Молитва на вынос плащаницы

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва на вынос плащаницы - подобранную специально для Вас!

Святая плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода! Поклонение святой плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам умер на кресте.

Как правильно прикладываться к плащанице?

Сначала следует прочитать молитву «Благообразный Иосиф».

При целовании Святой Плащаницы целуют честные руки и затем — честные ноги. Лицо не целуют!

Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи.
Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.

Из сказанного получаются следующие выводы:

1) Настоящий вынос Плащаницы на утрени в Великую субботу представляет соединение следующих трех разновременных обычаев: вынос одного Евангелия без Плащаницы, вынос Плащаницы и Евангелия вместе и наконец крестный ход с Плащаницею и Евангелием кругом храма.

2) Первый обычай существовал в богослужебной практике с самого древнейшего времени; второй обычай получил свое начало в XVI веке, но окончательно утвердился в практике в XVII столетии и, наконец, третий обычай явился к нам или в XVIII, или даже в самом начале XIX столетия.

3) Все эти три обычая появлялись, существовали и существуют доселе у нас на Руси под несомненным влиянием практики церквей восточных.

Ὁ δέ ιἑρεύς ἀλλάσσει ὅ λην τὴν στολ ή ν καὶ εἰσοδεύει ματὰ του εὐαγγελ ί ου , λεγομένου τοῦ πρισαγ ί ου . Τοῦτο δὲ τελευθέντος , ἐκφωνεῖ ό ἰερεύς . Ζοφ ί α ὀρθοὶ , καἱ ἡμεῖς . τροπάριον τῆς προφητε ί ας . Τυπικ . ркп. М. Синод. библ. № 479 л. 205 об.; № 380 л. 175 об.; № 381 л.156 об., 157; № 456 л.119; № 487 л. 251 об. Также этот обычай описывается и в печатных венецианских изданиях Иерусалимского устава (Типик. XVI в. 1577 г. л. 861 об.) и даже XVII в. (Типик. 1643 г. л. 86).

Типик. Молд.-влах. ркп.1574 г. собр. Пискар. (М. Румянц. Муз.) № 443 л.132; Сербск. Часосл. 1491 г. л. 192.

Устав. ркп. Солов. библ. № 1116 л. 451; № 1118 л. 358 об., 359; № 1128 л. 297 (ркп. 1494 г.); ркп. Тип. библ. № 288 л. 359 об., 360; № 289 л. 374 об.; ркп. М. Синод. библ. № 331 л. 213 об.; № 337 л. 44 об.

Воздухом в старину называлась наша нынешняя Плащаница ( ἐπιτάφιον ). Это именно название почти всегда и вышивалось на этих Плащаницах, которые бывали довольно значительной ширины и длины (Христ. Чтен. 1877 г., ч. I, с.214; Чтен. Имп. Общ. истор. и древн. 1859 г., кн. III, стр. 97. Древн. Труд. Имп. арх. общ. 1874 г., т. IV, стр.3).

В некоторых древнейших греческих Типиконах тоже нет указаний на пениe тропаря: “Благообразный Иосиф” ( Τυπικ . ркп. М. Синод, библ. № 379 л. 205 об.; № 380 л. 175 об.), но в большинстве памятников оно имеется ( Τυπικ . ркп. М. Синод, библ. № 381 л. 156 об., 157; № 456 л. 119; № 487 л. 251 об.; Τυπικ . 1577 г. л. 86 об.; 1643 г. 86 об.). В венецианском Типиконе 1577 г., кроме этого тропаря, находим и другой: “Мироносицам женам” (л. 86).

В некоторых местах существует обычай при этом обхождении с Плащаницею кругом храма выносить хоругви, кресты и иконы, но обычай этот ничем не оправдывается и нет на него никаких указаний ни в наших богослужебных памятниках, ни в памятниках церквей восточных, а поэтому нужно полагать, что это местная выдумка, явившаяся под влиянием обычая при похоронах священников и мирян даже делать крестные ходы…

Руководство для сельских пастырей. 1885. № 10. С. 268-275.

14 апреля 2017 года, в Великую Пятницу, в храме иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Конькове состоялись вынос и Чин погребения Плащаницы. В этот, самый страшный и самый скорбный для христиан, день Церковь воспоминает Смерть Спасителя. Плащаница — большой плат, икона, с изображением Господа, снятого со Креста. Святыню сначала полагают на постаменте, символизирующем Гроб. Поверх Плащаницы возлагают святое Евангелие.

Вынос Плащаницы совершается в 14:00. Сначала Она находится в алтаре, после чтения Евангелия, Ее выносят на центр храма. Гроб украшен цветами, совершается многократное каждение. Во время богослужения звучат тексты, напоминающие о последних часах земной жизни Спасителя и Его Смерти на Кресте.

По завершении, настоятель, иерей Игорь Семин, обратился к верующим с разъяснением, как следует подходить к Плащанице, как достойно поклониться Спасителю и, не нарушая внутренней сосредоточенности, провести несколько часов, оставшихся до Чина погребения.

This slideshow requires JavaScript.

В 18:00 началась утреня Великой Субботы с Чином погребения Плащаницы. За этим богослужением звучат псалмы, тропари, каноны, читаются фрагменты Ветхого и Нового Завета, пророчествующие и повествующие о событиях, последовавших Смерти Спасителя. Особое внимание сосредоточено на страданиях Пресвятой Богородицы.

Центральный момент службы — крестный ход с Плащаницей. Он символизирует шествие с Телом Господа ко гробу. Затем Плащаницу и Евангелие вновь возлагают посередине храма для поклонения. Святыня пребывает здесь до вечера Великой Субботы — во время полунощницы Ее уносят в алтарь.

В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик, первый пророектор КДАиС.

Плащаница. Положение во гроб. Османская империя. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

– Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?

– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.

– Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?

– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII – XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.

Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.

– Плащаница – это свидетельство главного чуда – воскресения Христова?

– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.

Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.

Читайте так же:  Сильная молитва жены за мужа

– Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?

– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.

Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.

– Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?

– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.

– В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?

– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.

– Великая Пятница – день особого поста…

– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.

– Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?

– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»

– Любой ли человек может приложиться к Плащанице?

– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.

Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
https://foma.ru/vyinos-plashhaniczyi.html

14 апреля в Страстную пятницу вспоминались Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. В третий час дня Великой Пятницы — в час смерти Иисуса Христа на кресте состоялся вынос Плащаницы из алтаря на середину храма, чин погребения, крестный ход.

15 апреля в Великую Субботу, когда вспоминается сошествие Иисуса Христа во ад в храме Преображения Господня утром состоялась Литургия Василия Великого. После которой настоятель прихода освятил принесенные прихожанами Пасхальные куличи, яйца.

В ночь на 16 апреля в храме Преображения Господня состоялось Пасхальное богослужение, которое возглавил настоятель – священник Игорь Ильницкий. Крестным ходом начался долгожданный праздник воскресения Христова – Святая Пасха. В продолжении всей службы в храме раздавалось радостное и ликующее «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» На Божественной Литургии молящиеся причастились святых Христовых Тайн. По заамвонной молитве на солее был освящен Артос. А также было зачитано послание Святейшего Патриарха Кирилла православным христианам по случаю Пасхи.

Как свидетельствует Евангелие, в пятницу накануне иудейской Пасхи Иисус Христос был предан суду и распят на кресте. Для верующих это время строгого поста и скорби.

В 2020 году Страстная пятница приходится на 17 апреля. Согласно сложившейся традиции, в это время нельзя выполнять никакой работы. Весь день полагается провести в молитвах и размышлениях о великом подвиге Христа.

В православных храмах читается повествование из Евангелия о смерти Иисуса, снятии Его с креста и погребении. На заутрене звучат 12 фрагментов Святого Писания, которые посвящены «страстям» (страданиям) Христовым, между ними хор поет стихиры и антифоны.

На вечерне, которая начинается раньше обычного, исполняется канон «О распятии Господа», затем происходит вынос плащаницы, украшенной цветами, символизирующими помазание тела Христа миром женами-мироносицами.

Этот обряд проходит в третий час дня – в час смерти Иисуса на кресте. Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе исполняются погребальные тропари, совершают каждение.

Затем начинается крестный ход вокруг храма с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Как правильно молиться дома в Страстную пятницу? В дни Великого поста верующим рекомендуется прочесть все четыре Евангелия дома – в спокойной обстановке, сосредоточившись, а затем поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

Вы можете прочесть отрывки из Евангелий, которые посвящены рассказу о последних днях жизни Христа:

  • от Матфея, глава 27;
  • от Марка, глава 15;
  • от Луки, глава 23;
  • от Иоанна, глава 19.

Также можно читать следующие молитвы.

Тропарь, глас 4:
Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе.
Перевод:
Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак, глас 8:
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим: Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
Перевод:
Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».

Какие еще молитвы читают в Страстную пятницу? Кроме утренних и вечерних молитв, верующие читают псалмы царя Давида и великопостные молитвы: Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, включающий 250 песен-тропарей, охватывающих события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа, и молитву преподобного Ефрема Сирина.

Молитва Ефрема Сирина
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Вы можете прочесть в этот день молитву ко Господу Иисусу распятому.

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам, или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому нетерплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный».
Перевод:
Вот, что говорит Господь иудеям: «Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Плещи моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, и крест претерпех за спасение мира».
Перевод:
«Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира».

Читайте так же:  Молитва на удачную торговлю Матроне

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе».
Перевод:
«Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на кресте: солнце помрачилось, основы земли поколебались, все страдало с Тобою, Творцом вселенной. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе».

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным, вскую Живота всех на смерть осудиша. Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе».
Перевод:
«Нечестный и преступный народ зачем замышляет тщетное? Зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо! Творец мира предается в руки язычников, и Человеколюбец поднимается на крест, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: «Долготерпеливый Господи, слава Тебе».

«Пресвятая Богородице, спаси нас.
Днесь зрящи Тя Непорочная Дева на кресте, Слове, возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи; темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свете мира; что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.
Перевод:
«Сегодня Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, висящим на кресте, рыдала. материнскою утробою и горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лицо и волосы. При этом, ударяя в грудь, Она жалобно восклицала: «Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?» Поэтому и воинства бесплотных сил, объятые трепетом, произносили: «Непостижимый Господи, слава Тебе».

Надеемся, что наша статья подскажет вам, как в Страстную пятницу нужно молиться дома, и вы проведете этот день, следуя сложившимся в православии традициям.

(Произнесена в Усп. Соб.
октября 11-го; напечатана в Страннике 1864 г.)

Боже Отче Вседержителю, благоволивый Единородному Сыну Твоему от Пресвятыя Приснодевы Марии в естество человеческое облещися, и, яко овцу на жертвеннице, на кресте Себе Самого в жертву за спасение наше принести, по смерти же крестней и погребение, с повитием плащаницею, прияти, и, в третий день воскресшу, погребальную плащаницу во свидетельство живоноснаго Своего воскресения во гробе оставити, призри благодатно на сию плащаницу, образ погребения Его носящую, древле освященную, но прикосновением неблагоговейных оскорбленную, и паки освяти ю, яко да взирающии на ню, и покланяющиеся пред нею спасительная страдания и смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа благоговейне воспоминают, и в вере и любви Божественней и во уповании на благодать и спасение Твое утверждаются. Яко Ты еси Источник освящения и благодати, и Тебе славу возсылаем безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Единосущным Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

27 августа 2019 г. (14 августа ст. ст.)
(Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.)

Страстная пятница — самый скорбный день, день смерти Христа, день траура. В этот день Иисус Христос был распят и умер на кресте, искупая людские грехи.

В церквях в Страстную пятницу прекращается колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй половины дня.

Принимать пищу в Страстную пятницу не принято, но некоторые верующие продолжают сухоядение. Кушать начинают только после выноса плащаницы. Этим верующие как бы принимают страдания вместе с Иисусом. Во всех православных храмах происходит вынос Плащаницы.

Священнослужители, в черных одеждах, поднимают Плащаницу- это изображение Христа, лежащего в гробу, и выносят с Престола, как бы с Голгофы, затем выходят с ней из алтаря на середину храма и кладут на специальный стол, называемый гробницей. У всех верующих в руках горящие свечи.

«Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны — мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь — неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.

Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. «Подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель». – проповедует митрополит Антоний Сурожский.

Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря.

Страстная пятница, которая в 2020 году приходится на 17 апреля – самый печальный день в церковном календаре. На службах в православных храмах читается Евангелие, которое описывает суд Пилата и казнь Иисуса, Его страдания, снятие с креста и погребение.

Верующие восславляют Христа за подвиг, которым он искупил многочисленные грехи человечества, и скорбят о том, что Ему пришлось перенести столько страданий. Некоторые люди задают вопрос: «Когда выносят плащаницу в Страстную пятницу?»

Расскажем обо всем по порядку. В этот траурный день духовенство облачено в черные одежды. На заутрене звучат 12 фрагментов Святого Писания, которые посвящены «страстям» (страданиям) Христовым; между ними хор поет стихиры и антифоны.

В храмах не служат литургию, так как считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо этого исполняются Царские часы – в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия.

В церквях трижды – на утрене, на Великих часах и на Великой вечерне – вспоминают повествование о жизни и смерти Иисуса. Это отрывки из Евангелий, которые посвящены рассказу о последних днях жизни Христа.

Читайте так же:  Молитва сильная от рака

Этот обряд проходит в 14-15 часов, ведь именно это время принято считать временем смерти Спасителя. Он скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На вечерне, которая начинается раньше обычного, исполняется канон «О распятии Господа», затем происходит вынос плащаницы.

Эта святыня представляет собой плат (кусок ткани), на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе. Также здесь изображается припадающая ко гробу Пресвятая Богородица, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышит или написан текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи» («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»).

По сути, Плащаница представляет собой живописную копию полотна, в которое было завернуто тело Иисуса и на котором чудесным образом оказалось запечатлено Его изображение.

Во время совершаемого в этот день обряда плащаницу поднимают с престола – как бы с Голгофы – и переносят на заранее приготовленный стол – «гробницу». Прежде чем поднять, священник трижды совершает земной поклон.

Затем в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев ее выносят через Царские врата. Плащаницу возлагают в специальном месте на возвышенности, которое украшают цветами и умащают благовониями. В центр плащаницы кладут Евангелие.

Эта святыня является главной на службе Великой пятницы. В этом богослужении ей отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника.

Вечером в Страстную пятницу, после выноса плащаницы, в православных храмах совершается утреня с Чином погребения, которая относится уже ко дню Великой (Страстной) субботы.

Во время церковной службы поются погребальные тропари, священники совершают каждение. После того, как исполняется 118-й псалом и прославляется Святая Троица, храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.

После этого начинается крестный ход вокруг храма с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже», звучит погребальный звон колоколов. Духовенство и прихожане как бы провожают Спасителя и хоронят Его.

Для совершения крестного хода в Страстную пятницу плащаницу выносят из храма примерно около 15 часов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди церкви.

В некоторых храмах священнослужители останавливаются у входа, высоко поднимают плащаницу, а идущие за ними прихожане проходят в храм под ней.

Что происходит после выноса плащаницы? После окончания вечерни в Страстную пятницу начинается малое повечерие. В храмах поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» – песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом.

Теперь к плащанице могут приложиться верующие. Эта святыня считается чудотворной: бытует поверье, что если приложиться к ней в этот скорбный день, можно излечиться от многих заболеваний.

Она остается лежать в центре храма до вечера Великой субботы. Потом ее снова заносят в алтарь, – это происходит перед пасхальной утреней. Плащаницу кладут на престол, начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…». Здесь она остается лежать до отдания Пасхи.

Обряд, о котором говорилось выше, проводится в память о погребении Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса.

Их путь лежал от Голгофы до виноградника Иосифа, где находилась погребальная пещера, в которой, в соответствии с тогдашним иудейским обычаем, было оставлено тело Христово.

Проводимый в православных храмах обряд позволяет священнослужителям и прихожанам стать непосредственными участниками погребения, а затем и свидетелями воскресения Иисуса Христа.

Нам осталось сказать, что в этот день все молитвы и ектении произносятся не перед Царскими вратами, а перед плащаницей. Ведь именно она занимает центральное место в пятничном богослужении.

Теперь вы знаете, что символизирует и как совершается обряд выноса плащаницы. До этого события многие монахи и миряне, которые соблюдают строгий пост, не принимают пищу, а некоторые даже не пьют воду.

И лишь после того, как святыня будет возложена в храме, постящимся можно съесть немного хлеба и выпить немного воды. При менее строгой степени поста верующим в этот день можно вкушать пищу без постного масла.

Нет ничего более трудного, как говорить слово около Креста и перед Плащаницей. Святые Отцы завещали в эти минуты не говорить, а только плакать. Поэтому каждый раз, когда произносишь слово перед святой Плащаницей, становится невыразимо тяжело и страшно.

Страшно за свою жизнь, за своё убожество и за своё недостоинство произнести хотя бы несколько слов у святой Плащаницы, перед святым гробом нашего Сладчайшего Спасителя.

Сегодня Страстная Пятница — особый день в году, когда не совершается литургия. Почему? Потому что Церковь считает, что великая всемирная Жертва в этот день уже принесена на Голгофе, поэтому не повторяет её в храме.

Накануне вечером, в четверг, Господь молился в одиночестве и в глубокой душевной муке в глубине Гефсиманского сада. И каким бы великим утешением была для Него не одиночная, а совместная молитва Его ближайших друзей — Петра, Иакова и Иоанна, которые были свидетелями не только Его чудес, но и Фаворской славы. И Он просил и умолял их не оставлять Его одного: «Побудьте здесь и пободрствуйте со Мною».

Вдумайтесь в эти слова Спасителя.

Как важно поддерживать в несчастье друг друга. И если Он, Сын Божий, просил о поддержке, о помощи, о молитве, то нам ли не просить молитв других после этого? Но была глубокая ночь. Ученикам, чисто по человеческой немощи, хотелось спать. И они заснули. А Он остался один. И молился до кровавого пота, говоря: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!»

А между деревьев уже мелькали огни факелов и слышались многочисленные голоса.

И после этого начались мучения Спасителя не только душевные, но и телесные. И когда даже грозный Пилат пожалел Иисуса, ибо понял, какое Узник произвёл на него сильное впечатление, — не отвечал на клевету, ни о чём не просил, — то по случаю праздника захотел отпустить Его. Амнистировать. Но уже началась в народе агитация иудейская, уже подкуплены были крикуны и лжесвидетели и закричали: «Освободи, но не Его, а Варавву», — бандита, убийцу, и стали даже угрожать доносом в Рим, — то не устоял Пилат против угрозы объявить его врагом кесаря и подписал смертный приговор. Но тут же умыл руки со словами: «Неповинен я в крови Праведника Сего».

И весь народ, стоявший на площади, закричал совсем уже безумные и роковые слова: «Кровь Его на нас и на детях наших». Не побоялись и потомков своих сделать участниками этого великого злодеяния, за что и несут они кару в продолжение уже двадцати веков.

И Он был подвергнут ещё более страшным мучениям, распятию, но до последней минуты молился за врагов Своих. Кругом столько злобы, столько ярости, бесовщины, а Он молился за распинателей. И что же мы видим? Лишённый всякой возможности проповедовать, учить, творить милосердие, Он теперь только молится. И эту Его молитву слышит один из распятых с Ним разбойников: «Отче, прости им, не ведают, что творят. »

Читайте так же:  Молитва Александру Невскому о здравии

И эта простая молитва потрясла душу разбойника. Она произвела перемену в его сердце и мыслях. И он понял — так поступать обыкновенный человек не может. Молиться за своих врагов и прощать их может только Бог. И незримый свет, воссиявший на весь мир от Голгофского Креста, могучей волной проник в сердце разбойника, и он почувствовал и признал в Распятом Бога. И из этого внезапно озарённого сердца излились удивительные слова признания Распятого Господом: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И в ответ он услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю».

Поэтому, глядя на Плащаницу, нам остаётся только решить: а с кем сейчас мы — со Христом или с Его врагами. Если мы подчиняемся Его воле, как и Он подчинился воле Отца, сказав: «не Моя воля, но Твоя да будет», — то мы с Ним. Если несём свой крест безропотно, не отвечаем на клевету, но молимся за врагов своих — то мы с Ним.

Но для этого мы должны подражать в покаянии разбойнику, а в прощении — Спасителю. И не оставлять Его в своих мыслях. Вот сегодня утром читались Царские часы, где очень подробно и с великой скорбью рассказывалось о мучениях Иисуса Христа. Но Церковь не раз печаловалась о том, что это богослужение почему-то мало посещается верующими. Это какой-то установившийся народный, но не благочестивый и неблагодарный обычай — оставлять Христа одного как раз в те часы, когда Он подвергается таким страшным пыткам. А в эти часы люди почему-то готовятся к празднику, но не так, как этого хочет Христос, а так, как поступала евангельская Марфа, всецело погружаясь в суетные телесные заботы.

А Церковь говорит: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже в себе земное помышляет».

Поэтому, глядя на раны Христовы, со страхом думаешь, что это или твоё вечное оправдание, или твоё вечное осуждение. Ибо эти раны принесли Ему наши грехи. Тяжек и один грех, но что же сказать, когда этих грехов, как песка на морском берегу. Но в лице измученного Христа нет ни гнева, ни угрозы, ни даже упрёка, а только одна бесконечная любовь и бесконечная жалость к состоянию нашего сердца.

Поэтому, стоя у Плащаницы, мы, живые грешники, взирая сегодня на мёртвого Христа, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» лежит с пробитыми руками и ногами, ещё раз задумаемся о том, какой великой ценой мы избавлены от вечной смерти.

Великая пятница Страстной Седмицы в 2019 году выпадает на 26 апреля.

UAportal расскажет о сути этого дня, о церковных запретах, связанных с ним, о том, как провести день, а также предложит подборку тематических картинок и открыток.

Церковное название дня в Православной церкви – Воспоминание Святых спасительных Страстей Иисуса Христа.

Великая пятница – самый скорбный день в году для каждого христианина. Он посвящен вспоминанию распятия Иисуса, его страданий, смерти на кресте и погребения.

Согласно евангельскому повествованию, в этот день Иисуса заставили нести крест, на котором его позже распяли, на гору Голгофу. Распятый Христос подвергался издевательствам и унижениям. На кресте прикрепили издевательскую табличку с указанием его вины — «Царь Иудейский» — поскольку, по мнению гонителей, Иисус претендовал на земное царствование.

Его оскорбляли, в него плевали, вместо воды ему давали пить уксус, а в конце один из стражей пробил копьем грудную клетку Иисуса.

Практически все ученики оставили учителя после Тайной Вечери, которую вспоминают в Великий Четверг. У креста остался только его любимый ученик Иоанн Богослов (автор одного из Евангелий и книги «Откровение»), мать Иисуса – Мария, ее сестра и Мария Магдалина.

За несколько минут до смерти Иисус поручил свою мать заботам этого ученика. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе», — говорится в Евангелии от Иоанна.

В момент, когда Иисус умер на кресте, в храме разорвалась завеса и произошло землетрясение. «По смерти Его завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и прочее», — сказано в Евангелии от Матфея.

Иудейский старейшина Иосиф Аримафейский, который был тайным последователем Иисуса, пошел к Понтию Пилату за разрешением забрать тело Христа и похоронить его.

Иосиф поместил тело Иисуса, увитое погребальной тканью, или плащаницей, в новой гробнице, которую сделал для себя.

А спустя два дня гробница оказалась пустой – Христос воскрес из мертвых.

В ночь на Страстную пятницу в церквях служится особая служба под названием «Двенадцать Евангелий». Во время службы читается фрагмент Евангелия, посвященный мученической смерти Иисуса. В тот же вечер вокруг храма обходят с Плащаницей – символом ткани, в которую было завернуто тело Иисуса, с его изображением. Чем-то это напоминает похороны. При этом все верующие участвуют в обряде с зажженными свечами.

Днем в пятницу в 15 часов по местному времени происходит чин выноса Плащаницы. Все желающие могут помолиться и преклониться перед подвигом Спасителя, отдавшего свою жизнь ради искупления грехов человечества.

Церковь рекомендует в этот день размышлять о страданиях Христа и о его великом подвиге. Можно перечитать фрагменты Евангелий, повествующие о последних днях его земной жизни.

Можно прочесть молитву. Например, «Отче Наш» или любую другую.

Молитва на вынос Плащаницы

Господи Иисусе Христе, Боже наш, дарующий милосердие и щедроты, милость Твоя безмерна, человеколюбие — огромно. Мы, веруем в Тебя и припадаем к Твоему величию с душевным страхом и трепетом. Мы считаем себя недостойными рабами Твоими, приносим за милости Твои, оказанные нам, благодарение безграничное. Почитаем Тебя, как Господа, Владыку мира и нашего благодетеля, славим, хвалим Тебя, молитву о милосердии возносим, припадая, снова благодарим! Услышь нашу мольбу и дай нам преуспевать в любви к Тебе, к своим ближним и вести добродетельную жизнь. Аминь.

Молитва о прощении грехов

Господи Всевышний, услышь меня, раба Божьего (собственное имя), прости мне мои грехи, ибо искренне я в них раскаиваюсь. Позволь мне работать старательно и вести праведную жизнь в соответствии с заповедями Твоими. Даруй мне возможность возносить Тебе молитвы, быть добрым словом и делом по отношению к другим. Научи меня, как удержаться от бесовских искушений, чтобы ничего плохого не делать и никому не навредить. Прошу у тебя прощения и совета. Аминь.

Молитва сожаления о грехах

Обращаюсь к Тебе, Бог мой, Отец мой, я раб Божий (собственное имя) с просьбой о прощении всех моих прегрешений. Я очень сожалею, что в определенные жизненные моменты я отвернулся от тебя, но помню, что в такой трудный час я все равно ощущал Твою поддержку. Стремлюсь к пониманию и показываю свою любовь в молитве этой искренней, из глубины души исходящей. Прошу Тебя, Господи, ради своего Сына Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради счастливой жизни всех людей, прости мне все мои грехи, ведомые и неведомые, совершенные в минуты отчаяний или по неразумению. Отец Всевышний, знаю я, что грехопадениями своими я нанес оскорбление всем Высшим силам, а также обидел много благоверных людей на земле. Прими в сию минуту мои искренние обещания, что я буду вести праведный образ жизни и проявлять свою любовь к ближним. Я прошу помощи и поддержки Святого Духа, чтобы он указывал мне правильный жизненный путь в служение другим людям. Аминь.

Страстная пятница – день самого строгого поста. Верующим рекомендуется полностью воздержаться от пищи или провести день только на хлебе и воде.

Читайте так же:  Молитва жертвы приношения

Запрещено заниматься тяжелым трудом, посвящать день домашним заботам и хлопотам. Отложите на другое время уборку, стирку, готовку, рукоделье, строительные работы и работы в огороде.

Крайне не рекомендуется испытывать негативные эмоции, устраивать скандалы, выяснение отношений и прочее.

В церкви нет четкого запрета на секс в этот день, но супружеским парам рекомендуется воздержаться от интимной близости в Страстную пятницу.

В этот день: (1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61) Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии.

Продолжительность 113:10 мин.

ВЕЧЕРНЯ С ЧТЕНИЕМ КАНОНА НА ПЛАЧ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

Пятница Страстной седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Вечерня. Хор Сретенского монастыря.

Продолжительность 103:16 мин.

Страстная пятница – самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.

Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: “Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое…”, священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон “Плач Божией Матери”. “Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой”, – скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

“Жизнь вечная, како умираеши?” – в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач – но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен – пусть среди других – в смерти Твоего Сына; я повинен – Ты заступись. Если Ты простишь – никто нас не осудит и не погубит… Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту…

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! – и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.

Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.

Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден. Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».

«Солнце увидело невиданное им, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, – и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

А вечером в пятницу – совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.

“Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему”, – так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. “Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся”, – поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…” И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

Молитва на вынос плащаницы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here