Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?
В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.
Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.
Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.
. Нужно, наверное, сначала сказать о видах молитвы, точнее, о видах именно Иисусовой молитвы, так как в нашей жизни при борьбе с грехом это имеет большое значение. Оттого что мы не учитываем, что молитвенное развитие совершается постепенно, у нас бывают ошибки, приводящие иногда, из-за неопытности нашей, к серьёзным последствиям. Может быть, некоторым сказанные мною вещи покажутся общеизвестными, но «повторение – мать учения», по крайней мере, вреда не будет. Кроме того, нечаянно может открыться какой-то момент, который они раньше опускали, не замечали и не обращали на него внимания.
Молитва, как правило, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, элементарное деление. Но святитель Игнатий (Брянчанинов), как многоопытный подвижник, сверх того отделяет устную молитву от гласной. И справедливо, потому что, можно сказать, в устной молитве есть два подразделения: когда она говорится собственно устами и когда она произносится устами в голос. Бывает так, что мы можем говорить молитву устами беззвучно – просто шевелить губами. Однако же это молитва устная, поскольку произносится она устами, и она имеет большее отношение к молитве телесной. А иногда мы имеем возможность говорить молитву вслух, но такая возможность есть не всегда. Если мы при общении с людьми, например на работе, в общественном транспорте или даже во время службы в церкви, начнём говорить молитву вслух, то этим, так или иначе, будем либо искушать и смущать окружающих, либо (в последнем случае) помешаем им молиться.
Устная молитва нам необходима. Если бы мы, невзирая на то что мы ещё недостаточно опытны и даже не имеем столько благодати, чтобы удерживать молитву, стремились только к молитве умственной, творимой одним умом, да притом и внимательной, то мы, конечно, оставляли бы вообще всякую молитву. Часто у нас так и происходит. Поэтому для новоначального весьма уместно по возможности молиться вслух, т. е. упражняться в молитве гласной, или, как говорит святитель Игнатий, творимой голосом, а если ситуация не позволяет – повторять молитву устную, то есть творимую устами беззвучно. Не думайте, что эта устная молитва не принесёт пользы в борьбе с помыслами. И здесь необходимо внимание, без которого и устная, и гласная молитва, так же как и умная, оказывается совершенно пустой.
Мы же упускаем это из виду и, бывает, гоняемся только за одним количеством.
Некоторые подвижники всю жизнь не оставляли устной молитвы. Есть даже такая устная молитва, которая является высшей степенью молитвы умной, – когда чувства настолько переполняют душу человека, благодать настолько стесняет его сердце, что он не может удержать молитву внутри себя и вынужден произносить её устами, вслух, – именно от избытка чувств. Так было с блаженным Андреем, Христа ради юродивым. Из его уст вырывался как бы свист. Люди, не понимавшие его устроения, считали, что он беснуется, а это была устная молитва. Блаженный Андрей не мог удерживать её внутри себя, и она выражалась в таком невнятном произнесении слов, но молитва эта шла от избытка сердца. Когда я был паломником в некотором монастыре, один старец случайно рассказал мне, что он знал некоего афонского монаха, подвижника, и тот не произносил вслух всю Иисусову молитву, но время от времени у него вырывалось из уст: «Иисусе Христе! Иисусе Христе!» То есть от избытка чувств и уста произносили.
Поэтому не нужно думать, что устная молитва предназначена только для новоначальных и не приносит никакой пользы. Один Бог знает, как будут распределены Его дары. Иной и при устной молитве может необыкновенно преуспеть во внимании, так что в этом отношении будет превосходить того, кто занимается молитвой умственной. И сердечная молитва – у тех, конечно, кто обладает даром такой молитвы, – бывает иногда несколько рассеянной, а устная бывает чрезвычайно внимательной. Кроме того, многие молитвословия, совершаемые в церкви, произносятся устами: возгласы священника, чтение на клиросе псалмов или канонов, диаконские прошения во время ектений – всё это устная молитва. Поэтому уничижать её и считать, что от неё нет никакой пользы, было бы легкомысленно.
Это я говорю для того, чтобы не стремились чересчур рано перейти от молитвы устной к умной, чтобы те, кто уже понял, что такое умная молитва, и познал её на опыте, не пренебрегали устной молитвой.
Если мы понуждаем себя к молитве устной, пусть даже мы несколько рассеянны, то она всё же принесёт пользу. Допустим, пять-десять молитв мы сказали совершенно невнимательно, а потом опомнились. Сам наш голос, наша собственная молитва, звучащая в ушах, напоминает нам о том, что мы сейчас должны делать, и мы приходим в себя, приходим в чувство. Или, например, мы совершаем молитву устами беззвучно. Мы отвлеклись, сильно рассеялись, мысль занята другим, но вдруг мы замечаем, что наши уста по привычке шевелятся и произносят слова молитвы Иисусовой, и мы опять можем опомниться и вернуть свой ум к внимательной молитве.
Некоторые делают из умственной, или умной, молитвы самоцель и так за нею гоняются, что, опытно познав большее внимание при такой молитве, не придают значения молитве устной как бы безвкусной, ничего для них не значащей. Таким образом, они совсем перестают молиться. Это – ошибка, приводящая к рассеянности, оставлению молитвы, а впоследствии и к принятию греховных помыслов.
Может случиться, что вдруг нам опять станет как-то неуютно, в уме молитва будет произноситься с трудом, неуклюже, со скрипом, так сказать. Тогда вновь перейдём к устной молитве – ведь ничего страшного в этом нет. Во-первых, такое бывает от усталости: неопытным трудно молиться умственно. Во-вторых, это может быть просто оттого, что благодать умалилась. Например, мы в чём-то согрешили – и благодать умалилась, тогда у нас уже не получается творить молитву умом, поскольку это зависит не от нашего навыка, но более всего от действия благодати.
Молитва умная, или умственная, также имеет много степеней, зависящих, конечно, от внимания. Вообще, я думаю, преуспеяние в молитве безгранично, потому что истинная молитва – это есть общение с Богом, богообщение, которое будет продолжаться и в будущей жизни. Познание Бога будет в человеке всё более и более развиваться, и он будет восходить на высочайшие степени, о каких мы сейчас даже помыслить не способны. Объяснение этому даёт апостол Иоанн Богослов. Он говорит замечательные слова: «Сейчас мы чада Божии, но неизвестно, что будем, ибо увидим Бога, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). То есть сейчас мы дети Божии, и это само по себе необыкновенное, великое звание: Бог усыновил нас, сделал Своими детьми, но в будущей жизни и оно окажется малым. Потому-то апостол Иоанн Богослов говорит: «но неизвестно, что будем, ибо увидим Бога, как Он есть». У апостола Иоанна нет даже слова, названия, чтобы наименовать состояние человека в будущей жизни. Следовательно, преуспеяние в молитве безгранично.
В каждой молитвенной степени также есть много разных, весьма условных степеней или градаций преуспеяния. Обратимся, например, к разделению на молитву устную, умную и сердечную. Я вам уже рассказывал, как человек произносил молитву устную от избытка сердечной, от избытка благодати. Или посмотрим на священника во время богослужения. Не будем говорить о нас, обыкновенных священниках, а скажем о таком, как отец Иоанн Крондштадтский. Несомненно, он во время богослужения произносил молитву вслух, т. е. она была устной, – иначе и быть не могло, но насколько она была пламенной, вдохновенной. Это позволяет нам сделать вывод о том, что разделение молитвы на различные виды и степени условно.
Итак, в каждом отдельном случае нужно правильно сориентироваться. И конечно, лучше всего, когда есть опытный советчик.
Составлено по книге
схиархимандрита Авраама (Рейдмана)
«Беседы о духовной жизни»
Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем знакомиться с иисусовой молитвой. После того, как вы преобрели навык молитвы «устной», можно перейти к следующей «ступеньке» — молитве «умной» или мысленной. На данном этапе вы уже не произносите слова молитвы вслух, но делаете это мысленно. Таким образом ваша молитва становится более «внутренней».
Умная молитва и упорядочивание эмоций
Характер умной молитвы таков, что повторяя мысленно слова молитвы, мы также размышляем над их смыслом. Эти размышления могут вызывать у нас чувства и эмоции, которые следует упорядочить. Например, может возникнуть глубокие чувства умиления, раскаяния и благодарности, которые в свою очередь вызовут сильные эмоциональные переживания (волнения, напряжения…). Вот их и нужно упорядочить, т.е. претворить в молитву, отдать Богу.
Вот почему среди советов о иисусовой молитве можно встретить рекомендацию, что слова молитвы следует произносить «плачущим тоном».
На что похож «плачущий тон»? Приходилось ли вам в детстве ожидать возвращение мамы в одиночестве? Возможно вы тосковали, не плакали, но тихонько «поскуливали» лёжа на своей кроватке… Кроме этого вспомните, как дети клянчат конфеты (с завидной настойчивостью и ритмичностью): «Ну м-Ааа-мочка! Ну д-Ааа-й…».
Похожая «тоска» по Богу может родиться в вашем сердце во время молитвы. Вы «вкладываете» эту «тоску» в слова молитвы (имитируя тон ребёнка, который клянчит). При этом вы не открываете рта, но на выдохе вы услышите негромкий горловой звук «хээ» своего дыхания.
Введение ума в сердце
После того, как вы приобрели навык мысленной (умной) молитвы, начинается новый этап — молитва сердца (сердечная молитва). Наставники иисусовой молитвы говорят о необходимости «спроводить» ум в сердце.
Смысл этого таинственного выражения заключается в том, что бы «положить» слова молитвы на ритм важего сердца, и как следствие, задать ритм всему вашему существу. Таким образом иисусова молитва становится молитвой целого человека, всецело поглащает его. Начало такой практики (делания) и есть начало непрестанной (неустанной) молитвы. Начало это, впрочем, достижимо обычными усилиями самого человека, в отличие от вершины сердечной молитвы — «фаворского света», «чистой молитвы»…
Для того, что бы «ввести» ум в сердце воспользуемся следующим известным психосоматическим методом.
1. Совместим молитву и дыхание. На вдох мысленно произносим «Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий», на выдохе: «помилуй мя [грешнаго (-ую)]«.
2. Устремим внутренний взор наш вглубь, туда, где (как нам кажется) должно находиться наше сердце и на выдохе чувствуем, как туда приходит тепло. Для облегчения концентрации можно положить правую руку на грудь.
3. Концентрируемся на возникающим тепле, не переставая молиться.
Теплота и предостережение владыки Феофана
Тепло («теплота») — не является чем-то сверхъестественным, но лишь теплотой вашего тела, теплотой соматической. Это теплота ни вкоем случае, не является каким то особым достижением или, чего хуже, целью молитвы! Соматическая теплота — это инструмент, который может помочь нашему дальнейшему продвижению по дороге к «чистой молитве», но не есть, как я уже подчеркнул, целью в себе.
Феофан Затворник называет такую теплоту «кровяной», и она «будучи такою, не худа, если не состоит в связи с сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию» (Вып. 3, стр. 225-226, п. 529).
Действительно, не смотря на то, что мы концентрируемся на сердце, «кровяная» теплота может возникать в самых неожиданных местах, например на шее или ниже уровня сердца. Концентрация на теплоте ниже уровня сердца может привести к неуместному сексуальному возбуждению, о котором предостерегает Феофан. Что бы избежать такой «неправильной» теплоты следует постепенно «переместить» её путём концентрации чуть выше уровня соска груди (либо прервать молитву, пройтись и заново попробовать сконцентрироваться на сердце).
Самопроизвольная молитва и «фаворский свет»
Друзья, если вам удалось реализовать в себе сердечную молитву, и не только обрести (это не так уж сложно), но и сохранить такой навык, то это означает, что вы приобрели «самопроизвольную молитву».
Такая молитва неустанно «бежит» в вас, как ручеёк, независимо от того, чем вы в данный момент занимаетесь. Такая молитва происходит без усилий и всецело поглощает человека.
Последняя ступень иисусовой молитвы — «чистая молитва» — есть даром Божьим. Те, кто достиг этой ступени говорят, что здесь человек отдыхает в Боге и свободен от бесконечного потока образов, мыслей и чувств. Этот этап — вершина осознанного переживания присутствия Иисуса, переживание встречи с Ним в сердце.
Многие учителя иисусовой молитвы говорят об этом духовном опыте, как о «фаворском свете». Этим самым они сравнивают опыт «чистой» молитвы с опытом трёх учеников Иисуса, которые стали свидетелями Его Преображения на горе Фавор.
Очень важно помнить, что такая «чистая» молитва есть даром. А дары даются Богом, что бы служить другим людям. О даре молитвы можно просить, но его нельзя вырвать у Бога силой.
Спасибо, друзья, что дочитали до конца эту статью. В этом месте я хочу предложить вам посмотреть и послушать человека, который действительно знает о чем говорит.
О иисусовой молитве слушайте с этого времени — 2:50.
19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.
Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.
Архимандрит Арсений (Папачок) |
– Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве?
– Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» [1] .
Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!
Сын мой, подумай о том, что у тебя есть только время этой жизни, и с твоим рвением, с твоим желанием быть с ангелами на небесах ищи того, чтобы смирять себя, потому что только так ты придашь ценность той красоте, которую ты стяжал в себе, чтобы не послужило это духовное богатство – увы! – тебе на погибель в огне. Внимай себе, брат, ибо если будешь думать, что Бог может посетить тебя прямо сейчас и что ты умрешь, то он, помысл, научит тебя тому, что делать, ибо известно, что Христос, в чем застанет нас, в том и будет судить (ср.: Иез. 33: 20) [2] .
Без смирения нет никакой надежды на спасение! А «если у тебя, брат, нет кротости в сердце твоем, тогда знай, что в сердце твоем есть какое-нибудь возношение» [3] . Нужно понять, что Бог так мало требует от нас, а наследие мы получим вместе с Ним. Кротость, кротость и еще раз кротость!
– Многие верующие жалуются, что не находят в себе сил, чтобы молиться. Что делать, чтобы иметь рвение и благоговение к священной молитве?
– Не надо прекращать молиться, хотя бы умом. Эти моменты опустошенности, взлетов и падений случаются и у святых людей – ради их смирения. Бог соразмеряет дары по силам каждого, чтобы было духовное равновесие. Одни теряют в качестве молитвы, другим, кто молился со смиренным сердцем, бывает некое утешение, и они на радостях молятся только для того, чтобы их снова посетили утешения, но это простое заблуждение: мы как бы торгуемся, а такие утешения могут приходить и от бесов, ибо фальшивое удовлетворение ложью чувствуется. Бесы рады удерживать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался невосприимчив к настоящему утешению от молитвы, вырывающейся из сердца без всякого расчета и безостановочно. Молись смиренно, чтобы привести Бога в сердце твое, а не возноситься умом и блуждать в высотах, ибо лучше быть ничем, чем героем кого-нибудь еще, кроме Христа.
В молитве мы нуждаемся непрестанно, потому что нам следует всегда быть с Богом, да и лукавый подстерегает нас тоже все время. Милость Божия с нами; пусть не боится ни одно опечаленное сердце, ибо мы искуплены Кровью Спасителя, а значит, стоим очень дорого.
Есть много таких, кто, если за него молится кто-нибудь из близких или иные христиане высокой жизни, то он обманывается и верит – даже если сам живет в неисправимой беспечности, – будто унаследует и блаженное благословение этих людей. Хорошо бы заранее знать, что «посреди цветов полевой бурьян напрасно молится, чтобы его простила коса» (Йорга) [4] . «Не стыдно пасть под напором болезней, стыдно умереть нерадивым и изнуренным удовольствиями» (Паскаль).
– Какие молитвы и молитвословы вы рекомендуете монахам и мирянам?
– Я не буду касаться здесь молитв, полагающихся по уставу, – они совершаются; было бы хорошо, если бы мы подумали о чем-то непрерывном и не столько о том, чтобы нанизывать слова, сколько о том, чтобы воспитать себя и сделать любовь состоянием своего чувства, вибрацией своей души. Этот трепет с неуловимым воздыханием я бы попробовал рекомендовать.
Святой Агафон говорит: «Кто молится только когда молится, тот не молится». Речь идет, таким образом, о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого сердцем своим как можно непрестаннее. Это хранило бы свечечку души твоей зажженной, и было бы тяжелее напасть на такую душу. Надо знать, что диавол очень боится трезвенного [5] человека – как можно более трезвенного! Молитва – это, безусловно, полезное средство, а трезвение – это достигнутая цель.
Я рекомендую молитвы к дражайшему Спасителю нашему, к Матери Божией – неусыпающему утешению душ наших, – особенно молебны; молитвы к святому ангелу хранителю и, по необходимости и благоговению, к любому святому.
Молитвословы, для всех, – те, которые есть, ибо на самом деле больше всего нужно твое сердце!
[1] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2-х т. М., 2001. Т. 2. С. 259.
[2] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 7. § 50. Сергиев Посад, 1908. С. 84.
[3] Цитата из «Египетского патерика» в румынском переводе. Гл. 4. О смирении и кротости. § 3.
[4] Цитата из книги румынского мыслителя Николая Йорги «Cugetări» («Размышления»).
[5] Трезвением у святых отцов называется хранение ума и сердца.
Перевод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.
В христианской мистической традиции существует прекрасная практика, которая называется «внутренняя сердечная молитва»; другие её известные названия, которые могут встречаться в литературе: «непрестанная молитва», «непрерывная молитва» и «умная молитва».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Небольшая книжка «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» очень хорошо объясняет технику выполнения данной практики и основные эффекты, которые она вызывает; когда внутренняя сердечная молитва освоена, то она начинает работать сама, независимо от Вас и ненавязчиво, день за днём делает Вас всё более осознанными.
Например, Вы работаете за компьютером и отсутствуете в состоянии «Здесь и Сейчас»; через какое-то время решили отвлечься, пойти выпить кофе; и вот, Вы встаёте из-за стола, делаете один шаг, и в сердечном центре немедленно включается внутренняя молитва; Вы немедленно просыпаетесь и входите в состояние «Здесь и Сейчас»; кроме того, молитва спокойно и постоянно даёт Вам энергию с Высших Уровней Бытия.
Как-то раз, когда эту практику до конца я ещё не освоил, я шёл по Москве в состоянии глубочайшего депресняка и похмелья; с работы меня уволили, живу я в однушке с женой и кучей детей; сплю на матрасе на кухне, на улице холод, ветер и сырость (что-то там сыпят на эти дороги, чтобы они не замерзли); над головой у меня кружились пакеты и другой летающий мусор.
Я стал выполнять сердечную молитву, и она проворачивалась с трудом и со скрипом, как старое, ржавое колесо; через несколько оборотов она раскрутилась, и моё состояние волшебным образом изменилось меньше чем за минуту; я увидел, что сейчас куплю себе пива и похмелье пройдет, работу найду, однушку, даст Бог, поменяю на трёшку, перестал остро ощущаться холод, сырость и ветер; а мусор летящий пусть летит туда, куда ему нравится, жизни моей и меня самого он никак не коснётся, потому что я не часть всей этой помойки.
Внезапно произошёл прорыв в осознании; я увидел, что от моего сердца куда-то высоко в небо уходит труба и чёрная энергия моего депресняка уходит вверх, по этой трубе, прямо к Богу.
Я позвонил Руслану, рассказал про прорыв, и он мне прислал новую практику для работы с сердечным центром; с этого дня я стал дополнительно ко всем практикам выполнять внутреннюю сердечную молитву всегда, как только о ней вспоминал; на Пути у меня наступил переломный момент, и я пошел постоянно, уверенно вверх и в небо, к Богу, к источнику этой сердечной трубы.
Начинать выполнение практики следует только после того, как Вы успешно прошли предварительный курс обучения в нашей Школе и как минимум месяц выполняли мистическую практику зикр; этот курс научит Вас управлять своим вниманием, расшатает и активирует центры, очистит внутреннее пространство сердечного центра; зикр даст опыт взаимодействия с энергиями, принадлежащими Высшим Уровням Бытия.
Иисусову молитву, которая предписана для выполнения в книге «Откровенные рассказы странника» в нашей Школе читать нельзя; молитва выбирается и адаптируется в соответствии с обязательным принципом суфийского обучения: «Время-Место-Люди».
Молитва должна быть короткой, ясной, читаться на четыре шага и состоять из двух частей; первая часть молитвы одинаковая для всех, потому что в нашей Школе практика осознания является основной; вторая часть молитвы должна отражать ту цель, которую ученик (ученица) стремится достичь в течение ближайших пяти лет; каждый ученик (ученица) выбирает себе вторую часть молитвы, которую полюбит всем своим существом, или составляет её сам (сама).
Вот примеры молитв, с которыми можно успешно работать:
Господи, дай мне осознанность и открой Сердце
Господи, дай мне осознанность и Твою Любовь
Господи, дай мне осознанность и открой Твою Истину
Господи, дай мне осознанность и открой мне Себя
Прежде чем молитва начнет работать сама, её необходимо освоить; для этого выбираем тридцать минут свободного времени ежедневно на протяжении двух месяцев; в течение этих тридцати минут никто не должен Вам звонить или каким-то другим образом Вас отвлекать; выходим на улицу и читаем выбранную молитву на четыре шага; молитву читаем не громко и не шёпотом (как предписано в книге), а про себя; молитва должна крутиться в сердечном центре против часовой стрелки, если смотреть изнутри (часы, прямо перед собой, направлены циферблатом к груди).
В течение дня продолжаем выполнять практику самонаблюдения и стараемся крутить внутреннюю сердечную молитву всегда, когда только вспоминаем о ней.
После того как молитва освоена и начала работать сама, её можно крутить как колесо, с направлением вверх или вниз, как удобнее, или интуитивно менять технику её выполнения.
Не так давно я зашёл на Озон посмотреть эту книжку про «Странника» в напечатанном виде; пока выбирал переплёт и издательство, обратил внимание на негативные отзывы о ней «так-называемых-христиан»; они писали со ссылкой на «духовного-лидера» какого-то батюшку, который сказал, что эта молитва вызывает «прелесть», что является «грехом» для «настоящих-христиан».
Подозреваю, что батюшка прочитал эту книжку и попробовал выполнять практику; через какое-то время молитва раскрылась и из него поперли подавленные сексуальные желания (бесы, говоря христианским языком); он испугался и объявил книжку вредной, а молитву опасной.
Была у меня тогда мысль написать что-то там, на Озоне, но это, что называется «бисер-метать», все равно не поймут.
Во-первых, молитва пришла к нам из реальных мистических христианских источников.
Во-вторых, книга переписывалась и издавалась в издательствах очень серьёзных монастырей, как говорит нам об этом профессор архим. Киприан, Сергиевское подворье, в предисловии к книге, многократно называя внутреннюю молитву сокровищем.
И самое главное – кто бы что ни писал и ни говорил, «внутренняя сердечная молитва» была, есть и будет одной из мощнейших практик, которая может быть адаптирована для своих целей в любой настоящей мистической Школе.
В православной литературе существует понятие таких видов молитв: устной, умной и сердечной. Такое деление, применяют, прежде всего, к Иисусовой молитве. Понимание и правильное воздание различных видов молитв, возможно лишь после долгого и трудного пути самопознания и совершенствования. Обычным людям надо не искать в себе высоких дарований, для совершения умной и сердечной молитвы, а идти своим путем, просто соблюдая Божьи заповеди. Это не значит, что не нужно стремиться к другим высотам познания и разговора с Богом, просто желающим совершать такие молитвы нужен опытный наставник, который поможет разобраться, готовы вы к такой молитве или нет. В ступлением, а иногда и физической гибелью, так пишет в предостережении Макарий, один из оптинских старцев.
Цель и смысл сердечной молитвы — соединится с Богом. К такому способны лишь немногие. Для этого нужна абсолютно чистая совесть, духовная сила и чистое сердце, которое постоянно помнит о Боге. При этом не надо думать, о том, что те, кто не могут делать христианскую сердечную молитву, в чем-то ущербны,- нет. Это как в спорте: один просто хорошо играет, другой является кандидатом в мастера спорта, третий,- мастер. Все люди разные, разные их возможности. Разные возможности у людей и в плане погружения в молитву. Не нужно преждевременно искать в себе возможности читать текст сердечной молитвы. Всему свое время и на все Божья воля.
Текст сердечной молитвы-
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»
Преподобный Нил Сорский пишет, что: для умной сердечной молитвы нужен зрелый возраст, когда укрощены плотские желания. Монахам и мирянам преждевременно запрещается входить в состояние сердечной молитвы из – за возможности впасть в какие-либо крайности. При нисхождении ума в сердце, возникает состояние упоения и внутреннего самозабвения, приходит ощущение духовной сладости. Своими силами раскрыть это в себе невозможно. При сердечной молитве господь зажигает духовный огонь в нашем сердце, происходит соединение со Святым Духом, появляется душевная радость и полное соединение с Богом внутри себя.
Память о Боге в человеке проявляется благодаря общению его с Богом, что означает, что, фактически, — это молитва. Борьба за неустанное упоминание святого Имени Христа с молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» постоянно возрождает в человеке память о Боге и общении с Богом. Именно поэтому апостол Павел писал в своём Послании к фессалоникийцам: «Неустанно молитесь».
С памятью о Боге и молитвой человек проявляет истинное благородство своей природы, являющейся границей между видимым и невидимым миром, превосходящей естественную потребность, расширяет свое существование до Бога, ощущая свободу от всего того, что держит его пленником на Земле.
Тем не менее, для того чтобы молитва была правдивой, она должна совершаться всем существом человека, а не только его губами или разумом, или только сердцем.
Идеальная молитва осмысленная и в то же время сердечная. Разум молится через сердце, которое является центром всего сущего.
Таким образом, весь человек из своей глубины и центра своего молится, исполняя заповедь Бога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Человек всего себя предлагает Богу.
Для такой молитвы достаточно слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», которые таким коротким воззванием помогают концентрации разума и погружению его в сердце.
Святые Отцы, основываясь на своём опыте, написали о способе и методе этой молитвы. Существует сборник таких работ Святых Отцов, который называется «Добротолюбие» (греч. Φιλοκαλία — «Филокалия»). «Добротолюбие» здесь ключевое слово. Благодаря осмысленной и сердечной молитве верующий соединяется с Богом, узревает Бога, видя самое прекрасное, что может существовать на Земле — безграничную доброту.
Во избежание путаницы между сердечной молитвой и различными способами медитации в молитве, как это практикуется в восточных религиях, необходимо понимать следующие аспекты:
1. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» — это не единственная молитва, которая должна быть осмысленной и сердечной. Каждая молитва Церкви, как, например, Молитва Господня «Отче наш», должны исходить из глубины нашего естества.
2. Обретение дара неустанной осмысленной и сердечной молитвы для нас православных — это, в основном, не вопрос метода или техники, но раскаяния сердца, которое болит за грехи его и смиряется. Без такого сердца ни один метод и ни одна техника молитвы, как, например, правильное дыхание, не сможет породить правдивую молитву.
3. Сердечная и осмысленная молитва предполагает наше участие в жизни Церкви, в таинствах, следование заповедям Бога и послушание духовному отцу. Ни в коем случае нельзя сказать, что это некий частный и личный подход к Богу. В лоне Церкви смиренный христианин обретает Благодать Божию, и эта Благодать действует внутри него, при условии его участия и желания, правдивой молитвы.
В наши дни человек испытывает особую нужду в молитве, чтобы его не поглотил сегодняшний глубоко материальный стиль жизни, отодвигая на второй план его Божественность, то есть его Божественное происхождение и его Божественное предназначение.
Чтобы сохранять внутреннее единство, равновесие и гармонию в современном мире, где царит небывалая разрозненность и неравенство, где всё сосредоточенно на внешнем, а не на внутреннем, необходима молитва. Необходимо, чтобы появилось постоянное ощущение присутствия и благоволения Бога в жизни человека, чтобы он не отчаивался и не проживал этот мир как пустой и не имеющий значения.
С постоянным упоминанием святого Имени Христа человек будет чувствовать Иисуса в своём сердце, станет избегать греха, взращивать чувство любви к Богу и к другим людям, сам обретёт мир и подарит мир окружающим его близким.
Братский совет духовной традиции Святой Горы Афон всегда звучал так: «Чем большее количество раз в день мы с великой верой произносим молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», тем ближе мы становимся к Богу и тем большую благость и силу мы получим для преодоления различных трудностей и искушений в этой жизни».
Святогорское Свидетельство, Том 2, страница 72-74.
Есть Небо на земле. Я знаю — есть.
Путь к счастью на земле — лишь в покаянии.
Блаженство на земле — лишь со Христом,
Бог — не в виденьях к нам приходит, но в молчании.
.
Безмолвью духа — помогает благодать.
В безмолвье духа — пусть сгорят мои мечты.
Молитвой сладостной всегда бы мне дышать
Забыв о мраке гордой суеты.
.
Ум, будь безмолвен как младенец крепко спящий.
Да и к чему, пред Богом нужен ум?
Я знаю — я поэт не настоящий.
Но стих родился, от безмолвных дум.
.
Уже давно, знаком я с этим чудом.
Безмолвье соткано из слов, я точно знаю.
Из слов Небесных, спетых Божиим Духом.
Я слышу пенье — и земное забываю…
(Пафнутиево-Боровский монастырь 1994 год)
Краткое дополнение от 18 января 2018 года
После прочтения этой повести может возникнуть ошибочное представление что если молиться не сердечной молитвой, то это будет неправильным.
Но я не встречал подобной мысли у святых отцов.
Можно достичь высокой степени молитвы и при гласной молитве.
Сердечное действие при гласной молитве может быть не менее эффективным чем и при молитве сердечной, когда молчат уста и гортань.
Не зря же сказано в Псалме 141 стих 2 «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся»
В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.
Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.
Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.
К какому святому следует обращаться, когда возникают боли в желудке? От болезней чрева обращайтесь к Артемию, произносите молитвы от боли в желудке.
От болезней болезни желудка, а также при грыже помогает чудотворная молитва великомученику Артемию, кроме того, обращаются и к преподобному Серафиму Саровскому, всея России чудотворцу. При болезнях сердца молятся с верой и надеждой святым бессребреникам Киру и Иоанну.
«Истинною бо Христовою верою утверждься, срастотерпче, мучителя злочестива царя победил еси со идольским того возношением. Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго, пресветлым венцем победным одарен бысть, вся исцеляяй болящия и призывающая тя, Артемие великий, моли Христа Бога спасти души наша».
«Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление, сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго, молится бо Господу о всех нас».
«Святии безсребреницы и чудотворцы, посетит немощи наша: туне прилете, туне дадите нам».
«Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии: но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы».
Простите за вопрос, скажите, что значит умная молитва и сердечная? За ранее благодарю за ответ. р.б. Елена
Бог благословит,Елена.
Умной молитвой понимается молитва,творимая умом,мысленно,безмолвно. Как правило это систематическое занятие — вид аскетики — иисусовой молитвой. Об этом есть много трудов подвижников благочестия — исихастов.
Сердечная молитва — под этим термином понимается соединение ума с сердечным участием в молитве, пропускание молитвы через сердце. Кроме того, в систематическом занятии иисусовой молитвой(это особый подвиг опытных подвижников молитв по чёткам — исихастов,и без благословения этого делать не рекомендую) используется творение этой молитвы,в особом соединении с биением сердца,в такт биению сердца. Получается буквально,что человек живёт молитвой и каждое биение сердца наполнено ею.Это,если понимать в строгом,буквальном смысле понятия,но сегодня иногда в разговоре термином «умно-сердечная молитва» называют и просто молитву иисусову, творимую про себя, безмолвно, без такой систематики и сложных аспектов.
Чтобы никто не смог и не посмел навредить вам, обращайтесь к Высшим Силам с просьбой о защите. Да, человек и сам в состоянии защитить себя, но случаются порой такие ситуации, когда никто из нас не может объяснить, почему это происходит, за что, в наказание за что-то или для того, чтобы человек вынес урок, что-то понял для себя. Если вы видите, что враги ваши плетут сети, в которые вы можете угодить, если враждуют против вас, не пускайте ситуацию на самотек, просите сущности Тонких миров о помощи, ибо их великие возможности несоизмеримы с возможностями человека. Для этого и существует церковная простая молитва богородице для укрощения и смирения злых сердец.
«О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
«Умягчи наша злая сердца. Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. На Твой бо святый образ взирающе, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец умягчение».
Не только православие стоит на страже интересов верующего. В трудных или опасных жизненных ситуациях, которыми полны человеческие пути, свою духовную поддержку дает магия. Заговор сильная молитва для смягчения злых сердец очень действенена, когда нужно защитить от вреда недоброжелателей своего ребенка, любого родственника или дорогого вам человека. Заговор читают над маком, а затем этот мак нужно высыпать в карман человека, для кого ставится этот оберег.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Сяду в сани, крытые бобрами, соболями, лисица да куницами. Как лисицы и куницы, бобры и соболя величавы между панами и попами, между миром и селом, так и сын мой (имя), в муках рожденный, был бы величав между панами и попами, между миром и селом. Суд – судом, век – веком! Кто мой мак будет подбирать, тот на меня будет суд давать. Замыкаю зубы и губы злым сердцам, а ключи бросаю в море-океан. Суд – судом, век – веком! Аминь».
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.