Новиков о Иисусовой молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: новиков о иисусовой молитве - подобранную специально для Вас!

О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Годынского.
Публикуемая работа в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, в общих чертах дается обзор святоотеческого предания об умном делании — духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, подвигом исихии, или священнобезмолвия. Комментарии составителя содержат краткий анализ ключевых положений учения с учетом опыта современных подвижников.
2-е издание.

Чтобы скачать, выберите формат:

Это книга, с которой началась любовь ребенка к чтению.
Первым делом хотелось отметить то, что она отлично пополнила словарный запас малыша и помогла изучить окружающие его предметы. Отлично работал ассоциативный ряд.
Второе это отличные простые для понимания задания для ребенка. Даже если и посидит подумает, то решение найдет сам, не нужно пытаться подсказывать.
Книга разносторонне развивает ребенка, цвета, формы, предметы. Очень советую для тех, кто хочет помочь ребенку расширить словарный запас.
Также отличное преимущество ее перед другими книгами это мягкая обложка. Ребенок часто наваливался или падал на книгу процессе просмотра и она всегда просто сминалась, а картонная жесткая обложка была бы более опасной.

Книжка достаточно большого формата с хорошим качеством печати.
Её приятно листать. Но из-за глянца бликует и приходится постоянно менять угол наклона, чтобы ребенку было видно.
Стихи очень простые, иллюстрации соответствуют содержанию.
Ребенку интересно, что машинка тоже может болеть)))
История про машинку мальчику 2,8 лет интересна, но я бы оценила интерес на 4 из 5-бальной шкалы.
На мой взгляд есть книжки интересней для возрастной категории 3 лет. И мне кажется, что аудитория — это все-таки мальчишки.

Заметим, что копии наших книг можно найти и на других сайтах, однако
стоит учесть, что все они являются копиями пиратскими, то есть
изготовлены нелегально с нарушением законодательства об авторском
праве. Любое неправедное дело не бывает богоугодным, а пользуясь
услугами правонарушителей, мы в некоторой мере приобщаемся к их
деяниям. Надеемся, что желающие познакомиться с нашими книгами
отдадут предпочтение авторскому сайту и воспользуются официальным
первоисточником.

Проект серии «Путь умного делания» и состоявшиеся в рамках проекта
публикации были одобрены схимитрополитами Питиримом (Нечаевым)
и Ювеналием (Тарасовым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным),
схиархимандритом Илием (Ноздриным), архимандритами Кириллом
(Павловым) и Даниилом (Ворониным), протоиереем Георгием Бреевым
и другими уважаемыми пастырями.

Более подробные сведения о проекте и об изданиях, вошедших в серию
«Путь умного делания», можно найти на нашем сайте в рецензии
«Приближение к таинству», а также в материалах «Искусство молитвы»
и «Единственный путь».

Приобрести печатные издания наших книг можно в интернет-магазинах:
«Синопсисъ» www.knigipochtoi.ru | 8 800 511 79 72, +7 926 308 32 01;
«Храм книги» www.hramknigi.ru | +7 (495) 532-98-92, +7 (925) 532-98-92;
«Отчий дом» www.otdom.ru | +7 (800) 775-39-10, +7 926 926-04-27;
«Данилов монастырь» www.danilovbook.ru | +7 (495) 952-80-59.

Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.
Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.

Скачать новые книги в форматах .FB2, .PDF, .EPUB.

Учение святых отцов и подвижников благочествия от древности и до наших дней. Обзор аскетической литературы.Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге…

Очень хороший труд по молитвенному деланию в своем роде. Подобного собрания не найти, никто другой не составлял такого обширного исследования о молитве христианской. Кого интересует данная тема, не пожалеет если приобретет все собрание. Это только третий том, где бы еще найти остальные.

Нужно предуведомить читателя о том, что книги серии «Путь умного делания» не следует рассматривать в качестве некоего практического пособия по обучению молитве. Цель серии чисто ознакомительная, популяризаторская. Наша задача – привлечь внимание благочестивых христиан к духовной литературе, вдохновить на изучение святоотеческого наследия, расположить душу читателя к внутреннему деланию и тем самым помочь углублению молитвенной жизни, подъятию посильного личного подвига.

Замечательные книги Н.М.Новикова об Иисусовой молитве на его сайте nnproekt:

«МОЛИТВА ИИСУСОВА
Опыт двух тысячелетий» (тома 1-й и 3-й): (особенно хорош третий том, с подробным изложением практики молитвы, в т.ч., верной локализации удерживания внимания при ней)

«О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Аскетический
трактат»

также на сайте есть и другие книги, статьи и аудиозаписи.

Кандидат богословия игумен Петр (Пиголь) о серии книг «Путь умного делания»:

В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.

Читайте так же:  Сильные молитвы о любви и замужестве

Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – здесь можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно найти в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: на сегодняшний день в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.

Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и, вместе с тем, тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.

Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.

Однако внимание к внешним, зачастую острым проблемам современности таит в себе известную угрозу отклониться от истинно традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.

И тем не менее, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству.

Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи Свыше. Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель.»

Описание: Дорогие братья и сестры!

Перед нами серия книг, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.
Одна из примечательных особенностей данных книг в том, что они дают возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книги не ограничены молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книг вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.
Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Крылатском
. .

«Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути. ..»

«Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.

Читайте так же:  Гимны и молитвы славянским Богам

Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.»

В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его перепи­ске, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет. Она обязательна и для мирских людей. Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Новоначальные должны по­мнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва. В сердце — жизнь, там и жить надоб­но. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела. Се за­кон не одних отшельников, а всех христиан. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны. » Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

По словам автора, «умная молитва — ровесница человека, ее происхожде­ние святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердеч­ная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для челове­ческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».

Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся от­деляется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства все­целая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближне­му, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойст­венна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».

В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христиан­ской души должна быть сосредоточена в молитвенном де­лании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мыс­ли христианина, молитва звучит в биении его сердца и на­полняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величай­шая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение ко­торой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».

Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и пи­тающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Бо­жией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ни­чтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смире­ние порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спа­сение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».

Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения не­изменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современни­кам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвеще­ния». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима мо­литвенная связь ни между собой, ни с небом».

Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со слож­нейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композици­онная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мыс­ленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространст­ве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное еди­нение через молитву во Христе.

В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности ду­ховного развития, принципы руководства святоотеческими пи­саниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отноше­ние к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующе­муся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыс­кать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. А надо сказать, что здесь пред­ставлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические со­веты опытных делателей молитвы.

Читайте так же:  Молитва Николая нового

Перед нами книга, которая дает возможность приоб­щиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко ос­мысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути мо­литвенной жизни и стремится к дальнейшему продвиже­нию вглубь. Но в то же время неоценимую помощь полу­чит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотечес­кой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же пред­мет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Николай Новиков — Путь умного делания — 5 — о молитве Иисусовой — аскетический трактат — составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского

Николай Новиков — Путь умного делания — 5 — о молитве Иисусовой — аскетический трактат — составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского — Содержание

ЧАСТЬ I Предуведомление от составителя

  • Исихазм как образ жизни
  • Опыт воссоздания утраченного текста
  • Предостережение

ЧАСТЬ II О молитве Иисусовой АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
Предисловие
Молитва Иисусова

  • Главное оружие
  • Суть делания
  • Матерь добродетелей
  • Обретение навыка
  • Внешняя жизнь
  • Спасительный прибыток
  • Деятельная степень
  • Воспитание благодатью
  • Со старцем и без него
  • Деятельная степень
  • В пределах сил человеческих
  • В тайнике сердца
  • Молитва самодвижная
  • Молитва чистая
  • Молитва зрительная

ЧАСТЬ III Комментарии составителя
• 1. Правило: подходы и методы
• 2. Аскеза: воздержание от всего
• 3. Намерение: залог посмертного дара
• 4. Псевдомолитва: игры воображения
• 5. Три периода: восхождение к обожению
• 6. Внимание: гортань и губы
• 7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце
• 8. Искушения:идеже не бе страх
• 9. Место сердечное: общение в Духе
• 10. Прелесть: молитва в ней неповинна
• 11. Причастие: ценность не в частоте
• 12. Трезвение: очищение сердца
• 13. Правило: количество и скорость
P.S. Во избежание «приближения вражеского»

ЧАСТЬ IV Биографические сведения об авторе келейных записок
Из воспоминаний о пастыре
ЧАСТЬ V О книжной серии «Путь умного делания»
Приближение к таинству
Как можем знать путь?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Библиография
Список сокращений
Сведения об изданиях серии «Путь умного делания»

Путь умного делания — 5 — О молитве Иисусовой аскетический трактат — составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского — Николай Новиков

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного,возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие,те, которые не осквернились с женами, достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума,сердца и Духа Божия, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной-деятельной,умно-сердечной деятельной.Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божию. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой,или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия.Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божии и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божиим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все это произошло с человеком по причине помрачения ума. Сердце наполнилось неестественными привычками – страстями, а последние, укоренившись в сердце, срослись с естеством человеческим и против желаний ума и сердца вовлекают человека в неподобающую ему страстную жизнь. Сатана, будучи виновником и начальником тьмы,не замедлил явиться, властно действуя через помраченный ум на страстное сердце. Так божественная обитель сердечная оказалась нечистой от страстной скверны. Человек пребывает в падении,ум и душа отклонились от естества, перешли в состояние нижеестественное.

О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Годынского.
Публикуемая работа в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, в общих чертах дается обзор святоотеческого предания об умном делании — духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, подвигом исихии, или священнобезмолвия. Комментарии составителя содержат краткий анализ ключевых положений учения с учетом опыта современных подвижников.
2-е издание.

8 Карточек •

Читайте так же:  Православная молитва о продаже квартиры
Cards

8 Карточек •

Cards

15 Карточек •

Cards

5 Карточек •

Cards

34 Карточек •

Cards

Вы можете добавить этот документ в свои учебные коллекции

Войти Доступно только авторизованным пользователям

Вы можете добавить этот документ в свой список с сохраненными документами

Войти Доступно только авторизованным пользователям

Нашли ошибку в текстах или интерфейсе? Или знаете, как улучшить наши инструменты?Смело отправляте нам свои предложения! Это очень важно для нас!

5 Карточек •

Cards

15 Карточек •

Cards

5 Карточек •

Cards

39 Карточек •

Cards

26 Карточек •

Cards

Вы можете добавить этот документ в свои учебные коллекции

Войти Доступно только авторизованным пользователям

Вы можете добавить этот документ в свой список с сохраненными документами

Войти Доступно только авторизованным пользователям

Нашли ошибку в текстах или интерфейсе? Или знаете, как улучшить наши инструменты?Смело отправляте нам свои предложения! Это очень важно для нас!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.

Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском

Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.

К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.

Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).

Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.

Читайте так же:  Молитвы за солдата в армии

– Во время бесед священнослужители наставляют нас читать Иисусову молитву, но ни разу не сказали об ее содержании.

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Восемь слов.

– Может быть, сказать о том, как правильно ее читать, ведь это должно быть связано и с внутренним состоянием человека.

Главное условие – молиться внимательно. Вниманием ум должен быть привязан к словам молитвы, а сердце должно сочувствовать уму – такова примерная формула.

– Почему выбраны именно книги аввы Дорофея и Николая Новикова?

– «Душеполезные поучения»– это букварь аскетической жизни. Христианин не может жить без аскетики, опыта воздержания. На мой взгляд, это самая простая, понятная и побуждающая к духовной жизни книга по работе над собой, по исправлению и преображению своей души. Но аскетика – это лишь расчищение поля от сорняков, а молитва – это всевание тех добрых зерен, которые должны принести добрый плод. Молитва именуется матерью всех добродетелей. Когда человек начинает потихонечку – и в покаянном труде, и в молитвенном усердии – возделывать свое сердце, оно начинает постепенно приносить свои плоды.

(Здесь конечно не место рецензировать подобные книги, но раз она есть на лайвлибе, может, кому-то нижеприведенная информация пригодится…)

Довольно давно я прочел книгу «О молитве Иисусовой и божественной благодати» изданную в 2000 г. Ее содержание можно разделить на две части. В первой находится трактат о молитве, составленный на основе келейных записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Владыка был делателем Иисусовой молитвы, за свою долгую жизнь (род. 1889 г.) пережил гонения, лагеря, а после освобождения до самой своей смерти в 1976 г. находился на нелегальном положении

Трактат владыки о молитве оставил у меня тогда приятное впечатление. Главным образом потому, что это рассказ практика, а не теоретика, начитавшегося святых отцов. Владыка пишет просто и понятно, при этом освещает все основные этапы молитвенного делания, начиная со словесной молитвы, затем переходит к описанию умной и т.д. В душе после прочтения данного текста появляется желание молиться.

Если говорить о второй части издания 2000 г., то она является развернутым комментарием к запискам о молитве с прибавлением в конце воспоминаний чад архиепископа Антония. Автор комментариев Николай Новиков собрал много любопытных цитат из творений святых отцов и подвижников. Комментарии весьма ценные, хотя служат они, в основном, пищей для размышления — в стройную систему они не складываются. Кроме того, по одному и тому же вопросу иногда приводятся различные точки зрения, так что после прочтения остается легкое недоумение – какого же мнения держаться?

После выпуска издания двухтысячного года его составитель Николай Новиков выпустил целый ряд книг, которые явились продолжением, переложением, углублением, расширением, дополнением (нужное выбрать) заявленной темы. Они вышли в серии «Путь умного делания» и хорошо известны всем, кто интересуется данным вопросом.

Рецензируемая книга «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» является переработкой издания 2000 г. В целом содержание книги осталось прежним. Вначале трактат — потом комментарии, в последней части приведены биографические данные на владыку и кратенькие воспоминания его чад. Если не брать в расчет предисловие, в котором Новиков Н.М. упоминает о пиратских изданиях текста Антония Голынского и обрушивается с критикой на священника-мифотворца Владимира Панковца, главное отличие я усмотрел в комментариях.

Во-первых, сокращен их объем – сильно поредел перечень цитат, отсутствуют биографические справки на авторов. Из комментариев устранен плюрализм мнений, благодаря чему исчезла внутренняя противоречивость.

Но есть и еще одна важная деталь. О ней Николай Михайлович почему-то не пишет о необходимости послушания, хотя на этом, например, настаивает архимандрит Рафаил Карелин. Последний ссылается на мнение схиархимандрита Серафима Романцова, что Иисусова молитва невозможна без послушания. Только в условиях послушания духовному наставнику возможно преуспеть в умном делании. (Конечно, бывали случаи, когда подвижники по милости Божией научались молитве, упражняясь в ней самостоятельно. Например, свт. Игнатий Кавказский или прп. Паисий Молдавский. Однако, нельзя исключительные действия Промысла Божия распространять на всех. По этой, кстати, причине прп. Паисий не обучал монахов своего монастыря Иисусовой молитве, поскольку получил ее как дар, и не мог из личного опыта научить, как стяжать молитву обычным порядком. Обучением же молодых иноков занимались у него отцы, научившиеся молитве путем долгого аскетического подвига, который совершался в условиях строгого послушания духовникам).

У Н. Новикова о необходимости послушании ничего не говорится. Напротив, у него очень много внимания уделено христианской антропологии, поиску сердечного места. Создается впечатление, что автор-составитель полагает, будто это и есть главное в молитвенном подвиге (я не хочу сказать, что он так думает, но впечатление именно такое). Мне показался такой подход очень рационалистичным. Словно бы автор по крупицам восстановил некое забытое знание, точную технологию, как следует правильно молиться, и теперь призывает всех строго следовать его рецептам. Автор утверждает, что Иисусова молитва умерщвляет страсти и очищает сердце. Да умерщвляет, но послушание умерщвляет быстрее и надежнее. Хотя и оно, без сомнения, невозможно без молитвы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В общем, от книги остается двойственное впечатление. С одной стороны она, безусловно, очень ценная и Николай Михайлович Новиков заслуживает благодарности за свой труд. С другой стороны, названные выше моменты, снижают ее ценность, а настойчивая рекомендация и акцент на нахождение сердечного места могут внести определенную сумятицу в сознание молящегося.

Новиков о Иисусовой молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here