Молитвы по четкам на целый день

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы по четкам на целый день - подобранную специально для Вас!

Иисусова молитва для мирянина.

Прерывание другой молитвой.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

Читайте так же:  Молитвы благодарственные за всякое благодеяние

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

Молитвы православные на все случаи жизни читать и слушать онлайн на русском языке

У каждого человека на протяжении его жизни хоть один раз, но случаются трудные ситуации в жизни. Православный верующий в таких ситуациях в первую очередь не отчаивается, а идет за помощью в церковь, чтобы помолиться святым и попросить направить на правильный путь разрешения трудной ситуации. Существует специальная молитва о помощи в трудной жизненной ситуации. Иногда конечно, если человек не знает ее текста, вознося прошение и своими словами.

В православии существует много святых к которым верующие приходят за помощью. В тяжелых ситуациях чаще всего обращаются к следующим святым:

  • Деве Марии. Богородица считается заступницей всех православных людей.

… Читать далее

Преподобный Серафим Вырицкий один из самых почитаемых православных святых. Он стал монахом уже после того как закончилась революция. Он был одним из представителей укрепления веры в Ленинградской области. В православии святого знают как чудотворца. Молитва преподобному Серафиму Вырицкому помогает верянам в самых разных ситуациях.

Родился преподобный 1866 году 31 марта в селе Вахромеево, Ярославской губернии. При крещении ему дали имя Василий. Родителя малыша были глубоко верующими людьми. Еще с самого детства у мальчика проявлялись черты христианина и веры. Он был умным и усердно учился. Когда Василий подрос он самостоятельно изучил грамоту и письмо и математику.

Обращение наше к Господу всегда приближает нас к нему. Искренность наших слов и доброта побуждений действительно обладает некой святостью. Также и Авраамий Болгарский беспрекословно следовал всем законам Божьим, терпел все муки и никогда не задумывался над отказом от Христа. Именно поэтому молитва по соглашению Авраамию Болгарскому считается самой сильной.

Некоторые относятся к святым, как к посредникам, которые обязательно помогут в любой ситуации. Зачастую так оно и есть, но не стоит забывать, что самую большую роль во всем этом играет сила нашей веры.

Многие отмечают, что святого Авраама признали покровителем болеющих детей и владельцев своего дела. … Читать далее

Среди всех православных святых особое место занимает преподобный Парфений Киевский. В день его памяти 25 марта собирается много верующих, чтобы произнести молитвенное прошение с различными просьбами. О чем молятся святому и чем ценны наставления прп. Парфения Киевского вы узнаете из нашей статьи.

В мирской жизни святого звали Петр. Родился он в Тульской губернии. Его семья была бедной. С самого детства мальчик глубоко веровал в Господа Бога. Он отличался младенческой чистотой и добротой. Свое спасение от бедности он видел только в молитвах, поэтому возносил их в свободную минутку.

Еще в юном возрасте, во время обучения в духовной семинарии, … Читать далее

Преподобный заслуживает особого внимания при изучении церковной истории. Ведь он внес в нее достаточно много ценного. Во многих храмах христиане читают молитву Исаака Сирина. Она обладает особой силой и помогает людям в разных тяжелых жизненных ситуациях.

Исаак Сирин является известным писателем-аскетиком. Сам преподобный был родом из Сирии. Вместе со своим братом еще в юности он поступил в монастырь. От остальных праведников, служащих в монастыре отличались особым умом и мудростью. Им даже предлагали начальнические должности, но братья отказывались от них, продолжая рьяно служить Всевышнему и проповедуя православную веру.

Исаака на подсознательном уровне потянуло в пустыню, там он и начал … Читать далее

Согласно немногочисленным источникам из жития Зотика Сиропитателя, он происходил из знатной семьи и был приближенной вельможей к царю Константину. Можно сказать, что был любимчиком императора.

Когда столицу перенесли из Рима в Константинополь, там поселился и святой. Он отказался от мирской жизни, стал священником и посвятил себя молитвам и милосердным делам. Помогал лишенным крова, странникам, больным и нищим. Его дом стал прибежищем для сирот и вдов. Поэтому его стали звать Сиропитатель.

В те времена разразилась эпидемия проказы. Больных людей необходимо было изолировать. Император издал приказ бросать прокаженных в море. Милосердный Зотик не мог наблюдать гибель невинных … Читать далее

Этого святого считают первым мучеником, который предстал перед Господом в армянском городе Мелитине. К каждому представителю высших сил мы обязательно обращаемся с какой-то просьбой. В данном случае к мч. Полиевкту Мелитинскому возносят молитвы для возвращения денежных средств. Те, кто испробовали этот способ, говорят, что это очень действенное средство. Кроме того, должник самостоятельно отдает то, что брал без давления на него.

Войти в ряд святых можно только в случае, если человек еще при жизни вел себя достойно и соблюдал все церковные каноны. О его житие известно не так уже и много. Он служил в армии императора Деция. Изначально … Читать далее

Преподобный Елеазар Анзерский – один из наиболее почитаемых святых Русской церкви, известный своим благими делами во имя благодати православного народа, его духовного развития и становления.

Святитель родился в семье купца. Принял постриг в Соловецком монастыре. С детства был удивительно одарён художественно. Позже поселился на Анзерском острове, где вёл уединённый образ жизни и впоследствии был пострижен в схиму.

Занимался книгописанием. Самым известным его трудом стали переписанная им трилогия «Цветник», состоящая из старинных повестей. Его перу принадлежит полное толкование на чин келейного монашеского правила.

Дожил святитель до старости и тихо скончался в своей обители.

Уже из слова «целебник» становится понятным то, что святой угодник Божий помогает людям в устранении всяческих недугов. Но давайте более подробно разберемся в том, когда именно читается молитва преподобному Ипатию Печерскому целебнику, а также в чем он помогает.

Читайте так же:  Славься царица молитва

О нем известно не так уж и много информации. Самое основное, что можно выделить, это то, что он очень строго придерживался поста, питаясь только хлебом и водой, а также постоянным молитвенным бдением.

Есть некоторые сведения о том, что спал он очень мало и длительное время проводил за молитвами. Длительное время своей жизни он отдал на то, чтобы служить больным. … Читать далее

Еще с древних времен для улучшения торговли и повышения прибыли, многие купцы и торговцы обращались за помощью к святым. В наше время тоже не будет лишним прочитать молитву преподобному Иосифу игумену Волоцкому чудотворцу.

Родился он в 15 веке недалеко от Волоколамска. Его отец владел поселком. Предки и родители его были достаточно глубоко верующими людьми. Крещен он был под именем Иоанн. В семилетнем возрасте его отправили в обитель для обучения. В 20 лет он принял монашеский постриг. Тут же он получил и новое имя. Однажды отец его занемог и тот попросил разрешения поселить его в своей келье, где … Читать далее

5.5. В тайной, гонимой антихристом, пустынной Православной Российской Церкви не всегда бывают условия для совершения общественного Богослужения. Часто христиане остаются совершенно оторванными от клира и своих братьев и сестер во Христе,- тогда они могут вычитывать Богослужебные тексты в одиночку по безсвященнословному чину. При отсутствии необходимых для этого Богослужебных книг эти тексты можно заменять чтением Псалтыри или другими доступными молитвословиями, а также могут заменяться Иисусовой молитвой:

Спрашиваете о молитвенном правиле. Да, надобно иметь молитвенное правило немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать хода, а с другой – ревность держать в своей мере. Самые великие молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они начинали молитву с установленных молитв и потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою. Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем остались бы мы без молитвы.

Однако ж не надо много набирать молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия молитвенного.

Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.

Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте молитвенник с вами, много значит.

Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство – от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день.

И днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не раз уже говорено, память о Боге, а для нее – краткословная молитва. Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их за делом или между делом, иногда вместо коротенькой молитовки, с размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в Устав еще святым Пахомием и святым Антонием.

Проведши так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны, и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божии, отходите ко сну с краткой молитвой на устах, и засыпайте с нею или с прочитыванием какого-либо псалма.

Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с «Помилуй мя, Боже. » ( Пс. 50 ), далее «Благослови, душе моя, Господа. » ( Пс. 102 ) и «Хвали, душе моя, Господа. » ( Пс. 145 ) – антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко Святому Причастию: «Господь пасет мя. » ( Пс. 22 ), «Господня земля, и исполнение ея. » ( Пс. 23 ), «Веровах, темже возглаголах. » ( Пс. 115 ); псалом первый повечерия «Боже, в помощь мою вонми. » ( Пс. 69 ). Псалмы часов. и подобные. Читайте Псалтирь – и выбирайте.

Заучив все сие, вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет какая смутительная мысль, спешите или с краткой молитвой к Господу припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: «Боже, в помощь мою вонми. » ( Пс. 69 ) – и все облако смущения тотчас развеется.

Вот вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же – умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.

Пришло мне на мысль сказать вам еще и вот что! Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькой молитовкой и со своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: «Господи, помилуй!» или другую какую молитву, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых кельях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю вам четочки. Поступите вот как. Заметьте, сколько у вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам, и смотрите, сколько раз вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого вами обычно на молитву. Это число пусть и будет мерой вашего правила. Это вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.

Читайте так же:  Найти Свое место в жизни молитва

Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови вас, Господи!

Жизнь христианского подвижника — труд и молитва. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17),- эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»

Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз -50, 100, 200. за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают .

Видео (кликните для воспроизведения).

Современные — это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» — 50 или 100. Келейные монахов иногда содержат 1000.

Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся», затем вновь Иисусову молитву. По окончании положенного числа принято читать «Достойно есть». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.

В древности на Руси имели другую форму замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника. Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах — достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».

Малопонятная мода носить на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце — явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ.

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Читайте так же:  Молитва ко причастию как читать

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

«В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по чёткам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по чёткам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, чётки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха чётки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина чётки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по чёткам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по чёткам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в своё время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по чёткам только через благословение и наблюдение духовника.

(Из истории возникновения чёток и практике молитвы по ним):

Слово «чётки» – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по чёткам.

Предполагается, что употребление чёток в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что чётки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по чёткам получила огромное распространение.

Как правило, православные чётки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На неё нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает чётки обычно крест.

Чётки – это средство отсчёта, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или её сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку чёток, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Ещё в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идёт» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.
Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая чётки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что чётки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать чётки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Чётки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждёт Господь Иисус Христос».

Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Читайте так же:  Молитва о придании сил и терпения

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей — во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз).Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

  • святому дня,
  • святому храма
  • и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

В понедельник :Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник :Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток :Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток :Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу :Всисвятии, молите Бога о мне.

В неделю :Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Иноческое келейное правило. 2005 г.

Совершение правила по четкам определенного количества Иисусовых молитв древнейшая монашеская практика.

Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это
правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра
молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной
Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время
(минуты), которое надо молиться, если нет четок – афонское правило для
тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого
келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и

25 поклонов или 600
молитв без поклонов, 900 – Спасителю или 15 мин., 300 – Божией Матери
или 5 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин, 100 –
Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400
мол. без покл., 900 – Спасителю или 15 мин, 300 – Божией Матери или 5
мин, 100 – Св. дня или 2 мин, 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св.
седмичному или 2 мин.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,
с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом
вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон
Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» – 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный,
преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или
просто: святее (святая) … моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитвы святым седмицы:

В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Кресс Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток: Святи апостоли, молите Бога о мне; Святителю отче Николае, моли Бога о мне.
В субботу: Вси святи, молите Бога о мне.
В неделю: Прествятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Молитвы по четкам на целый день
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here