Молитва праведной феодоре царице греческой

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва праведной феодоре царице греческой - подобранную специально для Вас!

Святая царица Феодора прославилась тем, что установила иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе в 9 веке. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия, память которого отмечается в I неделю Великого Поста.

Святая Феодора (867г.) была супругой Византийского императора Феофила-иконоборца. Она, как могла, удерживала мужа от гонений на иконопочитание.

В то время иконоборцы подвергали иконы поруганиям, снимали их со стен храмов, сжигали их, монастыри закрывались, а монахи разбивались о те образа, которые они защищали.

Святая Феодора сама имела в своих покоях иконы и тайно поклонялась им. После смерти своего мужа, святая царица Феодора, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Для этого был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором все иконоборцы были преданы Анафеме и было установлено празднование иконопочитания — Торжество Православия. В память об этом, на иконах святая царица Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы.

Когда вырос сын святой Феодоры, император Михаил, она покинула мир и ушла в монастырь, где 8 лет прожила строгой аскетической жизнью до самой смерти. Скончалась мирно 11 февраля по старому стилю/ 24 февраля по новому стилю.

Святые мощи святой царицы Феодоры хранятся в Греции, в Кафедральном соборе острова Керкира (Корфу).

+7 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected]

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор портала «Православие и современность» — Н.А. Горенок.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2019 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 — 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события — Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.

Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года.

Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира (совр. Корфу).

Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829–842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события – Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.

Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой) мирно скончалась около 867 года. Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Корциры.

Ч.18. Корфу. Храм Святой Феодоры

Недалеко от храма Спиридона Тримифунтского на Корфу находится кафедральный собор, освящённый в честь святой Феодоры – царицы Торжества Православия, Покровительницы семьи и брака.

Родилась Феодора в 815 году в греческом селении Евесса в благочестивой семье, известной своей преданностью православной вере. Семья принадлежала к армянской знати. У Феодоры было трое сестёр — София, Мария и Ирина и двое братьев — Варда и Петрона.

Передается легенда о том, что в 830 году Феодора прибыла на царские смотрины и одержала верх благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за греческого императора-иконоборца Феофила. Царица не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и возвращение низложенного святого Патриарха Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор ежегодно отмечается как Торжество Православия.

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора, в основном, занимался брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Впоследствии, родные — сын Михаил и брат Варда — приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в монастырь, где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию. Известно Евангелие, писанное её рукой. Святая мирно скончалась в 867 году. Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры и положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Кафедральный собор посвящён житию Святой Феодоры. Церковь построена в 1577 году, а в 1841 году её перестроили и расширили, после чего она стала одной из главных святынь города.

Справа от иконостаса, в специальной нише – серебряная рака. Под металлическим саркофагом находится стеклянный, а в нём лежат мощи царицы Феодоры,покрытые бордовой бархатной тканью. По просьбе паломников священнослужители открывают мощи и совершают краткий молебен о здравии с упоминанием имён присутствующих около алтаря.

Читайте так же:  Молитвы о даровании сына

Также в храме находятся ценные иконы времён Ионической школы и старейшие древневизантийские иконы. Самая известная из них — созданная в XV веке двуликая икона Богородицы, расписанная с двух сторон.

За ракой с мощами святой Феодоры на стене висит малоприметная, на первый взгляд, икона, которую на Корфу называют Спилиотисса (Пещерная). Когда возводили храм, строителям приходилось разбивать скальный грунт, выравнивая площадку, и в одной из пещерок они нашли эту икону. Теперь это одна из главных святынь храма, перед ней молятся о домашнем благополучии.

Верующие сугубо почитают святую Феодору как покровительницу семьи, брака и детей. Именно по этой причине местные жители любят проводить венчания в кафедральном соборе.

Удивительный православный мир с Богом и в Боге!
Какой полёт души и счастье ощущать силу Творца и милость его к нам, грешным!

Тропарь праведной Феодоре, царице Греческой:

Православия красото, блачестия твердыне и защитнице Церкве Христовы, священных икон светлое устроение, царице честная, к Богу молитвами твоими свободи от ересей славословящих тя, свыше присно подающих грехов разрешение.

Из Корфу на пароме отправляемся в портовый город Игуменица.

Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иустини­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.

В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.

Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

Мощи ее в 1453 году, после падения византийской столицы Константинополя, греческий священник Георгий Калохеретис спас от турок священные мощи. Он спрятал останки святителя Спиридона и праведной царицы Феодоры в мешки и тайно перевез их сначала в Сербию, а затем в 1456 году на остров Корфу (Греция). По другим источникам, мощи спас священник Григорий Полиевкт. Он привез их в греческий город Паримисья в области Эпир, а позже передал священные останки своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису уже на Корфу в 1460 году.

Пра­вед­ная ца­ри­ца Фе­о­до­ра бы­ла су­пру­гой гре­че­ско­го ца­ря Фе­о­фи­ла-ико­но­бор­ца (829–842), но не раз­де­ля­ла ере­си му­жа и тай­но по­чи­та­ла свя­тые ико­ны. По­сле его смер­ти, ко­гда свя­тая Фе­о­до­ра управ­ля­ла го­су­дар­ством вме­сто ма­ло­лет­не­го сы­на Ми­ха­и­ла, она вос­ста­но­ви­ла ико­но­по­чи­та­ние, воз­вра­ти­ла низ­ло­жен­но­го свя­то­го пат­ри­ар­ха Ме­фо­дия и со­зва­ла Со­бор, на ко­то­ром ико­но­бор­цы бы­ли пре­да­ны про­кля­тию. Ею уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние это­го со­бы­тия – Тор­же­ство Пра­во­сла­вия, ко­то­рое еже­год­но со­вер­ша­ет­ся в пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста. Пра­вед­ная Фе­о­до­ра мно­го сде­ла­ла для Свя­той Церк­ви и тем, что вос­пи­та­ла в сыне Ми­ха­и­ле твер­дую пре­дан­ность Пра­во­сла­вию.

Ко­гда Ми­ха­ил вы­рос, она бы­ла от­стра­не­на от управ­ле­ния и, про­ве­дя 8 лет в оби­те­ли свя­той Ев­фро­си­нии в по­дви­гах и чте­нии Бо­же­ствен­ных книг (из­вест­но Еван­ге­лие, пи­сан­ное ее ру­кой), мир­но скон­ча­лась око­ло 867 го­да. Мо­щи ее в 1460 го­ду бы­ли от­да­ны тур­ка­ми жи­те­лям го­ро­да Кер­ки­ра (совр. Кор­фу).

Во святы́х ди́вная,/ благове́рная цари́це Феодо́ре,/ нетле́нием моще́й и чуде́с сия́нием почти́ тя́ Бо́г;/ помина́юще твое́ пра́ведное житие́,/ тя́ мо́лим испроси́ти// телесе́м на́шим здра́вие и душа́м спасе́ние.

Перевод: Удивительная среди святых, благоверная царица Феодора, нетлением мощей и чудес сиянием почтил тебя Бог, вспоминая твою праведную жизнь, тебя молим испросить нам телесное здоровье и спасение душ.

Правосла́вия красото́, благоче́стия тверды́не/ и защи́тнице Це́ркве Христо́вы,/ свяще́нных ико́н све́тлое устрое́ние,/ цари́це честна́я,/ к Бо́гу моли́твами твои́ми/ свободи́ от ересе́й славосло́вящих тя́,// свы́ше при́сно подаю́щи грехо́в разреше́ние.

Перевод: Православия красота, благочестия крепость и защитница Церкви Христовой, священных икон светлое охранение, царица почитаемая, к Богу молитвами твоими освободи от ересей прославляющих тебя, с Небес всегда подавая грехов прощение.

Благоче́стия цветы́ украси́вшися, свята́я,/ и увенча́нная диади́мою от руки́ Бо́жией, Феодо́ро,/ побо́рница це́ркви всея́ показа́лася еси́,/ воздви́гши поклоне́ние Христо́ве ико́не несумне́нно и святы́х,// с ни́миже сопричла́ся еси́ к небе́сному жре́бию.

Перевод: Благочестия цветами украсившись, святая, и увенчанная венцом рукой Божией, Феодора, защитницей всей Церкви явилась ты, восстановив истинное почитание икон Христа и святых, с ними же сопричтена ты к Небесному собранию.

22 апреля — переходящая — Собор Синайских преподобных

Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иусти­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.

В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.

Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

Читайте так же:  Молитва о сестре родной
Преподобная Феодора Александрийская

Церковь почитает память двенадцати святых жен, подвизавшихся в мужском образе в мужских монастырях [1] . Одна из них – преподобная Феодора.

Эта святая жила в Александрии около 472 года, при императоре Зиноне. Она была замужем за уважаемым и благочестивым человеком по имени Пафнутий. Однажды, поддавшись диавольскому искушению, Феодора совершила прелюбодеяние. Грех немедленно заставил ее жестоко страдать от мук совести. Феодора не решилась вернуться домой и пошла в соседний монастырь, где попросила игуменью открыть Евангелие и прочитать наугад. Услышав слова: «Что я написал, то написал» (Ин. 19: 22) и поняв, что грех ее известен Богу, она возымела горячее желание как можно быстрее принести покаяние.

Феодора переменила одежду на мужскую и отправилась в мужскую обитель, расположенную примерно в двадцати семи километрах от Александрии. Там, назвав себя Феодором, она попросила принять ее в послушники. Игумен монастыря решил, что перед ним евнух, и, видя пламенное желание вступить на путь покаяния, немедленно принял Феодору и постриг в монахи.

В течение восьми лет блаженная с чрезвычайным усердием предавалась монашеским подвигам, брала на себя самые тяжелые работы, а ночи проводила в слезах, горячо моля Господа, чтобы Он простил ее грех и вернул благодать целомудрия.

Однажды ее отправили в Александрию за маслом. Там она встретила своего супруга, искавшего ее все это время. Но подвижнические труды настолько изменили облик Феодоры, что муж не узнал жену. После этой встречи Феодора удвоила подвиги и стала вкушать пищу только раз в неделю. Так, поднявшись над естеством и полностью предавшись молитве и покаянию, она получила столь великую милость от Господа, что стала творить чудеса.

Безупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Этот ненасытный враг всего благого не желал сдаваться. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету, будто молодой Феодор вступил в порочную связь с некоей женщиной из соседней деревни. Завистники даже принесли к дверям монастыря младенца. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. И ее изгнали из монастыря.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с ребенком, будто со своим, она поселилась неподалеку, в маленькой хижине, где жила в крайней нужде, претерпевая и зимний холод, и летнюю жару и мужественно борясь с бесчисленными диавольскими искушениями.

Через семь лет игумен разрешил ей вернуться в монастырь. Но Феодора и не думала отдыхать от трудов: она ужесточила бдения, посты и молитвы и стала еще более послушна и терпелива, чем раньше. Взяв с собой ребенка, она учила его евангельским добродетелям и непрестанной молитве.

По прошествии некоторого времени, дав ему последние наставления, как своему истинному сыну в Духе, преподобная почила в мире. В момент ее смерти игумену было видение, как некая жена в сияющих одеждах поднимается на небеса и вступает в хор праведников и святых. Тогда все со слезами признали свое заблуждение и восславили Господа, сотворившего среди них столь великое чудо.

И действительно, чтобы исцелиться от страсти, Феодора не только поборола бесчисленные телесные искушения, тайно живя среди мужчин, но, укрепляемая благодатью, даже превзошла сподвижников в монашеских трудах. Обладая телом, преподобная достигла ангельского бесстрастия и чистоты.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Это прпп. Евфросиния-Смарагд (память 25 сентября), Пелагия (память 8 октября), Афанасия (память 9 октября), Анна-Евфимиан (память 29 октября), Евфросиния Младшая (память 8 ноября), Матрона-Вавила (память 9 ноября), Сусанна-Иоанн (память 15 декабря), Евгения (память 24 декабря), Аполлинария-Дорофей (память 4 января), Мария-Марин (память 12 февраля) и Анастасия Патрикия (память 10 марта).

Православные молитвы, церковные песнопения, молитвы (слушатьи скачать). История Греческой церкви. Жизнеописания святых старцев

Церковь преподобной Феодоры

В храме, украшенном прекрасными фресками, пребывают под сенью мощи этих святых: справа от входа покоятся мощи преподобного Давида, слева — преподобной Феодоры. Над.мощами находятся фрески со сценами из их житий.

Преподобная Феодора Мироточивая

Преподобная Феодора Мироточивая
Преподобная Феодора родилась на острове Эгина в 812 году в семье протопресвитера (старшего священника) местного собора отца Антония и получила при крещении имя Агапе. Мать девочки умерла вскоре после родов, а отец Антоний, поручив новорожденную дочь заботам ее крестной матери, покинул дом и принял монашеский постриг. В возрасте семи лет девочка была помолвлена и потом выдана замуж, вероятно, в подростковом возрасте. Около 820 года остров подвергся серии опустошительных набегов арабских пиратов, и во время одного из этих набегов был убит единственный брат Агапе, служивший диаконом. Полагая, что набеги будут продолжаться, муж Агапе отправился к ее отцу за советом. Отец Антоний посоветовал им уехать в Салоники, где у семьи были родственники, и сам поехал с ними.

В Салониках отец Антоний отыскал уединенное место подальше от городской суеты, называвшееся Торопа, и основал там скит. Агапе с мужем устроились в городе. Она родила троих детей, но второй и третий умерли вскоре после рождения. Даже смерть третьего ребенка не сломила Агапе, и она умоляла мужа не отчаиваться, напоминая ему, что Господь благословил их, даровав им детей. Она предложила сделать эту жертву Богу совершенной — отдать старшего ребенка (девочку) в монастырь.

Муж согласился, и они отвезли шестилетнюю дочь в обитель святого Луки к игуменье Екатерине, своей родственнице, сестре архиепископа Антония Солунского. На следующее утро девочку постригли с именем Феописта, и она осталась в обители. Муж Агапе вскоре после того скончался, и молодая вдова, отметив третий и девятый день по его кончине, быстро раздала все свое имущество. Она отделила третью часть бедным на помин души мужа, а остальное пожертвовала обители святого Стефана, в которую поступила и сама. Зная ее благочестивую жизнь, игумения Анна позволила ей принять постриг сразу. В монашестве она получила имя Феодора. Она всегда жила по вере, и теперь ей это помогло легко приспособиться к монастырским порядкам.

Читайте так же:  Православные молитвы при беременности

Приведем два случая из ее монашеской жизни, показывающие силу характеров Феодоры, игумении Анны и Феописты. Через несколько лет после пострига Феописты умерла игумения Екатерина, и девочку привезли к матери в монастырь. Игумения Анна приняла ее. Феодора, вполне естественно, переживала за дочь (при поступлении в обитель Феодоре было только двадцать пять лет), опасаясь, что монастырская жизнь окажется слишком суровой для ребенка, и просила Игумению оказывать Феописте снисхождение в том, что касается одежды и еды. Игумения несколько раз напоминала Феодоре, что ей следует сдерживать естественную привязанность к дочери, и что дитя уже давно посвящено Богу, и не подобает забирать обратно пожертвованное Ему. Как-то раз Анна застала Феодору в заботах о дочери, и, увидев что между матерью и дочкой восстановилась тесная родственная связь, запретила им разговаривать друг с другом.

Они прожили бок о бок в одной келье пятнадцать лет и ни разу не сказали друг другу ни слова. Когда одной из них нужно было привлечь к чему-либо внимание второй, она прибегала к посредничеству какой-нибудь другой сестры, и таким образом им удавалось сохранять послушание Игуменье без особой горечи и печали. По прошествии пятнадцати лет, когда однажды Феодора тяжело заболела, сестры стали просить Игуменью разрешить узы молчания, сковывавшие мать и дочь. Анна выполнила просьбу сестер, и Феодора с Феопистой смогли свободно общаться до конца своих дней. Узы родства уже не были препятствием на пути духовного возрастания.

Игумения Анна прожила до 120 лет, и в последние годы за ней ухаживала именно Феодора. Когда Анна ушла на покой, Феописта, дочь Феодоры, стала игуменией обители.

Прожив долгую жизнь в послушании, стяжав монашеские добродетели и сотворив много добрых дел, Феодора скончалась 29 августа 892 года в возрасте восьмидесяти лет. Перед смертью она проболела пять дней и причастилась Святых Христовых Тайн. Сестры, стоявшие у ее смертного одра, видели, как ее лицо просияло неземным светом. Ее чело было усеяно благоуханными капельками пота, а после кончины ее лицо озарилось небесной улыбкой.

Услышав о ее кончине, близкий друг Феодоры, тяжело больной диакон Димитрий, служивший в церкви святого Димитрия, пришел попрощаться с ней. Он дал ей последнее целование и вдруг почувствовал, что над ним свершилось чудо исцеления. Получили исцеление и еше двое христиан, присутствовавших на погребении. Через девять дней после кончины Феодоры из лампады над ее могилкой стало изливаться благоухающее масло. Сестры собирали его в кастрюли и сковородки и раздавали как благословение. По прошествии двух лет, когда было составлено ее житие, масло все еше истекало из лампады. Мы не знаем, как долго это продолжалось. До сих пор сохранились маленькие свинцовые флаконы с отпечатком образа преподобной Феодоры. В эти флаконы паломники во времена Палеологов (1259—1453) набирали чудотворное лампадное масло, а, возможно, и миро от мощей Преподобной, спустя целых триста лет после ее кончины.

Меньше чем через месяц после ее погребения солунскому художнику по имени Иоанн несколько раз приснилась преподобная Феодора, с которой он при ее жизни не был знаком. Он посетил ее могилу, удостоверился в подлинности чудес и, не зная, как она выглядела, написал ее икону. Все, кто видел ее при жизни, подтвердили, что художник изобразил ее в точности такой, какой она была. Вера в ее святость возникла и распространилась сразу после ее кончины. К моменту перенесения мощей святой Феодоры, состоявшемуся спустя десять месяцев после погребения, уже были написаны первые стихиры в ее честь. Службы, которыми мы пользуемся для прославления этой Святой, включают произведения ее современника Иоанна Песнописца.

В храме преподобной Феодоры

Церковь празднует день памяти преподобной Феодоры 29 августа, день перенесения ее мощей 3 августа.

Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания. Греческая икона XIX в.

Феодора (815 — 867), Восточная Римская императрица, праведная [1]

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер — София, Мария и Ирина — и двое братьев — Варда и Петрона.

В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.

Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом — спереди слева.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.

Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.

Читайте так же:  Молитва на продажу платья
Блгв. императрица Феодора. Торжество Православия, византийская икона 1-й пол. XV в., фрагмент

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду [3] и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.

Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья) [4], где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.

Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.

Мощи св. Царицы Феодоры. Остров Корфу. Керкира. Собор Панагия Спилиотисса

Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Православия красото́, благочестия твердыне / и защитнице Церкве Христовы, / священных икон светлое устроение, / царице честная, / к Богу молитвами твоими / свободи от ересей славословящих тя, / свыше присно подающи грехов разрешение.

Благочестия цветы украсившися, святая, / и увенчанная диадимою от руки Божией, Феодо́ро, / поборница церкви всея показалася еси, / воздвигши поклонение Христове иконе несумненно и святых, / с нимиже сопричлася еси к небесному жребию.

  • Baronius, Annales Ecclesiast i ci, rec. Theiner, т. XIV, 1868.
  • Bollandus, Acta Sanctorum под 11 февраля.
  • Свт. Филарет Черниговский, Св. подвижницы восточной церкви, СПб., 1871.
  • Успенский В. И., Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1891, из Журн. Мин. Нар. Просвещения.
  • Regel W., Analecta Byzantino-Russiсa, СПб., 1891 (изд. греч. жития).
Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания. Греческая икона XIX в.

Феодора (815 — 867), Восточная Римская императрица, праведная [1]

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер — София, Мария и Ирина — и двое братьев — Варда и Петрона.

В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.

Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом — спереди слева.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.

Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.

Блгв. императрица Феодора. Торжество Православия, византийская икона 1-й пол. XV в., фрагмент

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду [3] и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.

Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья) [4], где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.

Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.

Мощи св. Царицы Феодоры. Остров Корфу. Керкира. Собор Панагия Спилиотисса

Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Читайте так же:  Сила молящейся жены молитва за мужа

Православия красото́, благочестия твердыне / и защитнице Церкве Христовы, / священных икон светлое устроение, / царице честная, / к Богу молитвами твоими / свободи от ересей славословящих тя, / свыше присно подающи грехов разрешение.

Благочестия цветы украсившися, святая, / и увенчанная диадимою от руки Божией, Феодо́ро, / поборница церкви всея показалася еси, / воздвигши поклонение Христове иконе несумненно и святых, / с нимиже сопричлася еси к небесному жребию.

  • Baronius, Annales Ecclesiast i ci, rec. Theiner, т. XIV, 1868.
  • Bollandus, Acta Sanctorum под 11 февраля.
  • Свт. Филарет Черниговский, Св. подвижницы восточной церкви, СПб., 1871.
  • Успенский В. И., Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1891, из Журн. Мин. Нар. Просвещения.
  • Regel W., Analecta Byzantino-Russiсa, СПб., 1891 (изд. греч. жития).

Церковный календарь. 24 февраля (11 февраля ст. стиль).

Сплошная седмица, поста нет.

Сегодня Церковь творит память: сщмч. Власия Севастийского, епископа пострадавшего в начале IV века. Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон в IX веке. Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородского, Псковского чудотворца (XI – XII вв.). Прп. Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского (XIV).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы поразмышляем о праведности православных императоров, особенно тех, что были прославлены в лике святых. Можно ли сравнивать праведность простого человека с праведностью императора, облеченного колоссальной властью? Ответить на этот вопрос нам поможет жизненный путь святой праведной Феодоры, византийской императрицы, жены императора-иконоборца Феофила, игравшей впоследствии роль регента при своем сыне императоре Михаиле III в период с 842 по 856 год.

На смертном одре в январе 842 года Феофил провозгласил Феодору регентшей при своем двухлетнем сыне Михаиле до совершеннолетия юного монарха. Империей в период регентства вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды, брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Первым делом необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Сперва императрица направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол, но тот не подчинился и был свергнут церковным собором. Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе было провозглашено восстановление почитания икон, также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за иконопочитание, а епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр. Интересный факт – одной из просьб императрицы Феодоры к собору было не произносить анафемы на ее покойного мужа и разрешить его от грехов, так как, по ее словам, тот перед смертью раскаялся в грехах и целовал принесенную Феодорой икону. Собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

После собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта. В воспоминание об этом событии и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I. После военных неудач Борис в начале 860-х годов вынес решение о принятии своим народом христианства и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы Феодоры. Личная роль Феодоры в деле христианизации Болгарии очень велика, а, значит, косвенно и в будущей христианизации Руси.

В период регентства Феодоры начались преследования иконоборцев и других еретиков. По ее приказанию еретикам-павликианам был предложен выбор – обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в Малой Азии от рук карательных экспедиций под пытками погибло около ста тысяч человек.

В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена, потому как она не любила роскошь и лишние траты.

Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала высшему чиновнику царской канцелярии логофету Феоктисту, имевшему огромное влияние на Феодору. Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти была готова по примеру тоже прославленной в лике святых императрицы Ирины ослепить своего сына.

В 856 году сын Феодоры Михаил, которому было 16 лет, по наущению брата Феодоры Варды, оказывавшего сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду и официально оставила регентство, передав всю власть сыну. Вскоре Феодора по приказу своих братьев и сына-императора была насильно пострижена в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она пробыла какое-то время под надзором Варды. Затем, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении божественных книг, мирно скончалась около 867 года. Мощи святой Феодоры в 1460 году были перенесены на Корфу, где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Братья и сестры, это житие дает нам достаточно пищи для размышлений, заставляет нас без прикрас посмотреть на историю Церкви и общества, на отношения между людьми и власть имущими. Нам нужно поблагодарить Господа за то, что мы живем в такое мирное и человечное время.

Молитва праведной феодоре царице греческой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here