Молитвы зосиме и Савватию герману

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы зосиме и савватию герману - подобранную специально для Вас!

Ж ела́нием духо́вным от ю́ности распаля́емь, преподо́бне Ге́рмане,/ Христу́ те́сным жития́ путе́м после́довал еси́/ и, в морски́й пусты́нный о́стров, а́ки в ти́хое приста́нище, всели́вся,/ в нем мно́га ле́та по́стнически пожи́л еси́,/ иде́же блаже́нным отце́м Зоси́ме и Савва́тию сожи́тель был еси́,/ с ни́миже моли́ Христа́ Бо́га о нас,// любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, древний, глас 8:

У краси́вся, прему́дре, по́стническим житие́м,/ спо́стник был еси́ и сожи́тель в морсте́м ото́це/ преподо́бным отце́м Зоси́ме и Савва́тию,/ сподвиза́вся в моли́твах, и труде́х, и в поще́ниих,/ преподо́бне о́тче Ге́рмане,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,// моли́ изба́вити нас от враг и спасти́ ду́ши на́ша.

В ы́шних жела́я,/ вся до́лу влеку́щая возненави́дел еси́/ и, отече́ство свое́ оста́вль,/ в помо́рие пусты́нное отше́л еси́,/ та́же в морски́й о́стров удали́вся,/ в нем мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́./ Те́мже, па́мять твою́ пра́зднующе,/ любо́вию вопие́м ти:// ра́дуйся, Ге́рмане Богому́дре, о́тче наш.

Я́ ко свети́льницы яви́стеся всесве́тлии/ во ото́це окия́на мо́pя,/ пpеподо́бнии отцы́ на́ши Зоси́мо, Савва́тие и Ге́pмане,/ вы бо кpест Хpисто́в на pа́мо взе́мше,/ усе́pдно Тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови пpибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся./ Те́мже и мы любе́зно пpитека́ем к pа́кам честны́х моще́й ва́ших и уми́льно глаго́лем:/ о, пpеподо́бнии, моли́те Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Х ристо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́, боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:// ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, мона́хов удобре́ние.

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя
В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
В канун праздника Успения Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

21 августа 2017 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем основоположников монашеского жития здесь, на Соловецком архипелаге, — святых преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких. Савватий и Герман прибыли на эти острова в 1429 году, в первой половине XV века; позднее присоединился и Зосима. Несмотря на тяжелейшие условия, одиночество, огромные риски, они не просто выжили здесь, на Севере, но совершили чудо, положив начало монашеской жизни.

Почему же прибыли на эти холодные острова Савватий, Герман, а затем и Зосима? Что их сюда привело? Даже на материке их жизнь не была простой и безопасной, но они не побоялись опасностей и приплыли именно сюда. Для чего? Разве в другом месте нельзя было молиться? Можно! Или для того чтобы душу спасти, нужно непременно разорвать всякие связи с окружающим миром? Совсем нет. Почему же преподобные отцы погрузили себя в экстремальную обстановку? Ведь преодоление внешних трудностей требовало огромной отдачи физических и духовных сил — где же тогда место для молитвы? А если нет места для молитвы, то зачем сюда приплывать?

Именно так следовало бы развиваться и роду человеческому, если бы происхождение человека имело не Божественное, а животное начало. Откуда же еще у человека совершенно иная система ценностей? Откуда способность не просто ограничить себя, но и жизнь свою отдать во имя другого, будь то человек или великая идея? Сам феномен подвига есть свидетельство о Божественном происхождении человека и о присутствии Бога в человеческой жизни.

Когда преподобные прибыли сюда, им пришлось преодолевать множество трудностей, но все эти деяния, направленные на обустройство жизни, не затмили самое главное — христианское понимание подвига. В христианстве подвиг есть такое самоограничение, такой отказ от самого себя, такой риск, который является не самоцелью, а средством приближения к Богу. Если инок совершает подвиг ради подвига, если его подвижничество не ведет к реальным переменам в духовной жизни, то это не подвиг, а искушение. Подвиг — это всегда средство, и святые преподобные отцы прибыли сюда не ради испытания самих себя, не ради победы над тяжелыми внешними условиями, но для того чтобы погрузиться в атмосферу, наиболее благоприятную для приближения к Богу, потому что отказ от своего «я» — это и есть путь к Богу.

Современные люди порой совершают поразительные дела. Существуют экстремальные виды спорта, где очень высока опасность погибнуть или покалечиться. Занимаясь такими видами спорта, человек невероятно себя ограничивает, идет на колоссальные риски, но все это — только ради самого себя. Он либо самоутверждается в собственных глазах, либо мечтает о славе, о золотых медалях, о денежном вознаграждении. Экстрим не является подвигом. А вот те, кто умирал за Родину, не были экстремалами, — они и слова такого не знали. Они шли и умирали не за себя, а за Родину. И когда христианские мученики — не только в первые века, но и в новейшее время, как те, кто томился в Соловецком лагере, — умирали за веру, это не был экстрим, это был подвиг. Не ради себя — ради Христа они умирали.

Чтобы не соблазниться своим пребыванием в трудных физических условиях, в скитах или уединенных кельях, каждый монах должен помнить, во имя чего он это делает. Собственно говоря, каждый инок должен задаться вопросом: а зачем я пришел в монастырь? Если ясного ответа на этот вопрос нет, если уход в монастырь не сопровождается стремлением к подвижничеству ради Бога, с тем чтобы через самоограничение открыть путь к Нему, то, наверное, не стоило и в монастырь идти, как не стоит надевать монашеские одежды, если в жизни монаха нет места для подвига. Но если тот, кто облекся в монашеские одежды, отказывается от себя и готов принять ради Господа тяжелые условия жизни, то тем самым для него открывается прямой путь к общению с Богом.

У святого Симеона Нового Богослова мы находим следующие слова: как свеча приобщается к свету, так и человек через подвиг приобщается к Божественному свету. Нет подвига — нет приобщения к Божественному свету. Всему этому учат нас святые преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман. Всякий раз, посещая Соловки, я вижу, что братия здесь живет не в легких условиях, не в бархате и шелке ходит. Здесь трудные условия жизни. но именно благодаря этим условиям, добровольно выбранным вами, дорогие мои братья, в ваших сердцах может возгореться Божественный свет. Никогда не ропщите, никогда не уклоняйтесь от трудностей, потому что уклонение от трудностей, поиск легких послушаний входит в противоречие с самим фактом вашего появления на Соловках.

Читайте так же:  Молитвы снятие порчи

Но то же самое я могу сказать каждому монашествующему в любом монастыре. Без подвига для монаха нет спасения. Именно поэтому люди и устремляются в монастыри к монашествующим духовникам, желая почерпнуть часть их мудрости, их опыта. А какая же мудрость, если сам опыта не имеешь? Поэтому величайшая ответственность лежит на монастырской братии, чтобы через подвиг приблизиться к Господу и тем самым исполнить свое призвание, ведь и Господь Иисус Христос через подвиг вышел на общественное служение. Сорок дней и ночей Он провел в пустыне без пищи и воды, и не потому что имел Божественную природу, — ведь Его человеческая природа хотела и есть, и пить, — а потому что Он понимал необходимость пройти через это испытание, чтобы выйти на общественное служение как Сын Божий и Сын Человеческий.

Молитвами святых преподобных отцев Зосимы, Савватия и Германа да укрепит Господь всех нас, всех монашествующих, где бы они ни служили, где бы они ни возносили Богу хвалу — в полной уверенности, что через добровольно воспринятый подвижнический путь они имеют возможность спасти душу и войти в Божие Царство.

Хотел бы сказать еще несколько слов в связи со столетием страшных революционных событий. Очень многому учат нас эти воспоминания. Конечно, была злая воля, направленная на то, чтобы смешать понятия, чтобы дезориентировать и обезоружить наших православных русских людей, чтобы показать им ложные цели. Указывая на реальные трудности в жизни людей, им говорили: «Как вы плохо живете! Но если вы свергнете царя, закроете храмы, уничтожите веру, то вы будете жить очень счастливо, все будут равными, свободными, все будут друг другу братьями». И ведь соблазнился наш народ — несмотря на тысячелетнюю традицию Православия, несмотря на религиозное воспитание! И мы знаем, к чему все это привело, — никакого братства, никакой свободы, никакого равенства. Равенство было только в тысячах и тысячах жертв, принесенных на алтарь этой безумной идеи.

Безумство революции особым образом осознается здесь, на Соловках, где несчастные люди томились только потому, что кому-то показалось, будто они мешают построить счастливую жизнь. В этом храме до 1930 года была карантинная рота. Перед тем как отправиться в места постоянного проживания, все вновь прибывшие заключенные оказывались в храме, в котором мы с вами стоим. Здесь они лежали на холодном полу, многие здесь заболевали и умирали. Этот храм был словно местом естественного отбора — кто выживал, того и направляли на работы, а о тех, кто умирал, никто не сожалел.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Постническое и равноангельское житие ваше, /
преподобнии отцы Зосимо и Савватие, /
вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, /
просвещайте верою призывающия вы /
и чтущия честную память вашу.

Яко светильницы явистеся всесветлии /
во отоце окияна моря, /
преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, /
вы бо крест Христов на рамо вземше, /
усердно Тому последовасте /
и, чистотою Богови приближившеся, /
отунудуже силами чудес обогатистеся. /
Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: /
о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Удалився мира и водворися в пустыни, /
добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. /
Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Яко светильницы явистеся всесветлии /
во отоце окияна моря, /
преподобнии отцы Зосимо и Савватие, /
вы бо, крест Христов на рамо вземше, /
усердно Тому последовасте /
и, чистотою Богови приближившеся, /
отонуду силами чудес обогатистеся. /
Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: /
о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Я́ ко свети́льницы яви́стеся всесве́тлии / во ото́це окиа́на мо́ря, / преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие / вы бо крест Христо́в на ра́мо взе́мше, / усе́рдно Тому́ после́довасте / и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся, / отону́ду си́лами чуде́с обогати́стеся. / Те́мже и мы любе́зно притека́ем к ра́кам честны́х моще́й ва́ших / и уми́льно глаго́лем: // о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

П о́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас; / чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете // ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.

Х ристо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии, / и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́, / боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́ / и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще, / кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния; / благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с / притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших, / чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду. / Тем зове́м вам: / ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие, // мона́хов удобре́ние.

21 августа 2017 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем основоположников монашеского жития здесь, на Соловецком архипелаге, — святых преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких. Савватий и Герман прибыли на эти острова в 1429 году, в первой половине XV века; позднее присоединился и Зосима. Несмотря на тяжелейшие условия, одиночество, огромные риски, они не просто выжили здесь, на Севере, но совершили чудо, положив начало монашеской жизни.

Почему же прибыли на эти холодные острова Савватий, Герман, а затем и Зосима? Что их сюда привело? Даже на материке их жизнь не была простой и безопасной, но они не побоялись опасностей и приплыли именно сюда. Для чего? Разве в другом месте нельзя было молиться? Можно! Или для того чтобы душу спасти, нужно непременно разорвать всякие связи с окружающим миром? Совсем нет. Почему же преподобные отцы погрузили себя в экстремальную обстановку? Ведь преодоление внешних трудностей требовало огромной отдачи физических и духовных сил — где же тогда место для молитвы? А если нет места для молитвы, то зачем сюда приплывать?

Читайте так же:  Самые сильные молитвы от тюрьмы

Именно так следовало бы развиваться и роду человеческому, если бы происхождение человека имело не Божественное, а животное начало. Откуда же еще у человека совершенно иная система ценностей? Откуда способность не просто ограничить себя, но и жизнь свою отдать во имя другого, будь то человек или великая идея? Сам феномен подвига есть свидетельство о Божественном происхождении человека и о присутствии Бога в человеческой жизни.

Когда преподобные прибыли сюда, им пришлось преодолевать множество трудностей, но все эти деяния, направленные на обустройство жизни, не затмили самое главное — христианское понимание подвига. В христианстве подвиг есть такое самоограничение, такой отказ от самого себя, такой риск, который является не самоцелью, а средством приближения к Богу. Если инок совершает подвиг ради подвига, если его подвижничество не ведет к реальным переменам в духовной жизни, то это не подвиг, а искушение. Подвиг — это всегда средство, и святые преподобные отцы прибыли сюда не ради испытания самих себя, не ради победы над тяжелыми внешними условиями, но для того чтобы погрузиться в атмосферу, наиболее благоприятную для приближения к Богу, потому что отказ от своего «я» — это и есть путь к Богу.

Современные люди порой совершают поразительные дела. Существуют экстремальные виды спорта, где очень высока опасность погибнуть или покалечиться. Занимаясь такими видами спорта, человек невероятно себя ограничивает, идет на колоссальные риски, но все это — только ради самого себя. Он либо самоутверждается в собственных глазах, либо мечтает о славе, о золотых медалях, о денежном вознаграждении. Экстрим не является подвигом. А вот те, кто умирал за Родину, не были экстремалами, — они и слова такого не знали. Они шли и умирали не за себя, а за Родину. И когда христианские мученики — не только в первые века, но и в новейшее время, как те, кто томился в Соловецком лагере, — умирали за веру, это не был экстрим, это был подвиг. Не ради себя — ради Христа они умирали.

Чтобы не соблазниться своим пребыванием в трудных физических условиях, в скитах или уединенных кельях, каждый монах должен помнить, во имя чего он это делает. Собственно говоря, каждый инок должен задаться вопросом: а зачем я пришел в монастырь? Если ясного ответа на этот вопрос нет, если уход в монастырь не сопровождается стремлением к подвижничеству ради Бога, с тем чтобы через самоограничение открыть путь к Нему, то, наверное, не стоило и в монастырь идти, как не стоит надевать монашеские одежды, если в жизни монаха нет места для подвига. Но если тот, кто облекся в монашеские одежды, отказывается от себя и готов принять ради Господа тяжелые условия жизни, то тем самым для него открывается прямой путь к общению с Богом.

У святого Симеона Нового Богослова мы находим следующие слова: как свеча приобщается к свету, так и человек через подвиг приобщается к Божественному свету. Нет подвига — нет приобщения к Божественному свету. Всему этому учат нас святые преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман. Всякий раз, посещая Соловки, я вижу, что братия здесь живет не в легких условиях, не в бархате и шелке ходит. Здесь трудные условия жизни. но именно благодаря этим условиям, добровольно выбранным вами, дорогие мои братья, в ваших сердцах может возгореться Божественный свет. Никогда не ропщите, никогда не уклоняйтесь от трудностей, потому что уклонение от трудностей, поиск легких послушаний входит в противоречие с самим фактом вашего появления на Соловках.

Но то же самое я могу сказать каждому монашествующему в любом монастыре. Без подвига для монаха нет спасения. Именно поэтому люди и устремляются в монастыри к монашествующим духовникам, желая почерпнуть часть их мудрости, их опыта. А какая же мудрость, если сам опыта не имеешь? Поэтому величайшая ответственность лежит на монастырской братии, чтобы через подвиг приблизиться к Господу и тем самым исполнить свое призвание, ведь и Господь Иисус Христос через подвиг вышел на общественное служение. Сорок дней и ночей Он провел в пустыне без пищи и воды, и не потому что имел Божественную природу, — ведь Его человеческая природа хотела и есть, и пить, — а потому что Он понимал необходимость пройти через это испытание, чтобы выйти на общественное служение как Сын Божий и Сын Человеческий.

Молитвами святых преподобных отцев Зосимы, Савватия и Германа да укрепит Господь всех нас, всех монашествующих, где бы они ни служили, где бы они ни возносили Богу хвалу — в полной уверенности, что через добровольно воспринятый подвижнический путь они имеют возможность спасти душу и войти в Божие Царство.

Хотел бы сказать еще несколько слов в связи со столетием страшных революционных событий. Очень многому учат нас эти воспоминания. Конечно, была злая воля, направленная на то, чтобы смешать понятия, чтобы дезориентировать и обезоружить наших православных русских людей, чтобы показать им ложные цели. Указывая на реальные трудности в жизни людей, им говорили: «Как вы плохо живете! Но если вы свергнете царя, закроете храмы, уничтожите веру, то вы будете жить очень счастливо, все будут равными, свободными, все будут друг другу братьями». И ведь соблазнился наш народ — несмотря на тысячелетнюю традицию Православия, несмотря на религиозное воспитание! И мы знаем, к чему все это привело, — никакого братства, никакой свободы, никакого равенства. Равенство было только в тысячах и тысячах жертв, принесенных на алтарь этой безумной идеи.

Безумство революции особым образом осознается здесь, на Соловках, где несчастные люди томились только потому, что кому-то показалось, будто они мешают построить счастливую жизнь. В этом храме до 1930 года была карантинная рота. Перед тем как отправиться в места постоянного проживания, все вновь прибывшие заключенные оказывались в храме, в котором мы с вами стоим. Здесь они лежали на холодном полу, многие здесь заболевали и умирали. Этот храм был словно местом естественного отбора — кто выживал, того и направляли на работы, а о тех, кто умирал, никто не сожалел.

Тропарь, глас 4-й:
Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеяния различными, богоноснии, просвещаете верою призывающия вы и чтущия честную память вашу.

Иной тропарь, глас 8-й:
Яко светильницы явистеся всесветлии, во отце окиана моря, преподобнии отцы Зосимо и Савватие: вы бо крест Христов на рамо всемше, усердно Тому последовасте, и чистотою Богови преближившеся, отонудуже притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте так же:  Молитвы для удачи и денег

Величание:
Ублажаем вас, преподобнии отцы Зосиме и Саватие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.

Молитва:
О, преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти, и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте: тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее – двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого – в небесной истории.

Преподобный Савватий (†1435)

Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, — путь его лежал к берегам Белого моря.

Прп. Савватий. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа — в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

Преподобный Зосима (†1478)

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прп. Зосима. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

Преподобный Герман (†1479)

Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель – их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Читайте так же:  Молитвы которые поют на литургии

Перенесение мощей подвижников

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Постнической и подобной ангельской жизнью вашей, преподобные отцы Зосима и Савватий, по всей земле вы стали известны; различными чудотворениями, Богоносные, просвещаете с верой призывающих вас и почитающих священную память вашу.

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.

Перевод: Христовой любовью воспламенившись, преподобные, и Его Крест на плечи взяв, вы понесли, божественно вооружившись на невидимых врагов и непрестанные молитвы держа, как копье в руках, мужественно поразили вы бесовские войска, получив благодать от Господа исцелять болезни душ и тел приходящих к ракам с почитаемыми мощами вашими, везде вы испускаете лучи чудес. Потому взываем к вам: «Радуйтесь, преподбные отцы Зосима и Савватий, монахов украшение».

О, преподо́бнии уго́дницы Бо́жии и чудотво́рцы Зоси́мо и Савва́тие! Умоли́те Го́спода Бо́га дарова́ти ми (имя, содержание прошения), и оставле́ние всех прегреше́ний мои́х. Да ва́шим милосе́рдным предста́тельством просла́влю Триеди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Память 17/30 апреля, 27 сентября/10 октября
Общий день памяти 8/21 августа

Во время земной жизни Спасителя много служили Ему своим имением и трудами, сподобились первыми принять благую весть о Воскресении Господа. Почитаются как молитвенные предстательницы о женщинах-христианках.

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша: аще бо и отыдосте от нас телом, но Духом присно с нами пребываете: молим убо вас, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти, и от всех прилог бесовских, находящих на ны: услышите нас, грешных чад своих (имена), и примите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныи, оживите; и якоже умершую отроковицу возстависте и от духов нечистых зле мучимую избависте: тако и нас, содержимых во узах вражиих, изымите, и от сетей диавола избавите из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Личное прошение

О преподобнии угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Умолите Господа Бога даровати ми (имя, содержание прошения), и оставление всех прегрешений моих. Да вашим милосердным предстательством прославлю Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Во время земной жизни Спасителя много служили Ему своим имением и трудами, сподобились первыми принять благую весть о Воскресении Господа. Почитаются как молитвенные предстательницы о женщинах-христианках)

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие – великие святые Русского севера, основатели Соловецкой обители. Они получили многие дарования, в том числе прозорливости и чудотворений. Им молятся об избавлении от пожаров и насильственных действий, нашествия внешних врагов и внутренних междоусобиц, тлетворных ветров, внезапной смерти, нападений невидимых врагов. Святых просят также об исцелении болящих, даровании душевного мира и спокойствия а особенно – о помощи мореплавателям и защите на море от бури и потопления, а также о покровительстве пчеловодам.

Молитва
преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Читайте так же:  Молитвы о помощи в дороге

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, яко обещастеся, посещати чада ваша, аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас грешных и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, изымите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Зосим и Савватий Соловецкие — эти святые никогда не пересекались, но своими деяниями творили общее дело. Именно поэтому и почитаются у православных как единое целое. Основным достоянием для них есть то, что они были основателями и важными деятелями Соловецкого монастыря.

Так как они входят в лидирующие позиции наиболее почитаемых святых то и не удивительно, что дней памяти Зосима и Савватия есть несколько. Вот их перечень:

  • 30 апреля;
  • 3 июня;
  • 7 июля;
  • 12 августа;
  • 21 и 22 августа;
  • 20 октября.

Относительно жития Зосимы и Савватия Соловецких, то стоит знать, что они были ревностными последователями христианства и занимались длительное время просветительской деятельностью.

Игумен Зосим Соловецкий был рожден неподалеку Онежского озера в селе Толвуе. Родители старались воспитывать его в любви к Господу. После их смерти он отдал все свое имущество и постригся в монахи. Когда он искал уединенного места, то на побережье Белого моря встретился с преподобным Германом. Тот рассказал ему о пустынном острове, где он провел 6 лет с святым Савватием.

Приблизительно в 1436 году товарищи благополучно добрались к месту назначения. Бог явил ему видение церкви, благословляя это место. Собственными руками он смастерил келию, а потом стал обрабатывать землю. Осенью Герман отправился на материк и не смог вернуться назад из-за погодных условий. Много искушений пришлось преодолеть ему за зиму. Но он выстоял и не отрекся от веры. Весной его друг вернулся с запасом пищи.

Когда туда прибыло несколько отшельников, то было принято решение о постройке деревянной церкви Преображения Господнего. Это и стало основой для будущего Соловецкого монастыря. Зосим был избран игуменом. Сюда им было перенесено мощи святого Савватия. О своей кончине он знал и приготовился к ней. Похоронен был за алтарем Преображенского храма. После там была сооружена часовня. В 1566 году мощи обоих святых были перенесены в придел Преображенского собора.

Храм преподобных Зосима и Савватия Соловецких находится в Москве в район Гольяново. Подробную информацию о нем можно найти на странице храма в Интернете.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

В любой сложной ситуации мы постоянно ищем помощи со стороны. В первую очередь верующий человек возносит свои молитвы к Господу. Не стали исключением и эти святые. Просить о помощи можно не только в специальных религиозных сооружениях, но и в домашних условиях. Не стоит расценивать подобные прошения как быстрое исполнение желаемого. Все зависит от того, насколько сильно вы верите в Бога. Только в такой ситуации вы получите его благосклонность. Чем помогают Зосим и Савватий Соловецкие? В большей части их просят о:

  • решении сложных жизненных ситуаций;
  • прекращение трудной полосы в жизни;
  • укреплении веры;
  • исцеления от телесных и душевных недугов;
  • защите от несчастий, особенно насильственного характера;
  • избавления от завистников, нападок злых сил, ссор и разладов в семье.

Чаще всего обращаются своими словами, но можно использовать и специальную молитву Зосиму и Савватию Соловецким:

Предания, которые дошли о них до нас, говорят об их безгрешности. Они много времени посвящали изучению церковных книг, соблюдении постов, помощи страждущих. За все это они были одарены способностью чудодтворства. Не удивительно, что именно поэтому к нему постоянно стремиться большое количество верующих.

Найти его можно в многочисленных храмах России. Вот перечень тех мест, где вы можете его увидеть:

Есть несколько вариантов ее написания. Самый популярный – изображение святых в полный рост. Между ними на их руках находится белый храм. Это символ основанной ими обители. Над ними может изображаться Пресвятая Богородица на облаке, которая их благословляет.

Многие считают икону Зосима и Савватия покровительницей пчеловодства. Поэтому те, у кого есть пасека, часто обращаются к ним для значительного улучшения дел. Самое первое обращение происходит после зимней спячки, а потом на протяжении всего года. Перед окончанием сезона все молятся за нормальную зимовку.

Святые никогда не оставляли без внимания тех, кому действительно нужна их помощь. Братию, которая населяла обитель, всегда чувствовала отцовскую опеку со стороны настоятеля. Он старался соединить свою строгость и требовательность с любовью к Господу. Основную задачу, которую он ставил перед собой – это следование законам Божьим и примеру преподобного Савватия.

Для того, чтобы рассчитывать на благосклонность святых, желательно предварительно произнести благодарственные слова. Это более расположит святых к вам. Постарайтесь также говорить искреннее, иначе все не будет иметь значения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Смотрите еще и видео рассказ об иконе Соловецких святых:

Молитвы зосиме и Савватию герману
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here