Упражняйтесь в молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: упражняйтесь в молитве - подобранную специально для Вас!

От христиан требуется не только чистая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым Апостолом Павлом, который писал: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 18), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: «бдите убо на всяко время, молящеся«, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь!

Кто понимает земную жизнь, влияние духа злого на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись — одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию.

«Такая молитва, — говорят свв. отцы, — есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается (св. Варсонофий).

«Молитва не в том только состоит, — говорит святитель Тихон Задонский, — чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте — умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи ходя, сидя, едучи, сидя за трапезой, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог и на всяком месте».

Возлюбленные! Бог не заповедал нам, конечно, ничего невозможного, а все только то, что мы в состоянии делать. Если бы непрестанная молитва была невозможна, то не нашлось бы в мире столько лиц, которые исполнили бы спасительную заповедь. Отец св. Григория Солунского, дивный Константин, жил при дворе, назывался отцом и учителем царя Андроника, ежедневно занимался государственными делами, кроме своих обязанностей по семье и большому имуществу, и при всем этом был неотлучен от Бога и привязан к непрестанной умной молитве.

«Не говори мне, — пишет свт. Златоуст, — что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздаяние рук, но воздаяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой».

Какую же молитву святые отцы называют умной, непрестанной? Когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда негласным, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных, душевных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Умною молитвою принято называть Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Святые отцы в своих правилах меняют некоторые слова, чтобы молитва была и за ближних и прошения принимались по ходатайству Матери Божией, и для этого произносят так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, или Богородицею помилуй мя, грешнаго!

Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Упражняйтесь в непрестанной молитве, изучайте это важное дело ради спасения наших душ. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу. Это ангельское житие, ибо Ангелы не имеют голоса, но умом приносят Богу непрестанное славословие; в том состоит все их дело, и этому посвящается вся их жизнь. Вкусите и видите, яко благ Господь! Аминь.

Печатается по:
«Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)», — М., Изд-во Сретенского монастыря, 2003

Любите ли вы делать зарядку по утрам? Могу представить, как некоторые из вас сморщили свой носик с мыслью: только не это, это уж точно не обо мне. Я предлагаю вам другую зарядку — молитвенную! Вы можете сказать: «Да я итак каждый день совершаю утреннюю молитву». Я совершенно с вами согласна и такой же самый вопрос я задала Богу, когда однажды во время молитвы Он проговорил в мой дух: «Делай зарядку по утрам. Упражняйся в молитве».

Я задалась вопросом: как это? И тут же начала рассуждать. Что такое зарядка? Это определённый вид физической нагрузки, направленный на развитие и тренировку определённой части тела или группы мышц. Зарядка включает в себя несколько таких упражнений, с целью задействовать мышцы всего тела. Замечали ли вы утреннюю скованность в теле? А что происходит, если немного размяться? Да, становиться легче двигаться, скованность исчезает, и вы вновь готовы выдерживать нагрузки и заботы дня. Как это можно применить к утренней молитве? Если вы считаете, что ваше общение с Господом заключается только в молитве утром и, в лучшем случае, вечером, то вы ошибаетесь. Бог говорит к нам в течение всего дня и даже ночи! Утренняя молитвенная разминка нам просто необходима, чтобы настроиться к слышанию Бога в продолжении всего дня и водительству Святого Духа.

С чем можно было бы сравнить утреннюю молитву? Ну, например, со светофором. Представьте, что вы едете на машине. Что значит светофор для машины? Когда горит красный свет, вы останавливаете машину, жёлтый – готовитесь к движению и зелёный – двигаетесь дальше! Как это отражается на молитве? Вы можете молиться, как ваше сердце расположит, но упражняйтесь так: необходимо вовремя остановиться.

Будьте внимательны в молитве, вы почувствуете, когда Господь хочет вам что-то сказать. Слушайте, что Он будет говорить. Информация, полученная от Бога утром, часто говорит о текущем дне. Дух Святой обязательно даст вам знать, когда молитву можно продолжить. Вы получите откровение в своём духе, как и когда двигаться дальше в молитве. Есть очень много нужд, о которых вы, конечно же, хотели бы попросить Господа, ведь Он наш Обеспечитель. И для Него важно всё, что с нами происходит и с чем нам приходиться сталкиваться в течении дня. Разве не важно попросить о мудрости и ведении Того, Кто знает, что нам ожидать?

Читайте так же:  Молитва на продажу квартиры Иоанну Сочавскому

Попадали ли вы в такую ситуацию, когда утро начиналось превосходно и казалось ничего не предвещало неприятного для вас. Но происходит нечто, и уже к концу дня вы разбиты, выжаты, измотаны и у вас просто ни на что уже не осталось сил. И тогда, во время сна вы мечтаете, чтобы хоть немного отдохнуть и восстановиться. А ведь Господь так много важного и прекрасного открывает через сны!

Доверьте свои нужды Святому Духу и позвольте себе течь в Его помазании. И вы заметите, что обязательно помолитесь о том, о чём действительно важно будет сказать в молитве. Ведь доверяя нужду Богу, тем самым вы доверяете Ему разрешить её на Его усмотрение. Позвольте Святому Духу размять вас, настроить ваш дух на волну Божьего присутствия, которое охватит вас на целый день как бы загружен и труден не был этот день. Вы будете ощущать Его присутствие в течении всего дня, будете слышать Его и понимать. Это поможет вам избежать многих неприятных моментов и ошибок. Вы станете податливым для Него и чувствительны к Нему. Начали утро с молитвенной разминки? Здорово! День обещает быть просто чудесным!

Не называй праздностию продолжительность молитвы невысокопарной, собранной и долгой, из-за того, что оставил ты при этом псалмы. Но паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны. Молитва, когда подает тебе руку, заменяет собою Божию службу. И когда во время самой службы дано тебе будет дарование слез, услаждение ими не называй праздностию в молитве; потому что благодать слез есть полнота молитвы.

В то время, как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Но, как сказано, не всякое писание полезно. Возлюби безмолвие гораздо более дел. Если можно, чтение предпочитай стоянию. Ибо чтение источник чистой молитвы. Ни под каким видом не предавайся нерадению; трезвись же от парения ума. Ибо псалмопение корень жития. Впрочем, знай и то, что дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума. А печаль умная (о грехах и неисправностях своих) превосходит и телесный труд. Во время нерадения трезвись и возбуждай в себе понемногу ревность; потому что она сильно пробуждает сердце и согревает душевные мысли. Против похоти, во время нерадения, помогает природе раздражительность, ибо прекращает холодность души. Нерадение же обыкновенно приходит на нас по сим причинам: или от обременения чрева, или от множества дел.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).


Злые (порочные) мысли и чувства, не соответствующие молитвенным словам – суть гной для Христа.
Нельзя отправлять Христу гной.
Необходимо отправлять Иисусу только добрые смыслы и чувства, соответствующие молитвенным словам – благоухание драгоценного миро.
Необходимо стараться молиться неразвлеченно, благоговейно, сконцентрированно, внимательно, с сердечным сокрушением, чтобы Господь радовался, а не огорчался.
Тогда и молящийся будет радоваться с Иисусом, сначала временно, в этой еще своей земной жизни, а потом и бесконечно.

Однажды к некоему человеку пришла квитанция с почты.
Его друг прислал ему посылку.
Пошел тот человек на почту, взял присланный ящик, принес его домой, открывает его в предвкушении чего-то приятного.
А там — гной.
Хорошо ли поступил «друг» по отношению к тому человеку.
Понятно, что подло и мерзко.
Так же и в отношении молитвы.
В молитвенных словах не должно быть гноя (порочных помыслов).
Сначала христианину необходимо упражняться в молитве словесной.
Его первая задача – досконально понимать смыслы, которые содержат в себе слова произносимой им молитвы.

Христианин должен каждое слово молитвы наполнять именно тем смыслом и чувством, которые соответствуют данному слову молитвы.
Поэтому молиться надо крайне неспешно.
Пустые ящики никому не нужны, а тем более ящики, наполненные гноем, и тем более они не нужны Господу.
В каждом слове канонических молитв содержатся громадные по своей глубине смыслы.
Их быстро и не вместишь, и не передашь.
Поэтому нельзя торопиться.
Крайне необходимо молиться внимательно.
Внимание у новоначального христианина во время его молитвы то и дело отбегает к предметам, приятным для него (либо к внешним, либо к внутренним).
Внимание человека во время его молитвы может отбегать к предметам и крайне неприятным для него (либо к внешним, либо к внутренним).
Поэтому молящемуся необходимо мгновенно возвращать свое внимание назад — к молитвенным смыслам и чувствам, содержащимся в словах молитвы.
Если внимание молящегося опять отбегает, то он должен незамедлительно, опять же возвращать его назад.
И так упражняться.
Упражняться и терпеливо, и настойчиво.

Для того, чтобы лучше контролировать внимание, существуют несколько аскетических способов.
Чтобы лучше понять предмет разговора, нам придется вернуться в далекое прошлое.
Когда наши прародители возомнили себя самодостаточными, пошли наперекор Святой Троице, отсоединились от Нее преслушанием, отвратили свое внимание от Бога и обратили его к гною (к удовольствию), тогда в них произошли необратимые изменения негативного свойства (страстность, тленность и смертность).
Эти изменения передаются по наследству всем людям.
Мало того, с каждым последующим поколением эти негативные изменения усугубляются.
Проявляется это в увеличении порочности людей, в умалении их способности истинно верить, надеяться и любить.
Одним из таких тленных последствий для падшего человека стало изменение места дислокации его ума (духа) и рассудка (разумной силы души).

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас!

Начиная трезвую жизнь мы как бы поворачиваемся лицом к Богу, как мы Его понимаем. Каждый наш трезвый день начинается с обращения к Богу, с размышления о Нем и о себе, с молитвы к Нему. Все наше существо стремится теперь к Богу, как мы Его понимаем. Но путь к Нему не прост. Пусть к Богу — каждодневный молитвен,-ный труд. Молитва — это работа нашего духа, его устремление к Богу. Часто наши мысли «улетают» и мы не можем сосредоточиться на словах молитвы. Это нормально. Главное, мы знаем, что у нас впереди путь, и про-должая трудиться над молитвой, мы получим ответный результат, мы откроем отчетливое ощущение участия Бога в нашей жизни.

Как часто я молюсь и что это значит для меня и моей трезвой жизни?

Боже, молю Тебя научить меня молиться так, чтобы облегчалось мое общение с Тобой.

Боже, помоги мне сегодня остаться трезвым!

Ежедневник можно получать по e-mail

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения В ПОСТЕ И МОЛИТВЕ, а потам опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Другой перевод говорит: «. не удерживаться от половых отношений друг с другом, если только на это нет согласия, чтобы вы могли предаться посту и молитве». Это единственное упо­минание о посте и молитве, которое есть в письмах, написанных Церкви: все же. заметьте: никакой определенный пост здесь не ука­зан. Нас просто осведомляют, что люди постились и молились.

Павел сказал!: »А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Это достаточно просто, правда?

Вот еще кое-что по поводу самоконтроля и поста. С 1949 года и до конца пятидесятых я останавливался в пасторских до­мах, когда путешествовал в своем служении, и я заметил следу­ющее: пасторы, которые в церкви кричали больше всех, дома жили хуже всех и постились меньше всех. Три или четыре года делая записи, я не нашел ни одного из них, кто мог бы контро­лировать свои эмоции.

Один парень, с которым я общался, стоя за кафедрой, кри­чал громче всех, прыгал выше всех и шумел больше всех, кого я знал. Вот что он сказал мне: «Я не могу пропустить прием пищи. Я просто не могу этого сделать». Он расстраивался, когда его жена не подавала ему обед вовремя.

Я не смог бы наслаждаться его восклицаниями даже ради спасения своей жизни. Я не знаю, пытался ли он производить эти действия по плоти, но я сомневаюсь, чтобы Дух Святой имел к ним какое-то отношение. Этот человек жил по плоти. (Конечно, есть настоящее движение Духа, но некоторые так и не научились по-настоящему отличать плотские проявления от подлинного движения Божьего, которое является таким сладким и пре­красным).

Я придерживался своего графика поста, пока был с этими людьми. Естественно, они приглашали меня к столу. Я не говорил, что пощусь, но отвечал: «Сегодня я просто не ем. Я хочу уделить немного больше времени молитве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9806 —

| 7400 — или читать все.

94.180.82.128 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особливо насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы.

Желающий приступить к Богу и усвоиться Ему постоянным присутствием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? В точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Нужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. Как цвет и плод произрастают на стебле или древе, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. Не скоро инок справится с умом своим, он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе.

Начинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть, совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

1 сентября (Воскресение) — в храмах и монастырях состоится Молебен на начало учебного года за учащихся и учащих Подать записки на Молебен на начало Учебного года сразу к нескольким Святым и Святыням за себя, детей и внуков, школьников и студентов, учителей и преподавателей. О даровании и прибавлении ума, усердия к учебе и усвоения учебного материала

Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то застигнув душу расслабленной и изнеженной от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасной молитвой, особенно когда мы стараемся преклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от [брачного] ложа.

Традиционным методом проработки мышц пресса являются различные разновидности выполнения скручиваний. К одной из вариаций данного упражнения относятся скручивания на верхнем блоке или упражнение «молитва». Упражнение позволяет наиболее эффективно прокачать мышцы пресса, а также избежать лишней нагрузки с области поясницы.

Скручивание на верхнем блоке является одним из оптимальных упражнений для формирования силы и рельефа мышц пресса. В отличие от классических скручиваний лежа на полу, при занятиях на блоке можно достичь максимальной амплитуды движения для сокращения мышц пресса. Данное упражнение пользуется большой популярностью у профессиональных бодибилдеров.

  • рост силовых качеств мышц пресса;
  • подтянутый живот и тонус брюшной полости;
  • тренинг всей группы мышц кора (мышц стабилизаторов);
  • может выполняться при перенесенных травмах, проблемах с позвоночником.

При выполнении скручиваний на блоке комплексно работают абсолютно все мышцы брюшного пресса. Это главное преимущество данного упражнения.

Ключевым преимуществом данного упражнения является то, что оно задействует весь массив мускулатуры мышц пресса.

В скручиваниях на верхнем блоке включаются:

  • прямая мышца живота;
  • внешние и внутренние косые мышцы пресса;
  • поперечные мышцы живота.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидный достоинством скручиваний на верхнем блоке является то, что оно позволяет убрать излишнюю ненужную нагрузку на поясничную область.

Для максимальной пользы, эффективности а также снижения риска травмированности при тренировках, необходимо строго соблюдать технику выполнения движения, которая будет разобрана ниже.

Упражнение выполняется с помощью тренажера с верхним (вертикальным) блоком. Как правило, данный тренажер используется для выполнения упражнений на проработку мышц спины или рук.

Первым делом вам необходимо отрегулировать верхний блок и принять исходное положение:

Сделайте 3-4 подхода на 12–20 повторений. Регулируя степень нагрузки, вы можете смещать акценты на абдоминальные мышцы.

Главной ошибкой, допускаемой начинающими спортсменами при выполнении упражнения «молитва» на верхнем блоке, является выполнение вместо него просто наклонов туловища. Наклоны в основном нагружают мышцы спины, а мышцы пресса при этом практически не работают.

Как и другие упражнения на мышцы пресса, скручивания на верхнем блоке («молитва») рекомендуется выполнять в конце вашей тренировки.

Для получения наиболее ярко выраженных результатов лучшим вариантом тренировки пресса будет совмещение этого упражнения с другими упражнениями на пресс, такими как традиционные скручивания на скамье или подъем ног в висе.

Скручивания на верхнем блоке могут выполнять как начинающие, так и более опытные спортсмены. Систематическое выполнение данного упражнения способно оказать целенаправленную нагрузку на мышцы пресса, которая позволит добиться подтянутого живота, уменьшить талию и улучшить рельеф.

Ученик. Когда я молюсь, то уму моему представляется множество мечтаний и помыслов, не допускающих чисто молиться: не может ли возникнуть из этого прелесть или какой другой вред для меня.

Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в свое время, даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею нечистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему. Образец успеха настойчивой молитвы Иисусовой видим в Евангелии. Когда Господь выходил из Иерихона в сопровождении учеников и народного множества, тогда слепец Вартимей, сидевший при пути и просивший милостыни, узнав, что Господь проходит мимо, начал кричать: Сыне Давидов, Иисусе, помилуй мя. Ему воспрещали кричать, но он тем более кричал. Последствием неумолкающего крика было исцеление слепца Господом(Мк. 10:46-52). Так и мы будем вопить, несмотря на восстающие из падшего естества и приносимые диаволом помыслы, мечтания и ощущения греховные, для воспрепятствования нашему молитвенному воплю, – и несомненно получим милость.

Ученик. Какие истинные плоды молитвы Иисусовой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно?

Достойно особенного замечания то мнение о себе, которое насаждается правильною молитвою Иисусовою в делателе ее. Иеромонах Серафим Саровский достиг в ней величайшего преуспеяния. Однажды настоятель прислал к нему монаха, которому благословил начать пустынножитие, с тем, чтоб отец Серафим наставил этого монаха пустынножитию столько, сколько сам знает этот многотрудный образ иноческого жительства. Отец Серафим, приняв инока очень приветливо, отвечал: “И сам я ничего не знаю”. При этом он повторил иноку слова Спасителя о смирении(Мф. 11:29) и объяснение их святым Иоанном Лествичником чрез действие сердечной молитвы Иисусовой[113][113].

Ученик. Мое сердце жаждет слышания: скажи еще что-нибудь.

Старец. Очень полезно для упражняющегося молитвою иметь в келии иконы Спасителя и Божией Матери, довольно значительного размера. По временам можно обращаться при молитве к иконам, как бы к самим присутствующим тут Господу и Божией Матери. Ощущение присутствия Божия в келии может сделаться обычным. При таком постоянном ощущении мы будем пребывать в келии со страхом Божиим, как бы постоянно под взорами Бога. Точно: мы находимся всегда в присутствии Бога, потому что Он вездесущ,– находимся всегда под взорами Бога, потому что Он все и всюду видит. Слава всемилосердому Господу, видящему нашу греховность и согрешения, долготерпеливо ожидающему нашего покаяния, даровавшему нам не только дозволение, но и заповедь умолять Его о помиловании.

Чин внимания себе для живущего посреди мира[114][114]

Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.

Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище(Добротолюбие, ч. 2: главы преподобного Филофея Синайского).

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косней вне пути Божия! – Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом (Быт. 30:9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием.

Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние – сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело. если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: “Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели”(Патерик Скитский). Аминь.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 88 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

П равильно молиться не есть выпрашивать или домогаться чего-нибудь, что нам кажется полезно для нас, а нужно иметь самое глубокое смирение души, видеть одно своё ничтожество и верить в то, что своими силами или своими внешними подвигами мы ничего достигнуть не можем; и не должны как бы распоряжаться святой волей Отца нашего Небесного, а говорить нужно так: «Господи, Ты один свят и совершен, у меня одни свои страсти, и ничего доброго я не могу сделать сама собой без Твоей помощи. Я верую, что Ты мне дашь все, что нужно для моего спасения в своё время. Буди воля твоя, Господи, на мне».

Не нужно молить Его даже о своём спасении, потому что человеку непостижимы судьбы Божии. Господь Сам знает, когда дать спасение душе. Епископ Игнатий (1-й том) говорит: «Законом духовным назначено для нас одно духовное место для принесения Богу молитв. Это место — смирение». Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без неё человек чужд Бога, а чем более он упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Когда восстанешь от сна — первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти — последние твои мысли да будут о вечности и царствующем в ней Боге. Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам (Мк. 11:24), — сказал Господь. И потому, отвергнув всякое сомнение и двоедушие, неотступно пребывай молитвою при Господе, повелевшим всегда молитися и не стужати си (Лк. 18:1), то есть не приходить в уныние от тесноты молитвенной, которая, в особенности сначала, невыносима для ума, привыкшего блуждать повсюду.

Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен этот путь и прискорбен для ума, привыкшего странствовать по Вселенной; но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусит великого блага внимания, тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем ко блаженному вниманию.

Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию: усилие должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить внимание.

Многоглаголание в молитвах, осуждённое Господом в Евангелии, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он Сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в молитве.

Спеши молитвою, жаждущая спасения душа. Спеши вслед Спасителя, сопровождаемого Его бесчисленными учениками. Зови вслед Его молитвою подобно жене хананейской; не огорчайся продолжительным невниманием Его; претерпи великодушно и смиренно скорби и уничижения, которые попустит Он тебе на пути молитвенном. Для успеха в молитве непременно нужна помощь от искушений. Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности и греховности всего человечества. Святость человека зависит от сознания и исповедания этой греховности: потому что Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: Не приидох призвати праведвники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13).

По вере твоей, за смирение твоё, за неотступность молитвы твоей, Он утешит тебя исцелением беснующейся от действия страстей дщери твоей — твоих помышлений и ощущений, претворив их из страстных в бесстрастные, из греховных во святые, из плотских в духовные.

«Иди, — наставляют нас святые отцы, заимствуя наставления из святого Евангелия, — продаждь вещественное имение твое и даждь нищим (Мф. 19:21), и взем крест (Мф. 16:24), отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле, да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности. Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность».

Борьба с живущею в сердце смертию, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть погубление души ради Христа и Евангелия для спасения души.

Мечом молитвы сокрушается огненный меч Херувима, стерегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного. Когда во уединении нашем и при упражнении молитвою внезапно закипят в нас страстные ощущения и движения, нападут на нас страстные помыслы, предстанут нам во обольстительной живописи греховные мечтания: это знак пришествия к нам невидимых врагов. Тогда — не время уныния, не время расслабления — время подвига. Воспротивимся врагам усиленною молитвою к Богу, и Он рассеет, прогонит врагов наших.

Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные прегрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве. Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плаче. Что значит плач инока? Это его молитва. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, её постоянным, неразлучным спутником и споспешником, её душою. Иноки, живущие в монастыре и желающие стяжать молитвенный плач, должны обращать особенное внимание на умерщвление своей воли. Если они будут отсекать её и не обращать внимания на грехи, вообще на поведение ближних, то приобретут молитву и плач. Помыслы, собираясь в сердце, возбуждают в нем молитву и печаль по Богу, а печаль эта производит слезы.

«Приидите ко мне, — приглашает нас священная матерь всех добродетелей — молитва, — вси труждающиеся под игом страстей, в плену у падших духов, обремененнии различными согрешениями, и аз упокою вы. Возьмите иго моё на себе, и обрящете покой душам вашим, исцеление вашим язвам. Иго бо моё благо (Ср.: Мф. 11:28), способно исцелять от согрешений и самых великих».

Упражняйтесь в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here