Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешителю. Прибегаю к Тебе сирый, стеня и плача, молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Молюся Тебе, Милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившими и воспитавшими мя родителями моими (имена их), души же их, яко отшедшия к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое Человеколюбие и Милость, приими в Царствие Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъяты бысть от мене, не отыми от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцов наказуеши о детях, внуках и правнуках, даже до третьего и четвертого рода, но и милуеши отцов за молитвы и добродетели чад, их внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю, Милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопших незабвенных для меня рабов Твоих, родителей моих (имена их), но отпусти им вся согрешения их, вольная и невольная, словом и делом, ведением или неведением, сотворенныя ими в житии их зде на земле и по Милосердию и Человеколюбию Твоему молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй их и вечныя муки избави.
Ты, Милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне во вся дни жизни моея до последняго издыхания моего не преставати молитися о усопших родителях моих и умоляти Праведного Судию, да учиниши их в месте светле, прохладне и покойне, отонюдуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.
Милостивый Господи! Приими днесь о рабех Твоих (имена их) теплую молитву мою и воздай им воздаянием Твоим за труды и попечение воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научивших мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебя Единаго уповати в бедах, скорбях и болезнях, хранити заповеди Твоя, за благопопечение их о моем духовном преуспеянии, за тепло приносимые ими о мне моления пред Тобою и за все дары, ими испрошенные от Тебе, воздай им Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей, щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — убогих хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе я, убогая, стоная и плача, и молю Тебя: услышь молитву мою и не отврати лица Твоего от стонов сердца моего и от слез очей моих.
Молюсь Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившими и воспитавшими меня, родителями моими (имена их); души же их, как отшедших к Тебе с истинной верой в Тебя и твердой надеждой на Твое человеколюбие и милость, прими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь перед Твоею святой волей, отнявшей их у меня, и прошу Тебя, только не отними от них милости и благосердия Твоего. Знаю, Господи, что Ты, Судия мира этого, грехи и нечестия отцов наказываешь в детях, внуках и правнуках даже до третьего и четвертого рода: но и милуешь отцов за молитвы и добродетели детей их, внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю Тебя, милосердный Судия, не наказывай вечным наказанием усопших незабываемых для меня рабов Твоих, родителей моих (имена их), но отпусти им все согрешения ихего, вольные и невольные, словом и делом, совершенные ими сознательно и по неведению в этой земной жизни, и по милосердию и человеколюбию Твоему, по молитвам Пречистой Богородицы и всех святых, помилуй их и избавь от вечных мук.
Ты, милосердный Отец родителей и детей! Даруй мне, всю мою жизнь до последнего издыхания моего, не переставать помнить о усопших родителях моих, в молитвах своих, и умолять Тебя, справедливого Судию, да поместишь их в месте светлом, в месте прохладном и в месте спокойном, со всеми святыми, пусть отойдет от них всякая болезнь, печаль и стон.
Милостивый Господи! Прими сегодня о рабах Твоих (имена их), теплую молитву мою и воздай им воздаянием Твоим за труды и старания воспитания моего в вере и христианском благочестии, как научивших меня прежде всего познавать Тебя, Своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебя единого надеяться в бедах, скорбях и болезнях и хранить заповеди Твои; за благопопечение их о моем духовном преуспеянии, за тепло приносимое ими молитвой обо мне и за все дары, ими испрошенные мне от Тебя, воздай им Своею милостью, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ибо Ты — Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Фото: «Святое и ценное в России» sreda.org
Всем людям, которые теряли своих родных и близких, знакома скорбь о них и тревога об их посмертной участи.
После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.
Суд Христов, ожидающий душу после смерти, — это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий — так называемый Страшный суд, который состоится после второго пришествия Христова. Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду. Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.
Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни — самый важный долг христианина.
Сразу после смерти человека над его телом читают Последование по разлучении души от тела, а затем — псалтирь. В храме близкие должны заказать панихиды (заупокойные богослужения), которые будут совершаться до похорон.
На третий день гроб везут в храм для совершения отпевания, за которым последует погребение. После погребения родные и близкие собираются на поминальную трапезу.
В церкви не поминают самоубийц, и панихида по ним не служится.
В особых случаях (самоубийство в состоянии аффекта, приступа психического заболевания или по неосторожности) самоубийц можно отпевать, но только по благословению правящего архиерея и при наличии соответствующих медицинских заключений о состоянии умершего перед смертью.
В первые два дня после смерти душа пребывает на земле, ее сопровождают ангелы — ангел-хранитель и ангел-проводник. Она может невидимо оставаться в своем доме, рядом с близкими, может посетить места, где человек жил раньше, или те, которые он не успел увидеть при жизни.
На третий день ангелы впервые приводят душу на небеса к Богу. По пути и происходят воздушные мытарства: бесы в последний раз искушают человека, напоминают ему о старых грехах, стремясь забрать с собой в ад, ангелы же помогают ему преодолеть эти искушения.
Затем в течение шести дней, до 9-го дня после смерти, душа пребывает в раю и созерцает райские обители.
На девятый день душа снова предстает перед Богом. После 9-го дня человеку показывают ад, а на 40-й день над ним совершается суд.
Поэтому усопшего принято поминать на 9-й и 40-й дни.
Поминовение усопшего совершается на Божественной Литургии на 9-й день после смерти, а после Литургии служится панихида.
После панихиды принято посещать кладбище и читать там литию об усопших. Затем можно снова совершить поминальную трапезу в кругу семьи.
Точно такое же поминовение совершается на 40-й день, только, по народному обычаю, в этот день на поминальную трапезу приглашают посторонних людей.
Чтобы заказать поминовение в церкви, нужно накануне или в этот же день заранее, до начала Литургии, подать заказную записку в храме об упокоении усопшего.
Часто возникает ситуация, когда устроить поминальную трапезу ровно на 40-й день невозможно. Ее можно устроить в другой день, позже или даже раньше.
Однако поминовение на Литургии, на панихиде и на кладбище переносить нельзя.
40-й день — решающий для посмертной участи человека, поэтому церковное поминовение нужно совершить точно в этот день.
В первые 40 дней после смерти, кроме особого поминовения на 9-й и 40-й дни, в храме должен совершаться сорокоуст, то есть поминовение в течение 40 литургий. Его нужно заказать сразу после смерти усопшего. Дома по усопшему читается псалтирь.
Сорокоуст можно заказать сразу в нескольких храмах, а псалтирь читать по соглашению — чтобы одновременно ее читали несколько родных и близких усопшего.
По истечении 40-дневного срока усопшие близкие поминаются несколько раз в год:
- в годовщину смерти
- на Радоницу (вторник второй седмицы после Пасхи)
- в родительские субботы (суббота перед Масленицей (мясопустная); вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; суббота накануне праздника Пятидесятницы)
Для поминовения погибших воинов предназначены Дмитриевская суббота (суббота перед 8 ноября — днем памяти великомученика Димитрия Солунского) и 9 мая.
В эти дни нужно заказать поминовение на Литургии, панихиду, посетить могилу близкого и прочесть литию.
- написать заказную записку для поминовения на Литургии,
- заказать панихиду и
- прочесть литию на кладбище.
Также принято устраивать поминальную трапезу для семьи и близких знакомых.
Помимо дней особого поминовения, об усопших каждый день молятся дома. Молитвы об упокоении входят в утреннее молитвенное правило.
В дополнение к обычным молитвам об усопших можно читать особые молитвы:
В домашней молитве можно поминать самоубийц, несмотря на то, что на богослужениях в церкви они не поминаются.
Неверующих, иноверных или некрещеных родственников
на Литургии поминать нельзя.
Однако дома об их упокоении молиться можно: либо своими словами, либо читать молитву святому мученику Уару.
Также существуют молитвы женщин, совершивших аборты, о загубленных во утробе своей душах.
Все мы дети и наши родители с нами, пока мы помним и молимся о них. Душа умершего человека не может просить сама за себя, она тихо ждет Божье решение, прошения же живых детей Господь слышит и отвечает на них. Молитва детей за родителей умерших является мощнейшим аргументом в духовном мире по спасению душ родных людей.
Искреннее моление, горячее прошение обладает способностью изменить участь усопшего отца или мать, когда на него сойдет милосердие Божье. При смерти умирает только физическая оболочка человека, а душа продолжает жить, она находится в другом измерении.
Совершая свой жизненный путь, родные могли молиться за спасение своей души сами. Около Творца новопреставленная душа ждет своей участи, смягчить которую могут молитвы детей за усопших родителей.
Есть немало свидетельств христиан, отец или мать которых умерли, но о них никто не молился. Чувство вины и какой-то тревоги не оставляло детей, предки снились часто по ночам, усиливая беспокойство. Все прекратилось только после того, как дети начали читать молитву об усопших родных людях.
Новопреставленными называют умерших до сорокового дня после смерти. Ушедших в мир иной родителей, как и всех умерших, поминают на 3,9,40 день, в дни рождения и смерти, а также не забывают о родных людях в день ангела.
- 9 дней после смерти
- 40 дней после смерти
Важно! Православной церковью установлены родительские субботы, в которые желательно прийти или приехать на могилу и поклониться праху тех, кто дал жизнь. Во время родительских дней заказывают богослужение в храме, подавая записки на проскомидию, молясь Богу о милости к усопшим душам.
В православии усопших отца и мать почитают по родительским субботам:
- за неделю до начала Великого Поста;
- вторая, третья и четвертая неделя Великого поста;
- Радоница, которая приходится на второе воскресенье после Пасхи;
- Перед праздником схождения Святого Духа — Троицей;
- 11 сентября — день памяти Иоанна Предтечи;
- Дмитриевская суббота.
В эти дни читаются молитвы по усопшим матери и отцу в домашних условиях.
- Молитва за упокой Архангелу Михаилу
- Как правильно поминать умерших
Внимание! Если умершие предки были не крещены, в стенах храма их не поминают, но это можно делать дома в кругу близких людей.
Первые три дня душа новопреставленного человека в сопровождении ангела пребывает на земле. После чего ангелы забирают ее на небо, чтобы в течение шести дней душа обозрела рай.
Великую духовную силу имеет молитва на девятый день, когда душа новопреставленного является перед Богом.
Яко Ты есть Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Душа ушедшего предка снова предстает перед Всевышним на 40-й день, в этот момент решается ее судьба.
40 дней Моисей пребывал на горе Синай, 40 дней Иисус молился в пустыне, 40 лет евреи блуждали по пустыне. Сакральное число сорок особо почитаемо в православии.
До сорокового дня ежедневно во время утреннего и вечернего молитвенного поклонения читается короткое моление о почивших маме и отце:
«Дай покой, Господи, душе новопреставленного раба Твоего (имя) и всех наших предков, близких и родных людей, прости, Боже, их вольные и невольные прегрешения, и введи их в Царство славы Твоей».
Эта же молитва читается при посещении могилы родных, перед ее прочтением зажигается лампадка, которую необходимо погасить после ухода во избежание пожара. Принимать пищу на могиле или около нее нельзя, чтобы не осквернить память усопших матери и отца.
Отмечая годовщину смерти дорогого человека, следует вспомнить его добрым словом и прочитать молитву.
Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (рабы Твоей) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.
Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (рабы Твоей), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
В это время всей родне надо собраться вместе, сходить на могилку, прочитать там молитвенное послание и по возможности организовать поминальный обед, который при этом не должен перерасти в веселые посиделки с песнями.
В дни Светлого Воскресения Иисуса Христа церковью не рекомендовано ходить на могилки и поминать мертвых, в этот день в духовном мире все живые. Обычай ходить на Пасху к мертвым пришел из советских времен, когда люди были свободны только по выходным. После Пасхи на могилу почивших рекомендуется идти не ранее третьего дня.
Совет! Покойные родители будут лучше себя чувствовать на Небесах, если за них будут много молиться дети.
Страшно осознавать, насколько одиноко душам родителей, о которых забыли дети, их души никогда не обретут покой.
Посещение храмовых служений в дни родительских суббот священно, но и почитание родных и близких в домашних условиях не умаляет их духовную силу прошений о милости перед Богом.
Если в доме имеются иконы, то прошения читаются стоя перед ними. Регулярное чтение домашней молитвы об умерших родителях за упокой их души принесет не только спасение им на Небесах, но и покроет благословением оставшихся на земле детей.
Совет! При отсутствии опыта регулярного чтения молитв за помощью можно обратиться к священнику поместной церкви, а лучше попросить его стать вашим душепопечителем, при условии, что этот человек достоин уважения и доверия.
Ушедшим в мир иной родителям намного свободнее и спокойнее будет там, если дети будут постоянно помнить о них и читать молитвы, как постоянные прошения перед Богом.
Почитай родителей своих, и продлятся дни твои на земле, так пишет Библия. О родителях заботиться нужно, когда они живы, чтобы Бог благословил детей и внуков Своим благословением. При этом молитва детей об умерших родителях продлевает благословение Творца над оставшимися на земле. Его милость ширится над ушедшими в Небеса.
Между родителями и детьми всегда имеет некая духовная связь и молитвы их друг за друга чрезвычайно сильны. Господь дает детей, но связь, которая устанавливается между этими тремя людьми очень сильна. Малыши с рождения находятся под защитой и заботой их отцов, а когда вырастают становятся опорой для постаревших мамы и папы.
Очень важно уважать их и заботиться так же, как и они заботились о своих малышах. Важно не только физически помогать им, но и духовно, прося Господа и святых об их здравии.
Жизнь циклична: дети рождаются, вырастают, создают собственные семьи и рожают малышей. Русский классик когда-то поднял проблему поколений, указав на частую непримиримость отцов и детей, на недопонимание между ними.
Несмотря на актуальность этого (ведь эти конфликты никогда не перестают) христиане должны уметь находить точки соприкосновения и выход из конфликтных ситуаций. Младшее поколение должно уважать старшее в независимости от поведения старших и их решений. Безусловно, иногда отцы поступают неправильно, ведь каждый человек грешен и людям свойственно принимать неправильные решения. Но потомки должны почитать их в независимости от этого.
Прошение за маму и папу, за их здоровье важна не только потому, что это прошение Господа об их благополучии, но и потому что оно размягчает сердца детей. Если есть обида или непрощение, то молитва за предков помогает справиться с этими негативными чувствами.
Христос сказал: «Молитесь за врагов ваших». Мамы, конечно, не враги, но принцип такой же — просьба Господа за них смягчает сердца молящегося. В любом случае, это забота о старшем поколении и проявление любви.
Не всегда сыновья могут быть рядом со своими мамами, но просить за их здравие можно всегда, для этого не важны расстояния.
Совет! Лучше всего читать прошение за здравие, а также вспоминать во время него бабушек и дедушек.
Помимо этого, следует также:
- навещать их регулярно;
- интересоваться их мнением и спрашивать совета;
- помогать по хозяйству;
- оказывать помощь (материальную и моральную);
- поддерживать и заботиться.
Важно помнить, что одной молитвы не всегда достаточно — важно проявлять свою заботу и любовь внешними действиями. Прошения за здравие читать можно в любом возрасте, но только для живых родителей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чаще всего об этом просят:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Обращаюсь к тебе за здравие родителей. Смилуйся и помоги им справиться с болезнями тяжкими, да с хворями саднящими. Придай им сил для моления праведного и продли годы жизни на грешной Земле. Да будет воля твоя. Аминь.
О Пресвята́я Де́во, Мать Го́спода Вы́шнего, Скоропослу́шная Засту́пнице всех, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих, молю́ Тя: умоли́ Сы́на Твоего́, что́бы услы́шал Он моли́тву мою́. При́зри с высоты́ небе́сной и снизойди́ к сле́зному проше́нию моему́. Отпусти́, Го́споди, все грехи́ роди́телем мои́м, во́льныя и нево́льныя. Да́руй, Го́споди, им проще́ние Свое́ я́ко на земли́, так и на Небеси́. Удлини́ им век их на долголе́тие и укрепи́ их в здра́вии и уме́. Го́споди, как Ты лю́бишь Мать Свою́ и чтишь Отца́ Своего́. Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Блаженная Старица, Матрона Московская. Ты исцеляешь немощных и прославляешь верующих. Исцели родителей моих от телесных недугов, избавь от недругов и хворых потугов. Защити их от людей злобных, да от болезней греховных. О здравии молю, тебя благодарю. Да будет так. Аминь.
Чудотворец Николай, с мольбой обращаюсь к тебе. Защити моих родителей от потери здравия, от немощи и поругания. Помоги им добраться до православия верного и отринь все смуты от падения бренного. Заступись пред Господом Богом за них, и избавь от хвори родителей моих. Да будет воля твоя. Аминь.
Важно просить Господа о здоровье родителей и их благосостоянии независимо от отношений с ними или их реакции на это. Верующие дочери и сыновья должны просить Господа, даже если их родные отрицают Его существование. В таком случае будет полезно дополнительно проконсультироваться со священнослужителем по поводу стратегии поведения.
Важно! Молитву за здравие следует читать ежедневно во время утренних или вечерних чтений перед образами.
Для этого необязательно приобретать образ того, кому читается просьба, но это желательно. Во время чтений можно зажигать свечу или лампаду, самое важное — пребывать в тишине и спокойствии, а также быть сосредоточенным на словах. Можно это делать и во время посещения храма, там следует:
- приобрести свечи;
- заказать молебен о здравии;
- поставить свечи перед образами Николая Чудотворца, Матроны Московской, Богородицы и Иисуса Христа;
- прочитать перед каждым образом «Отче Наш», а затем молитву для этого святого.
Совет! После посещения храма или прочтения святого текста можно позвонить близким и поговорить с ними. Таким образом, духовная составляющая будет закреплена реальным физическим проявлением заботы.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.
Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.
Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.
По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!
Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;
За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.
Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.
Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:
- творить милосердные дела и поступки;
- прощать недоброжелателей;
- усмирять личное лицемерие;
- регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
- утешать скорбящих;
- раздавать милостыню нуждающимся.
Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.
Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.
С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.
В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.
Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.
На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.
Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:
- пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
- израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
- Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.
Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.
Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.
Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.
Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреста́вленнаго) раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Т е́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Поминальная молитва — давняя традиция, корни ее — во глубине веков. Во все времена люди чтили усопших.
Могилы погибших на мамонтовой охоте украшали цветами и костями убитого-таки мамонта, античные народы (римляне, например) чтили предков как защитников и покровителей дома (всем знакомые слова «пенаты» и «лары» родом из Рима). Культ предков существовал и на Востоке (китайцы молились своим предкам, испрашивая мудрости). Славянские племена также приносили жертвы предкам.
Православная вера не предусматривает поклонения духам людей. Почему же тогда мы все же молимся, поминая за упокой души тех, кто покинул этот мир?
Тот, кто умер — теряет право просить о себе у Бога. Отсюда огромное количество догматов, связанных с необходимостью покаяния перед смертью, и вообще — тщательной подготовкой в мир иной. Когда человек мертв — душа его не имеет права голоса, не говорит, а лишь смиренно ждет решений. Молитва детей об усопших родителях и других родственниках радует душу, ведь не зря говорят: человек жив, пока о нём помнят.
Как было сказано выше, сама душа молить о милости не может, но родственники усопшего вполне могут просить Господа и Его честных Ангелов о смягчении участи новопреставленного, и чем горячее молитва — тем больше шансов получить милосердие Божие имеет душа покойного. В молитвослове есть огромное количество молитв на самые разные случаи смерти — внезапно ушедшие, мертворожденные младенцы, трагически погибшие, убитые на войне — список просто огромен, нужно пробовать подобрать подходящую молитву для каждого конкретного случая.
Не так давно появился Канон о самовольне живот свой скончавших — о самоубийцах раньше не молились ни при каких обстоятельствах. Сейчас милостивая Матерь-Церковь разрешила келейное (домашнее) моление о них, несчастных, совершивших тот грех, который никогда не смогут уже отмолить.
Об умерших родителях принято молиться именно детям — для этого есть большое количество молитв, как, например, молитва детей за умерших родителей и всех православных христианах, от века в вере православной скончавшихся.
Такая молитва позволяет помянуть большое количество людей в своих заупокойных прошениях.
Имеется также отдельная молитва за усопших родителях — ее можно найти в интернете или специальных изданиях с заупокойными молитвами.
Кроме того, принято поминать отдельно усопших, которые умирали после долгой и тяжелой болезни.
Молиться можно также о упокоении души «наставников и воспитателей» — если они имели большое значение в вашей жизни и воспитании, отдельная молитва для этого случая есть в молитвослове.
Молиться можно дома и на кладбище. Дома о усопших молятся каждый день во время вечернего поминовения усопших, а о новопреставленных (умерших менее сорока дней назад) — каждый день, читая молитвы. Если есть время и возможность, читается еще и специальный Канон.
Когда мы ходим на кладбище — принято и там читать молитвы, но можно обойтись крестным знамением и кратким приветствием. Церковь установила особые дни (названные «родительскими»), в которые принято посещать места захоронения. На могилки приносят атрибуты ближайшего церковного праздника (верба, пасха, яйца и так далее).
Христосоваться и поздравлять их с Пасхой можно заочно, а посещать — во вторник на неделе, следующей за Светлой Седмицей — неделей после Пасхи.
На аргумент «Все ходят» можно сообщить о приживании данной традиции в советские времена, когда другой возможности посетить могилки родных, кроме выходного дня , попросту не было. Сейчас же Вас никто не обвинит в тунеядстве, если Вы на часок отпроситесь в будний день с работы для посещения усопших родных.
Еще в древние времена христиане говорили о том, как важно читать молитвы за людей, которые окончили свой земной путь. Такие обращения к Богу бывают короткими, могут произноситься даже своими словами. Иногда человек, потерявший близкого, молится про себя, не в силах совладать с трагедией и произносить что-либо вслух.
Молитвы об усопших ранее составляли святые отцы. Первый образец молитвы, которую принято вкладывать в руку умершему, был написан в далеком ХI веке Феодосием Печерским, выполнявшим просьбу киевского князя. Перед этим, в VIII веке, богослов и защитник икон Иоанн Дамаскин написал 13 заупокойных стихир, посвятив их умершему другу. Для людей, пребывающих в длительной мучительной агонии, тоже существует специальная молитва. Как только человек отошел в мир иной, о его душе принято читать канон о единоумершем и Псалтырь с усиленными молитвами за душу новопреставленного. После этого усопшего в последний раз переносят в церковь для отпевания. Согласно учению Церкви, важно молиться за умершего в первые 40 дней с момента смерти, так как в эти сроки душа его оказывается в раю либо в аду до Страшного суда.
Важно знать, что означают в христианстве 3, 9, 40 дней и 1 год со дня смерти человека, и какова роль поминальных молитв в эти периоды. Обычно усопшие не успевают перед смертью исповедаться либо совершить святое Причастие, поскольку никто не знает, в какой момент оборвется его жизненный путь. Ради доброй памяти почившего родственники в первые 40 дней должны творить милосердные дела и поступки, прощать врагов, усмирять лицемерие, утешать скорбящих, раздавать милостыню нуждающимся, а также постоянно каяться в совершенных грехах и причащаться.
Поминовение на 3 день после смерти совершается в память Воскресения Господа нашего, именно на 3 день душа возносится для поклонения Творцу. В 9 день Бог вызывает душу к себе, а поминальная служба за этого человека в церкви с чтением молитв проводится как дань памяти девяти ангельских чинам. На 40 день решается участь души усопшего – попадет она в ад или рай. Год после упокоения человека является днем его рождения в вечность. Действенным поминовением умерших является принесение Бескровной Жертвы во время проведения Божественной литургии. Усопшие ожидают от живых родственников поминальных молитв за упокой их души, они нередко являются в снах или дают какие-то знаки.
Чтобы помолиться за усопшего, можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургию, заказать панихиду либо краткую литию, а также помолиться за них Богу дома. Обычно в своих поминальных молитвах близкие умершего просят Господа упокоить их душу, даровать ей милосердие и забрать в рай, не оставить душу человека даже на том свете, при этом признавая величие Творца над простыми смертными.
Среди поминальных молитв: за единоумершего до 40 дней, за упокой души усопшего на 9 дней, за новопреставленного, а также молитвы о муже, жене, родителях, матери, отце, дочери, сыне, некрещенных и мертворожденных младенцах, о самоубиенных и многие другие. Верующие знают, что близкий человек нуждается в их помощи не только при жизни, но и уходя в мир иной.
В этом видео вы можете прослушать аудиозапись поминальной молитвы об усопших.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!
Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;
За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.