Молитва Крестьянина в 17 веке

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва крестьянина в 17 веке - подобранную специально для Вас!

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В монографии рассмотрены различные стороны крестьянской повседневности конца XIX — начала XX в. на основе архивных материалов. Дан анализ состояния сельских традиций в период модернизации страны. В книге исследованы проблемы хозяйственной деятельности, общинного уклада, правовых воззрений, духовных традиций и семейного быта русского крестьянства. Предназначена для научных работников, студентов, широкого круга читателей, интересующихся вопросами отечественной истории.

Изучение молитвенного опыта сельского населения имеет ряд трудностей, связанных, прежде всего, с источниковой основой исследования. Следуя заповеди Христа, благочестивые люди не афишировали своих молитвенных трудов. Кроме того, молитва среди православного населения империи, приписанного к приходам, официально обязанного раз в год исповедоваться и причащаться, не была исключительным явлением. Поэтому этнографы не часто упоминали о ней.

Практика христианского благочестия подразумевает молитвы как общие, церковные, так и домашние. Следуя слову Священного Писания «непрестанно молитесь…» (1Фес. 5,17), многие благочестивые селяне освящали свою повседневную жизнь молитвой: в начале дня и отходя ко сну, перед едой и после нее, перед началом и по окончании всякого дела.

Каждый день крестьян начинался с молитвы. Встав утром, умывшись, приведя в порядок свой внешний вид, в красном углу перед иконами они творили молитву.

Богу помолись…» — гласил духовный стих, известный среди крестьян Челябинского и Троицкого уездов. Неграмотность и насыщенность жизни хозяйственными делами не позволяли крестьянину вычитывать длинное молитвенное правило. Обращаясь к таким людям, известный в то время священник Иоанн Сергиев (ныне прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский) советовал: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, чем тьмы слов языком… Не могущим вмещать продолжительной молитвы, лучше творить молитвы краткие, но с горячей душой».

Молитвенные обращения зависели и от времени года, и от заведенного в семье обычая. В некоторых семьях утреннюю молитву совершали каждый из членов семьи в отдельности. Зимой молитвы были продолжительнее, летом в разгар страды ограничивались непродолжительным обращением. Вставая на молитву, крестьяне зажигали перед иконами лампады и свечи. По замечанию К.В. Цеханской, для православного христианина зажженная перед иконой свеча – символ любви к Богу, знак веры и надежды на благодатную помощь Господа, всегда получаемую теми, кто с верой и молитвой обращается к Нему. Некоторые священники описывали проявления особого усердия в молитвенном делании. Так, например, священник И. Райский писал, что некоторые из его прихожан клали в красном углу большой камень, на котором молились, стоя на коленях.

Воспитание в детях потребности (необходимости) молиться Богу было основано на личном примере родителей, на включении детей в общую домашнюю молитву, когда она воспринималась как неотъемлемый элемент, обязательный компонент жизни. Это отражено в известной и ныне детской игре «Сорока-воровка кашу варила…», один из вариантов которой был записан в Челябинском уезде этнографом Ястребовым в середине XIX века. Игра-скороговорка заканчивается словами: «Кому спать-ночевать – стелись да ложись, вперед Богу молись».

Относительно знания православным сельским населением молитв существуют разные мнения, но большинство из них сводятся к тому, что «во всем православном населении, особенно в старшем его поколении, замечается недостаток знания истин православной веры, заповедей Божьих и молитв» (по словам преосвященного Иоакима, епископа Оренбургского, 1904).

Были времена, когда русский крестьянин побаловать себя соленым или свежим помидорчиком, отварной картошкой. Древняя Русь питалась хлебом, кашами, молоком, овсяным крутым киселем, репой. Кстати, кисели — блюдо древнейшее. Упоминания киселе встречается своде «Повести временных лет». Употреблять кисели полагалось дни или

Привычным блюдом день считались щи которые иногда заправлялись вдобавок гречневой или
Ломтем круто посоленного ржаного хлеба подкреплялся русич Пшеница была редкостью для стола простого крестьянина полосе России, где выращивать этот злак оказывалось делом непростым условий земель.
К праздничному столу Руси подавали до 30-ти видов пирогов: грибники, курники мясом), и репой, капустой крутыми яйцами.
Наряду популярной была думать, что это только рыбный суп. называли любой суп, быть черной или белой, приправ. Черная с черным перцем. приправ прозывалась «голой».

В отличии Русь дефицита восточных специй. решал проблему поставок перца, корицы, прочих заморских пряностей. века культивировалась огородах горчица. Руси был немыслим без приправ — острых
Не всегда хватало крестьянам зерна. Вспомогательной пищевой культурой картофеля служила русским крестьянам репа. впрок видах. Амбары зажиточного хозяина также полнились горохом, бобами, свеклой, морковью. Русские блюда повара сдабривать перцем, но приправами — чесноком, луком. Королем русских приправ оказывался забористый хрен. кваса

Мясные блюда приготавливали Дичи, рыбы водилось множество. недостатка рябчиках, лебедях никогда Примечено, что до потребление мясной пищи русским народом было гораздо выше, чем в Впрочем, здесь Русь шла тенденцией питания простого народа.
Из напитков все сословия предпочитали ягодные морсы, квасы, крепкие хмельные меды. Водка изготавливалась количестве, пьянство до осуждалось церковью Переводить зерно считалось громадным грехом.
Впрочем, известно. что при дворе царя Алексея Михайловича мастера изготавливали водку которые царь приказывал выращивать аптекарском огороде. Государь потреблял иногда водку можжевельнике, анисе, мяте. Фряжские вина Франции казна царя покупала для официальных приемов количествах. Доставляли их

Быт Древней Руси предполагал особый порядок вкушения пищи. домах трапезу возглавлял глава семейства, никто начать есть без его разрешения. лучшие куски отдавались главному работнику — самому крестьянину-хозяину, восседавшему под иконами Прием пищи начинался молитвы.
В боярских пирах господствовало местничество. Самый уважаемый вельможа пиру сидел по правую руку Государя. первому подносили кубок или медом. В залу сословий женский пол
Интересно, что обед просто так, мимоходом, приходить запрещалось. такой запрет, тот мог поплатиться жизнью — вполне вероятно собаками или медведями. Также правила хорошего тона застолье рекомендовали вкус кушаний, вести себя чинно чтобы под стол пьяным

  • После присоединения Смоленска к Московскому государству в 1514 году, значительная часть служилого класса из Смоленского уезда ушла в Литву и Польшу, а …

«>Смоленское дворянство и Русская Смута — 08/04/2015 14:36
В обществе начала русской государственности женщина пользовалась свободой. Конечно, если верить летописцу 9-го века, у русов, как и у древних римлян, …

«>Условия вступления в брак в Древней Руси диктовала женщина — 04/04/2015 09:42
Хрестоматийным борцом с бородатостью на Руси был царь Петр Первый. Сколько написано о том, как Петр Алексеевич самолично, с безудержной яростью топор …

Читайте так же:  Молитва на победу в конкурсе чтецов

«>Как на Руси бритье бороды вводили? — 29/03/2015 16:11
Имена Кортеса или Писарро, завоевавших с горсткой авантюристов богатейшие страны в Америке, всемирно известны. О них снято немало кинофильмов, сочине …

«>Русские конкистадоры в Сибири: подвиги атамана Стадухина — 27/11/2014 18:45
Поселянин и даже горожанин в Древней Руси предпочитал жилье из дерева. Страна была богата лесом, заготовить бревна мог каждый, если лес оказывался&nbs …

Господь! Ты знаешь обо мне лучше, чем я сам. Я становлюсь старше и буду однажды совсем старым. Сохрани меня от пагубной привычки считать, что я должен высказать что-либо по любому поводу и в любом случае.

Освободи меня от стремления уладить дела каждого.

Сделай меня вдумчивым, но не угрюмым; помогающим, но не повелевающим. Кажется печальным, что весь мой обширный запас мудрости не используется мной, но, Господи, я хочу немногих доброжелателей, наконец.

Сохрани мои мысли от обдумывания бесконечных мелочей, дай мне крылья, чтобы подняться на явлением в целом. Запечатай мои уста для рассказов о моих болезнях и страданиях. Их все больше, и удовольствие перебирать их с годами становится все приятнее. Я не смею просить милости достаточно воспринимать рассказы других, но помоги мне наделить их терпением.

Я не смею просить укрепить память, но пусть возрастает смирение и сникает самоуверенность, когда моя память противоречит памяти других. Преподай мне значительный урок, что иногда я могу впасть в ошибку.

Сохрани во мне умеренную радость. Я не хочу быть Святым — с некоторыми из них так трудно жить, а мрачный старый человек — это одно из завершенных деяний дьявола. Дай мне способность видеть добро во всяких явлениях и таланты во всяких людях. И дай мне, о Господи, благоволение сказать им так.

Повседневными врагами человека в это время были чума, голод и война.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» — этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.

Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.

И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. В Париже, например, произошло шесть эпидемий чумы только за одно столетие XVII века. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. Страшные цифры статистики свидетельствуют: в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).


Русь

После окончания смутного времени и воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова влияние Православной Церкви заметно усилилось. Этому способствовала не только деятельность патриарха Филарета Никитича — родного отца царя, но и возросшая религиозность русского общества. Все, от простого крестьянина до самого царя, понимали, что без помощи Божией и крепкой веры страна не выдержала бы такого страшного испытания, каким была смута.

Однако это не единичный случай проявленного царем смирения. Во время посещения России видным православным иерархом Востока государь лично повел делегацию в одну из странноприимных лечебниц, чтобы тот благословил больных и прочел молитвы над расслабленными. «Войдя, — вспоминает один из приехавших священников, — мы от зловонного запаха не могли ни оставаться в этом помещении, ни смотреть на больных. Всякий раз, когда наш владыка благословлял одного из них, царь вслед за ним подходил к больному и, трижды целуя его, утешал словом сострадания. Итак, от первого до последнего! Мы были поражены при виде такой святости и смирения, тогда как нам хотелось скорее убежать отсюда».

Воспоминания иностранцев приезжавших в Россию в XVII веке пестрят рассказами о царском благочестии, особо отмечая его искренность и рвение к соблюдению церковных предписаний. Это же в свою очередь наложило отпечаток на весь строй общественной жизни Руси. Вот, к примеру, что пишет один испанский путешественник, посетивший Россию в то время: «С наступлением поста трудно найти такого русского, даже в самом высшем обществе, который бы осмелился его не соблюдать. На нарушение поста здесь смотрят как на преступление равное распятию Христа. Лучше умереть, говорят они, чем нарушить пост. И это несмотря на то, что ограничения и запреты в Русской Церкви куда более строгие, чем у других христиан. Даже сам царь превосходит любого из наших монахов своей набожностью и усердием к посту, вкушая скудную пищу лишь через день».

Безусловно, этот пафос нельзя отнести ко всем без исключения русским людям. Однако практически в каждом из воспоминаний иностранцев читается удивительная религиозность русского человека. Весь русский быт во всех его проявлениях был пропитан глубоким религиозным чувством. «Русский крестьянин, — замечает шведский посол, — очень религиозен. Он видит Бога во всех вещах и считает неумным того человека, который не верует в Бога». Ему вторит итальянский путешественник: «Православие, — пишет он, — есть основа жизни России, ее пульс, ее забота о жизни не теперешней, а о небесной. Это особенно заметно у русских святых. Их святость — это не святость наших святых, это действительно истинная и высшая твердыня. Это та трезвенная святость, которая не оставляет никаких сомнений в реальности Бога».

Идеал русского человека создавался на примерах из Евангелия и жизни святых. В результате возникла самобытная духовная традиция, освятившая все стороны бытия русского народа. Эта традиция охватывала проявления как религиозной, так и светской жизни на Руси, и так бросалась в глаза всем приезжавшим на Русь иностранцам. Эту особую традицию можно определить одним словом — русское благочестие!

Как жили крестьяне по сравнению 17-го столетия? Землепашцы страдали которые обрушились правления Годуновых. напряженность. мириться время, когда богачи на никакого внимания.

Русские крестьяне в

  • сельди,
  • треску,
  • нашатырь,
  • железную проволоку,
  • финифть (эмаль),
  • железные гвозди,
  • сусальное золото
  • белила,
  • бумагу,
  • свинец,
  • квасцы,
  • оловянную посуду,
  • медную посуду,
  • темьян (вид ладана),
  • лимоны,
  • сахар,
  • вишни
  • овчины,
  • холст,
  • образа,
  • топоры,
  • рогатины,
  • буравчики

Многие товаров были иностранного происхождения

Смоленск был сухопутным окном если и не Европу, то в прихожую. запиралось крепкий по тому времени замок (каменная крепость, сооруженная талантливейшим русским зодчим Федором Савельичем Конем при Борисе Годунове) очень основательные экономические рогатки.

Дело что в указом московского правительства Смоленск был сделан конечным пунктом торговли для тех иностранных купцов н Литвы, которые везли товары широкого потребления. Позволялось пропускать купцов только роскоши (парча, драгоценные камни что польско-литовские купцы основную массу своих товаров должны были сбывать Смоленске, литовском дворе, и, конечно, голову смоленским купцам. Львиная доля прибыли при такой системе торговли попадала смоленских купцов.

Польша дипломатическим путем добивалась уничтожения торговой исключительности Смоленска свободы торговли для своих купцов, была непреклонна. мог быть решен только путем войны. Несомненно, что одной причин польско-литовской интервенции.
Мощная смоленская крепость (одна крепостей время но и становилась очередь оплотом посадского мира. особенно усиливалось тем, что в смоленские дворяне вошли сношения крепость, королю. Поэтому посадские люди рассчитывать как крепости, полагаться только силы да крестьян, пришедших перед осадой.

  • После присоединения Смоленска к Московскому государству в 1514 году, значительная часть служилого класса из Смоленского уезда ушла в Литву и Польшу, а …
  • Повседневная жизнь древних славян определялась своеобразным укладом, выработанным столетиями борьбы с врагами и природой. Люди должны были объединятьс …

«>Какой была жизнь древних славян? — 05/05/2015 12:31
Всемирная история начинает ближе знать славян около IV века нашей эры, когда они уже умеют владеть сделанным из железа оружием . К этому времен …

«>Как начиналась история древних славян? — 28/04/2015 12:26
Вятская земля в XVI в. занимала территорию, расположенную по среднему течению р. Вятки и нижнему течению р. Чепцы, и была заселена преимущественно рус …

«>Чем жили вятичи в годы правления Грозного царя? — 24/04/2015 11:55
Жили славяне отдельными поселками—небольшими одиночными и семейными, или большими—родовыми. Об этом знает и старинная русская летопись. Там читае …

«>Каким был быт древних славян? — 23/04/2015 12:06
Существовал взгляд, что Вятка находилась в подчинении у Новгорода, была одной из новгородских колоний, но что вятичи все время боролись против новгор …

  • Вода связывала воедино первоначальную торговлю и экономику Древней Руси. Среди бескрайних вековых лесов племена охотников и землепашцев терялись. Плот …

«>Древняя торговля на Руси на пути из варяг в греки — 22/04/2015 11:24
Самые обыкновенные жилища славян раннего времени, как можно судить по раскопкам , — полуземлянки, над которыми делались надстройки, огороженные в …

«>В каких домах жили древние восточные славяне? — 21/04/2015 17:05
Новгород был самым грамотным городом Европы. Это общеизвестный факт, который подтверждается обильными находками археологов. А находили в раскопах мног …

«>Какой крепкий спиртной напиток предпочитали на Руси? — 20/04/2015 17:20
Польское правительство еще зимой 1608/09 года начало подготовку нового, большого военного похода на Россию, считая, что московское правительство совер …

«>Как польские интервенты грабили смоленских крестьян? — 13/04/2015 18:23
Московское государство XVI—XVII вв. с юга не граничило с другими государствами. К освоенным обжитым местам примыкало, как говорит нам история,&n …

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» — этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.

Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.

И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. В Париже, например, произошло шесть эпидемий чумы только за одно столетие XVII века. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. Страшные цифры статистики свидетельствуют: в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев.

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу, вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол.

Обряжаться со скотиной женщины ходили с зажженной лучиной. Так как в руках были ведра с пойлом и водой, лучинку приходилось нести в зубах. Во дворе ее вставляли в щель на стене. Напоив и накормив коровушку, приступали к дойке.

А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день. Так изо дня в день они крутились у печи, ворочая чугуны.

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход.

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

Капли дождя размягчили взрыхленную землю,
Влага достигла посеянных мною семян,
Пусть же, по воле Господней, обильные всходы
Ввысь прорастают и ниву украсят мою.

Дал мне Всевышний возможность честно трудиться,
Землю мою напоил обильным дождем,
Имя Его я прославлю. А кончится жатва –
Сироты, вдовы, калеки будут помянуты мной.

Сам я, как нищий, прошу у Творца урожая,
Значит и сам должен просящим помочь.
Этот закон вовеки веков неизменен –
Щедрому сердцем щедро поможет Господь.


Русь

После окончания смутного времени и воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова влияние Православной Церкви заметно усилилось. Этому способствовала не только деятельность патриарха Филарета Никитича — родного отца царя, но и возросшая религиозность русского общества. Все, от простого крестьянина до самого царя, понимали, что без помощи Божией и крепкой веры страна не выдержала бы такого страшного испытания, каким была смута.

Однако это не единичный случай проявленного царем смирения. Во время посещения России видным православным иерархом Востока государь лично повел делегацию в одну из странноприимных лечебниц, чтобы тот благословил больных и прочел молитвы над расслабленными. «Войдя, — вспоминает один из приехавших священников, — мы от зловонного запаха не могли ни оставаться в этом помещении, ни смотреть на больных. Всякий раз, когда наш владыка благословлял одного из них, царь вслед за ним подходил к больному и, трижды целуя его, утешал словом сострадания. Итак, от первого до последнего! Мы были поражены при виде такой святости и смирения, тогда как нам хотелось скорее убежать отсюда».

Воспоминания иностранцев приезжавших в Россию в XVII веке пестрят рассказами о царском благочестии, особо отмечая его искренность и рвение к соблюдению церковных предписаний. Это же в свою очередь наложило отпечаток на весь строй общественной жизни Руси. Вот, к примеру, что пишет один испанский путешественник, посетивший Россию в то время: «С наступлением поста трудно найти такого русского, даже в самом высшем обществе, который бы осмелился его не соблюдать. На нарушение поста здесь смотрят как на преступление равное распятию Христа. Лучше умереть, говорят они, чем нарушить пост. И это несмотря на то, что ограничения и запреты в Русской Церкви куда более строгие, чем у других христиан. Даже сам царь превосходит любого из наших монахов своей набожностью и усердием к посту, вкушая скудную пищу лишь через день».

Безусловно, этот пафос нельзя отнести ко всем без исключения русским людям. Однако практически в каждом из воспоминаний иностранцев читается удивительная религиозность русского человека. Весь русский быт во всех его проявлениях был пропитан глубоким религиозным чувством. «Русский крестьянин, — замечает шведский посол, — очень религиозен. Он видит Бога во всех вещах и считает неумным того человека, который не верует в Бога». Ему вторит итальянский путешественник: «Православие, — пишет он, — есть основа жизни России, ее пульс, ее забота о жизни не теперешней, а о небесной. Это особенно заметно у русских святых. Их святость — это не святость наших святых, это действительно истинная и высшая твердыня. Это та трезвенная святость, которая не оставляет никаких сомнений в реальности Бога».

Идеал русского человека создавался на примерах из Евангелия и жизни святых. В результате возникла самобытная духовная традиция, освятившая все стороны бытия русского народа. Эта традиция охватывала проявления как религиозной, так и светской жизни на Руси, и так бросалась в глаза всем приезжавшим на Русь иностранцам. Эту особую традицию можно определить одним словом — русское благочестие!

Помолившись, они сели за деревянные скамейки. На завтрак были зерна, сваренные в котелке, на домашнем очаге. После скорого обеда – на работу. Нужно отдать в срок положенный оброк и отработать барщину.
Почти все дети крестьянина уже работали, как взрослые. Только младший сын, которому едва минуло 5 лет, мог только пасти гусей.

Была осень. Жатва была в самом разгаре. Все домочадцы взяли серпы, доставшиеся от деда, и пошли срезать колосья.

Весь день семья трудилась в поле, сделав только один перерыв на обед.

Вечером, усталые, они пришли домой. Бабушка на ужин приготовила кашу, репу и вкусный виноградный напиток. После ужина жена крестьянина пошла кормить свиней и доить корову.

Господь! Ты знаешь обо мне лучше, чем я сам. Я становлюсь старше
и буду однажды совсем старым. Сохрани меня от пагубной привычки считать,
что я должен высказать что-либо по любому поводу и в любом случае.

Освободи меня от стремления уладить дела каждого.

Сделай меня вдумчивым, но не угрюмым; помогающим, но не повелевающим.

Кажется печальным, что весь мой обширный запас мудрости не используется мной,
но, Господи, я хочу немногих доброжелателей, наконец.

Сохрани мои мысли от обдумывания бесконечных мелочей, дай мне крылья,
чтобы подняться над явлением в целом.

Запечатай мои уста для рассказов о моих болезнях и страданиях.
Их все больше, и удовольствие перебирать их с годами становится все приятнее.

Я не смею просить милости достаточно воспринимать рассказы других,
но помоги мне наделить их терпением.

Я не смею просить укрепить память, но пусть возрастает смирение
и сникает самоуверенность, когда моя память противоречит памяти других.

Преподай мне значительный урок, что иногда я могу впасть в ошибку.

Сохрани во мне умеренную радость. Я не хочу быть Святым
— с некоторыми из них так трудно жить, а мрачный старый человек
— это одно из завершенных деяний дьявола.

Дай мне способность видеть добро во всяких явлениях и таланты во всяких людях.
И дай мне, о Господи, благоволение сказать им так.

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались. А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни.

Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход в деревенской русской кухне, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью.

  • Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их.
  • Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России. С. А. Виноградов, «Обед работников», 1890 г.
Фото: artchive.ru

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли. К. В. Лемох, «Выздоравливающая», 1889 г.
Фото: ru.wikipedia.org

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Не столь уж древней оказывается народная традиция «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники: на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки. Михаил Шибанов, «Крестьянский обед», 1774 г.
Фото: artchive.ru

Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах. И. М. Прянишников, «Сельская братчина», 1890-е гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся:

«что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в народном быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего и это досталось нам в наследство от предков.

Изучение молитвенного опыта сельского населения имеет ряд трудностей, связанных, прежде всего, с источниковой основой исследования. Следуя заповеди Христа, благочестивые люди не афишировали своих молитвенных трудов. Кроме того, молитва среди православного населения империи, приписанного к приходам, официально обязанного раз в год исповедоваться и причащаться, не была исключительным явлением. Поэтому этнографы не часто упоминали о ней.

Практика христианского благочестия подразумевает молитвы как общие, церковные, так и домашние. Следуя слову Священного Писания «непрестанно молитесь…» (1Фес. 5,17), многие благочестивые селяне освящали свою повседневную жизнь молитвой: в начале дня и отходя ко сну, перед едой и после нее, перед началом и по окончании всякого дела.

Каждый день крестьян начинался с молитвы. Встав утром, умывшись, приведя в порядок свой внешний вид, в красном углу перед иконами они творили молитву.

Богу помолись…» — гласил духовный стих, известный среди крестьян Челябинского и Троицкого уездов. Неграмотность и насыщенность жизни хозяйственными делами не позволяли крестьянину вычитывать длинное молитвенное правило. Обращаясь к таким людям, известный в то время священник Иоанн Сергиев (ныне прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский) советовал: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, чем тьмы слов языком… Не могущим вмещать продолжительной молитвы, лучше творить молитвы краткие, но с горячей душой».

Молитвенные обращения зависели и от времени года, и от заведенного в семье обычая. В некоторых семьях утреннюю молитву совершали каждый из членов семьи в отдельности. Зимой молитвы были продолжительнее, летом в разгар страды ограничивались непродолжительным обращением. Вставая на молитву, крестьяне зажигали перед иконами лампады и свечи. По замечанию К.В. Цеханской, для православного христианина зажженная перед иконой свеча – символ любви к Богу, знак веры и надежды на благодатную помощь Господа, всегда получаемую теми, кто с верой и молитвой обращается к Нему. Некоторые священники описывали проявления особого усердия в молитвенном делании. Так, например, священник И. Райский писал, что некоторые из его прихожан клали в красном углу большой камень, на котором молились, стоя на коленях.

Воспитание в детях потребности (необходимости) молиться Богу было основано на личном примере родителей, на включении детей в общую домашнюю молитву, когда она воспринималась как неотъемлемый элемент, обязательный компонент жизни. Это отражено в известной и ныне детской игре «Сорока-воровка кашу варила…», один из вариантов которой был записан в Челябинском уезде этнографом Ястребовым в середине XIX века. Игра-скороговорка заканчивается словами: «Кому спать-ночевать – стелись да ложись, вперед Богу молись».

Относительно знания православным сельским населением молитв существуют разные мнения, но большинство из них сводятся к тому, что «во всем православном населении, особенно в старшем его поколении, замечается недостаток знания истин православной веры, заповедей Божьих и молитв» (по словам преосвященного Иоакима, епископа Оренбургского, 1904).

Как жили крестьяне по сравнению 17-го столетия? Землепашцы страдали которые обрушились правления Годуновых. напряженность. мириться время, когда богачи на никакого внимания.

Русские крестьяне в

  • сельди,
  • треску,
  • нашатырь,
  • железную проволоку,
  • финифть (эмаль),
  • железные гвозди,
  • сусальное золото
  • белила,
  • бумагу,
  • свинец,
  • квасцы,
  • оловянную посуду,
  • медную посуду,
  • темьян (вид ладана),
  • лимоны,
  • сахар,
  • вишни
  • овчины,
  • холст,
  • образа,
  • топоры,
  • рогатины,
  • буравчики

Многие товаров были иностранного происхождения

Смоленск был сухопутным окном если и не Европу, то в прихожую. запиралось крепкий по тому времени замок (каменная крепость, сооруженная талантливейшим русским зодчим Федором Савельичем Конем при Борисе Годунове) очень основательные экономические рогатки.

Дело что в указом московского правительства Смоленск был сделан конечным пунктом торговли для тех иностранных купцов н Литвы, которые везли товары широкого потребления. Позволялось пропускать купцов только роскоши (парча, драгоценные камни что польско-литовские купцы основную массу своих товаров должны были сбывать Смоленске, литовском дворе, и, конечно, голову смоленским купцам. Львиная доля прибыли при такой системе торговли попадала смоленских купцов.

Польша дипломатическим путем добивалась уничтожения торговой исключительности Смоленска свободы торговли для своих купцов, была непреклонна. мог быть решен только путем войны. Несомненно, что одной причин польско-литовской интервенции.
Мощная смоленская крепость (одна крепостей время но и становилась очередь оплотом посадского мира. особенно усиливалось тем, что в смоленские дворяне вошли сношения крепость, королю. Поэтому посадские люди рассчитывать как крепости, полагаться только силы да крестьян, пришедших перед осадой.

  • После присоединения Смоленска к Московскому государству в 1514 году, значительная часть служилого класса из Смоленского уезда ушла в Литву и Польшу, а …
  • Повседневная жизнь древних славян определялась своеобразным укладом, выработанным столетиями борьбы с врагами и природой. Люди должны были объединятьс …

«>Какой была жизнь древних славян? — 05/05/2015 12:31
Всемирная история начинает ближе знать славян около IV века нашей эры, когда они уже умеют владеть сделанным из железа оружием . К этому времен …

«>Как начиналась история древних славян? — 28/04/2015 12:26
Вятская земля в XVI в. занимала территорию, расположенную по среднему течению р. Вятки и нижнему течению р. Чепцы, и была заселена преимущественно рус …

«>Чем жили вятичи в годы правления Грозного царя? — 24/04/2015 11:55
Жили славяне отдельными поселками—небольшими одиночными и семейными, или большими—родовыми. Об этом знает и старинная русская летопись. Там читае …

«>Каким был быт древних славян? — 23/04/2015 12:06
Существовал взгляд, что Вятка находилась в подчинении у Новгорода, была одной из новгородских колоний, но что вятичи все время боролись против новгор …

  • Вода связывала воедино первоначальную торговлю и экономику Древней Руси. Среди бескрайних вековых лесов племена охотников и землепашцев терялись. Плот …

«>Древняя торговля на Руси на пути из варяг в греки — 22/04/2015 11:24
Самые обыкновенные жилища славян раннего времени, как можно судить по раскопкам , — полуземлянки, над которыми делались надстройки, огороженные в …

«>В каких домах жили древние восточные славяне? — 21/04/2015 17:05
Новгород был самым грамотным городом Европы. Это общеизвестный факт, который подтверждается обильными находками археологов. А находили в раскопах мног …

«>Какой крепкий спиртной напиток предпочитали на Руси? — 20/04/2015 17:20
Польское правительство еще зимой 1608/09 года начало подготовку нового, большого военного похода на Россию, считая, что московское правительство совер …

«>Как польские интервенты грабили смоленских крестьян? — 13/04/2015 18:23
Московское государство XVI—XVII вв. с юга не граничило с другими государствами. К освоенным обжитым местам примыкало, как говорит нам история,&n …

Молитва Крестьянина в 17 веке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here