Можно читать молитву лежа

На данной странице вы найдете детальное описание: можно читать молитву лежа - подобранную специально для Вас!

Молиться Богу можно в любой ситуации и в любом положении. Единственное требование при этом — смиренный и сокрушенный дух. Однако, встав на колени, Вы греха точно не совершите. И дух и разум свой Вы при этом сможете привести в смиренное состояние не в пример лучше, чем лежа или развалясь на диване.

Привычка молиться на коленях, а не как-то иначе — многовековая практика истинно любящих и смиряющихся перед Богом верующих. И если Вы не больны и не связаны, последуйте этому. Господь, видя Вашу жертву при сползании с постели, ответит Вам гораздо скорее, вот увидите.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?

Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • дома
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника — она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, — а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Молитва — это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

Православному человеку необходимо читать ежедневные молитвы дома

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце — поблагодарить Его.

Кроме этого, важно еженедельно посещать Литургию в храме для совершения церковной молитвы и принятия Святого Причастия. При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили Иисусову молитву. Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают утреннее молитвенное правило, вечером, по возвращении домой – вечернее правило. Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать краткое правило преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники — Литургию.

Во время Великого поста молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы — на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно, и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении. Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном. Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника, и количество повторений строго регламентируется.

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

Слава Господу, что Вы ежедневно имеете общение с Господом и уделяете этому время!

Конечно, что молиться можно по-разному. Бывают различные ситуации, обстоятельства, когда обращаешься к Господу. Это может быть в дороге, в транспорте, на работе, в школе, в институте, лежа в постели и т.д. Господь смотрит на сердце и что говорит наше сердце. Он слышит нас всегда, каждый звук и стон души. И все же.

. есть вопросы для размышления: Господь есть Бог, Который достоин славы, хвалы и поклонения? Переполнен ли я благодарностью и святым страхом, трепетным благоговением перед Создателем мира, Творцом жизни, великим и добрым ( моим личным!) Спасителем? Имею ли я желание и физическую возможность ( две здоровые ноги), чтобы преклонить колени перед Святым и Всемогущим Богом? Насколько близки наши с Ним отношения? Понимаю ли я, как любит меня Господь, и что я имею возможность быть с Ним в живой, прямой связи-онлайн круглосуточно по Его милости? Что мешает мне склонить колени перед Богом, признавая тем самым Его своим Господом — лень, усталость или гордость?

Дорогая сестра Алина, Вы можете молиться лежа в кровати. Но все же, коль Вы здоровый человек и имеете возможность склонить колени — то лучше преклоните их перед Богом в знак Вашего признания Господа Богом, личным Спасителем, в знак любви и уважения к Нему, полного смирения перед великим Создателем.

Читайте так же:  Молитва к старице Матроне Блаженной

Находясь на коленях перед Христом — мы находимся на той высоте, куда нас вознес Сам Христос. И пусть ничто не сможет нас скинуть с этой высоты, с колен перед Богом, и тогда радость наша будет истинная и мир Божий в сердце, который превыше всякого разумения!

Склонись же друг в смиреньи пред Отцом,
Возьми тот ключ, что небо отворяет,
И пусть всегда тебя в пути земном
Живой молитвы дух сопровождает .

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

1310.Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

1311.Святой небесный покровитель и Ангел хранитель одно и то же духовное лицо или разные?

Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

1312.Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника, сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?

Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.

1313.Если Крещение совершалось священником, но за неимением необходимости, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась? Имеет ли Церковь канон, запрещающий крещеных обливанием рукополагать в священный сан?

Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.

1314.Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

1315.Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)

1316.Как правильно относиться к невольному греху, особенно, если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

1317.Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере, не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И, конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила:

— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?

1318.Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, то есть «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил Оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».

1319.Говорят, имена Инна, Римма — мужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?

Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инна на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит св. митрополит Филарет Московский.

1320.Что такое грех «совопросничество»?

Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например, где находится ад (а не как избавиться от него)?

Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовой и т. п.

1321.Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?

Можно держать, но в некотором отдалении от икон.

1322.Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?

Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.

1323.Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону?

Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.

1324.Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.

1325.Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).

1326.Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?

Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т. п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.

1327.Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?

Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.

Читайте так же:  Симеон мироточивый молитва от бесплодия форум

По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.

1328,Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

1329.Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?

Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.

1330.Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, святую воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?

Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу, или около икон.

1331.Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?

Книги: «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

1332.У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода — хлеб? Нужно то и другое.

Господь Бог обязательно услышит молитву, произнесенную в условиях дома. Умейте правильно молиться везде и всегда. Я научу Вас этому.

Вы приболели, или же также находитесь в изоляции от православного Храма.

Молитва будет услышана, если Иисус Христос поймет, что она нисходит из самого сердца.

Привожу основные правила мольбы в домашних условиях:

Будьте готовы искренне обратиться к Господу Богу, стоя на коленях или сидя за столом пред иконами с Писанием.

Порочные шумы и отвлекающие звуки не должны беспокоить Вас.

Правильным решением будет- взирать на образ святого, к которому направлена Ваша молитва.

Если Вы обращаетесь к Матроне Московской, совсем не обязательно покупать для дома икону Господа Бога.

Достаточно будет 1 свечи, образа Блаженной Старицы и Святого Молитвослова.

Ибо Бог услышит Вас через своих Праведных Угодников.

Уединились, успокоились, надели крестик, если Вы женщина, то повязали платочек.

3 Раза прочтите молитву “Отче Наш”. Осените себя крестным знамением. Можете пригубить святой воды.

Наиболее почитаемая в церковном православии Молитва- это “Псалом 90″. Ее сила настолько велика, что бывали случаи, когда Господь Бог слышал мольбу уже с первого раза.

Неправильным молением будет Ваше безверие. Вы не будете услышаны никогда.

Отклик на православную молитву- это некая душевная скорбь, даже испытание, через которое должен пройти любой православный человек.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С другой стороны, находясь в условиях дома, “не бейтесь лбом о стену”, до изнеможения читая священное Писание. Во всем нужна мера.

Достаточно будет трех раз, но искренне и с верой в душе.

Господь никогда не услышит молящегося если он требует много денег, богатства и порочных развлечений.

Не следует отождествлять дом с Божьим Пристанищем.

В любом случае- Церковь- это идеальное место для моления Христу.

После искреннего обращения к Господу Богу, затушите свечи. Унесите иконы в отдаленный шкаф. А святую воду пейте мелкими глоточками, терпеливо дожидаясь помощи свыше.

На следующий день, в уютной домашней обстановке, Вы опять произнесете молитву, становясь все ближе к Господу Богу.

Когда Христос Вас услышит, скорби отступят, раны зарубцуются, а душа наполнится нескончаемой верой в чудеса православия.

Ольга из Москвы хочет узнать: можно ли читать православные молитвы удобно лежа в постели? Казалось бы, нелепый вопрос, и обсуждать тут нечего. Читайте ответ.

Петр Павлович постарается нас вразумить.

Мы часто гневим Иисуса Христа, дескать, он глух и нем к нашим молитвам.

Обижаемся, теряем веру, а потом начинаем прозревать.

Уважаемые посетители сайта.

Если я правильно понимаю, речь идет о вполне здоровом человеке и вечерних молитвах.

Тут вот в чем дело. Читая их лежа в постели, на мой взгляд, Вы даете слабину, выбирая комфорт и руководствуясь принципом “лишь бы отстреляться”.

Умоляю, не сердитесь, ибо я выражаю сугубо личное мнение.

Да, за целый день Вы устали, набегались. Хочется поскорее удобно разместиться, прикрыться одеялом, облачиться в ночную рубашку.

Ну помилуйте, со стороны это выглядит как будто Вы довольствуетесь чтением любовных романов.

Вы можете молиться лежа в постели если по целому ряду объективных причин Вам трудно подняться, сесть за стол, выпрямив спину.

В Церковь, с огромным усилием воли, ходят ветхие старушки. Даже они выстаивают службу, несмотря на то, что есть где притулиться.

Потратьте каких-то 5-7 минут, посвятив себя вечерним молитвам. Зажгите свечу. Предайтесь неторопливому чтению.

А только потом ложитесь в кровать.

Пусть Бог укажет Вам верную дорогу.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

о. Олег! ум держать у сердечного места — это как? Я об этом читал у Паисия Величковского и не только у него, но не понимаю: это надо смотреть на сердце, или его слушать, как оно стучит, или думать о нем, или как-то иначе (скорее всего). Есть издание Оптиной пустыни 1912 г. об Иисусовой молитве. Они настаивают на гласной внимательной молитве, И.Брянчанинов также говорит не искать сердечное место, а заниматься гласной молитвой, а остальное откроется в свое время. На один и тот же вопрос у разных делателей разное мнение.

Радостно, что в этом мире есть еще люди интересующиеся деланием Иисусовой молитвы.

Отмечу, что самостоятельное руководство в возвышеннейшем делании Иисусовой молитвы по книгам святых отцов крайне затруднительно. Такое руководство неизбежно приводит ко многим ошибкам, что часто ставит делателя в тупик. На исправления и поиск требуется очень много времени и сил. Отцы делатели, при общем мнении в главном расходятся в описании техники желания и в деталях. Люди отличаются друг от друга во многом, поэтому и подбирают себе под себя ту или иную технику. Вот почему очень трудно напрямую заимствовать советы отцов! Надо вести поиск методом проб и ошибок, и оставлять то, что у тебя работает.

Надо четко различать понятия «сердце» и «сердечное место». Святитель Игнатий запрещает преждевременный поиск входа в сердце, ибо это производит только благодать Божия. Поиск же двери сердца, в которые нам и должно стучать Божественным именем Иисуса, это наше дело. Приведу сравнение: скажем тебе надо посетить своего друга живущего в другом месте. Если ты по ошибке придешь не в тот дом и будешь стучать не в ту дверь, то твой друг никак ту сможет тебе открыть и встретить. В молитве это бывает еще ощутимее! Ведь твоя задача не просто найти дверь сердца и не просто произносить перед ней молитву, но пробудить свое сердце от смертного сна, сокрушить его, вызвать в нем покаянные чувства и плач! Этого никак не возможно будет достигнуть, если ты не будешь убодать словами молитвы прямо в сердце! Вот почему святитель Игнатий научает нас, как технически находить сердечное место. Это очень и очень важно! Он предлагает два способа определения.

Читайте так же:  Молитва чтобы легко и быстро родить

Первый — это просто приложить два своих пальца, указательный и средний (безымянный) к верхней части соска левой груди (разумеется, если сосок не провисает от особенностей телосложения), и сразу выше указательного пальца и будет сердечное место, где и должно держать свое внимание!

3. Держание внимания ума в словах молитвы так, как будто заключаешь его в эти слова или заливаешь их наподобие гипса в буквенные формы.

4. Стояние вниманием ума в сердечном месте на поверхности сердца, которое находится примерно на два пальца выше левого сосца, в конце пути вздоха.

5. Предстояние верой перед Богом и моление Ему, помня, что главная цель молитвы — покаяние.

6. Легкое и малое (с копеечную монету) движение по часовой стрелке (глядя сверху вниз на сердечное место) вниманием ума при произнесении слов молитвы.

7. Держать глаза закрытыми; взор их направлять на сердечное место, а голову держать склоненной к левой груди.

8. Положение тела должно быть свободным, не привлекающим к себе внимание: сидя, лучше полусидя-полулежа или лежа.

9. Дыхание тихое, свободное и не привлекающее к себе наше внимание.

10. Не сходить с молитвы ранее часа или 1000 молитв, увеличивая постепенно время или количество молитв за один присест.

11. Перед началом молитвы просить у Бога благословение и помощи в ее прохождении, разогреть себя молитвой с земными поклонами (30-100, согласно состоянию и силам). После молитвы поблагодарить Бога и попросить прощение за замеченные уклонения.

12. При соблюдении всего вышеперечисленного увеличивать число молитв, доведя его в идеале до 5000, а еще лучше до 10000 в сутки.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Читайте так же:  Молитва Богородице на экзамен

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Здравствуйте, батюшка.
У меня часто возникают ситуации, когда я не могу читать даже молитвенное правило Серафима Саровского. Например, я ночую у бабушки или у меня ночует подруга, и я не могу встать на колени перед иконами, помолиться ( даже и стоя ). Наверное, это стыд (ложный, конечно(«Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь»), но, может быть, Господь и не требует, чтобы я так «переламывала» себя, ведь некоторые равнодушны к присутствию других на домашней молитве, а я нет, главным образом, потому, что у меня члены семьи не веруют в православном понимании). Хорошо, что у меня есть своя комната. Но вот иногда случаются ситуации, описанные в начале. Или вот мне предстоит поездка — целых 20 дней в одной комнате с подругой ! Я в ужасе, потому что когда я не молюсь, то и живу соответственно. Как вы думаете, Господь примет какие-нибудь краткие молитвы (лежа в постели, про себя)? Боюсь что даже «Отче наш» не смогу читать. Я уже пробовала, и меня одолевает сон.

Если нет никакой возможности помолиться стоя или на коленях, то можно молиться лежа. Иисусовой молитвой вообще лучше молиться лежа или полулежа! Вся проблема при этом — это невольное погружение в сон. Этому надо противостоять: настроем, сосредоточенностью и вниманием, поставлением себя в присутствие Божие — что молишься именно Ему, здесь присутствующему; должно мысленно поставлять себя лежащей ниц на коленях; также помогать себе некоторыми телесными средствами: смачивать глаза холодной водой; держать голову несколько приподнятой над подушкой; держать приподнятой руку, так, что если заснешь, она упадет и ты проснешься.

Главное же — попросить помощи у Ангела Хранителя, который всегда при нас и готов помочь во благом! Опыт покажет, что лучше всего помогает. Через некоторое время борьбы (а первое время должно не смущаться, но знать, что бесы будут буквально вырубать тебя в сон) придет помощь Божия и ты вдруг почувствуешь необыкновенную бодрость и собранность, как будто бы ты проникла за какую-то мешавшую завесу. В таком состоянии будет легко молиться, и незаметно как пролетит время. В случае срыва в сон при недовершенности молитвы должно укорить себя, раскаяться в немощи и продолжить труд, нисколько не смущаясь неудачей. Вообще не унывать в трудах духовных это великое подспорье!

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

Вопрос: «Нередко люди говорят, что утреннее или вечернее правило они слушают в записи и повторяют за ней слова молитвы. Говорят, что им так удобнее. Да и меньше рассеиваются. Стоит так делать? Или лучше молиться без такой подсказки?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Молиться лежа – удобнее, чем молиться сидя или стоя. А молиться, лежа на боку – удобнее, чем молиться, лежа на спине. Надо озаботиться вопросом: цель моей молитвы – это удобство моего тела или я хочу что-то спросить у Бога?

Представим себе ситуацию: мы идем к человеку, от которого зависит что-то очень важное в нашей жизни. Мы к нему придем, развалимся в кресле и начнем ему вещать: «А вот было бы неплохо, чтобы Вы мне…» Так не просят. Может быть, для кого-то уместно так беседовать с другом, но – не молиться Богу! Еще английский писатель Честертон заметил, что это бес внушает человеку мысль, что Богу не важно, в какой ты позе. Богу это, действительно, не важно – это важно для нас! Это нам надо для молитвы собираться, а не расслабляться. Тело должно быть таким же бодрым, как и наш дух.

Читайте так же:  Молитва о маме от дочери

Протоиерей Александр Березовский:
– Но человек говорит, что когда он молится сам – он больше рассеивается, нежели когда молится под запись.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я вполне допускаю, что, молясь какое-то время под запись, человек будет более сосредоточенным. Но только – какое-то время, а потом его ум еще больше расслабится. Это уже есть некий духовный костыль. Например, человек постоянно принимал лекарства от гипертонии, а потом перестал его принимать. Что с ним будет? Пароксизм! Тахикардия! У него уже выработалась зависимость от этого химического костыля. Более того – он без него жить не может. Ни в коем случае нельзя прекращать прием лекарства, потому что он просто умрет! Так и здесь: человеку, чтобы сосредоточиться на молитве – нужен диск, проигрыватель, определенные условия и так далее. А для молитвы ничего этого не надо – встал да и молись. В поле ли ты, в поезде или в вагоне метро, стоишь ли ты или сидишь – закрыл глаза да и молись. А тут – глаза закрыл, а в ушах-то и нет ничего – вроде и не молитва.

В отдельных случаях – может быть, это вполне уместно и даже эффективно, но как постоянное упражнение – я бы не советовал. Всё, что расслабляет – разрушает, а не созидает в нашем сердце.

Классический молитвослов – основной источник полных молитв, которыми пользуются поколения верующих. Каноники бывают разными по содержанию и наполнению:

  • для священников;
  • для обычных верующих;
  • о болеющих;
  • о вероисповедании;
  • для мам с молитвами о детях;
  • о мире;
  • о борьбе со страстями;
  • на русском и церковнославянском языках.

В молитвослове содержатся очень сильные молитвы к Спасителю, Богородице, святым заступникам. Все слова передавались веками и поэтому обладают мощнейшим эффектом. Многие из молитв переданы на старославянском языке, и для правильного произношения в них проставлены ударения.

К обязательным святым обращениям, которые должны быть в молитвослове, относятся:

  1. Утренние и вечерние. Читаются после пробуждения и на сон.
  2. Дневные. Произносятся перед вкушением и по окончании трапезы, перед делами и обучением.
  3. Каноны на каждый день недели и праздники.
  4. «Канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу».
  5. Акафисты. Включают огромный перечень, но наиболее важные Пресвятой Богородице, Иисусу Христу, Николаю Угоднику и святым защитникам, которым вы хотите молиться.
  6. «Последование ко святому Причащению».

К Богу зачастую обращаются словами священных текстов, но можно говорить и своими словами, особенно если вам нужно о чем-то попросить. Их можно произносить дома с родными или самостоятельно. Перед обращением к Спасителю читают «Отче наш», а затем говорят своими словами. Обязательно выполняют крестное знамение.

Нельзя просить наказания, желать плохого или злого для другого человека.

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться дома.

Молитвенное правило включает молитвы утренние, а также такие, которые читают перед сном. Слова всегда можно найти в молитвенниках. Выделяют 3 главных молитвенных правила:

  1. Полное. Предназначено для священников и церковных служителей.
  2. Короткое. Для всех православных христиан.
  3. Короткое Серафима Саровского.

Молитвенное правило рекомендовано читать всей семьей, но можно и по отдельности. Общее прочтение желательно в праздничные, памятные даты, накануне торжественных мероприятий.

Для домашнего прочтения рекомендованы молитвы:

  • «Отче наш»;
  • хвалебные для прославления Бога;
  • благодарственные за помощь, покровительство и заступничество;
  • перед начинанием дел;
  • прошения об исцелении, защиты, помощи;
  • покаяния, в которых раскаиваются в прегрешениях, словах и поступках;
  • перед приемом пищи.

Лучшее место для молитв дома – молитвенный уголок. Его располагают в тихом уединенном месте. Особая атмосфера, царящая в богоугодном пространстве, вселяет благоговение, располагает к молитве.

Утренние и вечерние часы – лучшее время для беседы со Спасителем. Утром лучше заранее встать и никуда не спешить, проводя время с Богом. Перед сном тоже важно помолиться и с успокоением ложиться отдыхать. Молятся в будние и праздничные, памятные и торжественные даты. Молятся, если велит сердце, с заботой о близких.

Перед началом молитвословия уединяются, зажигают лампадку. Становятся перед святым образом. Основные тексты желательно выучить наизусть. Ниже перечислены пять главных:

  • «Отче наш»;
  • «Царю Небесный»;
  • «Богородице, дево, радуйся»;
  • «Достойно есть»;
  • «Символ веры».

Выполняют земные и поясные поклоны, осеняются крестными знамениями. Не следует бояться, если молитвословие идет тяжело, часто это доказательство истинной действенности.

К молитве следует подготовиться, для чего существуют определенные правила:

  1. К Богу приходят умытыми, причесанными, одетыми в свежие одежды.
  2. Женщинам следует надевать платок и длинную юбку.
  3. К святому образу подходят с благоговением.
  4. Если нет иконы, разрешается располагаться у окон с восточной стороны.
  5. Зажигают лампадку или свечу.
  6. Становятся на колени или прямо, положение должно быть естественное.
  7. Во время молитвы стараются сконцентрировать внимание на беседе с Богом или святым.

Главное – это вера, на основании ее возможна любая молитва. Покаяние в грехах от сердца – одна из составляющих. Важно попросить прощения у ближних, самим простить и отпустить обиды. В этом случае высока вероятность быть услышанными Богом.

Слова молитвы произносят неторопливо, желательно вслух или шепотом. Сосредотачиваются на произносимых словах и говорят от искреннего сердца. Если необходимо, каются в прегрешениях. Каждую строчку пропускают через душу, осмысливают сказанное. Перед началом произнесения слов выполняют 3 земных поклона и 3 крестных знамения.

Начинать можно с «Отче наш», а затем читать «Молитвослов» или обращаться своими словами.

По окончании возносят Богу хвалу и благодарность. Обязательно троекратно перекрещиваются крестным знамением. После молитвы можно заниматься учебой, отправляться на работу, выполнять домашние обязанности. Лучше ни с кем не ссориться и не обижать окружающих.

Нередко при прочтении святых текстов в голове проскальзывают всякие мысли, идеи. Одна из причин – усталость. Нужно стараться настроиться на молитву и не прерываться.

Полезно молиться через силу, направляя мысли в нужном направлении. Поскольку мозг не всегда воспринимает силу слова, зато все проходит через душу и оставит в ней божественную благодать.

Чтобы не отвлекаться на время обращения через молитву, желательно уединяться, иначе Богу или святым будет сложно вас услышать. А так вы сможете лучше сконцентрироваться и открыться.

Феофан Затворник советует при подготовке к молитве следовать простому правилу: походить и подумать перед обращением о величии того, к кому вы собираетесь обращаться, осмыслить, кто Бог, и кто вы. Такая внутрення установка позволит возродить в душе благоговейный страх и почитание.

Сила молитвы бесценна и способна творить чудеса. Искренне молясь, возможно изменить судьбу, вымолить исцеление, здравие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Можно читать молитву лежа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here