Вечерняя молитва в синагоге

На данной странице вы найдете детальное описание: вечерняя молитва в синагоге - подобранную специально для Вас!

Какие молитвы читают в Песах в Синагоге?

Дмитрий
Киев, Украина

Прежде всего, отмечу, что ответить на Ваш вопрос — очень непросто. И совсем не потому, что данная тема — малоизвестна, и не очень ясен порядок молитв. Наоборот — все известно и все предельно ясно. И трудности, которые я вижу перед собой, разумеется — не в этом. Но в том, что, обращаясь, например, к человеку, который вообще ничего не знает (или слишком малознает) о еврейской молитве — о ее содержании, структуре и т.д. — мне надо было бы составить соответствующий ответ. Если же адресую свои разъяснения тем, кто неплохо ориентируется в ежедневных и субботних молитвах, но хочет узнать о каких-то особенностях и нюансах молитв именно в Песах — ответ должен быть совершенно другим. В свою очередь, людям, которые в течение многих лет ежедневно молятся в синагоге, и, конечно же, бывают там каждую субботу и каждый праздник, и для них Сидур (еврейский молитвенник), что называется — «открытая книга», нужен, опять же, совершенно иной ответ. Такой, что откроет перед ними те глубины и нюансы, о которых многие зачастую не имеют представления.

Так что, как видите, я оказался в весьма сложном положении.

Кроме того, для людей, относящихся к первой категории, мне нужно написать что-то вроде отдельной брошюры или трактата о том, что такое еврейская молитва, из каких частей она состоит, что означает каждая часть и какой смысл вкладывается во многие, пусть даже только основные, важнейшие фразы и слова в ней. И это, как понятно, выходит далеко за рамки наших ответов. Речь тут может идти о цикле уроков на данную тему.

Читателям второй категории (которые уже неплохо ориентируется в молитвенных текстах) ответить тоже — непросто. Ведь мой ответ должен быть понятен и полезен всем читателям.

Ну, а о третьей категории здесь и вовсе не говорю. Таким людям, конечно, можно ответить на сайте. Но для этого надо раскрыть немало предваряющих знаний.

Размышляя, как мне поступить, как лавировать среди всех этих сложностей, чтобы в итоге «вырулить» к какому-то оптимальному тексту — я решил составить ответ в виде неких «набросков», которые будут полезны всем трем категориям посетителей сайта.

Начну с того, что в праздничные дни у нас — четыре молитвы. Первая — вечером, с наступлением праздника. Вторая и третья читаются вместе — утром, с завершением до полудня. Четвертая — послеполуденная, которую надо прочесть до захода солнца.

Существует еще и молитва исхода дня, которую нередко читают в синагоге вскоре после завершения четвертой — с тем, чтобы люди могли прийти в синагогу только два раза за день, утром и вечером.

Прежде — о вечерней молитве в Песах.

Она имеет совершенно уникальную особенность. Уникальную — потому она характерна исключительно для Песаха (вне Израиля Песах празднуется два дня, и эта особенность повторяется дважды, но здесь я это не учитываю).

Эта уникальная особенность — вечернее (только раз в году) чтение отдельной праздничной части, которая называется hаллель (иногда, в том числе, и на нашем сайте, это название пишется Аллель или как-то иначе). Попутно отмечу, что hаллель читают во все праздничные дни, упомянутые в Торе, в Хануку и в рош ходеш (новомесячье) всегда — утром. И в первый день Песаха утром ее тоже читают. Но в первый день Песаха (напомню, что дни в нашей традиции начинаются с вечера) hаллель читают и вечером тоже, в молитве, которая начинается сразу после наступления праздника Песах.

Более того, hаллель — важная, неотъемлемая составляющая Пасхальной Агады, то есть — входит в состав Пасхального Седера, который проводят дома. В некоторых ашкеназских синагогах, кстати сказать, hаллель вечером — не читают, полагаясь на то, что он будет прочитан дома, во время Седера. Однако в большинстве ашкеназских и во всех сефардских синагогах эту молитву вечером — читают. И, конечно же, во время Седера — тоже.

Это отличает вечернюю молитву Песаха от вечерних молитв всех дней года. Причина в том, что hаллель одновременно — и возвышение Имени Всевышнего и благодарность. Символом же праздничных явлений, связанных с каким-то праздничным днем является утро — появление и увеличение света (символизирующего Свет Всевышнего, что в свою очередь — символ благословения Всевышнего). Но в тот великий день Исхода из Египта, Исхода из рабства, который мы отмечаем и празднуем в Песах, в тот великий день, благословение пришло — ночью. Ночью яркий божественный Свет опустился с Неба и заставил египтян открыть врата египетской «тюрьмы», сдвинув наш народ к Свету, к свободе. Это явление Небесного Света в Высших мирах повторяется ежегодно в ночь 15-го Нисана, то есть — когда мы начинаем праздновать Песах. Поэтому в этот вечер, в эту ночь, мы можем и даже должны читать hаллель.

Это — главная особенность вечерней пасхальной молитвы. В остальном вечерняя молитва, как обычно, состоит из чтения молитвы Шма, Исраэль (и сопутствующих текстов до и после нее), и — центральной молитвы ШемонеЭсре, серединная часть которой будет не будничной, но — праздничной, с конкретным упоминанием Песаха.

Утренняя молитва тоже будет обычной, включающей и Шма, Исраэль и ШемонеЭсре (ШемонеЭсре — в том же виде, что и вечером). Потом прочтут hаллель. Далее — вынесут два Свитка Торы и будут читать в них соответствующие отрывки из Торы. Затем — соответствующий отрывок из Танаха (из книги пророка Йегошуа; у нас на сайте, кстати, есть и чтение Афтары и разъяснения к ней).

После этого — вернут Свитки назад, на их постоянное место, и будут читать Мусаф (который всегда читают по субботам, в рош ходеш и праздники — с поправкой, что серединная часть ШемонеЭсре — специальная для праздника, с упоминанием Песаха).

Четвертая, послеполуденная молитва (минха) в определенном смысле напоминает минху будничную или субботнюю — в зависимости от того, на какой день выпадает первый день праздника Песах.

Вот, собственно, и все, что я счел нужным сказать в этом относительно кратком ответе, стараясь дать что-то полезное представителям всех трех обозначенных выше категорий наших читателей.

И в заключение отмечу лишь, что сосредоточился здесь только на первом дне праздника Песах.

Автор текста Элиягу Эссас
25.03.15

Молитва и благословение
Тора – это послание Всевышнего человеку и народу. Молитва же (на иврите тфила – תפלה ) – это обращение человека к Всевышнему. Традиция уточняет: настоящая молитва – это разговор человека с Б-гом. Каждый знает: что в разговоре с человеком значение имеют как произносимые слова, так и выражение лица, мимика, жесты и т. д., потому что без них остается мало доверия к словам – даже самым красивым и убедительным.

Читайте так же:  Молитва ко причастию как читать

Традиционное убранство синагогиЦифрами обозначены: 1 — бима, 2 — нер-тамид, 3 — арон hа-кодеш, 4 — парохет

Вопросы для повторения
Что такое молитва в еврейской традиции?
Что такое благословение? С каких слов оно начинается?
Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?
Что такое молитва «Шма»? Когда ее произносят?
Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы»?
Сколько благословений в молитве «Шмонэ-Эсре»? Почему она так называется?
Какие другие благословения вы знаете?
Когда говорят «амен»?
На каком языке нужно молиться?
Что такое кипа? Ее ношение – заповедь или обычай?

Вопросы для повторения
Что такое общественная молитва?
Что для нее необходимо?
Обязательно ли читать общественную молитву в синагоге?
Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Вопросы для повторения
Какие особенности общественной молитвы вы знаете?
Любой ли человек может выполнять особые функции?

Вопросы для повторения
Какие предметы есть в любой синагоге?
Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Чтение Торы

Вопросы для повторения
Когда читают Тору в синагоге?
Читают ли ее по печатному тексту?
Как происходит чтение?
В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?
Кто такие магбиаh и голел?
Что такое hафтара?

Личные молитвы
Ряд молитв человек читает сам или в кругу семьи. Например:
Биркат hа-мазон ( ברכת המזון ) – молитва после еды;
Кидуш ( קידוש ) – специальное благословение в субботу и праздники (читается перед праздничной трапезой вечером и утром);
Тфилат hа-дерех ( תפילת הדרך ) – «Дорожная молитва» (ее читают, отправляясь в дорогу, когда покидают свой город.
Чтение Шма ночью ( קריאת שמע על המיטה ) – молитва перед сном.
Большинство благословений относятся к личным молитвам.

Вопросы для повторения
Какие личные молитвы вы знаете?

Вопросы для повторения
Что такое сидур и махзор?
Что такое нусах?
Какие нусахим вы знаете?

Расписание молитв в Вильнюсской хоральной синагоге Тахарт Ха-Кодеш

До 11 сентября (27 Элула 5775)

Шахарит – утренняя молитва: по рабочим дням – 8:30; в воскресенье – 9:00

Шаббат – 10:00 (12 сентября также – 28 Элула 5775)

Минха – послеполуденная молитва: по рабочим дням – 19:30

Маарив – вечерняя молитва: по рабочим дням – сразу после молитвы Минха

13 сентября (29 Элул 5775)

Минха – послеполуденная молитва – 18:50

Начало праздника Рош-Ха-Шана – 19:00

Концерт, угощения, поздравления до 20:40 val.

Маарив Рош-Ха-Шана – молитва в канун Нового года – 20:40

14 сентября (1 Тишрея 5776)

Рош-Ха-Шана – Первый день Нового года

Шахарит – утренняя молитва – 8:30

Чтение Торы и трубление в шофар – 11:00 – 11:30

Мусаф – дополнительная молитва кантора с шофаром – 12:00 – 14:30

Минха – послеполуденная молитва 18:30

15 сентября (2 Тишрея 5776)

Рош-Ха-Шана – Второй день Нового Года

Шахарит – утренняя молитва – 8:30

Чтение Торы и трубление в шофар – 11:00 – 11:30

Мусаф – дополнительная молитва кантора с шофаром- 12:00 – 14:30

Минха – вечерняя молитва – 18:30

Обращаем ваше внимание, что время молитв может меняться +/- 15-25 мин

Все праздничные молитвы будет вести кантор синагоги Шмуэль Ятом

Согласно общему принципу, женщины освобождаются от тех позитивных заповедей, выполнение которых связано с определенным временем. Однако заповедь молитвы — это общая заповедь (в соответствии с мнением Маймонида, это заповедь Торы, которая сама по себе не связана с определенным временем, и лишь форма ее выполнения — в виде Шахарита, Минхи или Маарива — связана с определенным временем). Поэтому женщины (согласно Маймониду и «Шулхан Аруху») обязаны молиться; однако они меньше, чем мужчины, связаны с конкретными временами молитв и с текстами из Сидура.

Женщины могут читать целиком все молитвы (за исключением «Таханун»). При этом благословение на «Шма» и на «Песукей де-Зимра» женщины могут читать только в то время, которое предназначено для этих молитв (см. ниже), Существует, однако, несколько различных точек зрения на то, в чем состоит обязательный минимум для женщин.

По первому мнению (Мишна Брура 106:4), женщины обязаны читать » Амиду » дважды в день (в Шахарит и Минху, стр. 79 и 220). Они обязаны упоминать Исход из Египта, произнося благословение «Избавитель Израиля» (утром стр. 75, вечером стр. 250), следующее за «Шма», потому что в этих отрывках говорится об Исходе (Мишна Брура 70:2). Женщинам важно читать по крайней мере первый отрывок «Шма», потому что в нем содержится признание верховной власти Бога («Орах Хаим» 70:1). Некоторые авторитеты считают, что женщины должны читать также все утренние благословения. По одному из мнений, » Песуке’й де-Зимра ‘» — это введение в » Амиду «, и тем самым женщины обязаны читать и их (Мишна Брура 70:2). Женщины также обязаны читать «Благословение на Тору» (стр. 6).

По другому мнению («Маген Авраам»; эта дискуссия восходит к спору между Маймонидом и Нахманидом), женщины обязаны в соответствии с заповедью Торы молиться один раз в день, но они имеют право молиться по любой формуле, лишь бы сохранились основные элементы молитвы.

Многие общины руководствуются вторым мнением, и женщины читают только краткую молитву утром и не читают никаких молитв по установленной в Сидуре форме. Впрочем, так поступают обычно замужние женщины, особенно те, у кого есть маленькие дети и много забот по дому. Девушки же читают обычно все основные молитвы.

Следует позаботиться о чистоте места, где молятся. Запрещено молиться вблизи экскрементов или в месте, где ощущается их запах.

Нельзя молиться в присутствии нескромно одетых женщин.

Запрещено молиться, если хочется отправить естественные надобности.

Перед молитвой обычно омывают руки, но благословение при этом не произносят.

Время чтения » Амиды » — утром после восхода солнца. Но если Вы спешите на работу, то молиться можно несколько раньше — с зарей.

«Шма» следует читать до четверти светового дня. Если Вы беспокоитесь, что община будет читать «Шма» слишком поздно, то следует прочесть «Шма» (без благословений) раньше. Большинство общин начинают Субботнюю службу позже, чем в будни, и поэтому указанный вариант часто актуален в Субботу.

Шахарит следует читать до первой трети дня. Если Вы пропустили это время, то надо проконсультироваться с раввином.

Есть две точки зрения на то, как следует рассчитывать 1/3 и 1/4 дня для чтения Шахарита и «Шма»: (а) от восхода до захода солнца; или (б) от зари до темноты (появления звезд средней величины) (см. Мишна Брура 18:4). В этом вопросе каждая община следует своему обычаю. «Полдень» — это 1/2 светового дня. (Следует обратить внимание на то, что имеется в виду астрономический полдень, который почти ни в одной местности не приходится точно на 12 часов. )

Начало чтения молитвы Минха — 1/2 часа после полудня. Конец времени для чтения этой молитвы: по одним мнениям — наступление темноты, по другим — не позже 1/4 часа перед наступлением темноты. Однако желательно читать Минху до захода солнца.

Читайте так же:  Молитва об изменении судьбы Николаю Угоднику

Относительно Минхи время после полудня делится на 2 периода: «Минха гдола» («большая Минха») и «Минха ктана» («малая Минха»). Первый период начинается через 1/2 часа после полудня и продолжается 3 часа. Второй начинается спустя 3 1/2 часа после полудня. (Напомним, что здесь всегда имеются в виду галахические часы, т. е. 1/12 часть светового дня. Таким образом, моментом захода солнца по галахическим часам всегда считается «6 часов после полудня») Предпочтительней читать Минху во второй, поздний период; но многие общины предпочитают молиться Минху в первую половину послеполуденного времени.

Время чтения «Шма» наступает сразу после появления на небе трех звезд средней величины. » Амиду » можно читать и раньше. Если Маарив прочли перед этим временем, то после наступления темноты все три отрывка «Шма» следует прочесть еще раз. Община имеет право читать Маарив незадолго до захода солнца, сразу после Минхи, если трудно собрать миньян позже.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Шма» следует прочесть как можно раньше после наступления ночи и не позже полуночи. Когда это сделать затруднительно, можно прочесть «Шма» (и молиться Маарив) на протяжении всей ночи до зари.

Нужно приложить все усилия, чтобы молиться в общине (т.е. в миньяне), потому что «Всевышний не отвергает молитву многих». Широко распространено заблуждение, что главное в молитве общины — это возможность ответить на «Барху» и на «Кедушу». Это неверно — главным является чтение » Амиды » в миньяне.

Миньян необходим для чтения «Барху», повторения кантором » Амиды «, чтения «Кадиша» и для чтения Торы. Нельзя выходить из синагоги во время чтения одного из этих отрывков, если после того, как вы покиньте ее, в ней не останется миньяна.

Если одно из этих чтений было начато в миньяне, а в середине все же один или несколько человек вышли, то чтение может быть продолжено до конца отрывка при условии, что осталось по крайней мере 6 человек.

Подобным образом, если кантор начал повторение » Амиды «, то он может завершить его чтение, включая «Кедушу», даже если миньян распался. (Коhены, однако, в этом случае не выходят благословлять народ. ) Более того, кантор имеет право прочесть «Хаци-Кадиш» после «Тахануна» и «Полный Кадиш» после «Кедуша де-Сидра», потому что эти молитвы непосредственно связаны с » Амидой «. Все же чтение Торы в этой ситуации не разрешено, а также не читают остальные Кадиши.

В Маариве кантор имеет право читать «Хаци-Кадиш», предшествующий » Амиде «, если во время «Барху» был миньян. Полный Кадиш по окончании » Амиды » можно читать, если миньян присутствовал во время начала чтения » Амиды «.

Прерываться для беседы запрещено во время «Песукей де-Зимра» и далее до конца » Амиды «. Можно, однако, прерываться для выполнения заповеди, причем здесь для разных частей молитв действуют разные правила. А именно:

Во время «Песукей де-Зимра» можно прерываться, чтобы сказать «Амен» на благословение, сказанное другим; если община читает «Шма», следует прочесть первый стих «Шма» вместе со всеми; можно ответить на «Кадиш», «Кедуша» и «Барху». Эти перерывы лучше делать между целыми отрывками в «Песукей де-Зимра» или хотя бы между стихами. Не прерываются для того, чтобы сказать на услышанное благословение «Барух hу у-варух Шмо». Между цельными отрывками можно говорить «Модим де-рабанан», «Ашер яцар» и другие благословения благодарности (Мишна Брура 58).

В «Шма» и его благословениях «целыми отрывками» считаются благословения и сами отрывки «Шма». Между отрывками разрешается говорить «Амен», а также отвечать на «Кедушу», «Кадиш» и «Барху». Если община читает «Шма», нельзя прерываться на этот стих, но следует прикрыть рукой глаза и немного повысить голос, как будто читаешь «Шма» со всеми.

В «середине отрывков» не говорят «Амен», исключением является ответ на два благословения » Амиды » — «Бог Святой» и «Слышащий молитву». В ответ на «Кадиш» говорят лишь первый ответ: «Йиhей Шмей Раба. » и следующий за этим «Амен».

В «Кедуше» можно говорить лишь два первых ответа общины: «Свят, Свят, Свят. » и «Благословенно Имя. «.

Нужно постараться избежать прерывания в середине чтения стиха из ТаНаХа; в том случае, если этого избежать невозможно, следует придерживаться правил, описанных выше, причем после прерывания следует вернуться в началу стиха. Совершенно запрещено прерываться в следующих местах: на самом стихе «Шма, Исраэль!», на «Благословенно Имя. «, а также между словами «Бог ваш» и «истина» в конце «Шма», а также между завершением благословения «Избавитель Израиля» и молитвой » Амида «.

Совершенно запрещено прерываться при чтении молитвы » Амида «. Продолжение

Как известно, подготовка ко сну является одним из фундаментальных принципов служения Творцу. У евреев день начинается с вечера 1 . Когда человек читает молитву перед сном не так, как это требуется, то служение Творцу находится в постоянном сне. «Существует такая болезнь (не дай Б-г), что человек „вводит“ себя в спящее состояние: ходит, думает, разговаривает и все делает в спящей форме. Таким же образом и во время служения Творца: они молятся, одевают тфиллин, но все делают (как будто) во сне — пришло время проснуться!» 2 .

Правильно исполняющий заповедь 3 произнесения молитвы перед сном, читая ее сосредоточенно, изменяет сам процесс сна. Более того, его следующий день выглядит совсем по другому, так как происходит поднятие в службе Б-гу на более высокий уровень 4 .

До начала произнесения этой молитвы желательно подготовиться заранее, имея в виду, что день действительно закончен. Как только человек готов ложиться в кровать спать 5 и соответственно произнести молитву, вступают в силу определенные ограничения, не позволяющие ему как бы «продолжить» день (к примеру: есть, пить или даже разговаривать 6 ). Постфактум, если какой-то разговор был не закончен или внезапно появилось чувство жажды, то допускается при необходимости и сказать, и утолить жажду 7 , но после этого повторить снова молитву «Шма» 8 . Тем не менее, необходимо помнить следующее: после произнесения благословения «смежающий глаза» — запрещается пить или разговаривать.

Молитву перед сном не произносят в пижаме. Одежда должна быть соответствующей, как когда человек стоит перед королем 9 .

Изначально, молитву перед сном читают не лежа, а сидя или стоя 10 . У хасидов ХАБАДа принято произносить эту молитву стоя, за исключением, последнего благословения «смежающий глаза» 11 (смотри ниже).

Следует стараться читать эту молитву не возле кровати 12 . Постфактум, допускается молиться лежа в кровати не на спине и на животе, а полностью лежа на боку 13 .

До начала произнесения молитвы, проводится самоотчет («хешбон нефеш»), т.е. надо постараться прокрутить в своих мыслях весь день от его начала и до настоящего момента, и определить всё, что было сделано 14 не по законам Торы. И в полной надежде на милосердие Всевышнего, попросить извинение за это (и пообещать Ему, что будут приложены все усилия на исключение этих ошибок (если они были найдены), и, соответственно, опознав их, стараться не повторять 15 ). Работа эта абсолютно индивидуальная в зависимости от уровня в служении Б-гу 16 . При этом необходимо принять во внимание то, что отчёт производится в радости, с полной верой что все сказанное будет услышано и принята Б-гом, и нет ни каких оснований для грусти 17 .

Читайте так же:  Псалом 90 текст молитвы на русском значение

В определенные дни, когда не делается «хешбон нефеш» (например в субботу 18 ) pабота хaсида заключается в постоянной и непрерывающейся связи с Ребе, на всех уровнях его бытия, в полной уверенности обратной связи Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА с хасидом и его ни на мгновение не прекращающем руководстве и участии в каждой детали жизни. И достаточно наглядно, что эта мысль (даже без особенного размышления) определённо повлияет на хасида до самых глубин его души, тем самым укрепляя в нём твердое решение в исполнении желания Ребе Короля Мошиаха 19 .

Молитву перед сном принято читать по тексту, установленному святым АРИ 20 . Определённые части молитвы также относятся и к женщинам. Если женщина не молилась вечернюю молитву, то она должна 21 прочитать всю молитву «Шма» до слов «Благословен Ты, Г-сподь, освободивший Израиль» 22 . Далее женщины произносят последнее благословение «смежающий глаза» 23 . Но пропускается отрывок молитвы, в котором упоминается 4 наказание смерти небесным судом (этот отрывок часть от молитвы «Таханун») 24 .

В конце молитвы произносят все фразы три раза, как указано в сидуре «Теилат Ашем». Также существует мнение о необходимости повторить фразу «Вручаю тебе душу» три раза 25 .

Затем читают параграф «Повелитель всех миров!» 26 до слов «с надеждой на лучшее» (так как следующая часть относится к просьбе встать на «тикун хацот») 27 . Продолжают со слов «Ведь Ты с милосердием» и до конца.

После того, как закончена вся молитва перед сном, произносится благословение «смежающий глаза» 28 . Это благословение говорится прямо около кровати (тем самым предотвращая минимальную паузу перед сном 29 .

В случае совершения супружеских отношений, сразу же после молитвы 30 произносится 23-й псалом и т. д., как указано в сидуре. После исполнение этой заповеди, необходимо сделать омовение рук, прочитывается вновь первый параграф молитвы «Шма» (до слов «на воротах твоих»), и заканчивается благословением «смежающий глаза» 31 .

Если человек болен и не в состоянии произнести всю молитву, то разрешается сказать только первый параграф молитвы «Шма» (со слов «Слушай Израиль» до «На воротах твоих»), и закончить благословением «смежающий глаза» 32 .

В случае тяжёлой усталости, вплоть до сильной тяги ко сну раньше обычного времени чтения молитвы «Шма» перед сном, разрешается прочитать эту молитву заранее. Но тем не менее, перед сном необходимо прочитать еще один раз первый параграф молитвы «Шма», закончив благословением «смежающий глаза» 33 .

При бессоннице, после чтения молитвы «Шма», не следует произносить благословение «смежающий глаза», до момента, пока он не почувствует, что готов заснуть 34 . Но если благословение «смежающий глаза» уже было произнесено, и несмотря на это по каким либо причинам нет желания заснуть, то допускается думать о словах Торы, пока не овладеет сон. Мужчинам следует помнить о том, что спать необходимо с покрытой головой (кипа 35 ). У хасидов ХАБАД принято думать о словах Торы, глав из книги «Тания», Мишны, строк из Псалмов, и т.п., пока не наступит состояние сна 36 .

Существует знаменитое хасидское изречение: день должен закончится и начаться со святостью. Последнее действие — это подготовка кружки с водой около кровати на омывание рук утром. Последняя речь — чтение молитвы «Шма» перед сном. Последняя мысль — слова Торы, пока на заснешь. А утром все также, но в обратном порядке: самая первая мысль — представить себе, что находишься перед Всевышним. Первая речь — «Моде Ани» 37 и первое действие — омывание рук после сна.

Время, до которого нужно успеть прочитать утром молитву «Шма» – 09:31
Время, до которого нужно успеть помолиться моливу Амида – 10:52

Дата День недели Еврейская дата Утренняя молитва
Первый миньян
Утренняя молитва
Второй миньян
Дневная молитва
Первый миньян
Дневная молитва
Второй миньян
Вечерняя молитва Примечания 29 июля Вс. 14 ава 8:00
9:00 18:00 21:30 22:30
30 июля Пн. 15 ава 7:30 8:30 18:00 21:30 22:30
31 июля Вт. 16 ава 7:30 8:30 21:25 22:25
1 августа Ср. 17 ава 7:30 8:30 18:00 21:25 22:25
2 августа Чт. 18 ава 7:30 8:30 18:00 21:25 22:20
3 августа Пт. 19 ава 7:30 8:30 21:25 22:10 Зажигание субботних свечей 21:14
4 августа Сб. 20 ава 10:00 21:10 22:45 Исход субботы 22:45

Синагога — это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы, что всегда было и остается ее главным назначением. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитин 39б) синагога названа «домом молитвы». С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». «Синагога» и есть греческий перевод этого словосочетания. Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.

Вначале остановимся на роли синагоги как центра религиозного образования (главным образом, взрослых). Недаром название «бейт-мидраш» («дом учения») стало почти синонимом названия «бейт-кнесет». Синагога и дом учения могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором. Нам заповедано учить Тору всю жизнь, эта заповедь важней нашей обязанности молиться. Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входят в состав молитв. Кроме того, существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным алахическим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы — начальная и средняя.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться этими книгами. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку.

Читайте так же:  Молитва на любовь в полнолуние

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Когда-то в синагоге заседал «бейт-дин» — местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее «микдаш меат» — «малое святилище» (Мегила 29а). Это заключение основано на сказанном у пророка Йехезкеля (11:16): «. Я рассеял их по странам, и стал Я с ними в малом святилище». В книге Псалмов мы читаем: «Всевышний находится в общине Б-га. » (Теилим 82:1), что трактуется как присутствие Шхины, Божественной эманации, в синагогах.

Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной. Синагога служит общине, она всего лишь «инструмент» еврейской веры.

Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют, как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.

Постановления раввинов общин по всем алахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общий. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению, порядок молитв может в определенных деталях отличаться.

Очень важно молиться именно в синагоге — стоит приложить все усилия, чтобы посещать ее регулярно.

Приходить в синагогу надо в скромной одежде.

Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.

Обычно в синагогах собираются на общественную молитву два раза в день — утром и вечером. Как правило, в будни «Минху» молятся незадолго до «Маарива», ближе к вечеру. В субботу и праздники «Минху» могут молиться значительно раньше, днем. Поэтому новичку следует ознакомиться с распорядком служб в местной синагоге.

Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат закону и придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:

• «арон кодеш» — шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;

• «нер-тамид» — вечный огонь, лампа, которую помещают выше и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «. возжигать вечный огонь. перед парохет, который перед скрижалями. » (Шмот, 27:20-21);

• «бима» — возвышение, по традиции располагающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладут свиток Торы во время чтения недельных глав;

• в ашкеназских синагогах между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр — «амуд», около которого ведет молитву хазан.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Отделение для женщин («эзрат-нашим») устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда — боковой или задний придел.

Раввин. Это — религиозный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. В наши дни синагога является центром, вокруг которого создаются общины в диаспоре, поэтому раввины являются главами соответствующих общин, что накладывает на них ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно, главная их задача как и в прежние века — служить духовными руководителями и разрешать возникающие алахические вопросы.

Хазан. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, — «шлиах цибур», что дословно означает «посланник общины». Большие богатые общины содержат постоянного хазана. как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен отвечать определенным требованиям:

• он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

• хазан должен обладать хорошим голосом; но ни в коем случае нельзя избирать хазаном недостойного человека только потому, что у него приятный голос;

• хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

• он должен принимать участие в делах общины. Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха, чем невежда с приятным голосом. Однако постоянным хазаном не назначают людей моложе двадцати лет, а также неженатых.

Шамаш. Шамаш — синагогальный служка, на котором лежит множество обязанностей. В принципе, он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества. Но нередко он выполняет функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай. Габай или парнас — это руководитель общины, своего рода «административный директор». Обычно синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

, обращение к Богу с просьбой, исповедью, выражением поклонения или благодарности. Идея молитвы основана на вере в Бога, обладающему атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним. Молитва носит эмоциональный характер: она выражает стремление человеческой души к Богу, опоре и прибежищу в невзгодах (Пс. 42:2, 3; 62:9; 63:8, 9). Независимо от того, выражает ли молитва просьбу, обращенную к Богу, или возносит Ему хвалу, является ли она свободным излиянием чувств или установленной формулой литургии — она всегда представляет собой диалог между человеком и Богом, интимно-личное отношение между ними: «Я — Ты» (см. М. Бубер).

Читайте так же:  Молитва до Матронушки

В Библии обращение человека к Богу обозначается в основном словом תְּפִלָּה ( тфилла ). Употребляются и другие слова, например, тхинна — мольба, т хилла — хвала, ринна — ликование, шав‘а — вопль и т. п., однако некоторые из них употребляются также в обращении к человеку. В обиходной лексике термин молитва толкуется расширительно и относится к таким элементам литургии, как Кол нидре, Шма и т. п.

Хотя жертвоприношения — основные формы богослужения в эпоху Первого и Второго храмов — не предписывали сопровождающей молитвы (исключение составляла литургия в Иом-Киппур), взаимосвязь между жертвоприношением и молитвой установилась довольно рано (Быт. 13:4, 26:25). Иногда молитва уподоблялась жертвоприношению (Пс. 141:2). В отличие от жертвоприношения, молитва не была связана с каким-то определенным местом (Быт. 24:26, 27; Эз. 9:5 и далее), хотя предпочтение, естественно, отдавалось местам, почитавшимся священными (например, Шило или Гив‘он). Со временем главным местом молитвы стал Иерусалимский храм (Ис. 56:7); тот, кто не мог находиться в Храме физически, обращался лицом в его сторону во время молитвы (Дан. 6:11). Согласно пророчеству Исайи, в будущем Храм должен стать домом молитвы для всех народов (56:7).

Совместная молитва в синагоге, возникшей в период пленения вавилонского и ставшей местом собрания и учения (см. Бет-мидраш), заменила храмовую службу, а индивидуальная молитва начала ритуализироваться. Первоначально молитва не приурочивалась к определенному времени суток; однако превращение молитвы в элемент богослужения привело к согласованию во времени молитвы и жертвоприношений. К утренней и послеполуденной молитве была добавлена вечерняя (после захода солнца); молитвы стали возноситься трижды в день (Пс. 55–18; Дан. 6:11) и со временем оформились в традиционные тексты — Шахарит, Минха и Ма‘арив.

В эпоху Второго храма синагога в качестве дома молитвы во многих отношениях приобрела большее значение, чем Храм с его ритуалом. После разрушения Иерусалима римлянами синагога превратилась в центр религиозной и общинной жизни еврейства. Хотя молитва иногда рассматривалась как временная замена храмовых жертвоприношений, фактически она стала главной и существенной формой литургии. Произошла ритуализация текстов основной молитвы (см. Амида), праздничных молитв и т. д. Молитвенные формулы обнаруживаются уже в Пятикнижии (Втор. 21:7, 8; 26:5–10, 13–15). Псалмы свидетельствуют о дальнейшем развитии литургии, в состав которой были включены элементы хорового пения и инструментальной музыки.

В талмудической литературе молитва рассматривается как аналог храмового ритуала. Однако изречение аморы Эл‘азара бен Пдата (умер, по-видимому, в 279 г.), что молитва дороже Богу, чем добрые дела и жертвоприношения (Бр. 32б), свидетельствует о центральном месте молитвы в литургии талмудического периода. Обязательное чтение молитв считается не библейским предписанием, но установлением законоучителей, опирающимся на герменевтическое толкование (см. Герменевтика) библейского текста (Бр. 21а). Уже в Мишне установлено, что молитвы следует читать трижды в день: утром, после полудня и вечером (Бр. 4:1). В дополнение к обязательным публичным и различным индивидуальным молитвам возносились специальные публичные молитвы, связанные с конкретными обстоятельствами, например, молитва о дожде во время засухи (Та‘ан. 2:1–4).

Не всякая молитва действенна: например, Бог не внемлет молитве об изменении прошлого (Бр. 9:3). Человек должен не только молиться за себя, но и думать о других (Бр. 29б–30а). Если человек нуждается в чем-то сам, но просит Бога даровать то же нуждающемуся ближнему, Бог удовлетворит в первую очередь нужды молящегося (БК. 92а). Человек никогда не должен отчаиваться и должен возносить моления Богу, «даже если над ним занесен острый меч» (Бр. 10а). Вознося хвалу Богу, молящийся обязан пользоваться только формулами, содержащимися в Писании и принятыми законоучителями в качестве установленного молитвенного текста (Бр. 33б). Талмуд предписывает также чтение благодарственных бенедикций (Бр. 6:1–3) и вознесение хвалы Богу за Его дивные дела и великолепные творения (Бр. 9:1, 2; подробнее — 58б).

Молитва должна быть обращена непосредственно к Богу, а не к архангелам-посредникам (ТИ., Бр. 9:1, 13а). Высказывалось, однако, и мнение, что ангелы служения передают Богу молитвы людей (Шаб. 12б). Молитвы некоторых людей считались особенно эффективными; люди, известные своей ученостью, но не обладавшие даром молитвы, просили таких святых молиться за них (Бр. 34б). Незамедлительный ответ Бога на молитвы таких людей иллюстрировался многочисленными рассказами о чудесах (Та‘ан. 3:8, 23а–б). Танна Ханина бен Доса (1 в. н. э.), помолившись о больном, мог сказать, услышана ли его молитва (Бр. 5:5).

В средневековой еврейской мысли обсуждение теологических проблем, связанных с молитвой, занимает незначительное место. Верный своему учению о неприменимости к Богу каких-либо положительных определений, Маймонид допускает упоминание в литургических текстах лишь тех Божественных атрибутов, которые упоминались пророками; он возражает против вольной лексики сочинителей литургических гимнов (Майм. Наст. 1:59; ср. Авра хам Ибн Эзра, комментарий к Эккл. 5:1). В отличие от законоучителей Талмуда, Маймонид считает предписание молиться ежедневно библейским. Средневековые еврейские мыслители особенно подчеркивали значение внутренней, духовной стороны религиозной жизни, необходимость концентрации внимания ( каввана ) на произносимой молитве. Согласно Маймониду, « каввана означает, что человек должен очистить свой ум от всех посторонних мыслей и считать себя пребывающим в Божественном присутствии» (Майм., Яд., Хилхот Тфилла, 4:16).

В каббале высказывается мнение, что молитва обращена не к трансцендентному Божеству (см. Эйн-соф), но лишь к Его проявлению в стадиях эманации — сфирот. Поэтому с молитвой о милосердии обращаются не к самому Богу, а к его эманации в сфире любви — доброты ( хесед ). Под влиянием человеческой молитвы эта Божественная эманация может действовать на земле. Понятие кавванот (множественное число от каввана ) в каббале подвергается переосмыслению, приобретая магический оттенок.

Видео (кликните для воспроизведения).

В современной мысли. Ранние представители реформизма в иудаизме, сохраняя верность традиционному пониманию молитвы, занимались преимущественно такими вопросами, как целесообразность сохранения просьб о восстановлении жертвоприношений или о возвращении в Сион, а также возможность читать молитвы на языке народа, среди которого проживают евреи. В 20 в. еврейские мыслители обратились к рассмотрению основных философских проблем, связанных с молитвой. Особую трудность представляла проблема согласования просьбы, содержащейся в молитве, с современными научными представлениями о причинности. Наблюдается известный переход от понимания молитвы как средства воздействия на решения Бога к пониманию ее как средства влияния на внутренний мир человека. Тем не менее, представление о сущности молитвы как о форме общения человека с Божеством по-прежнему преобладает и в современном иудаизме.

Вечерняя молитва в синагоге
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here