Благодарю Тя, пренебесный Царю, и всем телом и душею молю, хвалю, славлю, почитаю и превозношу Тя, яко сподобил еси мене, грешнаго, в день сей в Божественном сем Храме Божественную Твою и благоприятную, безкровную и словесную, Твоими священнослужительми о наших согрешениях Тебе принесенную и пожертую видети жертву, в воспоминание пречистых Страстей, преславнаго Воскресения, на небеса Восшествия и страшнаго паки Пришествия Господа нашего Иисуса Христа ихже ради молю Тя: вся моя согрешения омый, очисти и прости, и даждь ми во вся дни живота моего поминати Твоя благодеяния и в чистой совести благодарения и мольбы Тебе приносити, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Какое значение имеет Херувимская песнь, рассказывает иерей Андрей Чиженко.
«Небесная Литургия», сербская фреска XIV века из Грачаницы
Божественная литургия – главное богослужение Православной Церкви – имеет трехчастную структуру: проскомидия (на ней готовится вещество для Таинства Евхаристии), Литургия оглашенных (где читается Священное Писание (Апостол и Евангелие) и совершается молитва о всех православных христианах, живых и усопших, а также об оглашенных) и Литургия верных (ее центром является так называемый Евхаристический канон). Евхаристический канон – это специальные молитвословия, кульминацией которых является пресуществление (т. е. превращение) благодатью Святого Духа через священнослужителя обычных земных веществ (продуктов) – хлеба (просфоры), вина и воды в величайшую святыню Православной Церкви – Тело и Кровь Христовы. Евхаристический канон – кульминация, то есть главное событие Божественной литургии.
Предваряющим же вводным молитвословием к этому страшному и великому святому действу является Херувимская песнь. Она – преддверие Евхаристического канона. Чтобы понять всю ее важность и важность богослужебного действия Великого входа, сопутствующего ей, отметим следующее. По Уставу, священник, служащий Литургию, имеет право покинуть храм до Херувимской песни в случае острой необходимости (например, причастие умирающего христианина или нападение врагов), но после Херувимской песни до окончания Литургии он не имеет права уйти из церкви. Он обязан дослужить Литургию. Тому доказательство житие священномученика Макария, митрополита Киевского. Он был убит 1 мая 1497 года. В этот день святой служил Литургию, его предупредили о том, что разбойничий отряд татар находится недалеко от храма. Но священномученик отказался покинуть паству, он предпочел дослужить Божественную литургию. Вскоре митрополит был убит татарами, ворвавшимися в храм.
Вот какое значение имеет Херувимская песнь. Авторство ее приписывают святителю Василию Великому, хотя в богослужебное литургическое употребление она вошла гораздо позже – при византийском императоре Юстине II около 573 года.
Вторая часть Херувимской песни поется после Великого входа. Она звучит следующим образом: «Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а».
По крайней мере, отголосок этого дара мы наблюдаем в Херувимской песни. Так, к примеру, слово «дориносимо» является гибридом греческого имени существительного «дори» (копье) и церковнославянского слова «носить». Буквальный перевод слова «дориносимо» – «носить на копьях». Это древняя традиция-обряд чествования царей. Правителей, которые победили в войнах, походах, битвах, усаживали на щит. Этот щит устанавливали на скрещенные копья. И таким образом носили царя по городу, возвышая его среди народа. Это было признаком особенной любви народа к своему правителю. В данном духовном смысле Херувимской песни мы говорим о том, что в своем сердце вместе со святыми Ангелами мы носим и возвышаем Царя-Христа, победившего диавола, смерть и грех в главной битве мира за спасение рода человеческого. И это высшее наше прославление Бога, увенчанное троекратным «аллилуиа», что переводится с древнееврейского языка как «хвалите Яхве (Сущего) (см. Бытие 3:14) или «хвалите Господа».
По слову проф. М. Скабаллановича: «Кроме слова аминь, аллилуйя – это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Самим Богом».
Итак, вторая половина Херувимской песни переводится на русский язык как «…чтобы нам прославлять Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!»
Параллельным Херувимской песни богослужебным действием, совершаемым священнослужителями, является Великий вход. Визуально это выглядит следующим образом: после каждения и определенных молитв священник износит дискос и чашу с веществом для Таинства Причастия через северные врата, на солее поворачивается лицом к народу, произносит определенные молитвословия с поминовением Патриарха, Предстоятеля Церкви, Правящего Архиерея и далее священства и всех православных христиан; после этого священник благословляет чашей и дискосом молящихся и входит через Царские врата в алтарь. К этому моменту следует относиться очень благоговейно. Но также понимать, что находящееся в чаше и на дискосе вещество еще не является Телом и Кровью Христовыми, Ими благодатью Святого Духа оно станет несколько позднее – во время Евхаристического канона.
Великий вход имеет древние исторические корни. Некоторые ученые-литургисты говорят о том, что в древней Церкви проскомидия совершалась после Великого входа. А сам он был торжественным принесением просфор, вина и воды в храм для совершения Таинства Евхаристии.
В духовном символическом отношении Великий вход – очень важная часть Литургии. Если сравнивать его со службами годичного круга, то он, скорее всего, Страстная седмица. Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос выходит ради нас на страдания. Он идет на Голгофу, где Его пронзают гвоздями и распинают. И Спаситель умирает, исцеляя в Себе наши грехи, спасая человечество. Поставление дискоса и чаши на Престол после Великого входа – это символ положения Христа во гроб. Не случайно во время этого священнодействия иерей (архиерей) читает молитвословия Великой Субботы.
Потому Херувимская песнь и Великий вход – это почти ангельское углубление каждого человека в Бога, в этот удивительный Подвиг Искупления рода человеческого. И в этот момент все земное и житейское становится неважным и должно остаться там – за порогом храма. Ведь сейчас – в этот момент – каждому из нас открываются Небеса, и Господь, исцеляя наши страждущие души, вводит нас в рай.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тут собрана почти вся информация для ознакомления новичков с Православными традициями, обрядами и правилами поведения в церкви. Порядок таинств и богослужений. Информация выложена как в текстовом формате, так и в аудио файлах. Вы найдете многие ответы на свои вопросы в познании православных традиций читая страницы или просто слушая пояснения от автора аудио файлов.
О молитвах и песнопениях общих всем службам, совершающимся в православных христианских храмах Чаще всего мы слышим за богослужением ектеньи, произносимые диаконом или священником. Ектенья есть протяжно произносимое усердное моление Господу Богу о наших нуждах. Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Ектенья называется великою по многочисленности прошений, с которыми мы обращаемся к Господу Богу; каждое прошение оканчивается пением на клиросе: Господи помилуй! Великая ектения начинается словами: миром Господу помолимся. Этими словами священнослужитель приглашает верующих молиться Господу, помирившись со всеми, как повелевает Господь. Следующие прошения этой ектеньи читаются так: о свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся, т.-е. о мире с Богом, чего лишились мы вследствие тяжких грехов наших, которыми оскорбляем Его, Благодетеля и Отца нашего. О мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся; этими словами мы просим Бога, чтобы Он послал нам согласие, дружбу между собою, чтобы мы удалялись ссор и вражды, которые противны Богу, чтобы никто не обижал церквей Божиих, и чтобы все неправославные христиане, отделившиеся от православной Церкви, соединились с нею. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в этот) Господу помолимся. Здесь мы молимся о храме, в котором совершается богослужение; нужно помнить, что святая Церковь лишает своих молитв того, кто нескромно и невнимательно входит и стоит в храме Божием. О Святейшем Правительствующем Синоде, и о преосвященнейшем (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся. Святейший Синод — это собрание архипастырей, которым вверено попечение о православной греко-российской Церкви. Пресвитерством называется священство — священники; диаконство — диаконы; причт церковный — это церковники, которые поют и читают на клиросе. Затем молимся о Государе Императоре и Супруге Его, Государыне Императрице, и о всем Царствующем Доме, о том, чтобы Господь покорил Государю нашему всех врагов наших, брани хотящих. Грех человека не только удалил его от Бога, разстроив все способности души его, ни и во всей окружающей природе оставил мрачные следы свои. Мы молимся в великой ектеньи о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, о временех мирных, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, о избавлении нас от гнева и от всякой нужды. При перечислении наших нужд мы призываем на помощь Богоматерь и всех святых и высказываем Богу нашу преданность Ему в таких словах: пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (жизнь) Христу Богу предадим! Ектенья заканчивается возгласом священника: яко подобает Тебе всякая слава и проч. Малая ектения начинается словами: паки (опять) и паки миром Господу помолимся и состоит из первого и последнего прошения великой ектеньи. Сугубая ектения начинается словами: рцем вси, т.-е. Скажем все, от всея души и от всего помышления нашего рцем. Что будем говорить, это дополняют поющие, именно: Господи помилуй! Название сугубой присвоено этой ектении потому, что после прошения священника или диакона поется три раза: Господи помилуй! Только после первых двух прошений Господи помилуй! поется по одному разу. Эта ектения один раз за вечерней и однажды за утреней начинается с третьего прошения: помилуй нас, Боже! Последнее прошение в сугубой ектеньи читается так: еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. В первые времена христианства в церковь Божию к службам церковным приносили богомольцы разные вспомоществования и делили их между бедными людьми, заботились они и о храме Божием: это и были плодоносящие и добродеющие. Теперь усердствующие христиане могут творить не меньшее добро чрез братства, попечительства, приюты, во многих местах устрояемые при храмах Божиих. Труждающиеся, поющие…. это люди, которые заботятся о благолепии церковном своим трудом, а также внятным чтением и пением. Возглас диакона: главы ваша Господеви преклоните напоминает нам, что все верующие обязываются наклонить свои головы в знак покорности Богу. Священник в сие время молитвою, тайно читаемою, низводит на предстоящих благословение Божие от престола благодати; следовательно, кто не преклоняет своей главы пред Богом, тот лишается и благодати Его. Если просительная ектения читается в конце вечерни, то ее начало бывает со слов: нисполним вечернюю молитву нашу Господеви, а если она произносится в конце утрени, то она начинается словами: исполним утреннюю молитву нашу Господеви. На вечерне и утрене поются разные священные песни, называемые стихирами. Смотря по тому, в какое время службы поются стихиры, они называются стихирами на Господи воззвах или стихирами на стиховне, поемыми за вечерней после просительной ектеньи, если не бывает литии; еще стихиры называются хвалитными; которые обыкновенно поются пред великим славословием. Тропарь есть священная песнь, в кратких, но сильных чертах напоминающая нам или историю праздника или жизнь и подвиги святого; поется за вечерней после Ныне отпущаеши, за утреней после Бог Господь и явися нам… и читается на часах после псалмов. Кондак имеет одинаковое содержание с тропарем; читается после 6 песни и на часах после молитвы Господней: Отче наш… Прокимен. Так называется краткий стих из псалма, который поется на клиросах попеременно несколько раз, например: Господь воцарися, в лепоту облечеся (т.-е. Оделся в великолепие). Прокимен поется после Свете тихий и на утрене пред евангелием, а на обедне пред чтением из книг апостольских. Скачать духовную музыку. Церковное православное песнопение, православная музыка, духовные стихи и молитвы, церковное хоровое пение. Византийские песнопения. Песнопения Древнеримской Церкви, Сербии и Греции. Афонские песнопения. Церковные песнопения в распевах старейших и славнейших русских монастырей. Западная духовная музыка. Русские народные песни. Мантры. И просто хорошая музыка для души и духа.Божественная Литургия — это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней. Слово «литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии, или Благодарения. Собравшись в последний раз с учениками, Иисус Христос взял хлеб, разломил его и подал им, говоря: «Вот тело Мое, которое за вас отдается. Когда вы собираетесь, делайте это в Мое воспоминание». Потом Он подал им чашу вина и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая прольется за вас». Так было установлено самое важное богослужение — Божественная Литургия. Литургия состоит из трех частей. Первая часть — Проскомидия, что означает «приношение». Во время проскомидии в храме собирается вся Церковь — то есть собрание верующих. Также невидимо присутствуют святые. К началу Литургии древние христиане приносили Богу свои дары — хлеб и вино. Сейчас верующие дают деньги на храм, и таким образом участвуют в общей жертве. Хлеб и вино — это символ нашей земной жизни. Мы не можем жить без еды и питья, и поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время проскомидии священник в алтаре приготавливает хлеб и вино для причастия. В это время в храме читаются «Часы» — это специальные молитвы и псалмы из Ветхого Завета, которые готовят верующих к самой службе. В это время пения пока нет. Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных. Оглашенные это те, кто готовится стать христианами и проходит подготовку к вступлению в Церковь («оглашение» или катехизацию). В начале Литургии оглашенных священник торжественно выносит из алтаря через боковые северные двери Евангелие и, входя опять в алтарь через Царские Врата, кладет его на Престол. Это — Малый вход. Хор поет «Во Царствии Твоем» — это заповеди Блаженства, то есть счастья, — правила жизни, которые дал Иисус Христос. После Малого входа на середину церкви выходит чтец и читает «Апостола» — отрывок из посланий апостолов к первым христианам. Хор поет троекратно «Аллилуйа» — что значит «Слава тебе, Боже». Это торжественное пение предваряет и подготавливает чтение Евангелия. Третья часть Литургии называется Литургией верных. Она начинается с Великого входа. Хор поет «Херувимскую песнь». Если рассматривать Литургию с музыкальной стороны (со стороны певческой), то «Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром всей службы. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. «Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть — до Великого входа и вторая часть — после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая — торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» — это ответ хора (или народа) на моления священника. После «Херувимской песни» в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все поют «Символ веры» — молитву, в которой мы свидетельствуем о нашей вере в Бога, в Церковь и будущую жизнь. Затем начинается самое главное — Анафора (Возношение) — это сердце, ядро и вершина Литургии. Мы как бы присутствуем на Тайной Вечере — на последней трапезе Христа с учениками, после которой последовали Его страдание и смерть. Священник вспоминает, как Иисус Христос дал Своим ученикам хлеб и вино, и повторяет Его слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое . » и «Пейте от этой чаши все, сие есть кровь Моя . «. Потом священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся», и молится, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Хлеб и вино, которые мы принесли в дар Богу, теперь Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. В них присутствует Сам Иисус Христос, и Он дает нам Свою жизнь. Во время этого таинства освящения Святых Даров, которое называется Евхаристическим Каноном, хор поет песнопение «Милость мира». Это песнопение тоже состоит как бы из двух частей. Первая часть делится на короткие реплики, которые являются ответом на слова священника. Этот напряженный диалог завершается пламенным молитвенным возгласом хора: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Это песнь ангельских сил перед престолом Бога, которые восхваляют и славят Его. Также и люди славят и благодарят Бога за сотворение мира и человека, за жертву Сына Божия — Иисуса Христа. Вторая часть — «Тебе поем» — звучит в самый важный момент — момент схождения Духа Святого на Святые Дары. Музыка этой части полна благоговейного трепета. Затем сразу же хор поет песнопение «Достойно есть», которое прославляет Божию Матерь. Завершается Литургия верных пением всеми верующими молитвы Господней «Отче наш». Это главная молитва христиан, которой научил их Сам Иисус Христос. Затем происходит причащение Святыми Дарами, которые вкушают сначала священники в алтаре, во время чего хор поет «Запричастный концерт». Это различные песнопения на текст псалмов и главных христианских молитв. Потом чашу со Святыми Дарами выносят из алтаря, и следует причащение верующих. Причащение всех членов Церкви из одной общей чаши соединяет христиан в единое мистическое Тело Христово и образует единую Церковь. В это время хор или народ поет причастный стих св.Пасхи: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Заканчивается Литургия молитвами благодарения, которые поет хор и читает священник. В конце священник благословляет и отпускает народ. отвечает диакон Димитрий Половников Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как называются молитвы , которые в храме на службе поются вместе с прихожанами? Обычно, прихожане поют хором в храме следующие молитвы: Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Видео удалено.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь. Отче наш – эта молитва дана самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13), и, в сокращеннном виде, (Лук. 11:2-4). Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Воскресение Христово видевшее – эта молитва поется за воскресным Всенощным бдением Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Царю небесный – это стихира из службы в день святой Троицы с 14 века начинает почти все церковные службы Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.
В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких. Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях. Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…» Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам: На 3-м и 6-м часе «Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит». В начале Литургии «Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа. Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения. Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня». Чтение Апостола и Евангелия «Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем». На ектениях «Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу… Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных». «Иже херувимы» и Великий вход «Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест. Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа. При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал. Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа. После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «. По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу. Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии). Далее идет следующая часть Литургии верных. По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста). «. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом. Наставление святителя Серафима Дмитровского. Чтобы легче и нерассеяннее стоять литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит. Когда начинается литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа. Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения. Пред малым входом читает священник молитву: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам» В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня. Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем. Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет «Господи помилуй…» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас!» Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу… Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных. Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест. Во время великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе «Мир всем!», изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…»– помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа. При возгласе «Благодарим Господа…» – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал. Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу. Если на груди панагия – то есть, иконка Божией Матери или Спасителя, — перед нами ЕПИСКОП и обращаться к нему следует «Ваше Преосвященство» или «Владыко». Если на груди серебряный крест – перед нами либо простой «белый» СВЯЩЕННИК или ИЕРОМОНАХ – то есть, священник из монахов. Обращение к нему либо нейтральное «Отче», либо более «продвинутое» — «Ваше Преподобие». Если крест на груди священника золотой – перед нами ПРОТОИЕРЕЙ или ИГУМЕН: обращение – опять же либо «Отче», либо «Ваше высокопреподобие». Кроме священнослужителей, которых поставляют на служение через рукоположение, мы на каждой службе видим еще церковнослужителей, то есть мирян, которых благословили помогать священнику в алтаре. Одеты они, конечно, красиво – но священного сана не имеют. Итак, разобравшись со священством, вернемся к Божественной Литургии. Как уже было сказано, СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть ИЕРЕЙ или ЕПИСКОП. ДИАКОНЫ только помогают в совершении богослужения. Совершение Литургии в чужой церкви без разрешения её настоятеля запрещается. МЕСТОМ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ служит храм, освященный архиереем и не оскверненный ни убийством, ни самоубийством, ни вообще – пролитием крови или вторжением язычников. Литургия может совершаться лишь на Престоле, правильно освященном, со вложенными в него святыми мощами, или на переносном престоле, но с Антиминсом. Слово «АНТИМИНС» переводится как «Вместопрестолие». Это прямоугольный плат с изображением Голгофского страдания Спасителя и вложенными в него мощами. Традиция служить на антиминсе идет с традиции совершать Литургию на гробницах мучеников. Когда было невозможно её так совершить – использовался переносной плат со вложенными в него мощами. Так Литургию во время гонений можно было служить в частных домах (или в ХХ веке – в квартирах). БЕЗ АНТИМИНСА священник совершать Божественную Литургию не может. Если антиминс крадут, то служба в храме прекращается, а священника могут лишить сана. БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ можно условно «разделить» НА ТРИ ЧАСТИ. Точно также священник подходит и к иконе Божией Матери, читая: Как же происходит у нас? Слава Богу, если перекрестимся и «чмокнем» икону на аналое. А то и просто – сразу бежим покупать свечи. Это неправильно. Каждое наше действие в храме должно быть вдумчиво. Сначала про себя молимся – хотя бы «Господи, помилуй» — произносим, и только затем крестимся и прикладываемся к иконе. А как часто мы входим в храм с тяжелым сердцем от семейной ссоры, и так и остаемся с этим чувством на все время службы. Даже простое «прости» нам недоступно. А ведь такой «вход» в храм может быть «в осуждение»! Еще раз повторю, что вход священника в Храм – пример для всех нас. И пусть мы не можем повторить все го действия – но отбросить суетность, помолиться, перекреститься и внутренне настроиться на Богослужение мы всегда можем. Поэтому, давайте вместе с псалмопевцем Давидом и входящим в алтарь священником, внутренне повторим слова Пс.5: «Господи, Вниду в дом Твой, Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти. Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален. |