Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.
1310.Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?
Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).
1311.Святой небесный покровитель и Ангел хранитель одно и то же духовное лицо или разные?
Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.
1312.Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника, сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?
Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.
1313.Если Крещение совершалось священником, но за неимением необходимости, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась? Имеет ли Церковь канон, запрещающий крещеных обливанием рукополагать в священный сан?
Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.
1314.Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?
Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.
1315.Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?
Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)
1316.Как правильно относиться к невольному греху, особенно, если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?
Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.
1317.Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?
Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере, не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И, конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила:
— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?
1318.Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, то есть «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?
Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил Оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».
1319.Говорят, имена Инна, Римма — мужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?
Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инна на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит св. митрополит Филарет Московский.
1320.Что такое грех «совопросничество»?
Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например, где находится ад (а не как избавиться от него)?
Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовой и т. п.
1321.Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?
Можно держать, но в некотором отдалении от икон.
1322.Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?
Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.
1323.Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону?
Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.
1324.Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?
Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.
1325.Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?
Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).
1326.Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?
Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т. п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.
1327.Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?
Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.
По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.
1328,Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?
Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.
1329.Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?
Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.
1330.Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, святую воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?
Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу, или около икон.
1331.Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?
Книги: «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.
1332.У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?
Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода — хлеб? Нужно то и другое.
Уважаемый посетитель нашего сайта, конечно же, если Вы на кровати находитесь без сил, трудились целый день, работали, учились, заботились о детях, и кости Ваши ломит и нет возможности подняться на молитву – то Господь не осудит Вас за молитву сидя или лежа. Но если возможность собраться, сосредоточиться, благоговейно встать, осенить себя крестным знамением, привести себя в порядок – есть, то лучше это сделать. Потому что человек – духовно-телесное существо, и через молитву освящается не только душа, но и телесный состав человека.
Если я правильно понял вторую часть Вашего вопроса, то безусловно, молитвы, которые мы читаем по молитвослову, можно и добро соединять с молитвой своими словами, которые естественно мы произносим чаще всего на родном русском разговорном языке.
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поэтому совершенно неважно, в какой позе человек молится – сидя, стоя, на коленях или еще как-то. Больные люди вообще молятся лежа, однако их молитвы тоже бывают услышаны.
Православие предписывает молиться стоя, в католических храмах сидят, мусульмане молятся на коленях, буддисты в позе лотоса. Сейчас даже компьютер может стать проводником в мир молитвы, если человек слушает проповедь в интернете. Также он может читать молитвы на сайтах и учить их, следить за прямыми трансляциями с больших религиозных праздников. Время идет вперед, вместе с ним меняется форма участия в молитвах, однако смысл остается прежним.
Если вспомнить святых старцев – Сергий Радонежский молился в лесу, сидя на пне. Мимо него проходили звери и не трогали его – настолько сильна была защита высших сил по его молитве.
А все потому, что молился он не за себя, а за весь народ и за всю Русь, которая в то время стонала от татаро-монгольского ига. Именно к Отцу Сергию приехал Дмитрий Донской просить благословения перед великой Куликовской битвой, и старец его благословил, и молился о победе денно и нощно.
А когда Дмитрий победил – Сергий это почувствовал за два дня до того, как приехал гонец с доброй вестью. Потому что «намоленные» люди обладают чувствознанием, или предвидением – умеют предвидеть события.
Поэтому вознося свои просьбы, не забудьте помолиться за свою страну, за свой город или село, а потом уже за семью и за себя.
В молитве важна не поза – важно состояние души, настрой и самое главное, что говорил сам Христос – искренность. Если это все присутствует в обращении к высшему миру, молитва будет услышана.
Конечно, очень важна вера. Без веры молитвы нет – кому молиться, если никому не веришь? А для того, чтобы вера появилась, ее надо просить у того Высшего духа, который проводил вашу душу на Землю.
И намаливать канал, который соединяет душу человека с высшим миром.
Молиться тоже надо учиться: сначала человек заучивает молитвы и механически их повторяет, потом он начинает понимать их смысл и обращается к Высшим силам уже сознательно. А потом он начинает молиться своими словами, от сердца.
Ведь тексты молитв написаны людьми, и они вкладывали в них свои чаяния, а мы можем вложить свои – помолиться своими словами. Важен импульс, а не знаки, в которые этот импульс вложен.
Вспомним еще один исторический пример: битву Александра Невского на Чудском озере. В ночь перед боем Александр пришел в храм, чтобы помолиться, но молитва не получалась – слова не шли. Тогда он обратился к Богу: «Отец!». И своими словами рассказал, что сил у врага намного больше, чем у него, и что он просит или победы, или скорой гибели – только не позора.
А на утро воины Александра наголову разбили врага. При этом происходили такие чудеса, объяснить которые люди были не в силах. Воинам-русичам пришла помощь свыше, по молитве Александра, и малым числом они разбили врага. Так помогают вера и искренность.
В разных религиях есть много различных правил и ритуалов, однако их нужно соблюдать, только если приходишь в храм, мечеть или синагогу. А дома или на природе молись как душе угодно – лишь бы это было искренне. Такое обращение Владыки всегда услышат и обязательно придут на помощь.
Как если бы переиначить слова Христа на современный лад – Он сказал, что по просьбе сына о хлебе Отец даст хлеб, а не камень.
Классический молитвослов – основной источник полных молитв, которыми пользуются поколения верующих. Каноники бывают разными по содержанию и наполнению:
- для священников;
- для обычных верующих;
- о болеющих;
- о вероисповедании;
- для мам с молитвами о детях;
- о мире;
- о борьбе со страстями;
- на русском и церковнославянском языках.
В молитвослове содержатся очень сильные молитвы к Спасителю, Богородице, святым заступникам. Все слова передавались веками и поэтому обладают мощнейшим эффектом. Многие из молитв переданы на старославянском языке, и для правильного произношения в них проставлены ударения.
К обязательным святым обращениям, которые должны быть в молитвослове, относятся:
- Утренние и вечерние. Читаются после пробуждения и на сон.
- Дневные. Произносятся перед вкушением и по окончании трапезы, перед делами и обучением.
- Каноны на каждый день недели и праздники.
- «Канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу».
- Акафисты. Включают огромный перечень, но наиболее важные Пресвятой Богородице, Иисусу Христу, Николаю Угоднику и святым защитникам, которым вы хотите молиться.
- «Последование ко святому Причащению».
К Богу зачастую обращаются словами священных текстов, но можно говорить и своими словами, особенно если вам нужно о чем-то попросить. Их можно произносить дома с родными или самостоятельно. Перед обращением к Спасителю читают «Отче наш», а затем говорят своими словами. Обязательно выполняют крестное знамение.
Нельзя просить наказания, желать плохого или злого для другого человека.
Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться дома.
Молитвенное правило включает молитвы утренние, а также такие, которые читают перед сном. Слова всегда можно найти в молитвенниках. Выделяют 3 главных молитвенных правила:
- Полное. Предназначено для священников и церковных служителей.
- Короткое. Для всех православных христиан.
- Короткое Серафима Саровского.
Молитвенное правило рекомендовано читать всей семьей, но можно и по отдельности. Общее прочтение желательно в праздничные, памятные даты, накануне торжественных мероприятий.
Для домашнего прочтения рекомендованы молитвы:
- «Отче наш»;
- хвалебные для прославления Бога;
- благодарственные за помощь, покровительство и заступничество;
- перед начинанием дел;
- прошения об исцелении, защиты, помощи;
- покаяния, в которых раскаиваются в прегрешениях, словах и поступках;
- перед приемом пищи.
Лучшее место для молитв дома – молитвенный уголок. Его располагают в тихом уединенном месте. Особая атмосфера, царящая в богоугодном пространстве, вселяет благоговение, располагает к молитве.
Утренние и вечерние часы – лучшее время для беседы со Спасителем. Утром лучше заранее встать и никуда не спешить, проводя время с Богом. Перед сном тоже важно помолиться и с успокоением ложиться отдыхать. Молятся в будние и праздничные, памятные и торжественные даты. Молятся, если велит сердце, с заботой о близких.
Перед началом молитвословия уединяются, зажигают лампадку. Становятся перед святым образом. Основные тексты желательно выучить наизусть. Ниже перечислены пять главных:
- «Отче наш»;
- «Царю Небесный»;
- «Богородице, дево, радуйся»;
- «Достойно есть»;
- «Символ веры».
Выполняют земные и поясные поклоны, осеняются крестными знамениями. Не следует бояться, если молитвословие идет тяжело, часто это доказательство истинной действенности.
К молитве следует подготовиться, для чего существуют определенные правила:
- К Богу приходят умытыми, причесанными, одетыми в свежие одежды.
- Женщинам следует надевать платок и длинную юбку.
- К святому образу подходят с благоговением.
- Если нет иконы, разрешается располагаться у окон с восточной стороны.
- Зажигают лампадку или свечу.
- Становятся на колени или прямо, положение должно быть естественное.
- Во время молитвы стараются сконцентрировать внимание на беседе с Богом или святым.
Главное – это вера, на основании ее возможна любая молитва. Покаяние в грехах от сердца – одна из составляющих. Важно попросить прощения у ближних, самим простить и отпустить обиды. В этом случае высока вероятность быть услышанными Богом.
Слова молитвы произносят неторопливо, желательно вслух или шепотом. Сосредотачиваются на произносимых словах и говорят от искреннего сердца. Если необходимо, каются в прегрешениях. Каждую строчку пропускают через душу, осмысливают сказанное. Перед началом произнесения слов выполняют 3 земных поклона и 3 крестных знамения.
Начинать можно с «Отче наш», а затем читать «Молитвослов» или обращаться своими словами.
По окончании возносят Богу хвалу и благодарность. Обязательно троекратно перекрещиваются крестным знамением. После молитвы можно заниматься учебой, отправляться на работу, выполнять домашние обязанности. Лучше ни с кем не ссориться и не обижать окружающих.
Нередко при прочтении святых текстов в голове проскальзывают всякие мысли, идеи. Одна из причин – усталость. Нужно стараться настроиться на молитву и не прерываться.
Полезно молиться через силу, направляя мысли в нужном направлении. Поскольку мозг не всегда воспринимает силу слова, зато все проходит через душу и оставит в ней божественную благодать.
Чтобы не отвлекаться на время обращения через молитву, желательно уединяться, иначе Богу или святым будет сложно вас услышать. А так вы сможете лучше сконцентрироваться и открыться.
Феофан Затворник советует при подготовке к молитве следовать простому правилу: походить и подумать перед обращением о величии того, к кому вы собираетесь обращаться, осмыслить, кто Бог, и кто вы. Такая внутрення установка позволит возродить в душе благоговейный страх и почитание.
Сила молитвы бесценна и способна творить чудеса. Искренне молясь, возможно изменить судьбу, вымолить исцеление, здравие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.
Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:
- молитвенная поза
- коленопреклонение
- воздевание рук
- поклоны
- крестное знамение
В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.
Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.
Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.
Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.
Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.
Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!
Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.
В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы
Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.
Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно
- прямо,
- благоговейно,
- не переминаясь с ноги на ногу,
- не делая суетливых движений.
Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.
На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.
Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время
- чтения Евангелия
- в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
- во время возгласов священника «Благословенно царство. »
Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.
На коленях дома можно молиться в любое время,
кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.
Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия
— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.
В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только
- в праздник Пятидесятницы,
- на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.
В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.
В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.
Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.
Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.
Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.
В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.
Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.
В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):
- два земных поклона до прикладывания и
- один земной поклон после прикладывания.
В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.
Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).
Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.
Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.
- Обычно делается сразу после крестного знамения
- Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.
Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.
Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.
В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.
Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.
Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.
Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.
Сначала складывают пальцы:
- большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
- безымянный и мизинец остаются согнутыми.
Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться
- сначала лба, освящая свои мысли,
- затем живота — во освящение сердца и чувств,
- затем правого плеча
- и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.
После этого должен следовать наклон головы или поклон.
Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.
Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.
- большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
- мизинец и безымянный прижимают к ладони.
Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.
В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.
Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.
После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.
Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.
Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.
Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:
- указательный палец вытянут,
- средний слегка согнут, образуя букву С,
- большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
- мизинец также согнут в виде буквы С.
Молитва — дело индивидуальное. Кто-то молится стоя, кто-то на коленях, кто-то падает ниц, кто-то, лежа на кровати. И ничто не мешает сидя молиться. Особенно, если человек в старшем возрасте — ему ведь тяжело стоять долгое время. Другое дело, если есть желание как-то особо посвятить эту молитву Богу. Тогда можно, например, на колени встать. Повторю: все индивидуально. Бог слышит всех. И главное — не поза при молитве, а то, о чем эта молитва, и Ваше отношение к Богу.
Я думаю, что конечно можно. Более того, в католической церкви, я знаю, специально стоят скамьи. Люди разного возраста имеют возможность в спокойной обстановке (не обязательно дышать друг другу в затылок и толкаться локтями), могут все свое внимание концентрировать именно на молитве, на службе. В то время, как в православной церкви, большинство думает о том, когда же все это закончится и можно будет, хоть где-нибудь присесть и отдохнуть. Почему-то нужно, чтобы люди испытывали неудобства и страдания, хотя в конечном итоге не важно, сидишь ты или стоишь. Главное, веришь ли ты, действительно ли твоя душа нуждается в общении с Богом?
Невольно задаешься вопросом о ценности простого человека для государства и церкви, но это уже другой вопрос.
Молиться можно и сидя, лежа, и на ходу: в православии существует даже понятие «непрестанная молитва»: чтобы обращаться к Богу, не обязательно стоять.
Если речь о молитвенном правиле, здесь важно, почему читаешь сидя — из-за того, что физически трудно стоять (болеешь), или из-за лени. Второе, конечно, не приветствуется. Часто приводят высказывание — к сожалению, не помню точно, кто автор, кажется святитель Филарет — «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Но думаю, иногда мы лукавим, приводя его. Можем стоять, но проще сесть, и поддаемся слабости.
Лично мне легче сосредоточиться, когда я стою. Но если по болезни человек не может молиться стоя, не отказываться же ему от молитвы вообще? Думаю, правда, если читать правило сидя всегда, лучше спросить совета у священника, у которого исповедуешься.
На церковных службах свой порядок: Евангелия и акафисты слушают стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений разрешено садиться.
Необходимо ли всякий раз, проходя мимо храма, делать крестное знамение? Можно ли практиковать Иисусову молитву, сидя со скрещенными ногами на полу или подушке?
Уважаемый Сергей , осенение себя крестным знамением при виде храма является добрым и благочестивым обычаем. Воздержаться от него разумно лишь в толпе народа или при нахождении в общественном транспорте среди многих других людей, когда это окружающим доставит неудобство и может оказаться определенного рода соблазном. В собственном же автомобиле перекреститься, проезжая мимо храма, вряд ли что-то может нам воспрепятствовать. Также Вы можете прочитать ответ на похожий вопрос .
Относительно второй части Вашего вопроса отсылаю Вас к книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего» .
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.
Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.
Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.
Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.
По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.
Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.
Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.
Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.
В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.
Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.
В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.
Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.
- Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
- Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
- В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.
У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.
Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.
Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.
Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.
Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.
Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.
Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,
- утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.
Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.
В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.
Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.
По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.
На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.
Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.
Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.
Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.
Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.
В православном молитвослове обычно содержатся
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.
Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.
Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.
Между тем, наши предки без молитвы не начинали ни одно дело: они просили благословения высших сил перед тем, как садиться за стол, перед сном, перед началом дня, перед посевом урожая и уборкой, перед свадьбой и похоронами, перед началом нового дела и перед дальней дорогой.
У них была крепкая связь с русскими богами, с родом и со всеми родовыми традициями, которые заповедали им соблюдать законы природы или космические законы, как мы их сейчас называем. Поэтому у них не вставал вопрос, как и где молиться богу – местом вознесения молитв могла стать лужайка, где они косили сено или собирали дары леса.
В наше время человеку некогда остановиться и подумать о жизни, о планах на будущее, проанализировать прошедший день или год. А уж специально выделить время для молитвы и вовсе не представляется возможным.
Поэтому на вопрос «можно ли читать молитвы, сидя в автобусе или в машине», ответим утвердительно. Конечно, можно – для бога не важно, из какого места вы посылаете ему свою просьбу: из машины, автобуса, трамвая, самолета или из позолоченного храма.
Ведь молитва – это мысль, окрашенная эмоцией. Мы обращаемся к высшим силам, чтобы попросить о чем-то конкретном, о какой-то помощи. Или хотим покаяться в грехе – тоже в каком-то конкретном поступке или побуждении. Ведь мы знаем, что мысль – это такой же поступок для мира, как и дело, и на мысль мир реагирует как на дело. Или же с помощью молитвы мы хотим поблагодарить высший мир, Владык за оказанную помощь.
К примеру, когда одному городу грозило наводнение, верующие жители начали молиться владыке Майтрейе, чтобы спас город. Казалось, что беда неминуема, однако вода ушла. Тогда благодарные жители собрали средства и с помощью администрации поставили на площади огромную статую владыки Майтрейи, которого они считают будущим владыкой земли, и считают, что он придет на смену Христу. Каждый день, проходя мимо статуи, они мысленно возносят благодарность за помощь. Это и есть молитва.
Понятно, что для молитвы нужно особое состояние – чтобы никто не мешал, не отвлекал, чтобы сосредоточиться и углубиться в свои мысли, выйти так сказать «на контакт» с высшим миром, чтобы он услышал . В транспорте или личном автомобиле так не получится. Однако выход все же есть.
Можно начитать молитвы на диктофон и просто слушать их на носителе, который можно взять с собой в транспорт. Это не будет полноценная молитва, однако такой способ поможет наработать так называемый «молитвенный канал», которого у людей, как правило, нет. Тогда дома или в церкви молиться будет проще – вы начнете ощущать то самое молитвенное состояние, о котором хорошо знают истинно верующие люди, принадлежащие к любой религии.
Еще один способ молитвы, если нет возможности закрыть глаза и сосредоточиться – самоанализ. Просто подумайте, как прошел ваш день. Как вы относились к людям: с кем поссорились, кому помогли. И честно признайтесь, где вы были правы, а где – нет. Также постарайтесь простить обидчиков и спокойно отнестись ко всем нападкам. Тогда в следующий раз вы будете спокойнее реагировать на негатив.
Этот способ молитвы называется покаянием, и здесь не обязательно посыпать голову пеплом, ругать себя за неправильные действия и ставить свечи за здравие того, кого обидел. Главное — для себя, изнутри понять, что был неправ/была неправа. И постараться больше так не делать. Это очень важно для человека – осознание ошибок, покаяние. Тогда они не записываются в карму сегодняшнего дня, вы не утяжеляете свою судьбу.
Еще один способ, как можно помолиться в транспорте – просто импульсом послать свою просьбу высоко-высоко, как только можно дотянуться своим сознанием. Это занимает какие-то секунды, но действует весьма эффективно, потому что посыл очень сильный. Так можно и просить, и каяться, и благодарить.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И во всех действиях самое важное – быть искренним, тогда любая молитва будет услышана.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.