Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
My soul magnifies the Lord, and My spirit hath rejoiced about Bose My Savior.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
As the illu of the humble servants of His, for behold from henceforth shall call thee Max Rodi.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
Thou hath done to Me is mighty, and Holy is His name, and His mercy is from generation to generation that fear Him.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
Create power, muscle Strength, the proud: scatter the mind of their heart.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
Nisai strong from the throne, and voznesu smirennyj; hungry give blessings, and let go of Bogataya TSI.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
Vesprit of Israel His servant, pomenuti mercy as a verb to our fathers, to Abraham and to his seed even to eternity.
Refrain: More honourable than the Cherubim, and glorious without compare than the Seraphim, who without corruption God the Word, o Lord, who art the Theotokos, Thee do we magnify.
«Смысл и значение церковных служб.
Одной из причин, мешающей человеку из захожанина превратиться в настоящего прихожанина храма, часто называют язык Богослужения: мол, молитвы и сама служба непонятны, поскольку звучат не на современном русском, а на древнем церковнославянском» — отрывок из статьи.
Полностью данную статью можно прочитать в разделе нашего сайта «Другие разделы» —> «Статьи от матушки Захарчук» или перейдя по прямой ссылке: читать данную статью полностью…
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389).
Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея Померанцева и мч. Алексия Зверева (1918); сщмч. Владимира Цедринского пресвитера (1918); сщмчч. Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, прмч. Елевферия Печенникова, прмцц. Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мч. Феодора Захарова (1937); прп. Александра Уродова исп. (1961).
Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).
2 Кор., 172 зач., II, 14 – III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23–28, и за среду (под зачало): 2 Кор., 173 зач., III, 4–11. Мф., 96 зач., XXIII, 29–39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
С этого дня по отдание Успения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Преукраше́нная Божественною славою. ».
Икона Божией Матери «ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА» **********************************************************************
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истле ния Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 45 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Каждый православный человек должен знать определенный перечень самых распространенных священных текстов, обрядов. Среди них есть молитва «Честнейшую Херувим и Славнейшую». Она входит с состав утреннего песнопения. В ее основе лежит текст хвалебной речи Богородицы, только было добавлено еще припев. Эта молитва-величание было написано преподобным Космой Маюмским. Пророчество Захарии вместе с этой молитвой в комплексе составляют 9-ю песнь канона.
При ее исполнении священник проводит каждения алтаря и всего храма. Данную молитву очень любят люди. Многие говорят о том, что во время ее пения сама Божья Матерь проходит по храму и благословляет тех, кто молится с усердием.
Пребывая в храме, можно увидеть людей, которые крестятся и кланяются невпопад. Перед тем, как бить покаянные поклоны, верующим стоит узнать все правила поведения в церкви. Так, после произнесения данного молитвенного текста стоит:
Великое благословение, пребывая в храме во время богослужения, не просто исполнять христианский долг, а наполняться присутствием Господа и воздавать Ему хвалу.
Молитва «Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения, состоящая из хвалебной песни Пречистой Девы и припева «Честнейшая», она взята из Святого Писания, содержит в себе пророчество Захарии.
Слова благодарственной молитвы «Величит душа моя Господа» взят из Евангелия от Луки, который описал встречу Девы Марии с праведной Елисаветой, имеющей в чреве своем будущего Иоанна Предтечу. (Луки 1:42-43). Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала о приходе обещанного Богом Миссии, это был завет Творца всему еврейскому народу.
Дева знала, что должен прийти Спаситель мира, трудно даже представить, какие чувства испытывала невинная девушка, мужа не знавшая, когда явился архангел Гавриил и сообщил о Ее беременности от Духа Святого.
Возможно, девушку терзали сомнения и страхи, но при встрече с праведной Елизаветой она услышала слова Бога. Она была названа благословеннейшей среди женщин после того, как с величайшим смирением приняла Благую весть.
Интересно! Апостол Лука мог записать священный текст со слов Пречистой Божьей Матери, встретившись с Ней после распятия и вознесения Иисуса Христа.
Евангелие Луки начинается молитвенным гимном, наполненным благодарственными словами и смирением Той, которая не только дала земную жизнь Спасителю мира, но и стала свидетельницей Иисусовой победы. После вознесения Христа на земле осталась Его Церковь, которую не могут одолеть врата ада.
Гордыня, зависть, внешнее торжество ослепило сердца Противников Сына Божьего, они через корысть, подкуп, измену, ложь пытались уничтожить Посланника, но при этом сами сошли в могилу бесславия, а верные Учителю рыбаки пошли по всему миру, неся благодарственную песнь.
Константинопольский литургист 14 века Никифор Каллиста утверждает, что припев «Чеснейшая» написан преподобным Косьмой Маюмским в восьмом столетии, однако величие Пречистой Марии встречается и в молитвенных воззваниях преподобного Ефрема Сирина, жившего в 4 веке.
Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Боговоплощение Иисуса неотделимо от величия Пресвятой Богородицы, Которая намного выше ангелов и архангелов.
Евангельская песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» — христианское сокровище, выражение благодарности Творцу за дарованные Ним чудеса, это победный гимн, торжество смирения, приносящего огромные плоды и дары в жизнь верующих людей.
Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.
Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.
Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.
Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.
В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.
В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.
Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама.
Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:
- второй день Рождества Христова;
- Крещение Господнее;
- Троица;
- Обрезание и другие.
Величественная песня приходит на помощь в минуту особой благодати, когда человеческих слов не хватает для выражения благодарности Богу за Его великие дела и чудесную помощь.
Если читать и внимательно вдумываться в каждое слово молитвы, можно найти покой в те моменты, когда неспокойно на душе, в момент разочарований и предательства. Милость Господня из рода в род не оставляет праведных и смиренных. Его покров над верными детьми Его.
О́тче наш, Иже еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Све́те Ти́хий святы́я сла́вы Безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́!
П рише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га.
Д осто́ин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, Живо́т дая́й, те́мже мир Тя сла́вит!
Перевод: Иисусе Христе, Тихий (ясный, радостный) Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного! Мы, доживши до солнечного заката, и увидавши вечерний свет, прославляем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Тебя, Сыне Божий, следует воспевать во все времена голосами святых людей, ибо Ты всему подаешь жизнь; поэтому Тебя прославляет вся вселенная. 1
Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
О блече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася.
И ́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Д о́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.
Перевод: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. 3
Кто бог ве́лий я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог творя́й чудеса́.
Стих 1: Сказа́л еси́ в лю́дех си́лу Твою́.
Стих 2: И рех: ны́не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́шняго.
Стих 3: Помяну́х де́ла Госпо́дня, я́ко помяну́ от нача́ла чудеса́ Твоя́. И па́ки: Кто бог ве́лий:
Перевод: Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. И снова: Кто Бог так великий… 3
Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам.
Б лагослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь.
Б у́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя.
Б лагослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.
Б лагослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м.
Б лагослове́н еси́, Святы́й, просвети́ мя оправда́нии Твои́ми.
Г о́споди, ми́лость Твоя́ во век; дел руку́ Твое́ю не пре́зри.
Т ебе́ подоба́ет хвала́, Тебе́ подоба́ет пе́ние, Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру, всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́.
Перевод: Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей). 1
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Утверди́, Бо́же, святу́ю правосла́вную ве́ру, ве́ру правосла́вных христиа́н. Утверди́, Бо́же, во век, во век ве́ка.
Величит душе моя Господа Честнейшую Херувим
Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моём.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!
Просмотров: 269
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников.
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.
Литургическое освещение праздника. История праздника.
Песнопения всенощного бдения в исполнении хора Сретенского монастыря (mp3).
На великой вечерне:
На Господи воззвах поются только стихиры Успения. Стихиры изображают самую суть события, полагая, что Успение Богородицы, как носительницы жизни (1-я «О дивное чудо»), как престола Божия (2-я «Дивны Твоя тайны»), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему и вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других (3-я стихира — «Твое славят успение»). Заключительная стихира «Богоначальным мановением» дает картину события в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой и невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами), заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа.
Читаются три паремии Богородицы. (1-я — видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11-17), 2-я — видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27-44:4), 3-я — дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1-11).
Совершается лития. Стихиры на литии ставят целью себе всесторонне раскрыть значение события и посему начинают со значения его для ближайших участников — апостолов (1-я стихира «Подобаше самовидцем»). Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению (2-я стихира «Яже небес вышшая») и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу — Отцу и Сыну (3-я стихира «Всенепорочная Невеста»). Указывается частное значение события для мира (4-я стихира «Приидите, вcu концы»), Церкви (5-я стихира «Приидите, празднолюбных собор») и для Самой Богоматери (6-я стихира «Воспойте, людие»).
Стихиры на стиховне — Успения . Эти стихиры останавливаются на соотношении между событием Успения и Боговоплощением, объясняя из последнего первое. В частности 1-я стихира «Приидите воспоем» вообще устанавливает эту связь; 2-я «Давидскую песнь» берет Боговоплощение в узких пределах его земной среды, как рождение Христа от семени Давидова; 3-я «Всечестное Твое успение» из Боговоплощения выводит значение события столько для мира ангельского, сколько человеческого. Заключительная стихира «Егда изшла ecu» изображает участие в погребении апостолов (как представителей человечества) и людей.
По Трисвятом трижды тропарь Успения (дается с переводом). Чтобы раскрыть саму сущность события, тропарь сопоставляет празднуемое событие — Успение Богоматери — с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия. И то и другое совершенно выходит из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной. Так, Успение Богородицы получает соответствующее значение и для нас — избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти.
На утрене:
Тропари на Бог Господь — дважды тропарь Успения , Слава и ныне – тот же тропарь.
По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея .
Прокимен Богородицы, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: С лыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.
По 50 псалме поется стихира праздника. Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о Успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянному 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром. Заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей.
Канонов – два: первый — «Преукрашенная Божественною славою» св. Космы Маиумского (VIII в.) и второй — «Отверзу уста моя. » преп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Поется катавасия Успения — ирмосы обоих канонов.
На 9-й песни Честнейшую не поем, но поется припев и ирмос 1-го канона (служащие задостойником на литургии). Припев: «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».
Этот же припев поется ко всем тропарям 1-го канона. К тропарю второго канона — другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божией Матери».
На хвалитех стихиры Успения .
На Литургии:
Антифоны поются изобразительные.
Тропари по входе — тропарь Успения , Слава и ныне — кондак Успения (даются с переводом).
Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Вместо «Достойно» поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона
Причастен Богородицы: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову.
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери.
В ряду церковных песнопений, взятых в богослужебный обиход непосредственно из Священного Писания, особое место занимает песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа» или «Честнейшая». Стихи этой песни приведены евангелистом Лукой в описании встречи Святой Марии и праведной Елисаветы (Лк. 1,46-55). Их исполнение на богослужении сопровождается припевом, прославляющим Пресвятую Богородицу. Начало этой благочестивой традиции видим у праведной Елисаветы, которая при встрече с Марией громко воскликнула, исполнившись Святого Духа: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1,42-43). Согласно с этим прославлением Матери Господа составлен припев: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».
икона Божией Матери «ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА»
Икона середины XVII века, созданная ярославскими иконописцами. В основу названия иконы с аллегорическим изображением песнопения Богородице положены слова, сказанные Девой Марией: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46-48).
Этими словами начинается песнь Пресвятой Богородице под названием «Честнейшую», которую поют на утрени Всенощного бдения.
Существует другой иконографический вид иконы с таким названием, на котором изображена Богородица со свитком в руке. На свитке написаны начальные предложения песнопения Пресвятой Богородице.
Пресвятая дева Мария совершила визит к своей дальней родственнице праведнице Елисавете, находившейся уже в преклонных годах. Обе женщины находились в положении. Радость Божественного присутствия преисполнила младенца во чреве Елисаветы и передалась матери его. Она встретила Богородицу пророческими словами благословления Сына Божьего.
В ответ Царица Небесная произнесла торжественный гимн во славу Господа. Ее речь благодарности была записана и впоследствии превращена в молитву «Честнейшую Херувим».
В Евангелии почти не приведено описаний речей Пресвятой Царицы Небесной, но этот лирический и провидческий текст молитвы «Честнейшую Херувим» получил в христианстве богослужебное предназначение. По традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами.
Дьякон проводит обряд каждения повсеместно во всей церкви. Начинает он со святого престола и алтаря, затем обходит царские ворота и останавливается по правую сторону иконостаса у иконы Божьей матери, затем дает указ хору начинать пение.
В некоторых храмах поют антифонно на два хора, но в большинстве случаев молитву Честнейшую Херувим исполняют всей общиной совместно с прихожанами.
Это славословие является данью признания и почтения Девы Марии как истинной Богородицы и Царицы Небесной.
Верующие говорят, что искренне молящихся от всей души Пресвятая Матерь Божия осеняет личным благословением.
Издревле Богородица выступает защитницей рода человеческого перед Господом. Ей можно довериться и поведать о всех своих радостях и горестях. Царица Небесная преумножит отраду и утолит печали. Люди обращаются к ней в следующих случаях:
- неуверенность в себе;
- алчность, зависть и корыстные намерения;
- в поисках ответа на тягостные вопросы;
- в тяжелой жизненной ситуации.
Матерь Божия дарует смирение и стойкость духа, избавляет от всяких дурных помыслов и утверждает на пути праведном. По вере просящего да прибудет ему.
Оригинальный текст молитвы Богородице «Честнейшую Херувим» был создан на греческом языке, а позднее переведен на славянский.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спасе Моем.
Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре́ на смирение рабы Своея́, се бо от ныне ублажат Мя вси ро́ди.
Честнейшую херувим…
Яко сотвори́ Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в ро́ды родо́в боящимся Его. Честнейшую херувим…
Сотвори́ державу мышцею Своею, расточи́ гордыя мыслию сердца их. Честнейшую херувим…
Низложи́ сильныя со престол, и вознесе́ смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую херувим…
Восприя́т Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глаго́ла ко отце́м нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Честнейшую херувим…
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.