Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.
1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.
2) Он должен быть сыном Православной Церкви.
3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.
4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.
5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.
Вторая часть — это прошения, которых семь:
1. Да святится имя Твое.
В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.
2. Да приидет царствие Твое.
Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.
3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.
4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.
5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.
6. И не введи нас во искушение.
Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.
7. Но избави нас от лукаваго.
Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.
Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.
Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.
Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.
Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования.
Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.
“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?».
Преподобный Иоанн Кассиан: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».
Преподобный Максим Исповедник это прошение связывает с предшествующим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими [против него] и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати».
Блаженный Феофилакт: «Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы».
Нет человека, который не слышал бы или не знал о существовании молитвы “Отче наш, Иже еси на небесех!”. Это самая главная молитва, к которой обращаются верующие христиане всего света. Молитва Господня, как принято называть “Отче наш”, считается ключевым достоянием христианства, самой старой молитвой. Приведена она в двух Евангелиях: от Матфея — в главе шестой, от Луки — в главе одиннадцатой. Большую популярность получил вариант, данный Матфеем.
На русском языке текст молитвы “Отче наш” бытует в двух вариантах — на современном русском и на церковнославянском. Многие люди ошибочно из-за этого полагают, что в русском существует 2 разных молитвы Господней. В действительности это мнение в корне не верное — оба варианты равносильны, а такое расхождение произошло в связи тем, что во время перевода древних письмен “Отче наш” переводилась из двух источников (вышеназванных Евангелий) по-разному.
Библейское предание гласит, что молитве “Отче наш, Иже еси на небесех!” апостолов научил сам Иисус Христос, Божий Сын. Произошло данное событие в Иерусалиме, на горе Елеонской, на территории храма Pater Noster. Текст молитвы Господней был запечатлен на стенах этого данного храма на более чем 140 языках мира.
Однако судьба храма Pater Noster оказалась трагической. В 1187 году, после захвата Иерусалима войсками султана Саладина, храм был полностью разрушен. Уже в XIV веке, в 1342 году, нашли кусок стены с гравировкой молитвы “Отче наш”.
Позже, в XIX веке, во второй его половине благодаря архитектору Андре Леконту на месте бывшего Pater Noster появилась церковь, которая впоследствии перешла в руки женского католического монашеского ордена босоногих кармелиток. С той поры стены этой церкви каждый год декорируется новым панно с текстом главного христианского достояния.
“Отче наш” служит обязательной частью ежедневного молитвенного правила. Традиционно принято её читать в день читать 3 раза — утром, днем, вечером. Всякий раз молитва произносится трижды. После нее читаются “Богородице Дево” (3 раза) и “Верую” (1 раз).
Как передает Лука в своем Евангелии, Иисус Христос перед дарованием верующим молитвы “Отче наш” произнес: “Просите, и вам воздастся”. Это значит, что “Отче наш” нужно читать перед любой молитвой, а молиться после этого можно и своими словами. Когда Иисус завещал её, он дал позволение называть Господа отцом, поэтому к Всевышнему обращаться со словами “Отче наш” (“Отец наш”) — право всех молящихся.
Молитва Господня, являясь сильнейшей и главной, объединяет верующих людей, поэтому читать её можно не только в стенах богослужебного заведения, но и за его пределами. Для тех, кто из-за занятости своей произношению “Отче наш” не способен уделить должное время, преподобный Серафим Саровский рекомендовал читать её при всяком положении и при любой возможности: перед принятием пищи, в постели, во время работы или занятий, при ходьбе и так далее. В пользу своей точки зрения Серафим приводил слова из Писания: “всякий, кто имя Господне призовет, спасется”.
Обращаясь к Господу с помощью “Отче наш”, верующие должны просить обо всех людях, а не только о себе. Чем чаще человек молится, тем ближе становится он к Творцу. “Отче наш” — молитва, в которой содержится прямое обращение к Всевышнему. Это молитва, в которой прослеживаются уход от суеты мирской, проникновение в самые глубины души, отрешенность от грешной земной жизни. Непременное условие при произнесении молитвы Господней — устремление к Богу мыслями и сердцем.
“Отче наш” обладает своей характерной структурой: в самом её начале идет обращение к Богу, взывание к нему, далее озвучиваются семь прошений, которые тесно переплетены друг с другом, завершается всё славнословием.
Текст молитвы “Отче наш” в русском языке используется, как указывалось выше, в двух равносильных вариантах — церковнославянском и современном русском.
Со старославянским вариантом звучания “Отче наш” следующим образом:
В современном русском “Отче наш” имеется в двух вариантах — в изложении Матфея и в изложении Луки. Текст от Матфея наиболее популярен. Звучит он таким образом:
Вариант молитвы Господней от Луки является более сокращенным, не содержит славнословия и звучит следующим образом:
Молящийся человек для себя может выбрать любой из имеющихся вариантов. Каждый из текстов “Отче наш” — это своего рода личная беседа молящегося с Господом Богом. Молитва Господня настолько является сильной, возвышенной и чистой, что после ее произнесения каждый человек чувствует облегчение и спокойствие.
“Отче наш” читать можно при любой проблеме, возникшей в жизни, и желательно несколько раз за день. Для этих целей рекомендуется приобрести церковную освященную икону.
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Автор: Татьяна, мастер wellness по-русски
Хочу поделиться! Натолкнулась на очень интересную информацию! Оказывается, самая распространенная и любимая православная молитва «Отче наш» хранит в себе необыкновенные загадки. Казалось бы, что такого в ее тексте:
Отче наш, иже еси на небесех!
Да светится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
И остави нам долги наши
Яко же и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение
Но избави нас от лукаваго.
[more]
Молитва «Отче наш» проверяет вас на веру
Почему она так популярна?
Запоминается легко, укладывается в голове навсегда. Недаром, стало поговоркой «заучи, как «Отче наш».
Тараторится быстро, от зубов отскакивает. «Отче наш, иже еси на небесех. »
Если же прочесть молитву за 8;12 минут (!) «с чувством, с толком, с расстановкой», с фиксафией на самом процессе чтения, то обнаружится совершенно иное состояние.
Прочтите 10 коротких строк за 10 минут! Обязательно обнаружится, что некоторые слова ложатся сразу «на душу». А другие не ложатся. Упрямятся, противоречат, фальшивят. Это упражнение для самоанализа. Если какие-то слова молитвы звучат фальшиво для вас, значит.
Я многое о себе поняла, когда проделала это нехитрое упражнение с молитвой «Отче наш».
Нет это не слова из молитвы звучат фальшиво, это что-то в душе фальшивит. Что-то с молитвой не резонирует. А слова только помогают эту фальшь обнаружить. Ага, где-то нечисто. Если хотите, быть искренним с самим собой, выясните это до конца. Честно. Для себя! Никто ведь проверять не станет это домашнее задание.
Оценку сами себе поставите. Почему где-то нет глубокого резонанса с молитвой? Что нужно в себе изменить? И как? А возможно, ничего менять не надо. Пока, не дано расслышать это противоречие. Ну данность такая. Не дано пока.
Значит, пока нет настоящей веры. Можно в церковь ходить, можно свечками коптить, можно даже лоб об пол. Ну нет пока веры. Главное в процессе молитвы — осознание устремления к Нему. Не чтобы Он нас услышал и исцелил, наградил, разделил наши тревоги и т.д. Надо услышать Его в себе. Разделить с Ним Его покой.
Как исцелить 3 тела человека.
Версия молитвы «Отче наш» для посвященных
У Виталия Богдановича в «Большой книге защитных вещей» вычитала новый интересный себя факт. Оказывается, молитва «Отче наш» (версия Pater Noster — лат.) первоначально имела две различные формы прочтения. Одна для посвященных, другая — для всех остальных. Хотите на минуточку стать немного посвященным?
Посвященный, когда проделывал крестное знамение, проговаривал следующее.
Неся руку к груди: «Царство».
Затем рука к левому плечу: «Справедливости».
Видео (кликните для воспроизведения). |
К правому плечу: «И милосердие».
Затем обе руки соединяются: «Во всех зарождающихся циклах».
И все это опять же не тараторится. Произносится (=растягивается=фиксация) в течение 20;30 секунд.
Я попробовала проделать крестное знамение как посвященный, с чувством, с молитвой. Не скажу, что просветлела, но состояние, действительно, было уже не таким. Как-будто коридорчик открылся прямой. От меня к Нему. И стало как-то тихо и спокойно.
Загляните еще на страничку с молитвой Иоанна Златоуста. Всего 6 слов, но как работает!
А еще по теме «Русская мантра». Это уже современный шедевр, с помощью которого жизнь становится светлее и понятнее, а вы увереннее и сильнее. Мантра, она молитва и есть.
В молитве «Отче наш» есть такие слова: «Отче наш. не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.» (Матфей 6:9-13)
Возникает вопрос: если искушает сатана, то почему Бог может вводить нас в искушение, да вдобавок ещё и лукавый? Однако, после совершения греха Адам и Ева добровольно обрели дух искушения дьявольский, а в последующем все люди получили от них и имеют дух искушения дьявольский в своём человеческом духе. Поэтому, сами люди при выборе того или иного поступка могут быть подвергаться искушению этим духом. Бог дал право людям делать выбор в их поступках в жизни, а следовательно и допустил быть искушаемыми. Однако, мы можем просить Бога, чтобы Бог не допустил нам быть в таком опасном состоянии, когда мы выбор своего поступка совершаем под действием духа искушения, который есть в духе каждого человека.
Слова «не введи» дают возможность понять, что Бог допускает искушение, когда есть для этого повод, причина нашего неповиновения Богу. Так если мы начнём совершать неугодные поступки Богу перестанем молиться или что-то другое, то можем впасть в искушение. Но сам Бог в искушение верующих беспричинно не вводит. Но может допустить его принять самим верующим, когда мы отходим от Бога. Это хорошо поясняется в Библии при искушении Богом Авраама.
Происшествия были связаны с проявлением слабости у Авраама, когда он самовольно покинул Землю Ханаанскую, назначенную Богом для жительства Аврааму, а также после того, что скрыл в Гераре то, что Сара является женою Аврааму, то-есть смалодушничал, испугавшись, что убьют его за жену Сару (Бытиё 20:11). Авраам поэтому мог допустить мысли в себе, что он грешен перед Богом и нуждается принести Богу жертвоприношение. Всё это, а может быть ещё другое, могло послужить причиной искушения Богом Авраама. Бог не приказывал и не заставлял это делать Авраама, таких слов нет в Библии, но есть слово «ИСКУШАЛ». Бог испытывал Авраама через его переживания, чтобы укрепить и увеличить веру Авраама. Так Бог искушал Авраама. Так Бог может искушать всех верующих.
Библейский словарь: Искушение с церковнославянского языка переводится как «испытание». В значении «испытание» есть– выявление (проверка) опасной, сложной или соблазнительной ситуацией действительных внутренних склонностей и качеств человека. Искушение– это предложение совершить грех. Оно может прийти на мысленном уровне, в чувственной сфере, на вполне материальном плане, когда кто-то конкретно искушает… Но ты можешь совершить грех, а можешь его и не совершать (Протоиерей Филин). Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей– искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби (Прп. Авва Дорофей).
Отсюда можно заключить, что в некоторых случаях искушения бывают даже полезны и потому об избавлении от них молиться нет надобности. Зло может существовать и независимо от нас, но мы можем сделаться в нём участниками в силу того, что живем среди зла и не всегда руководствуемся Словом Божьим. Согласно программы выживания для всего живого, в том числе и для человека, человек всегда подвергается искушению делать то, что ему выгодно для жизни, хотя это может быть злом для других людей, а также может быть неугодным Богу. Это искушение неизбежно! При совершении поступка человек руководствуется желанием тела, души, совестью, человеческим духом и воздействием лукавого (дьявольского духа искушения, который есть первородный грех в человеке). Мы можем просить Бога, чтобы Бог не ввёл нас в искушение, которое возникает в нас согласно программы выживания в различных случаях жизни, а также просить Бога «избавить нас и от лукавого»- от духа сатаны.
Главным условием выживания и существования любого живого организма, согласно заложенной Богом программы в человека при творении его, являются действия, направленные на удовлетворение своих потребностей за счёт окружающего его мира, независимо от того принесёт ли это вред всему другому и другим живым организмам или нет. Так одно растущее растение закрывает другое от солнца, не заботясь о том, что оно может погибнуть. Это есть эгоизм, который присущ и людям! Источником греха согласно программы выживания является эгоизм (присущий не только человеку, но и животным), когда человек на первое место ставит себя, своё желание и это приводит к отвержению кого-то другого или чего-то. Но это есть зло. То-есть источником зла является эгоизм. Создание человека (или другого живого организма) невозможно без того, чтобы человек не произвёл зло. Можно ли из этого делать вывод, что не надо было Богу создавать всё живое? Конечно, такой вывод был бы неправильным.
Зло является необходимым следствием процесса жизни человека, то-есть является необходимым сопровождающим действием в реализации заложенной программой цели выживания как для человека так и для животных и растений. Злом становится любое их действие, когда оно направлено кроме своего удовлетворения на нарушение условий выживания другого человека (живого организма). Поэтому зло, как необходимое следствие жизни, реализуется только человеком (живым организмом) и, чтобы его избежать, человек должен проявить свою волю, ограничивая при этом себя, когда человек при совершении выбора того или иного поступка должен отказаться от совершения им зла. Праведная жизнь, согласно программы выживания, обеспечивается правом выбора всех поступков с исполнением при этом Слова Бога. Когда же человек пренебрегает руководство в своей жизни Словом Божьем в своих поступках, то он может впасть в искушения, которые может допустить Бог. А поэтому мы можем просить Бога, чтобы Бог не допустил этого, то-есть не ввёл нас в искушение.
Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука — это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне. » (Мф. 6: 6).
Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны — в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.
Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «. и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.
Смиренно с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» — называем Бога Отцом.
Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.
В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» — общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.
Но, хотя мы и обращаемся к Богу, как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.
Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога — чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, — это не просто слова. Имя Бога — это то, через что Бог являет себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.
Следующее наше прошение — чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» — очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба — все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля — это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.
К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва — это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва — это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» — это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.
Записала Екатерина СТЕПАНОВА
Молитва Господня состоит из призывания, семи прошений и славословия. При этом сами прошения находятся в тесной связи между собой. «Отче наш» — это не только одна из важнейших молитв, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах и заповеданная Христом система жизненных приоритетов.
Призывание: «Отче наш, Иже еси на небесех»
В призывании Бог называется Отцом. С одной стороны, это проявление милости Божией, с другой — называть Бога Отцом может только тот, кто искренне хочет жить по вере, подчиняя свои желания разумной Его воле. Произнося первые слова молитвы Господней, выражается готовность и принимается обязанность любить Бога Отца всем разумением и сделать все зависящее, чтобы стать детьми, Его достойными. Господь научает возносить молитву не от лица только себя, но и от всех ближних, почему не говорит «Отче мой», а «Отче наш» (. «Этим самым Господь повелевает, — разъясняет святитель Иоанн Златоуст, — возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего». Господь называется «сущим на небесех», поскольку Он, хотя и вездесущ, но в Священном Писании (Пс. 2, 4; 102, 19) и у святых отцов небеса представляются местом особого Его присутствия. «Сказав «на небесех», — рассуждает блаженный Феофилакт, — Господь не ограничивает ими Бога, но слушателя возводит к небесам и отводит от земного».
Первое прошение: «Да святится имя Твое»
Имя Господне само по себе свято и славно без всякого прославления, но среди верующих оно может прославляться их высокой нравственной жизнью (Мф. 5, 16), и хулиться противоположными поступками (Ис. 52, 5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом и носят имя христианина, чтобы они просили Бога сподобить их прославлять Его своею жизнью, своими добрыми делами и распространять Его славу между людьми (Мф. 5, 16).
Второе прошение: «Да приидет Царствие Твое»
Этим прошением усиливается первое прошение. Если просим, чтобы пришло к нам Царствие Божие, то, как утверждает святитель Григорий Нисский, «в действительности умоляем Бога об избавлении от тления, смерти, от уз греха и страстей, о прекращении борьбы плоти с духом, и вселении на место всего порочного — духовного: мира и радования». Прошение о Царствии есть благоговейное желание, чтобы Царство Божие, распространяясь на земле, утверждалось в душах верующих и в свое время привело их в «наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1 Пет. 1, 4).
Третье прошение: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
Мы должны стараться вести такую жизнь, чтобы исполнять здесь на земле Его святую волю так, как исполняют ее Ангелы в светлых небесных обителях. «Прежде достижения неба, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — надо землю сделать небом, чтобы и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на небе». А так как мы на пути к Царству Небесному окружены разнообразными соблазнами, то в третьем прошении мы молим Господа укрепить нас в добре, в подчинении своей воли Его воле. «Естество человеческое, — поучает святитель Григорий Нисский, — однажды приведенное в расслабление пороком, немощно для добра. Ибо человек не с такою легкостью, с какою доходит до худого, возвращается от него опять к доброму. Посему, когда действует в нас стремление ко злу, то не бывает потребности в содействующем, потому что порок сам собою довершает себя в воле нашей. Когда же возникает возжелание лучшего, то потребно бывает, чтобы Бог помог привести его в исполнение».
Четвертое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Пятое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»
Под долгами здесь понимаются грехи. Пред Богом, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, «наши долги многочисленны». Нет человека на земле, который мог бы сказать, что он безгрешен. «Кто бо чист будет от скверны?» — спрашивает ветхозаветный праведник Иов и отвечает: «Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов. 14, 4-5). Но как бы ни были тяжелы грехи, Господь прощает их по вере в Его искупительные заслуги и при условии, если мы простим и наших должников. «Спаситель тебя самого виновного делает судьею над самим собою, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого». «Не забудем же миловать прежде, нежели просить помилования», — поучает святитель Филарет (Дроздов).
Шестое прошение: «И не введи нас во искушение»
Недостаточно просить прощения грехов, христианину необходимо стремиться к тому, чтобы более их не совершать. «Бесполезно было бы и прощение грехов, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — если бы мы всегда возвращались к ним с прежнею слабостью». Искушениями называются такие случаи жизни, когда легко можно впасть в грех. По заключению святого Кассиана, здесь прошение не вообще избавить от искушений, так как они часто требуются для твердости добродетелей, а прошение, чтобы Господь не попустил быть побежденными ими. Главным виновником искушений бывает диавол, поэтому следующее прошение и состоит из моления об избавлении от него.
Седьмое прошение: «Но избави нас от лукаваго»
Диавол непрестанно строит козни, пользуясь всеми средствами для достижения своих пагубных намерений, со своей стороны мы не должны предаваться духовной беспечности, но быть всегда готовыми вступить в брань с ним. Но так как мы сами, по нашей немощи, не можем с успехом с ним бороться, то Христос дает наставление — обращаться за помощью к Богу. «Мы бессильны устоять против него, — замечает Симеон, архиепископ Солунский, — потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих. не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него?».
Славословие: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»
В последних словах содержится твердая надежда на получение просимого. Не бессмысленны вера и любовь к Богу, не бесцельна борьба со злом: «Господь — Царь всего, имеет вечную державу, может сделать все». Произносимое в конце молитвы слово «аминь» служит выражением того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: «Да просит же верою, ничтоже сумняся» (Иак. 1, 6).
Подготовил Дмитрий БОРИСОВ
В православной культуре существует множество различных канонов и обычаев, которые для многих некрещенных людей могут показаться весьма необычными. Однако молитва «Отче наш» — это то самое религиозное обращение, слова в котором знакомы всем и каждому не понаслышке.
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Происхождение «Иже еси на небесех» имеет давнюю многовековую историю. В Библии упоминается о том, что автором молитвы Господня является сам Иисус Христос. Она была дана им тогда, когда он находился еще при жизни.
За время существования Отче наш, многие священнослужители выражали и продолжают выражать своё мнение о главном смысле, который изложен в данной молитве. Их толкования при этом сравнительно отличаются друг от друга. И в первую очередь это связано с тем, что в содержании этого священного и глубокомысленного текста заложен очень тонкий, но при этом важный философский посыл, который может быть воспринят каждым человеком абсолютно по-разному. При этом сама молитва по сравнению с другими является достаточно короткой. Поэтому выучить её может каждый!
Молитва «Отче наш» составлена таким образом, что весь ее текст имеет особую структуру, в которой предложения разделяются на несколько смысловых частей.
- В первой части говорится о прославлении Бога. Во время её произнесения, люди обращаются к Всевышнему со всем признанием и уважением, думая о том, что это главный спаситель всего рода человеческого.
- Вторая часть подразумевает индивидуальные просьбы и пожелания людей направленные Богу.
- Заключение, которое завершает молитву и обращение верующих.
Проанализировав полностью весь текст молитвы, интересной особенностью окажется тот факт, что за время произнесения всех её частей, людям предстоит семь раз обратиться со своими просьбами и пожеланиями к Богу.
А для того, чтобы Бог услышал просьбы о помощи и смог помочь, каждому человеку не помешало бы изучить подробную информацию с детальным разбором всех трех частей молитвы.
Данная фраза дает понять православным, что Бог, это главный правитель Царства Небесного, к которому душой нужно относиться точно также, как и к родному отцу. То есть со всей теплотой и любовью.
Иисус Христос, когда учил своих учеников правильно молиться, говорил о том, что нужно полюбить Отца Бога.
В толковании многих священнослужителей, фраза «Сущий на небесах» понимается в переносном смысле. Так, например, Иоанну Златоусту в своих размышлениях она представлялась в качестве сравнительного оборота.
В других толкованиях говорится, что «Сущий на небесах» имеет образное выражение, где небо является олицетворением любой человеческой души. Иными словами Божья сила присутствует в каждом, кто в нее искренне верит. И поскольку душой принято называть человеческое сознание, которое не имеет материальной формы, но при этом оно (сознание) есть, то соответственно весь внутренний мир верующего в данном толковании предстает в качестве небесного облика, где существует и Божья благодать.
Оно означает, что люди должны славить имя Господа Бога, посредством совершения добрых и благородных поступков, не нарушая при этом всех заповедей Ветхого завета. Фраза «Да святится имя твое» является оригинальной и при переводе молитвы не была заменена.
В библейских сказаниях говорится, что при жизни Иисуса Христа, царство Божие помогало людям преодолевать страдания, изгонять нечистую силу, в том силе бесов, исцелять больной организм от всевозможных болезней, создавая условия для прекрасной и счастливой жизни на земле.
Но со временем огромное количество людей всё-таки оказалось не способными уберечь себя от грязных искушений, порочащие и очерняющие их слабовольные души искусственными соблазнами. В конечном итоге отсутствие смирения и безукоризненное следование своим собственным природным инстинктом превратило большую часть общества в диких зверей. Надо сказать, что данные слова вплоть и до настоящего времени не утратили своей оригинальности.
Речь о том, что не нужно бояться власти Божией, поскольку ему виднее каким образом должна сложиться судьба каждого человека: сквозь труд или боль, радость или печаль. Какими бы неприятными обстоятельствами не был наполнен наш путь, важно, что с Божией помощью он всегда обретает смысл. Это, пожалуй, самые сильные слова.
Эти слова полны загадочности и сложности. Мнения многих священнослужителей сошлось в том, что смысл данной фразы обусловлен постоянством Бога. То есть он должен оберегать людей не только в самые трудные минуты, но и в другие случаи, оставаясь с ними всегда. Очень важно выучить данные слова наизусть.
Нужно научиться прощать грехи близких и посторонних людей. Потому что только тогда все собственные пороки будут прощены.
Это значит, что люди просят Бога о создании на жизненном пути тех трудностей и преград, которые нам по силам пройти. Ибо все неподвластное способно сломить человеческую душу и утратить его веру, подвергнув всякого человека к искушению.
Здесь все понятно. Мы просим у Бога помощи в борьбе со злом.
Молитву Отче наш можно распечатать себе на бумагу перед походом в церковь.
Важно отметить, что все представленные выше слова изложены на современном русском языке, которые являются переводом с древнецерковного.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дома молитва «Отче наш» читается утром и на ночь перед сном. А в храме обращаться к Богу можно в любое время.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.