Можно ли читать молитву Святому если нет его иконы

На данной странице вы найдете детальное описание: можно ли читать молитву святому если нет его иконы - подобранную специально для Вас!

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Воцерковление

—1. Каждый из нас тоже один-единственный, а фотографий или портретов может быть сколько угодно. Молиться можно перед любой Ее иконой и о чем угодно. А молятся в определенных ситуациях перед разными иконами из-за того, что от них была явлена милость и помощь Матери Божией и именно в подобных случаях.
2. Обычно в конце молитвы, но можете и по смыслу, и когда хотите.
3. И поклониться и помолиться, можете просто своими словами, а можно сказать: «Господи, помилуй. » — и затем обратиться к тому, в честь кого освящен престол храма.
4. Как угодно.
5. Да, конечно, можете. Спасибо большое, помоги Вам Господь!

Я слышу от многих: «сходи, поклонись (упоминается имя святого или святой). Он (она) поможет, заступится, услышит… Очень часто вижу в храме, как во время службы кто-то пробегает мимо иконы праздника, священника, мимо прихожан прямо к иконе какого-либо святого: свечку поставил, к иконе приложился и — бегом из храма. Я что-то не пойму. Если я молюсь Богу нашему, «доброму пастырю», если я благодарю матушку Богородицу нашу и прошу ее заступничества, почему же нужно еще обращение и к святым? Неужели обращение, скажем, к Матренушке Московской, важнее обращения к самой Матери Божьей? Если, скажем, сегодня, я обратилась в храме только к Сергию Радонежскому, то, получается, что другим святым я свою жизнь «не доверяю»? Как понять это разбиение на «департаменты»: в горе — к этому святому, в радости — к другому… Разве «… молитв ради пречистая твоя матери и всех святых…» недостаточно? И, получается, что я свою жизнь богу и богородице доверять-то доверяю, да, вот, на всякий случай, еще и у святого попрошу (обычно всегда мы все чего-нибудь просим).

Уважаемая Наталья! Конечно, бегать по церкви вообще не хорошо, по церкви нужно ходить с благоговением и осознанием святости места. Тем более не хорошо забегать, чтобы мимолетом поставить свечку, а после уноситься. За исключением тех случаев, когда на работу нужно идти, но есть 5 минут, и праздник, и невозможно вне церкви оказаться. А просто если хочется поставить свечку и уйти — это бессмысленное дело.

Но если говорить о более существенной черте вопроса, то нужно просто правильно понимать общение со святыми.

Святые — это друзья Божьи. Вот как Спаситель сказал апостолам во время последней Вечери: «Не называю вас больше рабами, а называю вас друзьями. Я открыл вам все, что дано мне было Отцом Моим Небесным.» Так вот и святые, они как апостолы — друзья Божьи, уже не рабы, но друзья. И они могут оказаться нашими друзьями, если мы будем к ним стремиться, их любить, в чем-то стараться им подражать и стремиться к общению с ними — они от него не отказываются. Вот, если мы уже совсем нераскаянно коснеем в грехах, они от общения с нами не отказываются. Но вот, как в дружбе у людей.

Бывают люди, которых высоко уважают, любят и знают, что они — нравственный авторитет, но некоторое тяготение сердца испытываем только к некоторым из них. Так же и в отношении человека со святыми, угодниками Божьими. Мы, несомненно, знаем, что все они перед Богом праведны, но вот к кому-то испытываем особую тягу.

Есть святые, которых мы особо почитаем — преподобного Серафима, преподобного Сергия Радонежского, список этот можно продолжить. А есть те святые, которых я особо почитаю. Кто-то чтит мученика Трифона, зная, как он помогал ему в жизненных обстоятельствах, кто-то пережил, не формально, а, по сути, связь со святым, имя которого он носит, как важный для него духовный опыт. Кто-то побывал в святом месте и тоже вынес из этого близость к святому, к мощам или к иконе которого прикладывался. Это естественно, это хорошо. Это показывает, что в жизни нет ни формы, ни стандарта — подгона всех под свою гребенку.

Эти дружеские отношения к угодникам Божиим, они, естественно, устанавливаются. И не нужно думать, что один угодник на другого обидится, если вы больше ему молитесь. Да нет. Святые на нас за это не обижаются. Поэтому постарайтесь здесь быть естественнее и проще в своем отношении к молитве к святым, она от вас ни Христа, ни Божьей Матери не загораживает. Здесь нет понятия меры и учета: помолился Божьей Матери, зачем святым молиться.

Вот если вы свою маму посетили, это же не значит, что нужно забыть двоюродных братьев и сестер. Так же и здесь, Церковь — это семья. И Вселенская Церковь — большая семья.

Уважаемый Роман, Вы, несомненно, правы в том, что мы можем обращаться с любой молитвой непосредственно к Самому Отцу нашему Небесному, как и Господь нас научил, дав образец самой правильной, идеальной молитвы — «Отче наш». Но обращение непосредственно к Богу не исключает обращений к Его Матери или к Его друзьям – угодникам Божиим. Не нужно одно противопоставлять другому. Не нужно думать, что молитвенное призывание святых для нас как-то замутняет или отодвигает на второй план роль Христа, как пишет апостол Павел, единственного посредника между Богом и людьми (1 Тим. 2:5). Как раз нет. В молитвенном обращении к святым мы свидетельствуем свою веру не только в то, что искупление, совершенное Христом, Его подвиг, Его спасительное дело и делание совершилось около двух тысяч лет назад в Палестине, но и в то, что мы реально пользуемся плодами этого искупительного делания в Его Церкви, в Теле Христовом, в котором все объединены законом любви и братского общения.

О том, как мы можем обосновать правильность обращения к святым с молитвами, в том числе полемизируя с протестантами, Вы можете прочитать в следующей статье.

В отношении поклонения святым мощам прочтите, что пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин в своём творении «Точное изложение православной веры».

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

Читайте так же:  Молитва чтобы родители не болели

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

Вопрос задан:
11 августа 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.

  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят — бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Читайте так же:  Молитва на освящение жилья

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог — стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона — напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона — учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 .Икона — помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона — возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами? Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода: «Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»
— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области): «Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»
— Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читайте так же:  Мощная молитва защита

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области: «Опаздываешь — молись своими словами!»
— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, — в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики: «Я не использую своих слов в молитвах»
— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»
— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Батюшка, можно ли читать акафисты дома святым, не имея их икон? Или обязательно нужны иконы и паломничества в те города, в которых расположены их мощи? Могут ли помочь святые, если молишься им дома? И ещё такой вопрос. Если дома есть икона Христу и Богородице, может быть им и молиться обо всём? Просто не совсем понятно, зачем молиться святым, если есть Господь. Или святые в данном случае выступают, как духовная семья и чем больше их, близких душе, тем лучше? Простите за невежество, вразумите! Благодарю!

Святые предстательствуют за нас перед Богом, помогают донести Ему наши молитвы, и Господь слышит их, поскольку они близко к Богу в святых обителях. Господь слышит и наши мольбы, но порой их заглушают наши грехи; и вопли наши все глуше и глуше — их почти не слышно. Но святые помогают разобрать несвязные слова и шёпот человека, падшего во грехе, помогают человеку подняться из грязи, помогают человеку восстановить человеческий облик, поскольку в основном люди пребывают в образе грязной свиньи (99, 9%). Вот святые нас и моют, отмывают. А где они? Там, где их мощи? Там читать акафисты? И там. Но главным образом нет. А там, где падший человек плачет. То есть в месте плача. Святые даны нам Богом как милость. Без них мы бы совсем пропали.

Можно всегда молиться, даже если нет иконы. Ведь молитва — это обращение к Богу, а не к иконе. Икона нам лишь помогает сосредоточиться на молитве. Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, икона — это как фотография любимой ушедшей мамы. Мы смотрим на это фото и разговариваем с мамой. Так же и икона — помогает нам разговаривать с Богом и святыми.

Читайте так же:  Молитва православная о дочери

Хочу еще раз сказать, что мы молимся не иконе, а Богу. А к иконе мы относимся с благоговением, так как на ней изображены Господь, Божья Матерь и святые. Так что, если иконы нет рядом, то это не повод остановить молитву.

Как правило, можно использовать все те же правила, которое я описал вам здесь, только, с определенными поправками:

  1. Достаточно подобрать святого, который споспешествует вашей нужде, и сотворить или полную молитву с каноном, акафистом, тропарем и кондаком, или же короткую молитву — просто, без назидания иконой. Единственное что надо помнить: безиконная молитва — дело высокодуховных устоявшихся христиан.
  2. Если молитва осуществляется в открытой местности (в чистом поле, на дороге и т.п.), то, как правило, при безиконной молитве выбирают направление лицом на восток. (если это молитва в перерыве от дел или от пути, если же молитва непрестанная — то данное правило не соблюдают)
  3. Положение «лицом на восток» можно осуществлять и при домашней безиконной молитве, при условии, что это удобно и не вызывает никаких дополнительных трудностей (лицом к проходу или к темному углу и т.п.)

Как правило, самая частая безиконная молитва — Исусова Молитва (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго). Данная молитва — непрестанная, т.е., такая, которая должна твориться умом всегда.

Если человек читает молитву святому, а иконы этого святого у него нет. Будет ли эта молитва услышана?

Молитва может быть услышана и в том случае когда отсутствует икона святому. Молиться надо святому со вниманием и любовью,а образ святой икона позволяет молящемуся удерживать внимание во время молитвы.

вот ежели вы мысленно обращаетесь к какому-точеловеку — он вас услышит?

Только при непременном условии, что он — телепат.

Или если я начну вас просить мысленно о помощи — и что, вы поможете мне?

Нечего рассчитывать на помощь — это неразумно.

Много ли людей берутся помогать, когда их просят помочь?

Много ли людей занимаются помощью, когда их просят мысленно помочь?

Помогают только тем, кто помогает сам, и я об этом писал в ответе на вопрос :

Космическая энергия, о которой говорится в моем ответе, и есть та самая помощь с небес, которую не требуется и просить.

Поэтому не зря говорят, что если тебе плохо, то помоги тому, кому еще хуже чем тебе, и становится легче.

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Конечно, для того чтобы делать вечернее и утреннее правило и творить другие молитвы икона на домашнем алтаре может пригодиться. Верующему полезно иметь собственный домашний алтарь у восточной стороны дома и многие имеют хотя бы какие-то образа в собственном жилище.

Нередко тема о том, может ли православный христианин молиться без иконы требует ответа касательно разъездов и других ситуаций, когда привычные иконы и храм недоступны. Для этого многие возят с собой специальные образа для путешествий. Но может оказаться, когда никакой иконы вообще не наблюдается в наличии.

В подобной ситуации вполне приемлемо обратиться ко Всевышнему и начать молитву.

Господь милостив и услышит каждого, кто взывает к нему.

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Тому, кто не имеет глубокого опыта молитвы, тем не менее, следует проявить в этом деле бдительность и чуткость. К слову, именно тут и могут пригодиться иконы.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

В храме следует молиться в период службы согласно канону или чутко слушать песнопения, которые идут в том числе и от вашего имени. Молитва своими словами возможна без службы и даже является полезной. Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение.

Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

Тема, которой я хотел бы коснуться в этой статье, несмотря на свою многовековую историю, весьма актуальна и на сегодняшний день. Это тема почитания святых. Многим невоцерковленным людям зачастую бывает трудно понять, зачем молиться святым, когда есть Христос. Постараюсь показать различие между почитанием святых и служением Богу на одном примере.

Однажды мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который, придя в храм, был очень возмущен наличием в церкви большого количества икон. Было видно, что молодой человек неплохо подкован в знании Священного Писания, имел понятие о некоторых христианских догматах, хотя несколько искаженное, но при этом был человеком абсолютно нецерковным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял человек, попавший под воздействие учения какой-то псевдохристианской секты. Тем более, что поведение парня было несколько агрессивным по отношению ко всему православному.

Читайте так же:  Молитва в день рождения сына православие

Складывалось впечатление, что он был специально подослан в храм для какой-то провокации. Это мнение подкреплялось видом явно сдерживающей свои эмоции свечницы, которой молодой человек пытался «прочищать мозги». Я поспешил на помощь церковнице.

Как и следовало ожидать, все внимание молодого человека сразу же переключилось на меня, т.к. он искренне надеялся доказать свою правоту хотя бы одному православному христианину, а тем паче, священнику. Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь, только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?» Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т.к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди. И, к сожалению, эти искатели истины довольно часто падают жертвами хорошо подкованных сектантов и сами становятся постоянными членами различного толка сект.

В Православии существует обычай давать при крещении имена в честь христианских святых, которые, при этом, называются ангелами данного человека (день именин также называется день ангела). Это словоупотребление указывает, что святой и ангел-хранитель сближаются в служении своем человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отожествляются.

Беседа наша подходила к логическому концу. Я очень надеялся, что аргументы, приведенные мной, должны были оставить след в душе этого молодого человека. И я не ошибся. Напоследок он сказал фразу, ради которой можно было бы говорить еще очень долго: «Спасибо вам! Я понял, что во многом ошибался. Видимо моих познаний в христианстве еще недостаточно, но теперь я знаю, где искать правду. В православии. Еще раз большое спасибо». С этими словами мой собеседник удалился. Оставшись один на один со своей радостью, я поспешил в храм вознести благодарственную молитву Господу и всем святым, которые помогли мне в этот день в моем пастырском служении. Но это уже совсем другая история…..

Все Святые, молите Бога о нас!

Не так давно на сайте была опубликована моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Христос?». Как я и предполагал, она вызвала достаточное количество отзывов. Были отзывы с благодарностью, а были и с осуждением и непониманием. Но мне запомнился один комментарий. Приведу его дословно: «У меня пару замечаний. Как известно, протестанты бывают разные. Среди них и лютеране. И знают они Писание в целом лучше православных. Так вот, их позиция: можно «почитать святых», т.е. вспоминать их жизнь, ставить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почившие пребывают в ожидании Страшного Суда. До этого они как бы «недееспособны». Таким образом, вoпрос не в пантеизме, а понимании загробной жизни до(!) Суда. Если батюшка соизволит это объяснить, ссылаясь на Писание (а для протестантов это авторитет в отличие от предания), тогда это будет более ценным».

Итак, предлагаю читателю вновь рассмотреть тему почитания святых в свете Священного Писания. Сразу же хотел бы возразить автору комментария в том, что лютеране знают Библию лучше православных. Библия одна и у православных и у протестантов. Есть православные, которые весьма хорошо знают Священное Писание, есть и протестанты, которые хорошо подкованы в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то сравнение вообще неуместно.

Теперь стоит поразмыслить над «недееспособностью» святых, о которых говорил автор комментария. Здесь было бы уместным дать определение Церкви Христовой. Опять обратимся к Писанию. Бог положил «всё небесное и земное соединить под Главою – Христом» ( Еф.1:10 ). Следовательно, Церковь Христова – это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого – Христос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве одна нога, споткнувшись, не перекладывает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую заботясь о ней. Не может организм функционировать, если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом.

Разве не посылает здоровый орган тела импульс головному мозгу о том, что начал болеть соседний. Так же и святые молят о нас Господа, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:25-26 ). «Вышний Иерусалим … он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Так поступают и православные и протестанты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостола: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» ( Иак.5:14-15 ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Так почему же протестанты возбраняют молиться за нас самим апостолам? Разве это не абсурд? Взаимная молитва есть проявление взаимной христианской любви и попечения. Вот в эту-то взаимность между земной Церковью и небесной не верят протестантские богословы. Во дни своей земной жизни апостолы, по слову Спасителя, любили ближних и молились за них: «мы… не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:8 ). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа» ( 2Кор.5:6-8 ), стали меньше любить тех, которые остались на земле? Неужели потеряли они ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 )? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их действенна, и глупо отрицать это. Сколько чудес совершает Господь через их святые мощи и иконы! И этому нет противоречий в Священном Писании, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:25 ). А их дела видны всем.

Можно ли читать молитву Святому если нет его иконы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here