На коврике вечернюю молитву

На данной странице вы найдете детальное описание: на коврике вечернюю молитву - подобранную специально для Вас!

Вопрос: Ассаламу алайкум, Совершал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз на коврике, без глины и земли? Если да, то можете ли вы привести хадисы из известных источников о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз на нем?

Ответ: Ва алайкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух.

Если поискать в сборниках хадисов, совершал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз на коврике, то можно найти небольшое число хадисов об этом. Также есть и комментарии ученых к этим хадисам, в которых они говорят, что можно совершать намаз на любом чистом коврике.

Приведем пару хадис из «Сахих» Муслим и Бухари:

Первый хадис: Сообщается, что Абдуллах ибн Шаддад сказал:

سمعت خالتي ميمونة زوج النبي صلى الله عليه وسلم أنها كانت تكون حائضا لا تصلي وهي مفترشة بحذاء مسجد رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو يصلي على خمرته ، إذا سجد أصابني بعض ثوبه

«Я слышал, что моя тетя Маймуна — жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [рассказывала о том, что] она не молилась, когда у неё были месячные. Jна сидела рядом с тем местом, где совершал молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он же обычно молился на своей подстилке (хумра), и во время совершения земных поклонов [края] его одежды касались меня».

Этот хадис передали: Ахмад 6/330, аль-Бухари 333, Муслим 513, Абу ‘Авана 2/53, Абу Дауд 369, Ибн Маджах 653, аль-Байхакъи 2/239, 409.

Второй хадис: Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что [однажды] его бабушка Мулейка пригласила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведать еды, которую она приготовила. Он отведал [угощение], а затем сказал: «Становитесь, и я помолюсь с вами». Анас сказал:

فقمت إلى حصير لنا قد اسودَّ من طول ما لبس فنضحته بماء ، فقام رسول الله صلى الله عليه وسلم وصففتُ واليتيم وراءه ، والعجوز من ورائنا ، فصلَّى لنا رسول الله صلى الله عليه وسلم ركعتين ثم انصرف

«Тогда я подошёл к нашей подстилке, почерневшей от долгого использования, и побрызгал её водой, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал на неё. Мы с сиротой встали за ним в ряд, а за нами − старуха (Мулейка), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами молитву в два рак’ата, а потом он, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл»

Этот хадис передал Муслим 658 и аль-Бухари 373

Комментируя последний хадис, имам Навави, да смилуется над ним Аллах, пишет:

فيه : جواز الصلاة على الحصير وسائر ما تنبته الأرض ، وهذا مجمع عليه ، وما روي عن عمر بن عبد العزيز من خلاف هذا محمول على استحباب التواضع بمباشرة نفس الأرض . وفيه : أن الأصل في الثياب والبسط والحصر ونحوها الطهارة ، وأن حكم الطهارة مستمر حتى تتحقق نجاسته

«В этих хадисах есть указание на дозволенность совершения намаза на коврике и на чем-либо другом, что разделяет от земли (все то, что служит преградой), и в этом единогласное мнение (то есть нет иного мнения, на которое можно было бы опираться).

То разногласие [в этом вопросе], которое передается от Умара ибн Абдуль Азиза, отнесено к желательности смирения, совершая намаз касаясь телом о землю.

В этом хадисе также есть указание на то, что основа в одежде и подстилках – чистота, и то, что решение относительно их чистоты актуально до тех пор, пока не будет точно известна их осквернённость».

Краткое вечернее молитвенное правило

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Господи, помилуй. ( 12 раз )

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Молитва ко Пресвятой Богородице

Молитва ко святому Ангелу хранителю

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Вопрос: Образ мусульманина, совершающего намаз на молитвенном коврике, прочно закрепился в общественном сознании. Однако почему в молитве используется коврик, какую цель этим преследуют, и можно ли обойтись без него?

Одной из особенностей общины (уммы) Пророка Мухаммада ﷺ является возможность совершать молитву в любом месте на Земле. Предыдущим общинам это было запрещено. Верующие предыдущих общин имели право молиться только в храмах. А когда человек попадал туда, где нет культовых сооружений, ему не оставалось другого выбора, кроме как отказаться от молитвы. При этом для пророков требования были ещё строже, им предписывалось молиться только в специально отведённом для имама месте (михрабе). Но милостью Всевышнего, из-за любви к Пророку Мухаммаду ﷺ , весь земной шар сделан местом для намаза.

Посланник Божий ﷺ в одном из своих хадисов изрёк: «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Так почему же мусульмане молятся на коврике? Делается это только с целью соблюдения чистоты. Одним из условий намаза является отсутствие на месте его совершения что-либо из нечистот (наджас). К таковым относится кровь, моча, кал, гной и т.п. К нечистотам относится и слюна собаки.

Читайте так же:  7 я молитва Святого Иоанна златоуста

Но не всегда место, где мы собираемся помолиться, бывает чистым, даже дома. К примеру, испражнения малыша могут испачкать выстеленный на полу ковёр. А чтобы его очистить от наджасы требуется промыть загрязнённое место проточной водой, что не всегда получается сделать. Поэтому стелют сверху молитвенный коврик, ограждая тем самым место молитвы от грязи.

Иногда стелют коврик в эстетических целях, чтобы не испачкать одежду, к примеру, совершая намаз на улице, особенно в дождливую погоду. Но в принципе, молиться можно где угодно, лишь бы это место было чистым от нечистот.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.
Читайте так же:  Православная молитва для защиты дома

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.

Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.

Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.

А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.

Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.

Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.

Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.

Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.

Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.

Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.

Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?

Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.

Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.

Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.

Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.

Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.

И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).

А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.

Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.

Читайте так же:  Православная молитва от завистников и недоброжелателей

Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.

На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.

Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.

Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.

В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.

В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Всем мирянам, которые не могут выполнять полное прочтение вечерней молитвы, Отец Серафим завещал следующее молитвенное правило:

«Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Отче наш, сущий на Небесах!

да будет воля Твоя как на небе, так и на земле.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;

Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.
Читайте так же:  Молитва к Святым о помощи в продаже дома

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

Вопрос: Можно ли совершать молитву на коврике, на которой нарисована Кааба?

Ответ: Во-первых, нет запрета совершения молитвы на коврике, на котором нарисованы изображения неодушевленных предметов. Что же касается изображения одушевленных существ (животных или человека), то на таком коврике запрещено совершать молитву.

Во-вторых, для человека порицаемо иметь перед собой то, что отвлекает его от молитвы, или совершать молитву на коврике с рисунками, отвлекающими его от молитвы. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал молитву на шерстяном коврике, на котором были рисунки, и Пророк (мир ему и благословение), увидев их, сказал:

اذْهَبُوا بِخَمِيصَتِي هَذِهِ إِلَى أَبِي جَهْمٍ, وَأْتُونِي بِأَنْبِجَانِيَّةِ أَبِي جَهْمٍ, فَإِنَّهَا أَلْهَتْنِي آنِفاً عَنْ صَلَاتِي

«Идите с моим этим ковриком (на котором рисунки) к Абу Джахму и принесите мне коврик Абу Джахма (на котором не было рисунков), потому как меня отвлекли (рисунки на коврике) от моей молитвы» (имам аль-Бухари).

В другом предании от Аиши (да будет доволен ею Аллах) сказано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

كُنْتُ أَنْظُرُ إِلَى عَلَمِهَا وَأَنَا فِي الصَّلَاةِ, فَأَخَافُ أَنْ تَفْتِنَنِي

«Я смотрел на его (коврика) рисунки, будучи в молитве, и я боялся, что они (рисунки) отвлекут меня от моей молитвы».

Также пишется в книгах Шафиитского фикха, что любые изображения, которые отвлекают молящегося, желательно удалить.

Вот сегодня Вербное
Воскресенье!

Наступает вечер и идут все
В Церковь!

Постоять всем надо в храме!

За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим.

В народе этот день именуется вербным воскресеньем.

На вечерней службе накануне вербного воскресенья в церквях принято освящать распускающиеся ветви вербы и раздавать прихожанам.

Принеся домой, их хранят до следующего года.

Считается, что верба охраняет дом и домочадцев от всех бед и болезней.

«Нельзя в этот день ни стирать, ни убирать, так как это грех.

Вербы ставим всегда, ведь они уберегают от несчастья», — говорят искитимцы.

Христианские праздники перекликаются с языческими традициями, и вербные сережки символизируют не только вход Иисуса в Иерусалим, но и просыпающуюся после зимней спячки природу.

Вход Христа в Иерусалим, предсказывали все четыре евангелиста еще до того, как он зашел в город.

Читайте так же:  Молитва на возвращение бывшего парня

Люди с большой радостью шли за ним, когда Иисус Христос за неделю до Пасхи собрался идти в Иерусалим для празднования после воскрешения Лазаря.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно.

Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

Для всех врагов-Иудеев Христа было не по себе, когда они увидели, что люди начали усыпать дорогу, по которой шел Господь разными одеждами и ветвями пальм.

Все ждали его и готовы были признать в нем Царя и защитника.

Евангелисты говорили, что Иисус вошел в храм Божий и немедленно выгнал всех антихристов, которые были всю свою жизнь разбойниками и не признавали ничего святого.

Господь начал изрекать свое учение, которое весь народ принимал, как дар и после этого, все кто имел недуг или неудачную жизнь были исцелены Иисусом.

Вскоре он обратил свой путь в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим, также был назван Вербным Воскресением, так как в этот день народ использовал ветви пальм и верб, чтобы усыпать дорогу Христу.

Печали и торжественной темноте Страстной недели предшествует свет двух ни на какие другие праздники не похожих дней:
Лазаревой субботы и Вербного воскресенья.

Попробуем как можно проще, как можно короче объяснить, откуда изливается этот свет.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее, – говорится в Евангелии от Иоанна.

– Сестры послали сказать Ему:

Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11:1, 3).

При этих словах мы немедленно ощущаем прикосновение к душе чего-то особого и словно наперед знаем, что все последующее имеет ни с чем не сравнимое значение.

Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря (11:5).

И вот приходит Он в Вифанию и уже знает, что Лазарь умер и четыре дня прошло, как похоронили его.

Марфа, – продолжает евангелист, – услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему (11:20) и сказала:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Она говорит: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (11:21–27).

Потом встречает Иисуса Мария.

Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его?

И опять скорбя внутренне, приходит ко гробу.

То была пещера, и камень лежал на ней.

Иисус говорит: отнимите камень.

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе …

Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший.

Иисус воззвал громким голосом:

И вышел умерший, обвитый… пеленами… (11:38–39, 41, 43–44).

Согласно преданию, Лазарь прожил еще 30 лет.

Он служил епископом на Кипре, где и был похоронен.

В конце IX века была найдена его могила с надписью «Лазарь четверодневный, друг Христов».

Затем византийский Император перенес его мощи в Константинополь.

Вот почему в Страстную неделю вступаем мы через свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, праздника воцарения Христова.

Нам дано это Царство сейчас и здесь, ему призваны мы быть верными, ибо поглощена смерть победою (1 Кор. 15:54).

В церкви, праздник начинается с воспевания. Затем, людям раздают свечи и вербные ветви, чтобы почтить память встречи Господа с народом в Иерусалиме.

Этот день, является самым светлым и торжественным, который дает преодолеть скорбное настроение Великого Поста, а также вещающий о Святой Пасхи.

В этот праздник Христос был для народа самым Всемогущим.

Церковь вспоминает этот день радостно, так как даже иудеи, которые пришли на этот праздник, встречали Иисуса, как своего Царя и пророка.

Ведь они узнали, что ему удалось воскресить похороненного Лазаря.

Дети и их родители веселились, прокладывая дорогу Христу своими одеждами и зелеными ветвями, и даже одолжили осла, на котором ему удосужилось ехать в Иерусалим.

По обычаю, в этот праздник используют вайи (ветви от финиковой пальмы). Обычай был назван – Неделя Ваий или Цветоносная неделя.

В нынешнее время, народ понимает эту неделю, как Вербную.

Держа в руках вербную ветвь и свечу в Церкви, человек чтит память того дня, когда Господь победил ад и смерть, а также заставил народ перестать страдать.

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажженные свечи.

На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы).

Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

В воскресенье, наступает Страстная седмица, согласно богослужебным текстам.

И вот, начиная с вечерни Вербной недели, все песни Триоди Постной прокладывают на дорогу, по которой ранее шел Господь, которого ждала вольная смерть.

Этот праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Явися апостольский честный сей праздник, просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим: явися Свет, и прииде избавление.

На коврике вечернюю молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here