Молитва путника саляф

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва путника саляф - подобранную специально для Вас!

Сообщение A’mash » 15 сен 2018, 15:23

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О том, как совершает молитву путник позади не путника, и наоборот

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно, что путник (мусафир) сокращается молитвы, совершая их по два рак’ата, не считая вечернюю (магъриб) и утреннюю (фаджр) молитвы, которые остаются неизменны.
Но часто мусульмане задают вопросы о том, как совершать молитву путнику за имамом, который не является путником? И наоборот, как совершать молитву за имамом–путником тому, кто не является путником? И как быть в случае, когда путник застал имама с опозданием?

Следует отметить, что если не путник (мукъим) совершает молитву за путником (мусафир), то после совершения двух рак’атов молитвы путником, мукъим должен встать и доделать ещё два рак’ата, чтобы его молитва стала четырёх рак’атной.
Со слов Ибн ‘Умара сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) приезжал в Мекку, он совершал молитву в два рака’ата, и говорил после неё: “О жители Мекки, дополните вашу молитву, поистине, мы – путники”. Малик 195, Ибн Аби Шайба 1/419. Достоверность подтвердили хафиз ан-Науауи, шейхуль-Ислям Ибн Таймия и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 8/92, «Маджму’уль-фатауа» 24/125, «Тахридж Джами’ аль-усуль» 5/708.

Если же путник совершает молитву за тем, кто не является путником, то он делает четыре рака’ата подобно имаму.
Муса ибн Саляма рассказывал: “Я спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): “Как мне совершать молитву, если я буду в Мекке, но буду совершать молитву не за имамом?” Он ответил: “В два рака’ата, что является Сунной Абу-ль-Къасима (мир ему и благословение Аллаха)”. Муслим 688.
В другой версии сообщения говорится, что Муса ибн Саляма сказал: “Мы были в Мекке с Ибн ‘Аббасом и я сказал: «Когда мы (мусафиры) молимся с вами (местными), то мы совершаем четыре рака’ата, а когда возвращаемся к месту, в котором остановились (молясь в одиночку), то совершаем молитву по два рака’ата?” Ибн ‘Аббас сказал: “Такова Сунна Абу-ль-Къасима (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 1/216, Ибн Хузайма 952.

А если путник присоединился к молитве имама не путника, опоздав на первые два рак’ата и сделав с имамом только два рак’ата, то следует ли ему после салама имама встать и доделать ещё два рак’ата? Ведь он сделал свои два ракa’ата, и не застал имама с самого начала, чтобы делать четыре рак’ата, как и он.
Ответ: Ему следует доделать ещё два ракa’ата после того, как имам отдаст салам.
Доводом этому является то, что передал Абу Миджляз, сказавший: “Я спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Если путник застал два рака’ата молитвы с не путниками, ему достаточны эти два рак’ата или же ему следует сделать их молитву (в 4 рака’ата)?» Ибн ‘Умар засмеялся и сказал: «Он совершает их молитву (в 4 рака’ата)»”. аль-Байхакъи 3/157. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/22.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Если путник застал за имамом не путником один рак’ата и более, то он совершает молитву полноценно (в 4 рак’ата). Если же он застал с имамом меньше, чем один рак’ат, тогда он делает молитву сокращённо (в 2 рак’ата). И на это также указывал имам Ахмад в одном из двух своих мнений на этот счёт. Дело в том, что заставший с имамом не путником один рак’ат застал с этим имамом саму молитву, поэтому он обязан совершить её полноценно. А если он не застал с ним даже одного рак’ата, то его молитва подобна тому, кто молится в одиночку, а поэтому он совершает её сокращённо”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/333.

Многие хадисы указывают на важность совершения намаза Витр. Название этой молитвы переводится с арабского как «нечётный», она состоит из нечётного числа ракаатов, от 1 до 11, но чаще всего мусульмане выполняют 3 ракаата. Время совершения намаза Витр наступает после молитвы Иша и длится до зари. Выстаивание молитвы Витр является сунной муаккада (сунной, узаконенной в Шариате), хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.

Молитва Витр, как правило, состоит из определенного числа намазов по 2 ракаата (от 1 до 5) и завершается намазом, состоящим из одного ракаата. Либо же, как вариант, она может состоять из намаза, в котором непрерывно выролняется чётное число ракаатов (от 2 до 10), и завершаться намазом, состоящим из одного ракаата. Не обязательно постоянно придерживаться какого-то одного метода из этих двух, их можно чередовать. Есть хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) мог совершать намаз Витр обоими указанными способами.

Для наглядности давайте рассмотрим два разных варианта выполнения намаза Витр, состоящего из трех ракаатов:

1. Выполните два ракаата, как в любой обычной двухракаатной молитве. Затем совершите один ракаат с чтением ду»а «Кунут» перед поясным поклоном;

2. Выполните три ракаата, как в молитве Магриб, но с двумя отличиями. Первое отличие состоит в том, что в Магриб-намазе, совершив земной поклон после второго ракаата, молящияся читает ташаххуд. В данном способе совершения Витр-намаза этого делать не нужно. Вы встаёте сразу на третий ракаат. Второе отличие состоит в том, что в третьем ракаате следует читать ду»а «Кунут» до или после поясного поклона.

Некоторые учёные указывают на первый способ совершения намаза Витр, как на более предпочтительный. Витр может рассматриваться как часть ночной молитвы, которая также является сунной, и желательно завершать её одним отдельным ракаатом. Молитву Витр можно читать как сразу после Иша-намаза, так и перед отходом ко сну или же в последней трети ночи, что содержит в себе особую благодать. Если же мусульманин боится, что не сможет встать в последнюю треть ночи для совершения Витра, то лучше сделать это перед сном.

При выполнении трёхракаатного намаза Витр рекомендуется читать следующие дополнительные суры после «Аль-Фатиха»: суру «Аль-А»ля» в первом ракаате, «Аль-Кафирун» во втором и «Аль-Ихляс» в третьем.

Ду»а «Кунут» читается ежедневно в течение всего года, по Ханафитскому мазхабу, и во второй половине месяца Рамазан, по Шафиитскому. Есть также мнения учёных, что это ду»а не обязательно читать каждый раз при совершении Витра, потому как нет указаний на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал его каждый раз.

«Аллаахумма иннаа наста‘иинукя ва настахдиикя ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкяль-хайра кулляхь, нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуд, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, нарджуу рахмэтакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа Мухаммад, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим»

Читайте так же:  Еврейская молитва для скрипки

Что переводится как:

«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие и распутство. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и кланяемся. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников! Да благослови, о Всевышний, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».

Если молящийся не знает это ду»а, то пока он его не выучил, вместо него можно произносить следующее:

«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар».

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

По завершении молитвы Витр, Поорок Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно произносил трижды вслух «Субхааналь-маликиль-куддуус», причём третий раз протяжно и громко.

По степени важности совершение молитвы Витр уступает обязательным пяти молитвам, но при этом превосходит сунна- и нафль-молитвы до и после обязательных намазов. Оставление молитвы Витр является нежелательным.

Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы «не утруждаться» в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?

Многих проблем с совершением намаза можно избежать, если поездка будет дальней. Под дальней поездкой следует понимать путь, именуемый в Шариате как «масафа аль-каср». А таким путь считается, если его расстояние в одну сторону не менее 85 км по шафиитскому мазхабу и 135 км по ханафитскому. Такая поездка дает право сокращать и объединять молитвы, что, безусловно, сильно выручает путника. И так, если Ваш путь является дозволенным Шариатом (примером запретного путешествия может быть поездка женщины без махрама) и расстояние пути составляет больше 85 км — или 135, в зависимости от соблюдаемого Вами мазхаба, Вы можете:

1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;

К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я»ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: «не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» — «Мы ведь в безопасности сейчас ?!», на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)» «. (Муслим, 686)

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Читайте так же:  Молитва сильная о здравии целителю Пантелеймону

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас»уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночной молитвой (‘Иша) и утренней (Фаджр). Выполнение Тахаджуда является сунной. Наилучшим временем для совершения этой молитвы является последняя треть ночи. Если вы ставите будильник на определённое время для пробуждения на Фаджр, то вы можете завести его на 20-30 минут пораньше, чтобы выполнить Тахаджуд-намаз (или же на другое время, в зависимости от того, сколько ракатов вы намереваетесь совершить, и собираетесь ли обращаться после этого с личной мольбой к Всевышнему Аллаху).

Молитва Тахаджуд зачтется и в том случае, если молящийся выполнит её в любое другое время ночи, и даже сразу после ‘Иша-намаза, но наибольшая награда за неё будет тем, кто специально проснётся для её совершения в последнюю треть ночи.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (сборники хадисов аль-Бухари и Муслим).

Минимально необходимыми для выполнения Тахаджуда считаются два рака’та, максимальное их количество нигде чётко не ограничено. В намазе Тахаджуд вы можете совершить столько двухрака’тных молитв, сколько пожелает ваша душа. Большинство мусульман ограничиваются восемью рака’тами (то есть 4 молитвы по 2 рака’та), также многие выполняют по 12 рака’тов (6 молитв по 2 рака’та). В соответствии с Сунной, в первом рака’те после «Аль-Фатихи» рекомендуется читать суру «Аль-Кафирун», а во втором — «Аль-Ихляс», хотя за прочтение более длинных сур полагается ещё большая награда.

После выполнения молитвы Тахаджуд рекомендуется обращаться к Всевышнему Аллаху с личной мольбой, просить Его о помощи, о прощении грехов, благодарить за все блага, которыми Он вас наделил. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом.

О достоинствах совершения тахаджуда говорится Коране: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16-17).

Посланник Всевышнего (с.а.в.) выполнял нафиль-намаз(тахаджуд) постоянно, даже не смотря на состояние своего здоровья. Пророк (с.а.в.) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».

Пророк (с.а.в.) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».

Среди пяти мирских благ Мухаммад (с.а.в.) выделяет защиту Аллаха от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. Из четырех благ ахирата Пророк(с.а.в.) выделяет воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение книги деяний человека в Судный день в правую руку.

Коллективно тахаджуд совершать запрещается так как Пророк(с.а.в.) и его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр), послеполуденный (аль-‘аср) и ночной (аль-‘иша’) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (ас-салям), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Читайте так же:  Молитва за выздоровление брата

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када)

Видео (кликните для воспроизведения).

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз «аль-витр». Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр) того же дня. Для возмещения (када) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последнего (или первого) пропущенного утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха».Также делают намерение на возмещение других намазов.

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибада) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘) и земной (суджуд) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘) или земной поклон (суджуд) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Относительно этого вопроса были известные разногласия среди имамов. Например, шафииты считали желательным совершение путником любой установленной в Сунне добровольной молитвы.

На самом же деле среди добровольных молитв есть такие, совершение которых лучше оставить в пути, а есть такие, которые не следует оставлять.

Хафс ибн ‘Асым рассказывал: “Когда я сопровождал Ибн Умара по пути в Мекку, он совершил с нами обеденную молитву в два рак’ата. После этого, когда мы с ним сели, пришла группа людей, которые стали совершать молитву. Увидев их, Ибн Умар спросил: «Что делают эти люди?!» Я ответил: «Совершают добровольные намазы». Тогда он сказал: «Если бы я совершал добровольные намазы, то я бы и не сокращал обязательной молитвы! О сын моего брата, поистине, я сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути и он никогда не совершал больше двух рак’атов, пока не вернулся к Аллаху! Также сопровождал Абу Бакра в пути, и он никогда не делал больше двух рак’атов, пока Аллах не забрал его. И Умара сопровождал в пути, и он никогда не делал больше двух рак’атов пока Аллах не забрал его. Затем я бывал в пути и с Усманом, и он никогда не делал больше двух рак’атов пока Аллах не забрал его. А Аллах сказал: «И был вам в посланнике Аллаха хороший пример!» ” аль-Бухари 1102, Муслим 689.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Таково познание фикъха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах! Поистине, Всевышний и Всемогущий Аллах, который сократил для путника половину обязательных молитв, если бы что-либо узаконил в пути до или после обязательных намазов, то полноценное совершение обязательных молитв было бы первичней!” См. “Задуль-ма’ад” 1/316.

Однако это обобщенный хадис, но есть конкретизирующие, в которых говорится что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал будучи путником тот или иной добровольный намаза. Например, Абу Къатада рассказывал, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал в пути два рак’ата до утренней обязательной молитвы» . Муслим 680.

Также Умм Хани рассказывала, что «в день покорения Мекки пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил 8 рак’атов намаза Духа» . И в то время он был путником. аль-Бухари 357, Муслим 336.

Также и сам Ибн Умар рассказывал, что «пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в пути молитву уитр, сидя на верховом животном» . аль-Бухари 1000.

Таким образом, первый хадис является обобщенным, а эти хадисы конкретизирующими.

Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается добровольных молитв (сунан рауатиб), как обеденной (зухр), послеобеденной (аср), вечерей (магъриб) и ночной (иша) молитв, то они не совершаются. Исключением же является сунна утреннего намаза, а также молитва Уитр, ночная молитва (къийяму-ллейль), молитва Духа, тахиятуль-масджид, и другие не связанные ни с чем добровольные намазы” . См. “Фатауа Ибн Усаймин” 15/258.

И для каждого из намазов, совершаемых объединенно во время первого намаза, и также (объединенным образом) во время второго намаза, существуют условия, которые следует соблюдать.
Мы перечислим эти условия.

Условия объединения во время первого намаза:

1- Соблюдение последовательности, совершая первым намаз своего времени, затем сразу следующий.

2- Наличие намерения объединить оба намаза до завершения первого намаза. Но желательным является сделать это намерение в начале намаза.

3- Непрерывность между этими намазами, т.е., после первого сразу совершить второй намаз. Не разрешается разделять намазы чтением зикра или совершением сунната и т.д. Если же между этими намазами оставить промежуток времени, считаемый по обычаю длинным, то второй намаз необходимо совершить в свое установленное время, следуя во всем за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Читайте так же:  Очистка молитвами и заговорами люсьен шамбаллани

Передал Бухари от Ибну Умара , что он видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот торопился во время путешествия, то откладывал Магриб (вечерний намаз) и совершал его в три ракаата, а потом давал салям. Затем, выжидая некоторое время, он произнозносил Икамат на Ишаа (ночной намаз) и совершал два раката, и потом давал салям.

4- Продолжительность сафара (т.е, нахождение в пути) до вступления во 2-й намаз. Нет вреда, если сафар закончился в середине второго намаза.

Условия объединения во время второго намаза:

1- Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза, если же прошло время первого намаза и он не сделал намерения, она (молитва) становится его обязанностью, которую он должен возместить, и этим самым он попадает в грех.

2- Продолжительность сафара (т.е, нахождение в пути), пока не завершится 2-й намаз. Если путник прибудет к своей цели до завершения второго намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

Здесь нет условия соблюдения последовательности, напротив, можно начать с любой молитвы, также как и непрерывность, здесь является желательным действием и не является условием для разрешения объединения.

Условия сафара в котором разрешается сокращать и объединять намазы:

1- Путь должен быть длинною в 81 км и больше, путь, протяженностью меньше этого, не считается за сафар.

Передал Бухари, что Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сокращали намаз и отпускали пост в пути, длинною в 4 буруда — и это 16 фарсахов, примерно 81 километр. И подобные вещи они (Ибн Умар и Ибн Аббас) делали, руководствуясь указаниями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2- Сафар должен быть целевым. Путник должен иметь четкое представление о том, куда направляется. И тот, кто вышел, не зная, куда направляется, или для странствования и путешествия без определенного маршрута, не является находящимся в сафаре. Но лишь до тех пор, пока он не преодолеет длинный путь (81 километр). Если же он пройдет этот путь, то обретает право на сокращение и объединение намазов, из-за уверенности в расстоянии пути.

3- Цель сафара не должна быть греховной, как, например, для продажи вина, или для совершения ростовщичества, или для разбоя. Если намерение будет таковым, то он не будет считаться человеком, находящимся в сафаре. Так как укорачивание намазов — это облегчение, и оно было разрешено шариатом из-за аманата (верности), поэтому это облегчение не может быть употреблено в том, что шариат запретил.

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

В итоге, если человек выходит в соответствующий путь — сафар, он может сократить четырехракаатный намаз до двух ракаатов. Для этого он делает соответствующее намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденный намаз сократив его, Аллаху акбар». Вступив с таким намерением в намаз, он совершает два ракаата. И он должен закончить этот намаз до того, как он доедет до окончательного пункта назначения или сделает намерение, остановиться в этом месте на четыре дня.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со своими условиями. Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Читайте так же:  Молитва за блудного сына

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Право сокращать число ракаатов для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Ещё одно облегчение для путника – право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю – с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу – своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба. В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Молитва путника саляф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here