Молитва иулиании и евпраксии Московским

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва иулиании и евпраксии московским - подобранную специально для Вас!

МОЛИТВА
ПРЕПОДОБНЫМ ИГУМЕНИИ ИУЛИАНИИ И МОНАХИНИ ЕВПРАКСИИ

О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбях, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних, и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва преподобным игумении Иулиании и монахини Евпраксии. —>

Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшия / и по́двиги и́ноческия Того́ ра́ди поне́сшия, / доброде́тельным житие́м и любо́вию ко всем себе́ украси́вшия, / преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е. / Во гра́де Москве́ пе́рвыя оби́тели деви́ческия / устрои́тельницы яви́стеся / и трудо́в и по́двигов бра́та ва́шего святи́теля Алекси́я / ревни́тельницы показа́стеся. / Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ним торжеству́юще, / моли́те гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися, / оби́тели ва́шей сохрани́тися // и спасти́ся душа́м на́шим.

Что вас нарече́м, богому́дрыя Иулиани́е и Евпракси́е? / Немощны́й сосу́д естество́м, / но по́двиги и труды́ му́жески понесо́сте; / преподо́бныя жены́, / но сла́вы отце́в вои́стину сподо́бистеся; / от земны́х ро́да блага́го, / но Небе́снаго Оте́чества достиго́сте. // Моли́те усе́рдно Влады́ку Христа́ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские являются основательницами Зачатьевского Алексеевского женского монастыря в Москве.

Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Монахини Иулиания и Евпраксия решили основать в Москве женский монастырь. Из любви к старшему брату – митрополиту Алексию – они пожелали устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, Небесного покровителя их брата. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля близ Москвы-реки находились владения, подаренные святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Большую часть этих земель занимали луга с сенокосами, отчего урочище получило название Остожье, Стоженец, Остоженка. Место было уединенным, что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко от Кремля, где жил Великий Князь и можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой – Москвой-рекой. Здесь было село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением и иждивением его в 1360 году был основан первый женский монастырь.

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келлий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве – стародевичьим. Святитель Алексий пожелал в новосозданной обители установить общежительство. В это время общежительный устав уже был введен в монастыре преподобного Сергия.

Повелением митрополита для обители из всех московских монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста – числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство. Вклады в пользу святой обители от людей всех сословий способствовали укреплению и известности монастыря.

Игумения Иулиания смогла объединить своим мудрым управлением различных по происхождению и мирским привычкам сестер в духовную семью. Она обучала монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей игумении Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, а около южной части ограды была выстроена келлия, в которой он часто останавливался.

Преподобные матушки имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы прийти на помощь голодным, убогим, обездоленным. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Более тридцати лет преподобные сестры в кротости и смирении соделывали свое спасение в тихой обители.

3 мая 1393 года, в субботу четвертой недели по Пасхе, игумения Иулиания скончалась и была погребена около монастырского храма. Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.

После кончины игумения Иулиания и монахиня Евпраксия не оставили созданной ими обители. Множество чудес и исцелений совершается в ответ на молитвы обращающихся к ним за помощью.

3 мая 2001 года преподобные Иулиания и Евпраксия были прославлены в лике святых.

Тропарь и кондак преподобным Иулиании и Евпраксии рассмотрены Синодальной Богослужебной комиссией и утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года.

Источник: одноименная книга. Издательство Зачатьевского монастыря, Москва, 2001 г.

ЖИТИЕ ПЕРВОЙ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ЗАЧАТЬЕВСКОГО (АЛЕКСЕЕВСКОГО) МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНИИ ИУЛИАНИИ И МОНАХИНИ ЕВПРАКСИИ,
РОДНЫХ СЕСТЕР СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА, И ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ПО ИХ МОЛИТВАМ

От издательства


Житие
Описание чудес. Часть 1.
Описание чудес. Часть 2.
Молитва преподобным Иулиании и Евпраксии.
О монастыре.

Лишь с закрытием обители в 1925 году была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих.

Продолжение: Описание чудес

Житие игумении Иулиании и монахини Евпраксии, преподобных Зачатьевского монастыря.Описание чудес.

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.

В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.

Читайте так же:  Заговоры молитвы на крепкое здоровье

Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла «от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на». Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.

Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.

Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.

Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.

Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.

Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.

Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

Страница: 1 2 3 4 5 6 Все
Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена, княгиня Ольга, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона, или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна.

Х ристу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшия/ и по́двиги и́ноческия Того́ ра́ди поне́сшия,/ доброде́тельным житие́м и любо́вию ко всем/ себе́ украси́вшия, преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ пе́рвыя оби́тели деви́ческия/ устрои́тельницы яви́стеся/ и трудо́в и по́двигов бра́та ва́шего святи́теля Алекси́я/ ревни́тельницы показа́стеся./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ним торжеству́юще,/ моли́те гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися,/ оби́тели ва́шей сохрани́тися// и спасти́ся душа́м на́шим.

Х ристу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшия,/ преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и бра́ту ва́шему, святи́телю Алекси́ю, в по́двизех подража́сте./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ним торжеству́юще,/ моли́те оби́тели ва́шей сохрани́тися,/ гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися // и спасти́ся душа́м на́шим.

Ч то вас нарече́м, богому́дрыя Иулиани́е и Евпракси́е?/ Немощны́й сосу́д естество́м,/ но по́двиги и труды́ му́жески понесо́сте;/ смире́нныя жены́,/ но сла́вы отце́в вои́стину сподо́бистеся;/ ро́да честна́го от земны́х,/ но умале́нием себе́ Небе́снаго оте́чества достиго́сте.// Моли́те усе́рдно Влады́ку Христа́ спасти́ся душа́м на́шим.

О преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е, подви́жницы Христо́вы, и́нокинь моско́вских наста́вницы и всех прибега́ющих к вам ско́рыя помо́щницы! Вы от ю́ности Бо́га возлюби́вша, и́ноческаго жития́ возжела́ли есте́ и благослове́нием митрополи́та Алекси́я, свята́го бра́та ва́шего, оби́тель деви́чию устро́или есте́. В не́йже, усе́рдно потруди́вшася, моли́твою, посто́м и бде́нием сердца́ очи́стили есте́ и о́браз благонра́ваго жития́ показа́ли есте́. Те́мже, я́ко име́юща дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Спа́су, не оста́вите ме́ста сего́ свята́го и и́нокинь, ча́ющих ва́шея по́мощи и заступле́ния. Сохрани́те град Москву́ от вся́ких бед и напа́стей, междоусо́бныя бра́ни и наше́ствия иноплеме́нников. Нам же, почита́ющим вас любо́вию, да́руйте мир и единомы́слие, да, ва́шими моли́твами соблюда́еми и сохраня́еми, испове́дуем Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

О , преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е, а́ще и сконча́ли свою́ вре́менную жизнь, но ду́хом свои́м не отступа́йте от ме́ста сего́ свята́го. Мо́лим вы, име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Спа́су и Пречи́стой Его́ Ма́тери, принеси́те к престо́лу Царя́ всех на́ши недосто́йныя и гре́шныя моле́ния о ско́рбях, ну́ждах и напа́стях на́ших; не оста́вьте ва́шею по́мощию. Укрепи́те нас ше́ствовать по стезя́м за́поведей Госпо́дних, и безро́потно нести́ крест свой до конца́. Сохрани́те нас от враго́в ви́димых и неви́димых. Да́руйте нам христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шном Суде́ Христо́вом яви́тесь на́шими засту́пницами и хода́таицами. Да ва́шими моли́твами соблюда́еми и сохраня́еми пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.

В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.

Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла «от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на». Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.

Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.

Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.

Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.

Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.

Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.

Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.

Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

Видео (кликните для воспроизведения).

Я́ ко апо́столом сопресто́льна,/ и врача́ предо́бра, и служи́теля благоприя́тна,/ к ра́це твое́й честне́й притека́юще, святи́телю Алекси́е Богому́дре, чудотво́рче,/ соше́дшеся, любо́вию в па́мять твою́ све́тло пра́зднуем,/ в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся и Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний // и гра́ду твоему́ вели́кое утвержде́ние.

А по́стольских догма́т опа́сна храни́теля,/ Це́ркве росси́йския па́стыря и учи́теля,/ преблаже́ннаго Але́ксия святи́теля па́мять пра́зднующе,/ славосло́вим Христа́ Бо́га на́шего пе́сньми достодо́лжными,/ дарова́вшаго нам уго́дника Своего́,/ я́ко оби́льный исто́чник, точа́щ врачева́ния,// гра́ду же Москве́ похвалу́ и утвержде́ние.

Я́ ко светоно́сная возсия́ днесь па́мять твоя́, сла́вне, / ве́рных озаря́ющи ду́ши и телеса́, / и исцеле́ния струи́ Богоприя́тными ти моли́твами источа́еши, / о́тче святи́телю Алекси́е, / те́мже тя мо́лим, я́ко архиере́ом сопресто́льна и чудоде́йственника изря́дна, / и́же Христо́ву Престо́лу предстоя́й, // о нас не оскудева́й моля́ся спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь обретению мощей, глас 2:

Я́ ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е:/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва прославля́ющему святы́я Своя́.

А по́стольских прее́мников архиере́ев сопресто́льниче,/ Росси́и всея́ па́стырю и учи́телю,/ всеблаже́нне о́тче Алекси́е,/ Влады́це всех моли́ся/ мир па́стве твое́й дарова́ти,/ и спасе́ние душа́м,// и ве́лию ми́лость.

С вы́ше от Бо́га глас глаго́лющ услы́шав,/ от ю́ности подвиза́вся, му́дре,/ в моли́твах, и во умиле́нии, и слеза́х,/ во бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв доброде́тели,/ отоню́дуже и дом Ду́ху Пречи́стому яви́ся./ Сего́ ра́ди Ру́сския митропо́лии архиере́йским са́ном почте́н быв,/ Христо́во ста́до упа́сл еси́ до́бре,/ ерети́ческая нападе́ния, не усумне́ся, отрази́/ и це́ркви воздви́же Христо́ви, святи́телю Алекси́е,/ и́ночествующих ли́ки собра́/ и сих Христо́ви приве́л еси́./ У́мре же, яви́ся, я́ко спящ,/ цел соблюде́н бысть пред мно́гими ле́ты,/ подава́я цельбы́ боля́щим./ Тем мо́лим тя:/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ град твой Москву́ неврежде́н // и страну́ и правосла́вныя лю́ди по вели́цей Его́ ми́лости.

Б оже́ственнаго и пречестна́го святи́теля Христо́ва,/ но́ваго чудотво́рца Але́ксия,/ ве́рно вси пою́ще, лю́дие, любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́каго,/ служи́теля же и учи́теля прему́дра земли́ Росси́йстей./ Днесь, в па́мять его прите́кше,/ ра́достно возопие́м песнь Богоно́сному:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ многообра́зных нас изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Ин кондак обретению мощей, глас 8:

Я́ ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны,/ святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем:/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Росси́и.

Я́ ко светоно́сная па́мять святи́теля / всем разруши́ уны́ние / и свет облиста́ Небе́сных даро́в, / всех созыва́ющи на весе́лие: / от Бо́га бо, святи́телю Алекси́е, благода́ть обре́те прогони́ти неду́ги / и вся челове́ки исцеля́ти, // и мни́хом же степе́нь показа́ся.

О свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Алекси́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас (имена), с ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́ку страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и я́коже исцеле́нием от слепоты́ цари́цы ага́рянския спасл еси́ оте́чество твое́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и на Стра́шнем суди́ще Свое́м сподо́бит десна́го стоя́ния со все́ми святы́ми. Ами́нь.

В день 15-летия прославления прпп. Иулиании и Евпраксии Московских архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Зачатьевском монастыре

16 мая 2016 года, в день 15-летия со дня прославления преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии, основательниц первой в Москве женской Зачатьевской обители, в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялся престольный праздник.

Накануне, 15 мая, в обители были отслужены молебен с водосвятием и акафистом преподобным Иулиании и Евпраксии и Всенощное бдение с литией.

К праздничному дню подготовлено иллюстрированное издание акафиста прпп. Иулиании и Евпраксии в новой редакции, утвержденной на заседании Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года (журнал № 16).

В сам день праздника в Зачатьевской обители были совершены две Божественные литургии: ранняя в приделе Преподобных Иулиании и Евпраксии собора Рождества Пресвятой Богородицы и поздняя.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла позднюю Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Варфоломей (Петров); протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязях у Покровских ворот; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского Елоховского кафедрального собора Москвы.

За богослужением молились: заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами; настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря в с. Орша Тверской епархии игумения Евпраксия (Инбер); настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми).

Церковные песнопения исполнил хор Зачатьевской обители под управлением регента монахини Сергии (Газарян).

По окончании Литургии владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день памяти преподобных Евпраксии и Иулиании Московских, мы с вами молились в этом святом храме. Молились и благодарили Бога за его неизреченные милости и чудеса, которые мы видим, но большей частью – не видим. Ибо, что Господь ни делает, Он делает к нашему спасению – именно в этом заключается наша вера. Видимая неправда, видимое зло, с которыми мы встречаемся, часто служат к нашему вразумлению и нашему спасению, потому-то мы всегда за всё благодарим Бога.

День празднования преподобных Евпраксии и Иулиании совпал с Неделей жен-мироносец. Это неслучайное совпадение – оно очень знаменательно и многозначительно. Жены-мироносицы, следовавшие за Христом Спасителем, во время Его земной жизни всегда были рядом с Ним, но их никто особо не видел, и о них не говорили. Но вместе с тем мы понимаем, что их молитва, их труд облегчали проповедь и труды Спасителя и апостолов. В самое трудное время – в часы Голгофы – именно жены-мироносицы были рядом; они никого не боялись, они любили Христа, и потому они были с Ним: были с Ним в славе и были с Ним при Кресте. Они первые услышали весть о том, что Христос воскрес, и этой вестью поделились с апостолами Христовыми. И они, как сказано в Евангелии, еще “не верующими бывши и чудящимися от радости“, дождались Пятидесятницы и, преисполненные Духа Святого, пошли во весь мир и проповедали слово Христово.

Преподобные Иулиания и Евпраксия были рядом со святым своим братом святителем Алексием, митрополитом Московским. Вся его жизнь была подвигом, служением Православной Церкви и Руси Православной. Ему, наверное, часто было очень нелегко, он искал уединения и тишины, потому-то он благословил своим сестрам создать эту обитель. И здесь он находил утешение и отдохновение от своих трудов. И преподобные Иулиания и Евпраксия были такими же женами-мироносицами, они так же самоотверженно служили брату своему святителю Алексию.

У каждого из нас есть ближние и дальние, и благословен человек, который не ищет славы своей, который не ждет, что ему будут служить, и не заставляет служить себе. Благословен и счастлив человек, который стремится послужить ближнему своему, послужить и потрудиться, ибо тот, кто отдает, тому и воздается. Благословен человек, который понимает эту простую истину, что наше счастье, наша радость, даже земная радость, заключаются в нашем служении. И у нас есть великие примеры людей и в истории Церкви Русской, и в истории государства Российского, которые свои жизни посвятили служению ближнему. Мы помним этих людей, и “память их в род и в род“, и имена их как звезды небесные и как песок морской. И Господь призывает и нас к этому: не жить для себя, не жить собой, не жить своими проблемами, а жить ближними своими, уподобиться святым Божиим, которые угодили Богу своим служением.

Всех вас поздравляю с праздником. Матушке игумении, сестрам, паломникам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл просил передать свое Патриаршее благословение и благодарность за ваши святые молитвы, неустанные и денно и нощно, за ваши труды, за то, что при вас благословением Божиим благоукрашается обитель, а люди, приходящие сюда, находят утешение и утешаются той благодатью, которую Господь по вашим молитвам обильно посылает в сие святое место.

Молитвами преподобных Иулиании и Евпраксии и святителя Алексия, митрополита Московского, Господь да поставит нас и утвердит тех, кто уже стоит, на пути самоотверженного служения ближним своим. Аминь».

За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение основательницы Зачатьевской обители преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия еще при жизни почитались в народе как святые. С тех пор их молитвами совершалось множество чудес и исцелений, и к началу XX века были подготовлены документы для канонизации, но трагические события 1917 года помешали осуществиться этому благому делу.

Почти сразу после открытия монастыря стали готовиться документы к прославлению его основательниц. После продолжительного ожидания 6 марта 2000 года документы были утверждены Святейшим Патриархом Алексием II и Комиссией по канонизации святых. Были написаны тропарь, кондак и величание преподобным матушкам; составлена служба и издано краткое житие.

День прославления преподобных матушек в лике местночтимых святых Русской Православной Церкви – 16 мая 2001 года – был приурочен ко дню преставления игумении Иулиании (†16 мая 1393 г.).

24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе было совершено причисление святых основательниц обители к лику общецерковных святых. Отныне молитвенное обращение к преподобным матушкам стало возможным во всех епархиях Русской Православной Церкви.

В обитель, где особо почитаются чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» и место, где покоятся мощи преподобных Иулиании и Евпраксии, не иссякает поток богомольцев, чающих помощи Божией и получающих ее молитвами и предстательством Царицы Небесной и преподобных Иулиании и Евпраксии.

Ежедневно перед гробницей совершается молебен преподобным Иулиании и Евпраксии Московским.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Преподобные Иулиания и Евпраксия

Преподобные Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.

В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия — покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Местность это в то время было частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец, ныне Остоженка (сено, складываемое в стога). Место это было уединенным, тихим, что являлось очень благоприятным для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, давно уже не существующая, с другой — Москва река.

Первой игуменией обители стала Иулиания. Летопись того времени говорит, что она была «от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна». Однако, очень распространено предание, что первой игуменией обители была одна из сестер святителя Алексия. Вся проникнутая духом христианского благочестия, она мудро руководила вверенными ей сестрами, обучая их монашескому жительству не только повелением и советом, но и личным примером.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Сестры святителя Алексия просияли подвижнической жизнью. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение еще при жизни они почитались в народе как святые.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Скончалась любимая всеми игумения в 1393 году в четвертую субботу по Пасхе, в ночь на 3 мая 1393 г. и была погребена близ храма.

Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 г., на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

И после кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться. Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено в 2000 году.

Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских совершается 3 (16) мая.

(† 1393, Москва) и ЕВПРАКСИЯ († кон. XIV-XV в. Москва), преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых), Московские. И.- игумения московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря, Е.- насельница обители. Некролог И. содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина (как установил В. А. Кучкин, данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». И. в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» ( Присёлков. 2002. С. 442).

Сведения об И. и Е. сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что И. происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова — боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что И. и Е. были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых.

И. приняла монашеский постриг в кон. 50-х гг. XIV в., возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в 1-й пол. 50-х гг. Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в., по всей видимости по благословению митр. Алексия, И. ввела общежительный устав в Алексиевском мон-ре — одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей ок. 1358 г. или, возможно, вскоре после основания московского Чудова мон-ря (1365). Эта ответственная миссия И. дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при И. 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского мон-ря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство мон-рю со стороны предстоятеля Церкви.

В Троицкой летописи сообщается, что И. была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексиевском мон-ре. Л. А. Беляев считает, что Алексиевский мон-рь был создан на месте, где в наст. время находится московский Зачатия Анной праведной Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ Остоженки), основанный в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. ( Беляев Л. А. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь: [Разделы] Древнейшая история места; История мон-ря // ПЭ. Т. 19. С. 715-718).

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась И. и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский мон-рь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению И. и Е. как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение «прославить в лике общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви» И. и Е., установив днем их памяти 3(16) мая. На заседании Свящ. Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба И. и Е.

Изображения И. и Е. существовали до церковного прославления святых. В XIX в. их надгробные плиты покрывали 2 рамы, где «на полотне» были написаны изображения предполагаемых основательниц (Метрика для имп. АХ. 1887 г.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145; ПЭ. Т. 19. С. 721). В нач. XX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря в приделе Казанской иконы Божией Матери на гробнице И. и Е. находились их ростовые образы без нимбов (известны по фотографии нач. XX в., см.: Первый на Москве. 2010. С. 29; в наст. время репродукция с фотографии помещена над ракой с мощами святых).

Уникальным свидетельством местного почитания И. и Е. в кон. XIX — нач. XX в. является маленькая икона этого времени, выполненная в технике масляной живописи, вероятно, в Зачатьевском монастыре. На ней благословляющий свт. Алексий, митр. Московский, предстоит гробнице преподобных в повороте вправо, левая рука покрыта омофором. И. и Е. изображены на гробнице в черных монашеских одеждах, со скрещенными на груди руками, без нимбов; ноги святых закрывает серо-коричневый покров. Мелкие надписи над их головами, сделанные белилами, прочитываются с трудом. В правом верхнем углу в облаках изображен Спаситель. Эта икона, по свидетельству насельниц, была сохранена во время разорения обители большевиками и ныне находится в Зачатьевском мон-ре (Там же. С. 33).

К канонизации святых в 2001 г. был написан образ (иконописец М. В. Цех), на к-ром И. и Е. представлены в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, благословляющему обеими руками. Преподобные изображены в охристых рясах, темно-синих схимах и куколях, мантия И. темно-зеленая, мантия Е. коричневая. И. правой рукой опирается на игуменский посох. Святые стоят на разных берегах реки Москвы, между ними на золотом фоне — Зачатьевский мон-рь в виде каменного храма, окруженного деревянными стенами и постройками. 16 мая 2001 г. в день прославления И. и Е. Патриарх Алексий II этой иконой благословлял молящихся; ныне она находится на сев. стене притвора монастырской ц. Сошествия Св. Духа.

Единоличные ростовые парные образы святых располагаются по сторонам входа на фасаде храма Покрова Пресв. Богородицы в Барвихе (подворье Зачатьевского мон-ря в Одинцовском р-не Московской обл.). И. изображена слева в оливковой рясе и красно-коричневой мантии, с посохом игуменьи в левой руке, в правой — развернутый вверх свиток. Е. представлена справа в светлой охристой рясе и темно-коричневой мантии, ее правая рука поднята к груди, в опущенной левой — свиток с текстом. Ростовые парные иконы подобной иконографии (2008) находятся в трапезной Зачатьевского мон-ря; на свитках преподобных жен тексты: « » (у И.), « » (у Е.). На храмовой иконе (2011, иконописец Л. Н. Шеховцова) в иконостасе придела, освященного во имя И. и. Е. в Рождественском соборе, преподобные изображены в монашеских одеяниях, держат в руках модель обители (совр. вид).

Молитва иулиании и евпраксии Московским
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here