Совершение двухракаатной молитвы после омовения является Сунной Пророка ﷺ. Тахийятуль-вуду намаз несет в себе много благословений.
Тахийятуль-вуду нужно выполнять сразу же после совершения омовения (гусль-полное омовение, вуду — малое омовение), будь оно обязательным или желательным. Так же можно совершать и после таямума (ритуальное очищение с помощью пыльной земли ).
Если после омовения совершить любой другой намаз, обязательный или сунна, то получим вознаграждение и за намаз после омовения.
Если после омовения прошло много времени, то время намаза, совершаемого после омовения, проходит. Некоторые учёные считают, что время этого намаза завершается с намерением не совершать его, другие говорят, что оно завершается, как только высохнет вода на вымытых частях тела.
Если этот намаз не совершён вовремя, то возмещать его не надо. Не желательно совершать тахийятуль-вуду намаз в то время, когда нежелательно совершать намазы.
Тахийятуль-вуду намаз состоит из двух ракаатов. После омовения делается намерение : «Я вознамерился совершить двухракаатный тахийятуль-вуду намаз». В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают 64 аят из суры «ан-Ниса», затем трижды слова «Астагфиру-ллах» и потом читают суру «аль-Кафирун». Во втором ракаате после суры «аль-Фатиха» читают 110 аят из суры «ан-Ниса», затем трижды слова «Астагфиру-ллах» и потом суру «аль-Ихлас». Тот, кто не знает эти аяты, читает «аль-Кафирун» и «аль-Ихлас». Не знающим и эти аяты и суры можно читать любые другие или только суру «аль-Фатиха».
После намаза желательно по десять раз читать «الله أكبر» – «Аллаху акбар», «الحمد لله» – «Аль-хамду лиллах», «لا اله إلا الله» – «Ла илаха илла ллах», «أستغفر الله» – «Астагфируллах», «سبحان الله وبحمده» – «Субхана ллахи ва бихамдихи», «سبحان الملك القدوس» – «Субхана-л-маликил куддуус», затем – «اللهم إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ ضِيقِ الدُّنْيَا وَ ضِيقِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ» – «Аллахумма инни а‘узу бика мин зики ддуня ва зики явмил киямати» перевод последней молитвы: «О Аллах, прошу защиты Твоей от трудного положения в этом мире и в Судный День».
О достоинствах намаза, совершаемого после омовения, Пророк ﷺ сказал:
عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ الْجُهَنِيِّ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَا مِنْ أَحَدٍ يَتَوَضَّأُ فَيُحْسِنُ الْوُضُوءَ، وَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، يُقْبِلُ بِقَلْبِهِ وَوَجْهِهِ عَلَيْهِمَا، إِلَّا وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ
«Для того, кто старательно совершит вуду, а потом искренне совершит два рака’ата намаза, Рай станет обязательным» (Сунан Абу Дауд).
В другом хадисе так же сказано: «Если кто совершит основательно омовение и затем двухракаатную молитву и во время молитвы будет оберегать себя от мирских мыслей, то Аллах простит ему все предыдущие его грехи» (аль-Бухари и Муслим).
Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?» На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог)» (аль-Бухари: 1149)
При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».
Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).
Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).
Умывая лицо, читают:
اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».
(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).
Умывая правую руку, читают:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».
(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).
Умывая левую руку, читают:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».
(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).
Совершая протирание головы (масху), читают:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
При мытье каждой из ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ
«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).
Из книги «Намаз — опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
بســـم الله الرحمن الرحيم
Перевод: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Транслит: Бисми-л-ляхи-ррахмани-р-рахим
أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه
Перевод смысла: Свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник.
Транслит: Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху
اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر
Перевод смысла: О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся.
Транслит: Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина!
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
Перевод: Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет Бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние.
Транслит: Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!
Расскажите, как научиться правильно, совершать омовение и молитву.
Расскажите, как научиться правильно, совершать омовение и молитву.
Мира вам и милости Всевышнего!
Порядок совершения малого омовения:
1. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта.
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую).
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум 1/4 часть волос).
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем — левую.
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.
В конце желательно произнести следующие слова:
«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.
Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.
Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь.
Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей (Он ни с кем не делит Своей власти). И свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник.
О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.
Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.
Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
Порядок совершения молитвы:
(на примере двух ракяатов сунны утреней молитвы)
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»).
Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.
Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).
Сразу после этого про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»
«а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя)
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
Затем читается сура «аль-Фатиха»:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин
После суры «аль-Фатиха» чтается любая короткая сура, например суря «аль-Аср»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Валь-‘аср. Инналь-инсээнэ ляфии хуср.
Иллял-лязийнэ ээмэнуу ва ‘амилю ссоолихаати ва таваасав биль-хаккы ва таваасав бис-сабр».
Со словами «Аллаху акбар», склоняемся в поясной поклон, произнося слова:
“Субхана Раббияль-Азим” (Слава моему Великому Господу) — 3 раза.
Затем нужно выпрямиться со словами:“Самиа-Ллаhу-лиман хамида” (Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу) и “Раббана лака — ль — хамду” (Хвала Тебе, Господь наш).
После этого необходимо сказать «Аллаху акбар» и совершить земной поклон. Оставаясь в таком положении, следует сказать:
“Субхана Раббия-ль-Аъла” (Слава Господу моему Всевышнему) 3 раза, а потом со словами «Аллаху акбар», выпрямиться и сесть.
Затем со словами «Аллаху акбар», совершить еще один земной поклон и сказать при этом “Субхана Раббия-ль-Аъла” – 3 раза.
Со словами «Аллаху акбар» встаем на второй ракяат.
На этом совершение первого ракяата заканчивается. Необходимо совершать все эти действия полностью, внимательно и без спешки.
Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
Чтаем суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Ва лям якул-ляху куфуван ахад»
Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.
Когда, поднимемся со второго земного поклона второго ракяата, то садимся на левую ступню и читаем «ташаххуд».
Кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев:
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить. Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.
Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».
По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.
После этого со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом два ракяата сунны утреней молитвы завершаются.
1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):
«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».
2. Воздев руки на уровень груди, говорят (про себя):
«Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».
Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.
На эти и другие вопросы вы можете получить ответы, придя к нам в молельный зал.
Кто делает полноценно [по Сунне Пророка] Аль-wуду [малое омовение] , и после его завершения регулярно произносит эти слова, то такой человек, сам будет выбирать врата Рая через которые пройдет.
أَشْهَدُ أنْ لا إِله إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، وأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ، واجْعَلْني مِنَ المُتَطَهِّرِينَ
Ашhaду алляя иляяhа илляллаah wахьдаhуу ляя щариикя ляh
Wа ашhaду анна Мухьаммадан `абдуhуу wа Расуулюh
Аллааhумма-дж`альнии минат-таwwаабиина, wа-дж`альнии миналь-мутатъоhhириин
✔Примечание: Хь — ح , Wa -و , `А — عَ, Тъо — ط
«Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху».
أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه
Перевод: «Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник».
«Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина».
اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر
Перевод: «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся».
«Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Акта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя».
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
Перевод: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прошении и приношу Тебе свое покаяние».
Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе» (Муслим, Ат-Тирмизи).
В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения малого омовения (вуду), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»
Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6
2. Мытье рук, включая локти – 1 раз
3. Протирание ¼ части головы – 1 раз
4. Мытье ног, включая щиколотки – 1 раз
Пророк, мир ему и благословение, сказал, что грехи того человека, который, подготавливая себя к молитве, с должным вниманием отнесется к омовению, будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей.
По возможности следует повернуться в сторону Киблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Затем:
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. Вымойте кисти рук до запястья 3 раза: вначале правую, затем левую. Если есть кольцо, нужно сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода
2. Если есть возможность, почистите зубы сиваком или зубной щеткой
2. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополощите рот, потом 3 раза промойте нос, высмаркиваясь левой рукой
3. 3 раза вымойте лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);
4. 3 раза вымойте руки до локтей включительно. Сначала правую руку, потом — левую
5. Намочите правую ладонь и 1 раз протрите ею голову
6. Намочите руки и указательными пальцами протрите внутри, а большими пальцами — снаружи ушных раковин, после чего протрите шею тыльной стороной ладони
7. Наконец, 3 раза вымойте правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами
После омовения желательно, повернувшись к Кибле, произнести шахаду: Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммада-р-Расулю-Ллах – «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его Посланник».
Также желательно прочитать дуа: اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر – Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина! – «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!»
1. Излишний расход воды. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не использовал для вуду (малого омовения) больше 1 литра воды, а на гусль (полное омовение) тратил не более 3 литров воды. И никто не совершал омовение лучше него
2. Чрезмерная экономия воды
3. Плескание воды на лицо или на другие части тела
4. Разговор во время омовения без необходимости
5. Совершение омовения в нечистых местах
8. Пользование чьей-либо помощью без необходимости
С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
О необходимости омовения для совершеня намаза Всевышний Аллагь в Священном Коране сказал следующее (смысл): «О верующие, кагда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы и мойте ваши ноги вместе со щиколотками» (Сура «Аль-Маида», 5:6). Пророк (САС) сказал: «Мою общину позовут в День Суда. И из-за следов омовения их лица, руки и ноги будут сиять. Кто из вас может увеличить свой блеск, пусть увеличит». (Аль-Бухари) В хадисе, приведенном Муслимом (мир ему), сказано: «Не принимается намаз без очищения (омовения)». |
В этой статье много материалов. Пусть вас это не пугает. Не обязательно знать всё наизусть — вы всегда можете зайти в нужный раздел статьи и пополнить свои знания. Наизусть надо знать только обязательные составляющие малого омовения и правильное произнесение намерения.
Сначала изучите порядок совершения и то, что нарушает действительность малого омовения. Затем выучите дуа, которые следует читать во время омовения (при произнесении их вознаграждение за омовение многократно увеличивается). Важными также для вас будут и условия действительности малого омовения. Также хорошо знать желательные и нежелательные действия.
Дуа, читаемые во время совершения омовения.
Чтение молитв при совершении омовения — сунна.
БисмиЛлягьи, вальХ ` амду лиЛлягьи ллязи джаг ` аляль маа т ` агьура.
С именем Аллагьа. Хвала Аллагьу, который сделал воду очищающей.
Аллагьумма аг ` инни г`аля тилявати китабика ва касрати зикрика ляк(а).
О Аллагь, помоги мне читать Твою Священную Книгу и часто поминать Тебя.
Аллагьумма байиз ваджъгьи явма тасвадду фигьиль вуджугь, ва ля тусаввид ваджгьи явма табъяззу фигьиль вуджугь.
О Аллагь, освети моё лицо в тот день, когда почернеют лица и не очерни моё лицо, когда осветятся лица.
Аллагьума аг`т`ини китаби биямини ва х`асибни х`исабан ясира.
О Аллагь, вложи мою книгу деяний в мою правую руку и сделай мой расчёт лёгким.
Аллагьумма ля ту г`т`ини китаби бишимали ва ля мин варан загьри.
О Аллагь, не вложи мою книгу деяний в мою левую руку.
Аллагьумма х`арим шаг`ри ва башари г`аля -н-нар.
О Аллагь, сделай запретными мои волосы и кожу для огней Ада.
Аллагьумма джг`альни мина ллязина ястамиг`уналь къавля фаяттабиг`уна ахсанагь.
О Аллагь, сделай меня из тех, кто прислушивается к словам и следует за лучшими из них.
Аллагьумма саббит къадамаййа г` ала ссират`и явма тазиллу фигьиль акъдам.
О Аллагь, мои ноги на мосту Сират в тот день, когда они скользят.
После совершения омовения читают такое дуа.
«Ашгьаду алля иляягьа илляллагь, вах` дагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мух`аммадан г‘абдугьу ва расулюгь. Аллагьумма-дж‘альни мина-ттаввабина, вадж‘альни миналь -мутат`агьгьирина, вадж‘альни мин ` ибадика-с-салихина, субханаллагьаумма ва бих`амдика, ашгьаду алля илгьа илля анта, астагьфирука ва атубу иляйка. Ва саллаллагьу г‘аля саййидина Мух`аммад ин ва г‘аля алигьи ва сах`бигьи ва саллям».
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Всевышнего Аллагьа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник. О Аллагь! Причисли меня к тем, чьё покаяние Всевышний принял и сделай меня предельно чистым, сделай меня из числа праведных рабов. Вославляю Тебя, о Аллагь, и восхваляю. Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови и приветствуй о Всевышний, Мухаммада, его род и сподвижников».
Арканы малого омовения.
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Произнесение мысленного нийята (намерения) одновременно с началом мытья лица. Для намерения возможны 2 варианта:
а) Освобождение от хадаса (состояние с нарушенным омовением). «Я намереваюсь слелать суннат малое омовение для устранения хадаса»;
б) Подготовка к намазу. «Я намереваюсь совершить фарз (обязательное) малое омовение».
Сунной является добавить «во имя Аллагьа».
Здесь очень важным моментом является то, что произнесение слова «фарз» должно совпасть с моментом касания ладонями верхней части лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук от кончиков пальцев, включая локти.
4. Масху — протирание части головы (не менее четверти) намоченными руками.
5. Мытьё обеих ног от кончиков пальцев, включая щиколотки (лодыжки).
6. Выполнение всех этих действий строго в названной последовательности.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу. Если не исполнен хотя-бы один аркан, то омовение недействительно (считается несовершённым).
Для того, чтобы омовение считалось действительным, необходими соблюдать следующие условия:
1. быть мусульманином,
2. быть дееспособным,
3. для женщин — находится в состоянии очищения от менструации и послеродовых выделений,
4. вода для омовения должна быть чистой и очищающей (родниковая, речная, морская и другая природная вода),
5. вода при омовении должна обтекать все моющиеся части тела,
6. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть нечистот (наджаса),
7. отсутствие на теле того, что может изменить цвет, вкус или запах чистой воды,
8. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть даже малого количества какого-нибудь изолятора (краска, лак, клей и т.д.), препятствующего соприкосновению воды с омываемой частью тела,
9. необходимо осознавать обязательность данного омовения,
10. необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие — только желательными. Надо четко понимать: что является фарзом, а что — сунной.
Нежелательные действия малого омовения.
Нежелательными действиями (караха) при выполнении малого омовения являются:
1. Омовение каждого из частей тела более 3 раз;
2. Мытьё сначала левых, а потом правых частей тела.
3. Встряхивание воды с частей тела и хлопание руками по лицу во время его мытья;
4. Вытирание омытых частей тела полотенцем при необходимости. Например, если есть опасность простуды, то можно;
5. Прибегание к помощи другого человека при омовении, если в этом нет необходимости;
6. Совершение омовения водой, нагретой на солнце в посуде, изготовленной из ковкого материала (медь и др.);
7. Ведение посторонних разговоров при омовении;
8. Совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть внутрь;
10. Расходование воды не в меру (т.е. более 1л для малого омовения и 5 л для полного).
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Существуют слова поминания Аллаха после омовения, произнесение их не является обязательным, но является желательным, так как за их произнесение полагается большая награда:
‘Умар ибн аль-Хаттаб передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник”, — обязательно откроются восемь врат Рая, и войдет он, через какие пожелает» Муслим 234.
В версии этого хадиса, которую приводит имам ат-Тирмизи, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся» ат-Тирмизи 55. Достоверность этой версии хадиса подтвердили шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه
/Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху. Аллахумма джальни мина ттауабин уа джальни миналь-мутатаххирин/.
Также от Абу Са’ида аль-Худри передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит омовение, после чего скажет: “Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе свое покаяние”, — то эти слова будут записаны на белом листе и запечатаны печатью, которая не сотрется вплоть до Судного дня» аль-Хаким 1/564. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
/Субханака-Ллахумма уа бихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк/.
Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела, совершаемое таким образом, чтобы не осталось ни одного сухого места.
1. В состоянии джунуб, которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне
2. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин
Желательно совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами.
В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения полного омовения (гусль), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:
«А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»
Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6
При невыполнении хотя бы одного из обязательных действий полное омовение считается недействительным.
3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз
Выполнение этих обязательных действий делает гусль действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. Если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то он совершит полное омовение (гусль).
Когда вы готовы совершить гусль, подтвердите про себя это намерение. Затем скажите: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого:
1. Совершите вуду (малое омовение), но без мытья ног, поскольку лучше омыть их в самом конце
3. Полейте воду на голову и помойте ее. По желанию можно использовать шампунь
4. Помойте все тело, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Старайтесь при этом протирать рукой промываемые части тела. Не должно остаться ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы
Желательно мыть каждую часть тела по три раза, но можно ограничиться и одним разом.
Важно: при совершении полного омовения (гусль) следует не забыть вымыть пупок, уши, корни волос, отверстия от проколов для сережек.
Во время совершения полного омовения (гусль) нежелательно поворачиваться в сторону Киблы, разговаривать без необходимости и читать мольбы-дуа.
Расскажите, как научиться правильно, совершать омовение и молитву.
Расскажите, как научиться правильно, совершать омовение и молитву.
Мира вам и милости Всевышнего!
Порядок совершения малого омовения:
1. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта.
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую).
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум 1/4 часть волос).
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем — левую.
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.
В конце желательно произнести следующие слова:
«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.
Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.
Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь.
Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей (Он ни с кем не делит Своей власти). И свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник.
О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.
Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.
Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
Порядок совершения молитвы:
(на примере двух ракяатов сунны утреней молитвы)
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»).
Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.
Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).
Сразу после этого про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»
«а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя)
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
Затем читается сура «аль-Фатиха»:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин
После суры «аль-Фатиха» чтается любая короткая сура, например суря «аль-Аср»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Валь-‘аср. Инналь-инсээнэ ляфии хуср.
Иллял-лязийнэ ээмэнуу ва ‘амилю ссоолихаати ва таваасав биль-хаккы ва таваасав бис-сабр».
Со словами «Аллаху акбар», склоняемся в поясной поклон, произнося слова:
“Субхана Раббияль-Азим” (Слава моему Великому Господу) — 3 раза.
Затем нужно выпрямиться со словами:“Самиа-Ллаhу-лиман хамида” (Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу) и “Раббана лака — ль — хамду” (Хвала Тебе, Господь наш).
После этого необходимо сказать «Аллаху акбар» и совершить земной поклон. Оставаясь в таком положении, следует сказать:
“Субхана Раббия-ль-Аъла” (Слава Господу моему Всевышнему) 3 раза, а потом со словами «Аллаху акбар», выпрямиться и сесть.
Затем со словами «Аллаху акбар», совершить еще один земной поклон и сказать при этом “Субхана Раббия-ль-Аъла” – 3 раза.
Со словами «Аллаху акбар» встаем на второй ракяат.
На этом совершение первого ракяата заканчивается. Необходимо совершать все эти действия полностью, внимательно и без спешки.
Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
Чтаем суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Ва лям якул-ляху куфуван ахад»
Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.
Когда, поднимемся со второго земного поклона второго ракяата, то садимся на левую ступню и читаем «ташаххуд».
Кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев:
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить. Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.
Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».
По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.
После этого со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом два ракяата сунны утреней молитвы завершаются.
1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):
«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».
2. Воздев руки на уровень груди, говорят (про себя):
«Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».
Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
На эти и другие вопросы вы можете получить ответы, придя к нам в молельный зал.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.