Молитвы, которыми молились
Молитва святителю Николаю
Святитель Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не промолчи, вопия ко Владыце всех, Ему же предстоиши со всеми святыми.
Молитва преподобного Силуана Афонского
Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему. Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а судить строго.
Молитва на благословение пищи и пития
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистый Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (Крестить пищу и питие).
Молитва об избавлении от искушений
преп. Симеона Нового Богослова
Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.
Молитва за умирающего
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, заступи, спаси, помилуй и сохрани Боже, Твоею благодатию душу раба Твоего (имя), грехи юности и неведения его не помяни, и даруй ему кончину христианскую, непостыдну и мирну, и да не узрит душа его мрачного взора лукавых демонов, да приимут в Ангели Твои светлии и просветлии, и на Страшном Суде Твоем милостив ему буди, ибо Твое есть единого Господа, еже миловати и спасати нас.
Молитва болящего первая
Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многия грехов моих.
Молитва болящего вторая
Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен, помози мне терпеть и благодарить Твою благость.
Молитва за заблудших
Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва Владычице Богородице
Владычице, приими молитвы раб Твоих за недугующих неверием (имена) и избави их от слепоты душевной, да узрят свет Веры Божественной, да вси обратятся в недра Матери Церкви и избавятся всякия нужды и печали.
Молитва за детей
Владыко Господи Вседержителю, буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению, сохрани их под кровом Твоим, покрый их от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзни им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их.
Молитва, если кто непослушлив,
св. преподобного Силуана Афонского
Господи, вразуми раба Своего, Ты любишь его.
Молитва во время искушений
Господи, избави мя от всякого искушения.
Молитва при выходе из дома в путешествие
или на работу
Господи, направи ко благу путь мой.
Молитва при прохождении мимо церкви, часовни,
икон и Св. Креста на пути
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Молитва против помыслов тщеславия и гордости
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Молитва прежде, чем выйти из дома
«Богородице». и «Достойно есть»
Молитва за клеветников и обидчиков
Господи, помилуй их, не ведают бо, что творят.
Молитва за гонителей и презрителей веры
Господи! Обрати к Тебе и сердца врагов наших, и, если не возможно уже ожесточенным обратиться, то положи преграду зла их и защити от них избранных Твоих.
Молитва, когда согрешишь или ошибешься
Оскорбил Тебя, Спасителя моего, прости меня.
Молитва об отпущении грехов юности
Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, ради благости Твоея, Господи.
Молитва к Божией Матери от преждевременной смерти
О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.
Молитва Господу об избавлении от внезапной смерти
Помышляю день судный и сокрытый от меня час моего исхождения из тела, плачу о содеянных мною грехах и, взирая на ожидающую меня землю, как из предверия гроба моего, вопию: Ты, Всеблагий Господи Иисусе, в час исхода моего из жизни сей и в последующие за оным часы, о, Иисусе, Сыне Божий, живых и мертвых упование, Иисусе Сладчайший не остави меня, но помилуй меня.
(Полезно произносить на каждом часе).
Молитва о примирении находящихся в ссоре людей
Благодарим Тя, Владыко человеколюбче. Царя веков и Подателю благих, разрушившего вражды средостения, и мир подавшего роду человеческому, даровавшего и ныне мир рабом Твоим (имярек). Вкорени в них страх Твой, и друг к другу любовь утверди. Угаси всякую распрю, отьими вся разногласия, соблазны, яко ты еси Мир наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва за злобного
Господи, благосотвори раба Твоего (имярек) благодатию Твоею.
Подобает ведати, како начати правило свое в келии. Став убо на обычном своем месте, сотвори со смирением сердца и сокрушенным помыслом поклоны до земли, глаголя сице:
Посем, молитва святаго Макария, 1-я
Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Молитва 2-я, святаго Исаака Сириянина
Господи Исусе Христе Боже мой, посещаяи тварь Свою, Тебе явлены страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам, Владыко, покрый мя от злобы его, занеже сила его крепка и естество мое страстно, и сила немощна. Ты убо Благии, ведыи немощь мою, иже нося неудобьство безсилия моего, сохрани мя от помысла смущена, и потопа страстей, и достойна мя сотвори, сея службы святыя, да не како в страстех моих растлю сладость ея, и обрящуся безстуден пред Тобою и дерзостив. Но милостию Си помилуй мя, яко благословен еси во веки. Аминь.
Молитва 3-я, святаго Стефана Фивейскаго
Владыко Господи Исусе Христе, Боже мой, Ты Помощник ми буди, в руку Твоею аз, да не оставиши мене согрешати, яко прельщен есмь, да не оставиши мене последовати хотению моему лукавому, да не оставиши мене погибнути во гресех моих, ущедри создание Свое, не отверзи мене от лица Твоего грех ради моих, яко к Тебе прибегох, исцели душу мою, яко согреших Ти, пред Тобою суть вси оскорбляющие мя, и ищущие дущу мою изъяти ю, и несть ми прибежища иного, токмо к Тебе Господи, Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко Ты еси Господи, сильныи во всяческих. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Молитва 4-я, святаго Иоанна Златоустаго
Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя, понеже бо аз яко кал любовещныи, греховную скверну желаю, но Ты яко Благ и Всесилен, можеши ми возбранити. Аще бо праведнаго помилуеши, ничтоже велие, ащи чистаго спасеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея. Но на мне паче Владыко, окаяннем и грешнем и сквернем удиви милость Свою, покажи благоутробие Свое, Тебе бо оставлен есмь нищии, обнищав всеми благими делы. Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко благословен еси во веки. Аминь.
Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити от Твоея воли. И не отверзи убогия молитвы моея от Твоего лица, но услыши Господи, глас молитвы моея, егда молюся Тебе во дни и в нощи, и приими яко избранно кадило, и не возбрани грехов моих ради благости Твоея, но спаси мя имене Твоего ради святаго. Твое бо есть единаго, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.
Таже, помолився, и предочистив себя, целуй крест свой, иже носиши на персех своих, и знаменаяся им, глаголи:
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя, силою Креста живоноснаго Ти.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради. (трижды).
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Таже:
Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.
Приидите поклонимся… трижды.
Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
Символ Веры: Верую во единаго Бога…
Таже, или каноны глаголи, или молитвы Исусовы, или поклоны.
По завершении канонов глаголи:
Достойно есть… Трисвятое. По Отче наш… тропари канонов. Господи, помилуй, 40.
Слава, и ныне, Господи, помилуй, дважды, Господи, благослови (с поклонами).
Неции же глаголют последи, Господи помилуй, 40. Молитвы канонов. И исповедание.
Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Аллилу́ия, глас 6. Стих 1: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене. Стих 2: Поми́луй мя, Го́споди, / я́ко не́мощен е́смь.
Тропари́: Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас:
Сла́ва: Го́споди, поми́луй нас:
И ны́не: Милосе́рдия две́ри:
Стих: Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, / я́ко помно́гу испо́лнихомся уничиже́ния.
О́тче Небе́сный, / Любвеоби́льне, Человеколю́бче, / Ми́лостив, ми́лостив, ми́лостив бу́ди нам, / о, вся Объе́млющий / и всех Прие́млющий!
Стих: Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м: не́сть Бог.
О́тче Небе́сный, / Любвеоби́льне, Человеколю́бче, / Ми́лостив, ми́лостив, ми́лостив бу́ди нам, / о, вся Объе́млющий / и всех Прие́млющий!
Егда́, Судие́, ся́деши я́ко Благоутро́бен, / и пока́жеши стра́шную Сла́ву Твою́, Спа́се: / о, каковы́й страх тогда́, пещи́ горя́щей, // всем боя́щимся нестерпи́маго суди́ща Твоего!
Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, // Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.
Влады́ко, Го́споди, Ми́лостивый и Человеколюби́вый, к Тебе́ взыва́ем: согреши́хом и беззако́нновахом пред Тобо́ю, преступи́хом спаси́тельныя Твоя́ за́поведи и любве́ ева́нгельския отча́явшемуся бра́ту на́шему (отча́явшейся сестре́́ на́шей) не яви́хом. Но не я́ростию Твое́ю обличи́ ны, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жи ны, Человеколю́бче Влады́ко, осла́би, исцели́ серде́чную скорбь на́шу, да победи́т мно́жество щедро́т Твои́х грехо́в на́ших бе́здну, и Твоея́ безчи́сленныя бла́гости пучи́на да покры́ет го́рькое слез на́ших мо́ре.
Ей, Иису́се Сладча́йший, еще́ мо́лим ти ся, пода́ждь рабо́м Твои́м, сро́дником живо́т свой самово́льне сконча́вшаго, в ско́рби их утеше́ние и на ми́лостьТвою́ тве́рдое упова́ние.
Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Моли́тва преподо́бного Льва О́птинского для келе́йного чте́ния
Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Главное делание монаха — это молитва: «Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы». Основой процветания монашеской жизни являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены обителей должны уделять особое внимание.
Молитва соединяет с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, открывает возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его. Через постоянное молитвенное обращение к Богу сохраняется непрестанное памятование о Нем и благоговейное пребывание перед Его очами во всякое время.
По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом». Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.
Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители.
Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.
Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений.
При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью.
Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.
Особое место в молитвенном общении с Богом занимает Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей. Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте.
«Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь и скорее в келию свою возвращайся с покойным духом».
В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.
В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.
Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI вековневно
Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.
Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.
Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.
Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.
Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Богородице Дево».
- «От сна восстав».
- «Помилуй мя, Боже».
- «Верую».
- «Боже, очисти».
- «К Тебе, Владыко».
- «Святый Ангеле».
- «Пресвятая Владычице».
- Призывание святых молитва за живых и усопших.
Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Помилуй нас, Господи».
- «Боже вечный».
- «Благаго Царя».
- «Ангеле Христов».
- От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.
Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.
Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.
Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.
Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.
Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.
Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.
Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.
Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.
Неопалимая Купина Защита от пожара
Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.
Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:
«Молиться за других — кровь проливать».
А Антоний Сурожский добавляет:
“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.
Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.
И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»
Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.
Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову
Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:
«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».
Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:
«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».
Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»
В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.
В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.
Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.
Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.
Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.
Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.
Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.
Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Богородице Дево».
- «От сна восстав».
- «Помилуй мя, Боже».
- «Верую».
- «Боже, очисти».
- «К Тебе, Владыко».
- «Святый Ангеле».
- «Пресвятая Владычице».
- Призывание святых молитва за живых и усопших.
Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Помилуй нас, Господи».
- «Боже вечный».
- «Благаго Царя».
- «Ангеле Христов».
- От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.
Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.
Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.
Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.
Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.
Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.
Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.
Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.
Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.
Неопалимая Купина Защита от пожара
Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.
Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:
«Молиться за других — кровь проливать».
А Антоний Сурожский добавляет:
“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.
Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.
И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»
Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.
Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову
Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:
«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».
Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:
«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».
Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»
Молитвослов в современном русском переводе. Издание призвано помочь людям, делающим первые шаги в Церкви и испытывающим затруднения с пониманием наиболее…
«Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение». — Святитель Тихон Задонский.
Избранные молитвословия, прочитанные архиепископом Иларионом (Алфеевым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
«Молитва матери со дна моря достанет», — гласит народная мудрость. По родительским молитвам Господь чудесным образом оберегает и вразумляет детей,…
«Богородичным правилом» называется чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты…
Православный молитвослов для детей до семи лет.
Лития — от греч. литэ — усердное моление. Особый род литии — заупокойная лития — установлен для моления об умершем.
Молитвы в дорогу в исполнении мужского хора под управлением Александра Бордака.
В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на пятнадцать десятков. На каждом десятке…
Пяточисленные молитвы — творение святителя Димитрия Ростовского. Читаются по благословению духовника.
Чтение и пение Валаамского монашеского правила проникнуты особым молитвенным настроением, характерным для повседневного иноческого жития.
Кому могут быть полезны молитвы в аудиоформате: Безусловно, всем людям с плохим зрением или больными глазами. Находящимся в пути (эти…
Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со…
Copyright © 2019 Православные аудиокниги ¦ 
Я только недавно пришла в Церковь, пока еще мало знаю о духовной жизни. Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»? Для чего они нужны? Объясните, пожалуйста.
Инна Сердюк
Отвечает иерей Алексий Малюков:
– Молитва – одна из важнейших духовных практик. Евангелие говорит нам о молитве общественной: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20), и частной, домашней, келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Эти две молитвы идут параллельно, и одна может усиливать другую. Если человек усердно молится дома, то это усердие проявляется и в храме. Вдохновленный же от молитвословий в храме человек может принести этот огонь в свою домашнюю молитву.
Поговорим о келейной, домашней молитве. Здесь очень важно понимать, перед Кем я нахожусь, Кому молюсь, Кого призываю. Так как мы видели из приведенного выше евангельского текста, молитва домашняя – это личное предстояние пред Богом, где кроме вас и Бога никого нет.
Для чего вообще нужна эта тайная встреча?
Когда никто тебя не видит, есть возможность проявить свою искренность, быть честным и испытать себя. Можно сказать все, что думаешь – плакать, кричать и при этом не бояться показаться смешным. Ведь есть такие слова, которые никому, кроме Бога, не скажешь.
«Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9) Бог все знает, видит и слышит. Поэтому духовную жизнь нельзя скрыть, она или есть, или ее нет. Молитва не должна быть актерством или чем-то мнимым. Молитва – это взаимное проникновение нашего желания познать Господа, приблизиться к Богу – и Божьего откровения о Себе.
Как регулярные тренировки делают из музыканта виртуоза, так и постоянное упражнение в молитве меняет и преображает жизнь христианина. Заменить эту духовную практику невозможно ничем. Святые отцы напрямую связывали жизнь человека с его молитвой, они говорили так: «Как человек молится, так и живет, а как живет, так и молится». Привычка молиться дает не только жизнь духу, но и налаживает внешнюю, мирскую жизнь. С утра человек просит благословить новый день, дать всякое устройство в делах, а вечером благодарит Бога, и успокаивается в молитве от дневной суеты.
Для помощи новоначальным и укрепления их молитвенной практики Церковь установила vолитвенное правило.
Молитвенное правило – это минимальный набор необходимых ежедневных утренних и вечерних молитв. Это молитвы угодников Божьих, которые были близки к Богу, и передают нам свой духовный опыт через молитвы, ими составленные.
Конечно, к утренним и вечерним молитвам можно присоединять чтение Евангелия, Псалтыри и добавлять свои личные, сокровенные желания и просьбы.
Важно помнить, что нужно заключать ум в слова молитвы, или по-другому, читать внимательно с благоговением. Потому что любое, даже хорошее дело можно испортить. Можно читать молитву на автоматизме, не вникая в суть прочитанного. Представлять молитву как закон, не как мое желание сказать что-то Богу, а вычитывание ради «галочки».
Святые отцы говорят довольно много о качестве молитвы.
«Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца и оставило на душе глубокое и сильное впечатление» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
«Молитвенное правило домашнее. не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе. Одно нужно иметь во внимании – чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души. Не грешите против себя, позволяя себе рассеивать доброе впечатление от молитв механическим дочитыванием положенных молитв… Всякий может определять по своим обстоятельствам – увеличивать, умалять, передвигать время и место. все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует» (свт. Феофан Затворник).
Итак, молитва домашняя, келейная, есть незаменимая духовная практика, в которую входят утренние и вечерние молитвы. Правило может меняться согласно духовному состоянию христианина, но главное, чтобы оно не потеряло своей глубины, чтобы из поля зрения не вышел сам Бог, к Которому обращены наши молитвы. Только бы наша молитва не стала религиозной отметкой духовной жизни, но была как огонь, пусть и небольшой, – но который рассеивает тьму и показывает направление движения нашей жизни в Боге.
27 июля 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден текст чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго (журнал № 87). Однако не все ясно представляют, что это не «чин отпевания» самоубийц, а именно «чин молитвенного утешения сродников».
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
Слава: Господи, помилуй нас:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Именем Господним благослови, отче.
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
В молитвах чинопоследования мы видим, что священник от лица родственников просит Господа простить их за то что они не уделили должного внимания, любви к своему сроднику. Так же просит исцелить их сердечную скорбь, подать им утешение и твердое упование на Милость Божию. И лишь в молитве предназначенной для келейного чтения, т.е. для домашнего чтения родственниками, просим Господа, чтобы Господь был снисходителен и если возможно, помиловал бы сию погибшую душу и не вменил бы нам во грех эту молитву.
В «Книге Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец» имеется 14-е правило Тимофея, епископа Александрийского, определяющее, в каких случаях можно или нельзя совершать церковное поминовение самоубийц. Приводим его полностью:
Вопрос: Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за такового должно ли быти приношение или нет?
Ответ: О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя [то есть родственники самоубийцы], желая достигнути, да будет приношение и молитва за него [желая добиться церковной молитвы о нем], неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.
То же самое говорит нам современный церковный документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Затрагивая проблему эвтаназии, Собор также цитирует вышеприведенное древнее церковное правило:
Святитель Петр (Могила), Патриарх Адриан (в Указных ст. Правило 24, 698 г.) и многие святители всех времен, обращая свой голос к священникам, которых прежде всего просят родственники совершить отпевание и молитвы о самоубийцах, взывают:
«О иерей! О самоубийцах сказал Христос в Евангелии, когда говорит: «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению…» (Мк. 3:28).Церковь заповедала и утвердила не совершать молитв о самоубийцах. Помни, иерей: всю силу зла направляет сатана на тех, кто совершает поминовение самоубийц. Им пользы никакой, а тебе великий вред. Ты ли милосерднее Бога? Что же на деле свидетельствуешь это, молишь Господа и самой молитвой говоришь: вот я милосерднее Тебя. Ложное милосердие. И за это Бог попускает диаволу возобладать и душой твоей и телом».
Поэтому чинопоследование направлено на утешение сродников и на их исцеление от этой скорби.
О молитве за самоубийц так же писал епископ Феофан, Святитель богомудрый: «Спрашиваете, можно ли молиться за самоубийц? ЦЕРКОВЬ НЕ ВЕЛИТ, как же сыны и дщери будут молиться. Тут проглядывает покушение показать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога… Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единою Главою Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие — живые и умершие. Отшедшие отсюда нераскаянными остаются вне ея и вне Господа Спасителя, Главы ея… О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием».
Видео (кликните для воспроизведения). |
И именно потому, что мы не милосерднее Самого Бога, в молитве для келейного чтения мы и просим не вменить нам во грех сей молитвы.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.