Напечатанное курсивом (названия молитв и пояснения) не читается во время молитвы. Если Вы сделали перерыв в чтении Псалтири больше, чем на день — рекомендуем Вам предварительно прочитать молитвы перед началом чтения Псалтири.
1 Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.
2 Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?
3 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте.
4 Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.
5 Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли.
6 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси.
7 Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.
8 Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех.
2 Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже.
3 Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу.
4 На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаща на святыя Твоя.
5 Реша: придите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.
6 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша:
7 селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне:
8 Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире,
9 ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым.
10 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.
11 Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.
12 Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевса и Салмана, вся князи их,
13 иже реша: да наследим себе святилище Божие.
14 Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.
15 Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы,
16 тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я.
17 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи.
18 Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут.
19 И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты Един Вышний по всей земли.
2 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
3 Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
4 Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.
5 Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя.
6 Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи,
7 во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй.
8 Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.
9 Господи боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль.
10 Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего.
11Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.
12 Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих, ходящих незлобием.
13 Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.
2 Благоволил еси, Господи, землю Твою возвратил еси плен Иаковль:
3 оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.
4 Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.
5 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.
6 Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род?
7 Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.
8 Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даждь нам.
9 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему.
10 Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.
11 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.
12 Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче,
13 ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.
14 Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Таже тропари, глас 7: Имущи, душе моя, врачевство покаяния, приступи слезящи, воздыханием вопиющи: Врачу душ и телес, свободи мя, Человеколюбче, от многих согрешений, сопричти мя блуднице, и разбойнику, и мытарю, и даруй ми, Боже беззаконий моих прощение, и спаси мя.
Слава: Мытареву покаянию не поревновах, и блудницы слез на стяжах: недоумеюся бо от ослепления о таковом исправлении, но Твоим благоутробием спаси мя, Христе Боже, яко Человеколюбец.
И ныне: Богородице дево Нескверная, Сына Твоего моли с горними силами, прощение прегрешений нам прежде конца даровати и велию милость.
Господи, помилуй (40 раз) и молитва:
Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Псалом Асафа
При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.
Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени — началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.
Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1-7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
1. «Бог стал в сонме богов». Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2-4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (5-7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям (как видно из Исх XXI:6) потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог (Втор I:17). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению («произнес суд»).
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
3-4. При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы — богач и бедняк, знатный и незнатный.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
5. «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» — не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то — к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
6. «Вы боги и сыны Всевышнего» в смысле — представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
7. Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела: несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь или простой человек.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
8. О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» — наследие Божие, в Его власти.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
- Тексты песен
- Библия
- Псалтирь, псалом 81
Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: не у нас ли скрывается Давид? Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; 7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань * , Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:
Текст молитвенного стояния пред Господом Богом.
О Божием суде над несправедливыми судьями
Бог ста в сонме богов,
посреде же боги разсудит.
Доколе судите неправду,
и лица грешников приемлете;
судите сиру и убогу,
смирена и нища оправдайте:
измите нища и убога,
из руки грешничи избавите его.
Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят:
да подвижатся вся основания земли.
Аз рех: бози есте,
и сынове Вышняго вси.
Вы же яко человецы умираете,
и яко един от князей падаете.
Воскресни, Боже, суди земли,
яко Ты наследиши во всех языцех.
На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
О Божием суде над несправедливыми судьями
Бог стал в сонме богов;
среди богов произнёс суд.
Доколе будете вы судить неправедно
и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте;
угнетённому и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего;
исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят;
все основания земли колеблются.
Я сказал: вы — боги,
и сыны Всевышнего — все вы.
Но вы умрёте, как человеки,
и падёте, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю,
ибо Ты наследуешь все народы.
Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .
Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.
Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.
Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.
Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.
Если ваш обозреватель «в целях безопасности ограничил отображение активного содержимого»,
то имейте в виду следующее:
на этих страницах в качестве активного содержимого используется только javascript,
который по определению не имеет доступа к системе и файлам вашего компьютера.
Элементы ActiveX здесь не используются,
а Javascript нужен только для навигации по страницам книжки.
Вы можете «Разрешить запуск активного содержимого этим файлом»,
если щелкните там, где обозреватель рекомендует.
Вы также можете в «Свойствах обозревателя, дополнительно» включить:
«Разрешить запуск активного содержимого файлов на моем компьютере»
Псалтирь пророка и царя Давида на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык
В предлагаемом вниманию читателя издании представлена церковнославянская Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. Церковнославянский текст Псалтири, включая молитвы по кафизмам и молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири, напечатан в полном соответствии с синодальными изданиями. Псалмы печатаются с параллельными переводом, который выполнен непосредственно с церковнославянского языка. Перевод осуществлен Е. Н. Бируковой († 1987) и И. Н. Бируковым в 1975-1985 гг. Переводчики стремились не только помочь нашим современникам проникнуть в дух и смысл Псалтири, но и создать перевод, максимально близкий к ритму и интонациям славянского текста, его образам и эпитетам.
Размещение тропарей и молитв по кафизмам после каждой кафизмы делает данное издание наиболее удобным для келейного чтения Псалтири и уразумения ее смысла в духе церковной традиции.
Этот псалом был сочинен для кульминационного момента государственных судов и судов справедливости не только в Израиле, но и у других народов. Хотя, возможно, он был написан в основном для использования гражданскими властями Израиля – великим Санхедримом и другими старейшинами, которые были назначены по приказу Давида и обладали властью. Этот псалом предназначен для того, чтобы сделать царей умными и «научить судей земли» (как в Пс.2 и 9), чтобы рассказать им об их долге (как в 2Цар 23:3) и раскрыть их ошибки (как в Пс 57:2). Этот псалом говорит (I) о достоинстве гражданских властей и их зависимости от Бога (ст. 1).
Видео (кликните для воспроизведения). |
(II) О долге гражданских властей (ст. 3,4).
(III) О моральном упадке властей и причиняемом ими зле (ст. 2,5).
(V) О желании и молитве всех благочестивых людей о том, чтобы Царство Божье все больше и больше утверждалось (ст. 8). Хотя обладающие властью люди могут особым образом принять этот псалом близко к сердцу, в то же время каждый из нас может воспевать его с пониманием, воздавая славу Богу, как тому, кто контролирует гражданское судопроизводство, заботится о защите оскорбленной невиновности и готов подвергнуть наказанию самую могущественную несправедливость, если мы утешаем себя верой в Его нынешнее правление и надеждами на Его будущий суд.
Стихи 1-5. В этих стихах нам представлены:
(2) Здесь подразумеваются правильная структура и состав правительства, то есть смешанная монархия, подобная нашей: один верховный правитель, обладающий властью, его совет, тайный советник, парламент и палата судей, которые названы богами.
II. Призыв ко всем судьям своей властью творить добро, так как они будут отвечать за ее использование перед Тем, кто ее вручил им (ст. 3,4).
1. Они должны защищать тех, кто беззащитен перед злом, и покровительствовать тем, кто нуждается в совете и помощи: «Давайте суд бедному, который не имеет денег, чтобы завоевать друзей или заплатить за совет, и сироте, который по молодости не может помочь себе, потеряв тех, которые могли бы направлять его от юности». Городские власти должны быть отцами своей страны в общем, но в особенности сиротам. А раз их называют богами, то они должны быть последователями Бога, который является Отцом сирот. Таким был Иов (Иов 29:12).
2. Они должны творить справедливый суд нелицеприятно: угнетенному и нищему, по отношению к которому часто поступают несправедливо, так как он слаб и беспомощен, оказывать справедливость, ибо он подвергается опасности потерять все, если судьи ex officio – официально не вмешаются и не помогут ему. Если бедняк поступил честно, то его бедность не должна служить предубеждением, как бы богаты и могущественны ни были судящиеся с ним.
3. Они должны спасать тех, которые уже попали в руки угнетателей, и избавлять их (ст. 4): «…исторгайте его из руки нечестивых». Защити их от соперника их (Лук 18:3). Это клиенты, от которых ничего нельзя получить и за служение которым судьи не получат никакой выгоды, но именно о них должны беспокоиться судьи и городские власти, их утешение принимать во внимание и их интересы отстаивать.
III. Обвинение, предъявленное нечестивым судьям, которые пренебрегают своим долгом и злоупотребляют властью, забывая, что Бог стоит среди них (ст. 2,5). Обратите внимание:
(1) в каком грехе они обвиняются. Они судят неправедно, вопреки принципам справедливости и указам совести, выступая против тех, на чьей стороне правда, из злобности или недоброжелательности, и вступаясь за тех, кто поступает нечестиво, из расположения к ним или лицеприятных чувств. Поступать неправедно плохо, а судить неправедно – намного хуже, так как в таком случае зло совершается под видом правосудия. От подобных проявлений несправедливости существует слабая защита для обиженных, и через них дается ободрение нечестивым. Это было самым великим злом, которое Соломон видел под солнцем, когда обозревал место суда, а там беззаконие (Еккл 3:16; Ис 5:7). Они не только приняли сторону богатых из-за их богатства (хотя уже это было достаточно плохо), они оказывали лицеприятие нечестивым на том основании, что они нечестивы. Они не только поощряли их нечестие, но еще больше любили их за это и разделяли их интересы. Горе тебе, земля, если твои судьи являются таковыми!
(2) В чем заключалась причина этого греха. Им достаточно четко было сказано, что их долг и обязанность – защищать и избавлять бедных; много раз им говорилось об этой ответственности, но они продолжали судить несправедливо — они не знают, не разумеют. Они не стараются узнать о своих обязанностях и не прилагают усилий к этому; у них нет желания поступать правильно, они поступают согласно своим интересам, а не по разуму или справедливости. Подарок тайный ослепляет их глаза. Они не знают, так как не разумеют. Нет человека более слепого, чем тот, кто не видит. Они сбили с толку свою совесть и во тьме ходят, не зная и не беспокоясь о том, что делают и куда идут. Те, которые ходят во тьме, приближаются к вечной тьме.
(3) Какими были последствия этого греха: «…все основания земли колеблются». Когда справедливость искажается, то что хорошего может выйти из этого? Колеблется земля и все живущие на ней, как говорит псалмопевец в подобном случае (Пс 74:4). Ошибки государственных лиц являются гражданской бедой.
Стихи 6-8. В этих стихах нам представлены:
(2) Царства Мессии. Это молитва о том, чтобы оно поскорее настало и пришел Христос, который будет судить землю, чтобы исполнилось обетование и Бог дал Ему народы в наследие. Ты, Христос, наследуешь все народы и будешь царствовать над ними (Пс 2:8; 21:29). Пусть второе пришествие Христа утвердит порядок. Есть два места из Писания, которыми мы можем утешать себя и друг друга относительно плохого управления властью среди людей: первое – «…аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк 19:6);
и второе – «…ей, гряду скоро!» (Отк 22:20).
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Этот псалом интересен тем, что повествует о суде Бога среди богов.
81:1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
О каких, однако, «богах» идёт речь?
81:2-4 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.
Ясно, что речь идёт о руководителях и судьях народа Божьего, которым Бог доверил организовывать жизнь Своего народа и решать проблемы его на основании принципов Божьих (суда Божьего). Иисус процитировал это место, говоря:
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание , Иоан.10:35
То есть те, кого Бог наделил полномочиями представлять Себя на земле — названы здесь «богами» для народа Божьего.
Собственно, представления о том, что руководители и правители даже языческих народов являлись как бы «богами» для народа — были не новостью, Египетский фараон считался богом Египта. Единственное, что отличало «богов» Израиля — это то, что им не поклонялись, а поклонялись Богу Израиля, который всего лишь через священнослужителей (богов) наставлял свой народ и передавал слово своё. Таким образом «боги» этого псалма — это все вестники Иеговы –Мал.2:7
81:5,6 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
Однако, Бог увидел, что Его помощники не справляются со своими прямыми обязанностями в заботе о народе Его. Стало быть, он признаёт их непригодными для того, чтобы считать их Своими представителями на земле
81:7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
И поскольку они оказались не пригодными для Бога — их участь сравняется с участью простого народа, Бог их не станет ни оберегать, сохраняя в качестве светильников своих во дни бедственные, ни защищать. Что будет всему народу, того нахлебаются и они от наказания Божьего.
Как видим, категория «богов» в Израиле — не то же самое, что и категория «князей»: князь — это просто глава рода в Израиле, начальствующий в племени своём. Бог же — это вестник слова Иеговы, святой Его служитель, священник либо пророк, призванный Богом для передачи слова его в определённые времена.
Пс.81:1 . Псалом Асафу. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.
Сей Псалом содержит увещание к судиям, дабы праведно судили. Но чтоб увещание могло иметь больше силы, вводится сам Бог, высочайший Судия, претящий казнию нижшим судиям, ежели они неправедно судить будут.
Святый Пророк провозглашает, что Бог, когда судии приговоры произносят, невидимо присутствует между ними и те приговоры их судит, справедливы ли они, или беззаконны. Сие поистинне великую пользу приносило бы судиям, если бы они прилежно помышляли, что все дела их пред лицем высочайшаго Судии открыты, и что Бог всегда предстоит присущ невидимым величеством Своим в сонме богов, то есть, в собрании или заседании судей: и когда судят они народныя дела, когда судят самых людей, тогда Бог, посреде их невидимо предстоя, судит их самих. Нарицает же судей богами потому, что они от Бога поставляются, и что сообщается им высокая власть судебная, которая свойственна единому Богу, глаголющу святому Иакову: един есть (Бог) Законоположник и Судия ( Иак. 4:12 ).
Пс.81:2 . Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?
Понеже на человеческих судах редко приемлется лице человека убогаго и праведнаго, а более уважается лице богатаго и неправеднаго, для того Пророк, или паче сам Бог укоряет судей за лицеприятие, глаголя: доколе судите неправду, то есть, доколе будете судить беззаконно? За сим присовокупляет и главную причину беззаконных судов, глаголя: и лица грешников приемлете, то есть, доколе будете недуговать лицеприятием? Откуду бо раждаются беззаконные суды, ежели не от того, что судии не столько взирают на заслуги, сколько на то, чтоб угодить людям богатым и сильным, кои и сами согрешают, что желают, дабы судии богатство и силу их предпочитали правосудию. Впрочем, принимать чье-нибудь лице на суде не что иное есть, разве такой произносить приговор, каковаго в противность правосудия желает или друг, или благодетель, или сродник. А сие то же есть, что взирать на лице человека, а не на законы правосудия.
Пс.81:3 . Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте:
В первом месте святый Пророк, или паче сам Бог укорял судей за порок лицеприятия, а здесь присовокупляет другой порок, состоящий в утеснении убогих, коих судьи угнетают различными образы, а именно: когда или не скоро вершат дела их или когда неправедно осуждают, дабы чрез то угодить сильным. Судите, глаголет, сиру и убогу, то есть, дело человека убогаго, а наипаче сираго, благосклонно принимайте, прилежно разсматривайте и скорее оканчивайте, дабы не были они принуждены имение свое в тяжбах иждивать; смирена и нища, то есть, человека уничиженнаго и беднаго скорее освобождайте и невинным объявляйте. Сие однакож так разумеется: ежели нищий в самом деле прав, писано бо есть: да не приимеши лица нищаго, ниже почудишися лицу могущаго: по правде да судиши ближнему твоему ( Лев. 19:15 ). Итак разум стиха сего не тот есть, чтоб всегда за нищаго и в пользу его суд производился: но чтоб, когда нищий прав есть и неправедно обвиняется, судья смотрел, дабы правота его видима была и силою сопротивных не утеснялась.
Пс.81:4 . измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.
Не удовлетворяет судия должности своей, ежели только праведный суд произносит, но и должен есть понуждать богатых и сильных, дабы они самым делом удовлетворяли нищим и убогим, или возвращая отнятое у них, или награждая убытки, которые претерпевали они от клеветников и соперников. Для того Пророк, или паче сам Бог присовокупляет, глаголя: измите нища из руки сильнаго и убога из руки утеснителя: одно и то же повторяет дважды, дабы вещь глубже в памяти укоренилась. Изъять же нищаго из руки сильнаго не что иное есть, как переменить неправедный приговор, учиненный противу нищаго к защищению сильнаго, и самым делом сделать, чтоб нищий никакого убытка от сильнаго врага не претерпел. В чем наипаче надлежало бы судиям власть свою оказывать, дабы тако и благодать Божию, и любовь от народа приобресть себе могли: но понеже большею частию сего не творят, то далее продолжает Пророк и глаголет:
Пс.81:5 . Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли.
Пс.81:6 . Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси:
Пс.81:7 . вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.
Доселе Пророк укорял судей в лицеприятии, в неправосудии и в небрежении о должности: а здесь показывает, коль недостойны люди, зараженные пороками сими, той высокой чести, на которой Бог поставил их. Аки бы сказал: аз рех, что есте по Божию дару; но теперь приложу, что есте по свойству вашему. По Божию дару бози есте, и Ангелам подобни; по свойству же и по склонностям вашим – яко прочии человецы есте, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, якоже и вси, подобным образом падаете; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены.
Пс.81:8 . воскресни, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех.
Сие заключение псалма двоякий имеет разум: по первому, просит Пророк помощи Божией противу неправосудия князей и судей земных и молится, дабы Сам, как истинный Господь и Обладатель всея земли, исправил суды человеческие, наказал беззаконных судей, и нищих утесняемых облегчил по премудрости и силе Своей. Аки бы сказал: понеже земные судьи во зло употребляют власть Твою, Боже, сего ради Сам Ты, верховный Судия, произведи суд над судьями земными и избави неповинных нищих от утеснения беззаконных и сильных: яко Ты владычествуеши во всех языцех. Ибо не так разделяеши царствия сынам человеческим, чтоб Сам не удерживал при Себе высочайшия власти. По второму же разуму, образом молитвы предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, и будет судить ей судом праведным первее чрез служителей Своих, то есть чрез князей и владык земных, а потом чрез Себя Самого, когда приидет судити живым и мертвым.
- Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
- доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
- Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
- избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
- Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
- Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
- но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
- Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
1 Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи ниже укроти, Боже.
1 Боже, кто уподобится Тебе? Не промолчи и не успокойся, Боже!
2 Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу.
2 Ибо вот, враги Твои зашумели, и ненавидящие Тебя подняли голову,
3 На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя.
3 против народа Твоего составили коварный замысел и совещались против святых Твоих,
4 Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.
4 сказали: «Придите, и истребим их из числа народов, и не вспомнят больше имени Иакова».
5 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша:
5 Ибо решили они единодушно вместе, против Тебя союз заключили:
6 селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне:
6 селения Идумеев и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
7 Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире,
7 Гевал, и Аммон, и Амалик, иноплеменники с живущими в Тире.
8 ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым.
8 Ибо и Ассур явился с ними, стали они поддержкой для сынов Лотовых.
9 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.
9 Сделай им, как Мадиаму и Сисаре, как Иавину в потоке Киссоне:
10 Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный.
10 истреблены они были в Аэндоре, сделались, как навоз на земле.
11 Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их,
11 Низложи князей их, как Орива и Зива и как Зевея и Салмана, – всех князей их,
12 иже реша: да наследим себе святилише Божие.
12 которые сказали: «Возьмём себе в наследство святилище Божие».
13 Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.
13 Боже мой, сделай их как колесо, как тростник пред лицом ветра;
14 Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы,
14 как огонь, сожигающий дубравы, как пламя, опаляющее горы,
15 тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я.
15 так погонишь Ты их бурею Твоею и во гневе Твоём смутишь их.
16 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи.
16 Исполни лица их бесчестия, и они взыщут имени Твоего, Господи.
17 Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут.
17 Да постыдятся они, и смятутся во век века, и посрамятся, и погибнут,
18 И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли.
18 и да познают, что имя Тебе – Господь, Ты один – высочайший на всей земле.
При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.
Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени – началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.
Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1–7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).
Пс.81:1 . Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
«Бог стал в сонме богов» . Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2–4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (5–7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям, как видно из ( Исх. 21:6 ), потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог ( Втор. 1:17 ). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению ( «произнес суд» ).
Пс.81:3 . Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
Пс.81:4 . избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы – богач и бедняк, знатный и незнатный.
Пс.81:5 . Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» – не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то – к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.
Пс.81:6 . Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
«Вы боги, и сыны Всевышнего» в смысле – представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.
Пс.81:7 . но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела: несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь или простой человек.
Пс.81:8 . Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» – наследие Божие, в Его власти.
Христианский текст 85 псалма – единственный в третьей книге псалмов, приписываемый авторству царя Давида. Как гласит толкование, 85 псалом являет собой собрание из отрывков других Давидовых песней Псалтири, и посвящен, как и множество предыдущих, теме гонений, которые автор испытывал в разные периоды своей жизни.
В церковном тексте 85 псалма царь называет себя бедными нищим, подразумевая при этом не свое финансовое состояние, а бедность духовную: в этих словах он выражает свое положение изгнанника, преданного друзьями и вынужденного скитаться.
Христианский псалом 85 можно читать людям, которые колеблются в вере, поскольку он содержит признания Давида в том, что он не всегда твердо стоял на своем спасительном пути, время от времени уклоняясь в грех и безрассудство.
В тексте псалма восемьдесят пять он просит Бога утвердить его, то есть помочь стать устойчивым к различным искушениям, и остаток жизни прожить в соответствии с Божьими заповедями. При этом Давид осознает, что подобная твердость будет не его личной заслугой, а проявлением Божьей милости. Кроме того, православная церковь советует читать и слушать псалом 85 в случае распространения смертельных эпидемий.
Псалом 81 | Псалом 81 |
Псалом Асафу | Псалом Асафа |
1 Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит. | 1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: |
2 Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете? | 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? |
3 Суди́те си́ру и убо́гу, смире́на и ни́ща оправда́йте. | 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; |
4 Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его. | 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. |
5 Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят: да подви́жатся вся основа́ния земли́. | 5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. |
6 Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси. | 6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; |
7 Вы же я́ко челове́цы умира́ете, и я́ко еди́н от князе́й па́даете. |