КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни
ПРЕДИСЛОВИЕ
Много в ней духа, жизни и света для тех, кто стремится научиться Иисусовой молитве. Хотя, строго говоря, одним книжным чтением нельзя научиться молитве, так как тут нужен практический многолетний труд и терпение, еще терпение и труд усердный, а во главе всего — помощь Божия, которая также испрашивается усердной, смиренной молитвой; однако книжное учение необходимо, во-первых, для проверки себя в упражнении молитвой Иисусовой, так как опытного наставника этому священному действию не так легко найти, как это бывало встарь, во-вторых, и для поддержания молитвенного духа.
Мы убеждены в том, что любезным читателям нашей книжицы не наскучит чтение, где многократно упоминается одна мысль о молитве, но в разных словесных формах, ибо мы описали молитву всесторонне. Поэтому и думаем, что для сердца, любящего имя Сладчайшего Иисуса, многократное повторение Его имени должно быть усладительнее «паче меда и сота». Если кто Боголюбив, то для того не скучно и не трудно будет повторять день и ночь, и всю жизнь имя Сладчайшего Искупителя нашего Господа Иисуса Христа в молитве, потому что это имя любезно христианскому сердцу и составляет его радость, покой и нетленную пищу.
КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Для удовлетворительного ответа привожу учение многих учителей: св. Отцев и современных подвижников молитвы, впереди же всех Вечнаго Учителя Сына Божия, Иисуса Христа.
Первый учитель «Иисусовой молитвы» есть сам Господь наш Иисус Христос; второй — наш собственный опыт; а также усердие, старание, прилежание, потом вопрошение опытных (или нужно иметь единодушного брата-советника); св. Григорий Синаит молитву именует Богом. Следовательно, сама молитва будет учить молящегося, как говорит об этом и св. Лествичник: «Молитва дается молящемуся неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частота молитвы становится навыком и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв. преподобные Каллист и Игнатий советуют: «Прежде всех подвигов и добродетелей начинать во имя Иисуса Христа часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте».
Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Как опыты эти мудры и как близки к сердцу практические эти наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы!
Св. Лествичник пишет: «При омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя Божественные глаголы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Крепче и успешнее этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле. Св. Григорий Синаит поучает: «Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут».
Сообразив эти опытные наставления св. Отцов, приходим к такому истинному заключению, что главный, единственный и удобнейший способ к обретению дел спасения и духовного совершенства есть частота беспрерывной молитвы, как бы она ни была немощна в начале. Сам всесильный Бог благодатью Своей, немощь врачующий и оскудение восполняющий, исправит и утвердит в этом деле.
Для дальнейшего убеждения в необходимости и плодотворности частой молитвы насколько можно тверже — заметь:
1) что каждое возбуждение, каждая мысль о молитве есть действие Духа Святого и голос св. Ангела, твоего хранителя. Св. Лествичник говорит: «Кто стяжал Господа, тогда Дух Святой молится о нем, и в нем воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26). Поэтому надлежит нам усердно молиться Св. Духу о даровании нам искреннего желания — молиться, ибо сказано: «. даяй молитву, молящемуся и хотя бы и нечисто в начале, но лишь бы с утруждением, ибо, когда утрудится тело, тогда и душа смирится, и сердце придет в сокрушение и умиление».
2) Что имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу, а потому не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы и с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божьего. Не слушай неопытного несмысленного внушения суетного мира, будто бы одно хотя и неотступное, но холодное взывание есть бесполезное многословие. Нет. Сила имени Божьего и частое призывание его явят плод свой во время свое.
Мнимодуховные — суемудрые философы составляют для себя какую-то науку моления на шатких основаниях естественного разума. Нужно ли многого учения, ума или знания, чтобы сказать чистосердечно: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Коль сильна молитва! Молитва как бы перерождает человека: действие ее столь могущественно, что никакая сила страсти против нее устоять не может. Еп. Игнатий Брянч. говорит о молитве: «Молитва Иисусова разделяется на два вида: устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии, когда устная молитва — внимательна. Сперва должно обучиться устной молитве Иисусовой».
При совершении молитвы Иисусовой необходимо внимание — заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушении духа.
Молитва есть общение и единение человека с Богом.
Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.
Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание.
Филипп, митрополит Филадельфийский
Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться.
Иннокентий митрополит Московский
В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.
Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.
Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.
Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света.
Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление.
Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно.
Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза.
Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.
Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.
Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.
Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.
Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.
Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.
Иннокентий митрополит Московский
Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.
Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя
Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.
Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.
Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.
Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.
Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.
Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?
Св. Филарет митрополит Московский
В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресенье – жены святые, встретив Господа воскресшего, поклонились Ему до земли.
Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
Молитва совершенная бывает лишь вместе со всеми добродетелями.
Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.
Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.
Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.
Идя дорогой, молись Богу умом.
Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным – вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.
Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.
Св. Филарет митрополит Московский
Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.
За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.
Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
«Дьявол, тайно действующий в сердце, неимоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через это открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более держится молитвы и имя Христово не отпускает от себя, то он убеждается, что жить без этого невозможно, — иначе вражеские помыслы мгновенно овладевают умом, и страсти порабощают его»
«Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы»
«Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя, и извне, и внутри, поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою»
«Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»
«Стой на молитве прилежно и молись усердно, отвращаясь от попечений и рассуждений, овладевающих тобой. Ибо они приводят в замешательство и смущают тебя, чтобы ослабить силу твою»
«Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым, и тогда сможешь молиться»
«Молитва бывает. во-первых устная, во-вторых внутренняя, сердечная, в-третьих духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва несравненно выше внутренней, сердечной»
«Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное»
«Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, потому что ею стяжается всякое благо»
«Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно – чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю»
«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего»
«Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное»
«Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе – не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое»
«Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души»
«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»
«Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен»
«Есть молитва одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою»
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+EnterПр. Исаак Сирин:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах.
О внимании ума на молитве
Святитель Иоанн Златоуст:
Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. Должно призывать Бога со скорбящей душой и не говорить лишних слов, не растягивать молитву, а говорить немного простых слов, потому что не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание. Если ты растянешь свою речь, то часто можешь рассеяться вниманием и дать диаволу возможность совершенно бесстрашно подойти к тебе и обольстить, отвлечь твою мысль от того, что ты говоришь…
Когда бодрствуешь в молитве, помышляй не об усталости, причиняемой бодрствованием, а о дерзновении, доставляемом молитвой.
Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу.
И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?
Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно.
Мы не знаем как следует пользы от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим.
Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.
Святитель Григорий Нисский:
Тщательность в молитве приносит много даров. Только каждый пусть молится со вниманием и правой совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву, как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души… и Сам Господь внушит просящим, как молиться… Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу.
Авва Силуан:
Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку.
Преподобный Антоний Великий:
Молитва, совершаемая с небрежением и леностью,- празднословие.
Изречения безымянных старцев:
Прилежная молитва скоро исправляет ум.
Преподобный авва Исаия:
Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой.
В этот сборник вошли наставления и размышления о молитве святых отцов и духовных писателей, посвятивших этой теме многие свои сочинения. При этом они не только теоретически разъясняли многие вопросы этого доброделания, но сами преуспели в этом нелегком духовном труде. Авторы сборника — святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, недавно прославленный в лике святых старец Паисий Святогорец, известный духовный писатель 20 века Николай Евграфович Пестов, церковный деятель и богослов митрополит Антоний Сурожский. В книге подробно рассматривается подготовка к молитве, делается акцент на том, что обязательное условие для новоначального — правильное, покаянное состояние духа. Святые отцы предупреждают о помехах и искушениях, препятствующих молитве, и учат борьбе с ними.
В первой части книги под названием «Сила молитвы», представлена подборка наставлений праведного Иоанна Кронштадтского, которые, как драгоценные жемчужины, рассыпаны в его сочинении «Моя жизнь во Христе». Более ста лет прошло с тех пор, как жил на земле этот великий пастырь, но его горячая любовь к Богу, отраженная в его произведениях, продолжает зажигать огоньки веры в сердцах людей, настраивает на духовные труды, призывает к молитве. Великий молитвенник Земли Русской, Всероссийский батюшка поучает нас в молитвенном делании. Он пишет о молитве церковной и о соборности молитвы, о молитве Господней и молитве Богородице. Из наследия Кронштадского пастыря мы можем узнать о том, что мешает молитве, а что – сопутствует.
Вот, например, он пишет: «Молитва – златая связь человека – христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – Источником жизни. От Бога изшла душа, к Богу и грядет всегда чрез молитву. От молитвы великая польза для молящегося, она упокоевает душу и тело, она упокоевает не только душу самого молящегося, но и часто души преставльшихся праотец, отец и братий наших. Видите, заключает святой Иоанн, — как важна молитва». Или вот еще: «Молитва, наставляет Кронштадтский пастырь, — дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: Духом Святым молящеся (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы — дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние». И еще много других наставлений о молитве дает нам святой отец, избранную часть которых вы найдете на страницах этой книги.
Продолжает сборник фрагмент одного из лучших произведений русской духовной литературы 20 века, каким можно назвать труд замечательного подвижника благочестия, глубокого религиозного мыслителя, Николая Евграфовича Пестова — «Современная практика православного благочестия». На страницах этого труда представлено четкое изложение догматических истин Православия, практические рекомендации по составлению личного молитвенного правила, описание искушения человека падшими духами, раскрытие христианского взгляда на болезнь, обстоятельные советы по устроению жизни православной семьи и духовному воспитанию детей, а также освещение многих других аспектов христианского делания. Словом, являясь уникальной сокровищницей практического духовного опыта, этот труд подробно и ясно излагает, каким образом современному христианину спасаться в отступившем от Бога мире. И, что само собой разумеющееся, часть этого произведения, которая собственно и вошла в сборник, посвящена молитве.
В частности, Николай Пестов пишет: «По слову Господа «Я есмь путь», у христианина может быть лишь один путь – это сам Господь. Но на этом узком пути христианину надо еще много труда, знания и соответствующих усилий для преодоления всех трудностей его. Из этих условий на первом месте стоит исполнение заповеди о милосердии, по выполнению которой Господь будет судить людей на Страшном Суде. Святая Церковь указывает нам для спасения и еще ряд средств и условий, которые взаимно дополняют друг друга. Из этих средств наиболее действенным (по словам прп. Серафима) является молитва, доступная для всех – «слабых и сильных, богатых и бедных, больных и здоровых». Вместе с тем, по словам святых отцов, молитва не является самоцелью, а только средством к чистой и совершенной самоотдаче человеческой души в руки Творца. Святые отцы в понятие о молитве вкладывают обширное содержание». Какое именно, читайте во второй части этой книги, которая называется «Ступени в молитве».
Следующая часть «О молитве» — содержит наставления свт. Игнатия Брянчанинова, выбранные из его труда «Аскетические опыты». Кстати сказать, что «Аскетические опыты», главное и любимое сочинение Святителя, стали воистину «даром Божиим» православному читателю, и они, по мнению Преосвященного автора, очевидно приводят человека к глубокому молитвенному размышлению, «к самовоззрению, к умиротворению себя и назиданию верою и евангельскою Истиною». Это произведение святитель писал, как «книгу практическую», сознавая огромную нужду «в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями». Писатель-аскет подчеркивал, что его произведение создано «для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически».
Предлагаемый Вашему вниманию сборник «Чтобы Бог услышал нас. Как научиться молитве», является попыткой донести учение святых отцов и духовных писателей о молитве до современного христианина, искренне ищущего спасения своей души в лоне Православной церкви. Конечно, дать полное, исчерпывающее определение молитвы — невозможно. И, тем не менее на страницах этого издания приведены некоторые советы и наставления о том, как научиться молитвенному труду. Святые отцы и духовные наставники, жизнь свою посвятившие молитвенному подвигу, говорят о том, как помочь себе настроиться на внимательную молитву, как победить сердечное нечувствие. И в заключение отметим, что не Богу нужны наши молитвы, но, как говорит святитель Игнатий, «нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Творцу, а чем более упражняется в ней, тем более приближается к Нему».
Здравстуйте!
Уважаемый о.Олег,
слушая Ваши проповеди и читая святых отцов о молитве (на сайте http://www.ioann.ru/?part >Как быть? Дайте, пожалуйста, практический совет — как побороть маловерие, рассеянность, невнимание, холодность и т.п.
Спасибо.
Научиться правильно молиться есть дело многотрудное. Кроме правильных теоретических познаний и руководства опытного наставника, нужно долго практиковать. Бог дает молитву молящемуся — говорят святые отцы.
То, что всегда мешают посторонние помыслы — есть последствия нашего общечеловеческого падения и лютая греховная болезнь!
Ради исцеления именно этой болезни пришел на землю Господь Иисус Христос и пострадал на кресте до смерти!
Когда новоначальные смущались непрестанным нашествием помыслов, преподобные отцы выводили их на гору и просили остановить ветер. По невозможности этого они объясняли, что так же невозможно остановить нашествие помыслов, ибо это не во власти человека. Во власти человека — смириться, признать эту лютую болезнь и вопиять к могущему спасти — Иисусу Христу, ибо Он Спаситель!
Бог вменяет человеку не пришествие греховных помыслов, а принятие и собеседование с ними. Принятие страстных помыслов или побеждение ими есть признак нахождения человека под адом! Если он умрет в таком состоянии, то его ждут вечные соразмерные мучения в аду. Он должен или принести соразмерное покаяние, или понести вечную соразмерную муку.
В кратком ответе невозможно научить молитве и раскрыть все тонкости этого великого пожизненного делания. Я говорю об этом в проповедях, ставлю (и буду еще много выставлять) материалы в библиотеке сайта. Должно внимательно изучать эти сокровища и применять на практике.
Главное в молитве новоначального — это ВНИМАНИЕ! Внимание — это душа молитвы и первый благодатный дар Бога кающемуся человеку. Без внимания человек не может преуспеть ни в молитве, ни в духовной жизни. Вот почему в начале все сводится к битве за внимание. Здесь решается жизнь или смерть души!
Благодатное внимание (дар Божий) достигается понудительным вниманием. Понудительное внимание — это особого рода труд над собой во время молитвы или чтения писаний, когда человек заставляет и понуждает себя заключать ум в слова молитвы или читаемого. По началу должно делать это по слогам: Гос-по-ди. И прилагать усилие, чтобы при этом ни один посторонний помысел не вошел в ум.
Важно при этом помнить, что мы не просто учимся складывать слова по слогам, но предстоим перед великим Богом и молимся (по-детски, по слогам) Ему! Очень важно вырабатывать в себе это предстояние перед Богом в каждой своей молитве. Надо уверить себя, что Бог, как Вездесущий, находится здесь и внимательно смотрит на меня и мою молитву. Надо предстоять пред Ним и возносить молитву Ему так, как бы мы говорили присутствующему перед нами человеку.
Важно так же приучать себя стоять вниманием в области (на поверхности) сердца, примерно два пальца выше левого сосца. Именно в этом месте (а не в голове) должно сосредоточивать молитву, прислушиваясь к отклику или движению сердца (духа). У новоначального таким откликом или чувством должно быть ПОКАЯННОЕ чувство.
Внимание ума при покаянном чувстве сердца и есть правильная и богоугодная молитва новоначального и Богом принимаемое покаяние.
При том должно усердно испрашивать у Бога благодатного внимания и сокрушения (т.е. сильного покаянного чувства).
Такая практика Иисусовой молитвы с прошением внимания и сокрушения, при должном трезвении, которое заключается в том, что молящийся отвергает все без исключения помыслы, заключая ум в слова Иисусовой молитвы (ум как бы убегает в молитву и закрывается в ней), обязательно приведет к получению благодатного внимания и усилению сокрушения. А это и есть Богом требуемое покаяние. Пребывание в нем до смерти, при хранении правой веры, доставит спасение!
Итак, против рассеянности, кружения ума и невнимания действуем собиранием ума внутри себя, заключением его в слова Иисусовой молитвы, понуждением себя внимать этим словам, отвергая все прочие помыслы, предстоянием пред Богом, поставлением себя пред Ним с обращением молитвенных слов Ему, как здесь Находящемуся, хранением внимания в области сердца с прислушиванием к нему.
Придет внимание — придет и сокрушение, а за ними последует плач, который есть закрепленное чувство сокрушения (выводящий от нечувствия и холодности), страх Божий, благоговение, мир Божий в душе и тишина помыслов.
Но до этого блаженного состояния будет лютая брань от бесов и падшего естества, в основном в мысленной области.
Основное оружие здесь — отвергать все помыслы, заключая ум в слова молитвы именем Иисуса Христа! При насилии от помыслов, должно вставать и делать земные поклоны с молитвой ко Господу избавить от конкретных (блудных, горделивых, осудительных, хульных и т.д.) помыслов. После затишья опять садиться и понуждать к внимательной молитве.
Даже если человек отойдет в борьбе на этом пути — он будет спасен!
Если же Бог продлит его дни, то он может достичь жизни без мучительных помыслов и с непрекращающимся внутренним миром. Тогда только он осознает полностью, в каком безумии и мучении он пребывал, и в каком состоянии находятся прочие (не стяжавшие Божьего мира в себе покаянием) люди. Произойдет коренная духовная переоценка и перемена в самом человеке. Это и есть духовное возрождение. Дух Святый поселяется в человеке и руководит им изнутри.
Дай тебе Господи вступить в истинное покаяние, стяжать внимание и вкусить от благих плодов его!
Великий (путь) покаяния ты имеешь в милостыне, которая может освободить из уз греховных, но есть для тебя и другой путь покаяния, также весьма удобный, чрез который можешь освободиться от грехов. Молись каждый час, не изнемогай в молитве и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от непрестанно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнит прошения твои.
Если ты, молясь, будешь услышан, продолжай молиться, чтобы принести (Богу) благодарение; если же не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы быть тебе услышанным. И не говори: «Много я молился и не услышан», потому что и это часто бывает для твоей же пользы. Бог знает, что ты ленив и беспечен и что, если получишь нужное, то отойдешь и больше не станешь молиться; и вот самою нуждою заставляет тебя чаще беседовать с Богом и упражняться в молитве. Если ты, в такой нужде и имея надобность, ленишься и не продолжаешь молитвы, что было бы, если б ты ни в чем не нуждался? Стало быть, и это Он делает для твоей пользы, желая, чтобы ты не оставлял молитвы.
Пребывай в молитве, возлюбленный, и не ленись, потому что молитва может совершить многое; и не приступай к молитве как к маловажному делу. А что молитва доставляет прощение грехов, это можешь узнать из божественного Евангелия. Что же оно говорит? Подобно Царствие Небесное человеку, который запер двери свои и лег спать с детьми своими. Между тем вечером пришел некто взять у него хлебов и стучит, говоря: «Отвори мне, мне нужны хлебы». А он ему: «Не могу дать тебе теперь, потому что легли спать и мы, и дети наши». Но тот и после этого продолжал стучать и не отходить, пока домохозяин не сказал: «Встаньте, дайте ему, и пусть он отойдет» (Лк. 11, 5–8).
Итак, (Писание) учит тебя молиться и никогда не унывать, но и тогда, как не получишь (просимого), пребывать (в молитве), пока не получишь.
(из беседы «О милостыне и десяти девах»).
Плод истинной молитвы – светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых, но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.
Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач.
Плодом молитвы является ощущение присутствия Божия, живая память о смерти, страх Суда и осуждение.
Святитель Игнатий Брянчанинов
• Молитва – дыхание духовное. Молясь, мы дышим Духом Святым: «Молящеся Духом Святым» (Иуд. 1, 20). Итак, все Церковные молитвы – дыхание Духа Святаго, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние.
• Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовию ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, – пересказать нельзя. Надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию…
Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получить его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв чужих, по привычке и искренно произносимых.
Праведный Иоанн Кронштадтский
Молитва – это сердцевина духовной жизни. Молитва бывает частная и общественная, а по содержанию – просительная, благодарственная и хвалебная.
Прошения возносятся за себя и за других, как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше о том, как поступить.
Язычники более всего молятся о своей удаче, а христиане о том, как поступать по воле Божией.
Бог отвечает на такую молитву, в особенности, если она касается других. Молиться за других – это путь к любви и плод любви христианской.
«Будь благодарен!»
Когда утром пробуждаешься ото сна, помысли, что Бог дает тебе день, которого ты сам себе не мог бы дать, и отдели первый час или хотя бы первую четверть часа даруемого тебе дня, и принеси ее в жертву Богу – в благодарной и благопросительной молитве. Чем усерднее ты это сделаешь, тем более освятишь свой день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся.
Подобно сему, когда отходишь ко сну, помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток времени твоего покоя и посвяти его Богу чистою и смиренною молитвою. Ее благоухание приблизит к тебе Ангела для охранения твоего.
Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.
Ежедневная молитва святителя Филарета
Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто, ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою.
Научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь.
Много в ней духа, жизни и света для тех, кто стремится научиться Иисусовой молитве. Хотя, строго говоря, одним книжным чтением нельзя научиться молитве, так как тут нужен практический многолетний труд и терпение, еще терпение и труд усердный, а во главе всего — помощь Божия, которая также испрашивается усердной, смиренной молитвой; однако книжное учение необходимо, во-первых, для проверки себя в упражнении молитвой Иисусовой, так как опытного наставника этому священному действию не так легко найти, как это бывало встарь, во-вторых, и для поддержания молитвенного духа.
Мы убеждены в том, что любезным читателям нашей книжицы не наскучит чтение, где многократно упоминается одна мысль о молитве, но в разных словесных формах, ибо мы описали молитву всесторонне. Поэтому и думаем, что для сердца, любящего имя Сладчайшего Иисуса, многократное повторение Его имени должно быть усладительнее «паче меда и сота». Если кто Боголюбив, то для того не скучно и не трудно будет повторять день и ночь, и всю жизнь имя Сладчайшего Искупителя нашего Господа Иисуса Христа в молитве, потому что это имя любезно христианскому сердцу и составляет его радость, покой и нетленную пищу.
Для удовлетворительного ответа привожу учение многих учителей: св. Отцев и современных подвижников молитвы, впереди же всех Вечнаго Учителя Сына Божия, Иисуса Христа.
Первый учитель «Иисусовой молитвы» есть сам Господь наш Иисус Христос; второй — наш собственный опыт; а также усердие, старание, прилежание, потом вопрошение опытных (или нужно иметь единодушного брата-советника); св. Григорий Синаит молитву именует Богом. Следовательно, сама молитва будет учить молящегося, как говорит об этом и св. Лествичник: «Молитва дается молящемуся неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частота молитвы становится навыком и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв. преподобные Каллист и Игнатий советуют: «Прежде всех подвигов и добродетелей начинать во имя Иисуса Христа часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте».
Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Как опыты эти мудры и как близки к сердцу практические эти наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы!
Св. Лествичник пишет: «При омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя Божественные глаголы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Крепче и успешнее этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле. Св. Григорий Синаит поучает: «Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут».
Сообразив эти опытные наставления св. Отцов, приходим к такому истинному заключению, что главный, единственный и удобнейший способ к обретению дел спасения и духовного совершенства есть частота беспрерывной молитвы, как бы она ни была немощна в начале. Сам всесильный Бог благодатью Своей, немощь врачующий и оскудение восполняющий, исправит и утвердит в этом деле.
Для дальнейшего убеждения в необходимости и плодотворности частой молитвы насколько можно тверже — заметь:
1) что каждое возбуждение, каждая мысль о молитве есть действие Духа Святого и голос св. Ангела, твоего хранителя. Св. Лествичник говорит: «Кто стяжал Господа, тогда Дух Святой молится о нем, и в нем воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26). Поэтому надлежит нам усердно молиться Св. Духу о даровании нам искреннего желания — молиться, ибо сказано: «. даяй молитву, молящемуся и хотя бы и нечисто в начале, но лишь бы с утруждением, ибо, когда утрудится тело, тогда и душа смирится, и сердце придет в сокрушение и умиление».
2) Что имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу, а потому не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы и с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божьего. Не слушай неопытного несмысленного внушения суетного мира, будто бы одно хотя и неотступное, но холодное взывание есть бесполезное многословие. Нет. Сила имени Божьего и частое призывание его явят плод свой во время свое.
Мнимодуховные — суемудрые философы составляют для себя какую-то науку моления на шатких основаниях естественного разума. Нужно ли многого учения, ума или знания, чтобы сказать чистосердечно: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Коль сильна молитва! Молитва как бы перерождает человека: действие ее столь могущественно, что никакая сила страсти против нее устоять не может. Еп. Игнатий Брянч. говорит о молитве: «Молитва Иисусова разделяется на два вида: устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии, когда устная молитва — внимательна. Сперва должно обучиться устной молитве Иисусовой».
Видео (кликните для воспроизведения). |
При совершении молитвы Иисусовой необходимо внимание — заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушении духа.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.