Я ожидаю рождения сына. Подскажите, пожалуйста, какие молитвы исполняются при обрезании и где можно найти их текст и мелодию напевов?
Тексты берахот (благословений), которые читают, совершая процедуру брит милы (обрезания), приносит с собой моэль . То есть — специалист, который прошел соответствующий курс обучения, умеет квалифицированно и по законам Торы совершать данную процедуру и квалификация которого подтверждена раввинским судом.
Так что, Ваша задача, когда ребенок родится — обратиться к раввину синагоги и попросить его порекомендовать хорошего, опытного моэля .
В Израиле списки моэлей есть в родительных отделениях больниц. Нередко моэли и сами приходят в больницу и беседуют с родителями новорожденных, предлагая свои услуги. В таких случаях не надо стесняться спрашивать, если у него на это разрешение раввината или просить, чтобы он показал документ, подтверждающий право быть моэлем .
Моэля можно найти и, позвонив в религиозный совет ( моаца датит ), который есть в любом израильском городе.
Ваше волнение вполне понятно. И если Вы хотите чувствовать себя во время процедуры обрезания более уверенно, советую Вам приобрести достаточно полный Сидур (молитвенник), в котором, кроме молитв, есть и тексты благословений, в том числе — и для брит милы , ознакомиться с их содержанием и научиться бегло читать тексты, которые должен произносить отец ребенка.
Сразу хочу предупредить: с просьбой совершить обрезание ни в коем случае нельзя обращаться к врачу-урологу, не уполномоченному проводить процедуру обрезания. Ибо хирургическая операция, которую он в состоянии сделать — лишь некая практическая часть процедуры брит милы . Без духовной составляющей брит мила будет неполноценной и, возможно, даже не действительной.
Обращаю на это Ваше внимание, потому что знаю, что некоторые родители, еще не приблизившиеся к нашей традиции, по неведению совершают такую ошибку. И это негативное явление, к сожалению, имеет некое распространение даже в Израиле.
По закону Торы, обрезание совершают на восьмой день от рождения мальчика. А если и переносят на более поздний срок, то — не из соображений практического удобства, но исключительно — по медицинским показаниям (если ребенок к восьмому дню еще недостаточно окреп или нездоров, что определяет моэль ).
Процедуру брит милы можно провести в синагоге, в зале, где проводятся подобные мероприятия, или дома. Выбирая место, где это будет происходить, следует учитывать не только финансовые возможности семьи. Поскольку после процедуры обрезания принято устраивать трапезу, надо подумать и о том, чтобы еда, которую будут подавать гостям, была кошерной (приготовленной по всем правилам кашрута ). Это — обязательное условие.
Следует знать, что процедуру брит милы и трапезу по этому поводу никогда не устраивают вечером, но — лишь в светлое время суток , лучше — в первой половине дня. И не старайтесь подстроиться под «рабочие графики» приглашенных на это торжество. Ваши родственники и близкие друзья найдут возможность прийти к назначенному часу, даже если им для этого надо будет отпроситься с работы. Тем более в Израиле, где посещение подобных мероприятий — привычное дело, и руководители подразделений прекрасно понимают, как важно присутствие на брит миле близких друзей отца или матери ребенка и, разумеется, родственников.
Естественно, время проведения процедуры обрезания, необходимо согласовать с моэлем . У него в этот день может быть не одна такая процедура.
Если восьмой день от рождения ребенка выпадает на субботу, обрезание делают в шаббат (см. на сайте ответ «Можно ли делать обрезание в шаббат ?» — с материалами, обозначенными в нем ссылками). Однако в этом случае необходимо предупредить родных и знакомых, чтобы они не приезжали на торжество на машинах. Если люди, присутствие которых на брит миле важно для Вас, живут далеко и не могут прийти в назначенное место пешком, Вам следует обеспечить им ночлег и попросить, чтобы они приехали к Вам до наступления субботы (чтобы уехать, когда шаббат уже закончится).
Во время трапезы обязательно говорят двар Тора (слова Торы). Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы среди приглашенных были люди, которые могут это сделать. Такую обязанность может взять на себя раввин и другие изучающие Тору люди (такие люди могут быть и среди Ваших коллег по работе). Они же, как правило, знают и песнопения, которые поют на брит миле . Чаще — перед чтением Биркат а-мазон (благословения после еды с хлебом; на праздничной трапезе, кстати сказать, принято подавать небольшие халы, перед трапезой — совершать омовение рук и читать благословение на хлеб). Иногда — где-то в середине трапезы.
Если Вы не знаете этих песнопений — подпевать Вы не обязаны.
На трапезе Вам следует перед присутствующими поблагодарить Всевышнего за то, что удостоил Вас возможности произвести на свет сына, сказать, что Вы приложите усилия, чтобы вырастить его хорошим евреем, хорошим сыном родителей и своего народа. А в заключение речи — поблагодарить гостей, что они пришли разделить с Вами великую радость.
Надеюсь, понятно, что все сказанное здесь относится к ситуации, когда родившийся ребенок — еврей (то есть его мама — еврейка). Если мать ребенка — нееврейка, делать ему обрезание — нельзя.
Обрезание Господне — один из великих праздников Православной церкви, установленный в IV веке.
По иудейскому закону, на восьмой день после рождения каждый мальчик проходил обряд обрезания в знак принадлежности к избранному Богом еврейскому народу. Ни один еврей не мог остаться необрезанным. Спаситель был Богом и не нуждался в обрядах, но также был обрезан согласно закону. Церковь празднует это событие, чтобы подчеркнуть, что Христос был не только Богом, но и человеком и подчинялся всем правилам, которые были установлены для людей.
При обрезании Младенцу нарекли имя Иисус (Иешуа), что означает «помощь Бога», или «Спаситель». По православному учению, для христианина спасительно само произнесение имени Иисуса Христа. Поэтому в праздник Обрезания Господня в храмах читается Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного».
В этот день также отмечается день памяти одного из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) величайших Отцов Церкви — святителя Василия Великого. Этот святой прославился как богослов, составитель сборника церковных правил и автор множества молитв. В храмах проходит особое богослужение, также составленное святым Василием — литургия Василия Великого, которая служится всего несколько раз в год.
14 января: Великий Церковный Праздник Обрезания Господня.
В этот же день, 14 января, день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
Различные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы в Церкви отражаются в Великих праздниках. Их называют Великими двунадесятыми праздниками по их числу – двенадцать. Но два события из жизни Спасителя не вошли в это число: Пасха (величайший праздник) и Обрезание Господне.
Между двумя Великими праздниками – Рождества Христова и Крещения Господня незаметно, как звезда, слабо различимая при свете солнца, стоит праздник Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа. У него даже нет ни предпразднства, ни попразднства, всего лишь один только день, и среди верующих он известен не настолько хорошо, как любой из других Великих церковных праздников.
По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти. По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель». Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.
После этого ритуала обрезания Младенец стал официально считаться полноценным потомком Авраама, Он получил право быть настоящим Мессией для соплеменников и наставлять их. А в Церкви этот праздник стал называться Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день прославляется и наречение чудодейственного имени.
Самому обряду обрезанию, который исходил из Божиего завета Аврааму, уже много веков. В Библии об этом завете говорится так:
«Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам… И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 — 14).
Крайняя плоть считается очагом страстности, а ее обрезание символизирует непорочную жизнь и свержение греховности для тех, кто хочет жить по Божеским заветам. Обрезанием символизируется утверждение любви к Богу, преданость Ему и, если это необходимо, готовность принести себя и свою жизнь в жертву Господу.
Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.
Тот, кто устанавливает законы и следит за их выполнением, сам должен быть образцом для их исполнения. В жизни мы, конечно, часто видим обратную картину – закон выполняется только там, где выгодно, а если нет – придумываются новые правила.
Иисус Христос, сразу же после рождения, выполнил первое священное действие – обрезание. Закон был исполнен!
Богочеловек показал нам пример подчинения законам для нашей же пользы. Вряд ли кто захочет подумать, что Иисус Христос имел необходимость совершать какой-либо религиозный ритуал. Но без исполнения основ, Отец новой Церкви не имел права требовать от своих последователей настоящей веры.
Таким образом, Спаситель «ветхого» человека делает его «новым», а Новый Завет зарождается из Старого. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий: прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.
«Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».
Стихира празднику Обрезания Господня
Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.
Тропарь, глас 1
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным, и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету; слава смотрению Твоему; слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
Божественная Литургия Василия Великого в День Празднования Обрезания Господня и Памяти Святителя Василия Великого.
14 января, четверг 32-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Москва.
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему Совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобие моли Христа бога, спастися душам нашим.
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх, и святоносный, Божественный тайник Христов Василий.
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьими, небоявленне Василие преподобие.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми. Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама. Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.
Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.
Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.
Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.
На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.
Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте. Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.
- В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
- Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
- К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.
Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.
На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.
Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в эти праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры. Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением. Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.
О других двунадесятых праздниках:
Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.
Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.
Интересно! Христианская вера породила огромное влияние и быстро распространялась в цивилизованном мире. Первыми, кто истинно принял эту религию, стали еврейские общины, жившие в Средиземноморье. Вскоре в христианство стали обращаться и язычники. Однако некоторые из них уже были обрезаны в первые дни жизни, что вносило недоразумения в ритуалы посвящения.
Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.
Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.
На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):
- Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
- Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
- Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
- Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
- После божественной литургии совершается молебен на Новый год.
Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков. Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам. Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.
Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.
- На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
- Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
- Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
- Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.
Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления. Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.
Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год. Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.
Видео (кликните для воспроизведения). |
С давних пор у потомков Авраама существовала традиция обрезания всех восьмидневных младенцев мужского пола. Принял обрезание и Господь наш Иисус Христос. С тех пор каждый год 14 января христиане во всё мире отмечают праздник Обрезания Господня.
Праздник Обрезания Господня проходит достаточно незаметно, даже не все верующие знают о нём. Вызвано это несколькими причинами, главной из которых является время его празднования, как бы «зажатое» между отданием Рождества Христова 13 января и предпразднством Крещения 15 января. К тому же в этот день Церковью вспоминается святитель Василий Великий — один из трёх каппадокийских отцов; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. Другой, не менее важной причиной, является то, что многие верующие не видят в празднике этом ничего выдающегося, лишь напоминание о когда-то прошедшем ветхозаветном обряде.
Однако, важность праздника Обрезания Господня всё-таки не стоит недооценивать, ведь смысл его не только в том, чтобы напомнить нам о событиях более двухтысячелетней давности, но и чтобы примером поступка Господа показать людям значимость неукоснительного соблюдения Божественных указов, без которых невозможно сделаться благодатными и обрести вечную жизнь. Придя чтобы установить Новый Закон Господь Иисус Христос сперва должен был исполнить Закон Ветхий, что он и начал делать с самого Своего рождения: обрезание у евреев являлось первым обязательным священнодействием после рождения.
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 3-й
Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание. Задостойник
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
Как известно из Книги Бытия обязательное обрезание всех младенцев мужского пола проводилось еврейским народом в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.»
На восьмой день после рождения процедуру обрезания прошёл и Иисус Христос: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» Показав Своим примером неукоснительное соблюдение Божественных установлений Господь также явил себя истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). Как писал святитель Димитрий Ростовский: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Первые сведения о празднике относятся к IV веку, когда его стали отмечать в Восточных церквях. В настоящее время в православии отмечается в один день с праздником Василия Великого — 14 января; на богослужениях происходит соединение двух праздничных служб. Церковь же католическая отмечает эти праздники в разные дни: Обрезание Господне в самый день Нового года 1 января, день памяти Василия Великого — 2 января.
По прошествии 8-ми дней над новорожденным Богомладенцем был совершен, согласно требованию закона Моисеева (Лев. 12:3), обряд обрезания, причем наречено Ему имя Иисус, что значит «Спаситель», нареченное Ангелом, прежде зачатия Его во чреве.
Для чего нужно было Господу, зачатие Которого и рождение было непричастно греху, подвергаться обрезанию, а Его Пречистой Матери — закону об очищении?
Во-первых, для того, чтобы «исполнить этим всякую правду» (Матф. 3:15) и показать пример совершенного подчинения закону Божию. Во-вторых, это необходимо было для будущего служения Мессии в глазах Его народа: необрезанный не мог быть в обществе народа Божия, он не мог входить ни в храм, ни в синагогу; необрезанный, Он не мог бы иметь влияния на народ, ни быть признан Мессиею. Равно и Святая Матерь Его, не очистившись в глазах священников и народа, не могла бы быть истой Израильтянкой. Тайна непорочного зачатия и рождения не была еще никому тогда известна, кроме Самой Девы Марии и Иосифа, а потому все, требуемое законом, должно было быть исполнено в точности.
Присутствовала при этом и Анна, дщерь Фануилева, которую Евангелист называет пророчицей, по особенному действию Духа Божия в ней и по дару вдохновенной речи, которым она обладала. Евангелист очевидно похваляет ее, как честную вдовицу, посвятившую себя Богу, после того, как она прожила с мужем всего 7 лет, и дожила до 84-летнего возраста, не отходя от храма, «постом и молитвами служаще день и нощь». И она, подобно Симеону, славила Господа и говорила, видимо, в пророческом вдохновении о Младенце нечто подобное тому, что и Симеон, всем, ожидающим избавления во Иерусалиме, т. е. ждавшим пришествия Мессии.
Евангелист говорит далее, что, исполнив все по закону, они возвратились в Галилею, «во град свой Назарет». Здесь он опускает все то, что последовало за Сретением, и несомненно потому, что об этом подробно повествует св. Матфей: поклонение волхвов в Вифлееме, бегство св. семейства в Египет, избиение младенцев Иродом и возвращение св. семейства из Египта, после его смерти. Подобный способ сокращений в повествовании мы часто находим у писателей священных книг.
Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.
Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).
Читать онлайн в оригинале
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
Тропарь, глас 1.
И$ же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.
Кондак, глас 3.
И $же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.
Библиотека Русской веры
Канон Обрезанию Господню →
Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.
Обрезание Господне. Из праздничного чина. Середина — третья четверть XVII в. Музей им. Андрея Рублева
Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.
Обрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим Обрезание Господне. Современная фреска
Дата публикации : 30-09-2009
Шейх Ибн К’аййим аль-Джавзия (да помилует его Аллах) написал полезную книгу о правилах касательно новорождённого, которую он назвал Тухфат аль-Маудуд фи Ахкам аль-Маулуд . В этой книге он написал обширную главу, в которой говорится об обрезании и его правилах. Ниже следует резюме этого, с дополнительными комментариями от некоторых других учёных.
Хитан — существительное, описывающее действие обрезающего (хаатин). Оно также используется, чтобы описать участок обрезания, как в хадисе
“Когда встречаются две обрезанные части (аль-хитанан), ритуальное купание (г’усль) становится обязательным”. В случае женщины используемое слово — хафад. В случае мужчины это также называют и’заар. Того, кто необрезан, называют аг’лаф или ак’лаф. Тухфат аль-Маудуд, 1/152
Обрезание – это сунна Ибрахима и Пророков после него:
Аль-Бухари (6298) и Муслим (2370) передали, что Абу Хурейра (да помилует его Аллах) сообщил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“Ибрахим (мир ему) обрезал себя, когда ему было восемьдесят лет, и он обрезал себя теслом”».
Тесло (к’адум) — инструмент плотника; также говорили, что аль-К’адум – место в Сирии.
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Наиболее вероятно, что упомянутым в хадисе, является инструмент. Абу Йа’ла рассказывал, что ‘Али ибн Рабах сказал: Ибрахиму было приказано обрезать себя, поэтому он обрезал себя теслом, и это было очень болезненно для него. Тогда Аллах ниспослал ему: “Ты поторопился, и сделал это прежде, чем Мы сообщили тебе, какой инструмент использовать”. Он сказал: “О Господь, я не хотел задерживаться с повиновением Твоему приказу” .
«Обрезание было одним из испытаний, которым Аллах проверял Ибрахима, Своего близкого Друга. Он выполнил их совершенно, поэтому Аллах сделал его лидером человечества. Передают, что он был первым, кто был обрезан, как упомянуто выше. В аль-Сахихе – говорится то, что Ибрахим обрезал себя, когда ему было восемьдесят лет. После него обрезание продолжилось среди Посланников и их последователей, и даже Иисус был обрезан. Христиане
подтверждают это и не отрицают, поскольку они также подтверждают, что ему запрещалось мясо свиней …»
Тухфат аль-Маудуд, стр. 158-159
Но учёные (да помилует их Аллах) разошлись во мнении в отношении правила обрезания. Шейх ибн Ус’аймин (да помилует его Аллах) сказал:
«Самое правильное мнение — то, что это является обязательным для мужчин и желательным для женщин. Различие между ними – в том, что в случае с мужчиной, это служит интересу, относящемуся к одному из условий молитвы, а именно, чистоте (тахара). Потому что, если остаётся крайняя плоть, при выходе мочи из уретры часть её скапливается там, и это вызывает жжение и инфекцию. Каждый раз при движении человека, и каждый раз при сжатии крайней плоти выделяются некоторые капли мочи, образуя
В случае же с женщиной это служит цели, которая должна уменьшить желание. Это – для ее же совершенства».
Это – мнение имама Ахмада (да помилует его Аллах).
Ибн К’удама сказал в аль-Муг’ни (1/115): Что касается обрезания, это обязательно для мужчин, и хорошо в случае женщины, но это не обязательно для них .
Ибн К’аййим (да помилует его Аллах) сказал:
Абуль-Баракат сказал в своей книге аль-Г’айя: «При обрезании, у мужчины удаляется кожа на конце пениса (крайняя плоть). Является
мустахаб (желательным) обрезать женщин, при условии, что это не делается в чрезмерной форме. Передано, что Умар сказал женщине, обрезающей женщин: “Оставляй часть этого, если ты обрезаешь (девочек)”. Аль-Халал сказал в Джами’: “Что обрезается при обрезании: Мухаммад ибн аль-Хусейн сказал мне, что аль-Фадль ибн Зийяд сообщил им: “Ахмада спрашивали: “Сколько нужно обрезать при обрезании?” Он сказал: ”Пока не станет видным хашфа (головка пениса)”».
Ибн аль-Сабаг’ сказал в аль-Шамиль: Что является обязательным для мужчины – это обрезать кожу на конце пениса, пока полностью не станет видна головка члена. В случае женщины это означает обрезать кожу, которая напоминает гребень петуха над /сверху/ влагалищем, между двумя лабиумами /губами/; если это обрезается, должна оставляться основа, как косточка финика . Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал:
Известное, правильное мнение – это то, что всё, закрывающее головку, должно быть обрезано .
Аль-Джувейни сказал: Хадис указывает, что из этого должно быть удалено не слишком много (в случае женщин), потому что он сказал: “Оставляйте немного выставленным, и не впадайте в крайность при обрезании» .
Дело в том, что в случае мужчин должна быть обрезана вся кожа, закрывающая головку пениса, но в случае женщин – должна быть удалена только часть кожи над влагалищем, которая походит на гребешок петуха.
Что касается мужчины, то он не может быть чист от мочи, пока не будет обрезан, потому что капли мочи собираются под крайней плотью, и нет никакой уверенности, что они не будут источаться и осквернять его одежду и тело. Поэтому АбдуЛЛах ибн Аббас был очень строг в вопросе обрезания. Имам Ахмад сказал:
Ибн Аббас был очень строг в этом вопросе, и передают от него слова: «нет ни Хаджа, ни молитвы для него», то есть если человек не обрезан, его Хадж и молитва недействительны . Аль-Муг’ни, 1/115
Что касается мудрости в обрезании женщин, это должно регулировать их желание, так чтобы оно было умеренным.
-Ислама Ибн Таймийю (да помилует его Аллах) спросили о том, следует ли женщинам делать обрезание? Он ответил:
«Хвала Аллаху. Да, им следует делать обрезание, то есть нужно обрезать верхнюю часть кожи, напоминающую гребень петуха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал женщине, делающей обрезания:
“Оставляйте немного выставленным, и не впадайте в крайность при обрезании. Это делает её лицо более ярким и так ей будет более приятно с мужем”. Цель обрезания мужчины состоит в том, чтобы сделать его чистым от скверны, которая может собираться под крайней плотью. Но цель обрезания женщин состоит в том, чтобы регулировать их желание, потому что, если женщина не обрезана, её желание будет сильным. Поэтому слова “O сын необрезанной женщины” употребляются как оскорбление, потому что у необрезанной женщины более сильное (безудержное) желание. Поэтому безнравственное поведение, более распространено среди женщин монголов и франков (европеек), а не среди мусульманок. Если обрезание слишком чрезмерно, то желание ослабляется вовсе, а это неприятно и для мужчин; но если это обрезается, не идя при этом в крайности, цель – умеренности желания — будет достигнута. И Аллах знает лучше». Мажмуат аль-Фатауа, 21/114
Позволительно платить деньги за обрезание:
Ибн К’удама сказал: Допустимо платить деньги за обрезание и за лечение. Мы не знаем ни о каком разногласии по этому вопросу, так как это необходимо и это позволяется шариатом. Поэтому допустимо заплатить за это деньги, как за все другие разрешённые действия .
После праздника Рождества Христова Церковь совершает 1 января воспоминание события обрéзания Господня.
Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомками (Быт. 17, 12; Лев. 12, 2-3). Господь Иисус Христос в восьмой день по Своем рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания с наречением Ему имени Иисус (Лк. 2, 21; 1, 31).
Ветхозаветное обрезание в Новом Завете уступило место таинству Крещения, прообразом которого оно было (Кол. 2, 11-12). Свидетельства о церковном праздновании Обрезания Господня восходят к IV веку. Канон празднику написан Стефаном Савваитом в VIII веке.
Приглашая своих чад «во святыне» торжествовать «Владыки славная Христова наименования» «Иисус бо боголепно наречéся днесь», Церковь воспевает «плотскóе обрезание Богочеловечнаго Слова». Младенец Христос, как говорится в церковных песнопениях праздника Обрезания Господня, «закона Творец, законная исполняет»: как «человек осмодневный, не возгнушáся плотскáго обрезания» и «Иисуса приемлет именование». Тем самым Он «дает спасение днесь миру» (кондак празднику), «яко мира есть Спас и Господь».
Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус. Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 14). «Всё делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел (Кол. 3, 17). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр (Деян. 4, 12).
Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы΄, яко мечтанием воплоти΄ся, но яко воистину имéяше плоть и не противен закону, но исполнитель».
Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушáся плотскáго обрезания», «плотию днесь волею обрéзуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самогó Себé образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию.
Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6-16; 19, 13; Флп. 2, 9-10), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Обрезание мановéнием я΄вльшагося Христа престá (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмáго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное (Откр. 21, 27).
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.