Религиозный культ поклонение ритуал таинство молитва

На данной странице вы найдете детальное описание: религиозный культ поклонение ритуал таинство молитва - подобранную специально для Вас!

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах и праздниках, которые сохранились у буддистов, живущих на территории бывшего СССР, т.е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев.

Так называется «святильный обряд», совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, — тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу «священных» животных.

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили «спасение». Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо — обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов — «хозяев местности». На камнях оставляют жертву — пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т.е. жертвоприношения духу — «хозяину воды». Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами «священными». К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у «святых» мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т.д.

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его — верующего — благочестии.

В заключении отметим то, что между обрядами разных религий существует немало различий.

Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели — закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники.

В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.

Список использованной литературы

1. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. — М., 1962.

2. Белов А. Правда о православных «святых». — М., 1968.

3. Гольдциер И. Культ святых в исламе. — М., 1938.

4. Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.

5. Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2006.

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 2002.

7. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 2005.

8. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 2003.

9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.

10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М., 2002.

11. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону, 2002.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Читайте так же:  Молитва о суициде

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд– это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

Ритуал— «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному:

·понятия считаются тождественными;

·ритуал считается частным случаем обряда;

·ритуал является совокупностью обрядов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В настоящее время Русская православная церковь по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. Русская православная церковь (РПЦ) является самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый поместным собором пожизненно.

Православному христианину в течение его жизни полагается отправлять достаточно большой круг разного рода богослужений, то есть обязанностей в соответствии с канонами и обычаями своей веры. В последние годы растет число людей принимающих крещение, скрепляющих свой брак церковным венчанием, провожающих в последний путь своих близких в соответствии с православными обычаями.

Наряду с этим увеличивается состав богослужения, оно становится все более сложным и многообразным. Как нужно исполнять свой христианский долг, правильно подготовится к приобщению к Святым Таинствам, в чем заключается их обрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными.

Таинства — культовые действия, во время которых “сообщается верующим невидимая благодать божья ”, то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Первоначально в христианстве было всего два таинства – крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.

Крещение является одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.

Причащение , или святая евхаристия (“благоденственная жертва”), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.

Читайте так же:  Текст молитвы символ веры с комментариями

Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто. Нарушение тайны исповеди для “предотвращения большего зла” допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные поступки – убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание . Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же как посвящение практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.

Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквях относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.

Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом – елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, что с помощью этого обряда совершается исцеление от болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения – читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прощений), совершается семь помазаний больного елеем.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает “благодать” новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Молитва . Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним “без протокола”.

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

Религиозные обряды и ритуалы

На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.

Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.

Ритуалы современного индуизма

Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.

Читайте так же:  Важные молитвы на каждый день

В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.

Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.

Буддизм и его ритуалы в современном мире

Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.

В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.

В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.

В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.

Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.

В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.

Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.

Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.

Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.

С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.

У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: питбуль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

  • Жрецы не занимались физическим трудом, а выполняли многочисленные религиозные обряды, не забывая при этом о пополнении своих материальных богатств.
  • Древние греки сжигали канифоль (составная часть живицы) во время религиозных обрядов, а финикийцам смола фисташки нужна была для обработки деревянной посуды.
  • То был религиозный обряд.
  • (все предложения)
  • Люди: язычник, священнослужитель, верующий, христианин, идолопоклонник
  • Места: церковь, святыня, храм, синагога, алтарь
  • Предметы: арий, библия, митра, энциклика, мантра
  • Действия: обряд, богослужение, освящение, почитание, ритуал
  • Абстрактные понятия: обрядность, религия, культ, язычество, идолопоклонство

Жрецы не занимались физическим трудом, а выполняли многочисленные религиозные обряды, не забывая при этом о пополнении своих материальных богатств.

Древние греки сжигали канифоль (составная часть живицы) во время религиозных обрядов, а финикийцам смола фисташки нужна была для обработки деревянной посуды.

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Наличие веры в любые объекты, в том числе и в священное, сверхъестественное, и в возможность установления с ними связи, определенных взаимоотношений само по себе еще не является показателем существования религии. Такая вера может быть активным фактором мифологии, искусства и т.д. Она приобретает религиозного характера, становится элементом религии в частности, только когда привлекается к системе религиозных действий и отношений, то есть к религиозной культовой системы.

Читайте так же:  Оптина пустынь молитва по соглашению

Существенным моментом также является то, что религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом веры возможности установления определенных взаимоотношений. Наверное, древнейшей формой такого «вертикального» связи были умилостивлювальні действа, начиная с примитивных жертвоприношений и кончая высокодуховными молитвами. Молитва — это вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Религиоведы утверждают, что эта практика сложилась на почве языческих заклинаний, заговоров как элемент магии слова. Вот почему до сих пор существенным в традиционных религиях (как буддизм, католицизм и православие, ислам и т.д.) есть четкое и неизменное проговаривание (рецитація) текста молитвы (мантры), даже на архаичной форме языка.

Религия как тип «горизонтальной» связи. Мы уже отмечали, что главной функцией религии является осуществление связи с Абсолютом и внутри общества, вне экономического регулирования общественных проблем. Именно «горизонтальный» связь членов сообщества позволил состояться религии как социальному институту, что отразило процесс институционализации религиозных культовых систем. (Социальный институт — это исторически создана стала форма упорядочения совместной деятельности людей.)

Лишь на определенной стадии развития и усложнения культурной и социальной жизни создаются ситуация, когда религиозные группировки не могут функционировать в пределах синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Все это достигается через осуществление ряда функций:

• выработка систематизированного вероучения;

• разработка системы его защиты и оправдания;

• руководство и осуществление культовой деятельности;

• осуществление санкций и контроль за исполнением религиозных норм;

• поддержание связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т.д.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, харизматический культ и деноминация. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций приводится в таблице № 1. Надо только отметить, что, как и любая другая классификация, эта носит достаточно условный характер, поскольку реальное общественная жизнь представляет собой более сложную и постоянно изменяющуюся структуру, где идут непрерывные церковнотворчі и сектотворчі процессы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что развитые религии представляют довольно сложное структурное образование, которое включает в себя три основных элемента: религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Плотно связанные и взаимодействующие между собой, эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляются в процессе их функционирования в синхронічному и диахроническом аспектах. И перед тем как перейти к рассмотрению конкретных исторических религиозных систем, рассмотрим функцию и роль религии в обществе (тезисно) и стадии развития религии.

Таблица. Классификация религиозных организаций

Сущность религии Автор

1. Религия – выражение социальной А) З. Фрейд

2. Религия – переживание священного Б) Гегель

3. Религия – духовная основа человека В) С. Франк

4. Религия – диалог человеческого духа С) П. Тиллих

5. Религия – это общечеловеческий навязчивый Д) Э. Дюркгейм

невроз, который коренится в Эдиповом

Ответы: 1- ___; 2- ____; 3- ____; 4- ____; 5- ____.

ТЕМА ЛЕКЦИИ: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ.

Цель: исследовать составные части религии, ее неизменное ядро, общее для всех исторических форм вероисповедания.

План лекции:

1. Религиозная доктрина, ее составные элементы.

2. Религиозный культ. Теория ритуала.

3. Социальные формы организации религии.

Основные понятия: доктрина, теология, политеизм, монотеизм, религиозная антропология, религиозная этика, сотериология, культ, ритуал, церковь, деноминация, секта.

Религиозная антропология рассматривает отношения человека с Богом. Во-первых, во всех религиях постулируется родство человека с Богом. Человек представляется как рожденный Богом или созданный по божественному образу, т.е. существует неразрывная связь между бесконечностью, которую человек ощущает в себе и бесконечностью над собой – Богом. Во-вторых, человека в религиозных переживаниях преследует ощущение своей ограниченности, даже ничтожности перед Богом. Божество раскрывает себя человеку в откровении и указывает путь совершенствования человеческой природы. В-третьих, отсюда вытекают обязанности человека перед Богом, воплощенные в религиозной этике. Это может быть почитание, выполнение заповедей.

Сотериология – учение о спасении является важнейшей составной частью каждой религии. Она исходит из того, что человек есть конечное существо, что проявляется не только в кратковременности его жизни, но и в ограниченности во всех отношениях: в познании, в практических возможностях. Это пробуждает в нем чувство бессилия, вины, греховности и потребность в искуплении или спасении. Человек хочет преодолеть состояние греховности, несовершенства, освободиться из его оков. В разных религиях данное состояние может называться по-разному: спасение в христианстве, освобождение в буддизме, джайнизме. Средства спасения также различаются в зависимости от религии. Это может быть покаяние, жертвоприношение, медитация и многое другое. Часто процесс спасения связывается с фигурой посредника, которые рассматриваются как провозвестники воли Бога, способные повлиять на примирение человека и Божества. Их называют спасителями, искупителями. Например, пророки в исламе, христианстве.

Главный вид религиозной деятельности – это культ. Именно в культе наглядно представлены отношения человека с Богом. К.Тиле так определяет культ: «Истинный культ является для человека серьезным действием, в котором он участвует всей своей душой и который по своей сути всегда является жертвоприношением, смирением и посвящением, с тем, однако, чтобы ощутить, напротив, близость и общность со своим Богом». К культу также применяют следующее выражение – «вера, ставшая зримой» (Раувенхофф). Составными частями культа являются Слово Божие, обращенное к людям и воплощенное в текстах Священного Писания, молитвах, псалмах, песнопениях; различного рода ритуалы – богослужения, религиозные обряды, религиозные праздники, паломничество.

Ритуалы можно классифицировать по разным основаниям – критериям. По функциям ритуалы можно классифицировать на кризисные, совершаемые в критические периоды жизни (танец дождя), календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления природных явлений (смена времен года, созревание урожая), ритуалы интенсификации и др. Цель их — сохранить равновесие общественной жизни, интенсифицировать взаимоотношения между членами группы (свадьбы, похороны). Ритуалы могут быть классифицируемы по участию мужчин и женщин, по количеству участников. Особое место занимают ритуалы перехода, связанные с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути – от рождения до смерти.

Читайте так же:  Молитвы и заговоры на любовь на растущую луну

Религиозный культ включает в себя предметы культовой деятельности – это различные объекты, животные, растения, реки, горы, духи, боги. Субъектом культа является религиозная группа или верующий человек. Средства культа: молитвенный дом (церковь, мечеть), культовые предметы (крест, облачения священников и др.), религиозное искусство (живопись, архитектура, музыка, скульптура) Каждая религия предписывает способы исполнения религиозного культа, которые включают предписания верующим (обряды, молитвы, богослужения, праздники и т.д.) В религиозном культе средства культа, предметы культовой деятельности имеют символическое значение. Например, крест в христианстве или камень Каабы в исламе. Религиозный культ призван поддержать веру и сплотить верующих в религиозную группу.

Таким образом, структура любой религии включает в себя религиозную доктрину, религиозную деятельность (культ), религиозную организацию. Религиозная доктрина в свою очередь состоит из теологии, религиозной антропологии, сотериологии и религиозной этики. Сущность религиозной доктрины – это выражение различных сторон отношений человек – Бог. Составными частями религиозного культа являются молитвы, различного рода ритуалы, предназначение которых наглядное, чувственно-образное представление отношений человек- Бог, сделать веру зримой. В религиозном культе средства культа, предметы культовой деятельности имеют символическое значение. Адепты всех религий объединяются в религиозные сообщества, которые отличаются социальной основой, структурой, методами, идейными принципами.

Методические рекомендации к лекции:

При изучении материала лекции попытайтесь четко представить себе структуру и составные элементы религии. Обратите внимание на термины в лекции, так как они являются определяющими для исследования религии. Приведите пример какой -либо доктрины, ритуала. При рассмотрении социальных форм организации религии акцентируйте внимание на отличительных чертах церкви, деноминации, секты.

1. Самыгин С. И., Нечипуренко В.Н. и др. Религиоведение: социология и психология религий. – Ростов-на-Дону, 1996

2. Основы религиоведения./Под ред. И.Н. Яблокова/ — М., 2002

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996

4. Классики мирового религиоведения. – М., 1996

5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993

Тема: Религия: составные элементы и структура.

Цель занятия: проанализировать составные части религии, выделить ее

структуру вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

План семинарского занятия:

2. Ритуал как основа религиозного культа. Характеристика религиозного культа. Субъект и объекты, предметы религиозного культа.

3. Типы религиозных организаций: происхождение, особенности функционирования и перспективы развития. Секта и тоталитарная секта.

Форма проведения: диалоговая форма

Студент должен знать: элементы и структуру религии, характеристику

каждой составной части религии.

Студент должен уметь: в каждой конкретной религии выявить

структуру религии: теологию, религиозную антропологию, сотериологию

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9215 —

| 7356 — или читать все.

94.180.82.128 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

Ритуал — «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному:

понятия считаются тождественными;

ритуал считается частным случаем обряда;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ритуал является совокупностью обрядов.

Религиозный культ поклонение ритуал таинство молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here