«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»,
Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва – на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.
Тропарь праздника
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Некоторые особенности богослужения
Бденная служба праздника Преображения Господня совершается по Минее, воскресная служба Октоиха не поется.
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.
К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.
Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.
ТРЕБНИКЪ.
26. Моли́тва въ причаще́ніи гро́здія, въ 6-й де́нь Августа.
Г о́споду помо́лимся. — Г о́споди поми́луй.
Б лагослови́ Го́споди, пло́дъ се́й ло́зный но́вый, и́же благорастворе́ніемъ возду́шнымъ, и ка́плями дожде́вными и тишино́ю вре́менною, въ се́й зрѣ́лѣйшій пріити́ ча́съ благоволи́вый: да бу́детъ въ на́съ, отъ того́ рожде́нія ло́знаго причаща́ющихся, въ весе́ліе, и приноси́ти Тебѣ́ да́ръ во очище́ніе грѣхо́въ, свяще́ннымъ и святы́мъ тѣ́ломъ Христа́ Твоего́, съ Ни́мже благослове́нъ еси́, со Пресвяты́мъ, и Благи́мъ и Животворя́щимъ Твои́мъ Ду́хомъ, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь.Вѣ́домо же бу́ди, я́ко сія́ моли́тва глаго́лется надъ гро́здіемъ, идѣ́же виногра́ды, и прино́сятся на благослове́ніе во хра́мъ въ се́й 6-й де́нь Августа. Здѣ́ же въ Вели́цѣй Россíи, идѣ́же не обрѣта́ются виногра́ды, прино́сятся въ се́й де́нь ко хра́му я́блока, и глаго́лется моли́тва о принося́щихъ нача́тки овоще́й, е́йже нача́ло: Влады́ко Го́споди Бо́же на́шъ.
Та́кожде и и́но ово́щіе да прино́сится ко́еждо во свое́ вре́мя ко хра́му на благослове́ніе, и моли́тва глаго́лется надъ ни́ми та́же.
Источникъ: Требникъ. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1882. — С. 288-289.
В день праздника Преображения Господня принято освящать плоды – яблоки и виноград. Откуда пошли эти традиции и насколько они связаны с сутью самого торжества?
Мы предлагаем читателям комментарии старооскольских священнослужителей.
Ключарь Александро-Невского кафедрального собора священник Виталий Голуб:
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка священник Максим Горожанкин:Клирик храма преподобного Сергия Радонежского протодиакон Сергий Епифанцев:
Клирик Александро-Невского кафедрального собора диакон Петр Зорин:
Подготовила Юлия Кривоченко
К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле: «Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.» Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей» (и плодов).
Преображение Господне в народном календаре славян — один из первых праздников урожая. До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др. В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев.
В России праздник Преображения известен под названием «Второй», или «Яблочный», Спас. Это связано с наиболее строгим запретом на употребление яблок, впервые освящаемым именно на Преображение. Известны многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет. Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока. Поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.
На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди шли на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.
У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.
Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Недели человек утверждается церковным благословением плодов.
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.
Литургическое освещение праздника.
Текст службы Преображения Господня.
Песнопения всенощного бдения в исполнении хора Сретенского монастыря (mp3).
На великой вечерне:
Стихиры на Господи, воззвах поются только праздника , на Слава и ныне — стихира праздника.
Читаются три паремии праздника:
1-я: Исход, гл. 24 (Моисей получает от Бога скрижали Завета).
2-я – Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицом к лицу).
3-я – Третья книга Царств, гл. 19 (Илия идет до горы Хорив 40 дней).
Стихиры на стиховне — праздника,
По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздника .
На утрене:
На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне — тот же тропарь
По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
Степенна — 1 антифон 4 гласа От юности моея .
Прокимен, глас 4: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Стих: Твоя суть небеса и Твоя есть земля.
По 50 псалме поется стихира праздника.
Канонов два: св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поются припев и ирмос 9-й песни: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» — один припев для обоих канонов, и ирмос: «Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (от Твоего чрева) пройде, яко Плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем».
На хвалитех стихиры праздника .
На Литургии поются антифоны праздника
На малом входе – входный стих: Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.
После малого входа – тропарь праздника и кондак.
Прокимен, глас 4: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Вместо «Достойно» поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона «Рождество Твое нетленно явися…» с припевом «Величай, душе моя. » (до отдания праздника).
Причастен праздника: Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.
Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.
Молитва на благословение винограда 6 августа.
«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от. грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»,
Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва — на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.
Молитва на благословение стада. «Владыка, Господи Боже наш. Имеющий власть над каждым творением! Тебе мы молимся и Тебя просим: как благословил Ты и умножил стада патриарха Иакова, так благослови и этот скот стада Твоего раба (имя) и, размножая это стадо, сделай его
Молитва на благословение гумна. Господи Боже наш, Источник благ! Ты, по Своему милосердию и благости, повелевший земле произрастить плод, Сам благослови и умножь это гумно и плоды, собранные и принесенные Твоими рабами, а их кладовые наполни всяким добрым плодом, пшеницей,
Молитва на благословение сетей. «Господи Иисусе Христе Боже наш, насытивший пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами и от избытка их давший возможность набрать еще множество оставшихся кусков! Ты Сам, Всесильный Владыка, по молитвам. Преблагословенной, Славной Владычицы
Молитва на благословение артоса. (После заамвонной молитвы на литургии артос поставляется перед Царскими Вратами). «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Повелевший рабу Твоему Моисею, при выходе Израиля из Египта и освобождения Твоего народа от тяжкого рабства
Молитва на благословение винограда (6 Августа) „ Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужил нам вкушающим и веселием, и
Молитва на благословение первых плодов. «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твое из Твоего и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты приношение вдовы, так и ныне приими от Твоего раба (имя) принесенное Тебе,
Молитва на благословение иконы спасителя СЫЙ БОЖЕ ОТЧЕ, Вседержителю покланяемый, достойно есть яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея Тебе кланятися и Тебе славити, Единаго воистинну Сущаго Бога; безначальне, непостижиме, неописанне, неизменне,
Молитва на благословение новаго меда в первый день августа Необыме?нный в ми?лости и неизрече?нный во щедро?тах, Го?споди Иису?се Христе?, ди?вен Сый во сла?ве и творя?й чудеса?. Ты, де?йством Свята?го Ду?ха иногда? благослови?вый Изра?иля и его? ме?дом насы?тивый от ка?мене, Сам и
Молитва на благословение гроздия в шестый день августа Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре
Молитва на благословение винограда Диакон: Господу помолимся.Хор: Господи, помилуй.МолитваБоже, Спаситель наш, благоволивший виноградом наречь Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и через Него плод бессмертия нам даровавший! Сам и
Молитва на благословение скоромного в Рождество Христово (Читается на первой праздничной трапезе вместо обычной молитвы.) Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно
Молитва на благословение детей Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего.(Осенить крестным
Молитва на благословение роев пчелиных Боже Всемогий, Предвечный, содержаяй горстию всю тварь, обладаяй небом и землею, и всеми, яже на них, всякому же созданию, еже на пользу быти щедро подаяй: умиленно молим Ти ся, Всеблаже, якоже древле израильтяном, землю медом и млеком
Молитва в насаждение винограда Господи Иисусе Христе, Иже лоза сый истинная, и Отец Твой делатель, Ты и апостолы нарекл еси рождиями; тако и ныне, Владыко, прииди на лозу сию, и насади; даждь ей хранителя помощь Твою, огради входы и исходы ея Твоим Промыслом: избави ю от
Молитва на благословение стада Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякия твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя), и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи, и избави е от
Молитва на благословение мрежи (невода) Господи Иисусе Христе Боже наш, от пяти хлебов и двою рыбу пять тысящ насытивый, и от избытков множество укрухов собрати устроивый: Сам, Владыко Всесильный, и предлежащыя мрежи благослови, молитвами Преблагословенныя Славныя
19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне.
В христианстве сохранилась традиция освящать на Преображение плоды нового урожая. На Руси по традиции это были яблоки. Церковь благословляет их, потому что благословляет всякий честный труд человека, но кроме того, освящение даров природы именно в день Преображения имеет глубокое символическое значение.
Откуда пошли эти традиции и насколько они связаны с сутью самого торжества?
Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.
Преображение Господне в народном календаре славян – один из первых праздников урожая.
До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др.
В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев.
Обычай освящать плоды — древний.
Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле:
«Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей» (и плодов).
В России праздник Преображения известен под названием «Второй», или «Яблочный» Спас. Это связано с наиболее строгим запретом на употребление яблок, впервые освящаемым именно на Преображение. Известны многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет.
Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока, поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.
На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди шли на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.
У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.
Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Неделе человек утверждается церковным благословением плодов.
Кроме яблок и винограда, в церковь берут груши, сливы, персики, овощи, хрен, соль и хлеб. В корзинку можно положить мед, полевые цветы и пучок колосьев ржи и пшеницы, таким образом прославляя богатство природы.
Нельзя брать с собой для освящения мясные блюда, алкоголь, деньги и другие материальные ценности.
На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.
Молитва на благословение первых плодов и овощей
«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Молитва над всяким плодом
«Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитва на благословение первых плодов и овощей.
«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Молитва на благословение стада. «Владыка, Господи Боже наш. Имеющий власть над каждым творением! Тебе мы молимся и Тебя просим: как благословил Ты и умножил стада патриарха Иакова, так благослови и этот скот стада Твоего раба (имя) и, размножая это стадо, сделай его
Молитва на благословение гумна. Господи Боже наш, Источник благ! Ты, по Своему милосердию и благости, повелевший земле произрастить плод, Сам благослови и умножь это гумно и плоды, собранные и принесенные Твоими рабами, а их кладовые наполни всяким добрым плодом, пшеницей,
Молитва на благословение сетей. «Господи Иисусе Христе Боже наш, насытивший пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами и от избытка их давший возможность набрать еще множество оставшихся кусков! Ты Сам, Всесильный Владыка, по молитвам. Преблагословенной, Славной Владычицы
Молитва на благословение артоса. (После заамвонной молитвы на литургии артос поставляется перед Царскими Вратами). «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Повелевший рабу Твоему Моисею, при выходе Израиля из Египта и освобождения Твоего народа от тяжкого рабства
Молитва на благословение винограда (6 Августа) „ Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужил нам вкушающим и веселием, и
Молитва на благословение первых плодов. «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твое из Твоего и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты приношение вдовы, так и ныне приими от Твоего раба (имя) принесенное Тебе,
Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Спорительница хлебов» об изобилии плодов земных и сохранении урожая от вредителей
Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Спорительница хлебов» об изобилии плодов земных и сохранении урожая от вредителей О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице,
О празднике Первых плодов 26 И в день приношения первых плодов, когда приносите вы Господу первый хлеб нового урожая, в ваш праздник Недель, тоже созывайте священное собрание; никакой повседневной работой не занимайтесь. 27 Приносите в жертву двух молодых быков, одного
Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придёшь в землю, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе, и положи их в корзину. Затем иди на
Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придешь в землю, которую Господь, твой Бог, дает тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе, и положи их в корзину. Затем иди
Молитва на благословение иконы спасителя СЫЙ БОЖЕ ОТЧЕ, Вседержителю покланяемый, достойно есть яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея Тебе кланятися и Тебе славити, Единаго воистинну Сущаго Бога; безначальне, непостижиме, неописанне, неизменне,
Молитва о приносящих начатки овощей Влады?ко Го?споди, Бо?же наш, Твоя? от Твои?х приноси?ти Тебе? по предложeнию комyждо повеле?вый, и ве?чных Твои?х благ воздая?ние сим дaруяй, и?же вдовы? по си?ле приношeние благоуго?дно приeмый, приими? и ны?не принесе?нная от раба? Твоего? [или
Молитва на благословение винограда Диакон: Господу помолимся.Хор: Господи, помилуй.МолитваБоже, Спаситель наш, благоволивший виноградом наречь Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и через Него плод бессмертия нам даровавший! Сам и
Ритуал предложения первых плодов (26:1-11) Когда израильтяне вступят во владение Обетованной землей, им надо будет исполнить два ритуала. Поскольку законоположение о принесении десятины в каждый третий год уже было дано, представляется, что эти два ритуала, сопутствовавшие
Молитва на благословение детей Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего.(Осенить крестным
Молитва на благословение стада Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякия твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя), и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи, и избави е от
Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:
Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час.
После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: 1
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103 2
[Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах.
Затем диакон возглашает: Восстаньте!
Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков.
Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся: (3) Придите, поклонимся и припадем к Нему!
Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).]
Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные.
Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых.
Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.
Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по хода́тайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.
По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И бла́га этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству [уже] данными нам по милости бла́гами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.
Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
По окончании предначинательного псалма священник, или диакон, если есть, выйдя северными вратами и став, как обычно на амвоне, произносит следующую ектению:
Диакон: В мире Господу помолимся.
Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе – имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.
О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.
О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.
Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
И cтихословим рядовую кафизму Псалтири.
[В субботу вечером поем три антифона 1 кафизмы; в праздники Богородичные и великих святых первый антифон 1 кафизмы; в воскресенье вечером и в великие Господские праздники (кроме вечера субботы и воскресенья) стихословия нет.]
Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мгкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август.
Праздник Преображения Господня называют также яблочным Спасом. В этот праздник благословляются и освящаются яблоки и другие плоды. В рассказе В. А. Никифорова-Волгина «Яблоки» читаем:
По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.
— Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — березку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени. Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
Каждый праздник в православной церкви имеет свой неповторимый колорит. И только невнимательный глаз не заметит различия в убранстве храма, в облачених священнослужителей, в цветах одежды воцерковленных прихожан в каждый из церковных праздников. А в праздник Преображения Господня яблоки, во множестве разложенные для освящения на столике возле кануна , явлются самым ярким признаком праздника.
Доминирующим цветом праздника Преображения Господня является белый цвет. Он и в облачениях священника и в покрывалах на аналое и в косынках прихожанок. Да и какой другой цвет мог бы лучше символизировать этот праздник?
О самом Преображении Господнем читаем у евангелиста Луки:
Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоящих с Ним.
Вот этот-то белый свет, просиявший на горе Фавор и показавший ученикам Спасителя Божественную Его природу, и стал цветом и символом праздника Преображения Господня.
В своей проповеди на литургии отец Андрей особое внимание уделил незначительной, на первый взгляд, детали события, описанного евангелистом Лукой, — сну учеников Спасителя. Отец Андрей подчеркнул важность бодрствования не только во времена апостольские, но и особую важность духовного бодрствования в наше время, когда каждый день на нас обрушивается поток лживой информации, в которой грех и зло объявляются нормой жизни. Духовное бодрствование в наше время требует определенного мужества для того, чтобы различить добро и зло, не проспать момент выбора между ними и твердо отвергнуть зло, какими бы доводами ни прикрывалось оно.А для этого православный человек не может позволить усыпить свою совесть, не может позволить себе теплохладности и равнодушия к происходяшему вокруг.
Праздничная литургия продолжается. Вот и Великий вход. Скоро начнется причащение. На протжении литургии хор неоднократно поет преображенский тропарь:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
Показавый ученикам Твоим Славу Твою, якоже можаху;
Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный,
Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе
Первые причастники уже готовятся к принятию Святых Христовых Таин
В конце литургии совершается освящение яблок и других плодов. Это самая зрелищная часть праздничного богослужения, и в храме чувствуется большое оживление среди прихожан. Все стремятся встать поближе к месту освящения. В начале освящения проводится каждение места освящения и благодатных даров Божиих.
Затеплются свечи, которые прихожане размещают между освящаемыми яблоками.Во времена первых христиан в Византии в этот праздник освящались виноград и колосья пщеницы. В наше время в православных храмах России освящаются, в основном, яблоки — виноград у нас не растет. Однако прихожане приносят и виноград и другие плоды, ведь после освящения благословляется также и вкушение этих плодов. В строгий Успенский пост.разрешение на вкушение налившихся спелым соком яблок и других плодов радует каждого православного человека.
Священник читает молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних.
Начинается окропление освященной водой. Во все время освящения яблок в храме царит веселое оживление. Капли освященной воды попадают и на яблоки и на лица прихожан и всех радуют эти искрящиеся потоки брызг. Веселое оживление среди прихожан сопровождает окропление яблок.
Праздник Преображения Господня всегда был любимым и радостным церковным праздником в России. Вот как об этом пишет И. С. Шмелев:
В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело, — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.
В праздник Преображения Господня никто из прихожан не уходит их церкви без яблок. Даже если ты не принес яблок для освящения, тебя обзательно угостят другие прихожане. Это давний обычай этого праздника. А как же иначе? — общий праздник, общая радость, которой хочется поделитьс с другими
С радостью и миром в душе прихожане завершают этот яркий, наполненный теплом и солнечным светом уходящего лета, праздник.
В этот праздник каждая православная душа стремится к светлому преображению.
После завершения литургии в храме совершается еще водосвятный молебен. В ходе его освящается вода, читаются записки о поминовении.
Хор спускается с клироса и располагается среди прихожан. Во время молебна к хору присоединяются ученики воскресной школы, которые получают первые навыки церковного пения. Как бы ни сложилась будущая жизнь этих детей, семена православия дадут благодатные плоды в их душах.
В православной церкви празднуются три праздника, которые называют Спасом. Первый Спас — медовый, о котором уже рассказывалось на страницах нашего сайта. Второй Спас — яблочный, рассказ о нем помещен на этой странице. Есть еще один праздник, который называют ореховым Спасом. Он празднуется поле Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника как-бы подводят итог лета. На них благословляются плоды нелегкого летнего труда человека — благодатные дары Божии.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На трапезе разрешается рыба.
На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».
Видео (кликните для воспроизведения). |
На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение. Побеждаются естества уставы. » (до отдания).
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.