К сожалению, через Евангелие от Матфея молитва Господня дошла до нас в измененном виде. Настоящий текст молитвы «Отче наш» должен читаться так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, и во всем будет воля Твоя. Не отринь спасения души ради и не дай помереть лютой смертью. Дай нам слышать Тебя во всем, искупи первородный грех мой, отведи от нас искушение и избави нас от лукаваго. Хлеб насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как и мы должны прощать должникам нашим, ибо Ты Царь Силы и Славы нашей во веки. Аминь.
Эта молитва наделена удивительной целительной силой. При проведении ритуалов с заговорами обязательным предварительным условием является прочтение молитвы «Отче наш».
Пс.33:1 . Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отиде .
Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел к Авимелеху, и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался в своем бегстве, сказал же, что прислан Саулом просить меча Голиафова. И поелику иное говорил, а иное думал, то в надписании псалма сказано: «измени лице свое» . Воспевает псалом сей народу новому, преподавая учение о духовном и евангельском служении.
Пс.33:2 . Благословлю Господа на всякое время.
Пс.33:3 . О Господе похвалится душа моя.
Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным.
Да услышат кротцыи, и возвеселятся .
Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения.
Пс.33:4 . Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему.
Пс.33:6 . Приступите к Нему и просветитеся.
Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же.
Пс.33:7 . Сей нищий воззва, и Господь услыша и.
Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpовидения и явил победителем врагов.
Пс.33:8 . Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их .
Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 )? Так молится и блаженный Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» моих ( Быт. 48, 16 ). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: «Господь Бог. по́слет Ангела Своего пред тобою. и по́ймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 40 ). Так говорит и блаженный Захария: «Ангел глаголяй во мне» ( Зах. 2, 3 ).
Пс.33:9 . Вкусите и видите, яко благ Господь.
Вкусите, говорит, истинного хлеба, сшедшего с небес.
Блажен муж, иже уповает нань ;
потому что приимет будущую жизнь.
Пс.33:11 . Богатии обнищаша и взалкаша.
Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага ,
разумеет другой народ из язычников.
Пс.33:12–14 . Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас . и устне твои еже не глаголати льсти .
Предлагает язычникам учение, в котором первое – иметь страх Божий, второе – не осуждать брата, третье – удерживать уста от всякой лести, четвертое – уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос; а попечение о всем этом есть жизнь и «дни благи» .
Пс.33:15 . Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и .
Сказанному: «уклонися от зла» – учит страх; а сему: «сотвори благо» – любовь. И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.
Пс.33:16 . Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
За попечение о добродетели воздает великую награду – иметь зрителем Бога.
Пс.33:21 . Хранит Господь вся кости их .
«Костями» называет доблести душевные, – таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.
разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Между мной и смертью — только один шаг!» — это сказал Давид, когда он еще не был царем израильским, а был гоним царем Саулом, и очень часто, действительно находился на грани жизни и смерти.
Так и в жизни нашей — только один шаг между нами и смертью, тем моментом, когда временное — тело наше, отходит, а бессмертное — душа, идет к Богу.
Как мы относимся к смерти?
Как мы готовимся к встрече с Богом?
Для одних смерть — это ужас. Ужас, который они хотят оттянуть, убрать, забыть, не думать о нем.
Для других смерть — это встреча с Богом и раздумья: какой будет эта встреча?
В тридцать третьем псалме Библии есть такие слова: «Смерть грешника люта». Действительно так. Священник часто видит, как умирают люди. Вот и я видел однажды, как умирал большой грешник. Был при власти и много зла принес людям. Наживался за их счет. Сколько взяток было взято! Сколько их, этих взяток! Приходили люди, просили: » Устрой. Дай квартиру. Тяжело. Плохо. Помоги!» Давал тем, кто платил. И вот он при смерти — красное, распухшее, огромное тело. И крик из этого тела: «Батюшка, помоги! Смерти боюсь больше смерти!»
Видите, какая фраза’ Врезалась она мне в память на всю жизнь: «Смерти боюсь больше смерти».
Смерть спросит с каждого: «Как ты жил, человек? Как ты готовился к этому моменту, когда уходит зло и останется только Бог со своей любовью?»
О, несчастный грешник, ты делал зло, ты копил его, а душа твоя гибла, душа твоя покрывалась коростой греха. И вот тебе трудно, тело болит, а ты кричишь: «Больно! Помогите!» А ведь эта боль, эта болезнь, это воздыхание, Богом даны тебе в покаяние, чтобы ты смыл с себя грех слезами раскаяния, чтобы протянул руки к ближнему и попросил у всех прощения. Сколько людей обижал ты! И не вспомнишь, сколько. Не хватит времени вспомнить, не хватит памяти. Все мы грешим, каждый день грешим, каждый час: дурным словом, завистью, ревностью, ложью, мыслями хульными, плохими, неподобающими человеку. Мыслями, даже мыслями мы обижаем Бога, гневим Его.
Но есть в Библии и другие слова: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
Какие две разные смерти: «Смерть грешника люта» и «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
Как умирал великий подвижник веры, православия святой преподобный Серафим Саровский, чудотворец? В молитве. В молитве за весь род человеческий, за всех детей Божьих, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери, он и застыл — легко-легко ушла душа к Богу, а тело осталось вот так — на коленях.
Другой пример. Еще до революции был в Петербурге врач, который так возлюбил своих больных (а больные его были заключенные тюрьмы) что, стремясь понять их страдания, прочувствовать их боль, надевал кандалы
и ходил. Когда он умирая, то не кричал; «Боюсь смерти больше, смерти!» Такого страшного и жуткого каламбура он не произносил. Он другое говорил. С ясными и чистыми глазами он просил: «Спешите, люди, делать добро!»
Когда человек живет в вере, живет в любви, ему не хватает этой жизни, не хватает времени для того, чтобы как можно больше сделать доброго. Времени не хватает — спешит он. Вот это — подготовка к встрече с Богом! Вот дня таких людей даже при больших страданиях, вроде бы и одинаковых с грешниками страданиях, совсем другое значение имеет смерть. Совсем другое. И человек этот совсем по-другому готовится к смерти. Он ищет примирения с ближними, он кается в своих грехах. Он оставляет на земле тех, кого любит. Он оставляет на земле то, что он сделал — хорошее, доброе. И после него сияет жизнь.
Сияет ли жизнь наша’ Нет. Спешим за временем. Угождаем греху. Спешим. И сами свою жизнь калечим. Вокруг нас — стон и плач. Какой будет наша смерть?
Умер человек. Пил, гулял, матюкался, воровал, обижал людей и — умер. Приходят близкие в храм Божий и приглашают священника: «Отпойте, батюшка. Помолитесь о его упокоении».
О каком упокоении? Да можно тысячу молитв прочитать, можно все заупокойные песнопения пропеть, но не будет ему упокоения. Будет самое страшное: плач и скрежет зубов, будет ад и вечная мука.
Душа бессмертна и она должна думать о вечном, о том, где она будет после своего ухода из этого мира? Здесь все — временное, даже самые сильные страдания, самая невыносимая телесная боль и жестокие болезни — все, в конце концов, проходит. Уйдет из земной жизни душа. Куда? К Богу? Или туда, где нет Бога, потому что Бог не примет, скажет: «Мне не нужна эта грязь, в ад исторгнись душа».
Бежит жизнь. Задумаемся, пока не поздно, ведь очень быстро бежит жизнь. Спешите делать добро. Спешите. Можно не успеть.
Но вы скажете: «А если уже много зла сделано?»
Есть путь. Путь покаяния и веры. Даже если ты был зол человек, если много грехов и ошибок натворил, спеши покаяться и изменить жизнь. В последнюю минуту жизни не надо кричать: «Сделайте укол, чтобы не больно было», а надо сказать: «Господи, помилуй, прости! Помяни меня! Прости
грехи и помяни меня в Царствии Твоем! Не хочу в грехе жить, хочу к Богу идти».
В Евангелии есть притча. Женщина пришла к Христу и просит: «Господа, дочь моя жестоко беснуется, исцели ее!» А Господь молчит. Она опять просит. А Он молчит. В третий, в четвертый раз просит. Ученики уже говорят: «Отпусти, помоги ей». А Господь отвечает: «Я пришел только к погибающим овцам дома Израилева». А женщина смотрит на Господа и говорит: «Когда господа едят, крохи падают, и псы эти крохи едят». Увидев веру ее, покаяние ее, Господь говорит: «Не видел я еще такой веры. Вера твоя спасла тебя». Исцелилась дочь ее.
Посмотрите, наверно женщина эта была человеком грешным и Господь испытывал: «Веришь ли ты истинно? Не озлобишься ли, если не сразу внемлю тебе?» Ведь многие из людей даже на смертном одре кидают вызов Богу: «Что ты мне дал? Чем ты мне помог?» Нет, она смиренно сказала: «Может быть, я в жизни своей была даже хуже собаки, но ты, Господи, помоги, прости, услышь мою любовь, — я люблю дочь мою! — помоги ей, а значит, помоги и мне».
Бог увидел любовь ее, смирение ее — и помог!
Только через любовь мы сможем смерть встретить достойно.
Только через любовь смерть не будет нам страшна.
Только через любовь наша жизнь из временной станет вечной.
Пс.33:1 . Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
Пс.33:2 . Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» . И бегством спасаясь, говорит Пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии, песнословлю Владыку моего.
Пс.33:3 . Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
Пс.33:4 . Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
«О Господе похвалится душа моя» . Он соделал уже меня именитым, и еще соделает славным.
«Да услышат кротции и возвеселятся» .
«Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе» . Не довольствуется тем, чтобы одному слагать песнь, но сообщников в кротости делает сообщниками и в песнопении. Потом показывает причину благодарения.
Пс.33:5 . Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
«Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя» . Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия.
Пс.33:6 . Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
«Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» . Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умнаго света. Так и у великаго Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс.4:7 ). Так, сделав воззвание к единонравным, во образец им предлагает себя самаго.
Пс.33:7 . Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его.
«Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и» . Из того, что совершилось со мною, говорит Пророк, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; потому что меня, человека незначительнаго и пастыря овец, сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов.
Пс.33:8 . Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
«Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» . С сим согласны и слова Апостола, потому что так говорит об Ангелах: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 )? Так и блаженный Иаков, молясь, сказал: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» ( Быт. 48, 16 ). Так и патриарх Авраам говорил чудному рабу: «Господь Бог послет Ангела Своего пред лицем твоим, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 7 ). Так и блаженный Захария сказует: «Ангел глаголяй во мне» ( Зах. 1, 9 ).
Пс.33:9 . Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
«Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает на-Нь» . Сказав: «приступите к Нему и просветитеся» , еще убеждает: и «вкусите» , то есть, опытом дознайте Владычнюю благость, потому что плодом сего будет для вас блаженство. Но должно знать, что сказанный нами смысл пригоден для древних Иудеев; скрывающаяся же во глубине буквы мысль дает разуметь благодать Божественных Таин, потому что всесвятым крещением подается приступающим истинное просветление, и вкушение животворящей снеди явственно показывает благость Спасителя. Ибо, что так ясно доказывает Его человеколюбие? не крест ли? не страдание ли? не восприятая ли за нас смерть? не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и снедию и источником?
Пс.33:10 . Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
Пс.33:11 . Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
«Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» .
«Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». И сие согласно с сказанным выше. Ибо приявшим уже освящение посредством крещения дает совет срастворять любовь страхом, и от единаго Бога ожидать обилия благ, потому что богатство подлежить многим превратностям, и сегодня богатый чрез несколько времени впадает в нищету. И Иудеи, богатейшие древле Божиею о них попечительностию, обнищали. А уверовавшие язычники прияли от Бога обилие благ.
Пс.33:12 . Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
Пс.33:13 . Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» .
«Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» И как некую достолюбезную награду, предложив безпечальную и превожделенную жизнь, возбуждает к подвигам.
Пс.33:14 . Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Пс.33:15 . Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
«Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти» .
«Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и» . Сперва внушает отвращение к пороку, а потом повелевает проходить разные виды добродетели; и во-первых, предписывает от всякой лести и от лукавства очистить язык, как удобопоползновенный член; к языку же присоединяет и уста, потому что и они содействуют его движениям. Во-вторых, запрещает деяния порочныя; ибо говорит: «уклонися от зла» . Потом узаконяет деятельность добрую, ибо говорит: «сотвори благо» . Что же главное в добрых делах? «Взыщи мира, и пожени и» , потому что человек мирный, любя мир со всеми, не похищяет тайно принадлежащаго ближнему, не отваживается на убийства, не злоумышляет нарушить супружескую верность, не говорит худаго, и не делает худаго, благодетельствует, промышляет, делится с другими, защищает других, вместе с ними бедствует, вместе подвизается. Таковы нелицемерная любовь и искренняя дружба. После сего Пророк показывает опять плод всего этого.
Пс.33:16 . Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.
«Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их» . Делающие это, говорит Пророк, находятся под бдительным надзором Владыки Бога, и прося благ, получают просимое. Потом от противнаго подтверждает сказанное.
Пс.33:17 . Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
«Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их» . Бог видит также, говорит Пророк, и тех, которые отваживаются делать противное сему, и произносит на них приговор конечной гибели.
Пс.33:18 . Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
«Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их» .
Пс.33:19 . Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» . С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ).
Пс.33:20 . Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
Пс.33:21 . Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
«Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» .
«Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» . Хотя попускает им вступать в борьбу с скорбями, но Сам вспомоществует и являет их превозмогающими встречающияся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления. Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение.
Пс.33:22 . Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
Пс.33:23 . Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
«Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат» .
«Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него» . Посему, как любители добродетели насладятся столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни кончину; и худой жизни лютый будет конец. Но избравшие для себя служение Богу, и стяжавшие упование на Него, улучат даруемое им спасение, как решительно не восхотевшие погрешать против постановленных Богом законов.
Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископa Киррского
(стоя пред амвоном): Благославляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века.(Трижды)
Молитва перед потреблением Святых Даров
(в алтаре): Исполнение закона и пророков, Сам сый, Христе, Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослави.
произносит отпуст (в воскресенье): Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго (или: св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ И Человеколюбец.
послушать
Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.
По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.
© «Новгород.ру», 1997-2019.
Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Материалы, помеченные значком , публикуются на правах рекламы.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Тексту 33 псалма в православной Псалтири предшествует такая необычная надпись: «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Такое предисловие сразу же наводит на мысль о том, что данная песнь была написана на основе какого-то исторического события. Авимелех – это не имя, а титул филистимского царя, которого звали Анхус. Известно, что Давид, как победитель Голиафа, был представлен Анхусу, и, чтобы избавиться от навязчивого внимания филистимского правителя, был вынужден притвориться сумасшедшим.
Слова «Придите, дети» (Пс. 33, 12) толкование 33 псалма поясняет таким образом: убежав от Авимелеха и оказавшись на улице, Давид был окружен толпой детей, но, чтобы не нарушить свой образ безумца, был вынужден продолжать игру, за что дети его жестоко осмеяли. Уже будучи царем, Давид сильно жалел об этом инциденте, поскольку, по его мнению, уронил себя в глазах подрастающего поколения, и слова «Придите, дети, страху Господню научу вас» говорят о том, что он готов исправить ошибку. Читать, слушать и смотреть онлайн 33 псалом рекомендуется для защиты от нападающих врагов.
Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь
Сказано: «во всем скорбяще, но не стужающе си» (2 Кор. 4,8). Почему и Господь говорит Своим ученикам: «В мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16,33). Посему, если видишь когда праведников в болезнях, с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, в совершенной скудости и лишении необходимого, то помни, что «многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». А утверждающий, что скорбь не прилична праведнику, не иное что говорит, как одно с утверждающим, будто бы борцу не приличен противоборник. Но борец, не выходящий на подвиг, будет ли иметь какой предлог к получению венцов? Вот уже в псалме сем в четвертый раз говорится, каким образом Господь избавляет от скорби, если кого хочет избавить. В первый раз: (5) «взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя». Во второй: (7) «сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и». В третий: (18) «воззваша праведнии, и Господь услыша их». В четвертый, наконец: «многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».
Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь
Избавление от скорбей (стих 20)
Последний предел Божия благоволения, до коего доводит богобоязненность! Сказал уже, что Бог их видит, слышит, близ них есть; теперь заключает: от всех скорбей избавит их. Пусть многи скорби праведным на земле: таков уж порядок жизни сей; но от всех их избавит их Господь. Не сказал, что праведных «не коснутся скорби; ибо этому быть нельзя, а напротив, по тому самому и не миновать скорбей праведным, что они праведны, как говорит Премудрый, что, приступая работать Господу, должно душу свою готовить на искушения (см.: Сир. 21). Не сказал так, а прямо открыл, что многи скорби праведным; только прибавил к тому утешительное обетование, что от всех их избавит я Господь.
Почему, «если видишь когда праведников в болезнях с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, в совершенной скудости и лишении необходимого; то помни, что так следует, по премудрым порядкам Божиим. Утверждающий, что скорбь неприлична праведнику, говорит одно с утверждающим, будто борцу неприличен противоборник. Но борец, не входящий в подвиг, будет ли иметь какой повод к получению венцов?» (Василий Великий).
Избавление праведных от скорбей, как в предыдущем стихе спасение смиренных духом, есть собственно устояние их, при всем напоре скорбей, в порядке праведной жизни, в верности заповедям Господа и правилам веры. Прекратятся ли скорби их в этой жизни или будут тяготеть над ними до самой смерти,— это в очах Господа, как и в мысли праведных, не имеет решительного значения. Бывает, что они прекращаются или обычным своим течением, или особенным действием промышления Божия. Но хоть бы этого и не случилось, всячески Божие избавление и спасение сопутствует праведным неотступно; и из мрака скорбей, сквозь сень смертную, изводит их на свободу и вводит в жизнь, полную отрады, где только она и уместна в истинном своем значении и виде. «Люди неправедные, говорит блаженный Августин, меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят. Но те после небольших или никаких скорбей пойдут на вечное мучение, от коего уже не избавятся никогда: а праведники после многих скорбей внидут в вечный покой, где никогда уже не коснется их никакое зло».
Толкование на некоторые псалмы.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь
Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди. А Бог попускает многим оскорблять праведника, доставляя ему случай к приобретению вечной и приснопамятной славы, воздаваемой за перенесение чрезмерных скорбей. Посему, когда праведник, недоумевая, скажет Богу: для чего, Владыка мой, все «стужающии ми» укрепляются на меня (Пс. 12:5)? Для чего, Владыка мой, «отстоишь далече и презираеши меня» (Пс. 9:22), тысячекратно оскорбленного и утружденного? Для чего «бых язвен весь день» бедственной жизни моей (Пс. 72:14)? Когда сие и подобное сему скажет праведник, ответит ему Бог, изрекший у Пророка: «еще глаголющу ти, се приидох» (Ис. 58:9). Так ответит верному и от сердца возведшему к Нему взоры рабу, и скажет: для того попустил Я тебе много скорбеть и обременяться бедствиями, чтобы соделать тебе «тяготу вечныя славы» (2 Кор. 4:17). Для сего-то и описываются, и на самом дел бывают «многи скорби праведным» (Пс. 33:20) .
Письма на разные темы. Монаху Елевферию.
Ст. 20-21 «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». «Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится». Хотя попускает им вступать в борьбу с скорбями: но Сам вспомоществует и являет их превозмогающими встречающияся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления. Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь
Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир» (Иоан. 16,33); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» (2 Кор. 4,8), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» (1 Кор. 10,13).
Слова Божеств. Василия: Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противуборник; а не вступающий в бой борец, какие случаи будет иметь к венцам?
Царь Давид задолго до своего воцарения, написал псалом 33, в котором восхвалял Бога, защитника и учителя. В гонениях царей Саула и Авимелеха Давид не терял надежды и веры, следуя по пути, который был полон трудностей и опасностей, но Господь никогда не оставлял его, как не оставляет всех верующих.
К моменту написания текста псалма 33 бывший пастух уже был при царском дворе, все знали его, как победителя Голиафа. Всеобщее признание и любовь к Давиду вызывали в царе Сауле ревность и гнев. Много лет царь преследовал Давида, который все это время провел в скитаниях и поисках убежища.
Давид хотел найти покой в городе Герара, но его правитель, царь Авимелех, не забыл прошлые поражения героя. Давида схватили и представили перед царем, чтобы спасти свою жизнь, он претворился безумцем. Авимелех не признал Давида в ползающем и причитающем мужчине, который пускал пену изо рта, и выгнал его. Давид же, радуясь своему спасению, написал благодарственную песнь Господу, которая известна, как псалом 33.
Нет строгих правил чтения молитв, это же касается и благодарственных песен. Псалом 33 читается утром и вечером во время молитвенного правила или богослужений. Можно произносить слова, как молитву, или же распевать, но при этом нужно соблюдать постановку ударений для пения. Основное правило чтения любой молитвы – говорить с открытым сердцем и искренне, как и подобает обращению к Господу.
Текст песни можно найти в разных вариантах и переводах. Каждую строку псалма 33 на русском языке называют стихом, и все они имеют свой смысл:
- Стих 1-3 – всё, что есть у человека – заслуга Господа, поэтому нужно непрестанно восхвалять Его;
- Стих 4 – Давид просит всех присоединиться к нему и славить Бога;
- Стих 5-7 – любой получит помощь и мудрость от Господа, если обратится к Нему, как сделал это и Давид;
- Стих 8 – Ангел Господень защищает праведных и наказывает их врагов;
- Стих 9 – Давид призывает всех узнать Господа и познать Его милость;
- Стих 10-11 – знающие Господа не знают бед, в отличие от остальных;
- Стих 12-15 – Давид говорит об учении Господа и призывает следовать ему;
- Стих 16-18 – Господь охраняет и помогает праведным, но он не видит и не слышит грешных;
- Стих 19-21 – праведных верующих Господь хранит, спасает их;
- Стих 22 – нет жизни врагам праведным и грешным;
- Стих 23 – но сохранит Господь верующих, рабов Своих.
Послушник Роман – он постоянно крутился в храме, ставил свечки, поправлял лампадки. Однажды во время богослужения клирос пропел стихиру: «Придите, празднолюбцы вси и чистоты рачители». Протирая руки тряпочкой, неспешно подойдя ко мне, Роман спросил, хитро прищурив глаза: «А кто это празднолюбцы?» Категорически махнув головой, я ответил: «Вси». – «Ах, вот оно как!»
Отец Илиодор – этот иеродиакон любил демонстрировать широту своих вокальных возможностей: то он рычал на низких нотах перед чтением Евангелия, то забирался под самый потолок своих голосовых возможностей, например, на литии во время утренней, и кричал так громко, что начинали дребезжать стеклянные подвески паникадила. Тогда он с удовлетворением оглядывался на еще подрагивающую люстру. В громогласности и широте диапазона отцу архидиакону не было равных. Перекричать его мог только отец Трифон, и то в короткое время своей гиперактивности.
Но вот к нам в обитель прислали на исправление московского иерея с Афонского подворья. Это был человек с нестабильной психикой, вспыльчивый, неуравновешенный, склонный ко всякого рода чудачествам. Раз они вместе с отцом Илиодором служили литургию, и когда отец диакон внушительно на очень низких нотах возгласил: «От Луки святаго Евангелия чтение», из алтаря ему прилетело на тон ниже: «Вонмем». Отец Илиодор сразу сник и уже нормальным голосом зачитал дневное Евангелие.
Не знаю, почему так сложилось, но я терпеть не мог общественных мероприятий, начиная с чина о панагии и кончая общими послушаниями вроде уборки картофеля или сенокоса. Как-то проходя мимо, увидел отдыхающую на сеновале братию, четверо или пятеро священнослужителей удобно развалились на копнах сена, а отец Зосима с выражением и в лицах читал «Тараса Бульбу».
Иеромонах Зосима проживал в городе Калуга, там работал таксистом, затем был рукоположен в иереи, после этого принял монашество. Это был огромный человечище, почти полностью седой, с длинной бородой. Нес скитское послушание, иногда приходил в монастырь и кричал на клиросе. Запомнилась его одна проповедь, я знал, что он к ней тщательно готовился, в качестве руководства использовал настольную книгу священнослужителя. И вот настал его час. Проповедь была о смерти и участи праведников и грешников.
Небольшой кусочек проповеди я запомнил почти дословно: «Смерть грешников люта. А вот праведник с улыбкой жил, с улыбкой помер. Душа отлетела, улыбка осталась».
Мы от смеха просто расползлись по клиросу, особенно эти устрашающие интонации: «Смерть грешников люта!» – и грозный взгляд поверх очков.
Как-то отец Зосима заболел, вроде ангиной. Я решил его навестить, взяв с собой небольшой сбор из трав. Отец Зосима встретил меня неприветливо: «Тебе чего?» – просипел он мне. «Вот, – говорю, – ромашку принес». – «Какую ромашку? Скажи Илариону, чтобы он принес мне спиртное». На этом посещение закончилось.
Отец Федор еще до монастыря много лет священствовал, он был хорошим травником, и вся его келья была буквально завалена различными вениками. Как-то случилось, что он упал и сломал руку. В Козельске в военном госпитале установили перелом со смещением и предложили ему то ли вправить перелом, то ли снова ломать руку. Но отец Федор категорически отказался, несмотря на то, что врачей поддержал схиигумен Илий, настоятельно рекомендуя последовать их советам, на что отец Федор ответил, что будет лечиться травками. Рука срослась нормально, и в дальнейшем отец Федор не высказывал никаких жалоб.
Он очень любил беседовать на тему фитотерапии и помогать страждущим. Как-то раз мы шли с отцом Федором вдоль стен монастыря и наткнулись на небольшой куст цикория. Тогда я совершенно не разбирался в травах, поэтому на игривый вопрос отца Федора: «А это что за растение?» – помедлив, ответил – василек. Отец Федор, выпучив глаза, чуть не задохнулся от возмущения, потом он многим пересказывал эту ситуацию, заканчивая фразой: «Представьте себе, василек!»
У меня некоторое время в монастыре были проблемы с сердцем, и отец Федор всячески пытался мне помочь. Как-то вечером он воодушевленно постучался в дверь моей кельи. Потрясая небольшой книжицей, он торжествующе сказал: «Вот нашел! Когда никакие средства не помогают, рекомендуют вот это», – и протянул мне тыквенные семечки. «Ну, – подумал я, – не выздоровею, хоть погрызу чуть-чуть».
Случилось мне нести послушание в трапезной дежурным во время обеда. Каждому присутствующему полагалось по одному куриному яйцу, и оно лежало возле тарелки. Когда трапеза уже началась, ко мне подходит помощник повара и объясняет ситуацию, а именно что могут попасться протухшие яйца, и чтобы я шел и персонально каждому из братии об этом объявил. Но я ответил в стиле: «Тебе надо, ты и говори». Этот послушник Сергий Мороз так и сделал.
В конце трапезы меня подзывает монах Силуан и извиняясь говорит: «Слушай, я не знал, что это яйцо протухшее, и я его съел. Можно мне нормальное?»
Кивнув головой и внутренне хохоча, я пошел на кухню и пересказал наш разговор послушнику Сергию. Ничтоже сумняшеся он вручил мне яйцо. Вот такой цирк.
Закончу я эту тему совсем не веселой историей. Весной 1991 года из монастыря был выгнан иеродиакон Серафим – за что, толком непонятно, но вполне вероятно, за подозрения в связях с представительницами женского пола. Это был человек исключительной душевности, почти слепой, он, обладая прекрасным голосом, иногда регентовал на клиросе. Если он служил всенощную или утреннюю службу, ему обычно поручали кадить храм на девятой песне. Когда он мелодично возглашал: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», – отец Феодосий хватался за сердце и в восхищении шептал: «Да что же он делает!» Отец Серафим был молодым человеком, вряд ли ему было более 30 лет, вокруг него крутились паломницы, которых он, видимо, наставлял.
Почему я считаю возможным неправильность его изгнания? Уже значительно позже был похожий случай с иеродиаконом Иларионом, когда вне богослужения в храме к нему стала приставать одна из постоянно живущих возле монастыря женщин. Он с ней обошелся весьма грубо и, видимо, обидевшись, она оклеветала отца Илариона. Отец Венедикт не стал разбираться, он вызвал иеродиакона и сослал его в Пафнутьев-Боровский монастырь.
Источник аудио – страница монаха Рафаила «ВКонтакте»
В церковном употреблении Псалтирь разделена на 20 кафизм. Мы предлагаем чинопоследование одной кафизмы. Тексты псалмов будут еженедельно обновляться, так что постепенно за 20 недель будет прочитываться полностью вся Псалтирь. Вы можете прочитать кафизму за один раз или распределить ее чтение на всю неделю, как вам будет удобнее. Текст Псалтири приводится на церковно-славянском языке с дополнением русского перевода.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.
Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.
Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.