Молитва подготовка к причастию

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва подготовка к причастию - подобранную специально для Вас!

«Святой праведный Иоанн Кронштадтский указал: «В идеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий». Поэтому дело покаяния надо начинать с усиленной горячей молитвы о том, чтобы Господь благодатью Своею открыл нам наши грехи и таящиеся в нас страсти и пристрастия». Фрагмент из книги Н.Е.Пестова «Современная практика Православного благочестия» ч.4, гл.21.

Исповедание грехов в Таинстве Покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к Исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

Готовясь к таинству Покаяния, очевидно, кающийся прежде всего нуждается в молитве к Богу: ибо без Его чудесной помощи невозможно глубокое раскаяние. При этом нам всем необходимо сожалеть о своих грехах и просить Господа даровать благодать, помогающую искренне раскаяться и обрести решимость оставить прежний греховный образ жизни. Мы можем выражать эту молитву и своими собственными словами, и воспользоваться молитвами святых. Некоторые из молитв перед Исповедью представлены ниже. Важно обратить внимание: что в нынешней практике РПЦ подготовка к Исповеди не предполагает обязательного прочтения молитв, поэтому предложенные молитвы носят рекомендательный, но не обязательный характер.

Молитва прп. Симеона Нового Богослова перед Исповедью

Бо́же и Го́споди все́х, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й вла́сть, еди́н исцели́ти мя́ моги́й! Услы́ши моле́ние мя́, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне́ зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щаго Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя́, привлецы́. И да́ждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя́, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя́. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мо́й обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, су́ть вся́, ели́ка невозмо́жно су́ть от челове́ка. Ами́нь.

Что важно вспоминать в покаянных молитвах? Очевидно, свои грехи, свои наличные страсти и нерадение, и при этом помнить о спасительной жертве Христа и Его непостижимых величайших страданиях ради нас. Так именно построена нижеприведенная молитва преп. Исаака Сириянина.

Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».

Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.

Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.

Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.

Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.

Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.

Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.

Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.

Огромная благодарность, Юрий, за Ваши советы и рекомендации. Очень подробно и глубоко.

Кирилл, Спаси Вас Христос !
Как всегда замечательно изложено.
Обязательно перешлю Вашу статью своим друзьям

Извините, уважаемый Юрий, но нужно учитывать, что существуют установленные правила для всего, что происходит в Церкви. При чем эти правила существуют уже очень давно, и мы должны их исполнять. Представьте, если каждый будет делать все, что ему вздумается: например, священнику вдруг не захотелось проводить службу в воскресенье, или поющие на клиросе решили вместо службы сходить на день рождения, что же тогда будет? Это касается и подготовки к Причастию, Исповеди, Крещению, Венчанию и т. д. Не сравнивайте наше время и то, что было 2000 лет назад. Тогда действительно люди особо не постились, но нужно учитывать, что в то время их вера была намного сильнее, чем наша и житейские правила были очень строгими. А мы живём в мире современных технологий и вседозволенности. И чтобы мы не ринулись с головой во всевозможные позволенные греховные дела, у нас, к счастью, есть эти 4 поста, которые избавляют или страхуют от всяких зависимостей.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте так же:  Афоризмы про молитвы

Многие люди не знают, что делать перед исповедью и причастием, поэтому очень часто выглядят нелепо из-за того, что могут что-то делать не так, или сказать не то, или же не посоветовавшись со знающим человеком, просят помощи у неопытных. Существуют такие понятия как Таинство Исповеди и Таинство Причастия, а поэтому нужно подготовиться к необходимым процедурам накануне, чтобы все прошло правильно и так, как вы это запланировали. Помимо того существуют специальные молитвы какие читают перед исповедью и причастием.

Исповедь – это покаяние – одно из семи православных христианских таинств, во время которых тот, кто исповедуется, кается во всех своих грехах перед служителем церкви и таким образом получает прощение всех грехов.

Служители церкви называют исповедование вторым крещением. Во время крещения ребенок очищается от первородного греха, а во время исповеди человек очищается от грехов уже содеянных им во время жизненного пути. Чтобы исповедь осуществилась, нужно:

  • — понимать и осознавать свои грехи;
  • — раскаяться в своих грехах;
  • — желание оставить грех и не повторять его больше;
  • — вера в Иисуса и надежда на его милосердие;
  • — вера в то, что Таинство Исповеди смоет все грехи.

Как же все-таки подготовиться к исповеди? Какие молитвы читать надо перед исповедью? Конечно же, необходимые процедуры
нужно сделать в канун перед походом в церковь. В первую очередь необходимо готовиться морально, настроиться духовно, знать, что вы готовы к этому походу. Так же нужно прочитать соответствующую литературу про Таинство Исповеди, различные каноны о грехах, выписать на листик свои собственные, чтобы четко понимать, где вы согрешили и за что хотите просить прощение. Подготовка может быть длительной, но главное, чтобы вы делали это осознанно! К тому же необходимо прочесть, какие нужны православные молитвы перед причастием и исповедью. Так же можно листик со своими грехами подать священнику, который их прочтет, а можно и самому рассказать вслух о содеянных согрешениях, но не стоит делать из этого долгой истории, достаточно коротко и ясно изложить свою проблему. По православным канонам ни в коем случае не допускается оправдание себя – это уже новый грех, ведь покаяние – это осознание грехов.

Очень хорошая привычка – это самоанализ каждого дня и в конце покаяние перед самим собой, таким образом, каждый вечер вы будете анализировать, где вы согрешили, и у кого нужно просить прощения. А еще весьма кстати читать для себя Покаянный канон. Тогда подготовка к исповеди не займет много времени, так как вам легко будет оценить то, в чем вы виновны и в чем хотите покаяться.

Одна из молитв какие читают перед исповедью и причащением:

Духовное обновление являет важной задачей жизни для каждого христианина. Как правило, этого достигают исповедью и Причащением. С помощью исповеди можно очистить душу и подготовится к принятию Тайн Святого Писания. Во время Причастия каждый верующий человек воссоединяется с Господом Иисусом Христом. Это значит, что он обретает все блага, связанные с Божественной жизнью, наполняется силами, которые помогут ему творить добро. И исповедь, и Причащение требуют специальной молитвенной подготовки.

Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.

Чтобы исповедь была принята и имела положительный результат нужно обязательно осознавать свои прегрешения и иметь искреннее желание искренне в них раскаяться и не повторять грехи в дальнейшем. Обязательно в душе должна быть искренняя вера в милосердность Бога. Также нужно верить в то, что даже самые тяжелые грехи будут опушены Великим Небесным Человеколюбцем — Иисусом Христом.

Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.

Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:

  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелу-Хранителю.



В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия. Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни. Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.

Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.

Исповедь и Причастие относятся к таинствам Православной церкви. При подготовке к данным ритуалам следует возносить специальные молитвы, которые будут способствовать очищению души от грехов.

Особенно важными считаются искренние покаянные молитвы перед причастием и исповедью. Именно эти молитвенные тексты, проговариваемые с глубокой искренностью, свидетельствуют о том, что человек раскаивается в своих грехах и готов просить Господа об их отпущении и очищении души.

Молитва первая — текст на русском языке

Покаянная молитва в храме может звучать следующим образом:

Другая сильная покаянная молитва, которую можно произносить в храме звучит так:

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина очень важна. Это способствует освящению тела и духа верующего человека. В этот момент возникает желание творить добро и мысли озаряются на искреннюю службу Господу. Молитва ограждает человека от злых духов и ничто плохое никогда не сможет приблизиться к нему.

«Просфора» означает в переводе с греческого языка«приношение». Этот хлеб специальной выпечки состоит из двух частей. Они символизируют земной и небесный мир. Каждая часть выпекается отдельно. Выполняется это в храме и в процессе выпечки читается Иисусова молитва. Две отдельно испеченных части соединяются вместе. Верхняя часть святого хлеба символизирует мир небесный, на ней ставится печать с изображением четырехконечного креста, на котором имеется надпись ХС или IC, что обозначает Иисус Христос.

Заказать просфору может каждый человек, который подал записку «О здравии» или «Об упокоении». После окончания литургии в храме выносят небольшие кусочки просфоры-антидоры. Принимать их нужно на ладони, сложенные крестом, при этом правая рука кладется на левую. Обязательно нужно поцеловать руку церковного служителя, который приносит дар. Съедать антидор следует в церкви, запивая его святой водой.

Читайте так же:  Икона я есмь с вами и никтоже на вы молитва

Принеся просфору домой, ее нужно положить на чистую скатерть рядом с иконами, а рядом поставить святую воду.

Перед вкушением просфоры читается такая молитва:

Просфору нужно есть над чистой белой тарелкой или над листом бумаги. При этом очень важно, чтобы ни одна крошка небесного хлеба не упала на пол. Просфору нужно только ломать, категорически запрещается резать ее ножом. Также нельзя ее предлагать некрещенным людям.

Просфору и святую воду допускается есть небольшими кусочками каждый день по утрам натощак. При этом каждый раз нужно проговаривать слова вышеприведенной молитвы.

Молитва перед причастием и исповедью это обязательный ритуал для человека, который стремиться очистится от грехов.

Молитвенное обращение в этом случае состоит из трех канонов:

  • Покаянный к Господу нашему;
  • Молебельный к Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелю Хранителю.

Все перечисленные молитвы лучше взять из молитвенника и произнести их в наиболее приближенном к первоисточнику варианте. Это нужно делать в полном сосредоточении на собственных мыслях. Нельзя отвлекаться ни на что. Эти молитвы нужны для того, чтобы Господь вас услышал и отпусти все ваши грехи после Причащения. Кроме того такие молитвы перед обрядом очищения позволяют человеку получить душевное успокоение.

Кроме перечисленных молитв священнослужители рекомендуют прочитать перед Причастием дополнительно молитву святого Василия Великого.

«Владыка небесный, Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос, Ты создатель всего вокруг и источник всей жизни. Ты, Сын безначального Отца, по великому своему милосердию облекшийся в плоть, был распят и погребен за нас, грешных, неблагодарных и бесчувственных. Ты обновил Своею Святой кровью грехом естество наше грешное! Ты сам бессмертный Царь безначальный, услышь меня раба Твоего грешного и прими мое искреннее покаяние. Услышь своим ухом то, что я изрекать буду: согрешил я, Всевышний, перед небом и перед Тобой. Недостоин я после согрешения своих поднять глаза на высоту небесной славы Твоей, осознаю, что сильно прогневал я тебя, преступив Твои заповеди и ослушавшись Твоих повелений.

В ежедневных молитвах православные христиане обращаются к Спасителю с просьбами простить род человеческий за содеянные грехи. Кульминацией покаяния верующего человека является прощение и отпущение грехов, именуемое таинством исповеди.

Церковнослужители называют исповедование уверовавшего в Спасителя Иисуса Христа вторым крещением. Во время таинства крещения происходит очищение младенца от первородного греха, второе крещение дает возможность искупить, покаяться и очиститься от провинностей, содеянных во время жизненного пути.

Грех – это не только действия, но и мысли, противоречащие заповедям Божиим. Прегрешения бывают против Бога, осуждающие Святого Духа, против ближнего своего, против самого себя и смертные. Грехом называется духовная грязь, порождаемая страстью, которая находится в глубине души человеческой. Как утверждают священнослужители, совершая злодеяния, выступая против Господа Бога и Духа Святого, человек становится соучастником распятия Христа на кресте.

Исповедь помогает душе очиститься от содеянных проступков. Уверовавший в Бога и покаявшийся верующий человек становится ближе к Спасителю, получает Его милость и благодать.

В православии исповедование проводится в церкви, но при необходимости исповедаться священнослужителю можно в любом другом месте. Перед проведением священного обряда православный христианин читает:

  • утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю нашему Иисусу Христу;
  • молитву Симеона Нового Богослова.

Не нужно смущаться и бояться своей греховности. Все провинности, в которых человек искренне раскаивается, будут услышаны и прощены Богом. Как сказано в Священном Писании, некоторые святые угодники раньше были грешниками. Чистосердечное покаяние и искренняя вера помогли им очиститься, стать на путь праведный и сблизиться с Господом.

Евхаристия, или таинство причастия – это возможность верующего христианина прикоснуться к самому сокровенному, испробовав в храме хлеб и вино, которыми причащают раскаявшихся в содеянных грехах и исповедовавшихся праведников, и которые олицетворяют собой тело и кровь Иисуса Христа.

Некоторые прихожане считают себя недостойными причастия, забывая, что данное таинство существует именно для ранее недостойных, но осознавших свою греховность людей.

Женщинам во время менструального цикла нельзя причащаться. Также не допускается в церковь женщина, недавно ставшая матерью. Перед входом в храм и совершением таинства причастия роженицы священнослужитель должен прочитать над ней специальную молитву.

Перед причащением православный христианин читает:

  • утреннее молитвенное правило;
  • вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю;
  • канон молебный к Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу-Хранителю;
  • акафист Иисусу Сладчайшему;
  • последование к Святому Причащению.

Православная церковь разрешает распределить прочтение всех канонов на несколько дней, предшествующих совершению таинства причастия.

По завершении обряда произносятся благодарственная молитва Иисусу Христу, молитва святому Василию Великому и молитва после причастия к Пресвятой Богородице. Прочтение священных текстов дает верующему человеку духовную пищу и возможность встречи с Богом.

Как правильно подготовиться к самым важным Таинствам в жизни, какие молитвы нужно читать, и как нужно каяться на исповеди.

Исповедь и Причастие являются важными Таинствами для православного христианина. Главный момент – это правильная подготовка к очищению души и принятию Святых Христовых Таин. Очень важно знать и читать молитвы перед исповедью и причастием.

Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, един исцелити мя могий! Услыши моление мя, окаянного, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящего Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духавнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы.

И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися; и да не вконец оставивши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя. Веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Читайте так же:  Молитва Святой марте на исполнение

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Видео (кликните для воспроизведения).

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Подготовка к Причастию включает в себя пост, молитву и покаяние в грехах. Пост — это отказ как от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц, при строгом посте — и рыбы), так и от разного рода развлечений (просмотров фильмов, телепередач, чтения определенной литературы и т. п.). Освобожденное время необходимо использовать для чтения духовной литературы, Евангелия, посещения богослужений, домашней молитвы. Обычная подготовка включает в себя, помимо утренних и вечерних молитв, чтение покаянного канона, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу-Хранителю, а также Последования ко Святому Причащению. Названные каноны можно прочесть за несколько дней, а Последование — накануне Причастия. Накануне причастия необходимо исповедоваться — в некоторых храмах исповедь совершается на вечернем богослужении, в других — непосредственно перед Литургией. Узнайте заранее, когда совершается исповедь в том храме, где Вы будете причащаться. Подробнее об исповеди и подготовке к ней читайте здесь.
Перед Причастием необходимо также воздерживаться и от супружеской близости.
Дай Бог Вам достойно причаститься Святых Христовых Таин!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Подготовка к причащению продолжается минимум три дня. В эти дни должен соблюдаться пост, это необходимо для того, чтобы ум не рассеивался по житейским мелочам, нужно также исключить развлечения.

Очень важно настроить себя к исповеди: опыт построения исповеди.

Надо, хотя бы в эти дни, прилежно выполнять домашние молитвенные правила (нужно читать все утренние и все вечерние молитвы).
Послабления возможны, но их нужно обсуждать со своим батюшкой или духовным отцом.
В дни подготовки ко причащению очень хорошо посещать богослужения в храме. Накануне самого причащения нужно, кроме обычных молитв, прочитать Каноны ко Святому Причащению (можно читать совмещенные каноны, текст которых находится ниже).
После полуночи уже нельзя принимать пищу потому, что к Таинству Причащения приступают натощак. Кроме этого, нельзя также и пить воду. Хотя во время утреннего умывания можно случайно проглотить немного воды, не стоит отказываться от причащения

«иначе сатана, обретши случай удалити его от Причастия, чаще будет делать то же»
(Тимофей Александрийский, канонический ответ 16)

Утром прочитываются утренние молитвы и последование ко Святому Причащению (текст ниже). Перед причащением необходима исповедь — вечером (накануне) или утром(в день причастия), перед литургией.

После исповеди причастникам желательно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров (спустя некоторое время после исполнения «Отче наш»). Негласными правилами принято пропускать вперед детей и немощных прихожан.
Перед самим причащением нужно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой) и неспешно, вместе с другими причастниками, двигаться к чаше, приблизившись к ней, сделать поклон, креститься не нужно, чтобы случайно не толкнуть ее.
Подойдя к чаше, надо отчетливо произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот), благоговейно принять Тело и Кровь Христову. Приняв Святых Тайн, не крестясь, поцеловав край чаши, надо сразу отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

Не страшно, если, вдруг что-то забудете, смотрите на других людей и повторяйте за ними. Если что-то у вас пойдет не так, не стоит расстраиваться, не поклоны и четкое знание обрядов нужны Богу, а ваше любящее сердце. А другие более опытные прихожане подскажут вам, что нужно делать и, поверьте, настоящие верующие сделают это с удовольствием.

До целования напрестольного креста в руках священника в конце службы из церкви уходить не принято.
После причащения нужно поблагодарить Господа, прочитав благодарственные молитвы (текст ниже).

Я весьма счастливый человек! Моя бабушка, которая родилась еще в XIX столетии, была очень верующим человеком, что и передала своим внукам, т. е. мне и моим сестрам. Нас причащали с младенчества. Да, позже началась школа…

Русские времена, катакомбная церковь. Прошли мы и через комсомол, и через пионерию, все это было. Но семя было брошено, и позднее оно поднялось: закончив школу, все мы возвратились в храм. И вот — 1-ое ОСОЗНАННОЕ Причастие. То, которое перевернуло всю жизнь и подарило удовлетворенность.

Читайте так же:  Молитва за здравие детей во имя Иисуса

Самую реальную, ни с чем несравненную удовлетворенность. Естественно, почти все пришлось учить поновой, ведь к Причастию нужно готовиться. Не достаточно того, серьезно готовиться. Как? Постараюсь поведать в общих чертах.

Причастие, Евхаристия — величайшее таинство на земле, заповеданное нам Самим Богом. На Потаенной вечери, собрав Собственных учеников вкупе, Господь в первый раз произнес эти слова «Пейте от нея вси, ибо сие есть кровь Моя новейшего завета….». Таковым образом было установлено таинство Евхаристии.

Предваряет это таинство исповедь, без которой подойти ко Причастию позволяется только малышам, т. е. детям до 7 лет.

Исповедь — тоже таинство, и — существенное. На исповеди душа очищается, Господь «стирает» все исповеданные кающимся грехи. Не священнослужитель, а Сам Господь. Но этого не много. Если человек исповедуется так, как обязано, т. е. осознавая порочную природу свою, то он обретает «величавое осознание», его душа очищается и будто бы рождается поновой.

Вот почему исповедоваться следует как можно почаще, что недозволено сказать о Причастии. Тут требуется особенная подготовка. Для этого установлено «Правило подготовки ко Причастию». Без этого правила подступать ко Причастию не попросту не нужно, а по-настоящему жутко и неприемлимо. Вот почему нужна кропотливая подготовка.

Причастие — это милость Божия, Причастие — это соединение человека с Богом. На земле его никто не достоин по большенному счету, даже священнослужители. Ефрем Сирин в один прекрасный момент увидел: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще наиболее боюсь остаться без причащения, чтобы не погибнуть». Да, недостойны, но без Причастия человек погибнет.

Подготовка ко Причастию содержит в себе три главных момента:

  • Говение,
  • Исповедь,
  • Чтение правила ко Причастию.

Сейчас не все требования исполняются на сто процентов. Тенденция к этому возникла лишь в XXI веке, как и практика нередкого Причащения. В почти всех храмах сейчас благословляют причащаться каждое воскресенье, что ранее не было. Монахи? Да, но не миряне.

Каждое воскресенье причащались лишь по особенному благословению (величавый князь Сергей Александрович причащался 3 раза в недельку). Говели не наименее 3 дней. Сейчас позволяется говеть лишь намедни Причастия. О причинах гласить можно много и длительно.

Кто-то разъясняет это тем, что в древности христиане причащались раз в день. Но они и жили по другому, и молились непрестанно. Но не нам судить. Побеседуем о том, какое правило было установлено для желающих причаститься святыми отцами.

Говение намедни Причастия — это не попросту пост, это пост весьма серьезный, включающий в себя не только лишь воздержание в еде и питие (исключая все скоромное), но и воздержание от общения, праздности и пр. В этот период человек старается «внимать для себя», нередко размышляет о жизни и погибели и, естественно, как можно почаще обращается молитвенно к Богу.

По способности, любой денек следует посещать храм, участвовать в богослужении. Делать это все следует всекрете, т. е. не быть фарисеем, тогда дух становится наиболее проницательным, возникает чувство покаяния.

Плоть немощна, дух же бодр. Деньки проводить следует особо пристально; по способности, лучше записать все свои прегрешения, так как человеку характерно забывать о их, а позже, будто бы песок морской, грехов собственных и не соберешь.

Опосля 00.00. часов уже недозволено ничего вкушать, неприемлимо и пить. Если по неосторожности сделали воды глоток, исповедуйтесь с утра в этом, благословит ли батюшка причащаться. Нередко допускают, если это было изготовлено неосознанно.

К исповеди нужно быть готовым постоянно, а перед Причастием в особенности. Исповедоваться можно намедни вечерком либо в денек Причащения. Разумно, что в денек Причащения подойти к исповеди лучше, ведь согрешаем мы каждое мгновение нашей жизни.

Подступать ко Причастию без исповеди недозволено. По окончании исповеди священник благословляет (либо не благословляет) ко Причастию.

До этого, чем приступить к таинству, задумайтесь о значимости момента. Читайте, слушайте, не страшитесь задавать вопросцы! Это весьма принципиально.

Правило ко Причастию начинается с чтения 3-х покаянных канонов. Читать их положено вечерком:

  • Господу нашему Иисусу Христу,
  • Божьей Мамы,
  • Ангелу Хранителю.

Некие опосля чтения канонов читают Акафист Иисусу Сладчайшему, от что и получают огромную пользу.

Опосля вечернего молитвенного правила читают уже конкретно Правило ко Причастию, которое начинается с псалмов и канона ко Причастию. Основную часть (избранные молитвы святых отцов) лучше прочитать с утра, опосля утреннего правила, но допустимо и вечерком. В храме, перед Причастием, читают избранные молитвы.

Причащаясь, мы причащаем и малышей собственных, что тоже трепетно. Малыши не могут (да и не должны) делать того, что полагается взрослым. Хотя, перед причастием, если малыш уже подрос, его не стоит намедни подкармливать и поить, пусть он воспринимает Причастие так, как положено.

Да, малыш освобождается от кропотливой подготовки по возрасту собственному, но не освобождаются от нее предки и восприемники. Он не может готовиться, пусть готовится мать (либо тот, кто приведет его ко Причастию).

Даже если мать сама в этот денек не причащается, она обязана попытаться исполнить полное правило подготовки. Это и будет ответственность, и, естественно, возвратится родителям и малышу сторицей.

Подступать ко Причастию нужно с полным чувством собственного недостоинства и с молитвой о очищении, укреплении и пр. С молитвой не о временных благах, а о будущих, тут мы — всего миг, там — будем вечность, земное же «стремительно течет».

Обрести покаяние не так то просто, о этом нужно молиться. Дай Бог нам положить покаянию нашему на земле хотя бы начало. Время от времени на это может уйти и вся жизнь земная.

– Отец Федор, вы рекомендуете прихожанам причащаться чаще или соблюдать какую-то временную дистанцию между причащениями?

– В нашем приходе мы стараемся, чтобы прихожане храма причащались чаще. Канон, по которому христианина, пропустившего без уважительной причины три воскресных литургии и не причащавшегося, на время отлучали от Церкви, – по-прежнему существует.

Конечно, мы сейчас не отлучаем человека от Церкви, если он долго не приступает к Чаше. Но этот канон о трех воскресных литургиях не случаен, видимо, это время без причащения, после которого христианин начинает разрушаться изнутри, начинает опустошаться, начинает разрушаться его душа.

Поэтому, я наших прихожан прошу стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно многие из них дорастают до того, что их душа начинает жаждать более частого причастия. Я радуюсь и, конечно, не препятствую. Но прошу внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.

Есть периоды, когда я настойчиво приглашаю христиан причащаться чаще. Это Великий пост, особенно Страстная седмица. Мне кажется, что начиная с Вербного воскресенья надо причащаться и в этот день, и на литургии Преждеосвященных Даров, обязательно в Великий четверг, желательно в Великую субботу и обязательно на Пасху.

– Как нужно готовиться тем, кто причащается регулярно?

– На Страстной седмице настолько роскошные в духовном смысле богослужения, что нет смысла заменять их чтением трех канонов. Лучше как можно больше сил и времени посвятить вниманию молитве на богослужении. Поэтому, я думаю, что в это время для всех достаточно только самого Последования ко Святому Причащению.

Для всего года нужно смотреть по устроению конкретного человека. Есть люди, которые причащаются раз в неделю, у них одно правило подготовки. Есть те, кто причащается раз в месяц, – у них другое правило.

Читайте так же:  Молитва самая действенная

В целом мы всем рекомендуем как подготовку чтение трех канонов и Последование ко Святому Причащению, за исключением тех прихожан, которые очень давно в Церкви и очень давно и часто причащаются.

Такой человек к Последованию, на мой взгляд, может прибавить то, что он считает нужным, если чувствует необходимость в этом. Кто-то почитает Священное Писание, кто-то просто постоит, читая Иисусову молитву перед иконами.

У нас уже достаточно много взрослых христиан, за которыми нет необходимости следить в этих вопросах и, тем более, нет необходимости решать за них эти вопросы. Это люди, которые имеют уже глубокий навык радости причастия и сами прекрасно чувствуют, когда они, может быть, неправильно готовятся к нему.

Я здесь стараюсь не вмешиваться. Они могут молиться на трех литургиях в неделю, а причащаться, скажем, на двух в неделю. И хорошо. Но это касается действительно тех, о ком сердце священника более-менее спокойно.

В определенный момент, когда я чувствую, что это уже духовно взрослый человек, я предлагаю ему по возможности чаще причащаться, поститься вечером накануне Святого причастия, готовиться помимо Последования в этот раз так, как он считает нужным.

Но всем прихожанам я всегда напоминаю, что есть несколько условий, более важных, чем то, из чего состоит само Правило, необходимых, то есть те, которые нельзя обойти. Это истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, жажда причаститься Тела и Крови Христовых.

Если ты прочитал все Правило, но при этом ты с кем-то в ссоре и не сделал все, что от тебя зависело, чтобы помириться, то, возможно, ты будешь причащаться «в суд и осуждение».

– Как вы советуете соблюдать супружеский пост?

– Я обычно не вмешиваюсь в эту тему. Дело в том, что канонически необходимо воздержание накануне самого причастия. Наверное, нужны еще день или два для того, чтобы человек мог действительно по-настоящему настроиться. Но я никому ничего не навязываю.

Особенно на фоне того, как порой делается это в некоторых монастырях. Я уже священник 22 года, и десятки раз сталкивался с тем, что человек в ужасе приезжает из какого-нибудь монастыря, где 40 минут иеромонах копался в его супружеской жизни во всех подробностях.

После такой «исповеди» человека, буквально пребывающего в шоке, нужно долго приводить в нормальное духовное состояние. Почему у нас некоторые монашествующие так заострили внимание на этой теме?

Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы. Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти.

Очень трудно будет человеку, не целомудренному, не искушаться в этих вопросах. Мне кажется, что если человек начинает жить настоящей духовной евхаристической жизнью, он через какое-то время чувствует, что допустимо, а что недопустимо. И это дело человека.

– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто в первый раз собирается приступать к Чаше?

– Я прошу прийти их на исповедь отдельно, а не на богослужении, когда священник ограничен большим числом стоящих на исповедь прихожан. Обычно мы договариваемся с человеком в удобное для него и для меня время, чаще – после молебна в будни вечером. И человек приходит для того, чтобы принести подробную исповедь.

Предварительно даю ему что-то почитать, несколько брошюр, книг о церковной жизни разных авторов, например, «Опыт построения исповеди», но, в принципе, стараюсь угадать, какая книга глубже подействует на человека.

Конечно, говорю о необходимости чтения Евангелия и желательности чтения «Последования». Причем здесь не настаиваю. Сейчас, слава Богу, есть молитвословы с переводами.

Если человек спрашивает, с чего ему начать свою духовную жизнь, я предлагаю взять молитвослов, взять карандаш, отметить в утренних и вечерних молитвах те молитвы, которые глубже всего отзовутся в его сердце, понять, сколько он сможет читать каждый день, и отметить карандашом.

Это может быть 5 минут, 10, 15, сколько человек сам решит. Но раз решил – уже читать это утром и вечером. И какой-то отрывок из Евангелия: страницу, главу. Потом постепенно увеличивать.

Если сразу человеку сказать: это твоя утренняя молитва, это вечерняя, вот три канона и Последование, – он может испугаться. Я помню, как мне это показали все и сразу, я ничего там не понял, но послушался, хотя читать вот так сразу было достаточно тягостно.

Бывает, что человек на первой исповеди плачет. Потому, что он впервые действительно, как блудный сын, вернулся, он просветлен этим покаянием, очищен. Ты понимаешь, что стоишь рядом с великим таинством. Когда священник произносит, что он только свидетель, нередко это воспринимается как то, что он «свидетель обвинения». Но это не так.

Священнику дана благодать и радость быть свидетелем возрождения человека и того, что происходит между Богом и человеком, а нам, грешным иереям, это открыто.

Иногда ты стоишь и поражаешься, потому что, вот не знал этого человека 50 прошлых лет его жизни, и, может быть, никогда его больше не встретишь, не знаешь, придет ли он еще в этот храм, но ты присутствуешь при одном из главных событий в его жизни. Ты видишь его искренность. Ты понимаешь, что Бог его принимает, а ты уже давно так глубоко не каялся.

В полной версии романа Дефо Робинзон Крузо глядит на только что крещенного им Пятницу и думает: «Вот, я давно христианин и весь в грехах, а этот вчерашний людоед абсолютно свят и чист». Так и ты глядишь на стоящего перед тобой чистого человека и чувствуешь себя по сравнению с ним людоедом.

– Если человек впервые собирается к причастию, совсем не понимая, что это?

– Никто из нас до конца не понимает, что такое причастие. Максим Исповедник, величайший богослов, говорит, что мы веруем, что причащаемся истинными Телом и Кровью Христовыми, а как это совершается, мы не понимаем.

Поэтому, если человек верует во Христа, пришел искренне ко причастию, то Отец Небесный его примет. А если мы начнем требовать от него какого-то богословия, то точно ничего хорошего не получится.

Не стоит требовать, чтобы обычный человек понимал все богословские сложности, которые никому до конца не понятны. «Веруешь?» – «Верую». – «Иди, причащайся».

– По поводу причащения на сплошных седмицах: кому приступать и как готовиться?

– Приступать, конечно, всем. Последование на Светлой седмице читается без псалмов. Есть традиция заменять канон Пасхальным каноном или дополнять Последование Пасхальным каноном.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причащаться можно каждый день, когда ты можешь прийти на литургию. Вечером нужно как бы собрать душу и, может быть, вечером, чтобы тебе было легче причащаться, воздержаться от мяса. Хотя в этом давно нет твердой необходимости.

Молитва подготовка к причастию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here