралипоменон: 1-я и 2-я, Первая книга Ездры, книга Неемии, Вторая книга Есфирь.
Учительные книги (назидательного содержания): книга Иова, Псалтырь, книга притч Соломона, книга Екклезиаст, книга Песни Песней.
Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, Двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Греческой, Русской и некоторых других переводах Библии находятся следующие так именуемые «неканонические» книги. Среди них: книга Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, книга Иисуса сына Сирахова, Вторая и Третья книга Ездры, три Маккавейские книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода 70-ти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии, несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
Итак, Библия есть голос Духа Святого, но Божественный голос звучал через человеческих посредников и человеческими средствами. Поэтому Библия есть книга, имеющая и земную свою историю. Она явилась не сразу. Писалась она многими людьми в течение длительного периода на нескольких языках в разных странах.
Православный христианин никогда не может ни в чем, ни в малом, ни в большом «войти в противоречие с Библией,» счесть хотя бы одно слово устарелым, потерявшим силу, или фальшивым, как уверяют нас протестантские и другие «критики,» враги Божьего слова. «Небо и земля мимо идут, но слова Божии не мимо идут» (Мф. 24:35) и «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лук. 16:17), как сказал Господь.
В разных языках слово «Бог» родственно различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать нечто о свойствах Бога. В древнюю эпоху люди пытались подобрать те слова, при помощи которых они могли бы выразить свое представление о Боге, свой опыт соприкосновения с Божеством.
В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.
Греческое слово theos, по мнению Платона, происходит от глагола theein, означающего «бежать». «Первые из людей, населявших Элладу, почитали только тех богов, которых и теперь еще почитают многие варвары: солнце, луну, землю, звезды, небо. А поскольку они видели, что все это всегда бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали имя богов», — пишет Платон. Иными словами, древние видели в природе, ее круговращении, ее целенаправленном «беге» указания на существование какой-то высшей разумной силы, которую не могли отождествить с единым Богом, но представляли в виде множества божественных сил.
Однако святитель Григорий Богослов наряду с этой этимологией приводит другую: имя theos от глагола ethein — «зажигать», «гореть», «пылать». «Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель», — говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова повторит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29). «Бог есть огонь, а диавол холоден», — пишут святые Варсануфий и Иоанн. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола. призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра».
Преподобный Иоанн Дамаскин дает еще третью этимологию слова theos от theaomai — «созерцать»: «Ибо от Него нельзя что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно получило бытие. «.
На языках германского происхождения слово «Бог» — английское God, немецкое Gott — происходит от глагола, означающего «падать ниц», падать в поклонении. «Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, — говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, — не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас «упал на землю. в трепете и ужасе».
Слово состоит из 7 букв: первая м, вторая о, третья л, четвёртая и, пятая т, шестая в, последняя а,
Слово молитва английскими буквами(транслитом) — molitva
- Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
- Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
- Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
- Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
- Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
- Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
- Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
Существует большое число определений молитвы, которые не во всем совпадают друг с другом. Тем не менее, можно предположить, что следующее определение будет приемлемым для носителей различных точек зрения.
МОЛИТВА МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) — обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам.
МОЛИ́ТВА — важнейший аспект обществ. и частной религ. жизни, ее внутр. таинств. содержание, выраженное в словесной либо мысленной форме. Молитва является также непременным эл-том богослуж. действа…
МОЛИТВА, религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле – обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии.
МОЛИТВА религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии.
Молитва -основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс 5.8; Лк 18.10; Деян 3.1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых.
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13)…
МОЛИТВА, Preces (εὐχή, благодарственная M.— έ̓παινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам…
Молитва Обращение верующего к божеству. В античности М. могла сопровождаться жертвами и дарами. Молящиеся должны были быть ритуально чистыми (открытые ладони должны были быть обращены к небесам или культовым изображениям божества).
МОЛИТВА — обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестеств. силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. — непременная часть религ. культа, обязат. атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников.
МОЛИТВА — обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.
Словарь исторических терминов. — 1998
«А́збучная моли́тва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») — стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин.
Азбучная молитва – первое наряду с «Прогласом к Евангелию» стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262)…
Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989
АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом.
Иисусова молитва короткая молитва с обращением ко Господу Богу и произносимая многократно и продолжительное время. Так, призывание имени Божьего есть в таких молитвах, как «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий»…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Молитва Иисусова См. раздел ИСИХАЗМ (ИИСУСОВА МОЛИТВА). . Молитва Иисусова – краткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит…
Православная энциклопедия «Азбука веры»
Молитва Иисусова краткая М. Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш (или Сыне Божий); помилуй мя грешного». Раскольники требуют непременно чтения «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» и т. д., утверждая, что словами…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА [εὐχὴ ὀπισθάμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εὐχὴ ἐπισθάμβωνος или τῆς ἀπολύσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии, перед Пс 33.
Заамвонная молитва читается в првсл. црк. в самом конце литургии, пред «отпустом». Заамвонною она называется потому, что для произнесения ее священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ которого называется амвоном.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Заамвонная молитва — молитва, читаемая священником в конце литургии (для ее произнесения он выходит из алтаря, спускается с амвона и оборачивается к открытым Царским вратам).
Входные молитвы Входные молитвы [церковнослав. ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св.
Вхо́дные молитвы в православном богослужении — молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Надпись на груди, молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий Помилуй Мя Грешнаго».
Юлия Савичева перевоплотилась в Людмилу Гурченко, исполнив ее песню «Молитва».
Вера в Бога и молитва существенно расширяют диапазон восприятия этого мира.
И наши действия, наши поступки, наша молитва будут играть большое значение.
В этот древний праздник происходит первая после Пасхи молитва за умерших.
Молитва тихо и неприметно меняет существо человека.
Но намерение, с которым они приехали было не только коллективная молитва.
МОЛИТВА (от глаголов «молить», «умолять») — обращение человека к высшим духовным силам, общение с ними; универсальная форма религиозной жизни.
Вербальная молитва может сочетаться с пением, танцами, особыми жестами и другими обрядовыми действиями.
Молитва — одно из характерных отличий религии от магии (колдовства). В отличие от колдуна, молящийся обращается к высшему началу с просьбой, благодарением, восхвалением, считая адресата своей молитвой независимым и превосходящим его самого, свободным ответить или не ответить на молитву.
Эволюционистская теория Дж. Фрэзера, утверждающая, что религия возникает из магии и, соответственно, молитва — из магического заклинания, ныне имеет мало сторонников. Её опровергает практически доказанное сосуществование магии и религии у всех народов, присутствие заклинаний и молитва во всех религиозных практиках.
Также немного сторонников у теории анимизма Э. Тайлора, полагающей, что первоначально молитвы имели исключительно просительный характер и касались земных благ, часто следуя принципу взаимообмена. Существующие во всех религиозных практиках просительные молитвы обычно соединяются с молитвами восхваления, благодарения, им часто предшествуют покаянные молитвы и плачи.
Существование молитв в глубокой древности у людей дописьменной эпохи косвенно подтверждается изобразительными памятниками: отпечатки ладоней на стенах пещер (верхний палеолит), которые могут трактоваться как знак личной причастности святыне; изображения людей в характерных для молитвы позах (росписи Чатал-Хююка; средний неолит).
О всеобщности молитвы свидетельствуют первые тексты и воспоминания ранних письменных цивилизаций о дописьменном времени. Так, согласно английскому издателю шумерских литургических текстов С. Лангдону (начало XX века), молитвенные тексты на шумерском, древнейшем письменном языке Месопотамии (III тысячилетие до н. э.), намного чаще имеют просительный, покаянный или хвалебный характер, чем более поздние тексты на семитских языках Месопотамии (если это не переводы с шумерского), в которых преобладают речения магического типа.
Древне-египетские литургичекие тексты III тысячилетия до н. э. (Тексты пирамид) не содержат молитвы, однако обычно относимые к этому же времени египетские дидактические тексты говорят о молитве как о необходимом моменте в отношениях человека и Бога («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну царевичу Мерикара»). В древне-египетских гимнах Среднего царства (начало II тысячилетия до н. э.) о молитве говорится уже вполне определённо, ещё более полно свидетельствуют о молитве гимны Нового царства (конец II тысячилетия до н. э.). Ряд гимнов Ригведы (II тысячилетие до н. э.), особенно обращённые к Варуне, имеют ярко выраженный молитвенный характер (7:88, 89).
Во всех современных религиях, где присутствует объект молитвы (его нет в буддизме тхеравады), молитва не только рекомендуется, но и предписана. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь», — говорит апостолам Иисус Христос (Лк. 21:36). «Молитесь непрестанно», — учит первых христиан апостол Павел (1 Фес. 5:17). «Вспоминайте Бога частыми воспоминаниями: хвалите Его утром и вечером, Его, Который благословляет вас», — повелевает Коран (33:41–42).
Молитва может быть коллективной и личной. Широкий спектр молитвенных практик представлен в индуизме: от молитвы как элемента ритуала до молчаливой молитвы, совершаемой только дыханием (ритмом вдохов и выдохов — праны и апаны) в полном уединении. Личные и общественные молитвы имели место в Ветхом Завете.
В современном иудаизме каждую утреннюю и вечернюю службы читаются молитвы благословения («Барху»), три раза в день читается амида, состоящая из 18 благословений, — главная общественная молитва иудаизма.
В Евангелии Христос, с одной стороны, рекомендует молиться тайно, затворив двери своей комнаты и не уподобляясь лицемерам, молящимся напоказ (Мф. 6:6), с другой стороны, Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
В Русской православной церкви в XX веке вошли в практику коллективные молитвы всех собравшихся в храме: пение всем собранием, а не только хором «Отче наш», других молитв, часто общее чтение (не только священником) заключительной молитвой перед причащением («Верую, Господи, и исповедую…»).
В исламе тайная молитва, часто без произнесения слов (зикр), обязательно сочетается с коллективной молитвой. Наличие общественной и личной (часто тайной) форм молитвы может считаться указанием на два аспекта личности молящегося — как части целокупности мира и человечества и как индивидуальной души, ведущей диалог с Богом (в индуизме — Атмана, индивидуально переживающего свою идентичность с Брахманом).
Согласно большинству учений о молитве, Бог ждёт от молящегося только отдания Ему своей воли (души), все же возможные прошения и иные слова Бог знает ещё до того, как они произнесены. «Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). «На одно твоё слово — Аллах! — Моё — Вот Я» (перс. суфий, поэт-мистик Джалал ад-Дин Руми, XIII век).
Практически во всех религиозных практиках совершенной считается молитва, творящаяся постоянно, причём не устами, а всем естеством человека (сердцем), столь же неотторжимая от него, как и дыхание. «Когда сердце странствует в поминании, а языку повелевает молчать, — ценность такого поминания известна только Богу» (мусульманский мистик Абу Саид Ахмад аль-Харраз, вторая половина IX века).
В отличие от магических практик, молитва, совершаемая только словами без полного внутреннего сосредоточения на объекте молитвы, считается бесполезной. Для полного сосредоточения на молитве, которая должна исходить из сердца молящегося даже во время сна, в различных религиозных традициях используются вспомогательные психофизические средства сосредоточения, например православная практика Иисусовой молитвы.
От молитвы следует отличать созерцание (медитацию), грань между которыми часто бывает очень тонкой.
В современном религиоведении различают три аспекта молитвы: молитва-текст, молитва-действие и молитва-причина.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва как текст — это собственно слова молитвы, произнесённые или записанные (молитвенники; молитвы, записанные этнологами; молитвы, вкрапленные в различные произведения; записи богослужебных последований). Молитвы как действие — это весь контекст молитв, практически составляющий всю религиозную практику той или иной культуры: предписания для положения тела во время молитвы, ритуальные обстоятельства, предшествующие, сопутствующие и последующие молитвы (чистота, пост, форма одежды и др.), формы коллективных молитвенных собраний, помещения для молитвы и т. д. Молитва как причина (объект) — это всё то, что сказано и написано о ней самими молящимися и богословами той или иной религиозной традиции.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.